Принципы русской орфографии — виды, правила и примеры

«Зачем нужны правила орфографии и пунктуации?»

Зачем нужны правила орфографии и пунктуации?

В современном мире каждому человеку необходимо быть грамотным. В этом ему помогает орфография и пунктуация.

Орфография – это система правил о написании слов. В русской орфографии изучается правописание значимых частей слов – морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний; слитные, раздельные, полуслитные (дефисные) написания; употребление прописных букв: правила переноса слов.

Пунктуация – это собрание правил постановки знаков препинания. Основное назначение пунктуации – указывать на смысловое членение речи.

Для каждого человека очень важно уметь устанавливать дружеские и деловые контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и слышать других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь при этом точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатства русского языка

Все средства языка помогают наиболее точно, ясно и образно выражать самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Человек постоянно стремится расширить свои знания и обогатить свою память, но без способностей обосновывать имеющиеся убеждения, нет подлинного и твёрдого знания.

Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей», — сказал Максим Горький. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы: Человеческое слово стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже мёртвой буквы.

Для каждого из нас необходимо быть понятым другими людьми. Чтобы нас понимали, надо не только правильно говорить и уметь применять все выразительные средства, но и знать пунктуацию

Уметь правильно ставить знаки препинания очень важно для всех нас. Наглядный пример имеет сказка Гераскиной Л

«В стране невыученных уроков»: Знаменитая фраза КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ подтверждает то, что даже запятая может решить судьбу человека. Мы, как будущее нашей страны, должны быть грамотными, умными и крепить мощь нашей страны, прославлять нашу малую Родину.

Нам, молодым, придёт время создавать и свои семьи. Семья – одна из важнейших ячеек общества. Она участвует в сохранении, накоплении и передаче будущему поколению трудовых навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры. Именно семья растит и воспитывает своё поколение и передаёт накопленные знания. Семья формирует у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм.

И, наконец, играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны. При этом необходимо помнить, что гражданином своей страны может быть только тот человек, который научился быть гражданином и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, достижения и культуру.

Итак, знать правила орфографии и пунктуации нужно для того, чтобы быть успешным в этой жизни, приносить пользу обществу и быть достойным носителем русского языка.

Разделы орфографии

Они разработаны для единообразного отображения слов на письме, поскольку главный формат нашего языка – фонетический. Что означает, что слова воспроизводятся в речи по-другому, не как в письменном виде.

  • морфемы – написание;
  • знак «–»: слитно/раздельно;
  • заглавные/строчные буквы – нормативное употребление;
  • как правильно переносить слова;
  • как графически сокращать слова.

Слитно/раздельно или дефис

Этот раздел традиционного принципа, где учитывается морфологическая автономность языковых единиц. В основном все определяемые частеречные слова употребляются раздельно. Исключения составляют отрицательные и неопределённые местоимения, употребляемые с предлогами (не с тем) и некоторые наречия (в обнимку).

Часть слов может употребляться вариативно: с «–» или слитно (местоимение с предлогом: по твоему мнению/ наречие: по-твоему).

Заглавные и строчные

Здесь отображаются лексико-семантические принципы: имена собственные, первая буква в первом слове предложения, названия учреждений, аббревиатуры пишутся с заглавной, другие – со строчной.

Как переносить слова

При построчном переносе рассматривается деление в зависимости от слогов и морфемная структура ко-ра-бль, раз-гон. Нельзя делать перенос или оставлять в строчке единственную букву. Сдвоенные согласные делятся: ал-лея, кол-лектив.

Графическое сокращение слов

Помимо правил, здесь речь идёт ещё и о негласных нормах, которыми многие пользуются интуитивно. Например, мы не сокращаем слова, оканчивающиеся на ь, ъ, й. Правильнее сокращать слова с полностью употреблённой морфемой, заканчивающейся согласным звуком.

Есть специальная терминология для обозначения сокращений, например. точечное, точечно-линейное, дефисное. Грамотное сокращение слов можно отнести к категории интуитивного чувствования языка. При необходимости можно развить этот навык, который может понадобиться при быстром записывании информации.

Репетитор

В некоторых, особо запущенных, случаях ничего не остается, как снова сесть за учебники и наконец-то выучить все правила русского языка. А что делать, если статус и занимаемая должность требуют элементарной грамотности? Учиться, учиться и еще раз учиться.

Можно воспользоваться услугами хорошего репетитора, который сможет в сжатые сроки доступным языком объяснить самые простые и распространенные правила. Хорошо, если дома подрастает ребенок – вместе с ним можно изучать русский язык, а параллельно совершенствовать свои навыки за чтением классиков.

Для чего нужна грамотность?

Умение грамотно излагать свои мысли не только при разговоре, но и на письме – важный навык, который позволяет избежать глупых недоразумений и неприятностей. Всем известная фраза «Казнить нельзя помиловать» красноречиво свидетельствует о том, как всего лишь одна запятая способна повлиять на жизнь человека.

В современном мире неграмотного директора и начальником назвать нельзя, особенно, когда его подчиненный замечает неправильно расставленные запятые или грубые ошибки в том или ином слове. А что скажут партнеры, получив не очень грамотно составленное письмо или коммерческое предложение?

Вот и судите о преимуществах человека, который умеет грамотно излагать свои мысли на бумаге:

  • хорошее впечатление – этот пункт особенно важен для деловых людей, которые общаются со своими потенциальными партнерами не только устно, но и с помощью электронных писем;
  • элементарная грамотность – это мощное оружие, с помощью которого можно открыть совершенно новые горизонты;
  • родители, у которых растет школьник, не будут краснеть перед своим ребенком, который приносит домашнее задание на проверку;
  • человек, который умеет писать грамотно и знает все правила русского языка, может без труда составить деловое письмо, пояснительную записку или резюме, что позволит создать благоприятное впечатление об авторе текста;
  • даже самая совершенная компьютерная программа не всегда может распознать ошибку в тексте, особенно, если она пунктуационная, поэтому знание основных правил русского языка – неотъемлемый навык перспективного специалиста, который мечтает о карьерном росте.

Есть еще один положительный момент – грамотное написание текстов и умение правильно излагать свои мысли может стать основой для дополнительного дохода. При современных возможностях многие мамочки в декретном отпуске или студенты свободно подрабатывают в сфере копирайтинга. Чтобы достичь в этой области значительных высот, знание русского языка – важнейшая составляющая, которая позволяет зарабатывать неплохие деньги.

Как не потерять мотивацию к изучению правил русского языка

Наша статья подходит к концу и мне хотелось бы сказать пару слов о мотивации. Перед тем как изучать орфографию, ответьте себе на вопрос: «Зачем мне это надо». У вас должна быть реально сильная мотивация, иначе все эти пропущенные буквы в словах вам быстро наскучат.

Я могу вам предложить вот такой интересный лайфхак. Чтобы применять свои знания, вы можете писать статьи в интернет и зарабатывать на этом. Заработок на текстах называется копирайтингом, я лично им занимаюсь вот уже восемь лет. Это моя основная работа.

Посмотрите мою статью о том, что такое копирайтинг, я постарался там понятным языком все описать и объяснить. Если вы будете периодически писать статьи – это будет отличной тренировкой ваших орфографических навыков. А когда начнете еще и достойно зарабатывать на этом – мотивация к изучению орфографии вообще будет зашкаливать.

Что изучает орфография

Предыдущая часть была посвящена термину в значении правил письма. В этой речь пойдёт о разделе лингвистики, их исследующем.

Обширная территория России населена людьми, говорящими по-русски, но с поправкой на местные говоры и диалекты, уровень образованности и другие индивидуальные особенности речи. Без единых правил письма понимание текстов, созданных в ограниченной распространением говора местности, вызывало бы затруднения за её пределами.

Орфографические правила регламентируют использование на письме графических средств, которые подразделяются на:

  • буквенные (прописные и строчные буквы);
  • небуквенные (пробел между словами, дефис, знак переноса).

В сферу изучения орфографии входят разделы:

Раздел Примеры
Правописание морфем Одна и та же морфема в составе слов сохраняет единообразие. шёлк – шелковистый (ё//е)
Использование дефиса и пробела Слитное, раздельное и дефисное написание слов. кареглазый (карие глаза), общественно-политический (общественный и политический), общественно полезный
Прописные и строчные буквы Прописная буква выделяет начало фразы, пишется в именах собственных. В деревне Гадюкино дожди.
Перенос слова Правила переноса (по слогам, но не оставляя на строке и не перенося на другую одну букву). ал-лея (деление на слоги – ал-ле-я) но последняя буква, составляющая отдельный слог, одна не переносится.

Правила орфографии, используемые в русском языке, утверждены в 1956 году, но подвержена корректировкам в соответствии с направлением развития языка. Письменная речь, в отличие от устной, склонна к консервативности, изменения в неё вносятся централизованно после закрепления обновлённого варианта в сознании основной массы образованного населения страны.

Занимайтесь с репетитором или на онлайн-курсах

В любом деле важна система. Если чувствуете, что регулярное самообразование — это не про вас, занимайтесь с репетитором. Особенно этот способ эффективен, когда пробелы в орфографии слишком большие или их нужно устранить в короткие сроки. Личный педагог выстроит индивидуальную программу занятий, поможет быстро и точечно разобраться с основными проблемами. Одновременно он будет тем внешним стимулом, который не даст вам сойти с дистанции. Отметим, что занятия с репетитором стоят недёшево. Если они вам не по карману, вместо реального педагога можно воспользоваться услугами виртуального на какой-нибудь из профильных интернет-платформ.

Например, пройти экспресс-программу можно в онлайн-школе Smart University. Если нужно просто подтянуть письменную речь, выбирайте курс «Орфография для всех», хотите окунуться в языковую среду чуть глубже — запишитесь на курс «Грамотный блогер». Программы состоят из коротких уроков, видео, проверочных тестов. Заниматься в Smart University можно онлайн через компьютер или смартфон. Найти экспресс-программы можно в личном кабинете на сайте в разделе «Курсы без учителя», авторизовавшись по номеру телефона. И помните, учиться никогда не поздно!

Образцы сочинений про орфографию

Образцы сочинений

Зачем нужна орфография?

Вариант 1

Я полностью согласен с мнением Ильи. Действительно, грамотно написанное слово – это ключ к пониманию чужих мыслей и выражений. А для того чтобы грамотно писать, надо знать правила русской орфографии. Конечно, их очень много, и выучить всё, наверное, очень трудно, но если мы хотим, чтобы нас понимали правильно те, кто воспринимает нашу письменную речь, надо осваивать хотя бы главные из них.

В тексте (Ф.И.О. автора) написание, например, слова «приходил» связано с двумя орфографическими правилами: 1) правописание приставок ПРЕ -, ПРИ- и 2) проверяемая гласная в корне слова. Согласно первому правилу, в значении «приближение, присоединение» в слове пишется приставка ПРИ-. Согласно второму, для написания правильной буквы в корне надо поставить слабую гласную в сильную позицию: прихО/Адил – ходит.

Нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их – значит не любить и не уважать родной язык и самого себя.

Вариант 2.

Нужны ли нам знания орфографических правил? Безусловно, они необходимы. Знания правил правописания делают нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.

Чтобы понять, для чего нам нужна орфография, вспомним, что она изучает. Орфография – раздел науки о языке, в котором изучаются орфограммы, тоесть правила правильного написания слов.

Вспомним, каковы функции орфографии. Они напрямую связны с принципами русской орфографии. Каковы эти принципы? Их три: морфологический, традиционный, фонетический. 90% слов в русском языке пишутся согласно морфологическому принципу, согласно которому необходимо сохранять единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении. Фонетический принцип – мечта всех школьников: как слышим, так и пишем. Так пишутся, например, приставки на з – с. Традиционный принцип написания касаются слов, которые мы называем «словарными», их нельзя проверить правилом, слова пишутся согласно традиции.

Рассмотрим принципы русской орфографии и их функции в тексте А. Алексина. В нём, как во всяком другом тексте, много слов с проверяемыми безударными гласными в корне слов: встречали, принеси, приходи и др. Это морфологический принцип орфографии. Согласно фонетическому принципу пишутся слова «вскипяченное» (предложение 26), вскочили, (№ 55). Традиционный принцип орфографии представлен словарными словами «минуту, «каникулы». Словами с чередующимися гласными в корне «убирала» (18 предложение), «вытираешь» (19).

Иногда от одной неверно написанной буквы меняется лексическое значение слова. Например, у А. Алексина дважды встречается слово «примиряла». Измените и на е в корне, и смысл слова станет совсем иным!

Анализируя текст А Алексина, мы ещё раз убедились, что знание орфографии необходимо. Без него мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.

Вариант 3.

Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.

Орфография – это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила.

В тексте.. встречается много слов с орфограммами. Например, в предложении..употребляется слово. с непроизносимой согласной. Зная, как проверить это слово, мы никогда в нём не сделаем ошибки, да и другие слова на это же правило напишем грамотно. В тексте.таких слов встретилось несколько:

В предложении. (..) встретилось слово «шёл» с буквой «Ё» в корне слова после шипящей. Часто в этом слове безграмотные люди допускают ошибку. Лучше выучить правило, чем краснеть из-за своего незнания.

Таким образом, орфография – важный раздел русского языка и без нее не обойтись, если хочешь быть грамотным.

old148.uralschool.ru

Лайфхаки

Владение основами грамматики – ключ к успеху. Помимо всего вышесказанного, стоит добавить еще несколько советов, которые могут помочь за небольшой промежуток времени пройтись по школьному курсу русского языка:

  1. Блокнот, в который можно записывать слова-исключения и новые термины, которые регулярно появляются в русском языке, может помочь быстрее освоить технику грамотного написания.
  2. Специальные компьютерные программы – превосходная практика, которая позволит закрепить полученные знания и гордиться новыми достижениями.
  3. Диктанты, тесты, сочинения на вольную тему – это отличная проверка грамотности, которая доступна каждому;
  4. Чтение про себя и вслух – самая приятная тренировка. Читающий человек не может быть безграмотным априори.

Есть масса специальных учебных программ, которые позволяют бегло пробежаться по основным правилам русского языка. Но даже самого совершенного курса будет недостаточно для глубокого изучения и понимания всей грамматики. Неслучайно русский язык занимает почетное третье место по уровню сложности – слишком много правил, и слишком много исключений из них. Но, как говорится, стремление и труд…

Для чего нужна орфография

В прошлом уроке мы узнали, что нужна для того, чтобы записать произношение слова

Это важно, так как в нашем языке звучание и написание слов могут отличаться. . После возникновения письменности у людей появилась необходимость в составлении свода правил

Эти правила определяли бы написание каждой буквы любого слова. В результате возникло понятие “орфография”

После возникновения письменности у людей появилась необходимость в составлении свода правил. Эти правила определяли бы написание каждой буквы любого слова. В результате возникло понятие “орфография”.

Прежде всего, правила орфографии помогают нам понять, какими буквами нужно обозначить звуки в сложных случаях.

Безусловно есть слова, которые мы пишем правильно, не обращаясь к орфографическому словарю. Написание не вызывает трудности, ведь в таких словах каждому звуку соответствует своя буква:

В то время как замена одной буквы на другую, либо лишает слово смысла, либо приводит к образованию нового слова:

Что надо делать, чтобы выучить орфографию

Смотрите, в школьных учебниках полно упражнений, в которых надо вставлять в слова пропущенные буквы или выбирать слитное/раздельное написание. Например: «(Пр…)город был (н…)д…леко от моря». Если у вас в школе был слабый учитель, то он требовал просто вставить буковки и все: «Пригород был недалеко от моря».

Если учитель был сильный, то он наверняка требовал от вас разбирать каждую орфограмму. Разобрать, значит ответить на вот эти три вопроса:

  1. Что?
  2. Где?
  3. Почему?

Вот смотрите, я разбираю орфограмму в слове «пр…город»:

  1. Что? Буква «и».
  2. Где? В приставке «при».
  3. Почему? Потому что значение «присоединения». Пригород = относящийся к городу, «присоединённый» к городу.

Вот еще мое видео на эту же тему, я там объясняю правописание слова «вода». Посмотрите.

Чтобы выучить орфографию, надо брать учебник русского с подобными орфографическими упражнениями и объяснять каждую орфограмму.

Если делать это в школе, с 5 по 11 класс, то репетиторы по русскому вообще будут не нужны, проблем с правописанием тоже не будет. Вы «автоматически» будете писать все буквы правильно.

Если вы школу уже закончили, то вам нужен хороший учебник русского и постоянная практика. Давайте разбираться, какой учебник выбрать и как организовать практическую работу.

Принципы русской орфографии

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, сущность которого в следующем: морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.

Так, корень хлеб во всех родственных словах пишется одинаково, но произносится по-разному в зависимости от того, какое место в слове занимают гласный или согласный звуки, ср.: , ; приставка под-  в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение, ср.: ; прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив-; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе — в книге, большого — великого, синего — моего и т.п.

Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.

Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами.Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся.

Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с, ср.: возразить — воскликнуть, избить — испить, низвергнуть — ниспослать и т.п.

Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о — ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок — ножичек, парчовый — кочевой, свечой — тучей и т.п.

Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.

Действует в нашей орфографии также ИСТОРИЧЕСКИЙ, или ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину.

Так, написание гласных и, а, у после шипящих — это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.

Существует в современной орфографии и ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).

Кроме названных в правописании необходимо отметить и ПРИНЦИП СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ: сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов — раздельно.

Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой — взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):-мок- — в значении «пропускать жидкость»;-мак- — в значении «опускать в жидкость»;-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: