Правописание чередующихся гласных

Правописание зависит от последующего гласного

Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) – втереть (совершенный вид).

Правило достаточно простое: в корнях с чередованием «е – и» следует писать «и», если после корня наблюдается суффикс «а». Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:

  • -бер-/-бир-: заберу – забираю; переберу – перебираю; изберу – избираю;
  • -чет-/-чит-: вычет – вычитать; почет – почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
  • -дер-/-дир-: выдернуть – выдирать; отдерешь – отдирать;
  • -стел-/-стил-: стелет – устилает; постелить – постилать;
  • -мер-/-мир-: вымереть – вымирать; умереть – умирать;
  • -жег-/-жиг-: обжечься – обжигать; зажечь – зажигать;
  • -тер-/-тир-: натереть – натирать; затереть – затирать;
  • -блест-/-блист-: заблестеть – блистать; блесна – блистательный;
  • -пер-/-пир-: отпереть – отпирать; запер – запирала.

Также от последующего суффикса -а- зависит гласная «а» в корнях -кас-/-кос-: касание – прикоснуться; касательная – коснуться.

Правописание зависит от последующего согласного

От последующего согласного будут зависеть буквы «а» и «о», входящие в следующие корни с чередованием:

1. -Лаг-/-лож-: перед «г» следует писать «а», а перед «ж» употребляется «о»: полагать, предлагать, слагаемое, но сложение, положить, предложить. Исключение – слово полог. С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».

2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: «а» употребляется перед сочетанием с «т» или «щ»; перед «с» пишется «о»: растить – выращивать – выросли; возраст – сращение – заросли. Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав.

3. Чередование -скак-/-скоч-: перед «к» употребляется «а», перед «ч» необходимо писать «о»: скакать – выскочка; проскочить – проскакать. Есть в правиле исключения: скачок, скачу.

Правописание зависит от ударения

Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.

Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

Также выбор в безударной позиции буквы «о» наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец – тварь; сотворить, творение. Исключение – слово утварь.

Пишется «о» в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение – кланяться; наклонился, уклонение. Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон.

Букву «а» следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница – зорька; заря – зори. Исключения – зоревать, зорянка.

Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня –плав-: плавает, плаванье, поплавок. «О» употребляется только в словах пловец, пловчиха, а слово плывун пишется вообще с «ы».

Непроверяемые гласные

Не все безударные гласные в корнях слов проверяются с помощью ударения. Убедитесь сами:

  • ворчать – ворчунья, заворчала, ворчат;
  • ананас – ананасик, ананасный, ананасище;
  • болтать – болтает, проболтаться, болтовня;
  • медведь – медвежонок, медведи, по-медвежьи.

И тогда использование двух описанных выше способов не приводят к положительному результату.

Если посмотреть внимательно на приведённые слова, можно заметить, что ударение в них либо постоянно находится в одном месте, как в слове ананас, либо падает на суффикс, как в слове медвежонок, на гласную во втором слоге, как в слове медведи, но не сдвигается на безударную корневую гласную в первом слоге.

Если гласную никак нельзя проверить, она называется непроверяемой. Как поступать в таких случаях? Запоминать написание этих слов или пользоваться при затруднениях школьным орфографическим словарём.

Орфографический словарь представляет собой книгу, в которой собрана в алфавитном порядке разнообразная лексика и показаны нормативы её написания.

Указывается ударение, несклоняемость, краткие формы прилагательных, а если трудности вызывает формирование окончаний слов, приводятся все возможные варианты. Из-за того, что правописание трудной лексики необходимо сверять со словарём, появился термин «словарное слово».

Вот примеры словарных слов с непроверяемыми безударными гласными.

Абориген, авария, авеню, балаган, балерина, валюта, витамин, газета, генерал, директор, дисциплина, ежевика, железо, жемчужина, занавеска, кадет, карикатура, кенгуру, ладья, мансарда,обложка, пальто, пансион.

Как вы заметили, в корне слова может быть не одна, а две-три непроверяемые гласные.

Самый известный орфографический словарь русского языка издан под руководством Дмитрия Николаевича Ушакова, российского учёного-лингвиста и носит его имя – словарь Ушакова. В него включены как исконно русские слова, так и заимствованные из других языков.

Наличие суффикса -а-

Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.

Корни Условия выбора Примеры Исключения
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» а – есть суффикс –а-;

о – нет суффикса -а-

касающийся

соприкосновение

лаг/лож предположение

возлагать

полог
тер/тир в значении «трёт»

пер/пир

бер/бир

мер/мир в значении «умер, замрёт»

дер/дир

жег/жиг

блест/блист

стел/стил

чет/чит

им-ин/а-я

и – присутствует -а-;

е – отсутствует -а-

 

Протирание, вытерший

перила, подпирать

выберет, выбирать

вымирание, умер

выдернувший, придирающийся

собирание, неразбериха

выжегший, сжигание

блистающий, заблестевший

выстилать, постеливший

вычесть, вычитание, почести, почитание

перенимать, приминать, перенять, примять

 

выжига

сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова

Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:

  1. Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
  2. Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и», если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е». Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
  3. Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
  4. Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е», проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
  5. Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».

Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-

Перечень корней с чередованием и условием выбора гласной

Распределим перечень по условиям для более простого запоминания.

  Корни Примеры
1) Наличие суффикса -а- -бир- / -бер- Наш новый водитель Томас будет забирать тебя из школы каждый четверг.
Оставь книги в камере хранения, я чуть позже их подберу.
-дир- / -дер- Не стоит отдирать штрихкод, не нагрев его, а то могут остаться клеевые следы.
Можешь выдернуть тот большой сорняк?
-жиг- / -жег- При выжигании по дереву нужно обязательно соблюдать правила безопасности.
Мама попросила сжечь старый мусор на заднем дворе.
-мир- / -мер-
(Примечание: не включая слова со значением “измерять”)
С замиранием сердца я наблюдал за её грациозностью.
Теперь и умереть не страшно!
-пир- / -пер- Запирайте дверь, уходя из квартиры.
Я оперлась на стол и задумалась.
-тир- / -тер- Крошки за собой нужно вытирать.
По инструкции, нужно втереть мазь в кожу.
-чит- / -чет-
Исключения: сочетать, сочетание, чета
Три является нечетным числом.
В первом классе детей начинают учить вычитать числа.
-стил- / -стел- С утра каждый день нужно застилать кровать.
Осень застелила землю желтыми листьями.
-блист- / -блест- Глаза заблестели от слёз.
Новая звезда заблистала в небе.
2) Ударение
(без ударения — -а-)
(без ударения — -о-)
-зор- / -зар-
Исключение: зоревать
Выходим на заре.
Будем мы с тобою зорьки летние встречать.
-гар- / -гор
Исключения: выгарки, пригарь
Пирог опять пригорел.
Запах гари разносился по всей квартире.
-клон- / -клан- Склоняясь перед правилами, она была вынуждена отказаться от работы своей мечты.
К царице подходили послы и кланялись, выражая своё уважение.
-твар- / -твор-
Исключение: утварь
Слово “тварь” не всегда являлось оскорблением, так в древности называли домашний скот.
Люблю тебя, Петра творенье.
3) Конечная гласная корня -раст- / -ращ- / -рос-
Исключения: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль, навырост
Он всё-таки купил то растение.
Росток был ещё слишком слаб, чтобы его пересадили.
-лаг- / -лож-
Исключение: полог
Я полагаю, что именно она украла ручку у своего одноклассника.
Он оказался в очень неловком положении.
-скак- / -скоч-
Исключения: скачок, скачу, скачи
Скакать на лошади было его детской мечтой.
Она резко вскочила, почувствовав иголку в подушке своего стула.
4) Значение -мок- / -мак-
-мок- — значение “пропускать жидкость”
-мак- — значение “опускать в жидкость”
Поэт набрал чернил, чтобы обмакнуть перо.
Я недавно купила непромокаемый плащ.
-равн- / -ровн-
-равн- — значение “одинаковый”
-ровн- — значение “гладкий”
Исключения: равнина, равнение, уровень, поровну, ровесник
Мне нужно подравнять волосы.
(Сделать волосы одинаковой длины)
Он решил выровнять грядки до обеда.
(Сделать землю гладкой)
-плав- / -плов-
Всегда -а-
Исключения: пловец, пловчиха, плывуны
Моя подруга любит плавать, поэтому купила абонемент в бассейн.

Для закрепления изученного Вами материала, рекомендуем пройти тест на тему «Правописание чередующихся гласных».

Чередующиеся гласные в корне слова: понятие и признаки

Некоторые слова, встречающиеся в тесте или тексте, могут вызвать вопросы из-за схожести написания и разного смысла. Чередующаяся гласная позволяет разграничивать их и отделять друг от друга.

  • Равный (кому-либо или чему-либо);
  • Ровный (имеющий ровную поверхность);
  • Они были равноправными членами общества (=равными друг другу);
  • Я выровнял газон (=сделал ровным).

Чередующиеся гласные встречаются в словах, принадлежащих к разным частям речи. Это могут быть как глаголы, так и существительные или наречия. Чтобы не допускать таких ситуаций и хорошо сдать экзамены, нужно выучить все чередующиеся корни.

Правило для -лаг-, -лож-

В русском языке правописание -лаг-, -лож- определяется однозначным правилом. Его формулировка выглядит следующим образом: если гласный звук безударный находится перед буквой «г», то пишется «а». В том случае, если стоит буква «ж», следует писать «о». Правило достаточно простое и легко запоминаемое хотя бы потому, что на слуху слова и корни с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры также очевидны: приложить, заложить, прилагать, слагать и так далее.

У правила, как и у всего в жизни, есть исключение, но о нем поговорим немного позже. Итак, следует твердо запомнить это правило, чтобы быть уверенным в употреблении слова.

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Существует немало слов, корневые гласные которых нельзя проверить ударением. Это так называемые беспроверочные написания. Среди них есть исконно русские, но в большинстве своем эти слова пришли из других языков. Написание их определяется словарем. Но наиболее употребительные слова следует просто запомнить, причем следует усвоить написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родственных словах: оптимизм, оптимист, оптимистический, оптимальный; фантазия, фантазировать, фантазер.

Необходимо также различать слова: кампания (фр. саmpagne — мероприятие, поход, война), кампанейский, кампанейщина (отсутствие планомерности в работе, разг.), но компания (фр. compagnie — общество, группа людей), компанейский, гиена (греч. hyanie — животное), но геенна (греч. geenna — ад); дефицит, дефицитный, но дефект, дефективный, комплимент (фр. compliment — похвала), но комплемент (лат. complementum — фермент); корригировать (лат. corrigere — исправлять), но корректировать (лат. correctus — вносить поправки, исправлять что-либо); магнитофон, магнитограф, магнитометр, магнитооптика (образованы от магнит), но магнетизм, магнетизер, магнетон, магнетит, магнето; синьор (итал. signor господин), синьора, синьорина, но сеньор (исп. senor — господин), сеньора, сеньорита.

1. «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии (запомнить), и можно указать (указка) слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою (так) полнотою (полон), светло (свет) и ясно, как отразилась (запомнить) в «Онегине» личность Пушкина (В. Белинский). 2. Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически (запомнить) воспроизведённую (запомнить) картину (запомнить) русского общества, взятого в одном из интереснейших (запомнить) моментов его развития (В. Белинский).

Что такое корень

Слово состоит из так называемых морфем — частей слова. Сюда входят приставка, корень, суффикс, окончание и постфикс. Корень — это обязательная морфема. Слово может не содержать ни приставки, ни суффикса и иметь нулевое окончание (фактически его нет), как, например, слово «мать». Существует два типа корней: постоянные и с чередованием. В первом случае форма корня остается неизменной при склонении слова по падежам. Во втором случае при изменении формы слова сама морфема видоизменяется. Так происходит потому, что слова имеют общее значение, но само употребление отличается по грамматическим правилам. Ярким примером будут слова с корнем -лаг-, -лож-. Мы используем их каждый день в своей разговорной и письменной речи.

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию

Что это за корни?

В русском языке есть слова, в которых выделяются корни ЛАГ-ЛОЖ:

Это особенные корни!

Корни ЛАГ-ЛОЖ нельзя проверять подбором однокоренного слова с ударной гласной!

В корнях ЛАГ-ЛОЖ происходит чередование гласных А//О, то есть в этих корнях иногда пишется А, а иногда О.

Запомни правило.

Гласная А пишется в том случае, когда после корня есть суффикс А (или корень заканчивается на Г):

  • ИЗЛАГАТЬ МЫСЛЬ
  • ПОЛАГАТЬСЯ НА ДРУГА
  • ПРИЛАГАТЬ УСИЛИЯ
  • НАЛАГАТЬ ЗАКЛЯТИЕ

Запомни правило.

Гласная О пишется в том случае, когда после корня нет суффикса А (или корень заканчивается на Ж):

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
  • НАПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ
  • РАСПОЛОЖИТЬСЯ У КОСТРА
  • ГРАМОТНО ИЗЛОЖИТЬ ТЕКСТ

Есть слово исключения.

ПОЛОГ- по́лог. 1. занавеска, закрывающая кровать. 2. любая занавеска, закрывающая, завешивающая что-либо. 3. перен. то, что покрывает, скрывает, окутывает что-либо.

Алгоритм работы со словом:

2. Найди суффикс А (согласные Г//Ж)

3. Если он есть (буква Г), напиши гласную А в корне.

4. Если суффикса А нет (буква Ж), напиши гласную О.

5. Проверь, не является ли слово исключением.

6. Выдели орфограмму.

Выполни задание:

Запиши слова в тетрадь. Вставь буквы согласно правилу. Выдели орфограммы.

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/676120/

Что надо знать про корни лож-лаг

Это корни с так называемой чередующейся гласной. Вообще в русском языке выделяется ровно три типа гласных, вот они:

  1. Проверяемые. Их можно проверить, если подобрать какое-нибудь такое слово, в котором гласная будет ударной: в(о/а)да – вОды.
  2. Непроверяемые. Нельзя проверить вообще никак и надо смотреть в словарь. Например, правописание слова «собака» вы никак не проверите. Ну никак не подберете слово, в котором после «с» будет ударный «о».
  3. Чередующиеся. Они зависят от каких-то условий чередования. И проверять их ударением нельзя.

То есть если у вас гласная в корне чередующаяся, то проверять ее ударением – грубейшая ошибка. Вот смотрите, беру я слово «пол…гать» и проверяю его ударением: «полОжим». Под ударением «о». Но если я напишу «о», то мне даже компьютер подсветит ошибку. Нет в русском языке слова «пологать». Только «полАгать» и никак иначе.

Как надо оформлять орфограмму лож-лаг

Вот смотрите, делаете вы дома упражнение по русскому языку. И вам там встретилось слово «перел…жить». Что сделает слабый ученик? Он просто вставит букву «о» и пойдет переписывать упражнение дальше. Что сделает слабый учитель? Ничего. Оставит как есть.

А сильный учитель поступит иначе. Он напишет на полях или под домашней работой «Где объяснение?» и поставит двойку.

Если вам встретилось слово с пропущенной буквой – надо его отработать. То есть объяснить эту пропущенную букву.

В корнях лож-лаг объяснять надо так. Вы подчеркиваете одной черточкой букву «а» или «о», которую вставили в слово. Затем выделяете корень «лож» или «лаг». Если после корня есть суффикс «а», то вы его выделяете как суффикс и подчеркиваете двумя чертами. А если его нет – пишете рядом в скобочках «(нет а)».

Другой вариант объяснения – подчеркнуть двумя чертами «г» или «ж».

Почему изменяются корни

Как уже было сказано выше, корни в словах могут изменяться при склонении слова по падежам. Почему это происходит? Например, чередование корней -лаг-, -лож- объясняется правилами русского языка. Если попытаться точнее разобрать причину видоизменения главной морфемы, то нетрудно узнать, что причина кроется в широком разнообразии однокоренных слов. Иначе говоря, в русской речи слишком много слов, имеющих разную форму, но сходное по смыслу значение. В качестве примера рассмотрим слова на -лаг-, -лож-. В самом распространенном варианте эти морфемы употребляются в слове «положить» или сходных. Слово обозначает объединение каких-либо объектов в одном месте или в одно целое.

Ему однокоренным является слово «слагать». При его произношении первым делом на ум приходит сочинение каких-либо произведений. Например, «слагать легенды». Тем не менее при кажущихся поначалу различиях слова действительно сходны по значению. И то и другое обозначают совмещение объектов (в первом случае нечто материальное, во втором — сложение букв в слоги и так далее). Вообще, для корней -лож-, -лаг- правило определено однозначно, но о нем немного позже.

Правописание корней лаг / лож

Корни –лаг и –лож относятся к основам с чередующимися безударными гласными.

К ним невозможно подобрать однокоренные слова таким образом, чтобы «а» и «о» стояли бы под ударением, поэтому к ним применимы следующие орфограммы:

  • перед буквой «г» всегда пишется «а», а перед буквой «ж» всегда пишется «о»;
  • если после корня –лаг стоит суффикс «а», то в корне слова пишется гласная «а»;
  • слова с безударными гласными в корнях –лаг и –лож всегда начинаются с приставки (отсюда следует, что не существует слова «ложи»).

Важно запомнить исключения: ложиться, полог (устаревшее, не употребляется). Под ударением в рассматриваемой основе правильно писать «о»: нало́г, предлог, зало́г, подло́г, подло́жный, зало́жит, предло́женный

Под ударением в рассматриваемой основе правильно писать «о»: нало́г, предлог, зало́г, подло́г, подло́жный, зало́жит, предло́женный.

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке существует такое явление, как чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласной в таких словах зависит от разных факторов, так что для того, чтобы писать грамотно, следует рассмотреть и запомнить все случаи, в том числе сложные. Какие правила регулируют чередование?

Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей:

Примеры и пояснения к таблице.

Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР‑, ‑ПИР-/-ПЕР‑, ‑МИР/-МЕР‑, ‑ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят
Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ‑, ‑БЛИСТ-/-БЛЕСТ‑, ЖИГ/ЖЕГ, ‑ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать, где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять)

Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-

Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску, то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико). Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то, но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги

Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый, потому что нельзя «промокать что-то во что-то».

Полная таблица всех случаев чередования.

Самую большую группу корней с чередованием в русском языке занимают те, правописание которых зависит от следующего за корнем суффикса.

В таких корнях, как -бир-/-бер‑, ‑пир-/-пер-,-дир-/-дер‑, ‑тир-/ ‑тер‑, ‑жиг-/-жеч‑, ‑блист-/ ‑блест‑, ‑стил-/ ‑стел‑, ‑чит-/-чест‑, ‑мир-/-мер- гласная и выбирается в том случае, когда за корнем идет суффкс а, а гласная е – когда такого суффикса нет. Вот несколько примеров: вычитать, но вычет, блистать, но блестеть, расстилать, но стелить.

Исключением из этого правила являются такие слова, как сочетать и обжиг.

То же правило касается корней -кос- и -кас-, только в них выбор делается между а и о: если после корня идет суффикс а, то в нем также пишется а, а если нет, то выбирается о: касание, но коснуться.

Слова косой, косить и коса пишутся не по этому правилу, так как у них совсем другое значение.

Так, в русском языке много корней с чередующимися гласными в корне слова. Их правописание построено на определенных принципах. Всего можно выделить четыре модели.

В первой гласные в корне чередуются в зависимости от последующей согласной, во второй чередование зависит от значения, а в третьей – от ударности или безударности главной буквы в корне.

Последняя группа – самая многочисленная, в ней выбор в пользу той или иной согласной делается на основании того, стоит или не стоит после корня суффикс а. У каждого из этих правил есть исключения, которые следует запомнить.

Правописание слов с корнем -лож-/-лаг-

Правило, регулирующее написание А/О в этом корне, — одно из самых простых среди тех, которые касаются чередования. Это одно из первых правил чередования, которое школьники узнают в 5 классе. На наше счастье, в корне происходит одновременное чередование гласных и согласных звуков. В корне, содержащем букву Ж, всегда пишется О. В корне с буквой Г — всегда А. Единственным исключением из этого правила является слово полог.

Можно встретить и другое объяснение. В слове, где корень содержит букву А есть суффикс А: слагаемое, предлагать. В корне с буквой О такого суффикса нет: изложение, заложить. В любом случае исключением всё равно будет являться слово полог, в нём нет никакого суффикса.

Примеры слов с корнем -лож-

  • Существительные с корнем -лож-: предложение, положение, изложение, сложение.
  • Глагола с корнем -лож-: отложить, расположить, расположиться, уложить, переложить, предположить.
  • Прилагательные и причастия с корнем -лож-: предложный, сложенный, выложенный, отложной, отложенный.

Примеры слов с корнем -лаг-

  • Существительные с корнем -лаг-: слагаемое, прилагательное,
  • Глаголы с корнем -лаг-: предлагать, полагать, излагать, предполагать, располагать, налагать.
  • Прилагательные и причастия с корнем -лаг-: безотлагательный, излагаемый, налагаемый,

Нужно помнить, что речь идёт только о безударной гласной в корне. Под ударением перед Ж может быть А (слаженный, налаженный), а перед Г — О (налоговая, слог).

В русском языке есть слова, корень которых похож на корень -лож-/-лаг- (логичный, аналог, ложный, наслаждение). Разница заключается не только в неполном совпадении, но и в том, что корни имеют другое лексическое значение. Правило чередования к таким словам применять нельзя.

Что мы узнали?

В корне -лаг-/-лож- происходит одновременное чередование гласного и согласного звука. Поэтому, определяясь с написанием гласной, мы ориентируемся на согласный Ж или Г. Перед Ж пишется О, а корень с буквой Г содержит гласную А.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Как не допускать ошибок

Многие спрашивают о том, как правильно говорить. Ответ достаточно прост: необходимо читать как можно больше книг. Зрительная память человека устроена таким образом, что схватывает незнакомые вещи и «сохраняет» их сначала в оперативной, а затем и в долговременной памяти. Иными словами, после прочтения книги с некоторым количеством новых слов они будут постепенно «оседать» в памяти. Закрепление будет происходить автоматически, так как психология человека построена в большинстве своем на подражании. Подсознательно мозг будет «вклинивать» новые слова в вашу речь, благодаря чему слова будут постепенно входить в лексикон и останутся там навсегда. Когда дело коснется написания, сработает зрительный механизм запоминания — слово напишется само собой. В устной речи, дабы не допускать подобных ляпов, которые были описаны выше, совет аналогичный. Еще одним, хотя и спорным, советом будет исправление окружающих. Наверняка вокруг вас есть такие люди, которые употребляют те или иные слова неправильно. Исправляя их, вы будете не только напоминать себе о правильном произношении, но и помогать другим.

Почему в лож-лаг чередуется гласная

Сразу запомните и поймите важную тонкость. Мы пишем «о» или «а» не потому, что после корня есть «о» или «а». И не потому, что в корне «г» или «ж». А потому, что эти буквы обусловлены историей языка.

Филологи изучали древние языки и пришли к выводу, что в слове, например, «отложить», этимологическая гласная (то есть самая древняя, исконная, самая правильная) – «о». А вот в слове «безотлагательно» – «а».

Но детям в школе невозможно объяснить суть вот этих древних процессов. Это и студенты-то не всегда понимают. Поэтому в школе мы запоминаем правописание с помощью «вспомогательных» способов – вот этих самых букв после корня или конечных согласных в корне.

Проверяемые гласные

Все гласные звуки в русскоязычной лексике могут занимать сильную позицию (на них падает ударение, они произносятся с особой интонацией и силой) или слабую позицию (на них ударение не падает, и они произносятся не так чётко).

Например, в слове домишко в сильной позиции находится звук «и» (в суффиксе –ишк-), в слабой позиции –звук «о» в первом (корень) и третьем (окончание) слогах. И если звук «и» мы слышим однозначно, то звук «о» произносится и слышится, как звук «а».

В слове пироги под ударение попадает звук «и» в третьем слоге (окончании), остаются безударными звуки в корне: «и» в первом слоге, «о» во втором. И опять «о» слышится как «а».

Какие выводы можно сделать?

Если гласная в сильной позиции, то она произносится отчётливо, и пишется та буква, которая этому звуку соответствует. При этом мы руководствуемся правилом: как слышим, так и пишем.

Когда гласная безударная, в большинстве случаев возникают сомнения, какую букву писать. Так, произнося прилагательное лесны¢е,в первом слоге мы слышим и произносим «и», но пишем «е».

Почему?

Потому что действует правило: чтобы определить, какую безударную гласную писать в корне слове, следует её проверить, постараться поставить в ударное положение. Проверка проводится двумя способами:

  • подбором однокоренных слов;
  • через изменение формы слова.

Для нашего примера подходит первый способ: лесные–лес, перелесок, подлесок.

Для полного понимания приведём ещё примеры:

  • долгота – долгий;
  • сварить – отвар;
  • старик – старый;
  • сохранить – охрана;
  • смешит – смех.

Подбирая родственные слова, не ограничиваются в выборе. Слова могут:

  • принадлежать к разным частям речи.Например: краснеть (гл.) – красный (прил.), молотить (гл.) – молот (сущ.);
  • обозначать разный размер предмета: грибочек – гриб,площадка–площадь;
  • иметь уменьшительно-ласкательное значение:зима – зимушка, короб – коробочка.

Рассмотрим второй способ: поставим безударную гласную под ударение, изменив форму слова. Проверим в глаголе напоить букву «о»в корне. Преобразуем неопределённую форму на глагол третьего лица, единственного числа. Получим новый вариант:напоит. Звук в сильной позиции, пишем букву, которую слышим –«о».

Другие примеры:

  • кольцо – кольца;
  • хвалить — хвалит;
  • весна – вёсны;
  • писать – пишет;
  • водить– водит.

Форму слова изменяют:

  • склоняя по числам: окно – окна, мосты – мост;
  • падежам: моря – в море, земля – в землях;
  • временам: плясали – пляшут, видал – видит.

Подводим итоги: безударную гласную, написание которой можно проверить, поставив под ударение, через подбор однокоренных слов или изменением формы слова, называются проверяемыми.

А теперь выполните самостоятельную работу:

  • проверьте гласные «о» в корнях в существительных домишко и пироги;
  • в глаголах вязать, вырезать проверьте гласные в корнях, применяя способ изменения словоформ.

Воспользуйтесь следующей памяткой по предварительной устной работе с орфограммой:

  1. Найдите корень слова.
  2. Определите безударные гласные, которые необходимо проверить.
  3. Подберите все возможные однокоренные слова или меняйте форму слова: окончание, число, лицо, время, вид глагола.
  4. Убедитесь, что при проверке гласная оказалась в сильной позиции.
  5. Сделайте выводы: какую гласную следует написать в безударном положении, каким способом вы при этом воспользовались.

Правила

Как и во всей школьной программе, в русском языке существуют правила. Они есть во всех разделах, начиная с орфографии и заканчивая пунктуацией. Морфемика не стала исключением. Так как в статье мы рассматриваем именно корни -лаг-, -лож-, правило будет сформулировано именно для них. Для большинства других чередующихся пар есть большое количество информации в дополнительной литературе

Важно отметить, что русский язык — это один из тех немногих предметов, где формулировку правил заучивать не требуется. Самое главное — это понять смысл и уметь применить знания на практике

Тем не менее правила сформулированы для всех ситуаций, за исключением очевидных.

И опять не забудьте об исключениях!

Написание зависит от смысла

-мак- погружать в жидкость: обмакнуть, макать, макание

-мок- пропускать жидкость: вымокнуть, промокнуть, непромокаемый плащ

 исключения: промокательная бумага, промокашка

-равн- равным, одинаковым может быть вес, возраст: равномерный, равнозначный, сравнить, подравнять, поравняться, равняться, равнение, уравнение, всё равно, наравне

 -ровн- ровным называют всё прямое, гладкое: ровнять, сровнять, выровнять, заровнять, подровнять, выровнен

 исключения:  равнина, равняйсь, ровесник, поровну, уровень 

 В таблице, которую составили ученики, обобщены данные о тех корнях, правописание которых подчиняется частным закономерностям.

Написание корня зависит

от суффикса –а-

от места ударения

от согласного

от смысла

-бер- бира-

-дер- дира-

-мер- мира-

-пер- пира-

-тер – тира-

-блест – блиста-

-жег – жига-

-стел – стила-

-чет – чита-

 исключения:  сочетать, сочетание

-гор-гар-

загар, подгорелый

 исключения: 

выгарки, изгарь, пригарь

-раст-рос-ращ-

выращенный, растение

 исключения: росток, отрасль, рост, ростовщик, Ростов, Ростислав, выростковый, подростковый

-мак-мок-

-мак- погружать в жидкость:

обмакнуть;

 -мок- пропускать жидкость: вымокнуть,

исключения:

промокательная бумага, промокашка

-каса- если после корня стоит суф.

-а- прикасаться;

-кос- если нет суф.

-а- коснуться

 -лага- если после корня стоит суф.-а-

прилагательное;

-лож- если нет суф.-а- предложение

исключения:  полог

-зар- зор-

под ударением буква, которую слышим, без ударения -а

зорька, зарница

 исключения: 

зоревать,

зорянка (всполохи молнии)

-скак-скоч-

перед -к- напишем

-а, перед -ч- напишем -о скакать, выскочить

 исключения:    скачок, скачу

-равн-равным, одинаковым может быть вес, возраст

 -ровн- ровным

называют всё прямое, гладкое: сровнять, выровнять;

исключения:

равнина, равняйсь,

ровесник, поровну, уровень 

-а(я)-им(ин)- сочетания  -им(ин)-

пишутся после суффикса -а-  сжимать-сжать, снимать-снять

-клан-клон-

-твар-твор-

под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться,  творчество, творец;

 исключение:   утварь

-плав- гласный ударный и безударный: плавать, плавучий, поплавок

-плов- пловец, пловчиха

 исключения:   плывуны, плывучий грунт (плыть)

-лаг-лож-

перед -г- напишем -а, перед -ж- напишем –о прилагать, приложить

 исключения:  полог

Тренировочные задания

Вставь пропущенные буквы и объясни орфограмму:

Дни были невыносимо жаркие, г..рячие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Глянцевитые листья р..стений свежи, будто их только что обм..кнули в бл..стящий воск. На торфянистой почве в изобилии произр..стают целые семьи грибов. Из чащобы на опушку выск..чил заяц, потихоньку стал проб..раться от деревца к деревцу. А впереди расст..лалась р..внина. Лучи солнца к..сались верхушек деревьев.

Но вот и вечер. Скоро подн..мется луна, оз..рит таинственным светом всю окрестность, на небе заг..рятся звезды. И начнется великое таинство ночи.

Буква «и» пишется в слове:

а) оп..раться, заст..лает, ум..рать, подб..раю, бл..снуть;

б) заж..гать, разд..рать, переч..тать, отт..реть, перест..лить;

в) зам..рающий, выж..гательный, бл..стательный, приж..гать.

Буква «е» пишется в слове:

а) поч..тать книгу, подн..мается, бл..стеть, подст..лить, выч..т;

б) соб..рёт, сд..рёт, прот..реть, пом..реть, ст..реть, зап..реть;

в) бракосоч..тание, расст..лил, зап..рать, забл..стал, выб..ри.

 Буква «а» пишется в слове:

а) вым..кнуть под дождем, вым..кать все чернила, к..снулся, заг..релый, зар..сли, пром..кашка;

б) ск..чок, уск..кал, соприк..саться, пл..вление, оз..рение, м..кать вареник;

в) безотл..гательный, сотв..рила, сг..ряча, приск..кать, все р..вно, з..ря.

Буква «о» пишется в слове:

а) накл..ниться, покл..няться, жук-пл..вунец, пл..вчиха, пл..вучий, р..внение;

б) утв..рь, приг..реть, оз..рять, р..вновесие, р..вномерный;

в) претв..рить, тв..рение, подр..внять, р..внять дорожки, скл..нение.

Вставьте пропущенные буквы, дополните ряд своим словом:

соб..рать, уб..ру, отд..рать, …

зам..рание, ум..рать, зам..реть, …

прик..сновение, к..снулся, к..сательная, …

заг..реть, обг..ревший, выг..рки, …

з..ря, з..рево, з..ревать, …

Р..стислав, подр..стающий, выр..сли, …

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: