Что такое словообразовательный разбор
Словообразовательный разбор — это анализ слова, который помогает узнать, производное оно или непроизводное, а также с помощью чего и от какого слова с тем же корнем оно образовалось. Чтобы понять это, в словообразовательном разборе, как и в морфемном, мы разбираем слово по составу — выделяем приставку, корень, основу и суффикс.
Итак, первое, что нужно сделать, — это обратиться к смыслу слова, которое мы анализируем. Например, вредитель означает «тот, кто вредит». У слов вредитель и вредит одинаковые морфемы в основе, но в первом случае к ним добавляется еще и суффикс -тель. Делаем вывод, что данное слово вредитель образовано от ближайшего к нему родственного вредить.
В этом случае основу слова вредить называют производящей (ПЩ), потому что от нее образовалось новое слово, а основу слова вредитель — производной (ПН), т. к. она результат словообразования.
Слова с производной основой называются производными, а с производящей — производящими. Вместе производное и производящее слова образуют словообразовательную пару. В нашем случае это производное вредитель и производящее вредить.
Проверьте себя!
Найдите производящие слова для перечисленных далее и создайте словообразовательные пары: заслониться, убежать, приказ, монетный, увлекательный, преследователь, конный, побег, населенный, умножение, расслабиться, морозный.
Производные и непроизводные слова
Кроме производных, существуют и непроизводные слова — те, которые не образованы от основы другого слова с тем же корнем.
Чтобы разобраться в этом подробнее, вернемся к нашему примеру со словом вредить. Его тоже можно считать производным, потому что оно произошло от основы другого однокоренного слова — вред. В этом случае слова имеют один и тот же корень вред-, но у глагола вредить добавился суффикс -и-. Таким образом, слово вредить — производное, а вред — производящее. Но к последнему уже нельзя подобрать слово, от которого оно произошло. Значит, слово вред — непроизводное.
Кстати, все три слова образуют уже не пару, а цепочку словообразования, в которой можно проследить, как изменялась основа: вред → вредить → вредитель.
Проверьте себя!
Создайте словообразовательную цепочку, которая начиналась бы с непроизводного слова ключ..
Основа и окончание.
В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых — только основа.
Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Примечания.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.
При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания.
Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) — падеж и число; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а в прошедшем времени — род и число.
Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.
Морфологический
В школе надо в первую очередь знать именно этот способ. Он подразумевает создание новых слов с помощью приставок и суффиксов. Если говорить более научно – с помощью аффиксов.
Внутри него выделяется несколько подтипов в зависимости от того, какой аффикс присоединяется. Разберем их.
Приставочный
Берется слово и к нему добавляется приставка. Появляется слово с другим значением. Например, было слово «тип», а стало – «подтип». Было «читать» – стало «прочитать».
Обратите внимание, присоединяться должна только приставка. Если присоединяется приставка вместе с суффиксом – это уже другой тип
Суффиксальный
Когда новое слово образуется с помощью суффиксов. Был «лес», а стал «лесник». Был «двор», стал «дворник».
Этим же способом образуются отглагольные существительные: вдохновить – вдохновение, потеплеть – потепление, погрузить – погружение.
Приставочно-суффиксальный
Вот это как раз та ситуация, когда к слову добавляются сразу и приставка, и суффикс. Например: вода – подводник, стакан – подстаканник.
Бессуффиксный
С этим вариантом сложнее всего. Надо понять, что сначала у слова был какой-то суффикс, а потом он отпал
Тут важно еще разобраться, какое слово первично, а какое вторично
Существительное «выход» появилось как раз благодаря бессуффиксному способу. Сначала люди «выходили» где-то, а потом назвали это место словом «выход». Оно появилось «удалением» суффикса «и».
Таким способом очень часто образуются существительные от глаголов. Например, сначала люди припевали, а потом назвали часть песни, которую припевают, «припевом», убрав при этом суффикс «а».
Вот еще интересный пример. Было слово «свинья» с суффиксом «j» (потому что «я» делится на «j» и «а»). Суффикс отпал и получилось прилагательное «свиной».
Постфиксальный
Когда добавляется постфикс. Основные постфиксы в русском есть такие: -ся, -то, -либо, -нибудь.
Вот и получается: умыть – умыться, кто – кто-то, какая – какая-либо, что – что-нибудь.
Приставочно-постфиксальный
По названию уже понятно, что прибавляется и приставочка, и постфикс.
Примеры: думать – додуматься, мурлыкать – намурлыкаться, спать – выспаться.
Суффиксально-постфиксальный
Когда добавляется и суффикс, и постфикс. Например, вот есть слово «толпа». А когда люди начинают создавать эту толпу, входят в нее, выходят, их действия обозначаются глаголом «толпиться». Он появился благодаря суффиксу «и» и постфиксу «ся».
Сложение
Слова могут складываться двумя путями. Когда они берутся полностью и когда одно из слов усекается.
Если слова берутся полностью, то они могут соединяться через дефис или через соединительную гласную. Примеры для соединения через дефис: кресло-качалка, диван-кровать. Соединение через соединительную гласную: газопровод, теплотрасса, водоворот.
Разберем второй случай. Например, слово «землемер» происходит от двух слов: «земля» и «мерить». Второе слово добавляется в «усеченном» виде, у него отпадает суффикс «и».
Слово «медпункт» появилось примерно так же, только в нем усекалось уже первое слово, а не второе. Было «медицинский», стало «мед».
Иногда усекаются вообще оба слова. Как появился «завуч»? Был «заведующий» и были «учителя». Оба слова затем «усеклись», сложились и получился «завуч».
Сюда же относится способ аббревиации. Когда берутся первые буквы и из них складывается аббревиатура. ЕГЭ – единый государственный экзамен, МГУ – Московский государственный университет.
Сложносуффиксальный
Когда и слова складываются, и еще суффиксы добавляются. Например, как появилось слово «хлеборезка»? Был «хлеб», был глагол «резать». Они сложились, причем глагол был взят в усеченном виде – без суффикса «а». Получилось «хлеборез». К этому «хлеборезу» добавилась буква «к», и получилась хлеборезка.
Другой пример. Прилагательное «длинношерстный». Оно появилось из слов «длинный», «шерсть», соединительной гласной «о» и суффикса «н».
Средство и способы словообразования
Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).
Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются.
Среди операций такого рода можно выделить следующие: 1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист ? спец;2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин ? универмаг;3) изменение частеречной принадлежности слова: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.
Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство,
например: земля + делать ? земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:1) приставочный: делать ? пере-делать;2) суффиксальный: синий ? син-ев-а, мыть ? мыть-ся, гордый ? горд-и-ть-ся;3) приставочно-суффиксальный: стакан ? под-стакан-ник, бежать ? раз-бежать-ся, говорить ? пере-говар-ива-ть-ся.4) бессуфиксный: синь ? синий, выход ? выходить5) сложение целых слов: диван + кровать ? диван-кровать,6) сложение основ с помощью соединительных гласных:лес + степь ? лес(о)степь;7) сложение начальной части слова с целым словом: стенная газета ? стенгазета;8) сложение с одновременны присоединением суффикса: Сок +о+ выжима-ть+-лк_( а) ? соковыжималка;9) сложение слогов и начальных букв (аббревиация):Министерство иностранных дел ? МИД; городской отдел народного образования ? гороно;10) Усечение основы производящего слова: маг ? магнитофон, зам ? заместитель. 11) образование слов из словосочетаний:с ума сшедший ? сумасшедший.
Образование слов путем перехода из одной части речи в другую
Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.Например, некоторые существительные образовались путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий). Этот способ еще называется субстантивацией.
Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу.
Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ? заведовать, заведующий — ‘тот, кто заведует’.
Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением — существительных (дома, весной), — прилагательных (попусту, в открытую), — деепричастий (сидя, лёжа), — числительных (вдвое).
Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую — процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ? зима, леж-а ? лежать, по-пуст-у ? пустой.
Словообразовательный разбор слова
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Актуальные способы словообразования в русском языке на современном этапе
Новообразования, которые отражают явления, присущие современной России, связаны с морфологическим словотворчеством существительных, в частности суффиксальным и префиксальным.
Замечание 1
Наиболее активно суффиксы используются для обозначения абстрактных явлений. Прежде всего, это суффиксы -изм; ация (а); -ения; -щин (а).
Первое место по частотности употребления занимает суффикс -ация (а), номинируя новые социально значимые процессы действительности. Этот суффикс имеет значение наделения теми или иными свойствами того, что обозначает базовую основу типа. К примеру, гуманизация – это распространение и утверждение в сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом.
Кроме того, примерами могут служить доллларизация, алкоголизация, суверенизация, плюрализация, либерализация, бандитизация, стандартизация, военизация.
Специфика этих абстрактных существительных заключается в том, что они образуются не от глаголов, а иногда даже с глаголами вообще не соотносятся, например, талон – талонизация. Во многом это можно объяснить тем, что социальная действительность требует, прежде всего, новых номинаций, в которых сочетаются значение процессуальности с номинативнистю, поэтому именные основы наиболее распространены.
Достаточно интенсивным является процесс образования абстрактных существительных с суффиксом -изм для обозначения различных общественно-политических понятий и научных направлений: глобализм, гангстеризм, уникализм, американизм.
Если суффиксы -ация (а) и -изм являются маркерами книжной речи, то суффикс -щин (а) выступает показателем негативной аксиологической оценки. Как правило, в новообразования он вносит оттенок осуждения, связанный с характеристикой идейных, политических течений негативного характера.
Исходными основаниями в этих словах считаются имена тех политических деятелей, которые скомпрометировали себя в глазах общества:
- Сталин – сталинщина;
- Брежнев – брежневщина;
- Гайдар – гайдаровщина;
- Лужков – лужковщина
Такое же явление наблюдается при присоединении суффиксов чик / -щик, -ец / — овец, -ик, -ист к основам, которые по происхождению являются собственными именами. В данном случае специфичность, содержательность и эмоциональность обозначенного явления связаны с антропонимами, но только исходное слово приобретает коннотацию, номинируя широкий круг явлений современной жизни: горбачевец, гайдаровец, гамсахурдист, звиадист. К этому же типу можно отнести и единичные случаи соединения этих суффиксов с аббревиатурами, например, разговорное элдэпээровец.
Следует добавить, что для русского языка, где существует принцип надавать общее значение существительным мужского рода (учитель, преподаватель обозначает и мужчину, и женщину), в последнее время наблюдается противоположная тенденция, с помощью традиционного суффикса -к (а), которая гендерно маркирует лицо: дзюдоистка, культуристка, регбистка, шейпингистка, русофобка.
Указанные слова в основном лишены негативной оценки в отличие от слов с суффиксами чик / -щик: суверенщик, перестройщик, временщик. Как правило, такие слова приобретают негативную или ироническую окраску.
Так, современное российское суффиксальное (как правило, окказиональное) словообразование подтверждает мнение о прямой зависимости между социальной действительностью и языковыми изменениями. На этом этапе развития российского общества для наименования общественных процессов и явлений используются в подавляющем большинстве отглагольные существительные, в которых сочетаются значение процессуальности и номинативности.
Кроме суффиксации в русском языке чрезвычайно активен процесс префиксации. Его специфика в современный исторический период развития общества заключается в том, что наблюдается широкое включение иностранных элементов в российский языковое пространство, в том числе и в процесс префиксации исконно русских слов или адаптированных заимствованных.
Ведущей чертой указанного процесса является разложение ранее неразложимых заимствованных основ с интернациональными препозитивнимы элементами анти-, архи-, де, квази-, контр, супер, ультра-, экс-, нео и др. на фоне общей активизации значительного количества иноязычных морфем.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки,
- суффиксы,
- постфиксы,
- интерфиксы, или соединительные гласные,
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писать → выписать
- вид →подвид
- забавный → презабавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находить → находка
- цвет (цветок) → цветник
- улыбаться → улыбка
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → подлокотник
- беседа → собеседник
- свежий → освежить
- море → заморский
- мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводить → взвод
- припевать → припев
- свинья → свин ой
- золото → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кто → кто-то
- что → что-нибудь
- где → где-либо
- когда → когда-то
- бросать → бросаться
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слушать →вслушаться
- нюхать →принюхаться
- думать →вдуматься
- тосковать →истосковаться
- ждать →дождаться
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толпа → толпиться
- скупой → скупиться
- переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать,
- платье-халат,
- ракета-носитель,
- ковёр-самолет,
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → северо-восток,
- сухие фрукты → сухофрукты,
- свод неба → небосвод,
- птица, фабрика → птицефабрика,
- хранилище для овощей → овощехранилище,
2) сложение усеченной основы и слова:
- ветеринарный врач→ ветврач,
- туристический поход→ турпоход,
- медицинский пункт→ медпункт,
3) сложение усеченных основ слов:
- заместитель председателя → зампред,
- мотоцикл педальный → мопед,
- профсоюзный комитет → профком,
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинная шерсть + -н- → длинношерстный,
- хлеб, резать + -к- → хлеборезка,
- сам, варить + → самовар,
- черные брови + → чернобровый,
- каша, варить + → кашевар.
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
1. Приставочный |
текст → подтекст гнать → догнать |
2. Суффиксальный |
белый → белизна пахать → пахота сотворить → сотворение |
3. Приставочно-суффиксальный |
люди → безлюдный долгий → задолго дом → надомник |
4. Бессуффиксальный |
отдыхать → отдых зеленый → зелень супруг → супруга |
5. Постфиксальный |
какой → какой-нибудь что → что-то где → где-либо |
6. Сложение: 1) двух основ 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков |
пожар, опасный → пожароопасный диван, кровать → диван-кровать канат, ходить → канатоходец море, плавать → мореплаватель специальный корреспондент → спецкор МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО |
7. Слияние целых слов |
густо, населенный → густонаселенный мало, знакомый → малознакомый |
8. Переход из одной части речи в другую |
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди, прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек |