Как писать «никто», «некто», «не кто», «ни кто»?

Запятые в русском языке. Когда их не нужно проставлять?

Для многих людей, знакомых с правилами русского языка, довольно сложной остается пунктуация. Онлайн-проверка запятых возможна в сервисах, которые указаны ранее в этой статье. А в данной ее части перечислены правила, согласно которым, не следует проставлять запятые в предложении. Например, при использовании следующих слов и словосочетаний:
— вдобавок;
— в конечном итоге;
— в итоге;
— в конечном счете;
— в крайнем случае;
— в лучшем случае;
— в любом случае;
— вместе с тем;
— будто.

Пунктуация в русском языке — сложная тема. Ее правила не всегда логичны. А потому в некоторых случаях там, где хотелось бы поставить запятую, следует ее опустить. Например, в начале предложения, после словосочетаний:
1. «Для того чтобы…».
2. «С тех пор как…».
3. « Несмотря на то что…».
4. «По мере того как…».
5. «До того как…».
6. «Вместо того чтобы…».
7. «Тем более что…».
8. «Тем не менее…».
9. «В случае если…».
10. «После того как…».
11. «Причем…».
12. «Перед тем как…».
13. «В то время как…».

Если не получается автоматически проставить запятые в предложениях, содержащих такие фразы, то на помощь придет проверка запятых онлайн в сервисах, которые указаны ранее в этой статье. Также в нахождении лишних запятых может помочь программа Microsoft Word. В самом верху документа указано слово «Сервис». Если кликнуть по нему, появится выпадающее меню, в котором нужно нажать на пункт «Правописание». Но чтобы проверить конкретную часть теста, необходимо ее предварительно выделить.

Существуют устойчивые выражения сравнительного характера, в которых не допускается разделений запятой. На это указывает и проверка запятых онлайн в сервисе «Орфограммка»:
— бледный как смерть;
— болезнь как рукой сняло;
— все как на подбор;
— дрожит как осиновый лист.

Неоднородные выражения так же не разделаются запятыми:
— ни свет ни заря;
— ни то ни се;
— ни дать ни взять.

В этой части публикации перечислены не все примеры и правила, помогающие правильно расставить запятые в предложении. Одной статьи не хватит, чтобы охватить такую объемную тему. И даже если выучить все правила, все равно из-за усталости допускаются пунктуационные ошибки. Поэтому рекомендуется проверка запятых онлайн.

Значение

Отрицательное местоимение «никакой» и его падежные формы в русском языке употребляются в следующих значениях:

  1. Обозначают полное отсутствие чего-либо надлежащего (предмета, признака, качества): «Эти кроссовки хорошего качества? – Да никакого, на третий день подошва пошла отслаиваться»; «Какой порода ваша собака? – Никакой, дворняжка»; «А в какой стороне на Северном полюсе север? – Ни в какой, там по всем направлениям юг»; «Вам какая-нибудь помощь нужна? – Никакой не нужно, сами управимся» (т.е. отсутствует потребность в помощи). Частичные синонимы «ничтожный» (к качественным показателям); «ничего» (применительно к количественным характеристикам – размерам, ценам, и т.п., напр. «ничего не нужно» в ответ на предложение помощи); «нигде» (касательно направления и местоположения: «За теми холмами лес? – Никакого, там луга и болота» или же «А где там лес? – Нигде, нету там лесов»).
  2. Также – отсутствие приемлемого выбора из наличных вариантов: «Ему, похоже, уже никакое лечение не поможет». Частичный синоним «ничто» (заменяет местоимение со связанным с ним существительным: «Ему уже ничто не поможет»). Еще частичный синоним «ничем не» (требует, кроме того, постановки глагола в неопределённую (безличную, инфинитивную) форму: «Ему уже ничем не помочь»).
  3. Для усиления значения «не» в отрицательных предложениях с указательными и личными местоимениями: «Никакая это не куропатка, а обычная базарная перепёлка!»; «Никакой ты не мастер, твоя шкатулка сама развалилась!»; «Она никакая не деловая дама, а обычная домохозяйка».
  4. В просторечии – указывает на непригодность чего-то или неспособность кого-то, либо на личное ничтожество: «Смартфон в быту штука полезная, но для занятий высококачественной компьютерной графикой никакой»; «Куда мне на даче копать? Я ж после болезни ещё никакой»; «Наш бывший директор держался только тем, что перед своим начальством лебезил, а по делу был никаким». Синонимы «бесполезен», «негоден», «непригоден». Частичные, относительно личных и деловых качеств «неспособен», «ничтожен».

Какой частью речи является

Слово «наконец» пишется слитно в том случае, когда является самостоятельной частью речи наречием и имеет значение «напоследок», «после всего».

В случае же, когда слово «на конец» является падежной формой существительного, то тогда оно пишется раздельно с предлогом.

Стоит разобраться, в каком случае слово «наконец» пишется слитно, а в каком раздельно «на конец». Написание данного слова напрямую зависит от того, какой частью речи является в конкретном случае. Хоть данные лексемы и звучат абсолютно одинаково, но имеют разное написание, поскольку принадлежат к разным частям речи.

НЕ с именами прилагательными

В этом случае, НЕ пишется слитно, если:

в предложении имеются слова, усиливающие степень значения или определения признака, такие как «абсолютно», «очень», «крайне», «довольно» и др.

Например, «Это было очень нелепо одеть такой наряд на праздник», «Задания были довольно не сложные, поэтому Сэм решил на отлично».

слова, которые в сочетании с частицей НЕ приобретают противоположный характер. Обычно их можно заменить синонимами: недруг – враг, неженатый – холостой, невзрослый – детский.

Частица НЕ пишется раздельно, если:

  • краткое или притяжательное прилагательное: ожерелье не мамино, не красив, не папина машина, не удивительна;
  • в предложении встречаются слова с отрицательной частицей, такие как «далеко не», «вовсе не» и т.д. Например, «Этот человек далеко не идеальный»;
  • прилагательное обозначает цвет или оттенок: не зелёная, не оранжевая, не серая.

Часть речи и правила написания слова «не нужно»

Лингвисты до сих пор спорят о том, к какой части речи стоит отнести слово «нужно». Одни утверждают, что оно относится к словам категории состояния, а другие упорно доказывают, что это краткое прилагательное. И вряд ли этот спор когда-то прекратится, ведь обе теории верны.

То, к какой части речи относится это слово, можно определить, лишь разобрав предложение и определив значение слова «не нужно» и его контекст.

Рассмотрим правило на примерах. В приведенных ниже предложениях слово «не нужно» употреблено в качестве безлично-предикативного слова, поэтому частица «не» пишется отдельно:

  • Желаете попробовать это блюдо? – Не нужно.

  • Может, выпьете стакан молока? – Не нужно.

  • Позвольте предложить вам чашку зеленого чая? – Не нужно.

В этих предложениях слово «ненужно» пишется слитно, так как оно выступает в роли краткого прилагательного, образованного от слова «ненужный». В таком случае частицу «не» писать отдельно нельзя, только если это не предложение с противопоставлением:

  • Ваше объяснение ненужно.

  • Пальто стало ненужно.

  • Обещание стало ненужно, и Алиса расстроилась.

Иногда в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку встречается задание, в котором надо поставить ударение в слове «нужно». В этом слове ударение всегда ставится на первый слог: «нУжно».

Важно! Если вы не можете определить, к какой части речи относится слово «нужно», то попытайтесь заменить его в предложении синонимом. Например: «ненужное пальто – никчемное пальто»

К безлично-предикативному слову с частицей «не» вы не сможете подобрать синоним. Например: «сегодня мне не нужно приходить в школу – сегодня мне не обязательно приходить в школу».

Знак тире между подлежащим и сказуемым — правила постановки

Бывают случаи, когда между подлежащим и сказуемым пишется этот знак препинания. Так происходит в нескольких конструкциях: если в основу входят существительные, инфинитивы и числительные.

Это можно объяснить их разными сочетаниями.

Существительное + существительное:

Глаза — зеркало души.

Инфинитив + инфинитив:

Сохранять чистоту в доме — значит сохранять природу.

Числительное + числительное:

Дважды два — четыре.

Существительное + инфинитив:

Наша работа — хорошо учить уроки.

Инфинитив + существительное:

Гулять по лесу — большое удовольствие.

Также важно логическое ударения:

Моя мама — учительница.

При этом есть вариант употребления не выделять интонацией — тогда символ не пишется:

Моя мама учительница.

Таблица правил написания НЕ

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи таблица:

часть речи

слитно

раздельно

сущ. 1. если без не не употребляется (невежа, невзгода), 2. если можно подобрать синоним без не (неправда — ложь, недруг — друг), 1. если есть или подразумевается противопоставление ;не друг, а враг), 2. в вопросительном предпо женин при логическом подчер кивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли?
прил. 1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный). 2. если можно подобрать синоним без не (немаленький ‑большой, гвмслодой-старый), 3. если есть противопоставление с союзом но (река не-яубокая, но холодная), 4. с краткими прилагательны-ии, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся в не слитно невысокий — невысок) 1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, маленький), 2. с относительными прилагательными (небо здесь южное), 3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна)
числ. с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто) всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой)
местоим. с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже)
глагол если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать) примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо‑, со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать
дееприч. если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая) примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев) со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав)
причаст.
причастив если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик) 1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик), 2. с краткими причастиями ( контрольные работы не проверены), если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только начатая работа)
наречие 1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно), 2. наречия на ‑о, ‑е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо — умно) 1. наречия на ‑о,-е, если есть или подразумевается противопоставление (не смешно, а грустно), 2, наречия на ‑о, ‑е, если при них есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не (вовсе не смешно). 3. если наречие пишется через дефис (не по-русски)

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель чтения. Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе — через несколько дней, а третье — прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии — бесценная возможность применить то, чему вы научились. 

Великий и могучий. Вспомним грамматику: Когда пишется «не», а когда – «ни»?

Порой сразу бывает трудно решить: что правильно употребить – «не» или «ни» – в том или ином предложении. Но на самом деле всё элементарно(?), можно наглядно это доказать.

Немного теории. Чаще всего выбор между «не» и «ни» зависит от смысла фразы: «не» – отрицает, «ни» – усиливает. Давайте осмыслим.

Начнём с самых простых примеров отрицаний: я пришёл не один (а с товарищем), не раз я приходил (а пять раз). В свою очередь, усиление выглядит следующим образом: ни один не пришёл (совсем никто), на пляже ни души (совсем никого).

Также отрицание можно выразить с помощью союзов «не то чтобы не»; «если не, то»; «не только, но и»; «не то, не то». В данных конструкциях следует употреблять только «не».

Теперь отметим устойчивые формы с «ни»: ни дать ни взять, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало, ни с того ни с сего, как бы там ни было.

Именно с «не» употребляются следующие наречия: пока, едва, только. «Ни» встречается в похожих друг на друга конструкциях: где бы ни, что бы ни, какой бы ни, сколько бы ни.

И снова вернёмся к отрицанию. Рассмотрим двойное отрицание. Смысл у него получается противоположный: не мог не посмотреть – значит посмотрел, не смог не взять – значит взял. Применяем в данных случаях только «не».

Если предполагаемое «не» или «ни» в предложении (например, «не увидел ни луны, ни звёзд») заменяет собой союз «и», соединяющий однородные члены, то мы пишем «ни». Чтобы убедиться в этом, разберём два похожих друг на друга примера: «Где я только не был!» и «Где я ни был, везде хорошо». Почему в первом случае пишется «не», а во втором – «ни»? В простых предложениях с восклицанием или «вопрошанием» надо писать «не», а в придаточном предложении – «ни». В данной ситуации правильность выбора между «не» и «ни» можно легко проверить: если частицу убрать, и смысл предложения не потеряется – надо писать «ни», если потеряется или изменится – «не». «Где я только был» – предложение не имеет смысла. «Где я был, везде хорошо» – смысл остался прежним.

Рассмотрим случай, в котором выбор между «не» и «ни» зависит непосредственно от ударения. Например, нЕкто, но никтО; нЕ у кого, но ни у когО, т.е. выбор правильности написания частицы вновь зависит от смысла. Но в данной позиции попадаются и исключения: сложно будет определиться, к примеру, с правильностью написания наречия «немало/нимало».Рассмотрим с ним пару примеров. «Немало воды утекло» и «нимало не испугался». Здесь можно применить уже использованное выше правило «изменения смысла при отсутствии конструкции». Если из предложений убрать именно «не» и «ни», то получится: мало воды утекло (полностью меняется смысл фразы) и мало не испугался (получается неверный набор слов, но в общем смысл не меняется – чуть не испугался).

Но есть и более простой вариант: «немало» – значит много, а «нимало» – значит совсем. В первом случае факт отрицаем, во втором – усиливаем. И снова делаем вывод, что выбор правильности написания «не» или «ни» зависит от смысла. Думаю, примеры наглядно это подчеркнули.

Запоминайте примеры, ловите смысл и пишите грамотно.А еще лучше, плюньте на все и вклюьчите в компьютере проверку орфографии.

Источник статьи: http://bor-odin.livejournal.com/2031158.html

Итак, где и когда ставится запятая?

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.

Запятая между однородными членами предложения

Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).

Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).

Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Запятая между союзными словами

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

Запятая при сложных подчинительных союзах

Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.

Запятая при сложных подчинительных союзах

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).

Запятая ставится между причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, но и одиночные причастия и прилагательные.

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты

Запятой выделяются деепричастия

Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.

Запятой выделяются сравнительные обороты

Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!

Начало

Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?

Светлана Кравцова, корректор, редактор, автор блога «Грамотно по-русски»

P. S. Эту статью я написала в 2016 году для сайта Mamawriter.ru.

Не с разными частями речи

Частица не в предложениях выражает отрицание или неопределённость. Она может писаться слитно или раздельно с другими частями речи.

Необходимо различать приставку недо-, обозначающую неполное действие, незавершённость, и частицу не со словами, начинающимися с приставки до-. Примеры: «недосоленный суп», «недоглядели за детьми» — незавершённость, «не достали до нижней ветки» — отрицающая частица.

Слитное написание

Необходимо запомнить правило, когда не пишется слитно. Оно состоит из нескольких пунктов:

  1. Со всеми словами, которые не употребляются без этой частицы. Это могут быть глаголы (ненавидит, недоумевает, негодует), существительные (неряха, невежа), прилагательные (невзрачный), причастие (ненавидящий), деепричастие (недоумевая), наречие (нелепо). В русском языке не существует слов «навидит», «вежа», «взрачный» «доумевая» и пр.
  2. С существительными, прилагательными или наречиями, которые можно заменить другим словом без отрицательной частицы: недруг (враг), небольшой (маленький), недалёк (близок), невысоко (низко).
  3. С причастиями, которые не имеют в предложении зависимых слов: нестриженая борода, невыполненное задание.
  4. В отрицательных или неопределённых местоимениях — нечто, некто, некем, некому, некоторые: «нечем записать задание», «неоткуда взять денег», «некого винить», «нечего предложить».
  5. В составе отрицательных наречий: некогда, незачем, негде: «некуда пойти», «непонятно почему».
  6. Если наречия или прилагательные связаны союзом но, они пишутся слитно с не: «небольшой, но уютный дом».

Раздельное использование

Существуют ситуации, когда частица ставится отдельно от основного слова. Это происходит в следующих случаях:

  1. В предложениях, где есть противопоставление с союзом а: «не широкий, а узкий», «не долго, а быстро». При этом противопоставляемые слова должны быть антонимами. Словосочетание «небольшой, но красивый» подчиняется другому грамматическому правилу, так как эти прилагательные не являются антонимами.
  2. С глаголами и деепричастиями, которые могут употребляться без не: не звонил, не нашёл, не слышит.
  3. В отрицательных местоимениях с предлогами: не у кого попросить, не к кому.
  4. С причастиями, которые имеют зависимое слово: давно не стрижен, почти не видимый, не допитое ребёнком молоко.
  5. С числительными — не один, не первый случай, не сто, а двести.
  6. С наречиями и прилагательными, которые стоят в сравнительной степени: не больше, не лучше, не меньший.
  7. С притяжательными прилагательными или местоимениями (отвечающими на вопросы «Чей?», «Чья?», «Чьё?»): не заячья шуба, не мамина сумка, не наша машина, не его вина.
  8. Вместе с наречием «не замужем».
  9. В безличных предложениях, где роль сказуемого выполняет наречие: не жарко, не страшно.
  10. С полными причастиями, при которых стоит зависимое слово: не сданная вовремя работа, не допитый кем-то чай.
  11. Если существительное, прилагательное или наречие имеет усилительное местоимение или наречие: вовсе не хорошо, отнюдь не близкий.

Правила

Местоимения непростые и грамматически разнообразные части речи, а школьное изложение их правописания страдает, мягко говоря, неполнотой охвата темы. Что касается предмета нашего внимания, то прежде всего следует запомнить, что «ни» означает отрицание с некоторым оттенком сомнения («ни так, ни этак», «ни то, ни сё»), а «не» – безусловное отрицание («нельзя», «не нужно»). Как «ни», так и «не» может быть частицей (пишется отдельно) или приставкой (пишется почти всегда вместе со словом). Далее смотрим:

  1. «Никакой» – отрицательное местоимение, образованное от относительного местоимения «какой» при помощи приставки «ни».
  2. Другие отрицательные местоимения, начинающиеся на «ни» – никто, ничто, ничей, нисколько.
  3. С помощью приставки «не» от «кто» и «что» (тоже относительные местоимения) образованы отрицательные местоимения некого и нечего.
  4. Те и другие перечисленные местоимения большей частью пишутся слитно с «ни» и «не».
  5. Отрицательные местоимения с частицами «ни» и «не» не существуют. Поэтому писать их раздельно в два слова («ни какого», «ни какой», «не кого», и т.п.) это грубые орфографические ошибки.
  6. Писать те же местоимения раздельно в три слова нужно только в отдельных падежных формах (см. далее) при вставке предлога (в интерпозиции предлога): «ни о какой <договорённости речи не было, к примеру>, «не у кого <спросить, взять взаймы, и т.п.>. «Не»/«ни» при этом остаются приставками, а всё выражение считается одним словом.
  7. «Не» в отрицательных местоимениях всегда стоит под ударением, а «ни» находится в безударной позиции, как при слитном написании, так и в интерпозиции.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Как запоминать?

Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.

  1. Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это — перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.
  2. Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.
  3. Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные. Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.
  4. Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234? После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.
  5. Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.

Сочетание с предлогами

Часто возникают сложности с тем, слитно или раздельно пишется неукого, ниукого, ни у кого и не у кого. Чтобы выбрать правильный вариант, нужно определить, какие части речи содержатся в каждом сочетании:

  • не и ни — отрицательные частицы;
  • у — предлог;
  • кого — местоимение.

В соответствии с орфограммой местоимения, которые имеют рядом с собой предлоги, пишутся раздельно с отрицательными элементами. Выходит, что правильно пишется ни у кого и не у кого:

  1. Не у кого было спрашивать совета.
  2. Ни у кого не хватило смелости рассказать правду.
  3. Ни у кого не пришлось отпрашиваться.

Варианты «ниукого» и «неукого» — грубая грамматическая ошибка. Это правило распространяется на все сочетания местоимений и предлогов:

  1. Не с кем посоветоваться. Ни с кем не дружит. Не с кого спрашивать. (нескем, неского, нискем — неправильно).
  2. Не на что надеяться. Ни на кого не рассчитывают.
  3. Не над чем было шутить. Ни над кем нельзя смеяться.
  4. Ни под чем не подписывался.
  5. Ни через кого не передавать.
  6. Не в чем поехать на бал. Ни в чём себе не отказывать.
  7. Не о чем жалеть. Ни о чём не грустила.
  8. Ни о какой поездке не может быть и речи.

Если предлог стоит в предложении с прилагательным или причастием, действует то же грамматическое правило. Запомнив его, человек больше не будет допускать ошибок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: