Какие существуют одушевленные и неодушевленные имена существительные?

Имя существительное как часть речи

Существительные обозначают:

  • конкретные предметы (стол, кукла);
  • живые существа  и растения (человек, тигр, дуб);
  • явления природы (радуга, дождь, ветер);
  • события (праздник, каникулы, парад);
  • процесс действия (бег, рост);
  • свойства, качества, состояния (доброта, дружба, волнение);
  • вещества (золото, нефть);
  • географические названия (Россия, Байкал) и др.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки существительных

1. Имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные

одушевлённые неодушевлённые
отвечают на вопрос кто? отвечают на вопрос что?
называют живые предметы (люди и животные) называют неживые предметы
Например: кот, ученик Например: окно, рюкзак

2. Имена существительные делятся на собственные и нарицательные

Одинаковые однородные предметы называются одним словом, несмотря на то, что эти предметы могут отличаться друг от друга. Так, словом книга называются все книги, хотя сами книги могут отличаться друг от друга содержанием, размерами.

Существительные, называющие однородные предметы, являются нарицательными.Например: ученик, страна, город, река и т.п.

Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название.Например, чтобы из всех рек выделить одну, ей дали название: Ока, Волга.

Каждый человек имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы из массы людей выделить этого человека.

Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются именами собственными.

Например: Пушкин Александр Сергеевич, Тузик, Москва и т.д.

собственные

нарицательные

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений

Остальные имена существительные

пишутся с заглавной буквы

пишутся с маленькой буквы

Например: Москва, Волга, Алиса

Например: город, река, девочка

3.  Имена существительные бывают трёх родов

мужской род

женский род

средний род

он, мой

она, моя

оно, моё

Например: ключ, лес

Например: машина, Таня

Например: облако, животное

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: быки – бык  (м.р.), куклы — кукла  (ж. р.), облака — облако  (ср. р.).

4. Имена существительные изменяются по числам

единственное число (ед.ч.)

множественное число (мн.ч.)

обозначает один предмет

обозначает два или несколько предметов

Например: цветок, собака

Например: цветы, собаки

Имена существительные, имеющие только множественное число:

Каникулы, грабли, сливки, брюки, вес,. ворота, деньги, дети, люди, ножницы, очки, сани, духи, консервы, часы, сутки.

Имена существительные, имеющие только единственное число:

Мебель, охота, масло, мясо, молоко, одежда, обувь, посуда, беготня, лук, пюре, сахар, соль, мёд, картофель, небо, пение, поэзия, творчество, лирика, юмор, погода, метро, радио, ловкость, клубника, крапива, кукуруза, крыжовник, морковь, здоровье, верность, любовь, ненависть, кофе.  

А так же слова среднего рода иностранного происхождения метро, кино, кашне, пальто, радио и др.

5. Имена существительные бывают трёх склонений

  • Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к 1 склонению.
  • Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е относятсяко 2 склонению.
  • Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к 3 склонению.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

м.р.  –а, –я

м.р. —

ж.р.  -ь

ж.р.  –а, -я

ср.р.  –о, -е

Например: лиса, поляна

Например: окно, утро

Например: любовь, мышь

6. Существительные изменяются по падежам

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

  1. найти в предложении слово, к которому относится это существительное, и поставить от него вопрос;
  2. по вопросу: предлогу (если он есть) узнать падеж.

Над озером кружились чайки.

кружились (над чем?} над озером —- Т. п.

Полезная статья:

Имя существительное одушевлённое и неодушевлённое

Посмотрите на таблицу и повторите определение.

Как вы заметили, к предметам на картинке, которые обозначают людей или животных, задаётся вопрос «Кто?». Такие существительные называются одушевлёнными: корова, мышка, волк.

Ко всем остальным предметам и явлениям, которые не называют живых существ, задаётся вопрос «Что?»: ложка, мяч, карандаши. Такие существительные относят к неодушевлённым.  Разберём на примерах.

Мама купила в магазине сыр. В этом предложении три существительных. Поставим их в именительный падеж. Слово «мама» обозначает человека, отвечает на вопрос «кто?», значит, это одушевлённое существительное. Слова «магазин», «сыр» не обозначают людей или животных, к ним задаётся вопрос «Что?», значит, это неодушевлённые существительные.

Собака завиляла хвостом. Найдём в предложении имена существительные и поставим в именительный падеж: собака, хвост. Собака – это животное, отвечает на вопрос «Кто?», относится к одушевлённому имени существительному. Хвост – предмет, который не означает людей, животных, к нему задаётся вопрос «Что?», значит, это неодушевлённое существительное.

Ребята, в русском языке существительные, которые называют: сказочных героев, шахматные фигуры, богов, игрушки в виде человека, считаются одушевлёнными. Посмотрите внимательно на подсказку.

 

Запомните эту информацию. А сейчас предлагаю выполнить несколько заданий на закрепление материала. Ответы на задания вы сможете найти в конце этого урока.

Упражнение 1 «Правильный выбор»

Укажите картинку с предметом, который относится к одушевлённому имени существительному.

Упражнение 2 «Кроссворд»

Отгадайте кроссворд и среди ответов укажите неодушевлённые существительные.

1. Предмет мебели, за которым в классе сидят ученики.

2. Человек, профессия которого связана с приготовлением пищи.

3. В этот предмет наливают сок или чай.

4. Это животное – транспортное средство для Деда Мороза.

Упражнение 3 «Связующая нить»

Соедините существительные с соответствующими вопросами.

Надеюсь, вы справились с заданием. Переходим к изучению следующей характеристики существительного.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему же это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Как определяется одушевленность/неодушевленность имени существительного?

Традиционно
в качестве грамматического показателя
одушевленности рассматривается
совпадение формы винительного и
родительного падежей в единственном и
множественном числе у существительных
мужского рода (вижу
человека, оленя, друзей, медведей)
и
только во множественном числе у
существительных женского и среднего
рода (вижу
женщин, животных)
.
Соответственно, грамматическая
неодушевленность проявляется в совпадении
винительного и именительного падежей (вижу
дом, столы, улицы, поля)
.

Надо отметить, что
грамматическое противопоставление
имен существительных по
одушевленности/неодушевленности находит
выражение не только в форме конкретного
падежа: различие форм существительных
в винительном падеже приводит к различию
и противопоставлению парадигм в целом.
У имен существи- тельных мужского рода
по признаку одушевленности/неодушевленности
различаются парадигмы единственного
и множественного числа, а у существительных
женского и среднего рода – только
парадигмы множественного числа, то есть
каждый из разрядов одушевленности/неодушевленности
имеет свою парадигму склонения.

Существует
мнение, что основным средством выражения
одушевленности/неодушевленности
существительного является форма
винительного падежа согласованного
определения: «Именно по форме согласуемого
определения в винительном падеже
определяется одушевленность или
неодушевленность существительного в
лингвистическом смысле слова» 2 .
Очевидно, что это положение требует
уточнения: рассматривать форму
адъективного слова в качестве основного
средства выражения одушевленности/неодушевленности
следует только по отношению к употреблению
неизменяемых слов: вижу
красивых

какаду
(В.
= Р.); вижу
красивые

пальто
(В.
= И.). В остальных случаях форма адъективного
слова дублирует значения падежа, числа,
рода и одушевленности/неодушевленности
главного слова – имени существительного.

В
качестве показателя одушевленности/неодушевленности
может также выступать совпадение
падежных форм (В. = И. или В. = Р.) в склонении
союзных слов адъективной структуры (в
придаточном предложении): Это
были
книги

,
которые

я
знал
(В.
= И.); Это
были
писатели

,
которых

я
знал
(В.
= Р.).

Не
имеют грамматического показателя
одушевленности/неодушевленности имена
существительные женского и среднего
рода, выступающие только в форме
единственного числа (singularia tantum), поскольку
эти слова обладают самостоятельной
формой винительного падежа, не совпадающей
ни с именительным, ни с родительным:поймать
меч-рыбу, изучать кибернетику
и
т.д. Таким образом, грамматически
одушевленность/неодушевленность этих
существительных не определяется.

Кажется, что различить одушевленные и неодушевленные предметы до неприличного просто: это как игра в живое-неживое. Но те, кто руководствуются таким принципом, очень сильно ошибаются. Одушевленность, как, соответственно, и неодушевленность — отдельная категория в характеристике не имеющая ничего общего с внешними признаками некоторого объекта. Вот как объяснить то, что, согласно правилам, слово «труп» считается неодушевленным, а «покойник» — одушевленным? Действовать наугад? Ни в коем случае! Будем разбираться.

Категория одушевленности и неодушевленности существительных

В русском языке возможен перенос названий с объектов, не обладающих признаками жизни, на противоположные:

  • Например, слова «мертвец» или «покойник» принадлежат к одушевл., так как подразумевается, что в прошлом им были присущи признаки жизни.
  • Еще один случай, когда человек что-либо одушевляет, представляет реальным, существующим в жизни. Например: леший, бог, робот.
  • Также возможен случай, когда подразумевается подобие имеющего жизнь. Например, король в шахматах. С одной стороны – это фигура из дерева, но в игре ему присущи признаки реального персонажа.
  • Последний случай – общность, совокупность чего-либо живущего. Например: народ, толпа, прайд и т.д.

Перечислим все категории:

  • одушевленные;
  • неодушевл., но в прошлом с признаками жизни;
  • неодушевл., но подразумевается как живое;
  • неодушевл., но является подобием существующего в жизни;
  • скопление, совокупность живущего;
  • неодушевленные.

Лексическое значение имени существительного

Ребята, существительное называет разные предметы. Под общим понятием имеются в виду не только животные, люди, вещи. Это все объекты, к которым можно задать вопросы «Кто?» или «Что?» Посмотрите на таблицу.

Как вы заметили, существительные делятся на несколько групп, называют: конкретные предметы, вещества, явления природы, события, качества человека, действия, животных, людей, свойства предметов. Все перечисленное – это и есть лексическое значение существительного.

Среди всех частей речи, существительное в русском языке по количеству слов занимает первое место. В некоторых случаях оно имеет общее значение с глаголом и прилагательным.

Посмотрите на пункт «Качества человека» и прочитайте пример: Он отличался храбростью. Предложение можно заменить другим, близким по смыслу: Он был храбрым. Существительное «храбрость» заменяется прилагательным «храбрый». Смысл предложения не теряется.

Существительные, которые означают свойства предмета также заменят прилагательное без потери смысла текста: Синева неба в конце февраля говорит о приближении весны. – Синее небо в конце февраля говорит о приближении весны.

В пункте «Действие» у существительного сходное значение с глаголом. Пример: Плавание – любимое занятие Егора.Заменяем существительное  глаголом.Получается предложение: Егор любит плавать.

Сделаем вывод: лексическое значение существительных– предметы в широком понимании слова.

Выполним упражнения, чтобы закрепить материал.

Упражнение 1. «Преобразование»

От перечисленных глаголов образуйте существительные:стрелять, решать, бороться, возиться.

Упражнение 2. «Соедини стрелкой»

Соедините стрелкой существительные с их лексическим значением.

Упражнение 3. «Образуем прилагательные»

От существительных, означающих свойства предмета, образуйте прилагательные: белизна, широта, высота, усталость, грусть, радость.

Ребята, урок подошёл к концу. Вы познакомились с новой информацией и выполнили практические задания. Настало время самопроверки!

Раздел «Имя существительное одушевлённое»

Упражнение 1 «Правильный выбор»: картинка с учителем.

Упражнение 2 «Кроссворд»

Парта, бокал

Упражнение 3 «Связующая нить»

Кто? Кащей Бессмертный, матрёшка, строитель, малыш, робот.

Что? Колпак, дерево, сметана.

Имя существительное собственное и нарицательное

Упражнение 1 «Столбики»

Распределите слова по двум столбикам:

Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»

  • Австралия, Антон Чехов, Сочи;
  • мороженое, река, корабль, спутник.

Упражнение 3 «Найдите журнал»

Красный квадрат, «Лиза».

Лексическое значение имени существительного

Упражнение 1. «Преобразование»

Стрельба, решение, борьба, возня.

Упражнение 2. «Соедини стрелкой»

Конкретный предмет: кровать, мебель, подъезд, свеча.

События: конкурс, именины, выборы.

Явления природы: метель, гром, снегопад.

Упражнение 3. «Образуем прилагательные»

Белый, широкий, высокий, усталый, грустный, радостный.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в существование духов и души).
Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения
выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями
(выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами
(перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Одушевленные существительные

Определение

Одушевленные существительные — это слова, которые обозначают людей и предметы и отвечают на вопрос кто?

Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая категория имен существительных. Одушевленность существительного можно определить по лексическому значению слова.

Примеры

В первую очередь одушевленные существительные называют человека:

  • мама
  • отец
  • бабушка
  • тётя
  • ребёнок
  • малыш
  • богатырь
  • начальник
  • художник

К одушевленным существительным отнесем названия представителей живой природы:

  • животных (заяц, белка, лев, тигр, кит, дельфин);
  • птиц (галка, воробей, синица, сорока);
  • рыб (лещ, карась, судак, налим);
  • насекомых (бабочка, комар, пчела, муха).

Отметим, что названия растений и деревьев, которые растут, развиваются, стареют и принадлежат с точки зрения ботаники к живой природе, не являются одушевленными существительными в русском языке.

Грамматический показатель одушевленности

Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соответствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:

Формула
Форма винительного падежа множественного числа = форме родительного падежа множественного числа.

Сравним:

Род. падеж Вин. падеж
крылья (кого?) бабочек поймаю (кого?) бабочек
листья (чего?) сосен вижу (что?) сосны

У существительных мужского рода совпадают формы винительного и родительного падежа единственного и множественного числа:

Род. падеж Вин. падеж
писк (кого?) комара прихлопну (кого?) комара
много (кого?) комаров видим (кого?) комаров

Пользуясь этими грамматическими признаками, отнесем к одушевленным существительным предметы неживой природы:

  • названия игрушек и предметов, похожих на человека (неваляшка, Ванька-встанька, матрешка, идол, робот);
  • сказочные и мифические существа (Снегурочка, Дед Мороз, Мальвина, ангел, гном, леший, русалка, водяной);
  • названия шахматных фигур и карт (конь, ладья, туз, валет, козырь);
  • слова «мертвец», «покойник», «утопленник», исключая слово «труп».

Как видим, наши представления о живом и неживом не совпадают с лексико-грамматической категорией одушевленности в русском языке.

Одушевленное или неодушевленное – примеры

Является ли слово кукла одушевленным? Исходя из определения одушевл. сущ., она относится к группе неодушевл. предметов, ведь она сделана руками человека и не имеет особенностей, которые есть у организмов, наделенных жизнью.

Но, например, в процессе игры кукле приписываются свойства и качества ребенка или взрослого человека. В этом случае можно рассматривать куклу как одушевленное существо (Щелкунчик, Стойкий оловянный солдатик и т.д.). Поэтому для того, чтобы определить категорию одушевленности, следует опираться на контекст.

А «дерево»? С точки зрения биологии, дерево – это часть живой природы. Но дерево может означать и материал для строительства (древесина), а это неживая природа. Иногда в сказках дерево является персонажем, оно может думать, говорить, даже двигаться, то есть оно одушевляется. Чтобы правильно определить категорию, нужно внимательно прочитать текст.

А к какой категории отнести слово «стадо» ? Опираясь на данные, которые указаны выше, разберем данную задачу.

Стадо – этот общность, скопление живых организмов, является частью живой природы. Следовательно, это слово принадлежит к одушевл. именам сущ.

Еще одно слово, вызывающее затруднения при определении категории, – молодежь. Исходя из предыдущего пункта, можно сделать вывод, что и это слово относится к одушевленным.

Ведь под словом «молодежь» подразумевается группа молодых людей, молодое поколение и т.п.

Подведем итоги. Одушевл. имена сущ. – часть живой природы, а неодушевл. – наоборот. Слова, относящиеся к первой группе, отвечают на вопрос «кто?», а те, что ко второй – на вспомогательный вопрос «что?».

Перечислим категории одушевленности:

  • одушевленные (группы живых существ и неодушевл., которым приписаны качества живых организмов),
  • неодушевленные.

Для того чтобы верно определить группу, необходимо опираться на контекст. Стоит запомнить правило, которое поможет не допускать ошибок в склонении слов по падежам.

Виды имен существительных, изучаем русский язык

Одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке

Когда категории меняются?

Бывают случаи, когда некий предмет был одушевленным, а потом вдруг перестал. Например, жил человек – и умер, превратился в мертвеца или покойника. Души в нем вроде бы уже нет, а вот склоняются эти слова точно так же, как одушевленные. То есть к этому разряду относятся и те объекты, которые когда-то подавали признаки жизни, а потом не стали.Иногда человек сам одушевляет какие-то предметы. Например, слово “кукла” вроде бы неодушевленное, и куклой порой называют жестокую девушку, которая ведет себя так, как будто у нее нет ни ума, ни сердца. Но для маленькой девочки кукла – подруга, с которой можно разговаривать, которую наряжают и укладывают спать. И для нее это существо, а не просто деревяшка. Поэтому склоняется это слово по типу одушевленных.Иногда в живое существо превращается какой-то самый обычный предмет. Например, в игре или в книге. Как, например, бифштекс, с которым знакомили девочку Алису. Или волшебное зеркальце, или груша разумная, или даже сундук из нее. Соответствующим образом меняется и склонение.Есть еще одна интересная группа слов, относящаяся к одушевленным. Это слова, обозначающие группу людей или животных – молодежь, стадо и т.д.
Рис. 2. Примеры одушевленных и неодушевленных имен существительных

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений. В других источниках другое название этого литературного приема — персонализация, то есть когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.

И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и .
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

80. Прочитайте. Назовите стихотворение.

Нужные работники —
Столяры и плотники…
Столяру хорошо,
а инженеру — лучше…

Инженеру хорошо,
а доктору — лучше…
Кондуктору хорошо,
а шофёру — лучше…
(В. Маяковский)

  • Найдите в предложениях имена существительные. Кого так называют?
  • Измените выделенные существительные так, чтобы они отвечали на вопрос кто? Запишите имена существительные в этой форме.

Образец. (Кто?) Столяр, … .

Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных: (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.

81. Прочитайте. Подберите к каждой группе одушевлённых имён существительных ещё по два слова.

Запишите составленные группы имён существительных.

82. Прочитайте.

  1. Учитель, друг, отец, лётчик, невежда.
  2. Лягушка, задира, прозвище, дети.
  • С помощью словаря учебника подберите к каждому имени существительному синоним.
  • Запишите тот ряд слов, где все имена существительные — одушевлённые.

83. Прочитайте. Сколько в тексте предложений?

В..юга воет попрятались в гнёзда с..ницы в густой ел..ник забились рябчики в глубокий сне.. зарылись тетерева белка спит в тёплом гнёздышке м..тель не страшна зв..рьку.

  • Объясните написание слов с пропущенными буквами.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и правильно обозначая начало и конец предложений.
  • Найдите в тексте имена существительные. Как определить, какие из них одушевлённые?
  • Найдите нераспространённое предложение и подчеркните в нём главные члены предложения.

84. Прочитайте.

Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется: пейзаж.
(А. Кушнер)

Что обозначает каждое выделенное слово? На какой вопрос отвечает? К какой части речи относится?

Определите значения слов картина и пейзаж по толковому словарю.

Выпишите выделенные имена существительные.

Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

карти́на

85. Прочитайте. Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова.

Инструменты: (что?) топор, …, … .
Обувь: (что?) сапоги, …, … .
Явления природы: (что?) вьюга, …, … .
Растения: (что?) крапива, …, … .
Посуда: (что?) тарелка, …, … .

Запишите любую группу слов.

Составьте устно предложение с одним из имён существительных.

86. Прочитайте текст Л. Сутеева.

Зимний лес. Поляна. Пролетела хохлатая птичка в красивом пёстром платьице. Это сойка. Сойка может перенимать любой голос: свистеть, как рябчик, стрекотать, как сорока, ворковать, как голубь.

  • • Выпишите из текста сначала одушевлённые имена существительные, потом неодушевлённые. Перед каждым именем существительным запишите вопрос, на который оно отвечает.

Образец. (Кто?) сойка, …. (Что?) лес, … .

Как определить неодушевленные существительные?

Чтобы понять, это сло­во явля­ет­ся оду­шев­лен­ным или неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, опре­де­ля­ем, что оно назы­ва­ет, чело­ве­ка, живот­ное или пред­мет, и зада­ем вопрос кто? или что?

Примеры:

  • (кто?) хозя­ин, уче­ник, мастер, герой, веду­щий, соба­ка;
  • (что?) дом, крас­ка, полот­но, ука­за­ние, ветошь, фасоль.

Но быва­ют труд­ные слу­чаи, когда такой под­ход не сра­ба­ты­ва­ет. Как быть, напри­мер, со сло­ва­ми «гном», «Золушка» или «тол­па», «табун», «стая», кото­рые обо­зна­ча­ют сово­куп­ность живых существ?

Тогда при­бе­га­ем к помо­щи грам­ма­ти­че­ско­го пока­за­те­ля оду­шев­лен­но­сти и неоду­шев­лен­но­сти — падеж­ной фор­ме вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Запомним, что у оду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных фор­ма роди­тель­но­го паде­жа сов­па­да­ет с фор­мой вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла:

Р. п. мн.ч. = в. п. мн. ч.

Проверим:

  • гном    — мно­го гномов, вижу гномов;
  • Золушка — несколь­ко Золушек   , зовем Золушек   ;

Как видим, фор­мы ука­зан­ных паде­жей этих слов сов­па­да­ют. Значит, это оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные.

Таблица с примерами

Вопрос кто? что?
Значение Обозначают назва­ния пред­ме­тов
живой при­ро­ды нежи­вой при­ро­ды
Формула В.п. = Р.п (во мн. чис­ле) В.п. = И.п. (во мн. чис­ле)
Примеры И.п уче­ни­ки Р.п. уче­ни­ков В.п. уче­ни­ков И.п. сто­лы Р.п. сто­лов В.п. сто­лы

Укажем, что в соот­вет­ствии с этой грам­ма­ти­че­ской фор­му­лой к оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным отно­сят так­же:

  • назва­ния кукол, меха­низ­мов, похо­жих на чело­ве­ка (нева­ляш­ка, мат­рёш­ка, робот, Чебурашка, Щелкунчик, кук­ла);
  • назва­ния мифи­че­ских и ска­зоч­ных существ (Марс, Гера, фея, ангел, леший, баба-яга);
  • назва­ния карт, шах­мат­ных фигур (валет, король, конь, ладья);
  • сло­ва в пере­нос­ном зна­че­нии, назы­ва­ю­щие чело­ве­ка (язык);
  • сло­ва «мерт­вец», «покой­ник», «утоп­лен­ник» (но не «труп»).

Чаще все­го оду­шев­лен­ны­ми явля­ют­ся суще­стви­тель­ные жен­ско­го и муж­ско­го рода. У суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода, но не слов жен­ско­го рода, так­же сов­па­да­ют фор­мы роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла:

  • р. п. совет (кого?) друга — в. п. позо­ву (кого?) друга;
  • р. п. голос (кого?) настав­ника — в. п. слу­шаю (кого?) настав­ника.

Неодушевленные суще­стви­тель­ные назы­ва­ют

  • пред­ме­ты (авто­мо­биль, стул, тет­радь);
  • явле­ния при­ро­ды (гро­за, раду­га, ливень, град, мороз);
  • рас­те­ния (бере­за, оду­ван­чик, кра­пи­ва, лан­дыш);
  • сово­куп­ность живых существ (моло­дёжь, детво­ра, род­ня, армия).

У неоду­шев­лен­ных суще­стви­тель­ных сов­па­да­ют фор­мы име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла.

И. п. мн.ч. = в. п. мн.ч.

Убедимся:

  • и. п. рас­тут (что?) берёзы — в. п. рису­ем (что?) берёзы;
  • и. п. сто­ят (что?) толпы — в. п. вижу (что?) толпы;
  • и. п. летят (что?) стаи — в. п. смот­рят (на что?) на стаи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: