Арт-терапия для разных возрастов
Прежде чем остановиться на одном методе лечения, нужно учесть цель лечения, интересы пациента и его особенности. Одним из важных критериев отбора психологической техники является возраст.
Для дошкольников
Арт-терапия часто используется воспитателями в детском саду, чтобы понять ребенка и помочь ему построить отношения со сверстниками, быть самим собой и развить творческие способности.
Для того чтобы найти общий язык с малышами, арт-терапевты используют “волшебство”, которое сопровождает сказки, юмор, персонажей и образы, создаваемые детьми. Активно применяется изотерапия, сказкотерапия и глинотерапия.
Ребенок одновременно расслабляется, развивает координацию и аккуратность, улучшает восприятие, совершенствует логику и воображение, а также улучшает память.
Арт-терапия помогает и детям с задержкой развития и разными психическими нарушениями. Для них это шанс выразить свои эмоции и мысли посредством рисования, лепки или музыки.
Для подростков
В период так называемого “трудного возраста” нередко используют арт-терапию.
Нереализованный потенциал, озлобленность, зажатость, скрытность, комплексы, низкая самооценка – все это частые причины обращения к психологу.
После прохождения курса арт-терапии большинство девушек и парней вместе с освобождением от негатива приобретают цель в жизни, уверенность в себе и умение общаться с противоположным полом. Для них также будет интересна статья Как найти свое призвание.
Для молодежи и зрелых людей
Несложные задачи, которые ставит арт-терапевт, помогают оценить психоэмоциональное состояние пациента, выявить и устранить проблемы, а заодно улучшить самочувствие.
Частые причины обращения взрослых за арт-терапевтической помощью:
- шаткое эмоциональное состояние (затяжная грусть, неконтролируемые обиды, гнев или страх, чувство стыда);
- психические расстройства;
- неудовлетворенность жизнью;
- низкая самооценка;
- проблемы внутри семьи;
- зависимости: алкоголизм, наркомания, азартные игры и т. д.
В особую группу объединяют беременных женщин, которых пугает неизвестность перед родами и последующей жизнью в качестве мамы. Арт-терапевт мягко и ненавязчиво помогает им побороть депрессию. Подробнее о том, как справиться с депрессией, можете прочитать в нашей предыдущей статье.
Для пенсионеров
Творчество помогает обрести силы и желание продолжать жить. Пенсионеры не только с пользой проводят свободное время, но и сохраняют интеллектуальную и эмоциональную стабильность.
Среди пожилых людей пользуются популярностью:
- рукоделие;
- пение;
- рисование;
- танцы.
Этиология: новый подход
Согласно преобладающей теории (с 1935 г.), ГЭРБ возникает, когда кислый желудочный сок выливается из желудка в пищевод, химически и механически повреждая слизистую оболочку пищевода, вызывая ее ожоги, раздражение, эрозии и, в конечном итоге, более серьезные последствия. Однако эта традиционная теория химического и механического раздражения слизистой оболочки пищевода не может полностью объяснить многие вещи, связанные с началом, симптомами и течением ГЭРБ.
В настоящее время появились сообщения о том, что ГЭРБ может быть иммунным воспалительным заболеванием, вызванным иммунными реакциями, а не прямым химическим повреждением слизистой оболочки пищевода желудочным соком. Гипотеза об этиологии иммунной ГЭРБ подтверждается одним из клинических исследований, проведенных в США. Результаты исследования были опубликованы в журнале American Medical Ассоциация.
Предварительные данные этого исследования показали, что Т-лимфоцитарный эзофагит, гиперплазия базальных клеток и клеток селезенки наблюдались у пациентов с тяжелой ГЭРБ, эффективно лечившихся ингибиторами протонной помпы (ИПП) после отмены ИПП, но с устойчивыми поверхностными клетками.
По словам руководителя исследования из Далласского медицинского центра ветеранов д-ра. Керри Данбар, это открытие предполагает, что патогенез рефлюксной болезни может быть связан больше с медиаторами воспаления и цитокинами, чем с химическим повреждением слизистой оболочки пищевода.
Воспалительная иммунная теория ГРЭБ могла бы легче и лучше объяснить не только начало и течение типичных симптомов этого заболевания, но и патофизиологию осложнений этойпатологии — метаплазию пищевода и слизистой оболочки Барретта.
Пищевод Барретта
Недавние экспериментальные исследования на крысах также предполагают, что ГЭРБ более связана с иммунным, а не химическим кислотным поражением слизистой оболочки пищевода. Считается, что рефлюкс и химическое кислотное раздражение только инициируют иммунные воспалительные реакции в слизистой оболочке пищевода и, следовательно, играют менее важную роль.
Если иммуно-воспалительная теория этиопатогенеза ГЭРБ окажется верной, возможно, потребуется пересмотреть существующий режим лечения и профилактики рецидивов ГЭРБ. Не исключено, что расположение и роль антисекреторных препаратов (ИПП, блокаторы H2) могут измениться.
Предполагается, что иммунная теория рефлюксной болезни может более подробно объяснить причины и сущность не только типичных, но и недавно описанных атипичных форм (так называемых подтипов) ГЭРБ.
Исследователи предполагают, что ИПП и блокаторы H2 могут оставаться наиболее важными препаратами для лечения ГЭРБ, но схема лечения этого заболевания также должна включать препараты, влияющие на каскад иммунно-воспалительного ответа, особенно для более тяжелых и рефрактерных форм ГЭРБ.
Упражнения
Максимальную пользу арт-терапия приносит на занятиях со специалистом. Но при наличии не таких глубинных психоэмоциональных проблем некоторые упражнения и техники можно организовать самостоятельно.
Упражнения, методики и направления для детей:
- Купите ребёнку раскраски и отслеживайте цветовую гамму: тёмные оттенки свидетельствуют о наличии проблем.
- Рисование на произвольную тему выявит, что ребёнка волнует на данный момент.
- Пусть сочиняет сказки: они покажут, правильно ли он расставляет приоритеты между добром и злом.
- Танцы помогут примириться с собственным несовершенным телом и стать более уверенным в себе.
- Глинотерапия также поможет отслеживать настроение и появление каких-то проблем.
Упражнения для тренинга взрослых:
- Коррекция психоэмоционального состояния: нарисовать собственные эмоции, свою семью, свои проблемы, открытку, которую никогда не отправите, горы (радостные события) и долины (травмирующие ситуации).
- Релаксация: рисовать под любимую музыку, танцевать, сделать зентагль (коллаж из маленьких забавных рисунков).
- Обретение счастья: нарисовать счастье, создать выставку фотографий прекрасного, сшить мягкую игрушку, создать что-то креативное для дома.
- Освобождение от потерь и травм: создать мини-диораму из травмирующего события, вести творческий дневник, вылепить нечто эфемерное как символ боли и уничтожить его.
Арт-терапия — нетрадиционное, но перспективное направление в психологии и психотерапии. Как считают многие специалисты, именно за ним будущее данных наук.
Метод
В основном техники арт-терапии построены на механизме проекции: клиенту дается размытый с точки зрения содержания объект, чтобы он привнес в него свой смысл. Это может быть карта Таро, общее значение которой каждый может интерпретировать по-разному, или, как в арт-терапии, нарисованное самим клиентом сказочное существо.
«На первой встрече я часто прошу нарисовать несколько простых рисунков. Чувства, которые сложно проговорить, могут найти свое отражение на бумаге без цензуры со стороны сознания. Так можно получить важный материал для интерпретации и диагностики», — рассказывает практикующий психолог и автор проекта «Школа психологической компетентности» Мария Разыгрина. Например, при работе с детьми она нередко просит нарисовать семью, чтобы лучше понять, в какой обстановке живет ребенок и как помочь ему справиться с переживаниями.
Арт-терапия также может помочь в коррекции поведения, отмечает Разыгрина. Например, если попросить клиента изобразить свои эмоции на трафарете тела, можно перейти от размышлений к действиям с помощью локализации проблемы. Страх в ногах — можно уйти. Гнев в горле — сказать.
Ещё немного о том, как поднять настроение
Мотиватор — Жизнь штука полосатая
Жизнь — штука полосатая, но только мы выбираем в какие цвета раскрасить полосы …
Медитативная музыка для настроения
У каждого человека есть свои музыкальные предпочтения, и если для одного «тяжелая» музыка оказывает тонизирующее и бодрящее …
11 подарков для хорошего настроения
Подарком принято называть вещь, которую человек безвозмездно вручает другому человеку. Как правило, преподнесение подарка связано с …
Как любить мужчин
Мужчинам и женщинам порой бывает трудно понять друг друга. Иногда кажется, что они общаются на совершенно разных языках. И в какой-то …
Чем полезны занятия арт‑терапией дома?
Арт-терапию используют сторонники концепции благополучия wellness. Анастасия Сазонова, специалист по арт-терапии и спикер курса «Wellness. Внутренний баланс», утверждает, что нейрографика, которую она практикует, помогает избавиться от негативных эмоций и установок.
Также арт-терапия учит раскрепощаться. По наблюдению арт-терапевтов, даже самые закрытые и зажатые люди начинают двигаться и вести себя более свободно, если берут в руки краски и холст (кстати, если рисовать карандашами, то эффект менее заметен).
Также определённых эффектов можно достичь с помощью цветов, используемых при рисовании. Писатель и исследователь в области психического здоровья и эмоционального благополучия Кендра Черри утверждает:
- синий цвет напоминает о спокойствии и безмятежности;
- зелёный — успокаивает, снимает стресс, вызывает приятные воспоминания о природе;
- розовый — наполняет ощущением добра и любви.
Цель и задачи арт-терапии
Терапия решает множество задач очень гуманным и безопасным для человека способом:
-
Социально приемлемый выход агрессии и других негативных чувств. Возможно выразить негативные чувства без вреда для себя и окружающих. Особенно хорошо подходит для этих целей лепка.
-
Облегчает процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода. Терапия может использоваться как вспомогательная техника в лечении как психологических, так и соматических проблем, например, при болезнях сердца, когда нужно преодолеть тревожность пациента, после перенесённого инфаркта.
-
Предоставляет богатый материал для психодиагностики. Абсолютно всё, что использует человек для творчества, интерпретируется психологом, а в дальнейшем и самими пациентом: вид терапии, материал, цвет, расположение рисунка на листе, размер скульптуры, даже невозможность что-то изобразить, каждая деталь, имеющая отношение к творческому процессу — всё это материал для диагностики.
-
Проработка подавленных мыслей и чувств. В процессе творчества все вытесненные, затаённые чувства начинают осознаваться клиентом.
-
Контакт терапевта с клиентом. Особенно это помогает в работе с детьми.
-
Развитие самоконтроля.
-
Концентрация на ощущениях и чувствах.
-
Развитие творческих способностей. Как пассивная, так и активная формы арт-терапии развивают креативное мышление и повышают чувствительность к искусству.
-
Повышение самооценки.
Упражнение «Каракули»
1. Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа, используя любые инструменты (краски, карандаши, ручки, мелки).
2. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш)
3. Напишите короткий рассказ или дайте развёрнутый комментарий к получившемуся образу.
Плюсы и минусы использования арт-терапии
К плюсам арт-терапии можно отнести то, что это недорогой и доступный метод. Можно работать самостоятельно и добиться довольно значительного прогресса. Это очень хороший способ познакомиться с собой, справиться со стрессом и негативом, обозначить цели, актуализировать проблемы и скрытые эмоции.
Но как и у любого работающего метода у терапии искусством существуют минусы:
-
во время творческого самовыражения возможно неконтролируемое взрывное высвобождение сильных эмоций, если рядом нет опытного психолога, человек может не справиться с их наплывом;
-
в некоторых (довольно редких) случаях могут усугубиться негативные черты характера — нарциссизм, психотические черты;
-
вместо того чтобы помочь наладить контакт с другими, арт-терапия может способствовать более глубокому уходу в себя;
-
некоторым данный метод категорически не подходит и вызывает сильный протест — обычно это бурное проявление защитных механизмов психики
Виды арт-терапии
У арт-терапии много видов: столько, сколько существует разновидностей творчества. Но мы расскажем о самых распространенных.
Изотерапия
Самый известный вид арт-терапии — терапия рисунком. Его популярность связана с тем, что рисовать — естественное занятие, через которое ребенок познает мир. А значит, каждый хоть раз пробовал это делать.
Здесь важно все: выбор инструментов, работа с цветом, фактурой, композицией изображения. Терапевт может задавать тему, а может предлагать клиенту выбрать ее самостоятельно — в зависимости от запроса и особенностей человека. .
Изотерапия эффективно работает с чувством собственных границ, которое часто бывает нарушено у детей. Например, распространенная техника: терапевт предлагает ребенку лечь на ватман и обрисовать контур тела, а потом нарисовать что-нибудь внутри и снаружи. Так ребенок начинает лучше понимать себя и свое соотношение с миром.
Работа с красками, мелками, водой, бумагой — все это также развивает сенсомоторные навыки. Которые, в свою очередь, подталкивают развитие когнитивной сферы.
Взрослому клиенту изотерапия поможет преодолеть стеснение, развеять иллюзию о том, что он неспособен к творчеству и научить новым способам самовыражения.
Сказкотерапия
К сказкотерапии часто прибегают психоаналитики. Придумывая сюжет или облекая в сказку собственную жизненную ситуацию, клиент может прийти к неожиданному решению. Свободный полет фантазии и ассоциации с детством способствуют самораскрытию. Поэтому сказкотерапию применяют в работе не только с детьми, но и со взрослыми.
Драматерапия
Импровизация и отыгрыш разных ролей помогает наладить социальную и коммуникативную сферу. Клиент развивает эмпатию, учится лучше чувствовать свое тело, выражать эмоции и строить взаимодействие с другими. Также драматерапия помогает избавиться от мышечных блоков и зажимов, как следствие — наладить психосоматику.
Куклотерапия
Сочетание сказко- и драматерапии. Хорошо показывает себя в работе с детьми: для них естественно «отыгрывать» травмирующие ситуации и эмоциональные переживания. С помощью куклотерапии ребенок развивает эмпатию и учится эффективным моделям поведения.
Песочная терапия
Первым песочную терапию стал использовать в работе Карл Юнг. С помощью творческих образов на песке он обращался к бессознательному опыту клиента и «извлекал» глубинные эмоции и ранние переживания.
Клиент рисует или создает различные формы на песке, реорганизует их, разрушает, переделывает. В процессе он обсуждает с терапевтом происходящее. Творческий поток и сенсорное воздействие расслабляют, позволяют раскрыться, «вспомнить» и проработать вытесненные переживания.
Музыкотерапия
Вы замечали, что музыка способна менять настроение? Арт-терапия использует этот эффект. В ходе сеансом клиент может как слушать музыкальные произведения, реагировать на них эмоционально, обсуждать это с терапевтом — так и самостоятельно сочинять мелодии.
Направления арт-терапии
-
Динамически ориентированная арт-терапия берёт своё начало в психоанализе, и основывается на интерпретации потаённых мыслей и чувств, извлечённых из подсознания и овеществлённых средствами искусства. Каждый человек, даже маленький ребёнок способен выразить внутренний конфликт в визуальной (аудиальной) форме, и тогда его легче объяснить и понять, а значит и решить.
-
Гештальт ориентированная арт-терапия. Психотерапевт помогает клиенту осознать и интерпретировать переживания, восстановить целостность «Я», пробудить спонтанность и витальность.
Арт-терапия для детей
Терапия рекомендуется детям с 6 лет, (некоторые терапевты могут работать с малышами с 4 лет) так как в возрасте до 6 лет символическая функция сознания ещё только формируется, ребёнок пока не умеет абстрагироваться. Родитель может присутствовать на сеансе и быть включённым в процесс или занимать позицию наблюдателя.
А вот для подростков данная форма психотерапии может стать очень полезной, подростки стремятся к самовыражению, уже в значительной мере овладели методами (рисование, лепка, сочинительство), но не могут в полной мере ориентироваться в своих эмоциях, желаниях, целях. Подходы арт-терапии идеально подходят для этого возраста. Родитель обычно не присутствует на сеансе.
Арт-терапия для взрослых
Каждый человек может выражать себя творчески, но чем мы старше, тем более утрачивается эта волшебная способность. Взрослые задавлены рутиной и надуманными запретами, они запрещают себе танцевать, рисовать, боятся испачкаться глиной или пластилином. Чувства задавлены, мысли заблокированы, поэтому возникают физические, психологические и невротические расстройства.
Выплёскивая эмоции на холст или на танцполе, люди избавляются от блоков, излечивая себя простыми средствами как от психологических, так и от соматических заболеваний
И что немаловажно для взрослых на арт-терапевтических сеансах, никого ни с кем не сравнивают, работы не оцениваются — это не урок живописи.. Упражнение «Аватар — образ души»
Упражнение «Аватар — образ души»
— Представьте любой объект, который максимально похож на вас (растение, животное, неодушевлённый предмет, всё, что можете представить).
— Нарисуйте его как угодно — идеально прорисуйте или схематично набросайте
— Важно, чтобы эта работа отражала ваше текущее состояние. — Рассмотрите свой образ, поразмышляйте над ним
Почему вы выбрали именно этот образ? Откуда появились эти детали, цвета, украшения? Что вам больше всего нравится в образе? А что не нравится? Чтобы вы хотели поменять?
Арт-терапия для пожилых людей
В Европе и на Западе арт-терапия эмоций широко используется среди пожилых людей старшего и преклонного возраста. Для них создаются группы и центры, использующие подходы терапии, доступные для каждого.
Зрелость — прекрасное время, когда человек может полностью отдаться своим увлечениям, перестать куда-то бежать и начать просто жить. Но это же и время, когда можно попасть в состояние «жизнь без цели». Привычный уклад пожилых людей рушится, дети вырастают, родители начинают чувствовать себя ненужными, начинается пенсия и появляется много свободного времени, а для того чтобы найти новые смыслы требуются энергия и усилия.
Методы арт-терапии дают возможность раскрыть в себе творческий потенциал и найти энергию для жизни в удовольствие.
В каких случаях применяется арт-терапия
Арт-терапия для лечения стрессаАрт-терапия применяется для лечения широкого спектра психических расстройств и психологического стресса.
Также она применяется в сочетании с другими психотерапевтическими методиками, такими как когнитивно-поведенческая терапия и индивидуальная терапия.
Вот некоторые ситуации, в которых используют «лечение творчеством»
- Склонность к постоянному стрессу среди взрослых и детей;
- Проблемы с психическим здоровьем;
- Черепно-мозговая травма;
- Ограниченные возможности обучения у детей;
- Поведенческие и социальные проблемы у детей;
- Для детей и взрослых, переживших травматические события;
- Для поднятия настроения.
Люди, испытавшие определённую проблему, могут выразить свои эмоции и переживания сквозь призму художественного самовыражения, используя различные методы: рисование, скульптуру, фотографию, графику и т.д. Всё это возможно провести в домашних условиях, предварительно закупив необходимые инструменты
Во время сеансов арт-терапии акцентируется внимание на внутреннем опыте человека, его чувствах, восприятии и воображении. Необязательно создавать шедевры, главное – научиться комфортно проявлять свои переживания
Цель оправдывает средства, а ваша цель – привести себя в порядок.
Упражнения и техники арт‑терапии
Казахстанская художница Айгерим Бектаева советует такие упражнения:
Закройте глаза и нарисуйте на листе бумаги каракули. Откройте глаза, внимательно посмотрите на рисунок
Когда какой-то фрагмент ваше внимание привлечёт, попробуйте дорисовать его так, как вам хочется. Затем постарайтесь понять, какие чувства и эмоции у вас вызвал этот рисунок и процесс.
Включите любимую музыку и начните рисовать под её ритм
Ещё лучше, если вы будете рисовать красками и без кисти, просто пальцами. Эта техника поможет сбросить напряжение и выразить эмоции.
Ещё несколько простых упражнений:
- Возьмите краску того цвета, который ассоциируется у вас с негативными чувствами, терзающими вас. Нанесите её на лист бумаги. Когда краска подсохнет, закрасьте её цветом с позитивной ассоциацией. При необходимости выполните упражнение несколько раз.
- Составьте в голове некий образ счастья, воплощённого в предмете, явлении или существе. Нарисуйте или соберите его из подручных средств. Проанализируйте, почему вы выбрали именно такой образ и использовали именно такие материалы и цвета. Разбор образа счастья в таких подробностях научит замечать хорошее даже в мелочах.
Пробуйте разные техники изобразительного искусства: например, можно порисовать в технике эбру — это рисование красками по жидкости. Конечно, это не совсем тот вид творчества, которым можно заняться здесь и сейчас, — вам потребуются специальные краски и жидкость. Но зато художники уверяют, что эбру помогает, например, справиться с гиперактивностью у детей.
«Детско-родительские отношения». Методика «Барашек в бутылке».
Цель группового занятия: Диагностика психологического самоощущения пациента в родительской семье. Пациентам предлагается нарисовать барашка в бутылке. После окончания работы пациентам предлагается представить свои рисунки для совместного обсуждения. АРТ-терапевт задает вопросы о том, как барашек и бутылка себя чувствуют, о чем мечтают, что их тревожит.
Пациенты обсуждают барашка, его расположение в бутылке, форму и расположение самой бутылки, наличие пробки и т.д. В конце обсуждения АРТ-терапевт дает собственные интерпретации рисунков пациентов.
Барашек является символом самого автора работы, а бутылка символизирует родительскую семью. Данная методика позволяет АРТ-терапевту проверить собственные гипотезы о месте и роли пациента в его семейной системе, а также получить дополнительную информацию об одном из важнейших аспектов жизни больного. Кроме того, совместное обсуждение рисунков с другими пациентами позволяет каждому пациенту взглянуть на мир другого, сравнить и узнать про себя самого нечто новое, что-либо отрицалось либо вытеснялось в бессознательное.
Отклики участников группы на рисунок пациента, позволяет ему взглянуть на свою семейную систему с другого ракурса и делает его более восприимчивым для последующей психотерапии.Ниже мы приводим работы пациентов.
Восстановление после курсов лучевой терапии
Переживаемый стресс и проблемы со здоровьем негативно сказываются на общем и эмоциональном самочувствии. Реабилитационная программа после лучевой терапии помогает человеку справиться с психологическими проблемами и неприятными симптомами, которые у каждого индивидуальны. Восстановление может включать работу с психологом, физиотерапию, массажи, лечебную физкультуру, прием препаратов.
Усталость после лучевой терапии – это абсолютно закономерное состояние. Врачи считают, что она – результат работы организма над восстановлением. Стремление немного вздремнуть на протяжении всего дня вполне естественно, и такой отдых очень полезен. Причиной усталости в некоторых случаях может быть анемия (недостаточное количество эритроцитов в крови). В зависимости от тяжести состояния таким пациентам может быть назначено переливание крови.
При облучении области таза или живота пациенты еще некоторое время после лечения испытывают тошноту и страдают расстройством желудка. К счастью, сейчас врачи располагают большим количеством средств, которые помогают контролировать эти неприятные симптомы.
Облегчить проблемы с суставами и мышцами помогают регулярные упражнения. Есть также специальная программа для профилактики лимфатического отека.
Клиент-центрированная терапия
В основе этого подхода лежит убеждение, что человек может сам найти причину и решение своих проблем, ему лишь нужна небольшая поддержка специалиста. Это подчеркивает и название подхода – именно человек (клиент) стоит у начала своих изменений.
Работа специалиста с клиентом представлена в форме диалога
Психологу важно создать атмосферу доверия, понимания (без оценки происходящего) и уважения. Клиент понимает, что его принимают таким, какой он есть, что он может говорить без опаски, что его не осудят или негативно оценят
Специалист в ходе диалога направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание.
Этот метод подойдет тем людям, которым не хватает тепла и сочувствия в жизни, кому нужно разрешить семейные или социальные конфликты, имеющим неврозы, тревогу или депрессию.
Отличия остеопатии от мануальной терапии
По началу может показаться, что используемые методы лечения и воздействия у остеопата и мануального терапевта не отличаются. На самом деле объединяет этих двух специалистов только используемый инструмент лечения – руки.
У мануальной терапии и остеопатии разное восприятие нашего организма. Остеопатия оказывает общее влияние на весь организм и рассматривает его как единую систему, оказывая воздействие даже на внутренние органы. Мануальный терапевт же в основном концентрируется на позвоночнике и воздействии на суставы и кости.
Также к различиям относятся следующие моменты:
- Остеопат назначает после осмотра дополнительные методы диагностики и сдачу анализов. Мануальный терапевт не начинает работу без наличия и изучения результатов функциональной диагностики и лабораторных анализов.
- Задача остеопатии – ликвидация причин заболевания и их лечение, а мануальной терапии – облегчение последствий болезни и устранение симптомов.
- Остеопат во время приема использует мягкие и деликатные движения для расслабления пациента. Мануальный терапевт использует такие техники, как растяжение, вправление и вдавливания, оказывая воздействия на костно-суставную систему. Если остеопатия устраняет причину появления болезни, то ее возвращение после пройденного курса крайне мало, в отличие от мануальной терапии, которая устраняет только симптомы.
- Продолжительность сеанса различается. Врачи остеопаты работают продолжительное время с пациентом, поскольку оказывается большое воздействие на все тело.
Методы/техники арт-терапии
-
Арт-терапия — это исцеление творчеством, данная методика позволяет установить связь между подсознанием и сознательной частью психики. Основа метода — метафора, которая вскрывает причины психологических проблем и сложностей. В процессе творчества бессознательно эти причины всплывают на поверхность, и человек использует подручные материалы для создания их образов, и затем под руководством психолога или самостоятельно работает с этими образами.
-
Работа может проводиться активно или пассивно. Активно — происходит деятельный творческий процесс: человек самостоятельно, рисует, лепит или сочиняет сказку, рассказ. Пассивно — клиент слушает музыку или рассматривает произведение искусства, смотрит фильм, и интерпретирует информацию, вычленяет то, что вызывает наибольший отклик, то, что составляет образ его проблемы.
-
Также методы арт-терапии могут проводиться в группе или индивидуально. В группе люди могут заниматься совместным творчеством, работать над проектом сообща или индивидуально в рамках заданной арт-терапевтом темы.
Причины артрита
Факторы, увеличивающие риск возникновения:
- генетическая предрасположенность (свойственна исключительно женщинам);
- избыточная нагрузка на суставы (например, вследствие занятий спортом);
- инфекционные заболевания;
- злоупотребление кофеином;
- курение;
- избыточный вес.
Патологические изменения в суставе могут быть связаны с повреждением суставного хряща, покрывающего кости в месте их сочленения. Подобный характер заболевания присущ дегенеративным артритам, к которым относятся, прежде всего, травматический артрит и остеоартроз.
Другую группу образуют воспалительные артриты. Эти заболевания связаны с воспалением синовиальной оболочки, выстилающей изнутри суставную капсулу. К воспалительным артритам относятся, прежде всего:
- инфекционный артрит (прямое проникновение инфекции в сустав);
- ревматоидный артрит, вызываемый нарушениями в работе иммунной системы. Как правило, затрагивает мелкие суставы кистей, реже – более крупные суставы (колени, голеностопные суставы, суставы запястья). При ревматоидном артрите конечности обычно поражаются симметрично;
- подагра – заболевание, вызываемое отложением в суставах мочевой кислоты. В норме мочевая кислота выводится почками, но если её образуется слишком много или почки не справляются с её выведением из организма, она начинает накапливаться в суставах, вызывая воспаление и боли;
- реактивный артрит. Данная разновидность артрита представляет собой реакцию иммунной системы на перенесенное раннее инфекционное заболевание. Подобная реакция может стать следствием таких заболеваний, как гонорея, хламидиоз, дизентерия, сальмонеллез и некоторых других.
Как проводят лучевое лечение?
Лучевая терапия – это широкий арсенал методов, которые можно разделить на две большие группы: внешнюю и внутреннюю (брахиотерапию). В первом случае излучение генерируют специальным аппаратом, который двигается возле проблемной зоны и под разными углами посылает лучи в опухоль. Пациент при этом лежит неподвижно на столе в той позе, которую выбрали на этапе планирования. Время воздействия может быть разным. В среднем один сеанс занимает 10-30 минут. В большинстве случаев пациенту назначают несколько таких процедур. Через некоторое время курс повторяют. Если целью радиотерапии является обезболивание, то ее могут провести однократно.
Сама процедура абсолютно безболезненная, но вызывает у некоторых людей беспокойство. Комнаты для проведения облучения оборудованы аудиоаппаратурой. С ее помощью пациент может сообщить врачам о любой проблеме или просто поговорить, чтобы расслабиться. Сами доктора в это время находятся в соседней комнате.
Брахиотерапия предполагает облучение опухоли радиоактивными веществами, которые вводят непосредственно в новообразование или соседние ткани. Она имеет две разновидности: временная и постоянная. При временном варианте радиоактивные препараты находятся внутри специального катетера, который на некоторое время вводят в опухоль, а затем удаляют. Для постоянной брахиотерапии используют крохотный имплантат, который помещают непосредственно в опухоль, где из него постепенно высвобождаются радиоактивные вещества. Со временем они заканчиваются, а зерно имплантата остается в организме на всю жизнь, не причиняя никаких неудобств.
Кто такой врач остеопат?
Врач остеопат – это профессиональный специалист, получивший высшее образование в области медицины.
Остеопатия – единственное направление медицины, которое рассматривает наш организм, как единую целостную систему, в которой все элементы связаны между собой и поэтому оказывают влияние друг на друга. В здоровом состоянии такие системы, как человеческое тело, ум и дух находятся в равновесии и гармонии. Остеопатия является одним из эффективных способов лечения и оздоровления.
В нормальном состоянии организм, как целостная система, работает слаженно. Движения телесных жидкостей в лимфатических руслах и кровеносных сосудах не затруднены – органы и ткани для полноценного функционирования получают необходимое питание, а продукты их жизнедеятельности вовремя отводятся и утилизируются. Сами органы не сдавлены, не пережаты, не деформированы, а значит их ткани функционируют в полном объеме.
Остеопат стремится привести организм человека именно к такому гармоничному состоянию. Так как именно это состояние необходимо для правильного выполнения функции самовосстановления. Причины дисбаланса могут быть разными. Стрессы или травмы приводят к зажимам мышц и связок. Мышцы тянут и перекашивают скелет, пережимают сосуды, давят на нервные окончания. Отклонения скелета от своей оси приводит к смещению органов. Возникают закупорки, зажатия, сдавленности, спазмы, застои жидкостей или их неполноценное поступление к тканям – это целый клубок болезней, который распутывает остеопат.
Самые важный и единственный инструмент остеопата – это его руки. С их помощью специалист может оценить состояние тканей как снаружи, так и внутри и обнаружить их малейшие изменения. Это позволяет предупредить развитие многих болезней и начать их лечение.
Остеопат работает не только с опорно-двигательный аппаратом, как многим может показаться. В сферу деятельности врача входит:
- работа со структуральной системой, в которую входят мышцы, суставы и опорно-двигательный аппарат;
- работа с висцеральной системой (внутренние органы);
- работа с краниосакральной системой, которая отвечает за гармоничное функционирование различных систем.