Доклад на тему метафора царица тропов

Что такое метафора

Это сравнение, которое отражает какое-то существенное свойство, качество объекта или понятия. Более того, хорошая метафора передаёт глубинный смысл и помогает читателю этот смысл постичь. Как моё сравнение метафоры с аксессуаром. Или можно в качестве примера привести избитую, но классическую метафору: капли осеннего дождя, стекающие по стеклу, напоминают слёзы, которые проливает природа по уходящему лету.

Метафора – это и отражение естественных мыслительных процессов. С психологической точки зрения, это ассоциация, а ассоциативные связи возникают в нашем мозгу спонтанно, и чем живее ассоциативное мышление, тем легче они рождаются. Но здесь может возникнуть проблема субъективности. То есть ассоциации индивидуальны, зависят от опыта человека, поэтому случается, что метафоры в тексте непонятны читателю, хоть и кажутся очень удачными писателю. Так, белая простыня может вызвать ассоциацию со снегом, а у кого-то с саваном или с чистым листом бумаги, на котором ещё только предстоит написать историю любви. Кстати, последняя ассоциация-метафора у меня возникла самопроизвольно. Это явно следствие профессиональной деформации после редактуры любовных романов. Бесплатно я их не читаю.

Метафоричными могут быть не только тексты, но и картины. Такие как, например, картины художника Владимира Куша.

Метафоричными могут быть не только тексты, но и картины. Такие как, например, картины художника Владимира Куша.

Метафора против аллегории

Аллегории и метафоры похожи в том, что обе иллюстрируют символическое значение посредством сравнения. Однако у них есть несколько ключевых отличий.

Длина

Метафоры часто представляют собой краткие обороты речи. Состоящие всего из нескольких слов. В то время как более длинные метафоры, как и расширенные метафоры, могут занимать несколько абзацев.

С другой стороны, аллегории намного длиннее, часто охватывая всю историю.

Метафоры состоят из простых слов и фраз. Например, в строке Шекспира “Весь мир – театр” ключевыми элементами являются “мир” и “театр”. Которые образуют простое сравнение на уровне предложений.

Аллегории более сложны, обычно они принимают форму истории с вымышленными персонажами и сюжетными точками. Чтобы можно было провести более широкое сравнение на многих страницах.

Цель

Писатели используют метафоры, в основном, для прямого сравнения двух непохожих и не связанных между собой вещей. Приписывая одной определенное качество другой.

Напротив, писатели используют аллегории более амбициозно, выражая большие, иногда абстрактные или сложные идеи. Или комментируя общество через рискованный скрытый смысл.

Эволюция метафоры.

В разговорной речи мы настолько часто используем метафоры, что сами этого не осознаем. Кажется, что они существовали всегда. Точной даты или автора первого иносказания назвать невозможно. Но известно, что первая концепция была дана Аристотелем. Он вообще считал жизнь одной объемной метафорой. Цицерон придал высказыванию категоричность: «Метафора есть сравнение, сокращенное до единственного слова».

Неудивительно, что самые древние иносказания и красивые обороты речи, которые мы используем сегодня, родом из Античного мира:

Ахиллесова пята – уязвимое место человека.

Ящик Пандоры – источник множества проблем.

Прокрустово ложе – одна мерка для всех.

В древнерусской литературе метафоры были культурными скрепами, которые увязывали между собой народный быт и культуру:

Река жизни – вся жизнь.

Мутная вода – символ нечестных действий.

Поникшая трава – олицетворение скорби.

Серебряные нити – седые волосы.

Метафоры присутствуют в названиях растений (пастушья сумка, белокрыльник болотный), описании знаковых дат (тещин четверг, прощеное воскресенье) или природных явлений (хрустальная вода, лютые морозы). Некоторые выражения настолько трансформировались, что объединили несколько слов и стали единым целым: громоотвод, бесхребетный, столбенеть, афишировать.

Значение термина

Впервые данное обозначение предложил Аристотель, сформулировавший следующее определение.

Но ученый понимал метафору очень широко, включая в нее метонимию. С течением времени лингвисты сузили значение понятия, добавив, что перенос значения основан на подобии.

Таким образом, мы понимаем метафору как троп, описывающий один предмет при помощи названия или признаков другого, схожего. Говоря кратко, уподобление по сходству.

Вот пример с объяснением:

Гуляет ветреный кистень

По золотому войску нив… (В. Хлебников)

Колосья сравниваются с войском, а сила ветра – с кистенем, т. е. природные объекты уподобляются объектам человеческого мира и рукотворным предметам.

Этот троп соединяет несоединимое по признаку цвета, объема, формы, фактуры, назначения предметов, а также вызываемых ими ощущений и ассоциаций:

Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт)

В самом деле, стихии огня и воды достаточно далеко отстоят друг от друга — их сводит воедино только уникальная авторская метафора. В обычной речи мы сказали бы: в плеске прибоя.

Метафора «в чистом виде» не называет сравниваемый объект, но он легко восстанавливается из контекста, как показано выше. Иногда (в данном случае — чтобы показать нарастание тактильных ощущений персонажа) ей предшествует сравнение — его легко можно обнаружить по союзам как, словно, будто и др.

Вдруг, неожиданно для себя, обернулся Барыба и, стиснув челюсти, запустил глубоко руки в мягкое что-то, как тесто (сравнение).

– Ах ты етакой, а? Да ты что ж это, вон что, а? Ну, так уж и быть, для тебя согрешу, для сиротинки.

Потонул Барыба в жарком и сладком тесте (метафора). (Е. Замятин)

Тестом называется тело грузной купчихи Чеботарихи, о чем несложно догадаться, читая отрывок.

Эволюция понятия

метафора в литературе

Философы древности полагали, что подобный литературный прием связан непосредственно с природой, и его использование не является чем-то особенным. Подобные приемы использовали в обыденной разговорной речи, потому не было необходимости как-то называть данное понятие.

Древние философы рассмотрели в нем решение проблемы недостатка слов, поэтому позже значение слова метафора стало приобретать негативный оттенок. Полагали, что данный литературный прием мешает поиску истины и поэтому вреден для науки. Несмотря на все разногласия, метафорические выражения продолжали существовать, но основной сферой их применения стала поэзия.

Как отдельную часть речи ее стали воспринимать в 20 веке, когда расширились рамки использования данного художественного приема, что повлекло за собой возникновение новых жанров литературы – аллегории, пословиц и загадок.

3 примера метафоры

Литература полна творческих метафор. Лучшие из которых демонстрируют убедительность этого приема в литературе в руках умелого автора. Вот несколько хороших примеров метафор.

“Как вам это понравится” Уильям Шекспир (1623 г.)

В этой культовой пьесе Шекспир пишет. “Весь мир – театр. А все мужчины и женщины – просто в нем актеры”. Драматург сравнивает два не связанных между собой объекта. Мир с театром, говоря, что один есть другой. Однако он не считает мир сценой в буквальном смысле, сравнение риторическое.

Шекспир использует метафорический язык, чтобы предложить нам подумать о сходстве между миром и сценой. И при более широком взгляде, о смысле человеческой природы и поиске собственного места в этом мире.

“Надежда” Эмили Дикинсон (1886)

В этом стихотворении Дикинсон пишет. “Надежда – это существо с перьями, которое сидит в душе”. Здесь Дикинсон делает подразумеваемое сравнение, используя метафору для сравнения надежды с птицей. Не используя непосредственно слово “птица”.

“Ромео и Джульетта” Уильям Шекспир (1595)

В “Ромео и Джульетта” Шекспир пишет. “Что за свет блеснул в окне? О, там восток! А Джульетта – это солнце!”. Здесь он дает нам понять, что начинается рассвет, а метафора позволяет ему сравнить Джульетту с прекрасным солнцем.

Что такое троп

Троп — это образный оборот речи, в котором слово или выражение употребляется в переносном значении, сопоставляются два предмета или явления, которые связаны между собой по смыслу.

Слово «троп» произошло от др. греч. τρόπος «оборот». Используют его для усиления образности языка и художественной выразительности речи. Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве, да и в повседневной речи.

Основные виды тропов:

  • метафора;
  • метонимия;
  • синекдоха;
  • эпитет;
  • гипербола;
  • дисфемизм;
  • каламбур;
  • литота;
  • сравнение;
  • перифраз;
  • аллегория;
  • пафос;
  • олицетворение;
  • сарказм;
  • оксюморон;
  • ирония;
  • эвфемизм.

Метафоры в искусстве.

Чаще всего метафоры используются в литературе для художественной красоты. Но используются они и в других видах искусства: живописи, архитектуре, музыке, кино.

В архитектуре самым ярким примером метафорического изображения считаются Атланты и Кариатиды, поддерживающие крыши, балконы. Опоры в виде человеческих фигур сделаны не просто так. Мужские фигуры ассоциируются с силой, женские – со стройностью.

В живописи визуальные иносказания считаются загадкой для зрителя. Например, о картинах «Постоянство памяти» С. Дали и «Черный квадрат» Малевича и сегодня спорят искусствоведы. А полотна Н. Рериха или Босха переполнены образами и иносказаниями.

В киноиндустрии меткие метафоры используют для названий фильмов. Это «Человек дождя», «Горячие головы» или «Грязные танцы»

В самих кинолентах тонкие иносказания передают настроение и тональность, привлекают внимание к незаметным элементам, намекают и интригуют

В рекламе метафоры усиливают желание покупателя, вызвать приятные ассоциации именно с этим продуктом:

Аромат жизни – дезодорант.

Жизненная сила – Черный Жемчуг.

Материнская любовь – шоколадки Киндер.

Магия цвета – краска для волос.

Вкус природы – леденцы.

Применение метафор

Чаще всего мы сталкиваемся с этим средством выразительности в литературе, кинематографе и рекламе.

В литературе

Метафора в литературе служит для создания выразительности и образности текста, помогает автору добиться наглядности изображаемого, передать идейный замысел произведения и настроение лирического героя.

Пример метафоры из художественной литературы: В стихотворении А. Фета «Майская ночь» ночной пейзаж подобен сну. Предметы призрачны, они улетают и тают. Небо — чело нежной возлюбленной, тучи — толпа равнодушных зевак, а счастье — лишь дым. Поэт не выражает прямо своих чувств, но читатель угадывает печаль и тоску по несбывшимся мечтам.

Отсталых туч над нами пролетаетПоследняя толпа.Прозрачный их отрезок мягко таетУ лунного серпа.

Царит весны таинственная силаС звездами на челе.Ты, нежная! Ты счастье мне сулилаНа суетной земле…

А счастье где? Не здесь, в среде убогой,А вон оно — как дым.За ним! за ним! воздушною дорогой —И в вечность улетим!

В кино

Выразительные средства в кино обогащают произведение, наполняют его скрытыми смыслами и двойными контекстами. В кинематографе метафорой может служить деталь, предмет, обладающие символическим или аллегорическим значением. Это может быть выбор времени года, погодных условий и т.д. Существует также внутрикадровая метафора: панорама, перемещения, фокус.

  • В знаменитом фильме «Унесенные ветром» Скарлетт клянется никогда больше не голодать на фоне заката. Это символ того, что очередная веха жизни героини закончена.
  • Метафора смерти и обретения покоя в фильме «Гладиатор» изображена как пшеничное поле, по которому погибший Максимус идет навстречу своей семье.
  • В «Ивановом детстве» А. Тарковского война вторгается в жизнь людей и та обрывается, как не доигранная на граммофоне песня.

В рекламе

В рекламе  — сильнейший инструмент воздействия на поведения потребителя за счет эмоционального эффекта. Она запускает определенные ассоциации, провоцируя к покупке рекламируемого товара.

Например:

Метафоры значительно обогащают язык, помогают людям лучше понять друг друга, выразить мысли и эмоции. Чтобы  найти метафору в тексте можно воспользоватся следующим алгоритмом.

Примеры метафор в литературе

Эти метафоры взяты из известных произведений художественной литературы и поэзии. Мы также включили пример расширенной метафоры, которая представляет собой длинную метафору, подходящую для всего абзаца, рассказа или стихотворения (см. ниже).

«Но твое вечное лето не увянет» — Уильям Шекспир, Сонет 18

Но, мягко! какой свет вон вон вон разбивается?Это восток, а Джульетта — солнце.- Уильям Шекспир, Ромео и Джульетта

Если ты сможешь заглянуть в семена времени,И скажи, какое зерно будет расти, а какое нет,Тогда поговори со мной, который не просит и не боитсяВаши милости и ненависть.- Уильям Шекспир, Макбет

Весь мир — сцена,И все мужчины и женщины просто игроки.- Уильям Шекспир, Как вам это нравится

«Ее рот был фонтаном восторга». — Кейт Шопен, «Буря»

«Солнце было маленьким ребенком, который настойчиво отказывался ложиться спать: было уже восемь тридцать, а еще светло». — Джон Грин, Виноваты звезды

«Она все государства, и все князья, я» — Джон Донн, «Восход солнца»

«Надежда» — это вещь с перьями-Что в душе -И поет мелодию без слов -И никогда не останавливается — вообще- Эмили Дикинсон, «Надежда — вещь с перьями»

«Солнце на западе было каплей горящего золота, которая скользила все ближе и ближе к подоконнику мира». — Уильям Голдинг, Владыка мух

Я загадка в девяти слогах,Слон, тяжеловесный дом,Дыня, прогуливающаяся на двух усах.- Сильвия Плат, «Метафоры»

Брак недом или даже палатка- Маргарет Этвуд, «Жилье»

«Она была разумом, плавающим в океане смятения». — Кэролайн Б. Куни, Лицо на упаковке молока

Пример расширенной метафоры:

Птица в клетке поетсо страшной трельюнеизвестных вещейно жаждал по-прежнемуи его мелодия слышнана далеком холмедля птицы в клеткепоет о свободе.

— Майя Анжелу, «Птица в клетке»

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Узнайте больше про Метафору и Эпитет.

Определение термина и примеры метафор

Первое определение, что такое метафора, дал еще Аристотель, а это ведь почти 2,5 тысячи лет назад.

Правда, звучало оно несколько тяжеловато, все-таки автор – философ:

Да, звучит как скороговорка, и очень по-философски. Но, по сути, означает то, что мы уже сказали – это перенос свойств одного предмета на другой, которые изначально ему и не очень подходят.

Чтобы было еще понятнее, лучше сразу привести примеры метафор:

  1. Выткался на озере алый цвет зари… (С. Есенин). Понятно, что никакой цвет не может «выткаться», здесь это синоним слова «отразился». Но согласитесь, звучит более красиво.
  2. Я стою на прибрежье, в пожаре прибоя… (К. Бальмонт). Понятно, что огонь и вода – это две противоположные стихии, но здесь их соединили в оксюмороне, и получилось более поэтично, нежели вместо «пожар» стояло бы слово «всплески».
  3. Гуляет ветреный кистень по золотому войску нив… (В. Хлебников). Здесь сразу две метафоры – ветер напоминает кистень (разновидность ножей), видимо, такой же безжалостный, а колосья заменены на «золотое войско», так как их много и стоят все друг за другом.
  4. И самое простое. В лесу родилась елочка, в лесу она росла. Естественно, никакая елочка не может «родиться», ведь деревья произрастают из семян.

Если вы наблюдательны, то заметили, что метафоры в данных примерах употребляются в разных значениях. Это могут быть существительные, определения и даже глаголы.

Метафоры в литературе

Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. Например, у Есенина практически каждое стихотворение – это целый набор таких метафорических приемчиков.

Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.

Опять же вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра. Да и «бежать» вода не может. Метафора означает, что ручей течет очень быстро.

Как и время на этой известной картине Сальвадора Дали.

В кино

Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:

  1. Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
  2. Грязные танцы – что-то в кино будет на грани фола;

Муравьи в штанах – что-то подростковое, да еще и связанное с сексом;
Человек дождя – герой не от мира сего.

В рекламе

Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.

Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:

  1. «Магия кофе» (кофеварки «De Longi»);
  2. «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»);
  3. «Разбуди вулкан удачи!» (сеть игровых автоматов);
  4. «Наш удар по ценам!» (магазины «Эльдорадо»);
  5. «На волне удовольствия» («Кока-Кола»);
  6. «Окунись в прохладу» («Lipton Ice Tea»).

Как создать метафору?

Чтобы создать метафорическое выражение, нужно найти у предметов точки сравнения или сопоставления. Вот так всё просто. Например, берём предмет «заря». С чем бы его сравнить? Заря алая, яркая, горит… Сравним-ка мы её с огнём! И получится то, что делали миллионы писателей до нас: «огонь зари», «горит восход», «пожар разгорался на востоке». Действительно, это намного интереснее, чем просто написать «всходило солнце».

Метафора «Горит восход»

Самые длинные русские слова: от чисел от химических формул

На самом деле, писатели и поэты тратят часы, чтобы найти удачную метафору: меткую, образную, цельную. Не случайно мы так восхищаемся работами классиков литературы. Например, возьмём известное стихотворение Фета:

Или другое — Лермонтова:

Как видно, в обоих четверостишиях не просто повествуется о каком-то явлении или человеке, а создаётся его объёмный, яркий образ, воплощающий мысль автора, передающий её красочно и художественно.

Метафора «Плакала трава»

Так вот для чего нужны метафоры — для создания образов! Метафорами мы не просто украшаем речь, а создаём картинку для слушателя или читателя. Представьте речь без метафор как карандашный набросок, а обогащённую выразительными средствами — как объёмное изображение, и вы поймёте смысл метафоры.

Метафоры среди нас

Метафоры обогащают наш язык. И многие употребляют их в речи, даже не осознавая этого. Например, когда приписывают людям качества различных животных:

  1. Когда мы говорим о человеке, что он как «лев», то мы имеем в виду его смелость.
  2. А когда вспоминаем «медведя», то тут, скорее всего, идет речь о габаритах.
  3. Ну, а «осел», «баран» и даже «курица» очень ярко характеризуют глупость.

Очень много метафор в знакомых всем поговорках:

  1. «в тихом омуте черти водятся»
  2. «в каждой бочке затычка»
  3. «моя хата с краю»

Даже жаргон частенько не обходится без метафор, например, «дать по тыкве».

Кстати, ученые давно доказали, что метафоры активизируют творческую часть мозга. А человека, который в своей речи использует подобные приемы, охотнее слушают.

Так что, если хотите прослыть душой компании (еще одна метафора), не стесняйтесь обогащать свой язык.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Словообразовательные метафоры

Белоручка, без­мозг­лый, бес­че­ло­веч­ный, бес­хре­бет­ный, бес­сер­деч­ный, быст­ро­теч­ный, бычить­ся, бук­валь­ный, взбе­ле­нить, взыг­рать, взгреть, вес­кий, воз­ро­дить­ся, вол­но­лом, гор­лан, глу­бо­ко­мыс­лие, дар­мо­ед, даль­но­вид­ный, двое­душ­ный, душе­грей­ка, жесто­ко­сер­дие, ежить­ся, захре­бет­ник, зме­и­стый, зме­е­вик, издер­жать, лег­ко­вес­ный, маль­чи­ше­ство, мая­чить, мин­даль­ни­чать, миро­ед, мед­но­ло­бый, моло­ко­сос, нахлеб­ник, небо­скреб, ново­ис­пе­чен­ный, обез­ду­шить, окры­сить­ся, охла­деть, пере­ше­ек, пред­вку­шать, при­зе­ми­стый, при­стру­нить, про­ны­ра, пыл­кий, сата­неть, скот­ство, серд­це­вед, серд­це­ед, слад­ко­глас­ный, сла­сто­лю­бие, услаж­дать, цепе­неть, цыга­нить, шко­лить, юлить.

Смотрите «Словарь сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных мета­фор рус­ско­го язы­ка». Составитель С.Б. Козинец

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка осо­бое место зани­ма­ют автор­ские (инди­ви­ду­аль­ные) мета­фо­ры, кото­рые отли­ча­ют­ся яркой образ­но­стью, необыч­но­стью, а так­же еди­нич­но­стью сво­е­го упо­треб­ле­ния. Такие мета­фо­ры созда­ют­ся писа­те­лем в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии и не полу­ча­ют обще­язы­ко­во­го рас­про­стра­не­ния.

Приведем при­ме­ры автор­ских мета­фор из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры и поэ­зии.

Что такое метафора?

Метафора — это литературное устройство и фигура речи, которая сравнивает две разные вещи не буквальным образом. Обычно две сравниваемые идеи имеют одну общую черту, но различаются во всех других отношениях.

Метафоры используются писателями для ясности, риторического эффекта и акцента; они также используются для добавления цвета к описаниям. Чаще всего метафоры встречаются в стихах, художественной литературе / прозе и текстах песен.

Сейчас же, чем метафора отличается от сравнения? Сравнение — это тип метафоры, в которой конкретно используются слова «как» или «как». чтобы сравнить две разные вещи.

Напротив, метафоры не используют ни одно из этих слов; скорее, они скажут, что «A есть B», чтобы провести сравнение (даже если мы знаем, что A не буквально то же самое, что B).

По сути, все сравнения — метафоры, но не все метафоры — сравнения.

Метафоры в литературе (объяснение)

41. «Его пергаментная луна / драгоценное прикосновение приходит» (Федерико Гарсиа Лорка).

Объяснение: это чистая метафора, в которой реальный термин заменен нереальным. Пергаментная луна относится к бубну.

42. «Когда я думаю, как мой свет гаснет …» (Джон Мильтон).

Объяснение: чистая метафора. Истекающий свет указывает на его слепоту.

43. «На мельницу любви / счастливая девушка идет» (Тирсо де Молина).

Объяснение: это метафора дополнения предлога, в которой два термина связаны через предлог из: «в мельница из люблю’.

44. «Если магнит твоей притягательной милости / служит моей груди из послушной стали, / почему ты мне льстишь, / если ты должен издеваться надо мной, то беглец?» (Сор Хуана Инес Де Ла Крус).

Объяснение: метафора предложного дополнения в первом («из») и втором («из») стихах: «al магнит из ваша благодарность привлекательная’, ’моя грудь из послушная сталь’

45. «Тело женщины, белые холмы, белые бедра, / вы похожи на мир в своей позиции подчинения. / Мое тело дикого крестьянина подрывает вас / и заставляет сына прыгать со дна земли» (Пабло Неруда).

Объяснение: первый стих содержит аппозиционную метафору, в которой термины сравнения разделены запятыми: «Тело женщины, белые холмы, белые бедра. «Третья строка является метафорой предложного дополнения:»Мое телоиздикий крестьянин подрывает вас «.

46. ​​«Пока вы соревнуетесь со своими волосами, / Полированное золото, солнце светит напрасно» (Луис де Гонгора).

Объяснение: Это аппозиционная метафора, в которой запятая указывает на то, что золото напоминает солнце: «Полированное золото, солнце напрасно блестит «.

47. «Твои глаза — родина молний и слез» (Октавио Пас).

Объяснение: первая часть предложения — нечистая метафора, в которой устанавливается отождествление между реальным концептом (ваши глаза) и воображаемым (родина молний и слез) посредством глагола быть (они есть). Вторая часть предложения является метафорой предложного дополнения: «the Родинаизвспышка молнии Y из то рвать’.

48. «Мое сердце — арестованная герань» (Сильвия Плат).

Объяснение: это нечистая метафора, связанная с глаголом to be (is) to сердце с герань остановилась.

49. «Эти кровавые удары — треск хлеба, который горит на дверце духовки». (Сезар Вальехо).

Объяснение: это нечистая метафора. В нем это похоже кровавые удары с треск хлеба, который горит на дверце духовки.

50. «Твои руки — моя ласка / мои повседневные аккорды» (Марио Бенедетти).

Объяснение: эти стихи представляют собой нечистую метафору (ваши руки находятся моя ласка), с аппозиционной метафорой (твои руки — моя ласка, мои повседневные аккорды).

Эволюция понятия

На вопрос о том, что такое метафоры в литературе, пытались найти ответы еще древние философы. Первое значение слова метафора было уточнено Аристотелем.

Древние философы считали, что такие литературные приемы напрямую связаны с природой и в их использовании нет ничего особенного. Такие приемы использовались в повседневной речи, поэтому не было необходимости называть это понятие.

Позже значение словесных метафор стало приобретать негативный оттенок, поскольку античные философы видели в них решение проблемы отсутствия языка. Эта литературная среда была вредна для науки, поскольку считалось, что она препятствует поиску истины. Несмотря на споры, образные выражения продолжали существовать, однако основной сферой их применения стала поэзия.

Использование этого художественного средства расширилось и стало признаваться как фигура речи в 20 веке, когда появились новые литературные жанры, такие как басни, пословицы и загадки.

Словообразовательные метафоры

Белоручка, без­мозг­лый, бес­че­ло­веч­ный, бес­хре­бет­ный, бес­сер­деч­ный, быст­ро­теч­ный, бычить­ся, бук­валь­ный, взбе­ле­нить, взыг­рать, взгреть, вес­кий, воз­ро­дить­ся, вол­но­лом, гор­лан, глу­бо­ко­мыс­лие, дар­мо­ед, даль­но­вид­ный, двое­душ­ный, душе­грей­ка, жесто­ко­сер­дие, ежить­ся, захре­бет­ник, зме­и­стый, зме­е­вик, издер­жать, лег­ко­вес­ный, маль­чи­ше­ство, мая­чить, мин­даль­ни­чать, миро­ед, мед­но­ло­бый, моло­ко­сос, нахлеб­ник, небо­скреб, ново­ис­пе­чен­ный, обез­ду­шить, окры­сить­ся, охла­деть, пере­ше­ек, пред­вку­шать, при­зе­ми­стый, при­стру­нить, про­ны­ра, пыл­кий, сата­неть, скот­ство, серд­це­вед, серд­це­ед, слад­ко­глас­ный, сла­сто­лю­бие, услаж­дать, цепе­неть, цыга­нить, шко­лить, юлить.

Смотрите «Словарь сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных мета­фор рус­ско­го язы­ка». Составитель С.Б. Козинец

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка осо­бое место зани­ма­ют автор­ские (инди­ви­ду­аль­ные) мета­фо­ры, кото­рые отли­ча­ют­ся яркой образ­но­стью, необыч­но­стью, а так­же еди­нич­но­стью сво­е­го упо­треб­ле­ния. Такие мета­фо­ры созда­ют­ся писа­те­лем в худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии и не полу­ча­ют обще­язы­ко­во­го рас­про­стра­не­ния.

Приведем при­ме­ры автор­ских мета­фор из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры и поэ­зии.

Разница между метафорой и сравнением

Метафора предполагает завуалированное, иносказательное, образное сравнение. Сравниваемый предмет называется именем чем-то похожего на него предмета. Сравнение обычно касается однородных или близких объектов.

Смысл метафоры всегда переносный, а в сравнении — прямой. Сравнение строится только с физическими объектами, а в метафоре по-разному.

Метафора, не указывая на наличие сходства, побуждает искать общие качества предметов, а сравнение прямо указывает на сходства между предметами.

Метафора зачастую объёмнее по содержанию, чем сравнение, и вводных слов не требует. В сравнении нередко применяются сравнительные союзы.

Определение и значение

«Метафора» с древне-греческого переводится как «переносное значение». История происхождения термина восходит к древнегреческому философу Аристотелю (384 г. до н.э. — 322 г. до н.э.). В своем труде «Риторика» он дал первое определение:

«Метафора – это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род».

Далее в «Поэтике» уточняет, что термин есть: «способ переосмысления значения слова на основании сходства». В основе этого литературного приема лежит перенос свойств одного предмета или явления на другой. Метафору также часто называют скрытым сравнением, т.к. в ней отсутствуют слова «как», «как будто» , «словно», хотя и подразумеваются по контексту.

  • «Золотые руки». Все, что сделано умелым мастером, так же ценно, как золото.
  • «Пламенное сердце». Человек, переживающий сильные эмоции, как будто горит огнем.
  • «Стальные нервы». Умение сохранять спокойствие и рассудительность так же прочно, как сталь.

Богатство русского языка: что такое метафора в литературе

Русский язык богат художественными средствами, в том числе метафорами. Такой дискурс используется как в художественной литературе, так и в повседневном общении. Давайте определим значение и рассмотрим особенности употребления выражений в переносном смысле…

Несмотря на различия в формулировках разных словарей, все толкования объединяет то, что метафора — это сдвиг в речи в сторону метафорических понятий, основанных на сходстве. Это слово уходит корнями в греческий язык и означает «метафора» или «переносное значение». Это могут быть отдельные слова или словосочетания, иногда предложения, используемые косвенно. Метафоры почти всегда основаны на сходстве свойств, характеристик, внешних проявлений или энергий.

Механизм формирования транспорта состоит из трех этапов

Необходимо подчеркнуть сходство между этими двумя концепциями. Концепция «речных зеркал» возникла в результате сравнения речной воды с зеркалами, отражающими различные объекты. Существует сравнение общей функции воды как зеркала. Отсюда и термин «неявное сравнение».

Важно! Сравнение и перевод — это не одно и то же. Последнее представляет собой традиционное устоявшееся сходство

Перевод на литературу

Применение метафор в психотерапии.

Психотерапевты обращаются к метафоре, чтобы помочь клиенту осознать или пережить личную проблему. Особенно на первых встречах, когда клиент не умеет формулировать запрос, рассказывает «много и ни о чем». В таком случае психотерапевт вспоминает или придумывает историю из своей жизни и предлагает собеседнику продолжить ее, выразить свое отношение. Цель таких историй – инициировать ассоциации, которые помогут психоаналитику понять проблему клиента.

Иногда метафорические иносказания побуждают клиента самого найти решение проблемы. Например, ему предлагается поучаствовать в придуманной истории. Клиент ассоциирует себя по очереди со всеми участниками сценки, даже с неодушевленными (деревом или стулом). Погружение в каждую роль помогает ему взглянуть на проблему со стороны и отыскать решение. Такая психологическая «подводка» с ассоциациями намного действенней, чем прямые советы.

Метафоры – это основной прием психотерапии с детьми или подростками. Малыша трех-пяти лет невозможно заставить высказаться о чем-либо. Иногда правду просто невозможно отличить от детских фантазий. Чтобы разобраться в проблеме психолог предлагает поиграть, порисовать или заняться лепкой. Например, чтобы выяснить отношение к родителям, братьям или сестрам, ребенку предлагают нарисовать их или слепить из пластилина. Если одного из родителей ребенок лепит червяком, а другого драконом, становится понятно – кого он боится или недолюбливает.

Кроме того красивая, запоминающаяся, живая речь терапевта помогает наладить общение с клиентом.

Сказкотерапия: сказка обо мне самом.

Бывает, что жизненную проблему решить логически не получается. Когда рациональная часть мозга устает, на помощь приходит сказкотерапия, способная увлечь, развеселить  и вылечить одновременно.  Иногда она помогает решить тупиковую ситуацию. Неудивительно, ведь сказки, легенды и пословицы издавна использовались для обучения человека с помощью переносных значений. Потом они стали инструментом детского обучения и плавно перешли в психотерапию.

На сеансе сказкотерапии терапевт предлагает клиенту придумать сказку о себе и внимательно слушает. Если на каком-то сюжете рассказчик запинается, высказывает тревогу, психотерапевт помогает прояснить механизм сбоя. Если рассказ обрывается на неприятном событии, психолог предлагает альтернативы решения, помогает клиенту обойти ловушки и неприятные ситуации.

В работе с детьми основным рассказчиком является терапевт. Он предлагает историю и следит за реакцией ребенка. Иногда проводят групповые сеансы с костюмами, куклами, декорациями.

Выводы:

  • Метафоры строятся на внешней или внутренней схожести двух понятий, порождают нужные ассоциации.
  • Знание известных метафорических выражений помогает сохранить национальную идентичность.
  • Силу терапевтические метафоры используют в психотерапии, чтобы помочь человеку найти собственные ресурсы и решение личной проблемы.
  • Сказкотерапия приходит на помощь тогда, когда логика не помогает.

Метафора Айсберга

Метафора Айсберга — суть состоит в том, что часто видимая часть айсберга, что на поверхности, очень мала по сравнению с той, что погружена в воду. Эта метафора широко используется для объяснения различных социальных явлений.

Метафору айсберга часто применяют для описания человеческого разума, где поверхностная часть является сознательной, а бóльшая, погруженная — подсознанием.

Эта метафора заставляет людей понять, что часто существует гораздо больше правды, чем могут увидеть наши глаза. С ней мы также можем научиться тому, что ещё есть очень много за пределами поверхностного и оно часто имеет гораздо бóльшую ценность, чем то, что находится на поверхности и видимо для всех.

Этот пример показывает, как применение метафор обогащает наш язык.

Выводы

Чтобы отличить один художественный прием от второго, важно разобраться в их сути и терминологии. Главным качеством эпитета считается его уточняющий эффект

При этом метафора строится на новых ассоциациях и всегда наполнена богатством смыслов и новых открытий. Потому данные литературные приемы выполняют различные функции и используются для разных целей

Главным качеством эпитета считается его уточняющий эффект. При этом метафора строится на новых ассоциациях и всегда наполнена богатством смыслов и новых открытий. Потому данные литературные приемы выполняют различные функции и используются для разных целей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: