Что такое вид глагола и как определить, совершенный вид или несовершенный

§8. Лицо

Лицо — это изменяемый признак у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и глаголов повелительного наклонения. Лицо обозначает производителя действия.Если действие совершается говорящим, то глагол ставится в форму 1 лица.Если действие совершается слушающим, то глагол ставится в форму 2 лица.Если действие совершается другими лицами, не участвующими в разговоре, то глагол ставится в форму 3 лица.

Я люблю апельсины.
(1 л., ед.ч.)Мы любим апельсины.
(1 л., мн.ч.)

Ты любишь апельсины.
(2 л., ед.ч.)Вы любите апельсины.
(2 л., мн.ч.)

Он любит апельсины.
(3 л., ед.ч.)Они любят апельсины.
(3 л., мн.ч.)

В русском языке возможны глаголы, обозначающие действие, у которого нет производителя. Такие глаголы называются безличными.

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают состояние природы или человека, которое не зависит от их воли. Поэтому и природа, и человек не рассматриваются как производители действия.

Темнеет. Смеркалось. Меня тошнит. Мне нездоровится.

Формы глагола в безличной форме не могут быть сказуемым в двусоставном предложении. Они являются главными членами односоставных безличных предложений.

Упражнения

Чтобы определить, какие виды глаголов встречаются в заданиях, надо следовать следующему алгоритму:

  1. Посмотрите, не подходит ли слово под критерии одновидового или двувидового глагола.
  2. Если есть приставка, в большинстве случаев это будет совершенный вид.
  3. Для того чтобы точно определить, какого вида глагол, надо задать к нему вопрос. «Что делать?» — несовершенный вид. «Что сделать?» — совершенный вид.

Перейдем к небольшой тренировке. Определите, к какому виду принадлежат слова:

  • молвить (двувидовой глагол);
  • приготовить ;
  • начинать (несов. вид);
  • рассматривать (несов. вид);
  • найти (сов. вид);
  • ходить (одновидовой глагол несов. вида);
  • начальствовать (одновидовой глагол несов. вида);
  • пишет (несов. вид).

Укажите, глагол какого вида встречается в предложении:

  1. Он глубоко сожалел о случившемся (одновидовой глагол несовершенного вида).
  2. Я привыкла спать до обеда (первый глагол совершенного вида, второй — одновидовой несовершенного вида).
  3. Он задал мне каверзный вопрос (совершенный вид).
  4. Каждый день он смотрит в окно в ожидании чего-то (несовершенный вид).
  5. Он любил учительствовать в компании (одновидовые глаголы несовершенного вида).
  6. Отгремела первая весенняя гроза (одновидовой глагол совершенного вида).
  7. Он устроился продавцом в магазин одежды, чтобы немного подзаработать (первый глагол — совершенный вид, второй —относится к тому же типу, но в то же время он одновидовой).

Из этой статьи вы узнали, что такое вид глагола. Познакомились со словами одновидового и двувидового типа. Рассмотрели примеры упражнений с пояснениями. И получили рекомендации, которые помогут вам с легкостью определить вид глагола.

Наткнувшись на задание, связанное с определением вида, вы без труда укажете, к какому типу относится слово, даже если слова будут изначально казаться сложными.

§1. Общая характеристика глагола как части речи

Глагол — это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.

Обсуждаем проблему толкования

Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия — это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:

  • начальную форму — неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
  • спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
  • склоняемую форму — причастие,
  • неизменяемую форму — деепричастие.

А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.

Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.

1. Грамматическое значение:
«действие». К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать?
, что сделать?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные — вид: совершенный-несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
  • изменяемые
    • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
    • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
    • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) — нет.

Внимание:Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме. 3

Синтаксическая роль в предложении:

3. Синтаксическая роль в предложении:

Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.

Я люблю Петербург. Светает.

Неопределённая форма глагола — сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже — главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.

Я люблю гулять по Петербургу. Гулять по Петербургу — огромное удовольствие. Быть дождю! Дети просили нас поехать в Петербург. У нас возникло желание поехать в Петербург. Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.

Внимание:
Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола. Причастия бывают: полные — определением, краткие — сказуемым

Причастия бывают: полные — определением, краткие — сказуемым.

Петербург — город, основанный Петром I.

Петербург основан Петром I.

Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.

Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.

Самые маленькие пернатые хищники

Вес воробьиного сыча, являющегося самым маленьким из сов, составляет всего 55 г (иногда доходит до 75-80 г), а длина тела – около 19 см. Самочки этого вида крупнее, чем самцы.

Радужная оболочка глаз имеет желтый оттенок. Белые густые брови создают характерное выражение мордочки, благодаря чему сова стала не только персонажем мистических легенд и поверий, но и символом мудрости.

Заприметив добычу, летит быстро и стремительно, лавируя между препятствиями (ветвями деревьев, кустарниками). Хватает грызуна или еще более мелкую птаху, чем сама, а затем возвращается к своему гнезду. В теплое время года воробьиный сыч делает запасы на зиму, так как из-за холодов и снежного покрова охотиться на грызунов не будет возможности.

Начало брачного периода приходится на раннюю весну, когда самец особым пением призывает самочек. Найдя себе пару, птицы обустраивают уже имеющееся гнездо для кладки яиц. Их высиживание и забота о вылупившихся птенцах лежит на сычихах, а самцы приносят им корм. За подросшими птенчиками следит отец, в первое время помогая им в поисках добычи и обеспечивая безопасность.

Что такое вид глаголов?

Вид глагола — это грамматическая категория, которая помогает подчеркнуть завершенность или незавершенность описываемого действия. Он относится к постоянным признакам данной части речи. В русском языке существует два вида: совершенный и несовершенный.

Совершенный

Глаголы, относящиеся к совершенному виду, описывают действие, которое можно охарактеризовать как:

  • законченное, давшее некий результат (выполнил задание);
  • ограниченное во времени или каком-либо другом параметре (напишу к утру).

Определить, относится ли глагол к совершенному виду, легко — достаточно задать вопрос. В этом случае он будет звучать как «что сделать?», «что сделал?», «что сделает?» Как можно заметить, такие глаголы могут стоять или в прошедшем, или в будущем времени. Формы настоящего времени у совершенного вида нет.

Несовершенный

Глаголы, относящиеся к несовершенному виду, описывают действие, которое можно охарактеризовать как:

  • длительное без указания времени завершения (буду писать письма);
  • повторяющееся (бегает по утрам);
  • незаконченное, не подразумевающее конкретный результат (красит забор).

Для определения того, является ли глагол несовершенным, так же задают вопрос. У этой формы вариантов больше. Такие слова могут отвечать на вопросы «что делать?», «что делал?», «что делает?» или «что будет делать?» Таким образом, они могут стоять в любом времени, однако для будущего допустима только сложная форма.

Одновидовые и с двумя формами

Большая часть слов, обозначающих действие, в русском языке относится или к совершенной, или к несовершенной форме. Такие глаголы называют одновидовыми. У несовершенных выделяют следующие смысловые группы:

  1. расположение в пространстве, состояние (спать, сидеть);
  2. эмоции и интеллектуальная деятельность (любить, недоумевать, сострадать, знать);
  3. взаимное действие (переглядываться);
  4. сопутствующее действие, выполняемое одновременно с другим (приговаривать);
  5. движение (ходить, бегать);
  6. профессиональная деятельность (косить, управлять, сверлить) и другие.

Совершенные глаголы относятся к таким смысловым группам как:

  • обозначение начала действия (пойти, залаять);
  • обозначение прекращения действия (отгреметь, закончить);
  • мгновенность (хлынуть, вспыхнуть);
  • избыточность (наполниться, набегаться);
  • ограничение по времени (постоять, помолчать) и другие.

Многие глаголы могут переходить из одной формы в другую путем преобразования. При этом они сохраняют близкое лексическое значение. Их называют соотносительными по виду или видовой парой. Но кроме этого есть слова, переходящие из совершенного в несовершенный вид и обратно безо всяких изменений. Точно определить их признак можно только в контексте предложения, задав вопрос.

Такие глаголы называются двувидовым. Их можно разделить на 3 группы:

  1. Женить, венчать, крестить, велеть, казнить, обещать, ранить, молвить.
  2. Заканчивающиеся на -овать (например, обследовать, использовать, содействовать, наследовать).
  3. Образованные с помощью суффиксов -ова-, -ирова- от иностранных слов (например, организовать, аттестовать, локализовать).

Какие бывают виды глаголов в русском языке

Вид относится к постоянным грамматическим признакам этой части речи, который присущ всем глагольным формам. Он рассматривает процесс с точки зрения временной составляющей: характеризуется отношение действия к внутреннему пределу (ограниченность или неограниченность).

В морфологии русского языка различают совершенный и противоположный ему – несовершенный вид глагола (далее – СВ и НСВ).

Глаголы совершенного вида

СВ характеризует действие как законченное, завершённое (больше не повторится, т.к. конечный результат достигнут). К таким словам можно задать синтаксические вопросы: «что сделать?», «что сделали?», «что сделает?», «что сделают?» и т.д. Например: проговаривает, погуляли, ковырнут, определят, бросил, найти, прилечь и др.

Что такое несовершенный вид глагола

НСВ характеризует незаконченное действие, которое повторяется или продолжается в определённый момент времени. Оно не завершено, поэтому конечный результат ещё не достигнут. Такие слова отвечают на ряд вопросов: «что делать?», «что делает?», «что делают?» и т.д. Например: укачивали, украшает, кричать, снимают, вырывают, рисовал, бежать и др.

Интересные факты о совах


Перуанский карликовый сычик

  • Вид совы можно определить не только по внешнему виду, а и по характеру издаваемых звуков. Так, филин кричит громко и прерывисто, будто хохочет, неясыти «кашляют», большинство видов сов издают односложное уханье. Самый тихий голос у совок и мелких сычей: их крики похожи на свист.
  • Совиные яйца всегда окрашены в белый цвет и имеют почти правильную круглую форму.
  • Совы имеют хорошее ночное зрение, однако основную роль при ориентации в темноте играет слух. К особенностям слуховой системы ночных хищников можно отнести наличие образованных оперением наружных ушей, расширенные слуховые проходы, выгнутую наружу барабанную перепонку. Уши совы, которые представляют собой большие отверстия, расположены несимметрично: левое ухо обычно выше правого.
  • Совы являются главными героями известной во всем мире серии книг писательницы Кэтрин Ласки «Ночные стражи». Несмотря на жанр фэнтези, в книгах изложена достоверная информация об образе жизни птиц и их повадках. Действие происходит в далеком будущем после исчезновения людей. Совы представлены разумными существами: они общаются между собой, читают и пишут, создают произведения искусства, имеют парламент и воюют со злом на планете.
  • Самая маленькая сова в мире — перуанский карликовый сычик. Принадлежит он к роду воробьиных сычей и весит всего 30 гр при длине тела в 15 см.

Что такое вид глагола

Вид – это постоянный признак глагола, который выражен грамматически и присущ всем его формам. Он характеризует действие с акцентом на результативную составляющую: доведено оно до конца или нет (купил, гуляет), будет повторяться или сделано единожды (делает, поел).

В русском языке выделяют несовершенный, а также противоположный ему – совершенный вид глагола.

Глаголы совершенного вида

Совершенный вид заключает в себе семантику законченности, завершённости действия (больше не произойдёт, потому что есть конечный результат).

Примеры: погулять, пошутить, проговорить, прилечь

Отличительный вопрос, на который отвечает инфинитив – «что сделать?»

Чтобы правильно определить вид глагола, необходимо учитывать его видовременные формы.

Категория времени представлена следующими формами:

  • прошедшим (подкрались, съела, пришёл, вросло);
  • будущим простым временем (выбегут, уйду, долетит, полетаем).

Основные значения совершенного и несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида

Несовершенный вид заключает в себе семантику незаконченности действия (длится сейчас, поэтому цель ещё не достигнута).

Примеры: краситься, идти, готовить, украшать

Следовательно, отличительный вопрос к инфинитиву – «что делать?»

Такие глаголы выражены тремя категориями времени:

  • настоящее (вышивают, пишем, печатает, сплю);
  • прошедшее (жужжал, кувыркались, учила, искало);
  • будущее сложное (будут веселиться, буду прятаться, будем хохотать, будет грустить).

Совершенный и несовершенный вид глагола – как определить, таблица, примеры

Узнаем что такое совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид гла­го­ла. Приведем при­ме­ры гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Укажем видо­вые пары гла­го­лов, име­ю­щих раз­ные кор­ни.

Речь пой­дет о гла­го­ле и об одной из его посто­ян­ных харак­те­ри­стик — о грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида.

Прежде вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся гла­го­ла­ми.

Глагол — часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние как про­цесс (дви­же­ние и пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, физи­че­ское и душев­ное состо­я­ние чело­ве­ка, изме­не­ние состо­я­ния и пр.) и выра­жа­ю­щее это зна­че­ние при помо­щи кате­го­рий вида, зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица.

Глаголы отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что сде­лать? что делал? что сде­лал? что дела­ют? что будет делать? и пр. Например:

Образ жизни и питание[ | ]

Белая сова распространена по всей зоне тундр. На зиму в поисках пищи откочёвывает до зоны лесотундры и степей; в лесах встречается редко. На зимовках придерживается открытых участков; иногда залетает в поселения. Начинаются кочёвки в сентябре — октябре; на юге сова остаётся до марта — апреля. Некоторые особи остаются в местах гнездования и на зиму, выбирая участки с небольшим покрытием снега и льда.

Белая сова — активный хищник. Основу её питания составляют мышевидные грызуны, в первую очередь лемминги. За год одна сова съедает более 1600 леммингов. Ловит также зайцев, пищух, мелких хищников (горностай), птиц (белых куропаток, гусей, уток), не пренебрегает рыбой и падалью. Сова не охотится вблизи гнезда, поэтому птицы охотно селятся поблизости от сов, которые защищают свою территорию от других хищников.

Охотится белая сова, главным образом, сидя на земле, предпочтительно на возвышении, и бросаясь на приближающуюся добычу. В сумерках иногда охотится и на лету, трепеща на одном месте в воздухе, подобно пустельге. Хотя белая сова и не строго ночная птица, всё же охотничьи вылеты обычно падают на раннее утро или вечер. Жертву обычно преследует в угон. Мелкую добычу совы заглатывают целиком, крупную уносят к себе и уже на месте разрывают на куски когтями.

Голос — отрывистый, лающие и каркающие крики; в сильном возбуждении издают высокие верещащие трели. Обычно полярные совы молчаливы вне сезона размножения.

Тренировочные упражнения

Какой вопрос поставить: «что делать?» или «что сделать?» Правило русского языка поможет правильно задать вопросы и отработать навыки определения категория в тренировочных упражнениях. Цель таких заданий — понять алгоритм и научиться определять видовую принадлежность слов, обозначающих действие.

Задание. Поставить вопрос к выделенному слову и определить его вид.

  • Солнце светит очень ярко (что делает? — НВ).
  • Ласточки низко летают — к дождю (что делают? — НВ).
  • Мальчики прыгнули в огромную лужу (что сделали? — СВ).
  • Кошка испуганно отпрыгнула в сторону (что сделала? — СВ).
  • Мама всё отлично слышит (что делает? — НВ).
  • Брат останется ночевать в городе (что делать? — НВ).
  • Необходимо поймать этого опасного преступника (что сделать? — СВ).
  • Мы сыграли в футбол очень хорошо (что сделали? — СВ).

Изучив эту постоянную грамматическую категорию, можно научиться без труда определять вид, законченность или незавершённость действия, а также овладеть навыками словообразовательного разбора.

Видовые пары глаголов

Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.

Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:

говорить – поговорить,

читать – дочитать,

решать – решить.

Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и то же действие:

Несовершенный вид Совершенный вид
брать ловить класть искать говорить взять поймать положить найти сказать

Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:

засыпа́ть – засы́пать,

разреза́ть – разре́зать,

отреза́ть – отре́зать.

Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:

Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда (настоящее время, несовершенный вид).

Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде (будущее время, совершенный вид).

Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся:  телеграфировать,  овладевать,  ночевать,  ранить,  женить,  казнить  и некоторые другие.

Наклонение

Читателю уже известно, что такое совершенный и несовершенный вид глагола как определить — тоже. Рассмотрим не менее интересную вещь — наклонение. Для этого обратимся к таблице, которая подскажет некоторые секреты русского языка.

Инфинитив

Изъявительное

Условное Повелительное
Бегать Бегаю Бегал бы Бегай
Копать Копаю Копал бы Копай
Возмущаться Возмущаюсь Возмущался бы Возмущайся

Не стоит путать изъявительное наклонение с настоящим временем. Данные глагольные формы описывают действие, которое будет происходить на самом деле.

Рассмотрим, например, такую форму глагола как «видел». Это слово сообщает читателю о том, что действие было на самом деле. Человек действительно что-то видел и об этом сообщает. Но если добавить к этому слову частичку «бы», слово сразу приобретает иное лексическое значение.

Возьмем теперь слово «увидел бы», это будет совершенный глагол, сослагательного наклонения. Такое наклонение сообщают о действиях, которые могут быть только при определенных условиях. В устной или письменной речи, обычно такие условия сразу же перечисляются. Например, «если бы я был орлом, увидел бы каждую песчинку пляжа с огромной высоты». Сослагательное наклонение без перечисления условий вряд ли имеет смысл.

Мы уже выяснили какие бывают виды глаголов в русском языке. Познакомимся теперь с повелительным наклонением. Как изменяется глагол в этом случае? В самом слове «повелительное» уже содержится ответ на этот вопрос. Глагол предстает перед нами в форме приказа, просьбы, повеления в иной форме.

Повелительные глаголы примеры которых читатель может увидеть в таблице могут звучать грубовато, но это не обязательно так. Ведь, просьба это тоже повеление. Сравним два предложения.

Сравните «нарисуй быстро или будешь наказан» с «нарисуй, пожалуйста, и тогда получишь награду».

Одно и то же слово приобретает совершенно разное, даже прямо противоположный смысл в зависимости от контекста.

Двувидовые глаголы

Их вид нельзя определить без контекста. Например: «(Что делать?) казнить каждый день по одному двоечнику», «(Что сделать?) казнить этого человека немедленно!».

Еще несколько примеров. Мы (что делаем) атакуем каждый день. Мы сегодня (что сделаем) атакуем противника. Ученым нравится (что делать?) исследовать прокариотов. Ученым нужно сначала (что сделать) исследовать этот объект. Я люблю (что делать?) телеграфировать. Мне надо срочно (что сделать) телеграфировать об этом на Бейкер-стрит.

Двувидовые глаголы могут также менять свой вид с помощью приставок: венчать – обвенчать, обещать – пообещать и пр.

Всё на сегодня, надеюсь, вы не устали. Лайкните статью, если понравилась.

§3. Переходность

Переходность — это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:

любить
(кого? что?) мать, животных, книги, шоколадсмотреть
фильм, журналы, фотографиичитать
книгу, доклад, записку, поздравлениеесть
мороженое, курицу, суп, тортпить
воду, чай, кофе, сок

Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.

В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не
, существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:

Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.

Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче
и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.

Внимание:

Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий

Как определить вид глагола

Прошедшее время

Совершенный вид — действие выражает конкретный факт, оно началось и достигло какого-то финала или результата; оно ограничено временными рамками.

Примеры: Вчера я посмотрел интересный сюжет про пингвинов. (конкретный факт, действие имеет начало и конец)

Он пробежал уже два километра. Я пролистал двести страниц и до сих пор не нашёл ответ.

Действие имеет начало, оно ещё не закончилось, но уже достигло какой-то границы / временной рамки — (на данный момент) он пробежал уже два километра, я пролистал двести страниц.

Несовершенный вид — незавершённый и (возможно) повторяемый процесс/действие.

Примеры: Я смотрел на облака и представлял разные фигуры.

Они играли с мячом и разбили окно (их игра прервалась, но не закончилась). Сравните: Они поиграли с мячом и пошли домой (что сделали? Оба глагола совершенного вида).

Настоящее время

Совершенный вид глаголов не употребляется в настоящем времени.

Несовершенный вид — как правило, употребляется простая форма глагола без приставки.

Действие глагола не ограничено в своём процессе и повторяемости.

Примеры: Я читаю книгу и смотрю в окно. Она каждый год сажает цветы в саду. Они гуляют с собакой.

Будущее время

У глаголов совершенного вида в будущем времени простая форма. Глагол выражает единичность действия.

Примеры: Я поговорю с ним завтра. Он прочитает их доклад. Она приготовит на обед котлеты.

Глаголы несовершенного вида для обозначения будущего времени имеют составную форму (быть + инфинитив): буду делать, будет смотреть, будем гулять.

Глагол несовершенного вида в будущем времени имеет оттенок намерения.

Примеры: Я буду разговаривать с детьми о правилах. Мы будем есть котлеты на обед. Вы будете выходить на этой остановке?

Узнайте также, что такое Деепричастный оборот и Причастный оборот.

Примеры глаголов двух видов

Совершенный вид Несовершенный вид
Прошедшее время

Что сделал? Что сделала? Что сделали?
Дети услышали, как открылась дверь. Снег перестал, небо очистилось. Зачем ты рассказал ему о моём письме? Он обвил рукой мою шею. В комнату вошёл симпатичный молодой человек.

Что делал? Что делала? Что делали?
Мы спрашивали дорогу, но всё равно заблудились. Женщины стояли рядом и смотрели в сторону моря. В последний раз ты называл меня этим именем много лет назад. Шехерезада выдумывала истории тысячу и одну ночь. Отец просил вас не открывать дверь, а вы ослушались. Мы стояли и вдыхали сладкий запах только что испечённого пирога. У причала зимовали лодки.

Настоящее время Не употребляется

Что делаю? Что делает? Что делаем? Что делаешь?
Земля нас кормит. Бабушка любит котов. Чувства обладают жизненной силой. Куда это ты так торопишься? Холм отделяет нас от деревни. Сосульки сверкают на солнце. Охотник поджидает добычу, пригнувшись к земле. Ты радуешь меня, когда заходишь в комнату с улыбкой на лице. Свет струится из окна. Я хожу в школу каждый день.

Будущее время

Что сделаю? Что сделает? Что сделаем? Что сделают?
Локомотив сыграет с Зенитом в среду. Я пришью пуговицу, как только куплю нитки. Мы поедем в Италию зимой. Она напишет рассказ о том, как провела лето. Они выключат свет, когда закончат игру. Я поговорю с ним, когда мы останемся вдвоём.

Что буду делать? Что будет делать? Что будем делать?
Мы будем справлять Новый год в деревне. Я буду ходить к тебе в гости каждый день. Он будет приносить ей фиалки каждую среду. Мы будем обсуждать результаты диктанта после каникул. Когда я вырасту, я буду играть на виолончели.

Примеры глаголов несовершенного и совершенного вида

Как оказалось, НСВ и СВ достаточно легко найти по вопросу, однако чаще всего ученики начинают понимать тему только после того, как учитель разберет ее на примерах.

Несовершенный вид: кипит, берет, заботиться, будут играть, стригла, искали, пилил, мешала, буду спать и т. п.

Совершенный вид: полью, забить, уберу, купил, исчезло, сместили, открыла, сяду и т. п.

Это лишь некоторые примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

Глагол — часть речи, которая встречается нам едва ли не чаще всех остальных. Он обладает рядом постоянных и изменяющихся признаков, к числу которых относится вид. С этой категорией каждый из нас сталкивался еще в школьные времена. Нередко она ставила в тупик и вызывала вопросы.

Эта статья поможет вам вспомнить, что такое и научиться его определять. Примеры заданий, с которыми вы столкнетесь, помогут отработать приобретенные знания.

Вид — один из постоянных признаков, принадлежащих глаголу. Он отражает то, как говорящий видит течение действия во времени: закончившимся, длящимся, повторяющимся, разовым.

Вид можно расценивать и как категорию, изменяющую слова, и как ту, что их классифицирует. В современном русском языке эта группа включает всего две опции.

Ответим на вопрос: «Какие бывают виды глаголов?» Ответ современных лингвистов на этот вопрос состоит из двух позиций: совершенный и несовершенный.

§2. Виды глагола

Вид — это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:

  • СВ — для глаголов совершенного вида,
  • НСВ — для глаголов несовершенного вида.

Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать?
— отражают деление глаголов по видам.

Образование видов

Большинство непроизводных русских глаголов — это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать.
От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:

есть → поесть, доесть, переесть, жить → пожить, дожить, пережить, любить → полюбить, прыгать → прыгнуть, кричать → крикнуть.

Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

переписать → переписывать, сбить → сбивать, решить → решать.

Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:

делать — сделать, писать — написать,

прыгать — прыгнуть, расписывать — расписать.

Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс — результат, многократное — однократное действие. Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:

  • писать (НСВ)
  • дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
  • переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
  • списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
  • исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:

  • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени,
    например:
    • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
    • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить
      (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть
      , называется составной формой),
    • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
  • у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы
    : будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению. Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает
    и т.д.
    • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
    • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.

Внимание:

В русском языке есть двувидовые глаголы
. Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:

В конце концов преступников казнили
(СВ).Преступников казнили
целый месяц (НСВ).Вчера он обещал
(СВ), что заедет к нам сегодня.Каждый день он обещал
(НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.

Не удивляйся:

Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.

Например:

Учить (НСВ) — выучить
(СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой). Учить (НСВ) — научить
(СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.

Основные определения

Сначала вспомним, что такое глагол.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

Примеры глаголов:

  • что делает? поет;

  • что сделал? спел;

  • что будет делать? споет.

Вид в русском языке — это постоянный грамматический признак глаголов, которым обладают спрягаемые глаголы, инфинитив, деепричастия и причастия. Он показывает, как некоторое действие глагола протекает во времени:

  • завершенное и единовременное (прочитал, прошел)

  • незавершенное и повторяемое (живет, делает).

Какие бывают виды глаголов в рус­ском языке:

  • совер­шен­ного вида;

  • несо­вер­шен­ного вида.

Сейчас узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола и приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.

Определение понятия “вид глагола”

На прошлых уроках мы вместе определились с тем, что вид — постоянный показатель глагола. В морфологии глаголы делят на 2 вида: совершенный (действие уже совершилось) и несовершенный (действие ещё не совершилось).

Почему совершенный и несовершенный вместо совершённый/несовершённый?

История буквы Ё очень увлекательная. Для чего она применялась? Весьма часто, она употреблялась для смягчения звучания буквы О. Появилась она, вследствие конечного фиксирования народом гласных звуков, с чередованием (село сёла, медовый мёд).

После того, как люди стали в повседневной речи ё-кать, буква плотно закрепилась как в речи, так и в литературе. В некоторых жанрах, она категорически была запрещена, но всё же, свою популярность она получила достаточно.

В учебной практике “совершенный” и “совершённый” обозначают одно и тоже, но есть одна интересная разница. Заключается она в том, что первое слово подразумевает прилагательное, а второе причастие. Тем не менее, рассматривая совершенство как высшую степень творения, мы предполагаем и его завершённость тоже.

Поэтому, отдавая дань традиции мы, мы умом понимаем, что семантично правильно звучит “совершённый”, однако исторически укоренилось звукопроизношение “совершенный” — с отсутствием Ё. Бывает и так).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: