Какими словарями пользоваться
Правописание слов с непроверяемыми гласными можно проверить по орфографическому словарю. Он самый удобный и «компактный». Там приводятся только правильные написания, формы слова и ударения. Значение не объясняется, примеров словоупотребления не дается.
В современном мире, конечно, орфографическими словарями мало кто пользуется, все просто гуглят. К счастью, в Гугле и в Яндексе есть «быстрые ответы», поэтому нужную информацию можно получить очень быстро:
Если вы хотите ориентироваться на авторитетные сайты, то я вам рекомендую пользоваться словарями с Грамоты.ру. Добавьте эту страничку себе в закладки и при необходимости заходите на нее и запрашивайте нужное слово через эту форму:
Способы проверки безударных гласных вкорне
Подобрать другую форму этого же слова | Подобрать родственные слова |
---|---|
1. Один — много река — ре́ки | 1. Большой — маленький тропа — тро́пка |
2. Много — один колосья — ко́лос | 2. Маленький — большой площадка — пло́щадь |
3. По вопросу: О чём? в лесу — о ле́се Что делал? Что делает? катил — ка́тит | 3. Назови ласково звезда — звёздочка |
4. Какой? — Что? зелёный — зе́лень | |
5. Что делал? — Что? платил — пла́та |
Понаблюдаем, как ударением можно проверить безударные гласные в корне с помощью подобранных родственных слов. Например, к слову, обозначающему действие, подберем однокоренное слово с предметным значением.
- входи́ть — вход;
- укоря́ть — укор;
- раздели́ть — разде́л;
- указа́ть — ука́зка;
- загада́ть — зага́дка;
- лепи́ть — ле́пка.
К существительному подберем однокоренное прилагательное:
- хитре́ц — хи́трый;
- бели́зна- бе́лый;
- краснота — кра́сный;
- ого́нь — о́гненный;
- хо́лод — холо́дный;
- со́боль — собо́лий.
От существительного с безударной гласной в корне образуем однокоренное слово с оценочным суффиксом:
- трава́ — тра́вушка;
- строка́ — стро́чка;
- зерно́ — зёрнышко;
- река́ — ре́ченька.
А как изменить форму слова? Для этого существует несколько способов.
1. У имён существительных изменим число. Если слово с безударной гласной в корне имеет форму единственного числа, то в её проверке часто помогает форма множественного числа.
- глава́ — гла́вы;
- сосна́ — со́сны;
- плита́ — пли́ты;
- де́рево — дере́вья;
- десна́ — дёсны.
И наоборот, форму множественного числа существительного преобразуем в форму единственного числа.
- грачи́ — грач;
- дожди́ — дождь;
- поля́ — по́ле;
- шкафы́ — шкаф.
Для проверки безударной гласной в падежной форме существительного возвращаемся к его начальной форме:
- без хвоста́ — хвост (и. п. ед. ч.);
- мимо двора́ — двор;
- с мечо́м — меч.
У некоторых трёхсложных существительных и прилагательных ударным является окончание. Оба гласных корня слышатся неясно. В таком случае проверяемые безударные гласные требуют подыскать к ним два проверочных слова:
- голова́ — го́ловы, голо́вушка;
- борода́ — бо́роды, боро́дка;
- борозда́ — бо́розды, боро́здка;
- золото́й — зо́лото, зо́лотце.
2. У имен прилагательных часто помогает проверить «трудную» гласную образование краткой формы мужского рода или формы сравнительной степени.
- молодо́й — он мо́лод, моло́же;
- дорого́й — он до́рог, доро́же;
- просто́й — прост, про́ще;
- коро́ткий — день ко́роток.
3.У глаголов в неопределённой форме в написании безударной гласной в корне привлечем на помощь форму 3 лица единственного числа настоящего или будущего времени.
- тащи́ть — муравей та́щит;
- коло́ть — он ко́лет;
- бросаться — она бро́сится;
- свари́ть — повар сва́рит;
- похвали́ть — она похва́лит;
- накорми́ть — он накормит.
У глаголов в форме прошедшего времени изменяем род:
- взяла́ — взял;
- привела́ — привёл;
- отнесла́ — отнёс;
- прибрала́ — прибра́л.
При написании глаголов с проверяемой безударной гласной в корне учитываем их значение. Различаем слова:
- выполоть сорняк (по́лет) — выпалить из пушки (па́лит);
- прожива́ть в селе (жить) — прожева́ть сухарь (жёваный);
- посвяти́ть стихи (свято) — посвети́ть фонарем (свет);
- уплати́л за покупку (плата) — уплотни́л график (плотный);
- вы́парить бочку (па́рит) — вы́пороть шов (по́рет).
Приведём примеры слов с безударными проверяемыми гласными, обозначенными буквами «а», «о», «е», «и», «я».
Ошибки в демоверсии
О содержании экзамена и дети, и учителя узнают из демоверсии, которая выпускается непосредственно перед началом учебного года, обычно в конце августа (кстати, неужели так сложно публиковать демоверсию раньше, чтобы за лето учителя успели подготовить изменения в программе, скорректировать учебные планы? Непонятно).
В прошлом году ошибка была даже в ней. В демоверсии, которая служит единственным образцом предстоящего экзамена!
Причем ошибка была допущена не где-нибудь, а в единственном новом задании тестовой части.
Это задание 21, где ученикам предлагается найти предложения, в которых тот или иной знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
В задании из демоверсии нужно было проанализировать постановку тире, и соответствующими одному правилу составители посчитали такие предложения:
Мобильники и шпаргалки — из-за чего выгоняли с ЕГЭ в 2019 году
– «Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии».
– «За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м)».
Но в первом предложении тире ставится между подлежащим и сказуемым, а во втором – перед приложением (определением, которое выражено существительным).
На учительских форумах и в специализированных группах соцсетей прокатилась волна возмущения, после чего ошибку, конечно, поправили (без каких-либо комментариев и извинений). Но неприятный осадок остался.
Правописание корней -гар-, -гор-, -зар-, -зор-
Следующие пары чередующихся корней имеют другие правила написания. Выбор определяется с помощью ударения.
Так, в корнях -гор- / -гар- в слабой позиции следует писать букву «о», в сильной позиции – «а». Подробно рассмотрим на примерах:
- загар, нагар, огарочек, разгар, угар;
- возгорание, загореться, пригорел, сгорание, гореть.
Исключение составляют три устаревших существительных: изгарь, пригарь, выгарки.
У чередующихся корней -гор- / -гар- существуют омонимы – корни в словах «горе», «гора». Одинаковые по звучанию и написанию, но не входящие в группу чередующихся корней. Чтобы не путаться в них, опираются на лексические значения: горе – это несчастье, гора – возвышение над землёй, а корни -гор- / -гар- связаны со значением огня.
Например: Пламя возгоралось всё выше и выше к звёздам. У Елены после моря красивый загар. Хватит вам горевать, пора веселиться! Вокруг одни горы да равнины.
Запоминаем алгоритм устных рассуждений при выборе корня -гор-/-гар-:
1.Находим корень.
2.Ставим ударение.
- Определяем часть слова, на которую падает ударение.
- Сверяем, не входит ли слово в список исключений.
5.Если ударение падает на корень, пишем «а».
- Если ударение приходится на другую часть слова, пишем «о».
Лексическое значение корней -зар-/-зор- привязано к слову «заря»(природное явление, когда солнце перед своим восходом или закатом ярко освещает небо).
Букву «а» пишут, когда она в корне находится в безударной позиции: зарница, заря, озарение. В сильной позиции пишут ту гласную, которая слышится, это может быть в равной степени «а», «о»: зори, зорька, зарево, лучезарный.
Слово-исключение: зоревать/заревать (не ложиться спать до самой зари, до рассвета). Долгое время был принят только первый вариант написания, в настоящее время допустимы оба варианта. Вот и остались мы на берегу реки зорьку заревать. Пошли на рыбалку с друзьями, да зоревать и пришлось.
При выборе корней -зар-/-зор- используем такой порядок рассуждений:
1.Выделяем корень.
2.Ставим ударение.
3.Если ударение падает на корень, определяем, какой звук слышим.
- Пишем ту букву, которую слышим.
5.Если ударение падает не на корень, пишем гласную «а».
Наш урок окончен. Вспомните основные разделы, которые мы изучили. Перечитайте учебный материал повторно. Закрепите в памяти все правила и алгоритмы по теме. Проверьте себя с помощью тестирования.
Ошибки в пособии
Я репетитор и уже больше 10 лет готовлю выпускников к ЕГЭ по русскому языку.
За все эти годы реальные экзаменационные варианты не публиковались ни разу.
При этом ни одно пособие по подготовке к экзамену от ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) не было выпущено без ошибок и опечаток как в формулировках заданий, так и в ключах с ответами.
Например, в прошлогоднем сборнике слово «материАлизовать» попало в число слов с проверяемой безударной гласной корня (вариант 34, задание 9). На самом деле корень в этом слове – «матери» (как в «материя»), а гласная входит в суффикс (как и в словах «нормализовать», «театрализовать», «централизовать»), и это зафиксировано в словарях.
Ошибки в ключах тоже присутствовали.
Пособия эти выпускаются под редакцией И. П. Цыбулько. Она же возглавляет комиссию, которая составляет реальные экзаменационные варианты по русскому языку.
Правила написания безударных гласных
Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:
- Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
- Является ли оно словарным?
- Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
- После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
- Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
- Не является ли слово заимствованным?
Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.
Опасные и безопасные звуки
Какую опасность таит в себе звук в безударной позиции? Способность превращения в двойника. Например, в слове тяжелый сомнительный звук я, в безударной позиции его легко спутать с е. Есть слова, где э или е звучит как и, а и неожиданно «надевает маску» своего «родственника» е. Столь же легко перепутать в безударной позиции гласные а и о.
https://youtube.com/watch?v=eDNBF99bhFU
Например, ё всегда стоит под ударением, то есть в сильной позиции, а значит вряд ли можно сделать ошибку. А у и ю не с чем перепутать, потому что у них нет двойников. Благодаря этому у всегда стоит в сильной позиции, и его незачем ставить под ударение. Поэтому при проверке слова уголок нужно проверить стоящую в слабой позиции о (неопытные школьники порой забывают об этом).
Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку
Разбор сложных заданий в тг-канале:
Посмотреть
Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки
Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2
Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.
Корни с безударными непроверяемыми гласными
В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.Корни с чередованием1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.
Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.
Исключения: сочетать, сочетание2. Корни с чередующимися о//аПравописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.
-Гор-, -клон-, -твор-, -плав-, -зар- — так пишутся эти корни без ударения.
и перед суффиксом -а- | е в остальных случаях | ||
-бир(а)- | собирать | -бер- | соберет |
-дир(а)- | обдирать | -дер- | обдерет |
-мир(а)- | замирать | -мер- | замереть |
-тир(а)- | обтирать | -тер- | обтереть |
-пир(а)- | запирать | -пер- | запереть |
-жиг(а)- | выжигать | -жег- | выжег |
-стил(а)- | расстилать | -стел- | расстелить |
-блист(а)- | блистать | -блест- | блестеть-чит(а)- |
-чит(а)- | вычитать | -чет- | вычет |
Исключения: выгарки, пловец, пловчихаПравописание корней -мок- //-моч-//-мак-, -равн-//-ровн- зависит от значения.
Без ударения | Под ударением | |
-гар-//-гор- | загорел, горелый | загар |
-зар-//-зор- | заря, озарение | зорька |
-клан-//-клон- | наклонять, склонение | кланяться |
-твар-//-твор- | творить,творение | тварь |
Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсьПравописание корней -кос-//-кас- завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.
-мок-(-моч-) | в значении «пропускать жидкость» | непромокаемый вымокнуть |
-мак- | в значении «погружать в жидкость» | макать |
-равн- | в значении «равный, наравне, одинаковый» | приравнять, уравнение |
-ровн- | в значении «прямой, гладкий, ровный» | выровнять |
-кас- | касаться, прикасаться |
-кос- | прикоснуться, прикосновение |
Правописание корней -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- зависит от последующей согласной корня.
-лаг- | полагать, прилагательное |
-лож- | положить, предложить, изложить |
-раст- | возраст, растить |
-ращ- | выращивать, приращение |
-рос- | заросли, вырос |
-скак- | выскакивать, скакать |
-скоч- | выскочить, перескочить |
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав, полог, скачок.
Чередующиеся гласные в корне слова: понятие и признаки
Некоторые слова, встречающиеся в тесте или тексте, могут вызвать вопросы из-за схожести написания и разного смысла. Чередующаяся гласная позволяет разграничивать их и отделять друг от друга.
- Равный (кому-либо или чему-либо);
- Ровный (имеющий ровную поверхность);
- Они были равноправными членами общества (=равными друг другу);
- Я выровнял газон (=сделал ровным).
Чередующиеся гласные встречаются в словах, принадлежащих к разным частям речи. Это могут быть как глаголы, так и существительные или наречия. Чтобы не допускать таких ситуаций и хорошо сдать экзамены, нужно выучить все чередующиеся корни.
Может ли проверяемая гласная стать непроверяемой
Да, иногда такое случается. Например, в слове «р…бота» гласный «а» – непроверяемый.
Изначально «работа» была уделом рабов. «Раб» и «работа» были однокоренными словами. И буква «а» была проверяемой.
А потом эти слова очень сильно отдалились друг от друга. Сейчас мы понимаем «работу» намного шире. Работать могут и предприниматели, и творческие люди, слово «работа» может вообще означать какую-то письменную работу, исследовательскую работу.
Это слово перестало ассоциироваться с «рабами». И на уроке русского языка дети теперь выделяют в нем корень «работ», а не «раб». И буква «а», соответственно, стала непроверяемой.
Аналогичная ситуация произошла со словом «богатый», которое в современном русском очень сильно отдалилось от имени существительного «бог». «Богатство» больше нельзя проверять словом «бог», гласная «о» в нем – словарная. А корень – «богат».
Морфемный разбор
Слова с безударной гласной требуют особого морфемного разбора. Рассмотрим его на конкретном примере.
Возьмём слово «прошлого». Определим его корень, безударную гласную и проведём морфемный разбор:
Прошлое – это видоизменённое слово. Его состав такой:
- про – приставка;
- ш – корень;
- л – суффикс;
- ого – окончание;
- прошл – основа.
Выделяем корень слова (ш), безударная гласная в корне будет находиться в окончании. Сложность определения буквы в таком слове проста. Проведя его разбор, ученик легко поймёт, что в каждой его части будет буква О.
По такому принципу нужно будет разбирать каждое слово, которое будет попадаться в заданиях на ЕГЭ, ОГЭ или ВПР.
Запомните пример слова «прошлого», его корень, безударную гласную в корне и заучите способ разбора.
Правописание корней кас-, кос-, лаг-, лож-
Отдельным правилом пользуются при написании безударных гласных в чередующихся корнях слов.В языке есть слова, в разных формах которых одна гласная заменяется на другую: «е» на «и», «а» на «о».Сегодня мы изучим 4 пары таких корней с чередованием букв а/о.
Прочитайте предложения и обратите внимание на написание выделенных слов
- Пуля не задела Ивана, прошла по касательной.
- Ветер слегка коснулся веток берёзы.
- Прикосновение к плечу было неприятным.
- Дело касается моей семьи.
Слова несут схожее значение (прикосновение чего-либо или к чему-либо), их можно было бы назвать однокоренными, если бы не гласные в корне. Эти безударные гласные нельзя проверить предыдущими двумя способами, и они не относятся к непроверяемым гласным. Гласные чередуются и разграничиваются на письме, хотя во всех случаях произносится и слышится звук «а».
Рассмотрим другую пару корней:
1. Я предлагаю отличную идею.
-
Полагаться на случай не придётся.
-
Возложение венков к памятникам состоится завтра.
4. Положить книгу на место.
Схожая ситуация, но в корнях чередуются не только гласные а/о, но и согласные г/ж.
Чередование пришло к нам из старославянского языка, когда действовали другие правила лингвистики. В современном языке это явление трудно объяснить, оно сохраняется по традиции.
Но чередование всё-таки подчиняется определённым закономерностям. Ещё раз взгляните на примеры. Какие особенности вы заметили? Какая гласная следует за корнями кас-, лаг-? Можете сделать выводы самостоятельно?
Итак, в корнях кас-/кос-, лаг-/лож- пишется буква «а», если после корня стоит суффикс «а», во всех остальных случаях пишется буква «о»:
- соприкоснуться, касательно, коснитесь, неприкосновенность, касание, прикасаюсь;
- изложение, предлагаю, расположение, располагаться, сложились, слагаемые.
Правописание корней лаг-/лож-можно запомнить и по другой закономерности: в безударных корнях перед согласной «г» всегда пишется «а», перед согласной «ж» – буква «о».
Имеется слово-исключение из правила: существительное полог (устаревшее слово, означает занавеску, которая закрывает кровать от чужих взоров от пола до потолка).
Дополнительная подсказка имеется для корней кас-/кос-. В словах с этими корнями перед сочетанием букв -сн- всегда пишется «о»: соприкосновение, прикоснуться, коснулись.
Перед выполнением домашней письменной работы, выполняйте задание устно, чтобы не допустить ошибок в тетради. Используйте порядок рассуждений:
- Находим корень слова.
- Если это чередование -кас-/- кос-, смотрим, следует ли за корнем суффикс «а».
- Если это чередование -лаг-/-лож-, ищем суффикс «а» и выделяем согласную г/ж в корне.
- Сверяем, не является ли слово исключением.
- Далее применяем изученные правила.
Чередующиеся безударные гласные
В русском языке часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Это правило проходят в 5 классе.
Написание чередующихся гласных зависит от таких условий:
-
ударение,
-
конечные согласные корня,
-
наличие суффикса -а-,
-
смыслового значения.
Корень |
Правило |
Примеры |
---|---|---|
-гар- -гор- |
Под ударением пишется А, без ударения — О. |
уга́рный, зага́р загоре́лый, погоре́лец Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь. |
-клан- -клон- |
Без ударения пишется буква О, под ударением то, что слышится |
кла́няться склоне́ние, укло́н, наклони́ться |
-твар- -твор- |
Без ударения пишется буква О, под ударением в соответствии с произношением |
тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р Исключение: у́тварь. |
-зар- -зор- |
Без ударения пишется А, под ударением то, что слышится |
зарни́ца, за́рево зо́ри, зо́ренька Исключение: зорева́ть. |
-плав- -плав- |
Всегда пишется буква А, кроме двух слов: пловец, пловчиха |
сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь |
-кас- -кос- |
Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О — в остальных случаях |
касание, касательная коснись, прикосновение |
-мак- -мок- |
Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость» |
макать вымокнуть, намокнуть |
-равн- -ровн- |
А пишется в корне со значением «одинаковый, равный», О — при значении «ровный, прямой» |
равноправие, сравнять, подровнять Исключение: равнина, уровень, поравняться, поровну. |
-раст- -ращ- -рос- |
Буква А пишется перед ст, щ, О — перед остальными буквами |
отрасти, наращенный, поросль Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав. |
-скак- -скоч- |
Буква А пишется перед к, О — перед ч |
скакалка, выскочка Исключение: скачок. |
-лаг- -лож- |
Буква А пишется перед г, О — перед ж |
полагать, облагать отложить, обложение |
-бер-/-бир- -дер-/-дир- -мер-/-мир- -пер-/-пир- -тер-/-тир- -жег-/-жиг- -блест-/-блист- -стел-/-стил- -чет-/-чит- |
Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е — в остальных случаях |
набирать — наберу отдирать — отдерешь отмирать — отмереть отпирать — отпереть стирать — стереть прижигать — прижег блистать — блестящий застилать — застелить вычитать — вычеты |
-им-/-а(я) -ин-/-а(я)- |
Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а- |
пережимать — пережать занимать — занять начинать — начать |
Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.
Алгоритм выполнения задания и образец рассуждения
1) Внимательно прочитайте задание и подчеркните, что необходимо выбрать: проверяемую гласную в корне слова, непроверяемую гласную, гласную в корне с чередованием.
2) Найдите и выделите корни (хотя бы примерно).
3) Обратите внимание на корни с чередованием и их значение. 4) Убедитесь, что среди корней с чередованием нет омонимичных и похожих корней
4) Убедитесь, что среди корней с чередованием нет омонимичных и похожих корней.
5) Разберите остальные корни с проверяемыми и непроверяемыми гласными.
6) Если возможно, используйте метод исключения.
Наш совет. Для экономии времени на экзамене необязательно делать орфографический анализ каждого слова. Попробуйте использовать метод исключения. Если в ряду замечаем слово, не соответствующее варианту ответа, то другие слова этого ряда не рассматриваем.
Обратимся к нашим примерам.
ВАРИАНТ А)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная
в корне слова. Запишите номера ответов.
1) привязаться, окончание, победить
2) вестибюль, абажур, уравнять
3) критиковать, теплота, прилагать
4) полезный, садовый, замечать
5) резервуар, беглецы, склоняться
Выполняя задание, рассуждаем примерно так:
Первый ряд: 1) ПРИВЯЗАТЬСЯ (привязка) – безударная проверяемая гласная; 2) ОКОНЧАНИЕ (закончить) – безударная проверяемая гласная; 3) ПОБЕДИТЬ (победа) — безударная проверяемая гласная.
+ Первый ряд подходит.
Второй ряд: 1) ВЕСТИБЮЛЬ – безударная непроверяемая гласная.
– Второй ряд не подходит.
Третий ряд: 3) ПРИЛАГАТЬ – чередующаяся гласная в корне слова лаг/лож .
— Третий ряд не подходит.
Четвертый ряд: 1) ПОЛЕЗНЫЙ (польза) – безударная проверяемая гласная; 2) САДОВЫЙ (сад) – безударная проверяемая гласная; 3) ЗАМЕЧАТЬ (заметка) -безударная проверяемая гласная.
+ Четвертый ряд подходит.
Пятый ряд: 3) Склоняться – чередующаяся гласная в корне слова клон/клан.
— Пятый ряд не подходит.
Ответ: 1 4
ВАРИАНТ Б)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная в корне слова. Запишите номера ответов.
1) предлагать, словарный, пролетали
2) гегемония, бидон, кавычки
3) пропаганда, канцелярия, регламент
4) нежнейший, говорить, убирать
5) ватрушка, меридиан, пластилин
Выполняя задание, рассуждаем примерно так:
Первый ряд: 1) ПРЕДЛАГАТЬ — чередующаяся гласная в корне слова лаг/лож .
— Первый ряд не подходит.
Второй ряд: 1) ГЕГЕМОНИЯ – безударная непроверяемая гласная; 2) БИДОН – безударная непроверяемая гласная; 3) КАВЫЧКИ — безударная непроверяемая гласная.
+ Второй ряд подходит.
Третий ряд: 1) ПРОПАГАНДА – безударная непроверяемая гласная; 2) КАНЦЕЛЯРИЯ – безударная непроверяемая гласная; 3) РЕГЛАМЕНТ — безударная непроверяемая гласная.
+ Третий ряд подходит.
Четвертый ряд: 1) НЕЖНЕЙШМЙ (нежный) – безударная проверяемая гласная.
— Четвертый ряд не подходит.
Пятый ряд: 1) ВАТРУШКА – безударная непроверяемая гласная; 2) МЕРИДИАН – безударная непроверяемая гласная; 3) ПЛАСТИЛИН — безударная непроверяемая гласная.
+ Пятый ряд подходит.
Ответ: 2 3 5
ВАРИАНТ В)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная в корне слова. Запишите номера ответов.
1) Вакансия, цветочный, почернеть
2) кленовый, течение, отвечать
3) блестеть, отпирать, замереть
4) переносить, побережье, спасатель
5) водоросли, обжигаться, прикосновение
Выполняя задание, рассуждаем примерно так:
Первый ряд: 2) ЦВЕТОЧНЫЙ (цвет) – безударная проверяемая гласная.
— Первый ряд не подходит.
Второй ряд: 1) Кленовый (клен) – безударная проверяемая гласная.
— Второй ряд не подходит.
Третий ряд: 1) БЛЕСТЕТЬ — чередующаяся гласная в корне слова блист/блест; 2) ОТПИРАТЬ — чередующаяся гласная в корне слова пер/пир . 3) ЗАМЕРЕТЬ — чередующаяся гласная в корне слова мер/мир.
+ Третий ряд подходит.
Четвертый ряд: 2) ПЕРЕНОСИТЬ (носит) – безударная проверяемая гласная.
— Четвертый ряд не подходит.
Пятый ряд: 1) ВОДОРОСЛИ — чередующаяся гласная в корне слова раст/рос; 2) ОБЖИГАТЬСЯ — чередующаяся гласная в корне слова жиг/жечь; 3) ПРИКОСНОВЕНИЕ — чередующаяся гласная в корне слова кос/кас.
+ Пятый ряд подходит.
Ответ: 3 5
Полезные материалы по теме статьи
Напишите вот на этой страничке ваш электронный адрес, вам на него автоматически отправится архив с 4 пособиями по русскому языку от учителей высшей категории. Эти пособия я собирал по открытым источникам в интернете. Они очень качественные, читаются легко. В них собрана вся необходимая информация по русскому языку, есть шпаргалки по словам с непроверяемыми гласными.
Если вы ищете хороший учебник, который поможет вам быстро выучить все правила русского языка, то я рекомендую вот этот: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем собрана вся та теория, которую ученики осваивают в школе. Все правила и все слова с непроверяемыми гласными.
В некоторых учебниках теория русского языка может чуть отличаться. Например, автор приведённого мной учебника (В. В. Бабайцева) считает, что -ть в глаголах – это суффикс, а Шанский – что это окончание. Но подобные спорные вопросы никто не проверяет на экзаменах по русскому, поэтому переживать не о чем.
Если вы ищете углубленный справочник по русскому языку, то воспользуйтесь справочником Розенталя. Он написан более сложным языком, там собраны абсолютно все нюансы и тонкости, читать его будет потруднее, чем школьный учебник. Но зато это самый информативный сборник, где можно найти всю необходимую информацию.
Чтобы в целом подтянуть знания русского языка, вы можете тренироваться на бесплатных тренажерах от сайта Викиум. Загляните на общую страницу с тренажерами, выберите там в правой вкладке меню пункт «Способность к работе с текстом» и начинайте заниматься. Все тренажеры полностью бесплатные. Они очень занимательные, учиться на них весело и интересно.
На Викиуме также есть курс «Идеальный русский». Вот он уже платный, но не очень дорогой – 890 рублей. Там логично и систематизированно подается теория, а также открывается доступ к трем уникальным тренажерам. Посмотрите, может быть, заинтересует.
И последнее – подпишитесь на мою рассылку. Я периодически публикую на сайте статьи по русскому языку, в том числе с разбором сложных орфограмм. В своих статьях я комментирую каждую орфограмму, привожу несколько способов ее объяснения и запоминания. На мой взгляд, такая подача материала в разы улучшает запоминание и помогает быстро освоиться с основными орфограммами в русском языке.
Вот примеры моих статей:
Орфограммы согласных
Правописание согласного зависит от его местонахождения в слове. Находясь в слабой позиции, согласные могут заменяться парными по звонкости — глухости, что и указывает на наличие орфограммы в корне слова.
- они находятся в конце слова;
- звонкие согласные стоят перед глухими согласными;
- глухие парные согласные расположены перед звонкими согласными.
Кроме того, требуют особого внимания слова, где есть стечение трех-четырех согласных, и одна из них не произносится. Непроизносимая согласная в корне слова относится к группе проверяемых орфограмм. Правописание удвоенных согласных в корне слова требует от учеников их запоминания или знания состава слова.