Спряжение глаголов: как не допускать ошибок?

Грамматические признаки инфинитивов

Как уже говорилось, глаголы в форме инфинитива имеют минимум грамматических признаков – всего три.

Разбираем характеристики инфинитивов по порядку.

Грамматическая категория инфинитивов — вид

Вид – это категория, которая выражает завершенность (незавершенность) действия. В русском языке выделяют совершенный и несовершенный вид глаголов. Они делают нашу речь разнообразной и красивой.

Совершенный вид глаголов отвечает на вопрос «Что делать?» и описывает регулярное действие, которое находится в процессе: звонить, отвечать, бросать. Категория чаще всего используется для передачи общей информации.

Пример:

Что детям нужно сделать на каникулах? Читать книги, гулять на улице, помогать родителям по дому.

Несовершенный вид глаголов отвечает на вопрос «Что сделать?» и описывает однократное действие, которое завершилось с каким-то результатом:

Я решила позвонить брату в Москву.

У него не было возможности ответить на звонок.

Дедушка не смог бросить курить, несмотря на усердные попытки.

Часто встречаются глагольные пары совершенного и несовершенного вида. Между собой они отличаются суффиксами или приставками:

  • встречать -встретить;
  • звать -позвать;
  • рубить -срубить;
  • писать -написать.

Некоторые глагольные пары между собой отличаются только ударением:в̀ырезать-вырез̀ать.

Выделяют пары инфинитивов, у которых разные корни:

  • брать-взять;
  • говорить-сказать;
  • искать-поймать.

Вид – важнейшая характеристика глаголов. Он дополняет категорию времени.

Грамматическая категория инфинитивов — возвратность

Переходим к категории возвратности.

Возвратные инфинитивы отличаются специальными постфиксами -ся-/-сь-. Они обозначают:

  • процесс, направленный для себя или на себя: одеваться, умываться, собираться;
  • процесс, направленный друг на друга: драться, сталкиваться, обниматься;
  • уникальные свойства, которые присуще отдельным существам: бодаться, царапаться, кусаться;
  • проявление эмоций: радоваться, печалиться, злиться.

Как образовываются возвратные глаголы? Выделяют три основных способа.

Среди возвратных глаголов в начальной форме есть и такие, которые без постфиксов -ся-/-сь- не используются:

  1. Мне нравится этот фильм.
  2. Военные привыкли бороться до конца.
  3. Когда клоун появился на сцене, дети начали смеяться.

Все остальные формы глаголов без постфикса -ся-/сь- являются невозвратными: читать, писать, гулять.

Невозвратные глаголы в форме инфинитива имеют категорию переходности/непереходности.

Грамматическая категория инфинитивов – переходность/непереходность

Переходные глаголы управляют существительными или местоимениями, которые обозначают объект действия. К ним можно присоединить прямое дополнение в винительном падеже без предлога:

  1. Мы пошли встречать (кого?) дедушку на вокзал.
  2. Тимур поблагодарил (кого?) друзей за поздравления.
  3. Ее брат посетил (что?) выставку.
  4. Анна давно хотела написать (что?) книгу.

Иногда переходные глаголы используются с существительными или прилагательными в родительном падеже:

  1. Я выпил (чего?) воды.
  2. Учитель не получил (чего?) благодарности за помощь.
  3. Малыш нарвал (чего?) цветов маме.

Непереходные глаголы указывают на физическое или эмоциональное состояние, положение в пространстве: сидеть, стоять, любить.С существительными они всегда используются вместе с предлогами:

  1. Ему нравилось лежать на диване.
  2. Детям предложили пересесть в другую машину.
  3. Мария не хотела жить с родителями.

Глаголы особого спряжения

В русском языке есть три глагола: дать, создать, есть, которые при спряжении имеют окончания, отличные от окончаний первого и второго спряжений, но и к разноспрягаемым глаголам они не относятся.

Они имеют особые окончания:

  • я да/м, ты да/шь, он да/ст, мы дад/им, вы дад/ите, они дад/ут;
  • я созд/ам, ты созд/ашь, он созд/аст, мы создад/им,
  • вы создад/ите, они создад/ут;
  • я е/м, ты е/шь, он е/ст, мы ед/им, вы ед/ите, они ед/ят.

Это и есть глаголы особого спряжения.

Особые окончания этих глаголов остались ещё от древнерусского языка.

Оставшаяся особенность заключается в способе образования форм, когда личные окончания присоединяются непосредственно к корню глагола. Таких глаголов в древнерусском языке было немного. Это так называемая группа нетематических глаголов, к которым относились и глаголы дать, создать, есть.

Кстати, к глаголам особого спряжения относятся и глаголы, образованные от указанных при помощи приставок, например: задать, отдать, наподдать и т.п.; недоесть, переесть и т.п.

К этой же группе глаголов особого спряжения относится глагол быть, но у него особая судьба: в современном русском языке сохранились редко употребительные формы настоящего времени — есть и суть. Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров), а формы будущего времени образуются от другого корня: буду, будешь, будет, будем, будете, будут.

Проблем с правильным написанием глаголов особого спряжения обычно не возникает, поскольку их окончания ударные.

Итак, теперь мы знаем, что такое спряжение глаголов, как его определять и главное — зачем?

Ответ простой — чтобы грамотно писать.

А эта таблица будет верным помощником.

Таблица неправильных глаголов английского языка

В приведенной ниже таблице в алфавитном порядке собраны 100 наиболее употребляемых неправильных глаголов английского языка.

Версия для печати

Infinitive Past Simple Past Participle Перевод
be was, were been быть, являться
beat beat beaten бить, колотить
become became become становиться
begin began begun начинать
bend bent bent гнуть
bet bet bet держать пари
bite bit bitten кусать
blow blew blown дуть, выдыхать
break broke broken ломать, разбивать, разрушать
bring brought brought приносить, привозить, доставлять
build built built строить, сооружать
buy bought bought покупать, приобретать
catch caught caught ловить, поймать, схватить
choose chose chosen выбирать, избирать
come came come приходить, подходить
cost cost cost стоить, обходиться
cut cut cut резать, разрезать
deal dealt dealt иметь дело, распределять
dig dug dug копать, рыть
do did done делать, выполнять
draw drew drawn рисовать, чертить
drink drank drunk пить
drive drove driven ездить, подвозить
eat ate eaten есть, поглощать, поедать
fall fell fallen падать
feed fed fed кормить
feel felt felt чувствовать, ощущать
fight fought fought драться, сражаться, воевать
find found found находить, обнаруживать
fly flew flown летать
forget forgot forgotten забывать о (чём-либо)
forgive forgave forgiven прощать
freeze froze frozen замерзать, замирать
get got got получать, добираться
give gave given дать, подать, дарить
go went gone идти, двигаться
grow grew grown расти, вырастать
hang hung hung вешать, развешивать, висеть
have had had иметь, обладать
hear heard heard слышать, услышать
hide hid hidden прятать, скрывать
hit hit hit ударять, поражать
hold held held держать, удерживать, задерживать
hurt hurt hurt ранить, причинять боль, ушибить
keep kept kept хранить, сохранять, поддерживать
know knew known знать, иметь представление
lay laid laid класть, положить, покрывать
lead led led вести за собой, сопровождать, руководить
leave left left покидать, уходить, уезжать, оставлять
lend lent lent одалживать, давать взаймы (в долг)
let let let позволять, разрешать
lie lay lain лежать
light lit lit зажигать, светиться, освещать
lose lost lost терять, лишаться, утрачивать
make made made делать, создавать, изготавливать
mean meant meant значить, иметь в виду, подразумевать
meet met met встречать, знакомиться
pay paid paid платить, оплачивать, рассчитываться
put put put ставить, помещать, класть
read read read читать, прочитать
ride rode ridden ехать верхом, кататься
ring rang rung звенеть, звонить
rise rose risen восходить, вставать, подниматься
run ran run бежать, бегать
say said said говорить, сказать, произносить
see saw seen видеть
seek sought sought искать, разыскивать
sell sold sold продавать, торговать
send sent sent посылать, отправлять, отсылать
set set set устанавливать, задавать, назначать
shake shook shaken трясти, встряхивать
shine shone shone светить, сиять, озарять
shoot shot shot стрелять
show showed shown, showed показывать
shut shut shut закрывать, запирать, затворять
sing sang sung петь, напевать
sink sank sunk тонуть, погружаться
sit sat sat сидеть, садиться
sleep slept slept спать
speak spoke spoken говорить, разговаривать, высказываться
spend spent spent тратить, расходовать, проводить (время)
stand stood stood стоять
steal stole stolen воровать, красть
stick stuck stuck втыкать, приклеивать
strike struck struck, stricken ударять, бить, поражать
swear swore sworn клясться, присягать
sweep swept swept мести, подметать, смахивать
swim swam swum плавать, плыть
swing swung swung качаться, вертеться
take took taken брать, хватать, взять
teach taught taught учить, обучать
tear tore torn рвать, отрывать
tell told told рассказывать
think thought thought думать, мыслить, размышлять
throw threw thrown бросать, кидать, метать
understand understood understood понимать, постигать
wake woke woken просыпаться, будить
wear wore worn носить (одежду)
win won won победить, выиграть
write wrote written писать, записывать

Версия для печати

Для лучшего запоминания неправильных глаголов английского языка вы также можете просмотреть видео-ролик:

Древнегреческий язык

глагольные классы по образованию основы настоящего времени (н.в.)

I Спряжение

—правильные:

  • 1 основа н.в. одинакова с основой глагольной;
  • 2 основа н.в. образуется удлинением гласного звука глагольной основы;
  • 3 основа н.в. образуется присоединеним звука τ к глагольной основе;
  • 4 основа н.в. образуется посредством присоединения звука ι к глагольной основе.

—неправильные:

  • 5 (носовой) основа н. в. распространяется посредством суффикса -ν- ;
  • 6 (начинательный) основа н. в. распространяется посредством суффикса -σκ- ;
  • 7 (ε-класс) чередование краткой основы и распространённой посредством суффикса -ε- ;
  • 8 (смешанный класс) времена образуются от основ, произведенных от совершенно различных корней (супплетивные глаголы).

Повелительное наклонение

Повелительное наклонение глагола обозначает действия, к которым говорящий побуждает своего слушателя или собеседника. Глаголы в повелительном наклонении могут обозначать:

  • Приказы:

    сядь,  встань,  идите.

  • Советы:

    Сходите лучше в кино.

    Лучше обратитесь к врачу.

  • Разрешение:

    присаживайтесь,  проходите.

  • Пожелания:

    Сходим в парк?

    Съедим по мороженому?

Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам, но изменяются по числам. Для образования формы множественного числа, к форме единственного числа добавляется окончание  -те,  например:

сядь — сядьте,

пиши — пишите,

играй — играйте.

Для обозначения вежливости при обращении к одному лицу используются глаголы множественного числа, сравните:

передай — передайте.

Для смягчения просьбы или приказа к форме повелительного наклонения прибавляется частица  -ка:

присядь — присядь-ка,

передайте — передайте-ка.

Для выражения резкого приказа употребляется неопределённая форма глагола, например:

Руками не трогать!

Сидеть молча!

Форма единственного числа 2-го лица повелительного наклонения образуется от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида или от основы глаголов будущего простого времени совершенного вида:

  1. Если основа оканчивается на гласную, то прибавляется  :

    копаю (наст. вр.) — копай (повел. накл.);

    перекопаю (буд. пр. вр.) — перекопай (повел. накл.).

  2. Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на окончание, то прибавляется  :

    сторожу́ (наст. вр.) — сторожи (повел. накл.);

    посторожу́ (буд. пр. вр.) — посторожи (повел. накл.).

  3. Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то прибавляется мягкий знак ():

    ре́жу (наст. вр.) — режь (повел. накл.);

    разре́жу (буд. пр. вр.) — разрежь (повел. накл.).

  4. Если основа оканчивается на две согласные и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то вместо мягкого знака () прибавляется  :

    по́мню (наст. вр.) — помни (повел. накл.);

    запо́мню (буд. пр. вр.) — запомни (повел. накл.).

Для образования формы 3-его лица используются частицы  пусть,  пускай,  да  совместно с глаголами 3-его лица настоящего или будущего простого времени, например:

Пусть поиграет.

Пускай прочитает.

Частица  да  выражает призыв или торжественное пожелание, предложения с этой частицей обычно являются восклицательными:

Да пойдёмте уже!

Да искоренится зло!

Для образования формы 1-ого лица множественного числа используется форма изъявительного наклонения 1-ого лица с особой интонацией (призыв к действию), например:

Идём на пляж!

Форма 1-ого лица множественного числа обозначает, что говорящий приглашает кого-то ещё совершить действие вместе с ним. К этой форме может прибавляться окончание  -те  или слова  давай,  давайте:

Идёмте на пляж!

Давай пойдём на пляж!

Давайте пойдём на пляж!

Формы 1-ого лица единственного числа у глаголов повелительного наклонения не бывает.

Возвратные глаголы в повелительном наклонении имеют на конце  -ся  или  -сь,  например:

хвались,  умойся.

Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласную, кроме  й,  то на конце глагола пишется мягкий знак (), например:

спрячь,  режь,  встань.

Мягкий знак сохраняется перед  -ся (-сь)  и  -те:

спрячься,  режьте,  встаньте.

Примечание: от глагола  лечь  форма повелительного наклонения

ляг — лягте;

приляг — прилягте.

Данный глагол является исключением и не имеет в повелительном наклонение мягкого знака на конце.

Несколько интересных сочинений

Я очень люблю свою улицу. Здесь проходило раннее детство, совершилось столько ярких событий, что забыть их уже невозможно.

Героиня Островского, второстепенный персонаж данной пьесы, является по своему происхождению – крестьянкой. Со временем она становиться женой купца, а также матерью красивой

Костя на фоне остальных мальчишек, стороживших коней, выделялся своими необычными глазами. Именно они так заинтересовали рассказчика. Взгляд мальчика был печальным, он о чем-то все время думал.

С давних времен и по сей день существует такая проблема, как конфликт отцов и детей. Она считается вечной, и затрагивает каждое поколение. Всему виной разница во взглядах старшего и младшего поколений

Каждая часть речи в языке важна и выполняет свою работу вместе с другими, самостоятельными и служебными, чтобы люди могли выразить разнообразные мысли и чувства.

Самой интересной и выразительной частью речи является, по-моему, глагол. Он мне нравится больше всего. Он и возник раньше других частей речи для обозначения действия

Видимо, для людей прадавних времён, когда зарождался язык, важно было передать именно поступок, деланье. Тогда же у глагола, должно быть, возникли и формы числа – единственное и множественное

Ведь очень важно было передать смысл, один человек пошёл на охоту или пошли все соплеменники.

Причём глагол может передать действие в трёх временах: настоящем, прошедшем и будущем. При этом не остаётся сомнений, решил ли ученик задачу и эта проблема у него в прошлом; или бьётся над ней и решает сейчас, в настоящем; или засядет за неё и решит в будущем, надо полагать, недалёком.

Глагол заслуживает внимания ещё и потому, что имеет лицо, даже три. Такой многоликий он в настоящем и будущем времени. 1-ое, 2-ое и 3-ье лица, соотносимые со словами я/мы, ты/вы, он, она, оно/они обеспечивают глаголу исполнение двух очень важных ролей-должностей в королевстве Лингвистика. Эти роли называются I и II cпряжения. Как начнёт глагол изменяться по лицам и числам в настоящем и будущем временах, так сразу становится понятно, что он собой представляет в смысле спряжения (тематическая Е в окончании – у I спряжения, а если фигурирует И – имеем дело со II спряжением).

Дело осложняют подданные королевства, не пожелавшие подчиниться общему распределению ролей. Они полагали стать избранными, но стали лишь исключениями. А исключения никто не любит, особенно ученики, потому что эти глаголы-выскочки требуют, чтобы их постоянно не гнали, а держали в памяти, смотрели и видели, как их все ненавидят, что даже слышать о них не желают, хотя те и сами уже раскаялись; им давно надоело зависеть от дырявой памяти учеников, терпеть, что каждый вертит пальцем у виска, желая их обидеть и даже запретить дышать. Обидно то, что они не претендовали на первые роли – они лишь настояли на своём исключительном праве относиться ко II спряжению.

У глаголов прошедшего времени нет грамматических страстей: уж различить мужской, женский и средний род ни для кого не составит труда: яблоко поспело, помидор созрел_, груша пожелтела.

А есть ещё интересная группа безличных глаголов, передающих состояние человека или называющих действие, происходящее само по себе (например: не сидится, знобит; светает, смеркается). Есть в этих глаголах какой-то налёт безответственности, но в то же время их любят писатели. Одним словом – моросило – можно передать настроение, описать пейзаж (добавив ещё одно слово – по-осеннему).

Данное сочинение – попытка порассуждать о глаголе самом по себе. А ведь он ещё живёт интересной многогранной жизнью в предложении, где у него масса синтаксических ролей.

Глаголы в русской речи

Многие линг­ви­сты счи­та­ют, что гла­гол – самая слож­ная и самая емкая часть речи, кото­рая обла­да­ет широ­ки­ми воз­мож­но­стя­ми опи­са­ния жиз­ни в ее раз­ви­тии, дви­же­нии. А. Н. Толстой писал:

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фра­зе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глаголом жги серд­ца людей.

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая зна­чи­мость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по часто­те упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с опре­де­ле­ния:

ОпределениеГлагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сычто делать? что сде­лать?

Спряжение и наклонение глаголов

Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам. При спряжении изменяются окончания глаголов. Выделяем два типа спряжения: I спряжение и II спряжение. Окончания I и II спряжения называют личными окончаниями глагола.

Лицо I спряжение II спряжение
Единственное число Множественное число Единственное число Множественное число
1 -у / -ю -ем -у / -ю -им
2 -ешь -ете -ишь -ите
3 -ет -ут / -ют -ит -ат / -ят

Глаголы употребляются в формах трех наклонений:

  • изъявительного;
  • повелительного;
  • условного.

Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается как реальный факт. Оно может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени.

Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы всех трех времен: стелет (наст.); стелил (прош.); будет стелить (буд.). У глаголов совершенного вида существуют формы двух времен: спросил (прош.); спросит (буд.).

Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, у которых нет категории времени.

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию в виде просьбы, совета, приказа, пожелания. Глагол в повелительном наклонении отвечает на вопросы что делай (те)? что сделай(те)?

  • Отнеси, пожалуйста, ей чашку чая.
  • Немедленно закрой дверь!
  • Присядь-ка на минутку!

Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса ‑и или нулевого суффикса от основы настоящего (будущего времени). Глаголы в форме повелительного наклонения имеют формы единственного и множественного числа: ползти — ползут — ползи, ползите; сидеть — сидят — сядь, сядьте.

Условное (сослагательное) наклонение обозначает, что действие возможно при определенных обстоятельствах. Если ты не поддержала бы меня в тот момент, вся наша затея закончилась бы полным провалом.

Условное наклонение глагола образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени. Глаголы в форме условного наклонения изменяются по родам и числам: обнадёжить — обнадёжил бы; обнадёжила бы; обнадёжило бы; обнадёжили бы. Категории времени эти глаголы не имеют.

Таким образом, глагол – это часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например, «идти», «думать», «работать». Также глагол может передавать состояние предмета, а не действие: например, «лежать», «болеть», «существовать».

Глагол изменяется по временам, лицам (первое лицо — я бегу, второе — ты бежишь, третье — он бежит) и числам (единственное число — я бегу, множественное — мы бежим). Изменение формы глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Порядок морфологического разбора глагола

Морфологические признаки глагола:

  • Начальная (неопределенная) форма.

  • Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

  • Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.

План морфологического разбора глагола: памятка

  1. Часть речи. Общее значение.

Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).

Морфологические признаки:

  1. Начальная форма (инфинитив).

  2. Постоянные признаки:

    • вид:

      • совершенный (что сделать?);

      • несовершенный (что делать?).

    • переходность:

      • переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);

      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).

    • спряжение;

    • возвратность (возвратный, невозвратный).

  3. Непостоянные признаки:

    • наклонение:

      • изъявительное (что делал? что делает? что сделает?);

      • повелительное (что делай?);

      • условное (что делал бы? что сделал бы?).

    • число;

    • время (только в изъявительном наклонении);

    • лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);

    • род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения).

Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.

А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

В латинском языке

Неправильные глаголы (лат. verba anomala) латинского языка с отклонениями в инфекте:

  1. sum, fuī, esum, futūrus, esse

    possum, potuī, potum, posse «мочь»;

    «быть» и древнее производное от него:

  2. edō, ēdī, ēsum, ēsse (edere) «есть, питаться»;
  3. ferō, tulī, lātum, ferre «нести»;
  4. fīo, factus sum, fierī «делаться, становиться»;
  5. eō, īvī, itum, īre «идти»;
  6. volō, voluī, volum, velle «хотеть» и производные от него:
    • nōlō, nōluī, nōlum, nōlle «не хотеть»;
    • malō, māluī, mālum, mālle «выбирать, предпочитать».

Неправильность заключается в сохранении у этих глаголов некоторых форм старого атематического спряжения.

Морфологический разбор глагола

План разбора

  1. Указать часть речи
  2. Задать вопрос, поставить в начальную форму (инфинитив)
  3. Указать постоянные признаки
  4. Указать непостоянные признаки
  5. Указать синтаксическую роль

Образцы разбора

Три дня сеял мелкий дождик-моросей.

Сеял – глагол

  1. Дождик (что делал?) сеял. Н.ф. – сеять
  2. Пост.признаки: несов.в., перех., невозвратн., 1 спр. непост.признаки: в изъявит.накл., прош.вр., ед.ч., муж.р.
  3. Что делал? сеял – простое глагольное сказуемое

И капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни, и много смелых сердец зажгутся безумной жаждой свободы света.

Вспыхнут – глагол

  1. Капли (что сделают?) вспыхнут. Н.ф. – вспыхнуть
  2. Пост.признаки: сов.в., неперех., невозврат., 1 спр. непост.признаки: в изъявит.накл., будущ.время, 3 л, мн.ч.
  3. Что сделают? вспыхнут – простое глагольное сказуемое

Зажгутся – глагол

  1. Много сердец (что сделают?) зажгутся. Н.ф. – зажечься
  2. Пост.признаки: сов.в., неперех., возврат., 1 спр. непост.признаки в изъявит.накл., будущ.вр., 3 л, мн.ч.
  3. Что сделают? зажгутся– простое глагольное сказуемое

Смотри также:

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное 
  • Имя числительное 
  • Деепричастие
  • Причастие
  • Наречие
  • Местоимение

Наклонение глаголов

Наклонение – непостоянный признак глагола, обозначает, каким образом действие относится к действительности:

  • происходит в какой-то определенный отрезок времени, т.е. реальное действие;
  • мыслится, предполагается, планируется, требуется, т.е. нереальное действие.

В соответствии с этим выделяют три наклонения:

  • изъявительное;
  • сослагательное (условное);
  • повелительное.

Изъявительное наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, происходящее в настоящем, прошедшем или будущем времени. Имеют категории времени, числа, рода, лица.

Настоящее время Радую, радуешь, радуем, радуют, радуете
Прошедшее время Радовал, радовала, радовали
Будущее время Будем радовать, порадую, будешь радовать

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, просьбу, приказ, совет, требование, пожелание и т.д. Имеют категории числа и лица.

Образование повелительного наклонения

Простая форма

Сложная форма

2 л., ед.ч., мн.ч.

  1. от основы наст.времени, несоверш.вида;
  2. от основы простого будущего времени сов.вида

с помощью нулевого суффикса или суффикса –И, плюс постфикс –ТЕ (во мн.числе)

  • слушаешь – слушай, слушайте
  • послушаешь – послушай, послушайте

1 л., мн.ч.

глагол 1 лица мн.ч. с добавлением слов ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ

давай попрыгаем, давайте поужинаем

3 л., ед. и мн.ч.

глагол 3 лица мн.ч. с добавлением слов ПУСТЬ, ПУСКАЙ

пусть подумает, пускай завершат

Сослагательное (условное) наклонение

Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действие, которое может быть совершено при определенных условиях, предполагаемое. Имеют категории рода и числа.

Образование сослагательного наклонения

Сослагательное наклонение образуется путем сочетания формы глагола прошедшего времени с частицами БЫ, Б.

пошел бы, уехала бы, показали бы

Как определяется спряжение глагола с безударным окончанием?

Одно из самых трудных способов определения спряжения – это безударные окончания. Если на окончание глагола не падает ударение, то оно считается безударным. Это создаёт ряд проблем во время определения спряжения. Но не стоит расстраиваться! Достаточно просто запомнить исключения и несколько правил, чтобы больше никогда не делать ошибки в таких словах. 

Окончания глаголов по спряжениям (в этом случае) можно запомнить с помощью следующих правил:

Первое спряжение Второе спряжение
В инфинитиве — глаголы на «еть» (кроме исключений) В инфинитиве — глаголы на «ить» (кроме исключений, которые относятся только к первому спряжению)
Глаголы, которые оканчиваются на «ать» (кроме исключений) Глаголы-исключения на «еть» (исключения первого спряжения) 
Глаголы, которые оканчиваются на «оть», «ёть», «уть», «ють», «ыть». Глаголы-исключения на «ать» (исключения первого спряжения)
Глаголы-исключения, которые оканчиваются на «ить» (исключения второго спряжения, которые нужно запомнить, чтобы не путать со вторым) 

Запомните это правило и все глаголы-исключения, чтобы не допускать ошибок во время работы с заданиями по русскому языку.

  1. Молить — 2 спряжение, так как глагол на «ить». Он не является исключением.
  2. Играть – 1 спряжение, так как глагол на «ать». Он не является исключением.
  3. Зыбиться – 1 спряжение, так как это глагол-исключение на «ить».
  4. Писать — 1 спряжение, так как глагол «ать». Он не является исключением.
  5. Гнать — 2 спряжение, так как это глагол-исключение на «ать».

В определении спряжения и дальнейшем склонении глагола нет ничего сложного, если разобраться в алгоритме действий и запомнить все правила с окончаниями. Самое главное — всегда помнить глаголы-исключения. Способы запоминания могут быть разными: 

  • Заучивание наизусть по таблице; 
  • Составление предложений с глаголами-исключениями; 
  • Заучивание грамматических стихов, которые позволят быстро запомнить все исключения первого и второго спряжения.

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экс­прес­сии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни чело­ве­ка.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском язы­ке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выра­же­ния.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: