Синтаксический разбор сложного предложения. общий план с примерами

Разделение на группы

Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:

Восклицательные «Красота! Прекрасный зимний день!».
Вопросительные «Скажите, пожалуйста, где находится детская библиотека?»
Повествовательные «Миша ушел в гости. Его сестра Маша осталась дома».

Повествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.

В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств.

Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.

Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от английского), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?»

В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.

Что нужно запомнить: примеры

Ребенок должен различать короткие и длинные предложения. Показывая простые и сложные примеры в 1-м классе, как составить схему предложения, можно помочь детям в будущем. Они будут находить главные и второстепенные члены предложения. Постоянное обучение позволяет определять границы предложений в тексте.

Вот несколько примеров:

  • Я пою. I___ ­­­___.
  • Мама печет пироги. I___ ­­­___ ___.
  • Дети гуляют на улице. I___ ­­­___ _ ____.
  • Белый снег лежит красивым ковром. I___ ­­­___ ___ ___ ___.

Это простые повествовательные предложения. В конце ставится точка. Если побуждают к действию, передают чувства и эмоции, ставят восклицательный знак. При вопросе в конце предложения ставят вопросительный знак.

  • Какие красивые цветы! I___ ­­­___ ___!
  • Кто помог тебе сделать домашнее задание? I___ ­­­___ ___ ___ ___ ___?
  • Как ярко светит солнце! I___ ­­­___ ___ ___!
  • Где лежит твой пенал? I___ ­­­___ ___ ___?

Важно обращать внимание на имена нарицательные. Они пишутся с большой буквы, а значит, и в схемах графически их выделяют с помощью такой же черты, как и в начале предложения

  • В классе учится Никита. I_ ­­­___ ___ I___ ­­­.
  • Мою собаку зовут Кузьма. I___ ___ ___ I___ ­­­.

Обучение составлению схем предложения необходимо. В процессе изучения правил дети быстрее читают, понимают смысл текста. Им легко выполнять задания, в которых необходимо найти границы предложений. В процессе чтения ребята научатся различать повествовательные высказывания от других типов. Так они легко составят вопросительное или восклицательное предложение, поймут,чем они отличаются.

Синтаксический разбор простых и сложных предложений в интернете

Очевидно, что такой анализ занимает много времени и сил, требует определенных знаний и навыков. Поэтому многие ученики предпочитают делать анализ синтаксической конструкции по составу онлайн. Это хорошее средство для самопроверки, но только в том случае, если качество сервиса заслуживает уважения.

Сделать разбор можно на сайте Главред (glvrd.ru). Анализ синтаксиса здесь не соответствует школьному, но подскажет названия частей речи и определит некоторые члены предложения. Для использования:

  1. Вставить текст в окно на главной странице.
  2. Выбрать вкладку “Синтаксис” над верхней левой частью окна.
  3. Навести на подсвеченное слово и получить информацию в белом поле справа от окна.

Еще один ресурс – Школьный помощник (school-assistant.ru). Его преимущество – краткость в изложении материала. Путь к информации по анализу таков:

  1. В левом меню кликнуть “Русский”.
  2. Выбрать нужный класс (5, 6, 7).
  3. Выбрать интересующий раздел.

На странице появится краткая теоретическая справка и задания, которые после выполнения пройдут автоматическую проверку. Чтобы сохранять результаты, надо зарегистрироваться в личном кабинете.

Сложное

Наличие более одной предикативной основы делает предложение сложным. Связь между основами может быть разной. В зависимости от её вида предложения могут быть сложносочинёнными — ССП, сложноподчинёнными — СПП, бессоюзными — БСП или смешанными:

  • сложносочинённые — включают несколько простых, связь между которыми обеспечивают сочинительные союзы;
  • сложноподчинённые — содержат одну несамостоятельную в грамматическом смысле часть, которая связывается с другой при помощи подчинительных союзов;
  • бессоюзные — объединяют простые языковые единицы, каждая из которых обладает самостоятельным значением и не зависит от другой.

Таблица: примеры сложных предложений

Сложносочинённые Сложноподчинённые Бессоюзные Смешанные
Расстались мы, но твой портрет я на груди храню. Я люблю весну, когда она приходит рано. Солнце дымное встаёт — будет день горячий. Слоны очень привязываются к своим погонщикам, и бывали случаи, когда после смерти человека слон умирал от горя.
Начался дождь, и все разбежались. Возьми книгу, которая лежит на полке. В лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки. Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге.
Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело. Когда я обернулся, тропинка была уже пуста. Богатому не спится: богатый вора боится. Стадо диких уток с шумом промчалось где-то над нами, и мы слышали, как оно опустилось на озеро.
То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал. Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют. Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.

Помимо нескольких основ, в таких языковых единицах также могут быть второстепенные члены.

«Простое предложение. Осложненное простое предложение»

Простое предложение

Предложение с одной грамматической основой называется простым.

Грамматическая основа может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Теплятся в зелени лампадки; или из подлежащего, например: В березке над нами солнышко; или из сказуемого: Пахнет зеленой рощей. В глазах у меня туманится.

Слова, к которым можно задать вопросы от подлежащего или сказуемого, называются зависимыми словами (это второстепенные члены предложения).

Подлежащее вместе с зависимыми словами образует состав подлежащего, например: Справа деревья тянутся, в светлой и нежной зелени. (И. Шмелёв)

Сказуемое с зависимыми словами образует состав сказуемого: Золотой скобкой в окно заглянул месяц. (М. Горький)

Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы.

Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.

Простое осложненное предложение

Простое предложение может быть осложнено однородными и обособленными членами предложения, вводными и вставными конструкциями, обращением.

Признаки осложненного предложения:

  • Больше синтаксических позиций, чем в элементарном предложении (предикативное ядро + присловные распространители в виде словосочетаний). В Осложненном предложении есть распространители, включенные непосредственно в предложение.
  • Кроме предикативных и подчинительных отношений есть сочинительные и полупредикативные отношения.
  • Формальные семантико-синтаксические показатели (союзы, частицы, интонация)

Осложненное предложение является объектом конструктивного синтаксиса. Конструкция — это такое синтаксическое единство, которое характеризуется относительной самостоятельностью, целостностью и оформляется по определенным грамматическим схемам, состоит из компонентов, количество и характер которых определяется вне конкретных слов.

Перейти далее к конспектам:

  • Однородные члены предложения
  • Обособленные члены предложения (обособленные определения, дополнения, обстоятельства)
  • Вводные и вставные конструкции (вводные слова и словосочетания, вводные предложения, вставные конструкции)
  • Обращения

Конспект урока «Простое предложение». Следующая тема: «Однородные члены предложения»

Грамматическая структура

В схеме простого предложения есть одно или несколько грамматически объединенных слов. Они выражают законченную мысль. Само выражение является грамматической единицей синтаксиса. В нем должен быть только один предикативный центр — основа. Она может состоять из подлежащего и сказуемого или только одного слова.

Несколько примеров простых предложений: «мама отдыхает», «ребенок читает», «стемнело». Это основной структурный тип в русском языке. Он используется для построения сложных предложений. К примеру, пришла зима + выпал снег — пришла зима, выпал снег.

Два и более простых предложений в составе сложного могут соединяться союзами или знаками препинания. Одна часть может быть независимой или находиться в подчинении другой, образуя сложноподчиненные или сложносочиненные конструкции. В первом случае простые фразы соединяются подчинительными союзами или союзными словами, предложения могут быть придаточными изъяснительными или определительными. А во втором варианте используются сочинительные связующие. Есть также бессоюзные сложные предложения, в которых грамматические основы разделены запятыми.

Как составить или выписать простое предложение?

Главный признак простого предложения — одна грамматическая основа.

Если вам нужно составить простое предложение:

  1. Придумайте основу — подлежащее и/или сказуемое.Подлежащее обозначает предмет или действующее лицо, оно отвечает на вопрос: кто? что?Сказуемое обозначает действие или состояние, отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?Например, вы придумали грамматическую основу: школьник читал.

  2. Возьмите получившуюся основу и при желании добавьте к ней второстепенные члены — дополнение, определение, обстоятельство.Например: Десятилетний школьник с удовольствием читал книгу.

Если вам нужно найти в тексте простое предложение:

  1. Возьмите предложение, посчитайте количество грамматических основ. Если основа одна (одно подлежащее и/или одно сказуемое) — перед вами простое предложение. Дело сделано.

  2. В простом предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. Если подлежащие или сказуемые соединены перечислением (сочинительной связью) — то это все равно простое предложение.Пример: Мальчики и девочки собрались на праздник в детском саду. Здесь два однородных подлежащих (мальчики и девочки), но грамматическая основа одна.

Простое предложение с обращением

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Прощай же, наша мать! Дурень, что ты здесь сидишь? Ничего, паны- братья, мы отступим. 

Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией. Обращение может стоять в начале, середине и в конце предложения:

Голубчик! Дай ты мне эти деньги! Садись, тюлень, в вёсла! Врёшь, возьмёшь, гнус! 

Обращения чаще всего употребляются в разговорной речи. Они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и для выражения отношения говорящего к собеседнику.

Обращения могут быть выражены одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями в роли существительных: За эту дерзость мы тебе, душа, воздадим! Проходи, убогонький, садись. Прибывшие, пройдите к столу. 

В художественной речи обращения могут быть выражены неодушевлёнными именами существительными: Ах ты, чёртова кукла! Вставай, дубина! 

Обращения бывают распространёнными и нераспространёнными: Вон о той звезде далёкой, Мери, спой. Сгинь, цыганская жизнь небывалая, погаси, сомкни очи твои! 

В роли обращений могут выступать личные местоимения ты и вы, которые, как правило, являются подлежащими: Ты, подай узел! Эй, вы! Хватит дурака валять! 

Перед обращением может стоять усилительная частица о: О сердце, боль невыносима! О Волга, колыбель моя!

Способы выражения обращения:

  1. Имя существительное в именительном надеже, например: У меня, брат, ни крова, ни дома… ;
  2. Слова других частей речи (глагольных форм) в значении имени существительного, например:
  • Собираю я по зёрнышку капли дождика с ветвей и протягиваю солнышку: «На, высокое, испей!» (прил.).
  • «Здорово, шестая!» — послышался густой, спокойный голос полковника (числ.).
  • «Куда, — говорю, — такая-сякая, ты летишь?» (Н. Лесков). 
  • …Жизнью пользуйся, живущий! (В. Жуковский).

Таким образом, простыми называются предложения, имеющие одну грамматическую основу и выражающие простое сообщение. Простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Двусоставное – предложение в котором есть и подлежащее, и сказуемое. Если к подлежащему относятся второстепенные члены, то оно образует группу подлежащего, если к сказуемому, то группу сказуемого.

Грамматическая основа

Каждое простое предложение имеет предикативную основу, которую составляют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (либо одно из них).

К примеру: Преподаватель читает лекцию студентам.

Данное предложение построено по образцу: имя существительное + спрягаемый глагол. Схема предложения выражает отношения процессуального признака и его носителя в том или ином временном плане.

Грамматическая основа может состоять из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Теплятся в зелени лампадки; или из подлежащего, например: В березке над нами солнышко; или из сказуемого: Пахнет зеленой рощей. В глазах у меня туманится.

Слова, к которым можно задать вопросы от подлежащего или сказуемого, называются зависимыми словами (это второстепенные члены предложения).

Подлежащее вместе с зависимыми словами образует состав подлежащего, например: Справа деревья тянутся, в светлой и нежной зелени. (И. Шмелёв)

Сказуемое с зависимыми словами образует состав сказуемого: Золотой скобкой в окно заглянул месяц. (М. Горький)

Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы.

Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.

Проблемы с синтаксическим разбором предложений

Самой распространенной проблемой для школьника становится разделение частей речи от их функций в высказывании. Отсюда вытекает неумение правильно подчеркнуть члены.

Важно помнить: существительное либо местоимение может быть как дополнением, так и подлежащим, для имени прилагательного определение не приговор, числительные могут выступать в любой функции, а предлоги зависимы и закреплены за другими членами

Побудительные предложения иногда заканчиваются точкой, а повествовательные – восклицательным знаком

Чтобы не запутаться, нужно обратить внимание на семантический аспект (что оно означает), а не только на знаки препинания

Возникают проблемы и с тем, какими членами может быть осложнено предложение.

Высказывание часто осложняется:

  • вводными конструкциями;
  • деепричастием с зависимыми словами;
  • причастным оборотом;
  • сравнением и другими обособленными оборотами;
  • обращением;
  • приложением, т.е. определением в форме существительного;
  • однородными членами.

Что такое сложное предложение

Составное предложение имеет два или более независимых предложения. Эти пункты объединяются с использованием координирующего соединения. (Ибо, и, ни, но, или, еще, и так)

Сложное предложение: он спел песню, и она танцевала.

Независимый пункт 1: Он пел песню.

Независимый пункт 2: Она танцевала.

Координирующее соединение: и

Поскольку составные предложения содержат более одного предложения, они являются более сложными и более длинными, чем простые предложения.

Также важно отметить, что все пункты в соединении одинаково важны. Независимые пункты представляют связанные идеи, и ни один из них не важнее другого

Также важно отметить, что пунктуация может использоваться для составления сложного предложения; использование тире или точки с запятой между двумя независимыми предложениями также может создавать сложные предложения. Ниже приведены некоторые примеры сложных предложений

Ниже приведены некоторые примеры сложных предложений.

Он купил мне платье, но мне не понравился его цвет.

Я пошел домой и пообедал.

Джон вернулся домой, поэтому мы его не встретили.

Он может поднять его одной рукой — я видел, как он это делает.

План действий по составлению схемы предложения

Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
  • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
  • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

  • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
  • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

  • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
  • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

Составное глагольное сказуемое

Если в про­стом гла­голь­ном ска­зу­е­мом лек­си­че­ское и грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние выра­же­но в одной гла­голь­ной фор­ме, то в состав­ном гла­голь­ном ска­зу­е­мом грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние обо­зна­ча­ет вспо­мо­га­тель­ный гла­гол, а лек­си­че­ское зна­че­ние при­над­ле­жит гла­го­лу в неопре­де­лен­ной форме.

Вспомогательный гла­гол «начал» име­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, про­шед­ше­го вре­ме­ни, един­ствен­но­го чис­ла, муж­ско­го рода и обо­зна­ча­ет, что дей­ствие нача­лось. Смысловой гла­гол «накра­пы­вать» обо­зна­ча­ет кон­крет­ное действие.

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются

1. гла­го­лы с обо­зна­че­ни­ем нача­ла, про­дол­же­ния и кон­ца дей­ствия (фазис­ные глаголы):

  • стать, начать, приниматься;
  • про­дол­жить;
  • кон­чать, закон­чить, пре­кра­тить, пере­стать и др.

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем воле­изъ­яв­ле­ния, наме­ре­ния, желания:

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние дей­ству­ю­ще­го лица:

4. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной формы:

Важно отли­чать про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое и инфи­ни­тив в роли вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния от состав­но­го гла­голь­но­го сказуемого

Схема сложного предложения

В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом.

Характеристика синтаксических единиц

Надо знать критерии, которыми обладает лексема, чтобы осуществить подробное описание. Характеристика предложения в тексте предполагает определённый алгоритм.

Определяем вид:

  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное),
  • по эмоциональной-экспрессивной окраске (по интонации) – восклицательное или невосклицательное.

Находим грамматическую основу.

Рассказываем последовательно о каждом члене предложения, средствах их выражения.

Описываем структуру синтаксической единицы. Для простого предложения:

  • по составу: односоставное (опред.-лич., неопред.-лич., обобщённо-личное, безличное, назывное) или двусоставное,
  • по распространённости: распространённое или нераспространённое,
  • по полноте: полное или неполное.
  • чем осложнено: однородными членами, междометиями, обращением, вводными конструкциями.

Определяем к какому типу относится сложное предложение:

  • сложносочинённые предложения (ССП) – на них указывают простые части, связанные сочинительным союзом,
  • сложноподчинённые предложения (СПП) – устанавливаем главное, а также придаточное слово, опираясь на вопрос и особенность построения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное), определяем вид последнего,
  • бессоюзное сложное предложение (БСП) – устанавливаем, из какого числа простых частей состоит синтаксическая единица, определив значение каждого (одновременность, последовательность, противопоставление и др.).

Приводим аргументацию, по какой причине поставили именно эти пунктуационные знаки.

Если задание предполагает составление схемы, то делаем это.

Выполнить синтаксический разбор сложного предложения труднее.

Здесь больше параметров для анализа.

После того, как сложное предложение из примеров разобрано на простые части, приступаем к анализу каждой из них в отдельности.

Следуя алгоритму, проблем с выполнением задания под цифрой 4 у школьника, не возникнет.

Виды сложных предложений

Виды сложных предложений условно можно разделить на три большие группы:

Сложноподчинённые Сложносочинённые Бессоюзные

ССП и СПП (сложносочинённые и сложноподчинённые предложения соответственно) встречаются с одинаковой периодичностью, поэтому мы подробно разберём каждый случай и рассмотрим конкретные примеры сложных предложений с разными типами связи.

Стоит также обратить внимание на то, что сложные предложения часто имеют несколько видов связи внутри. Они могут иметь как союзные, так и бессоюзные элементы, особенно когда имеют несколько грамматических основ

Пример

Пример сложного предложения с союзной и бессоюзной связью:

Когда я вышел из поезда, мать кинулась мне на шею, а сестра стояла на перроне и плакала.

Основные виды сложных предложений отличаются типами и способами связи. Также подобные предложения можно делить по принципу двух и более основ.

Отображение в схемах орфограмм

Перед тем как в 1-м классе составляют схему предложения, сначала учат орфограммы. Первая – большая буква в именах собственных. С нее начинаются названия городов, имена людей, клички животных. В схемах ее обозначают с помощью вертикальной черты. Они и выступают наглядным пособием, с помощью которого закрепляют уже полученные знания.

  • Петя и Ваня поедут летом к бабушке. I_____ _ I_____ ____ _____ __ _____.
  • Алена очень любит конфеты. I____ _____ _____ ____.
  • Папа помог Рите и Косте сделать домашнее задание. I____ ____ I____ _ I_____ _____ ____ ____.
  • Москва и Волгоград находятся в России. I___ _ I____ ____ __ I____.

Позже дети узнают о таком понятии, как диалог. В букварном периоде закладываются первые знания о прямой речи. Учащиеся узнают, что предложения начинаются с большой буквы, а перед каждой новой строчкой ставится необычный знак «тире».

— Кто съел все конфеты? — I___ __ ___ ___?

Ребята уже в 1-м классе составляют схему предложения со всеми знаками препинания. Это поможет правильно записывать слова, а при прочтении выделять знаки препинания с помощью интонации.

Как научиться правильно и красиво говорить

Для хорошего выступления или просто общения с друзьями потребуется исправить указанные выше проблемы: неуверенность в себе, убрать слова-паразиты, подобрать оптимальный темп беседы. Разберем по отдельности эти моменты.

Увеличение словарного запаса

Красивый разговор складывается из красивых слов. Если говорить только мат-перемат, как многие представители широкой общественности, то оратором точно стать не получится, если только не дождаться наступления полного постмодерна, там и это будет возможно. Словарный запас – залог красивой речи, повышается он только одним способом: регулярным чтением качественных книг.

Какие книги читать? Подойдет русская классика, хорошие переводы жемчужин мировой литературы, иногда можно читать научные статьи, в науке множество слов, не известных простым людям вообще. Их аккуратное использование будет усиливать речь, делать ее более «презентабельной». Словарный запас дополняется также фильмами, сериалами, поэтому надо смотреть хорошие картины. Регулярное общение с умными и начитанными людьми также помогает многое почерпнуть для себя.

Если Вас интересует грамотная речь, как научиться говорить красиво, то надо слушать выступления опытных ораторов. Такие есть среди публицистов, политиков, журналистов, даже блогеров.

Неуверенность в себе

Неуверенный человек не может красиво говорить. Он будет стесняться, скомкивать предложения, говорить тихо, краснеть и т.д. Вот упражнения для того, чтобы повысить уверенность в себе перед публикой:

  • Чаще делайте то, что хорошо умеете. Получается чинить велосипеды, шить крестиком, ловить рыбу или настраивать ПК? – делайте это, так как каждый маленький успех кладет в копилку уверенности свой маленький вклад;
  • Заставляйте себя говорить и выступать. Практика – важнейший стимул в развитии. Теоретические размышления о том, как начать уверенно говорить перед людьми ничего не дадут, надо только тренироваться, больше выступать, говорить, набираться опыта;
  • Подкорректируйте проблемы с внешностью, они часто мешают говорить хорошо. Оденьте более приличную красивую одежду, аксессуары, вставьте наконец-то пломбу на передний зуб – эти мелочи могут быть даже определяющими в стеснительности.

Упражнения для избавления от слов-паразитов

Как избавиться от слов паразитов

Интересующимся, как научиться излагать мысли правильно и красиво говорить, надо обязательно избавляться от данной проблемы. Вот работающие техники для борьбы со словами-паразитами:

  • Пересказывайте куски книг, заучивайте текст на память, скажем, страницу, и пересказывайте. Этому нас учили еще в школе, но ни учителя, ни ученики, не понимают зачем это надо. Когда мы пересказываем заученный текст, то в нем не может быть слов-паразитов. Они там звучат смешно. Пересказ поможет начать говорить четко, без нелепых вставок типа «нууууу», «эээээ» и прочего;
  • Следите за своими словами. Не выдавайте бесконтрольный поток слов, а следите за каждым словом и предложением, наперед формируйте его в голове;
  • Останавливайте, если вдруг почувствовали желание сказать слово-паразит. Заполните такие проблемы молчанием, они покажут нелепость использования посторонних слов и звуков, помогут перестроиться;
  • Можно попросить посторонних проследить за словами-паразитами. В семье, с другом попросите останавливать Вас каждый раз, когда Вы говорите слово-паразит, делать замечание.

Важнейшее дело в борьбе со словами-паразитами – избавление от переживаний. Они часто появляются в эмоциональной быстрой речи, когда человека нервничает.

Получи удовольствие от прочтения

KGBT+
Пелевин Виктор Олегович

Эксмо: Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин

К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя
Примаченко Ольга Викторовна

Бомбора: Психологический бестселлер

О чем молчит Ласточка

Сильванова Катерина, Малисова Елена

Popcorn Books

Мистер Вечный Канун. Город Полуночи

Торин Владимир Витальевич, Яковлев Олег Геннадьевич

Манн, Иванов и Фербер: Red Violet. Темные миры

Большое путешествие по телу человека
Фарндон Джон

Лабиринт: Детская познавательная литература

Какие бывают предложения

Существует несколько критериев, по которым все предложения в русском языке можно отнести к тому или иному виду.

По количеству грамматических основ предложения делятся на:

  1. Простые.
  2. Сложные.

Простые предложения имеют одну грамматическую основу.

Односоставные предложения: 

  1. Определенно-личные. Главный член предложения — сказуемое, выраженное глаголом в форме 1 или 2 лица или глаголом в повелительном наклонении: Смотрю на летящие от костра искры. Перезвони мне!
  2. Неопределенно-личные. Главный член предложения — сказуемое, выраженное глаголом в форме множественного числа в настоящем или будущем времени; в форме множественного числа прошедшего времени. Действие может совершаться и кем-то неопределенным: Играют на гитаре. Нас пропустят бесплатно. Огласили список участников.
  3. Обобщенно-личные. Главный член предложения — сказуемое, выраженное глаголом в форме 2 лица единственного числа; 3 лица множественного числа в настоящем или будущем времени; в форме 2 лица единственного или множественного числа в повелительном наклонении: На чужой каравай рот не разевай. Блины пекут на молоке. Узнаешь все из письма.
  4. Безличные. Главный член предложения — сказуемое, выраженное глаголом в форме 3 лица единственного числа в настоящем или будущем времени; в форме среднего рода прошедшего времени: Быстро стемнело. Нам пришлось потесниться на заднем ряду.
  5. Назывные. Главный член предложения — подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже: Летняя ночь. Звезды. Тишина.

Двусоставные предложения:

Я прочла эту книгу за два дня.

Он так ине пришел на встречу.

Сложные предложения имеют две или более грамматических основ. В зависимости от типа связи, выделяют:

  1. Бессоюзные. Простые предложения связываются интонационно: Светало, они поднялись в полной тишине.
  2. Сложносочиненные. Простые предложения связываются сочинительными союзами: Кошка сидела на подоконнике, а на улице светило солнце.
  3. Сложноподчиненные. Простые предложения связываются подчинительными союзами: Когда начался ливень , тогда мы и открыли зонт.
  4. С разными видами связи. Простые предложения связываются союзами разных видов и интонацией. Стемнело: на улицах зажглись фонари, которые освещали его путь.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на:

  1. Распространенные.
  2. Нераспространенные.

Распространенные предложения имеют как главные, так и второстепенные члены.

Нераспространенные предложения состоят только из главных членов.

Заяц сидел.

По цели высказывания предложения делятся на:

  1. Повествовательные. В них содержится информация, на конце ставится точка: Дима заболел, поэтому ему придется пропустить занятие.
  2. Вопросительные. В них обязательно содержится вопрос, на конце предложения стоит вопросительный знак: Ты пойдешь сегодня в кино? Иногда на конце вопросительного предложения могут стоять сразу два знака — вопросительный и восклицательный: Как ты мог так поступить?!
  3. Побудительные. Эти предложения содержат в себе просьбу, приказ, совет или призыв к действию. На конце ставится точка или восклицательный знак: Катя, принеси мне книгу, пожалуйста. Петя, немедленно отойди от окна!

По силе выраженного чувства предложения делятся на:

  1. Восклицательные. Это предложения, которые произносятся с соответствующей интонацией, имеют ярко выраженную эмоциональность: Какое замечательное нынче лето! Как ты посмел меня ослушаться?!
  2. Невосклицательные. Предложения довольно нейтральны по своей эмоциональности: Ты успеешь к семи часам? Не задерживайтесь, пожалуйста.

Заключение

Улучшая свою речь, помните, что это помогает повысить качество жизни. Умение излагать мысли неминуемо повышает самооценку, включает критическое мышление, расширяет круг знакомств. Невозможно вступить на новый уровень развития как личность, не обладая ясным умом, правильной речью и четким желанием перемен.

Новый взгляд на речь и общение поможет по-новому оценить свое место в этом мире. Представление о природе своего характера может сильно измениться в зависимости от постановки своей значимости. К примеру, человек всегда считал себя интровертом. Но убрав речевые барьеры, он смог осознать свою экстравертную натуру. Существуют еще признаки, которые описывают экстравертов.

До новых встреч!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: