Главное об именительном падеже
Исходная форма имен существительных в русском языке — это именительный падеж единственного числа (И. п.) или номинатив. В этой базовой форме указано любое существительное в современных словарях. В исходном виде он противопоставляется другим формам слов по лексическим и синтаксическим функциям. Слова в этом случае выступают в независимом положении, а в других занимают подчиненную позицию. По этой причине номинативный И. п. считают прямым падежом, а все другие — косвенными.
В предложениях номинатив показывает субъект или его признак. Например, «Слышится музыка», «Пришла осень». Некоторые предложения могут содержать объекты описываемого действия: «Правонарушение карается строгим наказанием». В тексте он может встречаться при обращении: «Друг, я горжусь тобой».
Способ определения
В русском языке И. п. служит для выражения названия лица, явления, предмета. Его считают независимым, поскольку он не имеет связи с конкретным действием или объектом. Номинатив всегда употребляется без предлогов и отвечает на вопросы:
- кто? — дед, сосед, учитель;
- что? — дерево, машина, билет.
Существительные, которые отвечают на вопросы «кто? что?» могут иметь разные падежные окончания, что зависит от рода и склонения слов. Их окончания в И. п. представлены в таблице:
Склонение | Единственное число | Пример | Множественное число | Пример |
1 | -а, -я | кошка, машина, семья | -и, -ы | паровозы, халаты, лошади |
2 | нулевое, -о, -е | перо, поле, кот | -ы, -и, -а, -я | посты, уши, поля, зерна |
3 | нулевое | печь, тушь | -и | ночи, матери |
Разносклоняемые | -я | пламя, время | —а | знамена, стремена |
Употребление имен существительных
Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы «кто? что?», и по этому признаку их можно распознать всегда. В предложениях слова в И. п. могут быть зависимыми или независимыми. В независимой позиции они могут писаться:
- как подлежащие в номинативном значении;
- как обращения в вокативном значении;
- являются главными членами односоставного номинативного предложения.
Зависимый И. п. употребляют в роли:
- именной части составного сказуемого (в предикативном значении);
- приложения в оппозиционном значении добавочного сообщения.
Существительное в И. п. в любом случае является главным членом предложения. Часто оно является подлежащим, иногда сказуемым. Например, «Кирилл мой друг». Подлежащим в этом случае является имя Кирилл (именительный падеж, единственное число), а сказуемым — друг (существительное в И. п.).
https://youtube.com/watch?v=MxSE5Luq934
В форме именительного падежа множественного числа у слов наблюдается множество окончаний. Есть следующие критерии определения окончаний:
- -а, -я имеют слова, выражающие парные понятия (глаза, уши) и двусложные слова с ударной гласной в первом слоге (катера, шомпола);
- на -ы, -и оканчиваются односложные слова (коты, шумы);
- -ы, -и также имеют многосложные слова с ударной гласной буквой в середине (аптекари, договоры);
- -ы, -и — окончание слов латинского происхождения с финальной частью -тор, -сор (процессоры, компьютеры).
Использование прилагательных
Начальной формой прилагательных в И. п. являются существительные мужского рода, которые отвечают на вопрос «какой?, какая?». Например, «Почему серый свитер стоит так дорого?». Род и число зависят от слов, к которым относятся прилагательные. В зависимости от них ставятся и окончания:
- мужской род: — -ой, -ый, -ий, -ые, -ие;
- женский род — -ая, -яя, -ые, -ие;
- средний род — -ое, -ее.
Чтобы правильно определить падеж прилагательного, следует выделить окончание и задать вопрос существительному, от которого оно зависит. Если он соответствует И. п., то к тому же падежу относится и прилагательное. Например, «Голубые незабудки колыхались под ветром». Незабудки (что?) стоит в И. п, зависимое от него прилагательное отвечает на вопрос «какие?» и тоже относится к этому падежу.
Числительные и местоимения
Количественные и составные числительные в И. п. отвечают на вопрос «сколько?», их окончанием является мягкий знак. Например, пять, тридцать пять. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Примеры:
- какой? (-ие)? — пятьсот сорок первый (-ые);
- какая? (-ие)? — пятьсот сорок вторая (-ые);
- какое? — пятьсот сорок третье (-ое, -ье).
К местоимениям относят личные, возвратные, относительные, а также их производные (что-то, никто, кто либо). Действуют такие правила их написания в И. п.:
- единственное число: 1-е лицо — я, 2-е лицо — ты, 3- е лицо — он (м.р), она (ж.р), оно (ср.р);
- множественное число; 1- е лицо — мы, 2-е лицо — вы, 3-е лицо — они;
- относительные: одушевленные — кто, неодушевленные — что;
- неопределенные — некто, нечто.
Отличие винительного падежа от родительного
Для того чтобы не запутаться при определении падежа, необходимо понять, что для каждого варианта есть индивидуальный вопрос, который важно правильно задать. Если задать ключевой вопрос и найти совпадающий вариант, то вы запросто определите, в родительном или винительном падеже слово
Слово в родительном падеже часто называет отношение предмета к чему-то, отношение между целыми и частями, описание объекта в сравнении с другим предметом, предмет, на который оказывают влияние и тому подобное. Эти существительные должны отвечать на вопросы «чего» и «кого». Выяснить падеж существительного, ориентируясь только на окончание или значение довольно трудно, так есть множество нюансов и можно ошибиться
Если задать ключевой вопрос и найти совпадающий вариант, то вы запросто определите, в родительном или винительном падеже слово. Слово в родительном падеже часто называет отношение предмета к чему-то, отношение между целыми и частями, описание объекта в сравнении с другим предметом, предмет, на который оказывают влияние и тому подобное. Эти существительные должны отвечать на вопросы «чего» и «кого». Выяснить падеж существительного, ориентируясь только на окончание или значение довольно трудно, так есть множество нюансов и можно ошибиться.
В таких вариантах иногда совпадают даже концовки слов. Чаще всего можно ошибиться, если необходимо определить форму одушевленного имени существительного. В том случае, если с вопросом «кого» довольно сложно понять форму, то необходимо мысленно заменить одушевленное слово неодушевленным. Поставьте вопрос в винительной форме «вижу что?», а в родительной — «нет чего?». Если же существительное, форму которого необходимо выяснить, получится таким же, как и в именительном падеже, то это будет означать то, что оно стоит в винительном.
Следующий способ различия винительной и родительной формы. В том случае если вам необходимо определить форму падежа существительного неодушевленного, то поставьте необходимый вопрос, на который нужно ответить. Например: несу (что?) пакет, смотрю (на что?) на пакет. Во втором варианте слово находится в родительной падеже.
Если существительное одушевленное, имеет второе склонение и мужской род, то достаточно заменить его любым словом первого склонения и обратить внимание на концовку. К примеру: вижу кота — вижу собаку: окончание -у обозначает родительный падеж; нет кота — нет собаки: окончание -и — винительный)
В том случае, если существиетльное одушевленное и стоит во множественном числе, то его необходимо мысленно изменить на любое неодушевленное, которое отвечает на вопрос «что?» (люблю лошадей — люблю (что?) одежду — винительный; люблю красоту лошадей — люблю красоту одежды — родительный).
Важно обратить внимание на то, что в русском языке присутствует множество слов, которые не склоняются ( пальто, метро и другие). Во всех вариантах они остаются неизменными
Есть вероятность, что описанные выше способы не помогут. Необходимо всегда проверять падеж, задавая ключевой вопрос, чтобы избежать ошибок.
Правила склонения существительных по падежам
Как уже говорилось выше, правило написания падежных окончаний зависят от типа склонения. В русском языке различают 3 основных склонения, которые изучают в 4 классе. А на 6м году обучения в школе к ним добавляют ещё 4 дополнительных. Подробно они указаны в таблице.
Тип склонения | Виды существительных | Пример |
1-е склонение | Существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, (-я). | Мама, папа, земля, работяга и пр. |
2-склонение | Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е. | Село, поле, карандаш, стул и пр. |
3-склонение | Существительные женского рода с нулевым окончанием. | Мышь, ночь, речь, степь и пр. |
Разносклоняемые существительные. | 10 существительных, которые оканчиваются на –мя. | Семя, знамя, пламя, вымя, темя, стремя, время, имя, бремя, стремя. |
Особо склоняемые существительные | Таких в русском языке всего 2. | Путь, дитя. |
Сущесвительные, склоняемые по типу прилагательных. | Существительные, образованные от прилагательных. | Рядовой, часовой, столовая, мороженое и пр. |
Несклоняемые существительные. | Эти существительные во всех падежах имеют одинаковую форму, как правило, они пришли в русский язык из других языков. | Пальто, такси, кимоно, колибри и пр. |
В зависимости от того, к какому типу склонения относится существительное, формируется и ряд окончаний, который нужно запомнить.
Падеж | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | |||
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Имен | -а, -я | Папа, земля. | Нулевое, -о, -е. | Брат, мост, окно, поле. | Нулевое | Мышь |
Родит | -ы, -и | Папы, земли | -а, я. | Брата, моста, окна, поля. | -и | Мыши |
Дат | -е | Папе, земле. | -у, -ю. | Брату, мосту, окну, полю. | -и | Мыши |
Винит | -у, -ю | Папу, землю. | Нулевое, -а, -я, -о, -е. | Брата, мост, окно, поле. | Нулевое | Мышь |
Творит | -ой, ей | Папой, землёй. | -ом, -ем. | Братом, мостом, окном, полем. | -ю | Мышью |
Предл | -е | Папе, земле. | -е, -и. | Брате, мосте, окне, поле. | -и | Мыши |
Что обозначает падеж?
Падеж, о котором пойдет речь в статье, может иметь совершенно разные значения.
- Винительный времени обозначит время уже совершенного действия – «встречаться каждый вторник».
- Винительный количества стоит употребить для обозначения стоимости, когда идет ссылка на количественную сторону отглагольного действия – «стоить сто рублей».
- Существительное в винительном падеже меры укажет на меру времени либо пространства – «бежать три километра».
- Винительный объекта назовет тот предмет, на который направлено действие, – «бросить мяч».
- Винительный результата обозначит предмет, который явится результатом какого-либо действия – «сшить футболку».
Чтобы без ошибки определить падеж, находящийся перед вами, нужно знать вопросы винительного падежа (кого? чего?). Подставьте к слову «виню» или «вижу», и вы сразу все поймете. Например, виню (кого?) бабушку, вижу (что?) котлету.
Особенности винительного падежа.
Винительный падеж употребляется с такими предлогами как «В, за, про, на, через». С винительным падежом еще могут возникнуть сложности в том случае, когда в предложениях обозначены временные понятия. Приведем пример «Всю ночь переписывать реферат». Существительные «ночь» и «реферат» находятся в этом предложении в винительном падеже. С такими предложениями нужно быть предельно внимательными. Наряду с путаницей винительного падежа и именительного, его так же можно спутать с родительным. Приведем пример: «Ждать мать» и «Ждать сообщение». В первом случае падеж будет родительным, а во втором – винительным. Тут различие из-за склонения одушевленных и неодушевленных предметов, как мы уже писали выше.
Грамматика русского языка невероятно обширна и вместе с тем крайне сложна. Однако если как следует разобраться в теме, представляющей для вас проблему, в конечном итоге все встанет на свои места.
В данной статье мы поговорим о том, как отличить винительный падеж от родительного, и еще о нескольких трудностях склонения существительных и местоимений. А начнем мы с основных понятий и правил.
Как ещё можно запомнить падежи русского языка?
Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:
- Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь
- Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку
- Ирина Родила Девчонку, Велела Тащить Пелёнку
- Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали
- Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное
- Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу
- Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
- Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить
У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова.
Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?Родительный — нет (кого? чего?)Дательный — дам (кому? чему?)Винительный — вижу, виню (кого? что?)Творительный — горжусь, творю, доволен (кем? чем?)Предложный — думаю о ком?, о чем?
Для того чтобы легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:
- Именительный, есть ( кивните головой ) кто? что?
- Родительный, нет (помотайте головой вправо-влево) кого? чего?
- Дательный, подошёл (пройдите несколько «шагов» по столу двумя пальцами, как маленький человечек) (к) кому? чему?
- Винительный, вижу (изобразите жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль) кого? что?
- Творительный, доволен (погладьте свой живот, как после сытного обеда) кем? чем?
- Предложный, думаю (изобразите мыслителя, прикоснувшись указательным пальцем ко лбу) о ком? о чём?
Определить падеж помогают также предлоги. Лучше всего использовать памятку.
Для запоминания падежей можно также выучить весёлое стихотворение.
По условию задачиЕсть мышонок, кот и сыр.И её решеньем будетЗаучить падеж до дыр.
Кто? Конечно кот в засаде.Что? Прекрасен сыр и свеж.Применяется, конечно,Именительный падеж.
Нет кого? Конечно мыши.Нет чего? И сыр исчез!Применяется, конечно, здесьРодительный падеж.
Если б дал кому? МышонкуТот кусочек сыра Васька,Дательный падеж тогда быСтал бы дружным и прекрасным!
Если б котик поделилсяС кем и чем???С мышонком сыром,То творительный падежЗавершился б вкусным пиром.
И кого теперь винить?Мышь? Или что?Кусочек сыра?Нет! Винительный падеж.
Не закончит дело миром!А теперь, куда ж деваться,В падеже предложном котикДумает о чём? О сыре!И урчит пустой животик …
Игра
Поиграйте с ребёнком в игру, которая не только поможет запомнить падежи и употреблять слова в нужной форме, но и будет способствовать развитию речи и воображения ребёнка.
Выбираете любое существительное и придумываете сказку, историю, в которой это существительное встречается в разных падежах. Если сложно сразу придумать текст, то можно работать с отдельными предложениями.
Например: слово КОШКА
- И.п. В нашей квартире живёт кошка.
- Р.п. Сегодня во дворе я не видел ни одной кошки.
- Д.п. Папа купил кошке заводную мышку.
- В.п. Пора кормить нашу кошку.
- Т.п. Я горжусь нашей кошкой.
- П.п. Многие мои одноклассники мечтают о кошке.
Подключить определение падежей можно даже к любой игре. Например, играете с ребёнком в шахматы. Находите слова, в которых удобно потренироваться задавать вопросы и определять падеж: сходил Чем? — конём, съел Что? — пешку и т.д.
Существует много интересных способов, помогающих ребёнку запомнить падежи русского языка. Выбирайте любой. Но для того, чтобы правильно определять падеж, ребёнку не только обязательно нужно знать падежные вопросы, основные предлоги и слова-помощники, но нужно ещё побольше практиковаться.
1 склонение
Склонение имен существительных:
Что же такое 1 склонение существительных? Это один из способов изменения словоформы, который относится к определённой группе существительных, имеющих конкретное окончание и род.
1 склонение существительных включает: | Существительные 1-ого склонения на -а и -я: |
---|---|
Существительные мужского и женского рода;Имеющие твёрдую или мягкую основу с окончанием -а или -я в именительном падеже;Существительные общего рода с таким же окончанием. | Собака;Кошка;Бабушка;Мама;Пуговица;Вишня;Черешня;Яблоня;Забияка;Задира. |
Особенностью 1-го склонения существительных является то, что в женском роде также может быть окончание -ия.
Существительные 1-ого склонения на -ия:
- Лекция;
- Инспекция;
- Специя;
- Комплекция.
Не забывайте, что эти слова относятся именно к первому склонению.
Как определить падеж имен существительных
Существует порядок действий, с помощью которого можно правильно определить падеж существительного в контексте:
- Установить, к какому слову относится анализируемое существительное.
- Задать от этого слова вопрос к существительному.
- Посмотреть на падежный вопрос и окончание.
Примеры | |
Маша будет помнить глаза матери всю жизнь. | глаза («кого?») матери – р. п. |
Я не хочу обижать одноклассницу. | обижать («кого?») одноклассницу – в. п. |
В некоторых случаях различать падежные значения удаётся с помощью предлогов:
- коса у («кого?») девушки (р. п.);
- прикоснуться к («чему?») лицу (в. п.);
- висеть на («чём?») верёвке (п. п.) и т.д.
Именительный и винительный падежи имен существительных
Загрузить презентацию (332 кБ)
Изучение падежей имени существительного одна из важных тем русского языка. Знание падежей помогает нам правильно излагать мысли, быть уверенными в выполнении письменных работ.
Благодаря исследовательской работе, мы изучили историю возникновения падежей, узнали их значение и трудности, закрепили навыки разграничения падежей именительного, винительного и родительного. Наше исследование позволило нам также определить самые трудные падежи.
Согласно социологическому исследованию, самым трудным в определении падежом среди наших одноклассников является винительный падеж, на втором месте – именительный падеж. Надо отметить, что сам по себе именительный падеж трудностей не представляет, но в тексте его можно перепутать с винительным падежом.
Для чего языку нужен падеж? Если бы, например, в русском языке вдруг исчезли все падежные окончания, мы не сумели бы понять ни одного предложения. Например, в предложении Волк испугал Петю существительное Петя стоит в винительном, а существительное волк – в именительном падеже. А теперь попробуем в том же самом предложении поставить существительное Петя в форму именительного, а существительное волк – в форму винительного падежа: получившееся предложение Петя испугал волка описывает иную ситуацию, в определенном смысле противоположную первой. Можно сказать, что падеж указывает на те роли, которые Петя и волк играют в ситуации: если поменять падежи, то и роли поменяются.
Таким образом, изучение падежей является необходимым для каждого, кто желает в совершенстве овладеть русским языком.
Цели:
- формировать умения распознавать И.п. и В.п. имён существительных в предложении;
- отрабатывать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу, разбирать предложение по членам;
- воспитывать внимательность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями.
Падеж имен существительных
Если вы хотите правильно построить фразу, существительные придется изменять. Контекстная модификация имен существительных называется изменением по падежам.
Всего выделяют 6 падежей, существительное в каждом из них должно давать ответ на конкретно определенный вопрос.
- Именительный падеж. Вопросы — что? и кто? Примеры: дерево, девушка. В именительном падеже слово считается стоящим в начальной форме (прямой падеж), в то время как в остальных падежах — косвенной.
- Родительный падеж. Вопросы — кого? чего? Для опознания падежа используется слово «нет», как вспомогательное. Нет кого? – девушки. Нет чего? – дерева.
- Дательный падеж. Вопросы — кому? чему? Для опознания падежа используется слово «дать» как вспомогательное. Дать кому? – девушке. Деть чему? – дереву.
- Винительный падеж. Вопросы кого? что? Для опознания падежа используется слово «вижу» как вспомогательное. Вижу кого? – девушку. Вижу что? – дерево.
- Творительный падеж. Вопросы кем? чем? Для опознания падежа используется слово «горжусь» как вспомогательное. Горжусь кем? – девушкой. Горжусь чем? – деревом.
- Предложный падеж. Вопросы о ком? о чем? Для опознания падежа используется слово «думать» как вспомогательное. Думать о ком? – о девушке. Думать о чем? – о дереве.
Существительное, стоящее в именительном падеже, вероятнее всего является подлежащим. Косвенные падежи обычно используются для обстоятельств или дополнений.
Для понимания, к какому падежу относится существительное, нужно найти слово, от которого оно зависит, и отправить вопрос к нему.
Помимо окончаний для обеспечения связи слов используются предлоги.
- Родительный падеж может использоваться и с предлогом, и без, и может использовать довольно большое количество различных предлогов: от, среди, между, возле, для, вокруг, из, около, с, из-за, из-под, без, у, до, вроде, кроме. Например, недалеко до реки, идти от реки, стоять возле реки, отдыхать около реки, выйти из реки.
- Дательный падеж может использоваться и с предлогом, и без, и может использовать следующие предлоги: к, по. Например, побежал к дороге, побежал по дороге.
- Винительный падеж может использоваться с предлогом и без, и может использовать следующие предлоги: на, про, в, через, под, за. Например, вошел в воду, перебрался через воду, нырнул под воду.
- Творительный падеж может использоваться с предлогом и без, и может использовать следующие предлоги: за, с, между, под, над, перед. Например, висит над столом, сидит за столом, упал перед столом.
- Предложенный падеж невозможен без использования предлогов, используются предлоги о (об), на, при, обо, в. Например, думал о сарае, сидел в сарае.
Падежи прилагательных
Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Существительное снегом – творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:
Название | Существительное помощник | Вопросы | Пример |
Именительный | есть — Сайт, Игра | Какой? Какая? | Популярный, Познавательная |
Родительный | нет — Сайта, Игры | Какого? Какой? | Популярного, Познавательной |
Дательный | дать — Сайту, Игре | Какому? Какой? | Популярному, Познавательной |
Винительный | вижу — Сайт, Игру | Какой? Какую? | Популярный, Познавательную |
Творительный | доволен — Сайтом, Игрой | Каким? Какой? | Популярным, Познавательной |
Предложный | думаю — о Сайте, об Игре | О каком? О какой? | О популярном, О Познавательной |
Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.
Несклоняемые прилагательные
Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:
- цвет хаки – цвета хаки,
- язык хинди – на языке хинди,
- юбка макси – с юбкой макси,
- стиль ампир – в стиле ампир и др.
Особыми несклоняемыми прилагательными являются краткие прилагательные. Они способны менять род и число, но по падежам не изменяются: (Ю. Антонов). Кстати, в древнерусском языке краткие прилагательные могли склоняться, о чём свидетельствуют примеры в русских народных сказках: . К таким несклоняемым прилагательным относятся и краткие прилагательные, не имеющие полных форм:
Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?
Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.
Выделяют 2 основные ошибки,
которые связаны:
- с неправильным определением склонения существительного
- с неуместным применением предлогов
Особое внимание требуют предлоги:
- благодаря
- согласно
- вопреки
- подобно
- наперекор
- наперерез
Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.
Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:
-
Ввиду.
Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег. - Такое высказывание, как «вместе с»
требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой. - Также, предлог «наряду с»
запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами. - А вот после выражения «по»
наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.
Особенности винительного падежа.
Винительный падеж употребляется с такими предлогами как «В, за, про, на, через». С винительным падежом еще могут возникнуть сложности в том случае, когда в предложениях обозначены временные понятия. Приведем пример «Всю ночь переписывать реферат». Существительные «ночь» и «реферат» находятся в этом предложении в винительном падеже. С такими предложениями нужно быть предельно внимательными. Наряду с путаницей винительного падежа и именительного, его так же можно спутать с родительным. Приведем пример: «Ждать мать» и «Ждать сообщение». В первом случае падеж будет родительным, а во втором – винительным. Тут различие из-за склонения одушевленных и неодушевленных предметов, как мы уже писали выше.
Как отличить Именительный падеж от Винительного?
- Именительный падеж от винительного падежа отличается вопросами. Вопросы именительного падежа — кто? что? Например: (кто?) девочка, (что?) мячик.А вопросы винительного падежа — кого? что? . Например: сказал (кого? что?) слово, сделал (кого? что?) работу.Чтобы отличить винительный падеж от именительного, можно подставить слово вижу. Вижу (кого? что?) мячик — это существительное стоит в винительном падеже.Так же:1Существительные в этих падежных формах выполняют разные синтаксические функции: в именительном падеже роль подлежащего, в винительном дополнения.2Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном падеже имеют предлоги в, на, за, через.
- Если ты имеешь ввиду в предложении, то Винительный (в предложении) отличается от Именительного тем, что: Если существительное подлежащее то это Им. падеж, а если второстеп. член то вин.
- Именительный отвечает на вопросы кто, что…а винительный кого, чего
- Нужно задавать два вопроса: кто? что? — Именительный, (винить) КОГО? что? — Винительный. Также КОГО? чего? — Родительный.
- Именительный падеж отвечаеи на вопрос кто, что. Например:кто?(лисица)Винительный кого, что. Например: Вижу кого? (лисицу)
- Задавать сразу два вопроса: кого? чего? — родительный; кого? что? — винительный.Еще помогает слово сестра. Ставим слово сестра вместо сщетвительного, падеж которого нам трудно определить, и, как бы нелепо ни выглядело получившееся предложение, но если вставляется СЕСТРЫ — родительный падеж, если СЕСТРУ — винительный.
- Им. -кто? что?, вин. -кого? что?
- Кто, что? без предлогов, в предложении всегда — подлежащееКого, что? могут быть предлоги, второстепенный член предложения.
- Задав вопрос именительный падеж отвечает на вопросы (кто? что?) , а винительный (кого? чего?)
- Именительный падеж отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (пример: земля, лиса, вода, дом…) А винительный на вопросы Кого? Что? (землю, лису, воду, дом)
- Спасибо большое за информацию, а то за 25 лет уже все забыла!
- Именительный падеж — это всегда подлежащее,Винительный падеж — это дополнение (если без предлога) .
Чтобы не ошибиться, возьмите слово женского рода, например, «книга», и в предложении, где нужно определить падеж, замените проблемное слово на «книга».
У вас будет или кто? что? — «книга» (Именит. п.) , или кого? что? «книгу» (Винит. п.)
- именит. падеж — вопросы кто? что? винительный — вопросы кого? что?
- Первый отвечает на вопросы Кто? Что? Второй на Кого? Чего???
- Существительное в именительном падеже отвечает на вопрос «Кто? » или «Что? «, в винительном падеже — на вопрос: «Кого? «, «Что? » (вижу кого, что? . Виню кого, что?)
- а как отлчить?
- В именительном падеже чаще всего стоит подлежащее (действующее лицо или предмет, о котором говорится в предложении).
Вопросы падежей существительных
Узнаем, какие вопросы можно поставить к имени существительному в форме любого падежа. Для этого вспомним, что имена существительные называют живые и неживые объекты действительности. В связи с этим в русском языке различают одушевленные и неодушевленные существительные, к которым ставятся разные падежные вопросы.
К одушевленным существительным поставим вопросы:
кто? кого? кому? кого? кем? о ком?
К неодушевленным существительным следует задать вопросы:
что? чего? чему? что? чем? о чём?
Сравним:
- (кто?) друг, имя (кого?) друга, позвоню (кому?) другу, пойду (с кем?) с другом;
- (что?) ветка, ветка (чего?) яблони, наклоню (что?) ветку, машет (чем?) веткой.
Именительный (есть) | кто? что? | — |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Рассмотрим характерные особенности каждого падежа.
Именительный падеж
Именительный падеж существительного так назван, потому что он непосредственно даёт имя лицу или предмету. Это прямой падеж в отличие от остальных падежей, которые называются косвенными. К словам в форме именительного падежа поставим вопросы кто? что?
- (кто?) мама, мальчик, приятель;
- (что?) земля, сон, облако, вещь.
Существительные в форме именительного падежа не имеют предлога и выполняют роль подлежащего в предложении. С помощью изменения окончания именительного падежа существительных образуются формы косвенных падежей.
Родительный падеж
В древнерусском языке название этого падежа звучало как «ро́дный». Этот падеж указывал на родство, обозначал, какого рода лицо, о котором идет речь:
- сын (кого?) Степана;
- дочь (кого?) Василия.
Существительные в форме родительного падежа отвечают на вопросы кого? чего? Родительный падеж помогают оформить предлоги:
без, до, для, вокруг, около, от, ради, у и др.
- подарок (для кого?) для мамы;
- имя (кого?) мальчика;
- звонок (кого?) приятеля;
- отплыли (от чего?) от земли;
- обойдемся (без чего?) без плаща.
Дательный падеж
Дательный падеж, пожалуй, вовсе не жадный. Он готов подарить, отдать кому-то или чему-то всё, что имеет.
К существительным в форме дательного падежа ставим вопросы кому? чему? В этой падежной форме применяем предлоги:
к, по, благодаря, согласно, вопреки
- отдам (кому?) подруге;
- не рад (чему?) известию;
- подойду (к кому?) к мастеру;
- добавлю (к чему?) к тесту;
- гуляем (по чему?) по лугу.
Винительный падеж
Винительный падеж никого ни в чём не обвиняет, а обозначает, что непосредственно на лицо или предмет направлено действие. К существительным в форме винительного падежа поставим вопросы кого? что?
В оформлении этой падежной формы участвуют предлоги:
в (во), на, за, про, через
- люблю (кого?) братишку;
- рассказал (про кого?) про белку;
- назовем (что?) имя;
- верю (во что?) в справедливость;
- прыгает (через что?) через скакалку.
Творительный падеж
Название творительного падежа связано с глаголом «творить». Его можно назвать инструментальным. С его помощью говорящий обозначает орудие или инструмент, который помогает выполнить действие, или называет того, кто его выполняет. Существительные в форме творительного отвечают на вопросы кем? чем?
Творительный падеж оформляется с помощью предлогов:
за, над, с (со), между, перед, под
Участие предлогов расширяет смысловое значение творительного падежа, который с их помощью выражает также место действия.
- сказанное (кем?) учителем;
- выстругать (чем?) рубанком;
- стучать (чем?) молотком;
- посеять (между чем?) между рядами;
- кружил (над чем?) над лесом;
- спрятался (под чем?) под водой.
Предложный падеж
Предложный падеж не зря так называется. Эта грамматическая форма имени существительного всегда имеет предлог
в (во), о (об), на, при
Предложный падеж отвечает на вопросы о ком? о чём? Эта падежная форма используется для сообщения о ком-то или о чём-то, обозначения времени или места, где происходит действие:
- вспомнил (о ком?) об однокласснике;
- стихи (о чём?) о дружбе;
- живет (на чём?) на севере;
- спит (в чём?) в колыбели;
- лицей (при чём?) при консерватории.