↑ Рациональное познание (Теоретический уровень познания)
Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Теоретический уровень познания (рациональное познание) — это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.
Формы рационального познания:
1) Понятие — это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.
Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие — это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.
2) Суждение — это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте.
Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».
3) Умозаключение — это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.
Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод — это результат умозаключения. Например:
- Все адвокаты — юристы (посылка).
- Петров — адвокат (посылка).
- Следовательно, Петров — юрист (вывод).
- индуктивным (от частного к общему)
- дедуктивным (от общего к частному)
- получаемым по аналогии
↑ Понятие «познание».
Познание —
Изучением теории познания занимается гносеология — это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.
По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:
Гностицизм — философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Познание — это необходимость»).
Оптимизм — философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).
Агностицизм — философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).
Релятивизм — философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).
Скептицизм — направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).
Способы самопознания
Каждый вид включает в себя разнообразные способы самопознания личности, то есть инструменты, при помощи которых человек изучает самого себя.
Выделим самые распространения способы:
1. Самонаблюдение. Эффективный метод. Человек наблюдает за своими поступками, эмоциями, чувствами. Записи позволяют проанализировать своё состояние. Здесь речь идёт уже о самоанализе с выводами и результатами.
2. Сравнение себя с другими. Объект определяет для себя мерило, по которому оценивает степень своих достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Эталоном чаще выступает какой-либо идеал, авторитетная личность, гуру.
3. Моделирование собственной личности. Суть процесса заключена в том, что человек создаёт образ, на который стремится походить. Он словно «лепит» самого себя.
О том, как происходит процесс самопознания, описано во многих философских трудах. Он не может быть безболезненным.
Осмысление происходящего, собственных недостатков приводит к тому, что человек испытывает вину, страдания за свои прошлые поступки. Он понимает, что жил неправильно, но стремится исправить ситуацию, изменить своё отношение к людям. Он начинает ценить жизнь как высший дар. Вот в чём заключается процесс самопознания. Личность обретает смысл, цель, ради которой живёт.
Выводы могут быть самыми разными. Кто-то, к примеру, осознаёт, что его предназначение в воспитании детей или в помощи нуждающимся
Люди, которые уделяют внимание самопознанию, проникаются чужим горем, они становятся человечными. Практика показывает, что даже жёсткие и беспринципные личности стали более милосердными
Но суть самопознания выражается не только в духовных аспектах.
Важно выделить время и для развития своих способностей. Чувство самодостаточности делает человека уверенным в себе, он обретает твёрдую почву под ногами. Таким образом, вопрос о том, как человек может познать себя, сложный
Процесс изучения своего внутреннего мира многогранный. Он состоит из множества видов деятельности.
Заключение
Для процесса самопознания характерен поиск смысла жизни, определение своего предназначения. Те, кто постиг таинство, обретают внутреннюю гармонию. Они живут в мире с самим собой и окружающими. Познание человеком своего внутреннего мира даёт результаты. Они проявляются в реальной оценке своих недостатков и сильных сторон. Благодаря выводам, личность может совершенствоваться.
Самопознание характерно для тех, кто пережил какой-либо кризис. Происходит переоценка ценностей. То, что раньше казалось важным, утрачивает значимость. Человек полностью меняется. Но окончательные выводы не могут быть одинаковыми для всех. Кто-то понимает, бесполезность стремления заработать деньги, а кто-то осознаёт значение времени. Так или иначе, объект самопознания определяет высшие ценности. Для каждого человека они свои.
Виды и способы познания
Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное — мышлении.
Так же выделяют формы познания:
- Житейское (бытовое). Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.
Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.
- Научное познание. Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем – результат продолжительного научного познания.
- Религиозное познание – вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
- Художественное познание – восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
- Социальное познание – непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
- Философское познаниеосновано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».
Потребность в познании
Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных – возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.
Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.
Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:
- Наличие сознания.
- Врожденное любопытство.
- Стремление к истине.
- Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
- Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
- Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.
Познание окружающего мира – непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.
()
Упражнения на самопознание
Данные упражнения позволяют лучше понимать себя. Благодаря им человек самосовершенствуется.
Например, можно выполнить упражнение «4 квадрата психологии сознания». Нужно поделить лист бумаги на 4 квадрата. В первом надо написать свои положительные черты и качества, в третьем написать отрицательные, на ваш взгляд, качества. После чего нужно в соседних квадратах написать антиподы этим качествам, совершенно противоположные. Необходимо быть максимально честным с самим собой и понять, что нет абсолютно идеальных людей и черт личности. Следует самосовершенствоваться и делать акцент на плюсах, работая над минусами.
Книги для самопознания
В завершении предлагаем вам познакомиться с подборкой книг о самопознании. Они помогут тем, кто уже занимается изучением самопознания, а также тем, кто только начинает.
- Колин Типпинг «Радикальное прощение»;
- Джен Синсеро «НИ СЫ»;
- Эрик Берн «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»;
- Джон Грэй «Мужчины — с Марса, женщины — с Венеры»;
- Виктор Франкл «Сказать жизни Да!»;
- Кейт Петерсон «Век живи – век учись»;
- Ричард Бах «Иллюзии».
Что такое познание
Познание является одной из видов человеческой деятельности. И как любая деятельность имеет свой смысл и структуру.
Что такое познание? Такой вопрос современных молодых людей довольно часто ставят в тупик! Сразу возникают ассоциации с кикими-то мутными философскими идеями и вообще с философией, что в общем-то верно: именно философия изучает бытие в целом, и бытие человека, в частности.
Изначально человек стал познавать мир ради одной единственной цели — выжить! В самом деле, если вы живете в лесу или пещере, то само собой надо знать, какая ягода ядовитая, а какая — нет. Где пасутся самые жирные дикие овцы и т.д. Кстати о видах познавательной деятельности человека вы можете посмотреть классную схемку в статье об искусстве.
И вот, когда человек научился охотится, ловить рыбу и стал более независим от природы, так как, к примеру, освоил животноводство, тогда-то он и стал размышлять о своём месте в мире, смысле своего существования и других экзистенциях. К слову, «экзистенция» так и переводится с латыни как существование.
Однако сам того не подозревая, человек вследствие своей практической деятельности по освоению мира уже стал его познавать!
В более широком смысле познание — это способ добывания знания об окружающем мире: начиная от выяснения места пасеки жирных овец и заканчивая познанием законов мироздания (физики, например). Знание — это форма обобщения результатов познавательной деятельности, проще говоря — результат познания! Оно обладает наивысшей ценностью, ведь, когда вы знаете, какая ягода ядовитая, а какая нет, где пасутся жирные овцы, а где обитают злобные волки, тогда вы сможете выжить, продолжить свой род, обеспечить себе безопасность!
Но не всё знание обладает наивысшей ценностью! А только истинное знание. Истина (истинное знание) — это соответствие вашего знания реальности. И именно истика — цель познания.
К примеру вы знали, что какое-то время назад злобные дикие волки обитали там-то! Это знание было истинным три месяца назад. А если вдруг выяснится, что они стали обитать на месте пастбища жирных овец, перед этим их всех съев, тогда ваше предыдущее знание будет уже не истинным, а ложным. Ложь — это несоответствие знания реальности. Например, если вы верите, что те волки не переместились, то скорее всего это не истина, а ложь, пока вы не установите обратное!
В условиях дикой природы важно знать всё наверняка, да и в обычной жизни, конечно же, тоже! Так, например, когда будете идти на место пастбища овец, наверное, вы будете молиться, чтобы они остались на месте! Отсюда пошли зачатки религии. Кстати о том, что такое религия можно прочитать по линку!. Итак цель познания — истина! Истина бывает тоже разной
Итак цель познания — истина! Истина бывает тоже разной.
Есть истина относительная, которая имеет частичное совпадение с реальностью или ограниченно ее отражает. Например, ньютоновская механика в своё время объясняла множество явлений в физике. Но например, ядерную физику она не может объяснить вследствие своей ограниченности, для этого есть теория относительности Эйнштейна!
Есть истина абсолютная — некая неопровержимое знание. Например, наша планета имеют форму сферы! Это абсолютно истинное знание. Смотрите пост о видах знаний.
Как же проверить, истинным ли знанием Вы владеете или ложным?! Вспомним наш пример с жирными овцами и дикими, злобными волками. Когда вы знали о местах обитания и тех и других какое-то время назад — это было истинное знание. Вы им овладели, когда искали жирных овец. То ест вы реально шли по лесу тихонько и искали! Вы овладели истинным знанием вследствие практической деятельности. Или, например, собрали ягод, и чтобы проверить, ядовитые они или нет, дали грызуну. Если животное не выжило после их поедания — вы также овладели простой истинной: не надо их есть, а то будете себя также чувствовать как отбросивший коньки грызун!
То есть именно практическая познавательная деятельность является критерием истинности или ложности знания! Практическая деятельность может быть разной: эксперимент, трудовая деятельность, преобразовательная деятельность и прочее.
Существует две формы познания — рациональное и чувственное проявления
Как известно, есть два основных уровня познания, которая проявляется в чувственной или рациональной форме. То есть, во время изучения окружающей среды, мы представляем ее в собственных мыслях, или же чувствуем и воспринимаем своими органами чувств.
Чтобы внести ясность в эти понятия, давайте подробнее рассмотрим обе формы познания в деталях.
Чувственное познание
Это начальная стадия изучения и осознания окружающего мира. Мы в первую очередь получаем все данные благодаря своим органам чувств, их у нас пять, это: глаза, уши, нос, кожа и язык.
С помощью глаз, мы можем видеть объекты, которые находятся в поле нашего зрения. Уши позволяют ориентироваться в пространстве при помощи слуховых рецепторов. Запахи мы различаем благодаря носу. Почувствовать плотность объекта и его материальность, можно дотронувшись до него. И на конец, вкусовые качества пищи, мы воспринимаем языком. Все эти органы предназначены не только в познавательных целях, но еще они нужны для правильной работы инстинкта самосохранения. Читайте подробнее о том, какие бывают чувства и сколь органов чувств у человека на самом деле?
Чувственное познание дается нам с самого рождения. Каждый день прожитой жизни мы ощущаем, слышим, видим, нюхаем. Вся полученная информация познается путем восприятия через органы наших чувств. Таким образом мы запоминаем всю полученные данные и можем делать выводы, чтобы принимать определенные решения
Использование чувств, в качестве инструмента для познания мира, состоят из трех параметров:
- ощущение – это прямое воздействие внешнего раздражителя на наши рецепторы (сенсоры). Когда мы чувствуем и понимаем взаимодействие с окружающей средой, внешний раздражитель действует на определенный орган, и дальше поступает импульс в головной мозг человека, и он анализирует полученную информацию;
- восприятие – это понимание и различие объектов по форме, вкусовым качествам, отличие горячего и холодного и так далее;
- представление – это виденье воображаемой картинки, которая сохраняется в нашей памяти. Сознание не позволяет передать полную информацию со всех органов чувств, но общие данные мы можем проанализировать и дать рациональную оценку исследуемого объекта.
Если чувственное познание — это дар, который является нашим врожденным умением, то рациональное познание может прийти только после приобретения опыта. Каждый человек по-разному познает этот мир, и нельзя точно определить на каком этапе жизни он сможет прийти к рациональному познанию
Рациональное познание
Эта способность, которая дает нам возможность исследовать данные, только при помощи разума. Такое познание основано на абстрактном представлении нашего мышления, оно состоит из трех параметров, а именно:
- понимание – мысль, которая отображает в нашем сознании картинку с известными параметрами. Так мы представляем и воображаем что-либо;
- суждение – оценка обстоятельств и отношение их друг к другу. Позволяет нам утверждать или отрицать что-то;
- умозаключение – общая оценочная характеристика и формирование определенного вывода.
До сих пор, человечество не пришло к общему мнению, что важнее для познания разум или чувства. В связи с этим, люди решили, что два этих вида познания мира, имеют равнозначное значение и очень важны для все-целого понимания происходящего. Нужно использовать и чувства и разум, чтобы достичь максимального понимания.
Чувства помогают нам познавать этот мир, и без их наличия, мы не сможем осуществлять познание. Но стоит понимать, что пять чувств не могут передать весь спектр информационного потока. Поэтому разум помогает нам построить некую информационную цепочку и предположить что-либо на основе анализа полученной информации. Разум позволяет систематизировать и упорядочить ее.
Мы учимся познавать окружающую среду, в которой находимся, каждый день и ежесекундно. Даже сейчас, когда вы читаете этот текст, вы познаете что-то новое и являетесь частью. Если у вас есть дети, то ваша основная задача ускорить процесс их формы познания, чтобы они смогли принимать все необходимые решения для совершенного понимания нашего мироздания
Богатый внутренний мир человека
Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.
Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки — складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.
Что такое самопознание?
Самопознание – это в психологии специальный термин, который обозначает способы изучения самого себя и окружающего мира. Во время самопознания происходит глубокое осмысление своей сущности. Человек сам изучает психологические, психические и физические свойства своей натуры.
Некоторые философы считают, смысл самопознания заключается в определение смысла жизни, своего предназначения. Человек делает определённые выводы о том, для чего он родился и стремится выполнить миссию.
Как познать себя внутри и снаружи?
Важно! Процесс изучения может превратиться в самокопание, когда личность упорно ищет свои недостатки. В результате самооценка снижается
Объект уверен, что он не имеет право на существование, впадает в депрессию. В таком случае человеку нужна помощь психолога. Он неверно понял смысл самопознания, в результате чего обрёк себя на душевные муки. Выбраться из такого состояния самостоятельно довольно трудно. Нужен мощный толчок, мотив, чтобы личность вернулась в реальность.
Самопознание – долгий процесс. Он не проходит в одночасье. Требуются годы, чтобы изучить внутренний мир, свою сущность, и сделать определённые выводы. Будьте готовы, встретиться с негативными сторонами, которые откроете в себе. Это неизбежность. Постигая самого себя человек, так или иначе, приходит к оценке своих качеств. Его постигает глубокое сожаление, раскаяние.
Священники в этом случае нередко сравнивают самопознание с исповедью. Человек открыто признаётся в своих слабостях, недостатках, недостойном поведении. Но делает это не перед священником, а перед самим собой.
Он словно разговаривает с самим собой, задаёт вопросы и отвечает на них. Вся его жизнь подвергается глубокому анализу. В этом случае избежать проявления негативных ощущений невозможно. Вы будете испытывать стыд, укор совести, вину. Но будет и чувство облегчения от того, что теперь вы станете меняться в лучшую сторону.
Уровни познания
Познание – это процесс растянутый во времени. Как было сказано, он может длиться годы или доли секунды. И этот процесс разделён на этапы. Сначала следует первый этап – чувственный уровень; затем второй этап – рациональный уровень.
НЕ ПУТАТЬ: уровень познания и вид познания – это разные категории! Каждый вид познания внутри себя делится на два этих уровня!
Чувственный уровень | Рациональный уровень |
Использует органы чувств: глаза/зрение, уши/слух, кожа/осязание, нос/обоняние и тд. | Использует разум, интеллект, мышление для получения нового знания. |
Формы познания (новые знания):1. Ощущение – отражение с помощью органов чувств в сознании одного свойства предмета.2. Восприятие – отражение с помощью органов чувств в сознании нескольких свойств предмета (целостный чувственный образ).3. Представление – отражение по памяти в сознании нескольких свойств предмета познанных с помощью органов чувств (целостный чувственный образ). | Формы познания (новые знания):1. Понятие – мысль, перечисляющая существенные, основные свойства предмета.2. Суждение – мысль, что-либо утверждающая или отрицающая о предмете (отрицающая или утверждающая наличие какого-либо признака у предмета).3. Умозаключение (вывод) – мысль, представляющая собой соединение нескольких суждений и выведение из них нового суждения. |
Уровни познания
Виды умозаключений:
- Индуктивное – вывод совершается от частных суждений к общему суждению.
- Дедуктивное – вывод совершается от общего суждения к частным суждениям.
- По аналогии – на основе одного известного общего свойства у различных объектов, выделяется ещё одно общее свойство.
Образно познание можно представить себе как лестницу. Познание – это процесс протяжённый во времени и разделённый на уровни. Так и лестница – это протяжённый объект, разделённый на ступени.
Продвигаясь в процессе познания, сначала человек наступает на первую ступень – чувственный уровень и подбирает там три вида знания (ощущение, восприятие, умозаключение).
Затем человек наступает на вторую ступень – рациональный уровень и подбирает три других вида знания (понятие, суждение, умозаключение).
Например, чувственный уровень: коснулся чайника – получил ощущение (он горячий), затем на рациональном уровне сформулировал вывод (не следует касаться горячего чайника). Так соблюдается последовательность уровней познания.
Ступени (уровни) познания
Эмпиризм – философский подход, утверждающий приоритет чувственного уровня в познании.
Рационализм –философский подход, утверждающий приоритет рационального познания.
Древняя Греция и Древний Рим
Понятие «познание» появилось совсем недавно, в 19 веке. Но изучение этого раздела философии проводилось философами Древнего мира, которые проводили свои исследования разными методами, но цель имели одну.
Платон
Согласно Платону, все, что доступно для процесса постижения, можно разделить на две формы:
-
Чувственное восприятие, которое помогает на первом этапе познавать предметы, хоть и не всегда достоверно.
-
Познание с помощью ума – способ, помогающий узреть истину.
Пример познания предмета по Платону: яблоко сначала человек познает с помощью чувств: трогает руками и затем уже с помощью ума делает вывод, что это предмет называется «яблоко».
Эпикурейцы
Эпикур активно критиковал агностиков и идеалистов, выступал против суеверий, астрологии и магии. Свое учение о постижении называл «каноникой», так как в его основе лежало изучение канонов истины.
Главным в познании мира он считал ощущения: «люди должны во всем держаться своих ощущений». По его мнению, даже разум зависит от ощущений.
Ошибки при чувственном постижении, согласно Эпикуру, происходят из-за неправильного суждения об испытанных ощущениях: «Чувства не могут ошибаться, а разум может».
Филон Александрийский
Филон Александрийский считал, что конечным фактом нашего знания является то, что мы ничего не знаем. Согласно ему человек никогда не узнает настоящую истину.
Объект, который он подразумевает как истину, на самом деле лишь ее проблеск среди хаоса вероятностей.
В своих работах автор писал: «Если бы нашим орудием был только интеллект, горизонт наш остался бы навсегда суженным».
Плотин
Плотин, как и Платон, считает, что познать истину можно двумя способами:
-
с помощью чувств;
-
при помощи умственных способностей.
Однако согласно Плотину, чувство нельзя считать первоначальным постижением, а все варианты умственного познания не могут привести к чему-то единому.
Каждый предмет – это Единое, и имеет Душу. Если постижения Души и Единого совпадают, то в конечном результате и происходит истинное постижение объекта.
Этапы самопознания
Человек познает самого себя все жизнь. В каждый возрастной этап происходят соответствующие этапы познания себя.
- Самоузнавание
Самоузнавание – это начальная стадия познания себя. Он начинается почти с момента рождения. Ребенок понимает, что он живет как отдельная личность. Смотрясь в зеркало, он узнает себя.
- Я-концепция
Я-концепция – это очень устойчивое понимание человеком самого себя, своих особенностей. Такая концепция формируется в процессе разных жизненных событий.
- Самооценка
Самооценка определяет, на сколько человек значим для себя самого, на сколько, важна его деятельность, признания всех плюсов и минусов. Здесь значимое положение занимают достижения самого человека, его оценка окружающими людьми.
Ценности в самопознании через практику йоги
Благодаря йоге, различным духовным практикам люди могут разобраться в своем внутреннем мире, лучше осознавать себя самих. В йоге есть несколько ступеней, которые необходимо пройти. Так, формируется целый список, благодаря которому у человека появляется упорядоченный его ценности, особое место там занимают духовные ценности, к которым он стремится весь свой жизненный путь.
Потребность в самопознании
Люди часто задаются вопросами о смысле жизни, истинных ценностях. Как человеку понять себя и окружающих? Такие вопросы являются основой в потребности самого себя. Такая потребность присуща каждому человеку. Люди находятся в вечном поиске смысла жизни, становится у них на первое место. Ведь пока мы не поймем в чем смысл жизни, мы не научимся понимать себя самих.
Внутренний мир и самопознание
Где находится смысл жизни? Логично, что он находится внутри нас, не во вне. Когда мы понимаем это, то наша жизнь начинает меняться. Отсюда появляются монахи, которые продают свой мерс и прощаются с прошлой жизнью. Здесь не все так просто. Такие люди выбирают путь духовности, не потому что им так захотелось именно сейчас, а через неделю они вернутся обратно к привычной жизни. Здесь речь идет о том, что они идут по пути духовности всю свою жизнь.
Личностное рост как этап самопознания
В ходе своего развития у человека повышается уровень самопознания. Например, в начале ребенок учится отличать себя от других людей. Далее, взрослея, у него вырабатываются убеждения относительно себя самого. А далее находит мотивацию, которая побуждает его к улучшению своей жизни и развитию.
Методы познания
Эмпирические:
- Наблюдение – слежение за объектом со стороны.
- Эксперимент – фиксирование данных об объекте, который находится в искусственно созданных условиях.
- Измерение – производится с применением определенных приборов для установления веса, роста, скорости, длительности, величины объекта и т. д.
- Сравнение – путем сопоставлений производится анализ свойств изучаемого с уже изученным объектом.
Теоретические:
- Анализ – подразумевает расчленение предмета изучения на составные части.
- Синтез – воссоздание из составных частей расчлененного предмета.
- Классификация – распределение объектов в группы по общим признакам.
- Сравнение – нахождение в сравниваемых объектах признаков сходства и различия.
- Систематизация приводит полученные знания в систему, распределяя их по внутренней сущности объектов.
- Конкретизация – процесс получения более углубленных знаний из общих представлений.
- Абстрагирование – мысленное нестандартное «видение» предмета (явления) с неожиданной стороны.
- Дедукция – познавательная деятельность, характеризующаяся умозаключением от общего к частному (зимой, в теплую и пасмурную погоду идет снег, сейчас такая погода, значит вероятен снег).
- Индукция – умозаключение, гипотеза, выведенная из нескольких разных фактов (по разным районам города сегодня нет снегопадов, значит и у нас не будет).
- Идеализация – мысленное видение, придумывание совершенного объекта, идеала, к которому нужно стремиться.
- Моделирование – создание изученного ранее экспериментального объекта, (того, что существует реально) с целью более глубинного его познания (например, модель строения земли, луны и т.д).
Постоянно развивающийся мир, созданный человечеством, служит примером применения его знаний. Не как итог деятельности, а лишь ступень, ведущая к более высокому уровню развития.
Выводы после сказанного
Теперь мы знаем, что такое познание. Прочитав эту информацию, вы использовали один из методов теоретического и практического познания. Итак, познание – это многогранная методика изучения всего, что нас окружает. Сюда относятся все процессы и явления, происходящие во внешнем мире, а также внутри нас.
Получение информации путем теоретического и эмпирического познания – это и есть основная задача данного учения. Сбор познавательной информации, которая в дальнейшем будет направлена на развитие и улучшение нашего мира, накапливается ежедневно. Пока существует человечество, будет и востребована форма научного познания окружающего мира.
Источник