Правописание безударных гласных в корне слова

Какими словарями пользоваться

Правописание слов с непроверяемыми гласными можно проверить по орфографическому словарю. Он самый удобный и «компактный». Там приводятся только правильные написания, формы слова и ударения. Значение не объясняется, примеров словоупотребления не дается.

В современном мире, конечно, орфографическими словарями мало кто пользуется, все просто гуглят. К счастью, в Гугле и в Яндексе есть «быстрые ответы», поэтому нужную информацию можно получить очень быстро:

Если вы хотите ориентироваться на авторитетные сайты, то я вам рекомендую пользоваться словарями с Грамоты.ру. Добавьте эту страничку себе в закладки и при необходимости заходите на нее и запрашивайте нужное слово через эту форму:

Способы проверки безударных гласных вкорне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много река — ре́ки 1. Большой — маленький тропа — тро́пка
2. Много — один колосья — ко́лос 2. Маленький — большой площад­ка — пло́щадь
3. По вопросу: О чём? в лесу — о ле́се Что делал? Что делает? катил — ка́тит 3. Назови ласково звезда — звёздоч­ка
4. Какой? — Что? зелёный — зе́лень
5. Что делал? — Что? платил — пла́та

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов. Например, к сло­ву, обо­зна­ча­ю­ще­му дей­ствие, под­бе­рем одно­ко­рен­ное сло­во с пред­мет­ным значением.

  • входи́ть — вход;
  • укоря́ть — укор;
  • раздели́ть — разде́л;
  • указа́ть — ука́зка;
  • загада́ть — зага́дка;
  • лепи́ть — ле́пка.

К суще­стви­тель­но­му под­бе­рем одно­ко­рен­ное прилагательное:

  • хитре́ц — хи́трый;
  • бели́зна- бе́лый;
  • краснота — кра́сный;
  • ого́нь — о́гненный;
  • хо́лод — холо́дный;
  • со́боль — собо́лий.

От суще­стви­тель­но­го с без­удар­ной глас­ной в корне обра­зу­ем одно­ко­рен­ное сло­во с оце­ноч­ным суффиксом:

  • трава́ — тра́вушка;
  • строка́ — стро́чка;
  • зерно́ — зёрнышко;
  • река́ — ре́ченька.

А как изме­нить фор­му сло­ва? Для это­го суще­ству­ет несколь­ко способов.

1. У имён суще­стви­тель­ных изме­ним чис­ло. Если сло­во с без­удар­ной глас­ной в корне име­ет фор­му един­ствен­но­го чис­ла, то  в её про­вер­ке часто помо­га­ет фор­ма мно­же­ствен­но­го числа.

  • глава́ — гла́вы;
  • сосна́ — со́сны;
  • плита́ — пли́ты;
  • де́рево — дере́вья;
  • десна́ — дёсны.

И наобо­рот, фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го пре­об­ра­зу­ем в фор­му един­ствен­но­го числа.

  • грачи́ — грач;
  • дожди́ — дождь;
  • поля́ — по́ле;
  • шкафы́ — шкаф.

Для про­вер­ки без­удар­ной глас­ной в падеж­ной фор­ме суще­стви­тель­но­го воз­вра­ща­ем­ся к его началь­ной форме:

  • без хвоста́ — хвост (и. п. ед. ч.);
  • мимо двора́ — двор;
  • с мечо́м — меч.

У неко­то­рых трёх­слож­ных суще­стви­тель­ных  и при­ла­га­тель­ных удар­ным явля­ет­ся окон­ча­ние. Оба глас­ных кор­ня слы­шат­ся неяс­но. В таком слу­чае про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные тре­бу­ют подыс­кать  к ним два про­ве­роч­ных слова:

  • голова́ — го́ловы, голо́вушка;
  • борода́ — бо́роды, боро́дка;
  • борозда́ — бо́розды, боро́здка;
  • золото́й — зо́лото, зо́лотце.

2. У имен при­ла­га­тель­ных часто помо­га­ет про­ве­рить «труд­ную» глас­ную обра­зо­ва­ние крат­кой фор­мы муж­ско­го рода или фор­мы срав­ни­тель­ной степени.

  • молодо́й — он мо́лод, моло́же;
  • дорого́й — он до́рог, доро́же;
  • просто́й — прост, про́ще;
  • коро́ткий — день ко́роток.

3.У гла­го­лов в неопре­де­лён­ной фор­ме в напи­са­нии без­удар­ной глас­ной в корне при­вле­чем на помощь фор­му 3 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го или буду­ще­го времени.

  • тащи́ть — мура­вей та́щит;
  • коло́ть — он ко́лет;
  • бросать­ся — она бро́сится;
  • свари́ть — повар сва́рит;
  • похвали́ть — она похва́лит;
  • накорми́ть — он накормит.

У гла­го­лов в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни изме­ня­ем род:

  • взяла́ — взял;
  • привела́ — привёл;
  • отнесла́ — отнёс;
  • при­брала́ — прибра́л.

При напи­са­нии гла­го­лов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной в корне учи­ты­ва­ем их зна­че­ние. Различаем слова:

  • выполоть сор­няк (по́лет) — выпалить из пуш­ки (па́лит);
  • прожива́ть в селе (жить) — прожева́ть сухарь (жёва­ный);
  • посвяти́ть сти­хи (свя­то) — посвети́ть фона­рем (свет);
  • уплати́л за покуп­ку (пла­та) — уплотни́л гра­фик (плот­ный);
  • вы́парить боч­ку (па́рит) — вы́пороть шов (по́рет).

Приведём при­ме­ры слов с без­удар­ны­ми про­ве­ря­е­мы­ми глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я».

Ошибки в демоверсии

О содержании экзамена и дети, и учителя узнают из демоверсии, которая выпускается непосредственно перед началом учебного года, обычно в конце августа (кстати, неужели так сложно публиковать демоверсию раньше, чтобы за лето учителя успели подготовить изменения в программе, скорректировать учебные планы? Непонятно).

В прошлом году ошибка была даже в ней. В демоверсии, которая служит единственным образцом предстоящего экзамена!

Причем ошибка была допущена не где-нибудь, а в единственном новом задании тестовой части.

Это задание 21, где ученикам предлагается найти предложения, в которых тот или иной знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

В задании из демоверсии нужно было проанализировать постановку тире, и соответствующими одному правилу составители посчитали такие предложения:

Мобильники и шпаргалки — из-за чего выгоняли с ЕГЭ в 2019 году

– «Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии».

– «За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м)».

Но в первом предложении тире ставится между подлежащим и сказуемым, а во втором – перед приложением (определением, которое выражено существительным).

На учительских форумах и в специализированных группах соцсетей прокатилась волна возмущения, после чего ошибку, конечно, поправили (без каких-либо комментариев и извинений). Но неприятный осадок остался.

Правописание корней -гар-, -гор-, -зар-, -зор-

Следующие пары чередующихся корней имеют другие правила написания. Выбор определяется с помощью ударения.

Так, в корнях -гор- / -гар- в слабой позиции следует писать букву «о», в сильной позиции – «а». Подробно рассмотрим на примерах:

  • загар, нагар, огарочек, разгар, угар;
  • возгорание, загореться, пригорел, сгорание, гореть.

Исключение составляют три устаревших существительных: изгарь, пригарь, выгарки.

У чередующихся корней -гор- / -гар- существуют омонимы – корни в словах «горе», «гора». Одинаковые по звучанию и написанию, но не входящие в группу чередующихся корней. Чтобы не путаться в них, опираются на лексические значения: горе – это несчастье, гора – возвышение над землёй, а корни -гор- / -гар- связаны со значением огня.

Например: Пламя возгоралось всё выше и выше к звёздам. У Елены после моря красивый загар. Хватит вам горевать, пора веселиться! Вокруг одни горы да равнины.

Запоминаем алгоритм устных рассуждений при выборе корня -гор-/-гар-:

1.Находим корень.

2.Ставим ударение.

  1. Определяем часть слова, на которую падает ударение.
  2. Сверяем, не входит ли слово в список исключений.

5.Если ударение падает на корень, пишем «а».

  1. Если ударение приходится на другую часть слова, пишем «о».

Лексическое значение корней -зар-/-зор- привязано к слову «заря»(природное явление, когда солнце перед своим восходом или закатом ярко освещает небо).

Букву «а» пишут, когда она в корне находится в безударной позиции: зарница, заря, озарение. В сильной позиции пишут ту гласную, которая слышится, это может быть в равной степени «а», «о»: зори, зорька, зарево, лучезарный.

Слово-исключение: зоревать/заревать (не ложиться спать до самой зари, до рассвета). Долгое время был принят только первый вариант написания, в настоящее время допустимы оба варианта. Вот и остались мы на берегу реки зорьку заревать. Пошли на рыбалку с друзьями, да зоревать и пришлось.

При выборе корней -зар-/-зор- используем такой порядок рассуждений:

1.Выделяем корень.

2.Ставим ударение.

3.Если ударение падает на корень, определяем, какой звук слышим.

  1. Пишем ту букву, которую слышим.

5.Если ударение падает не на корень, пишем гласную «а».

Наш урок окончен. Вспомните основные разделы, которые мы изучили. Перечитайте учебный материал повторно. Закрепите в памяти все правила и алгоритмы по теме. Проверьте себя с помощью тестирования.

Ошибки в пособии

Я репетитор и уже больше 10 лет готовлю выпускников к ЕГЭ по русскому языку.

За все эти годы реальные экзаменационные варианты не публиковались ни разу.

При этом ни одно пособие по подготовке к экзамену от ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) не было выпущено без ошибок и опечаток как в формулировках заданий, так и в ключах с ответами.

Например, в прошлогоднем сборнике слово «материАлизовать» попало в число слов с проверяемой безударной гласной корня (вариант 34, задание 9). На самом деле корень в этом слове – «матери» (как в «материя»), а гласная входит в суффикс (как и в словах «нормализовать», «театрализовать», «централизовать»), и это зафиксировано в словарях.

Ошибки в ключах тоже присутствовали.

Пособия эти выпускаются под редакцией И. П. Цыбулько. Она же возглавляет комиссию, которая составляет реальные экзаменационные варианты по русскому языку.

Правила написания безударных гласных

Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:

  • Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
  • Является ли оно словарным?
  • Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
  • После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
  • Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
  • Не является ли слово заимствованным?

Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.

Опасные и безопасные звуки

Какую опасность таит в себе звук в безударной позиции? Способность превращения в двойника. Например, в слове тяжелый сомнительный звук я, в безударной позиции его легко спутать с е. Есть слова, где э или е звучит как и, а и неожиданно «надевает маску» своего «родственника» е. Столь же легко перепутать в безударной позиции гласные а и о.

https://youtube.com/watch?v=eDNBF99bhFU

Например, ё всегда стоит под ударением, то есть в сильной позиции, а значит вряд ли можно сделать ошибку. А у и ю не с чем перепутать, потому что у них нет двойников. Благодаря этому у всегда стоит в сильной позиции, и его незачем ставить под ударение. Поэтому при проверке слова уголок нужно проверить стоящую в слабой позиции о (неопытные школьники порой забывают об этом).

Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Посмотреть

Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки

Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

Корни с безударными непроверяемыми гласными
В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.Корни с чередованием1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.

Исключения: сочетать, сочетание2. Корни с чередующимися о//аПравописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.

-Гор-, -клон-, -твор-, -плав-, -зар- — так пишутся эти корни без ударения.

и перед суффиксом -а- е в остальных случаях
-бир(а)- собирать -бер- соберет
-дир(а)- обдирать -дер- обдерет
-мир(а)- замирать -мер- замереть
-тир(а)- обтирать -тер- обтереть
-пир(а)- запирать -пер- запереть
-жиг(а)- выжигать -жег- выжег
-стил(а)- расстилать -стел- расстелить
-блист(а)- блистать -блест- блестеть-чит(а)-
-чит(а)- вычитать -чет- вычет

Исключения: выгарки, пловец, пловчихаПравописание корней -мок- //-моч-//-мак-, -равн-//-ровн- зависит от значения.

Без ударения Под ударением
-гар-//-гор- загорел, горелый загар
-зар-//-зор- заря, озарение зорька
-клан-//-клон- наклонять, склонение кланяться
-твар-//-твор- творить,творение тварь

Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсьПравописание корней -кос-//-кас- завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

-мок-(-моч-) в значении «пропускать жидкость» непромокаемый 
вымокнуть
-мак- в значении «погружать в жидкость» макать
-равн- в значении «равный, наравне, одинаковый» приравнять, уравнение
-ровн- в значении «прямой, гладкий, ровный» выровнять
-кас- касаться, прикасаться
-кос- прикоснуться, прикосновение

Правописание корней -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- зависит от последующей согласной корня.

-лаг- полагать, прилагательное
-лож- положить, предложить, изложить
-раст- возраст, растить
-ращ- выращивать, приращение
-рос- заросли, вырос
-скак- выскакивать, скакать
-скоч- выскочить, перескочить

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав, полог, скачок.

Чередующиеся гласные в корне слова: понятие и признаки

Некоторые слова, встречающиеся в тесте или тексте, могут вызвать вопросы из-за схожести написания и разного смысла. Чередующаяся гласная позволяет разграничивать их и отделять друг от друга.

  • Равный (кому-либо или чему-либо);
  • Ровный (имеющий ровную поверхность);
  • Они были равноправными членами общества (=равными друг другу);
  • Я выровнял газон (=сделал ровным).

Чередующиеся гласные встречаются в словах, принадлежащих к разным частям речи. Это могут быть как глаголы, так и существительные или наречия. Чтобы не допускать таких ситуаций и хорошо сдать экзамены, нужно выучить все чередующиеся корни.

Может ли проверяемая гласная стать непроверяемой

Да, иногда такое случается. Например, в слове «р…бота» гласный «а» – непроверяемый.

Изначально «работа» была уделом рабов. «Раб» и «работа» были однокоренными словами. И буква «а» была проверяемой.

А потом эти слова очень сильно отдалились друг от друга. Сейчас мы понимаем «работу» намного шире. Работать могут и предприниматели, и творческие люди, слово «работа» может вообще означать какую-то письменную работу, исследовательскую работу.

Это слово перестало ассоциироваться с «рабами». И на уроке русского языка дети теперь выделяют в нем корень «работ», а не «раб». И буква «а», соответственно, стала непроверяемой.

Аналогичная ситуация произошла со словом «богатый», которое в современном русском очень сильно отдалилось от имени существительного «бог». «Богатство» больше нельзя проверять словом «бог», гласная «о» в нем – словарная. А корень – «богат».

Морфемный разбор

Слова с безударной гласной требуют особого морфемного разбора. Рассмотрим его на конкретном примере.

Возьмём слово «прошлого». Определим его корень, безударную гласную и проведём морфемный разбор: 

Прошлое – это видоизменённое слово. Его состав такой:

  • про – приставка;
  • ш – корень;
  • л – суффикс;
  • ого – окончание;
  • прошл – основа.

Выделяем корень слова (ш), безударная гласная в корне будет находиться в окончании. Сложность определения буквы в таком слове проста. Проведя его разбор, ученик легко поймёт, что в каждой его части будет буква О.

По такому принципу нужно будет разбирать каждое слово, которое будет попадаться в заданиях на ЕГЭ, ОГЭ или ВПР.

Запомните пример слова «прошлого», его корень, безударную гласную в корне и заучите способ разбора.

Правописание корней кас-, кос-, лаг-, лож-

Отдельным правилом пользуются при написании безударных гласных в чередующихся корнях слов.В языке есть слова, в разных формах которых одна гласная заменяется на другую: «е» на «и», «а» на «о».Сегодня мы изучим 4 пары таких корней с чередованием букв а/о.

Прочитайте предложения и обратите внимание на написание выделенных слов

  1. Пуля не задела Ивана, прошла по касательной.
  2. Ветер слегка коснулся веток берёзы.
  3. Прикосновение к плечу было неприятным.
  4. Дело касается моей семьи.

Слова несут схожее значение (прикосновение чего-либо или к чему-либо), их можно было бы назвать однокоренными, если бы не гласные в корне. Эти безударные гласные нельзя проверить предыдущими двумя способами, и они не относятся к непроверяемым гласным. Гласные чередуются и разграничиваются на письме, хотя во всех случаях произносится и слышится звук «а».

Рассмотрим другую пару корней:

1.  Я предлагаю отличную идею.

  1. Полагаться на случай не придётся.

  2. Возложение венков к памятникам состоится завтра.

4.  Положить книгу на место.

Схожая ситуация, но в корнях чередуются не только гласные а/о, но и согласные г/ж.

Чередование пришло к нам из старославянского языка, когда действовали другие правила лингвистики. В современном языке это явление трудно объяснить, оно сохраняется по традиции.

Но чередование всё-таки подчиняется определённым закономерностям. Ещё раз взгляните на примеры. Какие особенности вы заметили? Какая гласная следует за корнями кас-, лаг-? Можете сделать выводы самостоятельно?

Итак, в корнях кас-/кос-, лаг-/лож- пишется буква «а», если после корня стоит суффикс «а», во всех остальных случаях пишется буква «о»:

  • соприкоснуться, касательно, коснитесь, неприкосновенность, касание, прикасаюсь;
  • изложение, предлагаю, расположение, располагаться, сложились, слагаемые.

Правописание корней лаг-/лож-можно запомнить и по другой закономерности: в безударных корнях перед согласной «г» всегда пишется «а», перед согласной «ж» – буква «о».

Имеется слово-исключение из правила: существительное полог (устаревшее слово, означает занавеску, которая закрывает кровать от чужих взоров от пола до потолка).

Дополнительная подсказка имеется для корней кас-/кос-. В словах с этими корнями перед сочетанием букв -сн- всегда пишется «о»: соприкосновение, прикоснуться, коснулись.

Перед выполнением домашней письменной работы, выполняйте задание устно, чтобы не допустить ошибок в тетради. Используйте порядок рассуждений:

  1. Находим корень слова.
  2. Если это чередование -кас-/- кос-, смотрим, следует ли за корнем суффикс «а».
  3. Если это чередование -лаг-/-лож-, ищем суффикс «а» и выделяем согласную г/ж в корне.
  4. Сверяем, не является ли слово исключением.
  5. Далее применяем изученные правила.

Чередующиеся безударные гласные

В русском языке часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Это правило проходят в 5 классе.

Написание чередующихся гласных зависит от таких условий:

  • ударение,

  • конечные согласные корня,

  • наличие суффикса -а-,

  • смыслового значения.

Корень

Правило

Примеры

-гар-

-гор-

Под ударением пишется А,

без ударения — О.

уга́рный, зага́р

загоре́лый, погоре́лец

Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь.

-клан-

-клон-

Без ударения пишется буква О,

под ударением то, что слышится

кла́няться

склоне́ние, укло́н,

наклони́ться

-твар-

-твор-

Без ударения пишется буква О,

под ударением в соответствии с произношением

тварь, сотвори́ть,

затво́р, притво́р

Исключение: у́тварь.

-зар-

-зор-

Без ударения пишется А,

под ударением то, что слышится

зарни́ца, за́рево

зо́ри, зо́ренька

Исключение: зорева́ть.

-плав-

-плав-

Всегда пишется буква А,

кроме двух слов: пловец, пловчиха

сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь

-кас-

-кос-

Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О — в остальных случаях

касание, касательная

коснись, прикосновение

-мак-

-мок-

Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость»

макать

вымокнуть, намокнуть

-равн-

-ровн-

А пишется в корне со значением «одинаковый, равный», О — при значении «ровный, прямой»

равноправие, сравнять,

подровнять

Исключение: равнина,

уровень, поравняться,

поровну.

-раст-

-ращ-

-рос-

Буква А пишется перед ст, щ,

О — перед остальными буквами

отрасти, наращенный, поросль

Исключение: отрасль,

росток, ростовщик,

Ростов, Ростислав.

-скак-

-скоч-

Буква А пишется перед к, О — перед ч

скакалка, выскочка

Исключение: скачок.

-лаг-

-лож-

Буква А пишется перед г, О — перед ж

полагать, облагать

отложить, обложение

-бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-жег-/-жиг-

-блест-/-блист-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е — в остальных случаях

набирать — наберу

отдирать — отдерешь

отмирать — отмереть

отпирать — отпереть

стирать — стереть

прижигать — прижег

блистать — блестящий

застилать — застелить

вычитать — вычеты

-им-/-а(я)

-ин-/-а(я)-

Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а-

пережимать — пережать

занимать — занять

начинать — начать

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Алгоритм выполнения задания и образец рассуждения

1)    Внимательно прочитайте задание и подчеркните, что необходимо выбрать: проверяемую гласную в корне слова, непроверяемую гласную, гласную в корне с чередованием.


2)    Найдите и выделите корни (хотя бы примерно).

3)    Обратите внимание на корни с чередованием и их значение. 4)    Убедитесь, что среди корней с чередованием нет омонимичных и похожих корней


4)    Убедитесь, что среди корней с чередованием нет омонимичных и похожих корней.


5)    Разберите остальные корни с проверяемыми и непроверяемыми гласными.


6)    Если возможно, используйте метод исключения.

Наш совет. Для экономии времени на экзамене необязательно делать орфографический анализ каждого слова. Попробуйте использовать метод исключения. Если в ряду замечаем слово, не соответствующее варианту ответа, то другие слова этого ряда не рассматриваем.

Обратимся к нашим примерам.

ВАРИАНТ А)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная
в корне слова. Запишите номера ответов.

1) привязаться, окончание, победить

2) вестибюль, абажур, уравнять

3) критиковать, теплота, прилагать

4) полезный, садовый, замечать

5) резервуар, беглецы, склоняться

Выполняя задание, рассуждаем примерно так:

Первый ряд: 1) ПРИВЯЗАТЬСЯ (привязка) – безударная проверяемая гласная; 2) ОКОНЧАНИЕ (закончить) – безударная проверяемая гласная; 3) ПОБЕДИТЬ (победа) — безударная проверяемая гласная.

+ Первый ряд подходит.

Второй ряд: 1) ВЕСТИБЮЛЬ – безударная непроверяемая гласная.

Второй ряд не подходит.

Третий ряд: 3) ПРИЛАГАТЬ – чередующаяся гласная в корне слова лаг/лож .

Третий ряд не подходит.

Четвертый ряд: 1) ПОЛЕЗНЫЙ (польза) – безударная проверяемая гласная; 2) САДОВЫЙ (сад) – безударная проверяемая гласная; 3) ЗАМЕЧАТЬ (заметка) -безударная проверяемая гласная.

+ Четвертый ряд подходит.

Пятый ряд: 3) Склоняться – чередующаяся гласная в корне слова клон/клан.

Пятый ряд не подходит.

Ответ: 1 4   

ВАРИАНТ Б)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится  безударная непроверяемая гласная в корне слова. Запишите номера ответов.

1) предлагать, словарный, пролетали

2) гегемония, бидон, кавычки

3) пропаганда, канцелярия, регламент

4) нежнейший, говорить, убирать

5) ватрушка, меридиан, пластилин

Выполняя задание, рассуждаем примерно так:

Первый ряд: 1) ПРЕДЛАГАТЬ — чередующаяся гласная в корне слова лаг/лож .

— Первый ряд не подходит.

Второй ряд: 1) ГЕГЕМОНИЯ – безударная непроверяемая гласная; 2) БИДОН – безударная непроверяемая гласная; 3) КАВЫЧКИ — безударная непроверяемая гласная.

+ Второй ряд подходит.

Третий ряд: 1) ПРОПАГАНДА – безударная непроверяемая гласная; 2) КАНЦЕЛЯРИЯ – безударная непроверяемая гласная; 3) РЕГЛАМЕНТ — безударная непроверяемая гласная.

+ Третий ряд подходит.

Четвертый ряд: 1) НЕЖНЕЙШМЙ (нежный) – безударная проверяемая гласная.

— Четвертый ряд не подходит.

Пятый ряд: 1) ВАТРУШКА – безударная непроверяемая гласная; 2) МЕРИДИАН – безударная непроверяемая гласная; 3) ПЛАСТИЛИН — безударная непроверяемая гласная.

+ Пятый ряд подходит.

Ответ: 2 3 5

ВАРИАНТ В)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная в корне слова. Запишите номера ответов.

1) Вакансия, цветочный, почернеть

2) кленовый, течение, отвечать

3) блестеть, отпирать, замереть

4) переносить, побережье, спасатель

5) водоросли, обжигаться, прикосновение

Выполняя задание, рассуждаем примерно так:

Первый ряд: 2) ЦВЕТОЧНЫЙ (цвет) – безударная проверяемая гласная.

— Первый ряд не подходит.

Второй ряд: 1) Кленовый (клен) – безударная проверяемая гласная.

— Второй ряд не подходит.

Третий ряд: 1) БЛЕСТЕТЬ — чередующаяся гласная в корне слова блист/блест; 2) ОТПИРАТЬ — чередующаяся гласная в корне слова пер/пир . 3) ЗАМЕРЕТЬ — чередующаяся гласная в корне слова мер/мир.

+ Третий ряд подходит.

Четвертый ряд: 2) ПЕРЕНОСИТЬ (носит) – безударная проверяемая гласная.

— Четвертый ряд не подходит.

Пятый ряд: 1) ВОДОРОСЛИ — чередующаяся гласная в корне слова раст/рос; 2) ОБЖИГАТЬСЯ — чередующаяся гласная в корне слова жиг/жечь; 3) ПРИКОСНОВЕНИЕ — чередующаяся гласная в корне слова кос/кас.

+ Пятый ряд подходит.

Ответ: 3 5

Полезные материалы по теме статьи

Напишите вот на этой страничке ваш электронный адрес, вам на него автоматически отправится архив с 4 пособиями по русскому языку от учителей высшей категории. Эти пособия я собирал по открытым источникам в интернете. Они очень качественные, читаются легко. В них собрана вся необходимая информация по русскому языку, есть шпаргалки по словам с непроверяемыми гласными.

Если вы ищете хороший учебник, который поможет вам быстро выучить все правила русского языка, то я рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем собрана вся та теория, которую ученики осваивают в школе. Все правила и все слова с непроверяемыми гласными.

В некоторых учебниках теория русского языка может чуть отличаться. Например, автор приведённого мной учебника (В. В. Бабайцева) считает, что -ть в глаголах – это суффикс, а Шанский – что это окончание. Но подобные спорные вопросы никто не проверяет на экзаменах по русскому, поэтому переживать не о чем.

Если вы ищете углубленный справочник по русскому языку, то воспользуйтесь справочником Розенталя. Он написан более сложным языком, там собраны абсолютно все нюансы и тонкости, читать его будет потруднее, чем школьный учебник. Но зато это самый информативный сборник, где можно найти всю необходимую информацию.

Чтобы в целом подтянуть знания русского языка, вы можете тренироваться на бесплатных тренажерах от сайта Викиум. Загляните на общую страницу с тренажерами, выберите там в правой вкладке меню пункт «Способность к работе с текстом» и начинайте заниматься. Все тренажеры полностью бесплатные. Они очень занимательные, учиться на них весело и интересно.

На Викиуме также есть курс «Идеальный русский». Вот он уже платный, но не очень дорогой – 890 рублей. Там логично и систематизированно подается теория, а также открывается доступ к трем уникальным тренажерам. Посмотрите, может быть, заинтересует.

И последнее – подпишитесь на мою рассылку. Я периодически публикую на сайте статьи по русскому языку, в том числе с разбором сложных орфограмм. В своих статьях я комментирую каждую орфограмму, привожу несколько способов ее объяснения и запоминания. На мой взгляд, такая подача материала в разы улучшает запоминание и помогает быстро освоиться с основными орфограммами в русском языке.

Вот примеры моих статей:

Орфограммы согласных

Правописание согласного зависит от его местонахождения в слове. Находясь в слабой позиции, согласные могут заменяться парными по звонкости — глухости, что и указывает на наличие орфограммы в корне слова.

  • они находятся в конце слова;
  • звонкие согласные стоят перед глухими согласными;
  • глухие парные согласные расположены перед звонкими согласными.

Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: