Схема распространенного предложения и его примеры

Как отличить предложения

Для того чтобы отличить общеупотребительное от невидимого, необходимо определить его грамматическую основу. При наличии непервичных представителей общественности предложение носит общий характер

Следует уделить особое внимание этому виду анализа, так как существует несколько сложных случаев

  • сказуемое может состоять из нескольких слов: Она была учительницей. Была учительницей — составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой «была» и именем существительным;
  • подлежащее может быть выражено цельным сочетанием: Железная дорога была построена. Железная дорога — подлежащее.

Рассмотрим этот подход на следующем примере Белые грибы — самые вкусные грибы. Объект — КЭП (указывает на вид гриба). Сложные номинативные предложения, выраженные в высшей степени глаголами и прилагательными, считаются самыми вкусными. Предложения не являются предложениями.

Таким образом, предложение может быть расширено в любом из вторых предложений. Однако не тот факт, что большое количество слов в предложении является признаком распространения, а тот факт, что предложение не является вторым предложением, является признаком распространения.

Распространенное и нераспространенное предложение

Распространенное и нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние отли­ча­ют­ся по нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов. Узнаем, что такое рас­про­стра­нен­ное и нерас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние в рус­ском язы­ке и при­ве­дем при­ме­ры.

В син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ет­ся его вид:

  • по инто­на­ции (повест­во­ва­тель­ное, вопро­си­тель­ное, побу­ди­тель­ное);
  • по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке (вос­кли­ца­тель­ное или невос­кли­ца­тель­ное);
  • по нали­чию глав­ных чле­нов (одно­со­став­ное или дву­со­став­ное);
  • по нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния.

Важной син­так­си­че­ской харак­те­ри­сти­кой пред­ло­же­ния явля­ет­ся нали­чие или отсут­ствие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния. В свя­зи с этим в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют нерас­про­стра­нен­ные и рас­про­стра­нен­ные пред­ло­же­ния

Примеры нераспространенных предложений из художественной литературы

Была ночь. По все­му лесу потрес­ки­вал мороз (В. Катаев).

Дело было так. Тщательно и ста­ра­тель­но шел Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр… (Г. Траепольский).

Это ста­ло тра­ди­ци­ей (К. Паустовский).

Светились цве­ты. Светились недол­го (Н. Сладков).

Вечер был тёп­лый и тихий (Н. Сладков).

Ученик был нетер­пе­лив. Пять минут — неве­лик срок (М. Алексеев).

Разгорался рас­свет. Синева на восто­ке сме­ни­лась баг­ро­вой мглой, похо­жей на дым пожа­ра (К. Паустовский).

Утро было яркое, сол­неч­ное, но про­хлад­ное (Г. Скребицкий).

Определение — второстепенный член предложения

Теплый вете­рок заби­ра­ет­ся за про­стор­ный ворот мое­го мат­рос­ско­го костю­ма и щеко­чет тело (А. Новиков-Прибой).

В соста­ве пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ем согла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния.

Согласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми, место­име­ни­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми и при­ча­сти­я­ми, кото­рые сов­па­да­ют в чис­ле, роде и паде­же с опре­де­ля­е­мым сло­вом.

Несогласованные опре­де­ле­ния выра­жа­ют­ся суще­стви­тель­ны­ми в кос­вен­ном паде­же, инфи­ни­ти­вом, наре­чи­ем и дру­ги­ми частя­ми речи.

Дополнение — второстепенный член предложения

Дополнение пояс­ня­ет ска­зу­е­мое.

Я вспо­ми­наю (что?) леса, озё­ра, пар­ки и небо (К. Паустовский).

Различают пря­мое и кос­вен­ное допол­не­ние. Прямое допол­не­ние, обо­зна­чен­ное суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в вини­тель­ном (роди­тель­ном) паде­же без пред­ло­га зави­сит от ска­зу­е­мо­го, выра­жен­но­го пере­ход­ным гла­го­лом:

  • пишу что? рас­сказ.
  • выпил (чего?) мор­са.

Существительные в фор­ме осталь­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него явля­ют­ся кос­вен­ны­ми допол­не­ни­я­ми:

  • гор­жусь (чем?) Родиной;
  • вспо­ми­наю (о чём?) о море.

Обстоятельство — второстепенный член предложения

Обстоятельство, как и допол­не­ние,  в пред­ло­же­нии при­над­ле­жит к соста­ву ска­зу­е­мо­го.

Обстоятельства быва­ют раз­ных видов и отве­ча­ет на вопро­сы: как? когда? куда? отку­да? зачем? поче­му? при каком усло­вии?

Сумерки (где?) в лесу насту­па­ют (как?) неожи­дан­но (когда?) рано (В. Арсеньев).

Обстоятельства выра­жа­ют­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми:

Я (когда?) и рань­ше ходил (куда?) в лес (с какой целью?) гулять (В. Солоухин).

Примеры распространенных предложений из художественной литературы

Но еще выше было небо, все засы­пан­ное звез­да­ми (В. Катаев).

У самой воды боль­ши­ми охап­ка­ми выгля­ды­ва­ли из заро­с­лей мяты невин­ные голу­бые неза­буд­ки (К. Паустовский).

Глубокая лес­ная кана­ва до самых кра­ёв была напол­не­на быст­ро бегу­щей мут­ной водой (И. Соколов-Микитов).

Обладая памя­тью необык­но­вен­ной, Пушкин уже на один­на­дца­том году был хоро­шо зна­ком с фран­цуз­ской лите­ра­ту­рой (А. Гессен).

Кое-где сквозь чащу дере­вьев мель­ка­ли сереб­ря­ные нити лес­ных ручей­ков (А. Куприн).

Еле воло­ча от уста­ло­сти ноги и отби­ва­ясь от несмет­но­го коли­че­ства кома­ров, я под­нял­ся на воз­вы­шен­ность и огля­дел­ся (Г. Скребицкий).

Тест на проверку усвоения материала

Вы ознакомились со всеми правилами, связанными со сложными предложениями. Чтобы понять, насколько вы вникли в тему, пройдите простое тестирование и ознакомьтесь с результатами.

Сколько грамматических основ в сложном предложении

Три вопроса, на каждый имеются предложенные варианты ответов.

  1. Шел снег, за окном ничего не видно, только проблески огоньков вдали.
    1. 2
    2. 3
    3. 4
  2. Погода все больше хмурилась, дождь не утихал: большие капли били жестко и неумолимо по лицу.
    1. 3
    2. 1
    3. 2
  3. В комнате было светло, но какое неприятное чувство не давало покоя, что вот-вот что-то должно произойти.
    1. 1
    2. 2
    3. 4
    4. 3

Определение типа связи в сложном предложении

Проверьте знания, ответьте на вопросы, записывая те из вариантов, которые считаете верными.

  1. Солнце давно село, но пение птиц не прекращалось, будто мы попали в сказку.
    1. подчинительное и сочинительное;
    2. бессоюзное и сочинительное;
    3. сочинительное;
    4. подчинительное и бессоюзное.
  2. Солнечные лучи пробивались сквозь громоздкие тучи, но, когда подул ветер, света не стало.
    1. сочинительный и подчинительный;
    2. только сочинительный;
    3. только подчинительный.
  3. Когда начались уроки, позвонила мама; она переживала, что я не написал по приходу в школу.
    1. подчинительные и сочинительные;
    2. бессоюзные;
    3. сочинительные;
    4. подчинительные.

Определение необходимости знаков препинания

Поставьте знаки препинания, основываясь на полученных знаниях:

  1. Рома одел куртку несмотря на теплый осенний день дул прохладный ветер и моросил дождь можно и простыть.
  2. Правда нужна даже тогда когда никто о ней не помнит.
  3. Когда знаешь как нужно правильно не ошибешься.

Основное, что необходимо, запомнить союзы, чтобы грамотно сопоставить связь. А знаки препинания расставятся в зависимости от смысла и интонации. Основы, полученные от данного правила, помогут писать без синтаксических и пунктуационных ошибок.

Что такое распространенное предложение

Предложение, в котором присутствует хоть один второстепенный член, называется распространенным. Второстепенные члены не являются самостоятельными, они зависят от главных – дополняют, определяют, объясняют их. В контексте они связаны с главными членами и между собой подчинительной связью.

Второстепенные делятся на две группы: группу подлежащего и группу сказуемого. Как правило, к первой группе относятся слова, распространяющие подлежащее, от него зависящие. Цепочка вопросов к ним идёт от этого доминанта. Вторая группа охватывает слова, зависимые таким же образом от сказуемого. К второстепенным относятся определения, которые при разборе подчеркиваются волнистой линией, дополнения, обозначаемые прерывистой линией, и обстоятельства, маркируемые знаком «тире – точка – тире».

Определение – второстепенный член предложения

Определение – член предложения, имеющий значение признака, относящийся к слову, называющего предмет. Отвечает на вопросы «какой?», «который?», «чей?». Определения делятся на согласованные и несогласованные.

Первые связаны с определяемым словом способом связи согласованием и полностью повторяют его грамматическую форму. Чаще всего выражаются склоняющимися частями речи без предлогов: существительными, прилагательными, числительными, местоимениями и причастиями:

  • хмурое утро;
  • седьмой час;
  • мой напарник;
  • Настин брат;
  • папин костюм;
  • теплый вечер.

Несогласованные определения – связываются с главным словом управлением или примыканием и не повторяют его форм:

  • радость (упр.) матери;
  • ее (упр.) улыбка;
  • взгляд (прим.) свысока;
  • суп (прим.) погуще;
  • время (прим.) отдохнуть;
  • человек (упр.) добрейшей души.

Дополнение – второстепенный член предложения

Дополнение называет объект действия со стороны сказуемого. Выражается именем существительным или местоимением, относится к группе сказуемого и отвечает на вопросы всех падежей, кроме именительного. Способ связи со сказуемым – управление:

  • увидел (Р. п.) друга;
  • поздоровался (Т. п.) с ним;
  • передал (В. п.) гостинец;
  • улыбнулся (Д. п.) малышу;
  • думал (П. п.) о работе.

Обстоятельство – второстепенный член предложения

Обстоятельство характеризует признак действия, условие, состояние, а также место, время, цель, причину и тому подобное. Чаще выражается наречиями и деепричастиями или их оборотами, а также именными частями в форме косвенных падежах с предлогами и без. Может выражаться некоторыми фразеологическими оборотами. Относится к группе сказуемого, связан с ним управлением или примыканием. Отвечает на вопросы «как?», «каким образом?», «где?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?» и другими подобными:

  • сделать быстро;
  • находиться в школе;
  • прийти с работы;
  • уехать отдыхать;
  • улыбаться, глядя в глаза.

Примеры распространенных предложений из художественной литературы

Примеры из художественной литературы

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды.

(Русская народная сказка «Маша и медведь»)

И промеж высоких гор Видит шелковый шатёр. Мне памятно другое время!В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного.Молодые затворницы в положенные часы сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух. Зурин пригласил меня отобедать с ним вместе чем бог послал, по-солдатски.

(А. Пушкин)

Он на допрос не отвечал.Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу.Тут он начал щипать левый ус, повесил голову и призадумался.

(М. Лермонтов)

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов.

(М. Горький)

Мать обвинила во всем Маслову и разочла ее. Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться.

(Л. Толстой)

Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее.

(И. Тургенев)

Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.

(Ф. Достоевский)

И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать. И еще в народе у нас считают эту клюкву целебным лекарством от всех болезней.

(М. Пришвин)

По шоссе медленно ехал верхом офицер в белых перчатках и в адъютантском мундире.Под ним была высокая длинная лошадь золотистой масти с коротким, по-английски, хвостом.

(А. Куприн)

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне.Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег.

(А. Платонов)

Односоставные и двусоставные

Какие простые предложения можно назвать односоставными? Те, у которых предикативная (грамматическая) основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого.

  • Оттепель.
  • Красивая девушка.
  • Светает.

Если из главных членов в предложении есть только подлежащее, то такие грамматические единицы называются назывными, или номинативными.

  • Красота невероятная!
  • Вечерний Киев с множеством огней.

Если же есть только сказуемое, то выделяют несколько видов таких односоставных предложений:

определенно-личное (действие исполняется неким предметом или личностью и выражено глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени);
неопределенно-личное (сказуемое выражено глаголом в 3-м лице множественного числа);
обобщенно-личное (глагол выражается формой 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени и 3-го лица множественного числа, но внимание концентрируется на самом действии);
безличное (действующее лицо грамматически не выражено).

Предложение, предикативный центр которого состоит из двух членов, именуется двусоставным.

Идут дожди.

Распространенное предложение: учимся распознавать

Что такое распространенное предложение? Единица языка, которая помимо предикативной основы содержит другие члены – второстепенные.

Категорию распространенности рассматривают только у простого предложения, имеющего одну грамматическую основу. Если следует охарактеризовать предложение сложное, то берется для анализа каждая его простая часть. Таким образом, в составе сложного могут быть как распространенные, так и нераспространенные единицы.

Второстепенные члены могут иметь предложения с полной грамматической основой и односоставные. Например:

Я, счастливая, пошла прогуляться по только выпавшему первому снежку. Пушистого снега в этом году нет.

В первом примере есть второстепенные члены, распространяющие подлежащее (счастливая), сказуемое (по снегу) и другие (только выпавшему, первому). Во втором предложении представлено только сказуемое, которое распространено дополнением (снега) и обстоятельством (в этом году). Также в данном предложении определение (пушистого) распространяет дополнение.

Простое распространенное предложение может быть и неполным. То есть таким, где пропущен один из главных членов при условии, что его легко восстановить из контекста. Например:

Я люблю путешествовать самолетом. Мой муж – личным автотранспортом.

Второе предложение неполное и распространенное. Сказуемое «любит» упущено из контекста, чтобы избежать тавтологии.

Следует четко понимать, что такое распространенное предложение, чтобы отличить его от подобного, содержащего однородные подлежащие или сказуемые. Например:

Звери, птицы, насекомые замерзали. Окружающие спешили, суетились, ругались.

Первое предложение нераспространенное, оно содержит однородные подлежащие, второе также не имеет второстепенных членов, только однородные сказуемые.

Что такое распространенные и нераспространенные предложения — ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: познакомить с понятиями распространенное и нераспространенное предложение; научить находить в предложении подлежащее и сказуемое.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать и находить в тексте главные члены предложения — подлежащее и сказуемое, находить второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: карточки для рефлексии, лента “светофор”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

— Отгадайте загадки, напишите отгадки.

По небу оравою

Бегут мешки дырявые.

И бывает иногда,

Из мешков течет вода. (Туча.)

К розе не пускают,

От всех ее защищают. (Шипы.)

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука.)

Он высокий и пятнистый,

С длинной, длинной шеей,

И питается он листьями —

Листьями деревьев. (Жираф.)

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник.)

На малину налетели,

Поклевать ее хотели.

Но увидели урода —

И скорей из огорода!

А урод сидит на палке

С бородою из мочалки. (Чучело.)

— Найдите в словах орфограммы и подчеркните их.

— Какими правилами пользовались для написания этих слов? (ЖИ—ШИ пиши с буквой И. ЧА—ЩА пиши с буквой А. ЧУ—ЩУ пиши с буквой У.)

III. Самоопределение к деятельности

— Запишите предложение: “Щука дремлет”.

— Объясните значение слова дремлет. (Дремать — некрепко спать, быть в состоянии полусна.)

— Найдите в предложении подлежащее и сказуемое.

— Добавьте второстепенные члены предложения, чтобы было понятно, где дремлет щука. (Щука дремлет на дне реки.)

— Чем отличаются эти два предложения? (Одно состоит только из основы, а другое — из основы и второстепенных членов предложения.)

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 35, прочитайте тему урока. (Что такое распространенные и нераспространенные предложения?)

Упр. 39 (с. 35).

— Прочитайте текст. Озаглавьте его. (Утро.)

— На какие две группы можно разделить все предложения в тексте? (1 — предложения, состоящие только из основы; 2 — предложения, состоящие из основы и второстепенных членов предложения.)

— Запишите предложения, состоящие только из основы. (Дети самостоятельно выписывают эти предложения.)

— Прочитайте правило и скажите, как называются предложения, которые вы выписали. (Нераспространенные, потому что они состоят только из основы.)

— Как называются предложения, которые вы не выписывали? (Распространенные, потому что в них, кроме основы, есть второстепенные члены предложения.)

V. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 40 (с. 35).

— Прочитайте запись. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет, слова не связаны по смыслу.)

— Составьте из слов нераспространенное предложение. (Лисятки играют.)

— Составьте распространенное предложение. (Шаловливые лисятки под кустом играют в прятки.)

— Запишите распространенное предложение. Подчеркните основу предложения.

— Какое из записанных предложений вам нравится больше?

Упр. 41 (с. 36).

(Фронтальная работа.)

— Самостоятельно дополните любое предложение, чтобы оно стало распространенным, и запишите его. Если не знаете, как написать слово, спросите у учителя.

— Прочитайте предложение, которое вы написали. (Несколько учащихся зачитывают свои варианты.)

VII. Рефлексия

— Я читаю предложения; если вы считаете, что оно распространенное, то ставите букву Р, нераспространенное — Н.

Пришла весна.

Распустились первые цветы.

Это смелые подснежники выглянули из-под снега.

Мерзнут подснежники.

Они рады весеннему свету.

Ответ: Н, Р, Р, Н, Р.

(Самопроверка (сверка с образцом на доске), самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

— Какие предложения называются распространенными?

— Какие предложения называются нераспространенными?

— Для чего нужно уметь составлять распространенные предложения?

IX. Домашнее задание

Выполнить упр. 42 (с. 36).

Программный уровень. Дополнить предложение второстепенными членами письменно.

Предыдущая

Следующая

Алгоритм определения типа предложения

  • Читаем  предложение полностью.
  • Находим основу (или основы предложения). Читайте, что такое грамматическая основа предложения.
  • Если основа в предложении одна  →  предложение простое.
  • Если основ две (или более) → предложение сложное.

Примеры. Бежит тропинка полевая то под откос, то вновь на бугорок. (Основа одна   (Что?) тропинка (тропинка (что делает?) бежит → предложение простое.

Встаёт солнце1, и вместе с солнечным светом оживают лесные поляны2.

Основ две: в первом предложении речь идет о солнце (Что?) солнце (солнце (что делает?) встаёт). Во втором предложении говорится  о полянах (Что?) поляны  (поляны что делают?) оживают). Предложение сложное.

То есть определение простое перед нами предложение или сложное, заключается как раз в умении найти в предложении его основу или несколько основ.

Обстоятельство

Еще один второстепенный член предложения, без которого полностью не ответить на вопрос, что такое распространенное предложение – это обстоятельство. Оно поясняет место, время, причину, цель, условие, образ действия либо сравнение одного предмета или явления с другим. Отвечает на вопросы наречия: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?

  • Андрей запрыгнул на лошадь и поскакал быстрым галопом. Поскакал (как?) галопом – обстоятельство образа действия, выраженное наречием.
  • В ноябре мы поедем на заслуженный отдых. Здесь два обстоятельства: времени – «в ноябре» и места – «на отдых».

Видео

Сложноподчиненное предложение | Русский язык

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях| Русский язык

Сложноподчинённые предложения. Урок 13. Русский язык 11 класс.

Русский язык 9 класс (Урок№21 — Понятие о сложноподчинённом предложении.)

Сложноподчиненные предложения (5 класс, видеоурок-презентация)

Сложносочиненное предложение | Русский язык

ЕГЭ по русскому языку. Виды сложных предложений

9 класс. Русский язык. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Русский язык 9 класс (Урок№35 — Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.)

Строение сложноподчинённых предложений (9 класс, видеоурок-презентация)

Обстоятельство

Обстоятельством именуется побочный член предложения с пояснительными функциями, тот, что относится к члену предложения, обозначающему действие. Обстоятельство обозначает знак действия, знак знака, указывает на метод совершения действия либо на время, место, цель, причину либо условие его свершения. «А уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он». (А. Пушкин);Обстоятельства могут быть выражены: наречием, именем существительным в косвенном падеже, деепричастием либо деепричастным циклом, инфинитивом (обстоятельства цели).

Отличить распространенное предложение от нераспространенного довольно просто. Это понятно при разборе предложения и выявлении второстепенных членов или их отсутствии. Разбирая предложения синтаксически, сначала выделяют его , учитывая за основу интонацию – это могут быть побудительные, повествовательные или вопросительные предложения, также как вариант можно встретить либо восклицательные, либо невосклицательные. Односоставное или двусоставное определяется по наличию главных членов предложения, а также по присутствию или отсутствию других членов.

Отсюда делаем вывод, что наличие или отсутствие второстепенных членов предложения определяет, какое оно – распространенное или нет.

Распространённые предложения в русском языке

Распространёнными называют те предложения, в которых помимо грамматической основы есть второстепенные члены. К примеру: «Неподалёку от раскидистого леса пробегала стая диких кабанов».

В русской речи гораздо чаще встречается именно этот вид предложений. Почему? Всё просто: было бы очень тяжело говорить с помощью лишь одной грамматической основы. Например, вместо такого рода рассказа про жизнь домашнего питомца: «Сегодня с утра мой щенок Бобик резво играл с мячом. Я очень долго наблюдал за его весёлым развлечением», мы бы получили что-то вроде этого: «Бобик играл. Я наблюдал».

Что касаемо второстепенных членов, они бывают трёх видов — дополнение, определение, обстоятельство.

Дополнение представляет собой любой предмет и более точно поясняет определённый член предложения. Его можно выразить такими способами:

  • Имя существительное — смотреть мультик, учить уроки, включать лампу.
  • Местоимение — говорить о нём, смотреть на них, делать для неё.
  • Другие части речи в роли существительного — не хочу знать про «это».
  • Глаголы в инфинитиве — требую оплатить, попрошу уезжать, разрешаю говорить.
  • Словосочетания — рассказывала многим людям.

Дополнения делятся ещё на два пункта:

  • Прямые дополнения означают предмет, который выступает в непосредственной связи с указанным глаголом. Несколько примеров: «Я прочитал книгу», «Я посмотрел фильм», «Лето заменило весну». Прямые дополнения всегда выступают в винительном падеже в качестве существительного, когда нет предлога и в родительном, в форме отрицания. Примеры: «Катя не делала уроки», «Кристина не читала книги», «Бобик не рвал обувь».
  • Дополнения, которые не относятся к предыдущему пункту, называют косвенными. Примеры: «Работа была сделана акварелью», «Даша приготовилась к отъезду».

Определение обозначает какой-либо признак или характеристику предмета. Оно делится на:

  • Согласованное. Такой тип определения выражается в согласовании с определённым предметом, к примеру, «новый телефон». Согласованное определение может выступать практически в роли любой части речи.
  • Несогласованное определение может быть как и с предлогом, так и без него. Оно всегда выступает в косвенном падеже, может быть в роли существительного, местоимения, прилагательного и глагола в инфинитиве.
  • Приложение — определение, которое полностью принадлежит определяемому слову, выраженное в роли существительного. Пример: «Очень хочется съездить на красное море».

Обстоятельство обозначает, как бы это забавно ни звучало, обстоятельства, из-за которых происходит какое-либо действие. С помощью таких членов словосочетание становится более логичным. Обстоятельства делятся на 9 видов: места, времени, причины, цели, образа действия, меры, степени, условия и уступки. К каждому из них есть свои вопросы, с которыми можно детально ознакомиться на любом сайте, посвящённом русской грамматике и правилам правописания. Данные второстепенные слова можно выражать с помощью таких способов:

  • Наречие — «Ровно плыла Екатерина, строго по линии».
  • Существительное в косвенном падеже — «На закате показался туман».
  • Инфинитив — «Туристы присели у реки отдыхать».
  • Сравнительный оборот — «Шла домой, словно после марафона, Мария».
  • Деепричастный оборот — «Плача, она обняла мать».
  • Словосочетание — «Десяток яиц выбери, да половину возьми».
  • Фразеологический оборот — «Они читали, уйдя с головой».

Большинство обстоятельств выделяется с помощью запятой.

https://youtube.com/watch?v=USyc223lqrk

Полезные материалы по теме

Подписывайтесь на нашу рассылку. Когда подпишетесь, вам на почту придет письмо, там надо будет нажать на кнопку «Подтвердить». Всем подписчикам мы высылаем ссылки на новые статьи в рубрике Образование – вы точно ничего не пропустите.

В каждой статье я рекомендую читателям курсы по русскому языку. Они дешевле, чем репетитор, а результаты часто дают более качественные, ребенок системно осваивает материал.

  1. Курсы подготовки к ВПР по русскому для всех классов.
  2. Подготовка к ЕГЭ.
  3. Подготовка к ОГЭ.

Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, сумел ли я объяснить вам сегодняшнюю тему. Разобрались ли вы с тем, что такое распространенные предложения и как отличать распространенность от других характеристик?

Можете смело критиковать текст. Я всегда читаю комментарии читателей и учитываю замечания.

Спасибо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: