Второстепенные члены предложения

Члены предложения и части речи

Члены предложения нельзя путать с частями речи. Если мы определяем часть речи, то характеризуем слово с точки зрения морфологии. Если мы определяем член предложения, то мы говорим о синтаксической функции этого слова. Слова одной и той же части речи могут выполнять разные синтаксические функции, то есть являться разными членами предложения. Например, для слова ученик морфологический признак — существительное, синтаксический признак — подлежащее, дополнение, сказуемое, определение.

Разные части речи в предложении могут выполнять одинаковую синтаксическую функцию. Например, сказуемым может быть существительное, прилагательное, глагол, наречие.

Мой брат — юморист. (Существительное)
Наша река была красивой. (Глагол + прилагательное)
Солнце спряталось за тучу.(Глагол)
Он со всех ног наутек. (Наречие)

Как мы видим, между частями речи и членами предложений нет совпадений. Но есть замечания, которые помогут при разборе предложений.

1 В роли членов предложений могут выступать только знаменательные части речи. Служебные части речи, а именно предлоги, входят в состав того члена предложения, которым является существительное или местоимение с этим предлогом и подчеркиваются вместе.2 Некоторые слова никогда не являются членами предложения. К ним относятся вводные слова, вводные словосочетания и конструкции: вероятно, например, одним словом, так сказать, я думаю и пр. Союзы и частицы (кроме формообразующих и отрицательных) членами предложения не являются.3 Иногда членом предложения является целое словосочетание.Северный Ледовитый океан омывает Россию. (Словосочетание Северный Ледовитый океан — подлежащее).

На сайте можно подобрать предложения и словосочетания в режиме онлайн — введите слово в форму поиска и нажмите кнопку.

Определение

  • луна (какая?) пол­ная
  • по небу (како­му?) ясно­му, без­об­лач­но­му .

Указанные опре­де­ле­ния пол­но­стью сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мы­ми сло­ва­ми, поэто­му назы­ва­ют­ся согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Несогласованные опре­де­ле­ния свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния или при­мы­ка­ния. Они выра­жа­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми частя­ми речи и их формами:

1. суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же с пред­ло­гом и без него

2. при­тя­жа­тель­ным место­име­ни­ем 3 лица (его, её, их)

  • его лицо — лицо (чье?) его ;
  • её радость — радость (чья?) её ;
  • их забо­ты — забо­ты (чьи?) их ;

3. наре­чи­ем

4. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного

5. инфи­ни­ти­вом

6. нечле­ни­мым словосочетанием

  • ребе­нок шести лет ;
  • това­ры повсе­днев­но­го спро­са ;
  • дом в трех шагах ;
  • доб­рей­шей души жен­щи­на.

Дополнение

Чаще всего дополнение распространяет сказуемое, то есть зависит от глагола. Обычно выражается существительным или местоимением.

От одного глагола могут зависеть разные по значению дополнения. Например: Он рассказывает мне свою историю очень подробно.
Он рассказывает
— (кому?) мне
— (что?) историю
— (как?) подробно

В зависимости от того, в каком падеже представлено дополнение и какой глагол им управляет – переходный или непереходный, — разделяют прямое и косвенное дополнение.

Пример прямого дополнения: Он надел непроницаемые очки, чтобы защитить глаза от солнца. Надел (что?) очки. Защитить (что?) глаза. Очки и глаза – это прямые дополнения, выраженные существительными в В.п. без предлога.

Рассмотрим другой пример: Мы вчера собрали целую корзину грибов. Собрали (что?) корзину. Корзину – это прямое дополнение, которое выражено неодушевленным существительным в форме В.п. Дополнение управляется переходным глаголом собрали (собрать кого? что?), то есть действие, выраженное им, переходит на объект.

Дополнение может быть связано подчинением с предикативными наречиями – словами категории состояния. Например: Жаль (чего?) потраченных усилий.

Прямое дополнение может быть выражено:

  1. Существительным в форме В.п. без предлога. Например: Почитаю (что?) журнал. Позову (кого?) брата. Отправим (что?) письмо.
  2. Несвободным словосочетанием. Например: Послала (что?) воздушный поцелуй. Построили (что?) воздушный замок. В багажник мы сложили (что?) несколько палаток.
  3. Существительным в форме Р.п. без предлога. Здесь может быть два варианта:
    1) с применением частицы «не» при отрицательном сказуемом (не заметил чего? разницы; не купил чего? хлеба; не знал чего? правды);
    2) действие направлено на то или иное количество сыпучего или льющегося вещества (глотну чего? сока; наловлю чего? рыбы; налью чего? супа).

В последнем случае допускается использование форм и В.п., и Р.п. в равной степени: налью (что?) суп (В.п.) — налью (чего?) супа (Р.п.); не купил (что?) хлеб (В.п.) – не купил (чего?) хлеба (Р.п.); выпить (что?) сок (В.п.) – выпить (чего?) сока (Р.п.).

Пример косвенного дополнения: Я увлекаюсь компьютерными играми. Увлекаюсь (чем?) играми. Играми – это косвенное дополнение, представленное существительным в Т.п. Между (кем?) мной и тобой нет никаких секретов. Перед (кем?) ним стояло высокое зеркало.

Чаще всего дополнение зависит от сказуемого, однако в некоторых случаях наблюдается связь с существительным или прилагательным. Например: Океан больше (чего?) реки. Директор (чего?) школы выступил перед учениками.

Выделяют следующие способы выражения косвенных дополнений:

  1. Существительное и местоимение в форме косвенных падежей. Например: Отправили посылку (кому?) родственникам. Он увлекается (чем?) плаванием. Радуемся (чему?) встрече. Скользит (по чему?) по льду. Ходит (на чем?) на каблуках. Загляну (к кому?) к ним.
  2. Прилагательное или причастие в роли существительного. Например: Среди (кого?) отдыхающих было много туристов. Дорогу мы решили узнать (у кого?) у местных.
  3. Неопределенная форма глагола. Например: Зал просил его (о чем?) выступить на бис. Друзья заставили меня (что?) рассказать о проблеме.
  4. Количественные или собирательные числительные в падежной форме. Например: Умножьте это число (на сколько?) на пять. Прибавьте фломастеры (к чему?) к четырем ручкам. В последнем случае словосочетание «четырем ручкам» (количественное числительное с зависимым от него существительным) является неделимым и представляет собой один член предложения.
  5. Неделимое словосочетание. Например: На пляж мы пошли (с чем?) с несколькими лежаками.
  6. Фразеологизм. Например: Свою начальницу они называют (кем?) дьяволом во плоти.
  7. Наречие в роли существительного. Например: От (чего?) его постоянного «завтра» мы уже все порядком устали.
  8. Междометие. Например: Своим (чем?) громким «мяу» котенок, наконец, достучался до хозяйки.

Чтобы различить косвенное и прямое дополнение, нужно ориентироваться на несколько признаков:

  • прямое дополнение никогда не имеет связи с возвратным глаголом (то есть с таким, которое оканчивается суффиксом -ся);
  • прямое дополнение представлено винительным, а также в отдельных случаях родительным падежом, в то время как косвенное стоит в любом другом косвенном падеже;
  • в прямых дополнениях предлоги отсутствуют.

Подведем промежуточный итог таблицей «Способы выражения прямых и косвенных дополнений».

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Обстоятельство как второстепенный член предложения.
  2. Способы выражения обстоятельств.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 88 – 90.

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.

2. Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1.// Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 163.

3. Панов М. В. Русский язык. Учебник. – 5 класс.// Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 326 – 328.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – 259 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Кроме подлежащего и сказуемого в предложениях бывают ещё второстепенные члены предложения. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.

Рассмотрим с вами несколько предложений и попробуем их распространить, используя вопросы.

Мы видим, что действия в предложениях происходят где-то, когда-то, каким-то образом и при каких-то обстоятельствах. Поэтому рядом с глаголом-сказуемым в предложениях часто находится второстепенный член, который называется обстоятельство.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?». По значению выделяют несколько видов обстоятельств. В пятом классе мы знакомимся с тремя типами: места («где?», «куда?», «откуда?»), времени («когда?», «с каких пор?», «как долго?»), образа действия («как?», «каким образом?»).

Чаще всего обстоятельство присоединяется к сказуемому и выражается наречием или существительным с предлогом.

Вернёмся к нашим предложениям.

Вы видите, что в этих предложениях обстоятельства выражены наречиями, но они могут быть выражены существительным в косвенных падежах.

Вы скажете, что к слову под дождём можно задать вопрос под чем? И тогда это слово надо подчёркивать как дополнение. Как же отличить обстоятельство от дополнения?

Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обстоятельство выражает место, время, образ действия.

К обстоятельству можно задать вопрос, на который обычно отвечают наречия (даже несмотря на то, что обстоятельство может быть выражено и другой частью речи). Если к слову можно задать вопрос наречия, то это обстоятельство, если нет дополнение.

Это хорошо видно в следующих предложениях.

В первом предложении от сказуемого можно задать два вопроса: где? (смысловой) и в чём? (падежный). Смысловой вопрос в синтаксисе является главным, поэтому перед нами обстоятельство. Во втором примере можно задать только один вопрос: любитель (чего?) лесов. Второй вопрос здесь невозможен. Следовательно, перед нами дополнение.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Источник

Члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

  1. Чья родня? — Наша.

  2. Кто переезжает? — Родня.

  3. Когда переезжает? — Зимой.

  4. Родня что делает? — Переезжает.

  5. Откуда переезжает? — Из дома.

  6. Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);
  • вопросительное (вопрос, проблема);
  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

  • Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

  • Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 40,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 74,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 201,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 106,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 12,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 17,
Полякова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 27,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 81,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 96,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 27,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 66,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 141,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 145,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 175,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 186,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 416,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 29,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 136,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 25,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 56,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 68,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 96,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 118,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 169,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 157,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 32,
Полякова, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 446,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 448,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 454,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 457,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 468,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 749,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 497,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 499,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 501,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 508,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 506,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 574,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 583,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 590,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 291,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 505,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 442,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 295,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 296,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 297,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 315,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 97,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 276,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 103,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Задачка стр. 67,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 105,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение Задачка стр.113,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Работа с ребёнком по теме второстепенных членов

Чтобы можно было провести с ребенком полноценную работу по теме второстепенных членов, необходимо создать своеобразный мини-урок, в рамках которого ребенок сможет без проблем определить назначение предмета, понять суть задачи. Условно, можно подразделить урок на несколько отдельных частей, последовательно совершаемых действий:

  • Организационный момент, в рамках которого, ребенок выполняет действия, способные стать предпосылкой к последующему уроку. В частности, нужно попробовать записать число, название домашней работы. Обязательно стоит оставить строку для последующего написания названия темы, а уже в следующей строке необходимо будет проставить точку с красной строки.
  • Провести словарную работу, в рамках которой потребуется повторить словарные слова, выполнить взаимную проверку. Также потребуется провести знакомство с новыми словами, установить, насколько есть понимание значения конкретных слов. Далее ребенку необходимо составить некоторое предложение, в рамках которого используются слова, опираясь на конкретную схему.
  • Обязательно потребуется провести актуализацию знаний. В частности, можно подчеркнуть грамматическую основу, а после чего обязательно назвать, под каким конкретно номером следует подлежащее.
  • Изучение и проработка нового материала. Для ребенка необходимо будет придумать нечто увлекательное, например, подготовить обычную сказку, на примере которой можно будет в дальнейшем задать конкретные вопросы, установить наличие и вид второстепенных элементов.
  • В итоге обязательно необходимо составить домашнее задание, в полной мере проработать его. В частности, необходимо будет предоставить ребенку возможность продолжить предложения, а также установить второстепенные компоненты.

Как объяснить второстепенные члены предложения

Чтобы можно был объяснить ребенку второстепенные члены предложения, изначально, необходимо, в общем вспомнить, что такое речь. Она бывает, как устной, так и письменной.

Далее потребуется поговорить о том, что такое предложение, и о том, на какие части делится предложение. Также можно определить, на какие цели делится предложение, а также зафиксировать конкретные интонации.

Затем, на примере конкретных предложений обязательно стоит определить подлежащее, сказуемое. Только после этого ребенок может без проблем приступать к освоению материала, который содержит в себе информацию о второстепенных членах предложения.

В завершении необходимо будет просто нарисовать для ребенка обобщенную карту, на примере которой он сможет разобрать пример предложении и его второстепенных членов.

Порядок разбора предложения по членам

Стоит отметить, существует некоторый порядок разбора предложения по отдельным составным частям. Порядок выглядит следующим образом:

Предварительно важно внимательно прочитать само предложение, после чего корректно уяснить его общее содержание.
Как только предложение будет внимательно прочитано, обязательно необходимо выделить в нем подлежащее. В соответствии с общими правилами, оно будет обозначать либо предмет, либо объект, о котором имеется конкретная информация

Отвечает оно на вопросы «Кто?» или «Что?». Подчеркивается в предложении сплошной одинарной линией.
Далее потребуется таким же образом определить сказуемое. Оно обозначает именно то, что будет сказано о конкретном предмете. Также, чаще всего оно будет отвечать непосредственно на вопросы глаголов. Подчеркивается сказуемое сплошной двойной линией.
Далее будет необходимо найти некоторые слова, к которым будут проставлен вопросы, идущие от подлежащего. К примеру, они будут относиться непосредственно к нему и, зависеть от него же. Таким образом найдутся Определения.
После этого важно найти некоторые слова, к которым в речи проставляются вопросы, представленные от сказуемого. В частности, они относятся исключительно к нему, а также будут зависеть от него же
В этом качестве могут выступать Дополнения и Обстоятельства.
В заключение, потребуется обратить внимание на то, есть ли возможность от уже найденных второстепенных членов проставить вопросы к ещё не задействованным словам. Эти слова также могут исполнять роль второстепенных членов предложения, поэтому разбираем и их.

Дополнение: определение, виды, функции

Для начала дадим определение дополнению.

Дополнение чаще всего обозначает предмет или явление, на которое направлено действие. Оно выполняет единственную функцию, а именно поясняет (дополняет) сказуемое. Именно от сказуемого можно поставить вопрос и найти в предложении дополнение. Как это сделать?

Рассмотрим пример:

Анна написала письмо.

Алгоритм нахождения дополнения следующий:

  • Выделяем подлежащее и сказуемое: Анна написала.
  • От сказуемого «написала» ставим вопрос «Что?».
  • Получаем ответ «Письмо».
  • Определяем, что это за член предложения: дополнение, выраженное именем существительным.

Еще примеры:

Еж смотрит (на кого?) на белку.

Дети слушали (кого?) учителя.

Кот и собака будут обедать (чем?) мясом.

Дополнение отвечает только на вопросы косвенных падежей. Вспомним их.

Какие еще значения может иметь дополнение, кроме объекта, на которое направлено действие?

Объект сравнения:

Шелк лучше (чего?) крепа.

Иван выше (кого?) Николая.

Светлана умнее (кого?) Елены.

Объект восприятия:

Я рисую (что?) картину.

Мы видели (кого?) дельфинов.

Школьники слушают (что?) романс.

Статус человека:

Он директор (чего?) птицефабрики.

Наталья – владелица (чего?) квартиры.

Николай Андреев – ректор (чего?) института.

Орудие действия:

Ребенок рисовал (чем?) фломастерами.

Папа стучал (чем?) молотком.

Мама стирала (чем?) мылом.

Дополнение выражается разными частями речи. Рассмотрим таблицу.

В предложении может встречаться несколько дополнений:

Катя варила (что?) суп (для кого?) для сына.

Мы рисуем (что?) открытку (для кого?) для дедушки.

В русском языке выделяют два вида дополнений: прямое и косвенное.

Первый вид – это дополнение в форме винительного падежа без предлога:

Щенок лижет (что?) лапу.

Папа бросил (что?) мяч.

Косвенное дополнение – это все остальные формы дополнения, выраженные, в том числе, формой винительного падежа с предлогом:

Солдаты боролись (за что?) за свободу (винительный падеж с предлогом).

Нам не хватало (чего?) смелости (родительный падеж).

Мария Сергеевна думала (о чем?) о содеянном (предложный падеж).

Дополнение относится к сказуемому и напрямую зависит от него. К нему можно задать только один из вопросов косвенных падежей.

Обстоятельства

  • времени;
  • места;
  • причины;
  • цели;
  • образа действия;
  • меры и др.

При этом главное — правильно задать вопрос к слову. При разборе предложения обстоятельство подчеркивают штрихпунктирной линией. Лучше всего разницу обстоятельств можно увидеть на примерах:

  • Слева стоял рояль (где? – обстоятельство места).
  • Мы приехали накануне (когда? – время).
  • Он запрыгал от радости (почему? – причина).
  • Она пришла в магазин покупать платье (зачем? – цель).
  • Они ехали медленно и тихо (как? – образ действия, однородные слова).
  • Мы дважды заходили сюда (как много? – мера).

В конце отметим, что вне зависимости от того, с каким предложением вы имеете дело, с простым или сложным, для определения его члена нужно правильно задать вопрос, и трудностей с разбором у вас не возникнет.

Сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др.
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Сказуемое может быть простым и составным.

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.
Составное сказуемое может быть глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) — основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности.
В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение.
Наиболее употребляемым является глагол-связка быть, выражающий только грамматические значения.

Примечание:
В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.

Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.

Примечание:
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно, вносящие в сказуемое значение сравнения.

Другие заметки по русскому языку и литературе

Определение

Определение — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый име­ет общее зна­че­ние при­зна­ка, отве­ча­ет на вопро­сы какой? кото­рый? чей? и отно­сит­ся к сло­ву с пред­мет­ным зна­че­ни­ем.

  • луна какая? пол­ная
  • по небу како­му? ясно­му, без­об­лач­но­му.

Указанные опре­де­ле­ния пол­но­стью сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мы­ми сло­ва­ми, поэто­му назы­ва­ют­ся согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Несогласованные опре­де­ле­ния свя­зы­ва­ют­ся с глав­ным сло­вом под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния или при­мы­ка­ния. Они выра­жа­ют­ся сле­ду­ю­щи­ми частя­ми речи и их фор­ма­ми:

1. суще­стви­тель­ным в кос­вен­ном паде­же с пред­ло­гом и без него

  • совет (чей?) учи­те­ля;
  • спи­сок (какой?) груп­пы;
  • вет­ка (чья?) бере­зы;
  • шап­ка (какая?) с козырь­ком;
  • пла­тье (какое?) в полос­ку;

2. при­тя­жа­тель­ным место­име­ни­ем 3 лица (его, её, их)

  • его лицо — лицо (чье?) его;
  • её радость — радость (чья?) её;
  • их забо­ты — забо­ты (чьи?) их;

3. наре­чи­ем

  • взгляд испод­ло­бья;
  • борщ по-украински;
  • парк напро­тив;
  • ули­ца наис­ко­сок;

4. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го

  • чай покреп­че;
  • маль­чик постар­ше;
  • дев­чуш­ка посме­лее;

5. инфи­ни­ти­вом

  • надеж­да отдох­нуть;
  • жела­ние при­лечь;
  • вре­мя дей­ство­вать;

6. нечле­ни­мым сло­во­со­че­та­ни­ем

  • ребе­нок шести лет;
  • това­ры повсе­днев­но­го спро­са;
  • дом в трех шагах;
  • доб­рей­шей души жен­щи­на.

Определение

Определение имеет значение признака и отвечает на вопросы части речи, обозначающей признак – полного прилагательного. Название говорит о функции – определять предмет, называть признак, выделяющий его из ряда подобных.

Дерево – понятие общее; высокое дерево – уточнённое, сужающее перечень подходящих под название предметов; то дерево – обозначение конкретного предмета, на который указывают.

Определения делятся на два типа:

  1. Согласованные. Употребляются в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово. При изменении грамматических признаков главного – меняет признаки и определение.

Синий шар – синего шара, синие шары.

  1. Несогласованные. Сохраняют грамматические признаки при изменениях формы определяемого понятия.

Мешок из-под картошки – в мешке из-под картошки, мешки из-под картошки.

Тип определения Чем выражается Примеры
Согласованное Полное прилагательное пушистый кот
Полное причастие и прич. оборот спящий кот
Местоимение-прилагательное чей-то кот
Порядковое числительное второй кот
Количественное числительное один один кот
Несогласованное Существительное Местоимение-существительное суп с фрикадельками суп с чем-то
Прилагательное в сравнит. степени линейка подлиннее
Инфинитив желание выжить
Наречие дорожка наискосок
Личные местоимения в притяжательном значении её сумка
Неделимые словосочетания (гл. слово – существительное) Старик с густой бородой

Согласованное или несогласованное определение, выраженное существительным и стоящее в той же грамматической форме, что и определяемое слово, называется приложением. В роли приложений выступают слова со значением:

  • профессии (сосед-строитель);
  • национальности (туристы-японцы);
  • качества (дочка-затейница);
  • возраста (прохожий-старик);
  • собственного имени неодушевлённого предмета (гора Эльбрус).

Если приложением является название литературного или музыкального произведения, периодического издания, судна, летательного аппарата или иное название, заключаемое в кавычки, приложение становится несогласованным.

Журнал «Русское искусство» — в журнале «Русское искусство», журналом «Русское искусство» и т.п.

Пример синтаксического разбора

Любой синтаксический разбор предложения начинается с поиска грамматической основы. Затем от нее задают вопросы к другим словам и ищут второстепенные члены.

Пример — «Учитель подождал перемены и принес в класс большую географическую карту»:

  1. Кто? Учитель — подлежащее, существительное.
  2. Что сделал? Подождал и принес — простые сказуемые, глаголы.
  3. Подождал чего? Перемены — дополнение, существительное в родительном падеже.
  4. Принес что? Географическую карту — дополнение, неделимое словосочетание. Состоит из существительного и прилагательного в винительном падеже.
  5. Принес куда? В класс — обстоятельство места, существительное с предлогом.
  6. Карту какую? Большую — определение, прилагательное.

После следует подчеркнуть слова в зависимости от их роли и составить схему предложения при необходимости.

Предложение состоит из слов, которые согласуются между собой и играют определенные роли. В любой фразе выделают грамматическую основу и второстепенные члены. Каждый из них выполняет свою важную функцию.

Определённо-личные предложения

Определённо-личное предложение — это предложение, у которого только один главный член в форме сказуемого-глагола 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (настоящего или будущего времени) или повелительного наклонения. Так как окончание сказуемого в этих формах достаточно определённо указывает на подлежащее (местоимение  я, мы, ты  или  вы), то подлежащее не употребляется, чтобы не дублировать значение лица.

Пример.

  • Форма 1-го лица настоящего времени изъявительного наклонения:

    Помогаю сестре с уроками.

  • Форма 2-го лица настоящего времени изъявительного наклонения:

    Идёшь с нами в кино?

  • Форма 1-го лица будущего времени изъявительного наклонения:

    Сделаем доклад вместе.

  • Форма 2-го лица будущего времени изъявительного наклонения:

    Поиграешь завтра с нами?

  • Повелительное наклонение:

    Завтра приходите пораньше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: