Русский язык

Правописание не и ни

Когда же писать не
, а когда ни
? Ответ прост: попробуйте «выкинуть» спорную частицу из предложения. Если смысл не изменится — нужно употребить ни
, в противном случае — не. (Какую бы книгу я ни
читала, везде встречаю героев, похожих на своих близких.) Если убрать предложения останется тем же, грамматически оно не пострадает.

(Кто не
готовился к экзаменам, сдал их очень плохо.) Если убрать частицу, смысл предложения изменится на противоположный. Необходимо употребить не
.

Также следует помнить, что в восклицательных предложениях вместе с частицей только
всегда пишется не.
(Где он только не
искал пропажу — все бесполезно!)

Инструкция

Если вам нужно научиться находить частицы в тексте, то прежде всего запомните, что — это служебная часть речи. Поэтому вы не сможете к этому слову поставить вопрос, как, например, к самостоятельным частям речи (имени существительному, глаголу, наречию и т.д.).

Научитесь отличать частицу от других служебных частей речи (предлогов, союзов). К ним также нельзя поставить вопрос, как и к частица
м. Но и союзы выполняют иную работу в предложении. Если предлоги связывают слова в синтаксических конструкциях, а союзы — либо простые предложения в составе сложного, то частицы необходимы нам, например, для того, чтобы образовать наклонение у глагола.

Употребите глагол «дружить» в повелительном и в условном . Вам нужно использовать для этого формообразующие частицы. Так, частицы «бы», «б» образуют условное наклонение «дружил бы». А вот такие частицы, как «пусть», «пускай», «да», «давай», «давайте», помогут вам выразить какую-то просьбу или приказ, т.е. употребить глагол в форме : «пусть дружат».

Имейте в виду, что частицы необходимы и для того, чтобы выразить свои мысли: что-то уточнить, высказать утверждение или отрицание, указать на какую-то деталь, смягчить требование и т.д. Например, частицы «не» и «ни» помогут вам сообщить об отсутствии чего-либо, частицы «лишь», «только» — уточнить что-то и т.д. А в предложении «Вон там, за горами, показалось солнце» частица
«вон» указывает на действие.

Научитесь отличать частицу «ни» от повторяющегося союза «ни-ни». Например, в предложении «Я не могу ни плакать, ни смеяться» слова «ни-ни» являются повторяющимся союзом, т.к. они связывают однородные сказуемые. А вот в предложении «Где бы он ни был, всюду находил друзей» слово «ни» является частицей, т.к. вносит дополнительный смысл (утверждение) в данную синтаксическую конструкцию.

Научитесь отличать частицу «то», которая необходима для смягчения требования, от суффиксов в неопределенных местоимениях или наречиях. Так, в предложении «Упражнение-то успел ?» частица
«то» помогает внести дополнительный оттенок. А вот в наречии «где-то» или в местоимении «кто-то» «то» является суффиксом, при помощи которого от и образуются новые слова. Запомните, что частица
«то» через дефис с .

Знайте, что частицы не являются членами предложения, как и все остальные служебные части речи. Но в некоторых случаях, например, при употреблении глагола с частица
ми «не», «бы», «б», они будут играть синтаксическую роль одновременно со сказуемым.

Частицу порой можно спутать с другими служебными . Хотя она не является полноправным членом предложения, она способна внести путаницу, из-за чего можно, к примеру, поставить лишнюю запятую. Время от времени стоит повторять школьную программу и освежать в памяти базовые вещи, чтобы не допускать простых ошибок.

Частица относится к служебным частям речи и служит для выражения различных смысловых оттенков слов и , а также для образования форм слов. Они не являются членами и не изменяются. Все существующие частицы можно разделить на два разряда: смысловые и формообразующие.

Смысловые частицы, как следует из названия, необходимы для выражения смысловых оттенков, тонкостей, нюансов. В зависимости от значения, они классифицируются по следующим группам:1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;2) вопросительные: разве, неужели, ли (ль) ;3) указательные: вот, вон;4) уточняющие: именно, прямо, как раз, точно, точь в точь;5) ограничительные / выделительные: только, лишь, почти, единственно, то;6) восклицательные: что за, как, ну (и) ;7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё таки, ну;8) смягчительные: -ка, -то, -с;9) со значением : едва (ли), вряд (ли).

Формообразующие – это частицы, необходимые для образования или условного наклонения: бы, пусть, пускай, давай, да. Такие частицы всегда являются компонентами глагольной формы, а следовательно входят в состав того же члена предложения, что и .Некоторые исследователи выделяют дополнительную группу частиц, не попадающих ни под одну из вышеперечисленных категорий: мол, якобы, дескать.

Разряды частиц

Их не надо учить, но они помогают запомнить сами частицы. Вот вам разряды с примерами, частицы я в каждом примере выделю полужирным.

  1. Отрицательные. Я не знаю. Мы далеко не первые. Ни кола, ни двора.
  2. Вопросительные. Разве ты не знаешь? Неужели ты согласился?
  3. Указательные. Дайте мне вон ту рыбу. Покажите вот этого кролика.
  4. Уточняющие. Точь-в-точь как Дед Мороз. Прямо как снегурочка. Точно терем расписной.
  5. Ограничительно-выделительные. Они выделяют «часть» чего-то. Я только спросить (и больше ничего делать не буду). Нам хотя бы такую зарплату. Я просто хотел помочь.
  6. Восклицательные. Почувствуйте восклицание в примерах. Как ты?! Что за подстава?! И ведь знает, что я увижу, знает!
  7. Усилительные. Я даже суп сварил! Я же сказал! Он ведь царь. Он всё-таки все разболтал!
  8. Частицы, которые обозначают сомнение в чем-либо. Вряд ли повезет. Едва ли мы доберемся к вечеру до дома.
  9. Побудительные. Пусть войдет! Давай, поднимайся! Ну, ну, пошла, пошла! Налейте-ка мне тарелочку соляночки!
  10. Сравнительные. Он как будто с луны упал. Музыка словно из сказки.
  11. Утвердительные. Вы согласны? Конечно! Да, я ошибся.

Предлог — это служебная часть речи

Некоторые русские системы речи состоят из слов, обозначающих предметы (караул, пожар), признаки (хорошо, светло), действия (купание), количества (2, 3) и т.д. Эти слова относятся к самостоятельным частям речи: существительным, прилагательным, глаголам и числам. Они обладают характерными морфологическими и синтаксическими свойствами.

Вместе с ними в русском языке есть полезная часть речи.

Чтобы понять, в чем заключается замысел, обратите внимание на словосочетания

  • гулять в пар­ке;
  • каша с изю­мом;
  • спу­стив­ший­ся с крыль­ца;
  • знак на нём;
  • к двум дру­зьям.

В этих словосочетаниях используются слова из независимых частей речи и их типов. Посмотрите на короткие слова, которые соединяют их в словосочетания. Части речи (существительные, местоимения, числительные) также могут помочь создать формы уменьшения. Сами по себе эти короткие слова не имеют лексического значения. Они не изменяются и поэтому не имеют грамматических характеристик. Сами по себе они не являются членами предложения. Их нельзя спрашивать по отдельности. Они являются характеристиками инструментальной части речи, намерения.

Определение Намерение — это органическая часть слова, которая выражает сочетание слов и связь слов в предложении.

Чтобы выяснить это самостоятельно, рассмотрите это предложение.

Намерение «сверху» и «сзади» связано с созданием существительных осень «небо» и «облако». Семантические и грамматические связи между словами и предложениями устанавливаются с помощью имен существительных и окончаний. Когда эти средства связи удаляются, предложение теряет смысл и становится отдельным набором слов: небо, луна, появилось облако.

Намерение — это слово, которое вместе с косвенными существительными, местоимениями и арифметическими падежами выражает различные отношения между элементами слов и предложений.

Определение

Интенции — это вспомогательные части речи, предназначенные для выражения отношений между взаимозависимыми словами.

Помимо окончаний слов, намерения помогают связать слова вместе в словосочетаниях «слово-предложение».

Особенность намерений в том, что их нельзя изменить. Они не являются членами предложения, а только членами предложения, к которому принадлежат.

Структурная классификация

Частицы отличаются по составу. Выделяют простые, составные, расчленяемые, не расчленяемые и фразеологизмы. Для первой группы характерна общая простота: односложность, односоставность. Такие элементы относятся к первообразным или происходят от предлогов, союзов, самостоятельных частей речи. В виде списка или таблицы частицы русского язык простого типа показывают свою связь с другими фрагментами речи.

Часть речи Частица
1 наречия единственно, именно, действительно, благо, вот, окончательно, решительно
2 союзы даже, ведь, будто, ровно, только, хоть, что
3 глаголы было, дай, давайте, знай
4 междометия эк, ишь, спасибо
5 предлоги вроде
6 местоименные элементы оно, чего, себе, какое
7 компаративные прилагательные и наречия более, скорее, лучше

Составные частички могут образовываться в результате:

  • объединения двух частиц;
  • сочетания с союзом;
  • добавления предлога или наречия.

Элементы могут быть неразделяемыми и разделяемыми. То есть, между долями составных частиц могут располагаться другие слова. К делимым можно отнести такие примеры:

  • так и (Так коммуникации в наше садовое хозяйство и не подвели.);
  • хоть бы (Хоть замолчал бы!);
  • вот и (Вот так и верь прогнозу погоды!);
  • как бы не (Как бы заморозков не было.).

Существуют частицы, которые разделяются в любом случае — не ли (Не выпить ли с устатку?), не же (Не сам же я буду готовить?).

Неделимые элементы обязательно должны быть расположены в определённом порядке — в противном случае они не будут отвечать своей роли. К наиболее распространёнными образцам можно отнести:

  • вряд ли (Вряд ли можно было сказать лучше!);
  • и так (Я и так делаю всё, что в моих силах!);
  • далеко не (Он далеко не самый уверенный пользователь ПК.);
  • никак нет (Никак нет, товарищ прапорщик!);
  • что ж (Что ж, пир удался на славу.).

В языке могут возникать фразеологизированные элементы. Это результат слияния служебных слов, их комбинаций с обособившимися от своих групп наречий, глаголов. Такие служебные составляющие могут быть делимыми и неразделяемыми. Примерами могут служить:

  • не иначе (Не иначе гости запаздывают.);
  • не то чтобы (Не то, чтобы я любил поэзию, скорее чувствую её.);
  • нет чтобы (Нет чтобы уроки учить, он книжку читает!);
  • то ли дело (В городе дышать нечем, то ли дело в деревне.);
  • точь-в-точь (Маруся выросла красавицей — точь-в-точь покойная мать.);
  • что ни на есть (Василий самый что ни на есть заправский повар.);
  • того и гляди (Семена, того и гляди, дадут первые всходы.).

и деепричастиями

Непросто приходится школьникам запоминать правила правописания данной частицы с различными группами речи. Каждая из них имеет свои орфографические особенности. Как же пишется частица «Не» с деепричастиями? Ответ на этот вопрос прост: всегда раздельно. Сразу же вспоминаем ее аналогичное правописание с глаголом. Деепричастие образуется как раз от него. Отсюда и одинаковый принцип их написания. Например: не делать — не делая, не загорать — не загорая.

Однако бывают случаи, когда слово без этой важной частицы попросту не употребляется. В таком случае мы будем ее писать слитно

Рассмотрим пример: Негодовать по поводу дождя — кричать, негодуя по поводу дождя. Как с глаголом, так и с аналогичным деепричастием отрицательная частица пишется вместе.

Данное правило легче всего запоминается обучающимися, поскольку исключений у него совсем немного.

Что такое предложение

Первоочередно следует разобраться в деталях и в частности понять, что такое предложение, поскольку грамматическая конструкция выделяется именно в нем.

Предложения бывают разными. Они делятся на множество отдельных категорий.

В чем заключается разница между предложением и словосочетанием

Предложение не обязательно должно быть длинным, оно вполне может состоять из одного или двух слов (к примеру, «Вечерело» или «Я приехал»). При таком положении вещей его легко можно спутать со словосочетаниями.

Его основное отличие от короткого предложения заключается в том, что у словосочетания не может быть грамматической основы. Если оно состоит из подлежащего и сказуемого, то это уже нераспространенное предложение.

Примеры словосочетаний:

Еще одно важное отличие, с помощью которого можно определить, какая синтаксическая единица перед нами. Оно заключается в том, что в предложениях, даже коротких, ясна законченная мысль автора

В словосочетаниях такого нет.

Значения частиц

Частица как часть речи не изменяется. По значению и роли в предложении частицы делятся на формообразующие, модальные (также называются смысловыми) и отрицательные частицы (к ним относятся НЕ и НИ). Иногда отрицательные частицы не выделяются как особый разряд и рассматриваются как модальные.

Формообразующие

Формообразующие частицы служат для образования условного и повелительного наклонения глагола.

Условное наклонение глагола образуется при помощи частицы бы (б), которая в предложении может стоять после глагола, к которому относится, перед ним или может отделяться от глагола другими словами: Я сделал бы лучше; Я бы сделал лучше; Я бы лучше сделал.

Повелительное наклонение глагола образуется при помощи частиц да, давай (давайте), пусть (пускай) и форм изъявительного наклонения: да здравствует; давай мы сходам; пусть он прочитает.

Модальные (смысловые)

Модальные частицы вносят в предложение различные смысловые оттенки (вопрос, указание, уточнение, выделение,  ограничение), а также выражают чувства и отношение говорящего (восклицание, сомнение, усиление, смягчение требования).

Значение Частицы Пример
Вопрос (+ сомнение, кроме ли) ли, разве, неужели Понравился ли тебе праздник?
Указание вот, вон, а вот, а вон Вот дом, а вон там — дорога.
Уточнение как раз (чаще в разговорной речи), именно Именно это нам нужно.
Выделение и ограничение только, почти (чаще в разговорной речи), лишь, исключительно Только я ничего не знал. Наша группа состоит исключительно из опытных альпинистов.
Восклицание что за, как Как здорово! Что за чудо!
Сомнение вряд ли, едва ли Вряд ли он придёт сегодня.
Усиление даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё- таки, ‑то Я всё-таки помогу тебе. Мы ведь друзья. Ты-то сам должен попытаться.
Смягчение -ка Принеси-ка мне ручку.

Отрицательные

Отрицательные частицы по-разному выражают отрицание либо утверждение: Не, ни:

Как мы его ни просили, он не согласился пойти с нами.

Частицы -то, кое‑, ‑нибудь, ‑либо служат для образования неопределённых местоимений: кто-нибудь, кое-чей, где-либо.

Части речи в русском языке

Речь, подобно конструктору состоит из нескольких разных частей. Многие сейчас возразят, что речь состоит из слов и это абсолютно верно. Просто слова – это и есть части речи. Вот, например.

Идет сильный дождь. В этом предложении три слова и три совершенно разные части речи, потому что каждое слово в этом предложении отвечает на разные вопросы.

Если мы спросим «что дождь делает?», то получим ответ «идет». Если просим «какой дождь идет?», то получим ответ «сильный». А на вопрос «что идет», услышим в ответ «дождь».

В русском языке под частями речи понимают группы слов, которые имеют общие признаки по своей морфологии. В разных частях речи для различных групп слов эти признаки не всегда однородны. Более того, все слова русского языка делятся на две группы, немеждометные слова и междометия.

Междометия – это слова, обазначающие эмоции, волеизъявления, или другие формы речевого этикета и в разговорной (а также письменной) речи они не изменяются.

Примеры форм междометий: Эмоции – «ах», «увы», « да что ж такое», «черт побери», «браво», «ай-яй-яй» и другие. Волеизъявления – «стоп», «баста», «брысь», «помилуй» и прочие. Формы речевого этикета– «спасибо», «привет», «до свидания», «не стоит», «пожалуйста» и т.д.

В некоторых случаях междометия могут выступать в форме звукоподражания, например, «хи-хи-хи», «ха-ха-ха», «гав-гав» и прочее. Они не выражают эмоций, или волеизлияний, не являются формами этикета, а могут выступать членами предложения.
Пример.
«А девица – ха-ха-ха, да хи-хи-хи!» В этом случае междометие звукоподражания выполняет роль сказуемого.

Особенность этой части речи состоит в том, что они не вступают ни в какие синтаксические связи другими частями речи и членами в предложениях. Они всегда обособлены и выделяются запятыми с обеих сторон, а в разговорной речи подчеркиваются усилением эмоции.

Немеждометные слова тоже разделяются на две группы: служебные и самостоятельные. Они имеют существенные отличия друг от друга. Например, самостоятельные могут выступать в предложении без служебных, а вот наоборот не получается. Служебные слова в этом случае не изменяются, и выполняют функцию передачи формально-смысловых отношений между самостоятельными немеждометными словами.

Примеры служебных немеждометных слов:

Предлоги – все («к», «до», «перед», «после», «в течение», «на» и т.д.). Союзы – все («и», «да» в значении «и», «как будто», «несмотря на то что» и другие). Частицы – все («именно», «не», «только», «вовсе»).

В свою очередь самостоятельные слова делятся на местоименные и знаменательные. Знаменательные называют предметы, их признаки, действия, количество, в то время как местоименные указывают на предметы, их признаки, действия, количество, но не называют их. Местоименные слова образуют отдельную часть речи под названием «местоимение», к которым мы вернемся несколько позже.

Примеры местоименных слов: «стул» — «он», «высокий» — «такой», «легко» — «так», «семь» — «сколько» и т.д.Знаменательные слова делятся на части речи в зависимости от того, какое значение (обобщенное или необобщенное) они имеют, какие морфологические признаки, синтаксические функции и связки. Из знаменательных слов выделяют пять групп частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие и глагол.

Каждая самостоятельная часть речи должна иметь обобщенное значение, морфологические признаки, синтаксические функции и связки. Например, имя существительное – самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, имеет род, изменяется по числам, склоняется по падежам, в предложении выполняет синтаксическую функцию подлежащего или дополнения. Или глагол – самостоятельная часть речи, обозначающая действие, изменяется по родам и числам, в предложении выполняет синтаксическую функцию сказуемого, может входить в составное сказуемое, или играть роль подлежащего, дополнения, определения или обстоятельства.

Как подчеркивается какая часть речи?

Если Вы имеете ввиду члены предложения, то они подчеркиваются следующим образом:

  • подлежащее (кто? что?) – сплошной линией
  • сказуемое (что делает?) – двумя сплошными линиями
  • определение (какой?) – волнистой
  • дополнение (кого? чего? кем? чем?) – пунктиром
  • обстоятельство (как? где? куда?) – пунктиром с точкой

3 2 6 · Хороший ответ

подлежащее (кто? что?) – сплошной линиейсказуемое (что делает?) – двумя сплошными линиямиопределение (какой?) – волнистойдополнение (кого? чего? кем? чем?) – пунктиромобстоятельство (как? где? куда?) – пунктиром с точкой

1 7 · Хороший ответ

Вот так я всё запоминаю

Спасибо, я делал домашку по русскому, и там было написано подчеркнуть каждый член предложения, в том числе и наречие. Но нам не объясняли как подчёркивать наречие, и тут вы помогли.

2 2 · Хороший ответ

так сдесь же нет наречия)

Когда частица “пол-” пишется слитно со словами, а когда раздельно?

Всегда пишется вместе,кроме трех случаев: 1)если после приставки пол- стоит слово,которое начинается на гласную(пол-арбуза); 2)начинается на букву Л(пол-лица);3)стоит имя собственное(пол-Москвы).

8 9 · Хороший ответ

Как правильно писать: приду или прийду?

Изначально в языке не было слова «идти», было «ити». Буква «д» прилипла просто для удобства произношения. Никакой морфологической функции она не выполняет. А вопрос – прийти или придти – возник именно из-за проверочного слова «идти». До 1956 года допускались оба варианта, иногда было даже «притти», но потом лингвисты собрались в кучу, почесали головы и пришли к единому мнению. Правильно – приду. А выпадающие буквы – не редкость для русского языка.

9 6 · Хороший ответ

Передо какая часть речи в русском языке?

“Передо” является предлогом в русском языке. По морфологическим признакам – это неизменяемое слово. По синтаксической роли предлог “передо” не является членом предложения.

Правильно писать “из” или “с”?

Можно очень просто запомнить: если на вопрос “куда?”, вы начинаете ответ с предлога “на”, то на вопрос “откуда?”, нужно будет говорить “с . ” (например, “на Камчатку – с Камчатки”, “на полигон – с полигона”). А вот если на вопрос “куда?” следует ответ “в . “, то “откуда?” будет начинаться с предлога “из”. Например: “в Челябинска – из Челябинска”, “в Россию – из России”, “в отпуск – из отпуска”, “в школу – из школы”. Говорить “пришел со школы”, ” вернулся с отпуска” – неграмотно, это грубое нарушение правил русского языка.

Источник статьи: http://yandex.ru/q/question/hw.russian/kak_podcherkivaetsia_kakaia_chast_rechi_0194601a/

Разряды частиц

В соответствии с функциями выделяется три разряда частиц:

Формообразующие частицы

Относящиеся к первому разряду используются при образовании форм самостоятельных частей речи (варианты представлены в таблице).

Часть речи Примеры
глагол условное наклонение Без клумбы с поздними астрами осенний сад выглядел бы совсем уныло. (выглядел бы) Вышли б вы погулять. (вышли б)
повелительное наклонение Пусть Наташа принесёт бабушкину шаль. (пусть принесёт) Пускай заказчик придёт через неделю. (пускай придёт) Да будет всем мир! (да будет) Давай поедем отдыхать на море. (давай поедем) Давайте соберём букет цветов. (давайте соберём)
составные степени сравнения прилагательного сравнительная Деловой костюм более уместен для конференции. (более уместен) Ребёнок стал менее пугливым, чем год назад. (менее пугливым)
превосходная Гепард – самое быстрое животное. (самое быстрое) Скала – наиболее высокая точка острова (наиболее высокая)
составная сравнительная степень наречия Отнеситесь к работе более ответственно (более ответственно) Сегодня менее жарко, чем вчера. (менее жарко)
особая форма прошедшего времени Старик пошёл было домой, но вдруг вернулся. (пошёл было) Начавшийся было дождь внезапно перестал. (начавшийся было)

Отрицательные частицы

Второй разряд включает в себя частицы не и ни.

Не – выражает значение отрицания, отсутствия.

  • Это сова. – Это не сова.
  • Волк поймал зайца. – Волк не поймал зайца.

Двойное не отрицает само себя и получает противоположное значение – утверждения.

Прохожий не мог не заметить новый сквер.

Ни выступает в трёх ролях в зависимости от употребления:

На чисто вымытом полу ни соринки. отрицание.
На дороге не видно ни души. В кошельке нет ни копейки усиление уже выраженного отрицания.
Куда ни глянь, всюду подснежники. утверждение.

Усилительная частица ни употребляется в предложениях, где отрицательное значение уже выражено с помощью не или нет.

Модальные (смысловые) частицы

Модальные имеют второе название – смысловые. Какие в русском языке бывают модальные частицы, демонстрирует таблица.

Оттенок значения Примеры предложений
Вопрос Пойдёт ли Катя гулять? Неужели никто не видел, куда побежала собака?
Указание Вот и зима пришла. Квадрат – это равносторонний прямоугольник.
Уточнение Посетитель стремился говорить именно с руководителем. Продуктовый магазин находился как раз напротив больницы.
Усиление Начинающий турист захватил в поход даже сковородку. Этот врач – прямо волшебник.
Ограничение и выделение Он хотел всего лишь посмотреть, что происходит. Приём заявлений только по вторникам.
Восклицание Как красив осенний парк! Что за работы представлены на выставке!
Утверждение Вещи, конечно, следует со старой квартиры вывезти. Попугай правда разговаривал!
Сомнение Вряд ли конь возьмёт препятствие. До воскресенья выбраться к родственникам едва ли получится.
Смягчение требования Положи-ка дедушкину книгу на место. Полей-ка цветы.

Альтернативные классификации дополняют указанные группы разрядом словообразующих частиц, относя к ним присоединяющиеся с помощью дефиса морфемы отрицательных и неопределённых местоимений и сходных с ними наречий (кто-то, где-нибудь, кое-какой).

Также ряд лингвистов включают разряд отрицательных в качестве одной из подгрупп в разряд смысловых.

Что такое грамматическая основа предложения

Предложение может быть как односоставным, так и двусоставным. То есть в нём может быть и подлежащее, и сказуемое (в этом случае оно двусоставное и грамматическая основа состоит из двух слов), либо только что-то одно (тогда оно односоставное и грамматическая основа состоит из одного слова).

Грамматических основ в одной фразе может быть две и больше, в последнем случае мы имеем дело со сложным предложением, например:

— это простое предложение;

— а это сложное предложение.

В первом случае можно наблюдать только одну грамматическую конструкцию, а во втором — две. Помимо основы в обеих фразах также есть дополнительные слова, поэтому они оба — распространенные.

И подлежащие, и сказуемые могут быть выражены разными лексико-грамматическими категориями слов. Обычно в роли подлежащего выступает существительное, а в роли сказуемого — глагол, однако это далеко не единственный доступный вариант.

Как подчёркивается грамматическая основа

Основы часто нужно выделять на письме графически. Если возникла такая необходимость, то подлежащие надо подчеркивать одной чертой, а сказуемые — двумя. Также иногда нужно рисовать к предложению схему — там главные члены обозначаются аналогичным образом.

Схема к простому продолжению состоит из графически обозначенной грамматической конструкции в скобках.

Схема такого предложения выглядит следующим образом: . В схеме же к сложному предложению рисуется несколько скобок — в зависимости от количества основ.

Для данного предложения схема будет следующей: и . Для разных видов сложных предложений рисуются разные схемы.

Примеры выражения подлежащего разными частями речи

Чаще всего подлежащее выражается существительным. Пример подобного высказывания:

Подлежащим в этой конструкции выступает слово «стол», которое обозначает предмет. Однако могут встречаться и другие варианты. По факту, подлежащее может быть выражено множеством других частей речи. Проиллюстрировать это смогут конкретные примеры:

  1.   (подлежащее «я», оно выражено местоимением).
  2.   (подлежащее «девять», выражено числительным).
  3. (подлежащее «мудрый», выражено прилагательным).
  4. (подлежащее «послезавтра», выражено наречием).
  5. (подлежащее «прибывшие», выражено прилагательным).
  6. (подлежащее «ура», выражено междометием) .
  7. (подлежащее «служить», выражено глаголом-инфинитивом).

При синтаксическом разборе очень важно об этом помнить

Составное глагольное сказуемое: чем отличается от обычного

Сказуемое чаще всего выражено глаголом. Но бывает оно представлено и в виде составного глагольного сказуемого. Формируется из вспомогательного глагола-связки и глагола инфинитива. Чтобы проиллюстрировать это, можно привести следующий пример:

Сказуемое в этом предложении — словосочетание «следовало начать», где «следовало» — глагол-связка, а «начать» — инфинитив.

Подобные конструкции очень распространены и часто используются в устной и письменной речи.

Количество грамматических основ в предложении

Основ может быть неограниченное количество. Чаще всего она только одна или их две, однако встречаются конструкции с четырьмя и пятью основами. Между ними преимущественно ставятся знаки препинания, обычно — запятые, однако есть и различные другие варианты. Например, поставить тире или точку с запятой.

В некоторых случаях ставить знаки препинания между частями сложного предложения не нужно. В частности, если они относятся к одному слову или к одной вводной конструкции.

В целом, не рекомендуется использовать предложения с большим количеством основ.

  • Во-первых, они тяжело воспринимаются
  • Во-вторых, в них можно сделать очень много ошибок.

Разряды частиц

В связи со значением и функцией в предложении частицы делят на три группы:

  • смысловые (модальные)
  • словообразовательные
  • формообразующие.
Модальные (вносят различные смысло­вые оттенки, выра­жают чувства) Указательные вот, вон, это, вот и
Уточняющие именно, точно, подлинно, почти, как раз, ровно, в точности
Усилительные лишь, ни, же, даже, уж, и, ведь, все-таки, просто, прямо
Выделительно-ограничительные только, лишь, всего, хоть, всего лишь, лишь только, хоть (бы),  исключительно, единственно
Вопросительные разве, неужели, ли, а, что ли
Восклицательные как, что за, то-то, просто, ну и, прямо, еще бы, ишь
Утвердительные да, точно, так, ну да
Выражающие сомнение вряд ли, едва ли, навряд ли, авось
Выражающие смягчение требования -ка
Формообразующие Образующие условное наклонение б, бы

Она хотела бы напиться колодезной воды.

Образующие повели­тельное наклонение да, давай, давайте, пусть, пускай Пусть радостным будет твой день!
Отрицательные
НЕ Полное отрицание при сказуемом Ты не слышишь меня.
Частичное — при дру­гих членах предложения Не вам судить об этом.
Утверждение в воскли­цательных и вопроси­тельных предложениях Чего только не увидишь здесь!

Кто не знает Юрия Гагарина?

В устойчивых сочетаниях едва не, чуть не, вовсе не
При двойном отрицании Не можем не сообщить об этом (= дол­жны сообщить, обязательно сообщим)
НИ Усиление при отрица­нии с «не» Я не скажу больше ни слова.
Усиление утверждения в придаточных с уступи­тельным оттенком Как ни трудно, а выполни это. (=хотя трудно, выполни).

Формообразующие частицы пусть, пускай, да, давай, давайте, бы (б) употребляются при образовании форм повелительного и условного наклонения глагола.

Словообразовательные частицы -то, -либо, -нибудь, кое- образуют неопределенные местоимения и наречия от слов этих же частей речи:

  • что → что-то;
  • кто → кто-либо;
  • почему → почему-то;
  • когда → когда-нибудь;
  • куда → куда-либо;
  • кто → кое-кто.

Частица «не» образует новые слова с противоположным значением:

  • правда → неправда (ложь)
  • легкий → нелегкий труд (тяжелый)
  • громко → негромко (тихо) петь.

Смысловые частицы создают дополнительные оттенки значений у отдельных слов и у всего предложения целиком. Они могут выражать восхищение, удивление, сомнение, уточнение, отрицание и пр. эмоции говорящего.

Сравним:

Основные группы смысловых (модальных) частиц
Отрицательные не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не Я не герой.
Вопросительные неужели, разве, ли (ль) Разве я герой.
Указательные вот, вон, это Вот герой.
Уточняющие именно, как раз, прямо, подлинно, приблизительно, точно, точь-в точь Именно я герой.
Ограничительно-выделительные только, лишь, исключительно, почти, единственно, просто, хотя бы, -то Я почти герой.
Восклицательные что за, ну и, как, ведь Я ведь герой!
Усилительные даже, же, ни, ведь, уж, и, всё, всё же, всё-таки, ну Всё же я герой.
Со значением сомнения едва ли, вряд ли Вряд ли я герой.
Побудительные (модально-волевые) пусть, давай, дай, ну, а ну, -ка Вперед давай и побеждай!
Сравнительные будто, как будто, как бы, словно Я словно герой.
Утвердительные да, так, правда, конечно Я правда герой.

Разряды частиц

В свя­зи со зна­че­ни­ем и функ­ци­ей в пред­ло­же­нии части­цы делят на три груп­пы:

  • смыс­ло­вые (модаль­ные)
  • сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные
  • фор­мо­об­ра­зу­ю­щие.
Модальные (вно­сят раз­лич­ные смысло­вые оттен­ки, выра­жают чув­ства) Указательные вот, вон, это, вот и
Уточняющие имен­но, точ­но, под­лин­но, почти, как раз, ров­но, в точ­но­сти
Усилительные лишь, ни, же, даже, уж, и, ведь, все-таки, про­сто, пря­мо
Выделительно-ограничительные толь­ко, лишь, все­го, хоть, все­го лишь, лишь толь­ко, хоть (бы), исклю­чи­тель­но, един­ственно
Вопросительные раз­ве, неуже­ли, ли, а, что ли
Восклицательные как, что за, то-то, про­сто, ну и, пря­мо, еще бы, ишь
Утвердительные да, точ­но, так, ну да
Выражающие сомне­ние вряд ли, едва ли, навряд ли, авось
Выражающие смяг­че­ние тре­бо­ва­ния -ка
Формообразующие Образующие услов­ное накло­не­ние б, бы

Она хоте­ла бы напить­ся коло­дез­ной воды.

Образующие повели­тельное накло­не­ние да, давай, давай­те, пусть, пус­кай Пусть радост­ным будет твой день!
Отрицательные
НЕ Полное отри­ца­ние при ска­зу­е­мом Ты не слы­шишь меня.
Частичное — при дру­гих чле­нах пред­ло­же­ния Не вам судить об этом.
Утверждение в воскли­цательных и вопроси­тельных пред­ло­же­ни­ях Чего толь­ко не уви­дишь здесь!

Кто не зна­ет Юрия Гагарина?

В устой­чи­вых сочета­ниях едва не, чуть не, вовсе не
При двой­ном отри­ца­нии Не можем не сооб­щить об этом (= дол­жны сооб­щить, обя­за­тель­но сооб­щим)
НИ Усиление при отрица­нии с «не» Я не ска­жу боль­ше ни сло­ва.
Усиление утвер­жде­ния в при­да­точ­ных с уступи­тельным оттен­ком Как ни труд­но, а выпол­ни это. (=хотя труд­но, выпол­ни).

Формообразующие части­цы пусть, пус­кай, да, давай, давай­те, бы (б) упо­треб­ля­ют­ся при обра­зо­ва­нии форм пове­ли­тель­но­го и услов­но­го накло­не­ния гла­го­ла.

Пусть уйдут навсе­гда враж­да и нена­висть!

Давай пой­дем в цирк.

Пускай исчез­нет зависть!

Да здрав­ству­ет сози­да­тель­ный труд!

Хотелось бы услы­шать ваше мне­ние.

Словообразовательные части­цы -то, -либо, -нибудь, кое- обра­зу­ют неопре­де­лен­ные место­име­ния и наре­чия от слов этих же частей речи:

  • что → что-то,
  • кто → кто-либо,
  • поче­му → почему-то,
  • когда → когда-нибудь,
  • куда → куда-либо,
  • кто → кое-кто.

Частица «не» обра­зу­ет новые сло­ва с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем:

  • прав­да → неправ­да (ложь)
  • лег­кий → нелег­кий труд (тяже­лый)
  • гром­ко → негром­ко (тихо) петь.

Смысловые части­цы созда­ют допол­ни­тель­ные оттен­ки зна­че­ний у отдель­ных слов и у все­го пред­ло­же­ния цели­ком. Они могут выра­жать вос­хи­ще­ние, удив­ле­ние, сомне­ние, уточ­не­ние, отри­ца­ние и пр. эмо­ции гово­ря­ще­го.

Сравним:

Ты уже про­чи­тал эту кни­гу.

Разве ты уже про­чи­тал эту кни­гу? (удив­ле­ние)

Вряд ли ты уже про­чи­тал эту кни­гу (сомне­ние).

Ты не про­чи­тал эту кни­гу (отри­ца­ние).

Основные груп­пы смыс­ло­вых (модаль­ных) частиц
Отрицательные не, ни, вовсе не, дале­ко не, отнюдь не Я не герой.
Вопросительные неуже­ли, раз­ве, ли (ль) Разве я герой.
Указательные вот, вон, это Вот герой.
Уточняющие имен­но, как раз, пря­мо, под­лин­но, при­бли­зи­тель­но, точ­но, точь-в точь Именно я герой.
Ограничительно-выделительные толь­ко, лишь, исклю­чи­тель­но, почти, един­ствен­но, про­сто, хотя бы, -то Я почти герой.
Восклицательные что за, ну и, как, ведь Я ведь герой!
Усилительные даже, же, ни, ведь, уж, и, всё, всё же, всё-таки, ну Всё же я герой.
Со зна­че­ни­ем сомне­ния едва ли, вряд ли Вряд ли я герой.
Побудительные (модально-волевые) пусть, давай, дай, ну, а ну, -ка Вперед давай и побеж­дай!
Сравнительные буд­то, как буд­то, как бы, слов­но Я слов­но герой.
Утвердительные да, так, прав­да, конеч­но Я прав­да герой.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: