Когда рост цен на продукты остановится
То, насколько подорожают продукты в нашей стране, зависит от покупательной способности граждан. Если жители России будут приобретать товары с такой же интенсивностью, их стоимость продолжит увеличиваться.
Когда именно порог цен окажется достигнутым, невозможно определить. Однако ситуация должна стабилизоваться в течение нескольких месяцев.
Серьезность положения продовольственного рынка в РФ сегодня сравнима с 2014 г., когда произошел кризис из-за событий в Крыму.
Тогда случился обвал отечественной валюты, наша страна ввела контрсанкции на продукты. Скорость, с которой падал рубль, сравнима с сегодняшней, однако в то время зарубежные фирмы не уходили массово с российского рынка, а логистика не была нарушена.
В 2014 году продукты дорожали в течение нескольких месяцев на 4–5 % каждые 30 дней, но затем ситуация стала относительно стабильной. В настоящее время происходит краткосрочное увеличение стоимости продукции, но рост инфляции будет затяжным, так утверждают эксперты.
Районные власти должны следить за ростом стоимости продуктов в каждом регионе. Но несмотря на это оказать давление на продавца достаточно трудно. Это возможно сделать, если уменьшить цену на аренду площадей, ввести временный запрет на плановые проверки, снизить стоимость социальных продуктов.
От курса доллара зависит стоимость закупки импорта. Также на ситуацию на рынке влияет уход иностранных компаний. Продавцы не смогут работать, если их деятельность будет убыточной.
Самые дешёвые автомобили на сегодняшний день
Лада Гранта — самый дешёвый новый автомобиль в России. Его цена начинается от 600 тысяч рублей, именно такой ценник устанавливают дилеры Лада. Самая дешёвая иномарка — Renault Logan. Автомобиль достаточно популярен и фактическая стоимость начинается с отметки в 1,5 млн. рублей. Выбор на рынке стал ещё скуднее. Миллиона рублей теперь недостаточно для покупки нового транспорта.
Российским потребителям за последние годы полюбились кроссоверы и внедорожники. Самый доступный внедорожник — Лада Нива. Классическая модель стоит от 819 000 рублей. Следующей моделью по доступности является Лада Нива Тревел. Модель оценивается в 1,1 млн. рублей.
Если рассматривать покупку с рук, то минимальная цена составит 100-150 тысяч рублей. За эти деньги можно приобрести ВАЗ 2107 или Daewoo Matiz. Такой автомобиль сможет уверенно передвигаться по дорогам и спокойно встанет на учёт в ГИБДД. За меньшие деньги продается откровенная некондиция.
Доступность новых транспортных средств можно поставить под большое сомнение, ведь доходы населения сохранились на прежнем уровне. Взор автолюбителей будет устремлен на вторичные рынки.
Когда инфляция замедлится
Бывший министр финансов РФ, а ныне председатель правления банка «Открытие» сказал, что его беспокоит рост инфляции в этом году.
Эта тенденция объясняется ростом биржевых котировок на растительное масло, сахар, кофе, пшеницу, урожай на которые был ниже обычного. В прошлом году были разорваны цепочки поставок продовольственного сырья из-за ограничений, вызванных пандемией
И Россия, вовлеченная в мировую экономику, не может быть изолирована от этих тенденций. Это важно и для Алтайского края, который поставляет аграрную продукцию не только на общероссийский рынок, но и на мировой. Его доля в поставках пшеницы, муки, масла, сыра заметна
При этом Задорнов подчеркнул, что попытки регулировать цены на внутреннем рынке политически понятны, но абсолютно невыполнимы и только создают проблемы для рынка. Как мы знаем по советскому прошлому, регулирование цен приводит к дефициту товаров.
Касаясь результатов алтайской экономики, московский эксперт отметил, что уже в первом квартале регион вышел на рост розничного товаро-
оборота, опередив в среднем общероссийские показатели. Но, к сожалению, реальные доходы населения в крае по итогам 2020 года упали сильнее, а инфляция была выше, чем в Сибири и России. Задорнов объясняет это тем, что в силу более низкой средней зарплаты у нас доля продовольствия в потреблении людей больше. А так как еда дорожает быстрее всего, то и общая инфляция в крае выше.
Фрукты и овощи
Овощи и фрукты — самые частые покупки в нашей продуктовой корзине. В этом разделе целых 5 позиций. Яблоки Эконом в июле 2021 года продавались по 66 рублей за кг.
Сегодня — по 136 рублей. Да-да, это те самые «наши яблочки», которым «не с чего дорожать». Однако ж подорожали: +106 % к цене.
Бананы хоть и не наши, но такого себе не позволяют: при той же цене в 66 рублей за килограмм год назад они подорожали только до 80.
Итого: +21 % к цене. Как будто в России растут именно они, а не яблоки.
Картофель. Было — 42 рубля за кг.
Стало — 95 рублей. Итого: +126 % к цене. 126%! Тут вообще надо разбираться, уж не дискредитирует ли картошка официальную инфляцию этим своим подорожанием.
Капуста, основа «борщевого набора», подорожала с 66 рублей за килограмм до 84.
И это + 27 % к цене.
Лук как будто бы подешевел. Но если посмотреть внимательнее, на карточке товара стали указывать цену не за килограмм, а за полкило.
Килограмм же стоил 20 рублей, а стал — 37. И это +85 % к цене. Почти как пломбир.
Причины подорожания металлопроката в России
Федеральная антимонопольная служба начала проверять торговцев металлопрокатом. Поводом для проверки является заключение участниками рынка неконкурентного договора, приведшее к серьезному возрастанию стоимости металлопродукции в стране. Со 2 февраля 2021 года антимонопольщики осуществляют выездные проверки ряда торговых организаций.
Отмечается, что производители металла отказали в поставках торговцам на январь-февраль. Представитель «Русской стали» (объединяющей ведущих производителей металла) рассказал, что организации, включенные в ассоциацию, продолжают взаимодействовать с клиентами в штатном режиме.
Причины подорожания продуктов в России в 2022 году
Почему еще дорожают продукты российского производства, а также заграничные товары? Происходит это по следующим причинам:
- непрерывно увеличивается спрос на товары, в частности на сахар;
- снижается объем поставок: в результате санкционного воздействий, сложностей с логистикой сокращается предложение;
- инфляция также негативно влияет на рост цен продуктов питания и других товаров.
Многие боятся того, что ряд товаров просто исчезнет с полок магазинов, поэтому они закупаются такой продукцией. Некоторые покупают впрок не только товары первой необходимости, но и телефоны, обувь, чтобы хотя как-то обезопасить себя от роста цен.
Сегодня положение на рынке таково, то компании-продавцы должны догонять инфляцию, закладывая в стоимость товаров риски. К примеру, могут нарушиться цепочки логистики, зарубежные партнеры откажутся поставлять продукты в Россию, резко увеличится закупочная цена на многие товары в ближайшее время.
Стоит ли сейчас приобретать авто
Для населения легковые автомобили подорожают в 2022 году в 2-4 раза. Конечная статистика по году будет подведена Автостатом лишь в 2023 году. Однако худшие опасения уже сбылись — Европа, США и Япония запретили экспортировать новые и подержанные машины в Россию.
Дальний Восток России традиционно жил японскими авто, там функционировали:
- авторынки и частные перекупщики;
- хостелы и гостиницы для транзитных покупателей;
- придорожные кафе;
- автосервисы и заправки.
Уход японского импорта на длительное время погубит целую индустрию. Аналогично выглядит ситуация для Калининграда и прочих городов. Современные реалии диктуют ряд важных условий:
- не стоит брать автокредит или кредит в банке для покупки транспорта, лучше занять сумму у родных или знакомых;
- желательно не тратить последние деньги на покупку автомобиля, поскольку деньги потребуются и на его обслуживание;
- смотреть лучше в сторону российских, азиатских или популярных европейских вариантов;
- дорогие немецкие автомобили стоит исключить из листа желаний — запчасти для этой категории теперь не по карману даже обеспеченным людям;
- на время кризиса нужен семейный автомобиль с невысоким расходом топлива и недорогой страховкой, он должен стойко «переносить» отечественные масла, свечи и фильтры — такой подход позволит сэкономить.
Логично, что большинство людей перестанут рассматривать новые машины и продолжат поиски на «вторичке». Если вы хотели совершить покупку — делайте это прямо сейчас, дальше будет еще дороже. При покупке используйте следующие советы:
- при выборе дорогого транспорта воспользуйтесь услугами автоподборщика — даже по высокой цене можно приобрести «утиль» и лишится крупной суммы;
- если доход семьи невысок, тем более нужно найти недорогие услуги по подбору — спонтанная покупка непригодного авто лишит вашу семью последних сбережений;
- покупать нужно иномарки или совсем свежие отечественные варианты — такие машины 2-3 года не будут ломаться, что позволит переждать кризис без вложений;
- лучше купить иномарку с малым и подтвержденным пробегом, пусть она будет выглядеть непрестижно. Она долгое время не потребует вложений и продать ее будет намного легче;
- машина обязана быть ремонтопригодной — конструкция должна быть понятна даже сельским механикам, а запчасти быть доступными в ближайшем городе.
Машина – не только транспорт. Это ещё и отличное вложение. Семьи, имеющие накопления, часто приобретают такой товар, который в кризис лишь дорожает. Серьёзно стоит рассмотреть покупку 1-2 авто, нужно лишь заранее предусмотреть место для стоянки своих «инвестиций».
Рассмотрим пример: у среднестатистической семьи имеется до 700 тысяч рублей на приобретение машины. Лучше взять иномарку с пробегом 50-70 тысяч после одного владельца. Это позволит избежать проблем и вложений. Сейчас такие машины считаются непрестижными, однако и они скоро станут роскошью, поэтому купить такие авто стоит прямо сейчас:
- Renault Sandero;
- Nissan Almera;
- Daewoo Gentra;
- Nissan Tiida;
- Kia Picanto;
- Chevrolet Spark;
- Mitsubishi Colt.
Неприхотливые и экономичные машины хорошо известны мастерам, они надежны и не интересуют угонщиков.
Почему подорожал металл
Многих интересуют причины резкого подорожания металлопроката, которое вызвало рост себестоимости строительства жилья и сельскохозяйственной продукции.
Крупнейшей в мире экономике потребовалось много сырья, и повышенный спрос привел к его подорожанию. Китай начал больше закупать стали за границей и потому, что остановил ряд своих металлургических комбинатов, загрязняющих воздух.
Металлопрокат является биржевым товаром, поэтому высокая цена на него в Китае повлияла на мировую. «Поскольку российские металлурги могут поставить свою продукцию в Поднебесную дороже, то они туда и продают, и внутрироссийские цены не могут быть ниже, иначе возникнет дефицит», – объяснил Задорнов, отметив, что металл долго не продержится на высоких стоимостных отметках. Металлургические предприятия по всему миру, в том числе и в Китае, начнут производить больше, рынок заполнится, и через 3–6 месяцев сталь подешевеет. Конечно, ее цена не возвратится к прежнему уровню, такого не бывает.
Предпосылки к подорожанию продуктов питания
В большинстве стран продукты питания начали дорожать в течение последних месяцев. При этом люди по всему миру, в том числе и в нашей стране, уверены, что стоимость продовольственных товаров в ближайшее время еще сильнее увеличится. Далее разберем, почему в 2022 году дорожают продукты и можно ли остановить рост цен.
Китай на протяжении последних месяцев занимается активной закупкой продовольственных товаров в других странах в большом объеме. Минсельхоз Соединенных Штатов Америки прогнозирует, что в Китайской Народной Республике хранится около 69 % мировых запасов кукурузы, 60 % риса, 51 % пшеницы.
Из-за подобной закупочной политики КНР увеличилась стоимость транспортировки. По причине плохого урожая цена на удобрения и непосредственно продукты питания резко повысилась.
Согласно статистике, полученной ФАО, цена на зерно увеличилась на 23,2 %, растительные масла подорожали на 53 %, стоимость молока стала выше на 19,1 %, мясная продукция – на 17,6 %, сахар – на 40 %.
Жители нашей страны привыкли к кризисным ситуациям, поэтому мы знаем ответ на вопрос: почему дорожают продукты и как реагировать на это. Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев сообщил, что государство обеспечит продовольственную безопасность по основным направлениям.
Росстат сообщает, что на конец 2021 года в перечне продовольственных товаров (в него входит 114 наименований) стоимость снизилась лишь на 4 позиции. При этом цена увеличилась на наиболее необходимые продукты, которые жители нашей страны используют ежедневно.
Сегодня расходы на продукты питания резко возросли, и россияне тратят больше денежных средств при походе в магазин. Многие семьи отказываются от дорогостоящих деликатесов, чтобы уложиться в бюджет. Об экономии на продовольственных товарах задумываются все.
Результаты опросов подтверждают: 60 % граждан расходуют на покупку еды 50 % от заработанных денег, 16 % россиян – всю зарплату.
Подорожание каких продуктов ожидалось в 2022 году
Сладости
Почему сейчас дорожают продукты, в частности кондитерские изделия? Дело в том, что увеличились затраты на закупку сырья и упаковку. Поэтому компании-изготовители увеличат цену на продовольствие на 19–23 %.
Растительное масло и сахар
В ближайшее время увеличатся цены на растительные масла, сахар. Инфляцию на данные продукты в течение последних 12 месяцев сдерживало правительство, однако повышение стоимости все равно произойдет. Конечно, если государство не примет иное решение.
Картофель
Понять, почему в магазинах дорожают продукты, к примеру картофель, несложно. Цена на картофель достигнет в 2022 году 100 рублей за килограмм. Объясняется это тем, что у Минсельхоза приоритетная позиция – посевные площади культур. Однако как хранить и перерабатывать сезонные овощи, никто не продумал.
Сотрудники Института комплексных стратегических исследований уверены, что важно сохранить и переработать 60–70 % картофеля, в противном случае она сгниет. Но это в теории, а на практике первичную обработку проходит только 20–30 % урожая, а сохраняется лишь 40 %
Сегодня Минсельхоз собирается увеличить поставки картофеля из других стран до 800–900 тонн. Так, в 2021 г. в нашу страну из СНГ было завезено 600 тонн картофеля.
Мясная продукция
Многие задаются вопросом: почему не стали дорожать мясные продукты? Специалисты уверены, что в ближайшее время не стоит ожидать роста цен на данную категорию продовольственных товаров.
Что будет с рублём
Аналитики банка «Открытие» в течение этого года прогнозируют укрепление курса рубля к доллару. Казалось бы, чего ради? Но, по мнению Задорнова, в России и не было объективных причин для удешевления рубля. Сейчас нефть находится в коридоре $60–70 за баррель, притом что государство закладывало на этот год среднегодовую цену в районе $50 за баррель. Это выше, чем в прошлом году, и выше цены бюджетного правила, при котором все доходы от нефти при цене ее больше $42 за баррель идут в Фонд национального благосостояния. То есть при нынешней стоимости нефти денег в бюджете хватает.
Но Россия также экспортирует газ, цена на который в первом полугодии очень благоприятная. Россия торгует лесом, пшеницей, металлами, в том числе цветными, которые сегодня очень подорожали. В такой ситуации сальдо торгового баланса (разница между экспортом и импортом) положительное, то есть приток долларов в страну больше, чем отток, поэтому курс доллара будет снижаться. Если не вмешаются политики.
Именно ожиданием новых санкций со стороны США объясняется недавний всплеск рублевой стоимости американской валюты. Прежде всего иностранные инвесторы вывели часть своих средств с рынка государственного долга и фондового рынка, продав за доллары облигации федерального займа и акции российских предприятий. Доля иностранцев на рынке ОФЗ сократилась с 30 до 20%. Ясно, что ценные бумаги потом выкупили российские банки, но в моменте в стране образовался дефицит американской валюты. Это был разовый удар по рублю.
На вопрос, можно ли ждать новых санкций, руководитель банка «Возрождение» отметил, что готовится встреча президентов США и России и здравый смысл подсказывает, что вряд ли в преддверии ее могут быть серьезные санкционные действия. На этом фоне объективный тренд роста российской экономики и успокоение инвесторов должны привести к укреплению рубля.
Логистика как причина подорожания продуктов
Причин того, почему дорожают продукты, множество. Происходит это в том числе и потому, что рушатся логистические цепочки из-за санкционных ограничений.
Большинство компаний и контейнероперевозчиков перестали обслуживать грузы, которые должны были отправиться в Российскую Федерацию. В результате образовался дефицит поставок. В частности, это относится к заграничным товарам, например овощам и фруктам.
Часть компаний просто прекратили поставлять товары, либо происходят задержки поставок в иностранных портах, откуда продукция должна была отправиться в нашу страну. Такой простой также приводит к тому, что продукты дорожают. При поиске обходных путей компании вынуждены увеличивать стоимость.
Так, с Российской Федерацией прекратила сотрудничество крупная транспортная организация Maersk, занимающаяся контейнерными перевозками. 1.03.2022 Maersk уведомила о том, что на время прекратила прием заявок на поставку товаров в Российскую Федерацию.
Однако запрет не касается транспортировки товаров первой необходимости, к которым относятся продукты питания, медицинское оборудование, гуманитарные грузы.
Следующая важная причина того, почему дорожают продукты, заключается в курсе доллара. На 10.03.2022 доллар достиг исторического максимума, превысив рубеж в 121 руб. Однако к 17.03.2022 рубль укрепился.
Колебания курса американской валюты в конце марта в основном наблюдаются около 100-рублевой отметки и несколько ниже. Изменение курса доллара напрямую влияет на удорожание продуктов.
Вследствие падения отечественной валюты пришлось обратиться к импортозамещению. Компенсация коснулась даже тех затрат, которые произошли из-за обвала рубля. Все это также негативно отразилось на стоимости продуктов и товаров в магазинах.
Почему ФАС начала проводить расследование
Поводом для визитов антимонопольной службы являются жалобы в ФАС насчет резкого возрастания стоимости металлопроката. Данное расследование стартовало в декабре 2020 года – тогда застройщики рассказали кабинету министров про возрастание стоимости металла, пожаловавшись на то, что на фоне подорожания строительных материалов возрастают также цены на жилье. В правительстве тогда поручили провести проверку сведений о резком подорожании арматуры/металлопроката.
Как отмечали в ФАС, изготовители металла не виновны в росте стоимости продукции: анализ их информации продемонстрировал, что цены складываются в соответствии с рыночными факторами. Однако ФАС начала изучать поведение организаций в данных условиях
Поводов для дефицита металлопроката ФАС не наблюдает. В антимонопольной службе рассказали, что производство арматуры в прошлом году в нашей стране составило приблизительно 7,5 млн. тонн, из них на экспорт было отправлено порядка 2 млн. тонн, что составляет 25-27%. Производственные мощности же дают возможность нарастить объем выпускаемого металлопроката до 13 млн. тонн.
Вас заинтересует: Кредиты наличными только по паспорту в 2021 году Фото: pixabay.com
Что будет с валовым продуктом в 2022 году
Правительство России и Центральный Банк делают все возможное, чтобы жители страны не сильно пострадали от введенных из-за рубежа санкций. Однако, по прогнозам Министерства Финансов в 2022 году страну ожидает спад ВВП на 12 пунктов. За последние 30 лет подобный показатель наблюдался в 1994 — минус 12,6%.
Спаду ВВП будут способствовать запрет на поставки отечественной нефти, отказ европейских стран от нашего газа и уход иностранных компаний.
А вот Минэкономразвития считает, что спад экономики в 2022 году будет на 8,8%, зато в 2023 году уже будет наблюдаться ее рост на 1,3%. К концу 2024 года, по прогнозам министерства, рост составит уже 4,6%.
Проценты по кредитам
Россияне активно приобретали машины в кредиты. Принцип «хочу не хуже, чем у соседа» отлично срабатывал последние годы, и число кредитных сделок только увеличивалось. Март полностью изменил политику банков в отношении автомобилей. Виной этому следующие причины:
- автомобили стали дефицитным товаром;
- западные автопроизводители имеют собственные банки, которые покинули рынок вслед за материнскими компаниями.
Таким образом, в середине марта половина банков прекратила выдавать автокредиты. Оставшиеся игроки предоставляют кредитные программы под 20-25%, что близко к тому, на сколько подорожали автомобили некоторых марок. Такая ставка считается заградительной и отталкивает клиентов.
Примерно 20% клиентов находили кредитные предложения через рекламу в интернете. Сейчас Google приостановил продажу рекламы в России, поэтому автолюбители будут получать меньше информации о новых предложениях. В 2022 году 30% потенциальных получателей кредита откажутся от покупки в долг.
Сейчас банки опасаются роста цен и ставок — выданный сегодня кредит может принести лишь убытки, если через год цена на автомобиль снова удвоится. Именно поэтому банки ставят кредиты на паузу.
Кроме того, отменяются многие льготные программы, скидки и подарки — автосалоны исключили щедрые предложения. Они увеличили наценки на дополнительное оборудование и техническое обслуживание.
Отечественный рынок как альтернатива
Финансовая ситуация российского производителя достаточно непростая. АвтоВАЗ оказался в откровенно невыгодном альянсе с Renault-Nissan. Французы и японцы с началом спецоперации на Украине заявили об уходе с российского рынка. Но затем умерили свой пыл и по надуманным причинам решили не прекращать свою деятельность.
За годы сотрудничества иностранцы внедрили в российские автомобили до 70% импортных запчастей. Особенно это относится к автомобилям Веста и X-Ray. Теперь АвтоВАЗ пожинает плоды сотрудничества — партнеры откровенно тянут вниз и конвейеры останавливаются.
Завод в середине марта ещё собирал Гранты и Нивы. Эти автомобили созданы еще до вступления в альянс и более «русифицированы». Но затем руководство объявило о полном приостановлении деятельности из-за дефицита комплектующих. Летние каникулы завод перенёс на апрель. 25 апреля производство вновь запустилось, но с некоторыми оговорками:
25 апреля, по завершении трехнедельного корпоративного отпуска, группа «АвтоВАЗ» запускает ограниченные объемы производства автомобилей в Тольятти и Ижевске. С использованием доступных компонентов первые автомобили будут выпущены 26 апреля, производство продлится по 29 апреля.
– пресс-служба компании
Разрыв логистических цепочек уже повлиял на обязательства завода перед клиентами. Существующие сроки поставок уже нарушены, поэтому дилерская сеть не принимает заявки на май 2022 года. Французы могут оставить АвтоВАЗу всего две модели — старая и новая Нивы. Остальные модели базируются на импортных запчастях.
АвтоВАЗ принял верное решение — во время кризиса будут собираться автомобили без электронных западных систем. Россияне могут выпускать Гранту и Ниву без антиблокировочных систем. Такие авто смогут продаваться лишь на внутреннем рынке. Для этого будут внесены изменения в Техрегламент Таможенного союза — там ABS значится как обязательная система.
Ужесточение санкций и усиление конфликта будет чревато для АвтоВАЗа такими последствиями:
- возврат устаревших советских и российских технологий;
- отказ от западного конвейерного оборудования и инструментов;
- ассортимент будет ограничен 2-3 моделями;
- руководство может возобновить выпуск Лада Приора или даже более устаревших моделей;
- новые цены приведут к невысокому спросу.
Названные обстоятельства откинут завод на несколько десятилетий назад. УАЗ оказался в схожей ситуации из-за использования зарубежных деталей. Рынок в будущем будет захвачен более современными китайскими автомобилями.
На какие товары снизятся цены в мае 2022 года
Николай Переславский, сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute, поделился мнением, что цены на многие товары сейчас не превышают 25% их стоимости, по сравнению с началом февраля. Однако, это не затрагивает товары, производители которых ушли с отечественного рынка. Дефицитная продукция по-прежнему стоит значительно дороже.
К сильно дорогим дефицитным товарам относятся автозапчасти, медицинские товары, стройматериалы и компьютерные комплектующие. Глядя на ценники этих позиций, создается впечатление, что и остальная продукция по-прежнему очень дорогая.
Цены на другие товары также могут значительно упасть, смотря как будет налажен параллельный импорт в нашей стране.