Как правильно писать слова с безударными гласными и делать их разбор

Орфограмма – безударный гласный звук в корне

Научившись определять ударение, ребенок может освоить и основную орфограмму, связанную с ним: безударная гласная в корне.

Чтобы малышу было легче понять, что такое орфограмма, ему можно объяснить это так: орфограмма – самый «ошибкоопасный» звук слова, место, где чаще всего можно допустить неверное написание, потому что приходится выбирать из нескольких вариантов правильный.

Чтобы его выбрать, орфограмму нужно проверить. Безударный звук в корне проверяют ударением (ведь именно под ударением произносится и пишется звук одинаково). Для этого нужно подобрать проверочное слово. Это измененное проверяемое слово или другое однокоренное, родственное и близкое по смыслу слово, где слабая позиция меняется на сильную, ударную.

Соответственно, чтобы воспользоваться этим правилом верно, малыш должен уметь:

  • различать согласные и гласные звуки;
  • находить гласные в сильной и слабой позиции;
  • переносить ударение с одной части лексемы на другую;
  • определять, в какой именно ее части находится слабый звук;
  • изменять форму слова, подбирать к нему несколько однокоренных, выбирать из всех этих вариантов тот, который может выступить проверочным.

Затруднения вызывает тот факт, что, к сожалению, данная орфограмма не предусматривает готового алгоритма с графическим образцом правильного написания, а подразумевает его самостоятельный подбор. Для этого малыш должен знать и понимать, что, чем и как нужно проверять в каждом конкретном случае.

Как графически оформлять проверочное слово

Во-первых вы должны запомнить, что при графическом объяснении сомнительных букв, надо отвечать на три вопроса: Что? Где? Почему?

Ответить на вопрос «что?» – значит указать на сомнительную букву. Например, в слове «вода» я сомневаюсь в букве «о» – подчеркиваю ее одной чертой.

«Где?» – значит в какой части слова, то есть в какой морфеме. В слове «вода» сомнительная буква находится в корне «вод» – рисую над корнем дугу.

«Почему?» – это как раз указание на проверку. Если мы подобрали проверочное слово, то ответом на вопрос «почему» как раз и будет это слово, написанное в скобках.

В этом слове надо показать, что мы проверили ту самую морфему – то есть тоже выделить корень. А проверенную букву подчеркнуть уже двумя чертами, а не одной, потому что мы в ней теперь не сомневаемся. Получается вот так:

Значок ударения тоже советую ставить. Ударение как раз показывает, почему в одном случае мы сомневаемся в гласной, а в другом пишем ее уверенно.

Если вы объясняете согласную, то оформление будет немного другим. Например, вот как тут:

Двумя черточками подчеркивается гласная, которая проверяет согласную.

Вот мое видео про орфограмму – я там тоже привожу примеры объяснения слов. Посмотрите обязательно, видео небольшое.

Безударная чередующаяся гласная корня: как определить?

Корни и правила для чередующихся гласных нужно запоминать дословно, чтобы не допускать ошибок при написании тех или иных слов. Подробно об этом мы уже рассказывали в этом материале.

Вот эти чередующиеся корни: 

Кас-кос; Бер-бир; Тер-тир;Дер-дир;Чет-чит; Раст-рост-ращ;Стел-стил;Мер-мир; Скач-скоч; Гар-гор и так далее. 

Написание буквы в корне здесь тоже зависит от наличия ударения или последующего суффикса:

Корень Правило
гар-гор Под ударением — А;Без ударения — О.
Пример Исключения
уга́рный, зага́р, загоре́лый, погоре́лец. вы́гарки, и́згарь, при́гарь.
Корень Правило
Клан-клон Без ударения – О;Под ударением – что слышится.
Пример Исключения
Кла́няться, склоне́ние, укло́н, наклони́ться. Нет
Корень Правило
твар- твор- Без ударения – О;под ударением – А.
Пример Исключения
тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р. У́тварь.
Корень Правило
Зар-зор- Без ударения — А,под ударением — О.
Пример Исключения
зарни́ца, за́рево, зо́ри, зо́ренька. Зорева́ть.
Корень Правило
кас-кос- За корнем суффикс «А» — пишем А,Нет – О.
Пример Исключения
касание, касательная, коснись, прикосновение Нет
Корень Правило
мак-мок- А – значение «погружать в жидкость»;О — «пропускать, впитывать жидкость»
Пример Исключения
Макать, вымокнуть, намокнуть Нет
Корень Правило
равн- ровн А — в корне со значением «одинаковый, равный»;О — «ровный, прямой»
Пример Исключения
Равноправие, сравнять, подровнять равнина, уровень, поравняться, поровну.
Корень Правило
раст- ращ- рос- А — перед ст;О – в других случаях.
Пример Исключения
отрасти, наращённый, поросль отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

Если Вы видите, что в слове есть эти корни, то лучше всего обратиться к правилу, чтобы не допустить ошибку и не получить двойку. 

Какие безударные гласные в корне слова надо проверять? Только безударные проверяемые. Непроверяемые безударные гласные, так как слова с проверяемой гласной в корне нуждаются в уточнении из-за размытого ударения, а слова с непроверяемой почти всегда относятся к словарным. 

Другие примеры подбора подходящих корней и слов для проверки

Для проверки безударной гласной в суффиксе придётся подобрать точно такое же слово, в котором ударение будет падать точно на суффикс.

  • Умник, сверстник, бездельник — ученик;
  • говядина — осетрина;
  • платьишко — домишко;
  • смелость, храбрость, воспитанность, радость, совесть — злость;
  • громко — хорошо;
  • апельсиновый, резиновый — дубовый;
  • медведица — сестрица;
  • царапина – морщина.

А если нужно проверить безударную проверяемую гласную в окончании (если это прилагательное), то используем классические вопросы и проверяем окончание именно по нему. 

При проверке безударной гласной в окончании существительного, подбираем существительное того же рода и склонения, но уже с ударным окончанием. Это позволит проверить ударение. 

Примеры слов с безударной гласной в окончании:

  • синим (проверяем по вопросу каким?);
  • высокого (по вопросу какого?);
  • озеро (село);
  • колено (окно);
  • кони (пони);
  • поле (ружье).

Обратим внимание на смысловые различия. Корни таких слов будут отличаться по смыслу: 

  • посидела (сидеть) и поседела (седина);
  • отварить (варить) и отворить (открыть);
  • полоскать (полощет) и поласкать (ласка);
  • примирять (мирить людей) и примерять (мерять одежду);
  • спешите (спешить) и спишите (списать);
  • обежать (беш) и обижать (обида);
  • слезать (слезь) и слизать (облизывать);
  • запивать (пить) и запевать (петь);
  • посветить (свет) и посвятить (святость);
  • разредить (редкость) и разрядить (разряд);
  • развевается (развеять) и развивается (развитие). 

Запоминая такие слова, Вы сможете быстро освоить программу и разобраться с особенностями разбора тех или иных слов с безударными гласными в корне, суффиксе или предлоге. Знание правила позволит быстро определять, какие слова можно проверить с помощью словарика, а какие — строго с использованием изменения слова, ударения, словоформы или звуковки. 

Словарь с непроверяемыми гласными в корне слова

А Б В
аба­жур абсо­лют­но агро­ном аккор­де­он акком­па­не­мент акро­бат аль­пи­нист артил­ле­рия аро­мат апло­ди­ро­вать апло­дис­мен­ты атмо­сфе­ра баг­ря­ный баг­ро­вый бака­лея бал­ла­да бал­кон бар­ри­ка­да барон бар­хат бата­рея бата­льон бахро­ма бечев­ка, но биче­вать (порок) билет бинокль бидон бетон боб­ро­вый бокал бор­дюр бро­шю­ра вело­си­пед веран­да вете­ран вере­ни­ца вер­ни­саж вер­ми­шель вести­бюль вет­чи­на вине­грет вио­лон­чель вик­то­ри­на вит­ри­на вок­зал волей­бол
Г Д И
гале­рея галан­те­рея гало­ши гараж гар­де­роб гар­мо­ния гар­ни­зон геге­мо­ния гени­аль­ный гер­ба­рий герань гир­лян­да гри­ма­са говя­ди­на гори­зонт дезер­тир дез­ин­фек­ция дека­да декла­ми­ро­вать деле­га­ция десант десерт демон­стра­ция дивер­сия диви­зия дико­ви­на дири­жер дирек­тор дис­кус­сия дистил­ли­ро­ван­ный дрес­си­ров­ка иде­ал ижди­ве­нец иллю­ми­на­ция инде­веть (покры- вать­ся ине­ем) иней инже­нер интел­лект инци­дент испещ­рен­ный испо­кон веков испо­лин исти­на истя­зать
К Л М
кава­ле­рия кавыч­ки калач кал­ли­гра­фия камор­ка кам­па­ния (меро­при­я­тие) ком­па­ния (обще­ство) канал кано­на­да кари­ка­ту­ра кар­на­вал каприз кастрю­ля кобу­ра ков­риж­ка (ков­ри­га) ковыль колен­кор кол­лек­тив комод ком­пли­мент ком­по­зи­тор коноп­ля­ник кон­тра­бан­да кон­тро­лер коше­лек кошел­ка кро­пот­ли­вый лаби­ринт лабо­ра­то­рия лаза­рет лако­нич­ный лау­ре­ат лачуж­ка лачу­га леле­ять лило­вый лимо­над лино­ле­ум лос­кут лоте­рея мав­зо­лей маги­страль мане­ра мани­фест мему­а­ры мери­ди­ан меце­нат мини­а­тю­ра мораль мошен­ник
Н О П
нава­жде­ние ниве­ли­ро­вать новел­ла оазис оба­я­ние обо­ня­ние обла­ко одо­леть окку­па­ция олим­пи­а­да оран­же­рея оре­ол орхи­дея ося­за­ние опти­мизм оце­пе­неть оше­ло­мить пави­льон пали­сад­ник пано­ра­ма папо­рот­ник пар­кет пат­ри­от пери­скоп пери­фе­рия пес­карь поле­ми­ка поли­кли­ни­ка поста­мент пре­зи­дент пре­ко­сло­вить пре­ткно­ве­ние при­ве­ред­ли­вый при­ви­ле­гия при­о­ри­тет про­ле­та­ри­ат про­пел­лер про­дю­сер про­то­тип пье­де­стал
Р С Т
режис­сер рези­ден­ция рекорд репер­ту­ар репе­ти­ция репор­таж сабо­таж сак­со­фон салат сал­фет­ка сви­рель сен­ти­мен­та­лизм сирень сол­дат спи­раль ста­ди­он сти­пен­дия смя­те­ние сне­гирь тав­то­ло­гия талант тасо­вать тамож­ня тен­ден­ция тер­ра­са тра­пе­ция тре­нер (но тре­ни­ров­ка) три­бу­на тро­туар
Х Ц Ш Щ Ф Ч
хаме­ле­он халат хижи­на холе­ра хомут хомяк хри­зан­те­ма хро­но­ло­гия цел­ло­фан циви­ли­за­ция шер­ша­вый шерен­га шпин­га­лет щавель щеко­тать фалан­га фан­та­зия фасад фаэ­тон фаян­со­вый фей­ер­верк фести­валь фиал­ка филар­мо­ния чемо­дан чем­пи­он чече­ви­ца
Э Ю Я
эво­лю­ция экза­ме­на­тор экс­ка­ва­тор эска­ла­тор эми­грант юби­лей юве­лир ябед­ни­чать якорь ярмар­ка яхонт яще­ри­ца

Проверочное слово – что это такое, как правильно его подобрать и к каким словам проверочные слова подбирать нельзя

Это слово, которое помогает проверить сомнительную букву: пло(т/д) – плоТы.

Проверочное слово – это такое слово, которое помогает проверить сомнительную букву. Например, вот пишете вы слово «мол…ко» и не знаете, какую букву надо писать после «л». То ли «о», то ли «а». Чтобы не ошибиться, надо подобрать проверочное слово: молОчный. Теперь сомнительная гласная под ударением и вы не сомневаетесь в ее написании.

Другой пример. Слово «ду(б/п)» – вы не знаете, то ли надо писать «б», то ли «п». Как не ошибиться? Надо подобрать проверочное слово: дубЫ. Теперь «б» слышится отчетливо и вы не сделаете ошибку.

Давайте узнаем, как правильно подбирать проверочные слова и в каких случаях проверочных слов просто не существует.

Для каких частей слов можно подобрать проверочные слова

Обычно проверочные слова подбираются только для тех гласных и согласных, которые находятся в корне. Если у вас сомнительная буква не в корне – скорее всего, ее надо будет проверять каким-то другим способом.

Ну например, нельзя подобрать проверочное слово для прилагательного «пр…брежный». Надо запомнить, что в приставках пре/при пишется «и», если слово имеет значение приближения, присоединения, близости, неполного действия. А «е» пишется, если можно заменить на «пере» или на «очень».

Поэтому «прибрежный» пишется с «и» (он в «близости» к морю), а, скажем, «преогромный» – с «е», потому что можно заменить на «очень огромный».

Не подбираются проверочные слова для суффиксов. Например, с какой буквой надо писать слово «ключ…к» – с «е» или «и» в суффиксе «ч…к»? С «и», потому что при изменении слова она не выпадает: ключику, ключика, о ключике. А вот в слове «человечек» мы напишем «е», потому что она выпадает: человечка, человечку.

Ну а про окончания вообще говорить нечего. Там у каждой части речи свои тонкости. Например, в прилагательном «осенн…м (лесу)» мы напишем «е», если в вопросе будет «е» или «о». «В лесу (каком?) осеннем».

Правописание безударных гласных

Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:

  • Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
  • Является ли оно словарным?
  • Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
  • После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
  • Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
  • Не является ли слово заимствованным?

Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.

Как научиться грамотно писать

План обучения зависит от ваших исходных данных:

  1. Если вы просто не знаете, как пишутся некоторые сложные слова вроде «аффилированный», вам достаточно поставить на телефон приложение-словарь, и заниматься с ним в свободное время.
  2. Если проблемы с запятыми, тогда нужно перечитать все правила по пунктуации, посмотреть примеры и чаще выполнять упражнения в онлайн-сервисах.
  3. Если с грамотностью совсем сложно, тогда придется идти с нуля по всей школьной программе.

К счастью, сейчас можно не зазубривать скучные правила в сухой формулировке. Существуют наглядные таблички, схемы, примеры, видеоуроки и онлайн-сервисы для проверки своих знаний.

Обучение русскому языку стало проще, чем когда-либо раньше.

Определите исходные данные

Маловероятно, что вам нужно изучать все «от и до», так что первым делом определите свои слабые места.

Проверить свои знания можно с помощью интерактивного диктанта, в котором вам нужно правильно заполнить пробелы. К примеру, на сайте http://dict.mosmetod.ru.

Выбирайте любой отрывок, который вам понравится, нажимайте на пробел в тексте и выбирайте правильный ответ. В конце нажмите кнопку «Проверить». Ошибки будут выделены красным цветом.

С помощью такого простого теста можно понять свои навыки владения языком и выявить слабые стороны.

Популярные ошибки

Художница dalwen (Анна Беловицкая) создала забавные картинки, в которых наглядно показывает правила русского языка с примерами. В них она разбирает самые популярные ошибки, которые встречаются у многих людей.

  1. Окончание ться/тся в глаголах.
  2. В течение/в течении. Окончания в этих словах часто ставит в тупик, но все достаточно просто: окончание «…нии» используется, когда можно задать вопрос «где». К примеру, «я окажусь (где?) в течении реки».
  3. В следствии/вследствие. Тоже проверяется с помощью дополнительного вопроса. Если применяется вопрос «где? в чем?», значит нужно писать раздельно и в конце поставить «и». Если слово можно заменить на «по причине», значит нужно использовать слово «вследствие».
  4. Сложности возникают с использованием слов «надеть» и «одеть». Для запоминания можно использовать подсказку «Одевают Надежду, надевают одежду».
  5. В общем/вообще, а также некоторые совмещают их в слово «вообщем», которого не существует.
  6. Чтобы/что бы. Самый простой способ определить нужное написание – сделать паузу между «что» и «бы» или вовсе убрать «бы». Если смысл от этого не изменился, значит нужно писать раздельно.
  7. Зачем/за чем – в первом случае выступает в роли вопроса «для чего» или «с какой целью», а во втором используется для уточнения местоположения (за стеной).
  8. Тоже/то же. Слитное написание используется, если можно заменить на «и» («я тоже хочу мороженое» = «и я хочу мороженое»). Раздельно пишут, если можно заменить на слово «такое же» («я хочу то же мороженое, что и у него» = «я хочу такое же мороженое, что и у него»).
  9. Будешь/будишь – разница в одной букве, но смысл полностью меняется.
  10. И не забывайте ставить мягкий знак после шипящих в конце глагола второго лица в единственном числе.

Многие карточки можно найти в интернете, а при желании можно приобрести книгу в лабиринте.

Доброго времени суток

Мало того, что эта фраза раздражает, так она ещё и абсолютно
неграмотная. Всё дело в неправильном падеже. Лингвист и писатель Максим Кронгауз в книге
«Русский язык на грани нервного срыва» объясняет, что в русском языке
родительный падеж употребляется при прощании («счастливого пути», «удачи»), а
с приветствиями — именительный падеж («добрый вечер»). Поэтому разговорное
приветствие «доброй ночи» — неправильное.

Те, кто начинают переписку с «доброго времени суток», в своё
оправдание говорят, что используют фразу, когда обращаются к адресату,
который находится где-то в другом часовом поясе, или когда отправляют письмо в нерабочее время. Но выражение подчеркивает пространственную и психологическую дистанцию
между людьми, приветствие получается слишком обобщённым, потому и раздражает.
Чтобы не действовать на нервы, всегда можно написать универсальные приветствия «добрый день» или «здравствуйте». 

Что еще читать

Посмотрите статью с курсами по русскому. В самом начале этой статьи, еще до описания платных учебных программ, я даю ссылки на хорошие бесплатные тренажеры по русскому и на электронные пособия. Думаю, они вам очень пригодятся.

Советую вам также несколько других статей, ранее опубликованных у нас на сайте:

  1. Что такое орфография. В этой статье я объясняю, как правильно изучать орфографию, как систематизировать в голове все орфографические правила и не растерять их со временем.
  2. Как расширить словарный запас. Возможно, у вас возникают сложности с подбором однокоренных слов как раз потому, что у вас в целом узкий словарный запас. Расширить его не так уж и трудно.
  3. Корни Мер/Мир, Лож/Лаг – эти две статьи помогут вам понять, как работать с корнями, в которых есть чередующиеся гласные.
  4. Как научиться писать грамотно – общие рекомендации и практические упражнения. Прочитайте обязательно.

Проверяемые безударные гласные

Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.

Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:

“Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.

Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.

В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”.  Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.

Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.

Как научиться быстро находить проверочные слова

Надо постоянно практиковаться. И делать домашние задания без решебников. Например, вот пишете вы упражнение по русскому, увидели там слово с пропущенной буквой – надо не сразу гуглить, каким словом его проверить, или из решебника списывать. Надо напрячь мозг и подумать, какие могут быть проверочные слова. Если вы с пятого по одиннадцатый класс будете эту работу делать – проверочные слова сможете находить очень быстро.

Дам несколько советов, которые могут облегчить поиск:

  1. Сразу поставьте слово во множественное число. Или из множественного числа поставьте в единственное. Почему-то дети в школе не сразу додумываются это сделать. А таким способом можно очень многие слова проверить: в…сна – вёсны, в…да – воды, ст…лы – стол, д…ма – дом, г…рода – город.
  2. Подберите однокоренные слова других частей речи: вых…дить – ход, закр…пить – скрепка.
  3. Если первые два способа не подошли – «повспоминайте» все формы слова. Для существительных это все падежи, от именительного до предложного, для глаголов – формы совершенного и несовершенного вида, причастия и деепричастия.

Как подбирать проверочное слово

Надо сначала понять, что вызывает сомнения – гласная или согласная.

Для гласных

Если сомнение вызывает гласная, то она, скорее всего, безударная. Как в слове «в…сна». Гласный после «в» безударный, и вы в нем сомневаетесь – то ли «е» надо писать, то ли «и».

В таком случае надо подобрать однокоренное слово, чтобы гласный был под ударением. Например, «вёсны». Теперь уже на гласный после «в» падает ударение и вы точно знаете, что писать надо «е», а не «и».

Для согласных

Согласные вызывают у нас сомнения в двух случаях:

  1. Когда они в конце слова.
  2. Когда после них глухие согласные.

Например, в слове «раб» согласный «б» сомнительный. Вы не знаете наверняка, то ли «б» надо писать, то ли «п».

То же самое в слове «здра(в)ствуйте». После «в» идет глухая согласная, даже две глухих согласных. И мы этот «в» вообще не произносим. Мы говорим .

Чтобы проверить согласную, надо так изменить слово, чтобы после этой согласной была гласная или звонкая согласная. Или однокоренное слово подобрать с теми же условиями.

Существительное «раб» мы проверим формой множественного числа – «рабы». Как видите, после «б» стоит гласная «ы». И мы очень четко слышим, что там именно «б». Мы не говорим .

А для проверки междометия «здравствуйте» мы подберем однокоренное слово «здравие». Говорить человеку «здравствуйте» – значит желать ему «здравия», «здоровья». Вот мы и «услышали» сомнительный согласный «в».

Звонкие согласные могут нам помочь не хуже, чем гласные. Например, для проверки слова «лес» сгодятся не только «леса», но и «лесник», «лесничий». Сонорный «н» является звонким, поэтому согласная перед ним слышится очень четко. Мы ведь не говорим «лезник», верно?

Как научиться быстро находить проверочные слова

Надо постоянно практиковаться. И делать домашние задания без решебников. Например, вот пишете вы упражнение по русскому, увидели там слово с пропущенной буквой – надо не сразу гуглить, каким словом его проверить, или из решебника списывать. Надо напрячь мозг и подумать, какие могут быть проверочные слова. Если вы с пятого по одиннадцатый класс будете эту работу делать – проверочные слова сможете находить очень быстро.

Дам несколько советов, которые могут облегчить поиск:

  1. Сразу поставьте слово во множественное число. Или из множественного числа поставьте в единственное. Почему-то дети в школе не сразу додумываются это сделать. А таким способом можно очень многие слова проверить: в…сна – вёсны, в…да – воды, ст…лы – стол, д…ма – дом, г…рода – город.
  2. Подберите однокоренные слова других частей речи: вых…дить – ход, закр…пить – скрепка.
  3. Если первые два способа не подошли – «повспоминайте» все формы слова. Для существительных это все падежи, от именительного до предложного, для глаголов – формы совершенного и несовершенного вида, причастия и деепричастия.

Непроверяемые безударные гласные

Написание безударных гласных, к которым невозможно подобрать проверочные слова, пишутся так, как рекомендуется в орфографических словарях. К ним и будем обращаться, если потребуется правильно написать такие слова, как: вестибюль, ветчина, винегрет, каравай, каракатица, кобура, пластилин и много других.

Хотя слова с непроверяемыми гласными в корне — большая головная боль, но запомнить их написание можно. В этом помогут некоторые советы.

Во-первых,

Человек обладает тремя видами памяти: зрительная, слуховая, моторная. Кому-то легче запомнить написание слов, посмотрев, как они пишутся. Кто-то запоминает на слух, а кто-то запоминает правильное написание благодаря моторной памяти.

Например, если вы овладели техникой слепой печати, и пальцы уже знают порядок букв в конкретных словах. То даже думать не придётся, слово будет напечатано без ошибок.

Тем не менее большинство лучше запоминают благодаря зрительной памяти. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Прочитали правило несколько раз и запомнили образ слова.

Чтобы потренироваться запоминать написание слов этим способом, можно трудные слова выписывать на листочки и развешивать в разных местах, чтобы слова были всегда на виду: у зеркала, на дверях и даже возле кровати.

Сразу много слов лучше не писать. Достаточно 3-4 слова на одном листочке, буквы должны быть крупными, а безударные гласные лучше ещё и другим цветом выделить.

Во-вторых,

Человеческая память устроена так, что легче запоминаются слова в словосочетаниях и других конструкциях, а не одиночно, т.е. имеющие логически организованную последовательность.

Вот два способа запоминания: по сходству и по контрасту.

По сходству: президент претендует на кресло в президиуме.

Или вот шутливое проверочное сочетание: иждивенец — «сиди и жди, когда тебе все преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой». Чем смешнее фраза, тем легче запоминается.

По контрасту: режиссер, но продюсер, импресарио. Деликатный дилетант (Е-И, И-Е).

В-третьих,

Для тех, кто не плохо владеет иностранным языком, будет не сложно сравнить написание слов, даже мысленно можно сразу представить, как пишется аналог, например: по-русски оппозиция пишется так же как и его англоязычный вариант opposition.

Что еще читать

Посмотрите статью с курсами по русскому. В самом начале этой статьи, еще до описания платных учебных программ, я даю ссылки на хорошие бесплатные тренажеры по русскому и на электронные пособия. Думаю, они вам очень пригодятся.

Советую вам также несколько других статей, ранее опубликованных у нас на сайте:

  1. Что такое орфография. В этой статье я объясняю, как правильно изучать орфографию, как систематизировать в голове все орфографические правила и не растерять их со временем.
  2. Как расширить словарный запас. Возможно, у вас возникают сложности с подбором однокоренных слов как раз потому, что у вас в целом узкий словарный запас. Расширить его не так уж и трудно.
  3. Корни Мер/Мир, Лож/Лаг – эти две статьи помогут вам понять, как работать с корнями, в которых есть чередующиеся гласные.
  4. Как научиться писать грамотно – общие рекомендации и практические упражнения. Прочитайте обязательно.

Дерзайте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: