Выразительные средства русского языка

Разновидности тропов

Все приёмы, с помощью которых усиливается смысл написанного, условно разделяют на 2 большие группы: лексические и синтаксические.

Первую категорию образуют тропы — привычные слова в переносном значении.

Писатели и поэты нередко используют это средство, преувеличивая некоторые свойства предмета или наделяя его нехарактерными признаками.

Так часто делал Пушкин, поэтому его стихотворения содержат иносказания, преувеличения, парцелляции и множество других фигур.

В левой части приводится краткое определение термина, в правой — возможные варианты использования.

Примеры взяты из стихов (отрывки), повседневной речи, рекламных и социальных слоганов.

Эпитет — эмоционально окрашенное прилагательное, употреблённое в переносном значении, часто применяется в стихах. Примеры эпитетов: золотая пора, весёлое цветение деревьев, юная весна, крылатые качели, пушистый снег, бархатный сезон, седое утро, горячий спор, мягкий голос.
Олицетворение — придание неодушевлённому объекту признаков, свойственных живым существам. Олицетворение в литературе: злая метель, суровые скалы, восторженная весна, удивлённые незабудки, печальная ива, смеющееся море, безумный ветер, ласковое солнце.
Метафора — выразительный приём, в рамках которого описываемый объект наделяется признаками другого. Средство реализуется с помощью слова или речевого оборота. Горит багрянцем лес, ледяные руки, мурашки по спине, кружевная тень, серебряный ручей, горит огонь желанья.
Сравнение — отражает сходство между двумя объектами, причём оно может быть неочевидным. Примеры: вода, как стекло; вьюга воет, как волк; снежинки, как пушинки; гул, как из бочки; работа не волк, голод не тётка (отрицательное сравнение).
Метонимия — смысл этого литературного приёма в том, что он вычленяет признак или характерную особенность, называя предмет замещаемым словом. Пример: часть вместо целого, объект вместо того, что в нём находится. Расплескалось ведро, съесть 3 тарелки, рука Москвы, закипел чайник, зал аплодировал, дожить до седин.
Синекдоха — частный случай метонимии, часто используется в рекламе и поэзии. Примеры: француз ликует; швед колет, рубит; первая ракетка; береги копейку; волна скидок; коллекция ждёт покупателей; победа над микробом.
Ирония — употребление слова или фразы в противоположном, насмешливом значении. Злая ирония — сарказм. Употребление в повседневной речи и литературе: умная голова — о глупом человеке; всю жизнь мечтал — на самом деле нет; мои хоромы — о скромном жилище; какая красота — о каком-либо происшествии; цвет столицы — о неприятных людях; наш благодетель — о взяточнике.
Гротеск — сложный приём, сочетающий метафору и гиперболу. Примеры гротеска в литературе: Гулливер и лилипуты, «Нос» Гоголя, сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Суть приёма в том, чтобы довести до абсурда ситуацию, явление или человеческий порок.

Объяснение и примеры

Для усиления восприятия в литературном произведении используются различные средства выразительности, в частности — тропы.

Речь персонажа

Чтобы автор мог передать речь другого человека (пусть и гипотетического — своего персонажа), нужно обогатить его высказывания приёмами и выражениями, предположительно характерными именно для данного человека.

Пример

Дед Щукарь из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» регулярно употребляет в речи афоризмы — как народные, так и выдуманные им самим.

Проблему составляет и необходимость передачи мыслей героев. Одним из средств решения этой сложности является риторический вопрос.

Пример

Когда Владимир Ленский («Евгений Онегин» А. С. Пушкина) произносит: «Куда, куда вы удалились,  Весны моей златые дни?» — он, конечно, не предполагает ответа на этот вопрос, который, по сути, выражает скорбь в связи с уходящей молодостью.

Поэтический язык

Особенно остро необходимы выразительные средства языка в поэтической речи: лирика характеризуется повышенной эмоциональностью и высокими требованиями к ритму и созвучию. Именно поэтому мы легко находим анафоры, аллитерации и ассонансы в поэтических произведениях.

Пример

Наиболее распространёнными в лирике анафорами считаются те, в которых повторяется начало поэтической строки («Черноглазую девицу, / Черногривого коня!» из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник» — повтор «черно»).

Звукоимитацию событий жизни весьма эффективно можно осуществлять с помощью аллитерации (фраза «Задрожало зеркало затона» в стихотворении С. А. Есенина «С добрым утром!» имитирует дрожание с помощью повторения звуков «з» и «р»).

А придать поэтическому тексту напевность помогает ассонанс (например, повторение протяжного «а» — «О, весна без конца и без краю…» в одноимённом стихотворении А. А. Блока).

Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории и гиперболы составляют преимущественную ткань поэтического текста. А если нужно подчеркнуть что-то из ряда вон выходящее, сочетающее в себе противоположности, применяется такой приём, как оксюморон.

Пример

Анна Ахматова в стихотворении «Царскосельская статуя» употребила выражение «ей весело грустить»: печальная статуя выглядит радостно благодаря солнцу и окружающему её Царскосельскому саду.

Полезные материалы по теме

Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике. Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.

  1. Что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов.
  2. Архаизмы и историзмы.
  3. Жаргон и его отличия от других пластов лексики, например от арго.
  4. Паронимы.
  5. Синонимы и антонимы.

И саму статью про лексику прочитайте тоже.

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.

Посмотрите обязательно подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Там очень хорошие материалы, большинство занятий проводится в групповом формате. Учиться можно «из дома», не тратя время на дорогу до репетитора. Это комфортно, удобно и экономно.

Рекомендую вам учебник «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне особенно нравится, потому что в нем собрана вся теория, которую вы должны изучить в школе. А упражнений нет, они вынесены в отдельные книги. Это такой универсальный справочник. Его надо приобрести, для начала просто прочитать, чтобы знать, где какая информация находится, а потом изучать темы, которые «западают».

Тропы — словесные обороты

Ярче и выразительнее, интереснее и насыщеннее делают речь тропы. Это слова и их сочетания, употребляемые в переносном смысле, отчего и появляется та самая выразительность текста. Тропы помогают передавать различные оттенки эмоций, воссоздавать правдивые образы и картины в сознании читающего, при их помощи мастера слова вызывают определенные ассоциации в сознании читателя.

Наряду с синтаксическими средствами языка, тропы (относящиеся к лексическим средствам) являются достаточно мощным оружием в литературной сфере

Стоит уделить внимание тому факту, что многие тропы перебрались из литературного языка в разговорную речь. Мы настолько привыкли к ним, что перестали замечать непрямое значение таких слов, отчего они утратили свою выразительность

Нередкое явление: тропы настолько «избиты» разговорной речью, что становятся штампами и клише. Привычными и заезженными стали некогда выразительные словосочетания «черное золото», «блестящий ум», «золотые руки».

Оксюморон

Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.

ПРИМЕРЫ:

  • Живой мертвец
  • Горячий лёд
  • Начало конца

Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие. И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь. Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии навыка оратора. Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.

Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым ораторским приёмам, а во-вторых, читать больше литературы и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности

Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?

Советуем также прочитать:

8 приемов: как удержать внимание аудитории

Литературные приемы постмодернизма

Методика контрольных вопросов: приемы эффективного их составления

Приемы манипуляции в дискуссии

Ключевые слова:1Сторителлинг

Литота

Тут уже обратный эффект. Гипербола преувеличивала, а литота преуменьшает. Например, на биологии учительница как-то раз рассказывала нам, что у самой маленькой женщины был рост 52 сантиметра. И учительница сказала: «женщина-кукла». Это как раз была литота.

В сказках тоже есть много подобных литот. Вспомните, например, дюймовочку. Почему ее так называли? Потому что она ростом была с дюйм – 2,54 сантиметра. Сюда же относится и мальчик-с-пальчик.

Когда у человека денег «кот наплакал» – это тоже литота. Когда от дома до школы «рукой подать» или темп работы у учеников «черепаший» – это все аналогичные литоты.

Презентация на тему: » Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ ФИГУРЫ.» — Транскрипт:

1

Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ ФИГУРЫ

2

ТРОПЫ Литота – количественное преуменьшение признаков предмета. Гипербола – количественное преувеличение признаков предмета. Метафора – скрытое сравнение Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Синекдоха – обозначение целого через часть Метонимия — употребление слова в переносном значении Эпитет — определение, прилагаемое к названию предмета для большей образности. Сравнение – сопоставление предмета(явления) с чем-либо. Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания

3

ЛитотаМальчик-с-пальчик, девочка-дюймовочка Гипербола«А у милого лицо занимает все крыльцо…» Метафора«Пустых небес прозрачное стекло…» Олицетворение«Луна хохотала, как клоун» Синекдоха«Все флаги в гости будут к нам.» Метонимия«Ковши круговые, запенясь, шипят» Эпитет«Где-то в яблочном захолустье…» Перифраз«Унылая пора! Очей очарованье!»

4

ФИГУРЫ Антитеза – противопоставление одних предметов(явлений) другим. Градация – прием, при котором слова и выражения расположены по возрастанию(убыванию) Оксюморон – прием нарочитого сочетания противоречивых понятий. Анафора – прием единоначатия. Инверсия – нарушение прямого порядка слов. Эллипсис — намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла или для усиления эффекта. Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи.

5

ФИГУРЫПРИМЕРЫ АНТИТЕЗАЯ царь – я раб, я червь – я Бог! ГРАДАЦИЯНе думай бежать! Это я вызвал. Найду. Загоню. Доконаю. Замучу! ОКСЮМОРОНЗвонкая тишина, сладкая боль. АНАФОРАЧерноглазую девицу, Черноглазого коня!… ИНВЕРСИЯИ девы песнь едва слышна Долины в тишине глубокой. УМОЛЧАНИЕПоедешь скоро ты домой; Смотри ж…Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. ЭЛЛИПСИСПусть…Но чу!гулять не время! К коням, брат, и ногу в стремя, Саблю вон – и в сечу!Вот Пир иной нам Бог дает.

6

Фонетические средства выразительности БЛАГОЗВУЧИЕ – красота и естественность звучания. АССОНАНС– повторение в строке одинаковых гласных ( фразе, строфе) ЗВУКОПИСЬ – использование звукового состава слова для усиления выразительности. ЗВУКОВОЙ СИМВОЛИЗМ – способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные представления, а также многочисленные эмоции.

7

Изобразительные средства синтаксиса Синтаксический параллелизм – прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения. «Раскудрявая березка, Ветра нет, а ты шумишь; Ретиво мое сердечко, Горя нет, а ты болишь». Риторический вопрос – оборот поэтической речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме. «Иль нам с Европой спорить ново?» Обращение – оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою, читателю. «Не пой, красавица, при мне» Бессоюзие – оборот поэтическо речи, состоящий в пропуске соединительных союзов в предложении. «Швед, русский – колет, режет, рубит»

Гротеск

Важнейшие художественные приемы в литературе включают в себя и гротеск. Слово «гротеск» означает «затейливый», «причудливый». Данный художественный прием представляет собой нарушение пропорций явлений, предметов, событий, изображаемых в произведении. Он широко используется в творчестве, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы», «История одного города», сказки). Это художественный прием, основанный на преувеличении. Однако степень его намного больше, чем у гиперболы.

Сарказм, ирония, юмор и гротеск — популярные художественные приемы в литературе. Примеры первых трех — рассказы А. П. Чехова и Н. Н. Гоголя. Гротескно творчество Дж. Свифта (например, «Путешествие Гулливера»).

Какой художественный прием использует автор (Салтыков-Щедрин) для создания в романе «Господа Головлевы» образа Иудушки? Конечно, гротеск. Ирония и сарказм присутствуют в стихотворениях В. Маяковского. Юмором наполнены произведения Зощенко, Шукшина, Козьмы Пруткова. Данные художественные приемы в литературе, примеры которых мы только что привели, как вы видите, очень часто используются русскими писателями.

Средства речевой выразительности. Понятие и функции

По-другому средства выразительности в русском языке принято называть тропами. Это не просто слова, которые украшают литературную речь. Они усиливают эмоциональную окраску единиц языка, что помогает передать более точный смысл текста или предложения. Рассмотрим, как авторы толковых словарей определяют основные средства речевой выразительности. Обратимся к словарю Ушакова:

«Речевая выразительность – это слова и обороты речи, которые употреблены в переносном или иносказательном смысле».

Ожегов дает следующее определение:

«Тропы – фигуры речи, которые употреблены в переносном значении и служат средствами выразительности языка».

Одним словом, эти формы языковой выразительности делают русский язык поистине великим и могучим. Но тропы выполняют не только эту функцию. Вместе с ней они содержат еще и много особенностей, которые играют важную роль для текстов и предложений:

  • помогают наглядно изобразить происходящие в мире события и явления, описать все вокруг;
  • делают мысль и позицию автора более законченными и понятными для читателя или говорящего;
  • дает оценочную характеристику на различные точки зрения, помогает более точно выразить мнение автора или собеседника;
  • преобразовывают речь и делают ее более привлекательной и красивой
  • вносят разнообразие в русский язык за счет новых связок, оборотов и комбинаций, позволяет более развернуто описывать действия.

Все это и многое другое делают средства выразительности для того, чтобы развивался наш язык. Самые распространенные 2 средства речевой выразительности – метафора и эпитет, которые часто путают между собой.

Виды речевой выразительности. Употребление в речи

Русский язык богат всевозможными тропами и словесными оборотами. На самом деле, средств выразительности речи намного больше, чем представлено теорией. Существует несколько групп средств выразительности:

  • лексические средства (синонимы, антонимы, фразеологизмы, неологизмы, диалектизмы, архаизмы, термины);
  • тропы (метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола);
  • фигуры речи и приемы (антитеза, анафора, градация, повтор, риторический вопрос, обращение, парцелляция, многосоюзие, инверсия, бессоюзие);
  • синтаксические средства речевой выразительности (однородные члены, неполные предложение, вводные слова и конструкции, вопросительные и восклицательные предложения).

Все они различаются между собой и несут особый смысл в такой единице языка как текст. Поэтому наша задача рассмотреть каждый из них на примерах и научиться распознавать их в художественном произведении.

Примеры средств речевой выразительности. Фрагменты из текстов

Наше желание ничтожно мало, меньше песчинки. Литота, художественное преуменьшение.

Сладостные мучения испытывал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Оксюморон, соединение несовместимых вещей или понятий.

Лак на скрипке был красного цвета, словно кровь. Сравнение, сопоставление понятий.

Фонетические средства


Звуковые приемы в русском языке – наименьшая группа литературных фигур речи. Это специальное употребление слов с повторением определенных звуков или фонетических групп с целью изображения художественных образов. Обычно такие образные средства языка

используют поэты в стихотворных произведениях, или писатели в лирических отступлениях, при описании пейзажей. Авторы применяют повторяющиеся звуки для передачи громовых раскатов или шуршания листьев.

Аллитерация — повтор ряда согласных, создающих звуковые эффекты, которые усиливают образность описываемого явления. Например: «В шёлковом шелесте снежного шума». Нагнетание звуков С, Ш и Щ создает эффект подражания свисту ветра.

Ассонанс — повтор гласных звуков с целью создания выразительного художественного образа: «Марш, марш — машем флагом// Маршируем на парад». Гласный «а» повторяется для создания эмоциональной полноты чувств, уникального ощущения всеобщей радости и открытости.

Звукоподражание — подбор слов, сочетающих определенный набор звуков, который создает фонетический эффект: вой ветра, шелест травы и другие характерные природные звуки.

Средства выразительности в русском языке, тропы

Использование слов речевой выразительности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Тропы (троп – употребление слова в переносном значении)

Гипербола – художественное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия.В сто сорок солнц закат пылал.(В.В.Маяковский)Ирония – употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому, с целью насмешки.Гвоздин, хозяин превосходный,Владелец нищих мужиков. (А.С. Пушкин)Литота – преуменьшение свойств предмета.Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.(А.С. Грибоедов)

Слайд 2

Текст слайда:

Метафора – слово в переносном значении. Перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства; скрытое сравнение.В саду горит костёр рябины красной. (С.А.Есенин)Метонимия – перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее, действие – орудие)И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ. (М.Ю.Лермонтов)Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.Луна хохотала, как клоун. (С.А.Есенин)Перифраз (парофраза) – замена названия предмета описанием его существенных признаковСеверная столица, Город на Неве – Санкт-Петербург.

Слайд 3

Текст слайда:

Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных отношений (часть – целое, ед.ч. вместо мн.ч.)И гордый внук славян, и финн, и ныне дикийТунгуз, и друг степей калмык. (А.С.Пушкин)Сравнение – сопоставление двух предметов с целью пояснения одного при помощи другого.Капли росы – белые, как молоко. (В.Солоухин)Эпитет – художественное, «красочное» определение, придающее выражению образность и эмоциональность.Капельки хрустальной влаги,Седой росный пруд. (В.Солоухин)

Слайд 4

Текст слайда:

Стилистические фигуры
(обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи)

Анафора – повторение слов в начале стихов, строф, фраз.Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид (А.С.Пушкин)Бессоюзие – намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичностиШвед, русский – колет, рубит, режет (А.С.Пушкин)Градация – расположение слов по возрастающей или убывающей значимостиПришёл, увидел, победил!Инверсия – намеренное нарушение прямого порядка слов в предложении.Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А.С. Пушкин)

Слайд 5

Текст слайда:

Многосоюзие – повторение союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых членов предложения.Иди на бой за честь Отчизны,За убежденья, за любовьОксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо понятия.Но красоты их безобразнойЯ скоро таинство постиг (М.Ю. Лермонтов)Параллелизм (синтаксический параллелизм) – одинаковое построение смежных предложений.Что ищет он в стране далёкой?Что кинул он в краю родном? (М.Ю. Лермонтов)Парцелляция – такое умышленное расчленение фразы, когда её содержание высказывается в нескольких интонационно-смысловых единицах.Когда избавит нас Творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А.С.Грибоедов)Плеоназм – избыточность речи, употребление лишнего слова.Мы видели их мёртвые трупы (А.С. Пушкин)

Слайд 6

Текст слайда:

Риторический вопрос – вопросительное предложение, не требующее ответа.Есть ли смысл обманывать себя?Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию.О вещая душа моя!О сердце, полное тревоги,О, как ты бьёшься на порогеКак бы двойного бытия! (Ф.И.Тютчев)Эллипсис – пропуск во фразе какого-либо слова, которое можно легко восстановить.Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов (М.Ю.Лермонтов)Эпифора – повторение слов или словосочетаний в конце смежных стихов, строф или фраз.Милый друг, и в этом тихом домеЛихорадка бьёт меня.Не найти мне места в тихом домеВозле мирного огня! (А.А.Блок)

Изобразительные возможности морфологии

Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю… (В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

Прямое и переносное употребление форм времени глагола.

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!

Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

Метафора

Когда два предмета сравниваются между собой без слов «как», «словно», «будто». Поэтому ее в школе часто называют «скрытым сравнением».

Например. Вот решил Арсений Тарковский написать стихотворение о том, что жизнь очень быстро проходит. Как написать так, чтобы ярко передать эти чувства быстротечности жизни? Какой такой образ подобрать?

И он написал: «Вот и лето прошло». Дальше по ходу стихотворения мы понимаем, что в нем речь вообще не о лете, а о жизни. «Жизнь брала под крыло, берегла и спасала…». Лето – это метафора. Жизнь – как лето.

Более простые примеры. Волны шепчутся между собой – метафора, потому что волны издают такие звуки, которые «как шепот». Автомобиль летит по дороге – метафора, потому что он просто едет так быстро, что кажется – «летит».

Еще больше примеров вы найдете в моей статье про метафору.

Гипербола

Гипербола — это преувеличение (например: море слез, быстрый, как молния, мы не виделись уже сто лет, я уже сотый раз говорю, и т. д. ) реки крови, вечно опаздываете, горы трупов, сто лет не виделись, напугать до смерти, сто раз говорила, миллион извинений, море поспевшей пшеницы, целую вечность жду, весь день простояла, хоть залейся, дом за тысячу километров, постоянно опаздывает.

И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам) Во сне дворник сделался тяжелым, как комод. (И.Ильф и Е. Петров) Быть может, качеств ваших тьму, любуясь ими, вы придали ему; не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее. (А.С. Грибоедов) Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь) Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский) Миллион терзаний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Средства речевой выразительности»

В Основном Государственном экзамене есть задание 7, которое предусматривает анализ средств выразительности. Разберем все нюансы его выполнения.

Особенности задания 7 ОГЭ 2020. Суть задания

Перед учеником представлены несколько предложений, которые содержат всевозможные тропы. Они могут быть совершенно из разных категорий, но их нужно уметь различать. В самом задании просят найти только один определенный вид. Чтобы это сделать, следует расписать каждое предложение и определить средство выразительности.

Это поможет не запутаться и выбрать правильный вариант ответа

Важно напомнить, что в данном задании их может быть несколько – в этом и заключается его сложность

Лексические средства

Выразительные средства

, работающие на лексическом языковом уровне, являются неотъемлемой частью литературного произведения: поэтического или написанного прозой. Это слова, либо речевые обороты, используемые автором в образном или иносказательном значении. Самая обширная группа лексических средств создания образности в русском языке – литературные тропы.

Разновидности тропов

Используемых в произведениях тропов более двух десятков. Таблица с примерами

объединила наиболее употребляемые:


Тропы
Пояснения к термину
Примеры
1
Аллегория
Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
«В руках Фемиды», что означает: у правосудия
2
Метафора
Это тропы, в основе которых лежит образное сравнение, но без использования союзов (как, словно). Метафора предполагает перенос качеств одного предмета или явления на какой-либо другой.
Журчащий голос (голос словно журчит).
3
Метонимия
Подмена одного слова на другое, основанное на смежности понятий.
Класс зашумел
4
Сравнение
Что такое сравнение в литературе? Сопоставление предметов по похожему признаку

Сравнения – это художественные средства, обладающие повышенной образностью.
Сравнение: горячий, как огонь (другие примеры: побелел будто мел).
5
Олицетворение
Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.
Зашептали листья деревьев
6
Гипербола
Это тропы, в основе которых лежит литературное преувеличение, способствующее усилению определенной характеристики или качества, на которой автор акцентирует внимание читателя.
Море работы.
7
Литота
Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Мужичок с ноготок.
8
Синекдоха
Замена одних слов другими касательно количественных отношений.
Пригласить на судака.
9
Окказионализмы
Художественные средства, образованные автором.
Плоды образования.
10
Ирония
Тонкая насмешка основанная на внешне положительной оценке или серьёзной форме выражения.
Что скажешь, умник?
11
Сарказм
Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.
12
Перифраз
Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Царь зверей
13
Лексический повтор
С целью усиления значения конкретного слова автор повторяет его несколько раз.
Озера кругом, озера глубокие.

В статье приведены основные тропы,

известные в литературе, которые иллюстрирует таблица с примерами.

Иногда к тропам относят архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, но это неверно. Это лексические средства выразительности, область употребления которых ограничена изображаемой эпохой или ареалом применения. Их используют для создания колорита эпохи, описываемого места или рабочей атмосферы.

Специализированные средства выразительности


Архаизмы – слова, какие некогда называли знакомые нам предметы (очи — глаза). Историзмы же обозначают предметы или явления (действия), вышедшие из обихода (кафтан, бал). И архаизмы, и историзмы – средства выразительности

, которые с охотой применяют писатели и сценаристы, создающие произведения на историческую тематику (примерами являются «Петр Первый» и «Князь Серебряный» А. Толстого). Нередко архаизмами пользуются поэты для создания возвышенного стиля (лоно, десница, перст).

Неологизмы – образные средства языка, вошедшие в нашу жизнь сравнительно недавно (гаджет). Их нередко используют в художественном тексте для создания атмосферы молодежной среды и образа продвинутых пользователей.

Диалектизмы – слова или грамматические формы, употребляемые в разговорной речи жителей одной местности (кочет – петух).

Профессионализмы – слова и выражения, которые бывают характерны для представителей определенной профессии. Например, загон для полиграфиста — это, прежде всего, запасной материал, не вошедший в номер, а уже потом место пребывания животных. Естественно, писатель, повествующий о жизни героя-полиграфиста, не обойдет термин стороной.

Жаргонизмы – лексика неформального общения, используемая в разговорной речи людей, принадлежащих к определенному кругу общения. Например, языковые особенности текста

о жизни студентов позволят употребить слово «хвосты» в значении «задолженности по экзаменам», а не части тела животных. В произведениях о студентов нередко фигурирует это слово.

Фигуры речи

Фигуры речи — обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Фигура Значение термина Пример
Анафора (или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. Берегите друг друга,Добротой согревайте.Берегите друг друга,Обижать не давайте. (О. Высотская)Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…
Антитеза Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

Градация (Постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. Завыл, запел, взлетел под небо камень,И заволокся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий)Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Инверсия Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. Роняет лес багряный свой убор,Сребрит мороз увянувшее поле… (А. Пушкин)Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. 
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!
Плеоназм Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект. Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
Риторический вопрос, восклицание, обращение Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие.

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

О Волга! Колыбель моя!Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

Синтаксиче­ский параллелизм Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… 

Умолчание Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А. Крылов)

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Эллипсис Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Эпифора Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. Милый друг, и в этом тихом Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А. Блок.)

Виды речевой выразительности

Познакомимся поближе с основными видами средств выразительности речи, а именно с тропами, поскольку они чаще всего попадаются в экзаменационных заданиях. Для этого разберем каждый по отдельности.

Тропы. Особенности употребления

С определением тропов мы уже познакомились. Теперь рассмотрим, какие средства выразительности речи они представляют:

Эти виды выразительности речи помогают разнообразить ее и художественно преобразить. Определение тропов в тексте или предложение довольно не сложное занятие

Важно отличать их и знать особенности каждого вида

Лексические средства. Содержание в предложении и тексте

Эти средства мы встречаем постоянно даже в повседневной жизни

С помощью синонимов мы описываем какие-то явления и предметы, а с помощью антонимов концентрируем внимание на отличиях. Но есть и некоторые нюансы, которые необходимо запомнить в каждой категории представленных лексических средств:

Эти виды речевой выразительности встречаются повсеместно и нужно их «знать в лицо». Трудности могут возникнуть только с последней группой, но по аналогии можно догадаться принадлежность слов к конкретной группе.

Синтаксические средства выразительности       

В данной категории следует обращать внимание на синтаксическое устройство предложения. Желательно сделать его анализ и выявить, чем оно осложнено

Тогда можно будет определить и наличие синтаксических средств выразительности. Рассмотрим некоторые из них:

Как можно заметить, в предложении эти средства речевой выразительности встречаются довольно часто.

Фигуры речи. Приемы средств выразительности

Существуют и фигуры выразительности речи, которые помогают заострить внимание читателя или слушателя на определенных значимых вещах и действиях. В таблице представлены все фигуры речи:

Эти термины чаще всего попадаются в заданиях и их необходимо найти. Только зная теорию, можно верно определить фигуру речи.

Каждый из перечисленных видов средств речевой выразительности играет большую роль для художественной речи. С каждым разом она становится все богаче, что делает ее разнообразнее и шире в употреблении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: