Объясняем ребенку разницу между глухими и звонкими согласными в русском языке

Школьная классификация

Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.

Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – , циркуль – , шить – . Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка , щекотать, чай и т. д.

Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение и , и , и , и – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.

Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: , , , , . Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.

Глухие непарные: , , , . У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.

Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.

Ударение: клю’ква.

Слоги: клю-ква.

Характеристика:

К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).

Л – – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.

Ю – – гласный, ударный.

К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).

В – – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).

  • А – – гласный, безударный.
  • 6 букв, 6 звуков.

Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

У младших школьников обычно не возникает затруднений с пониманием, что такое звуки, какие из них гласные, какие согласные. Что касается умения определять твердость и мягкость фонем, то тут просто вызубрить не получится. У ребенка должно сформироваться понимание, почему один и тот же звук в одном слоге твердый, в другом мягкий.

Проще всего дифференцировать согласные, когда после них в слове следует гласная. Если школьник хорошо различает гласные фонемы, то ему останется лишь запомнить, что c твердыми согласными формируют слоги , , , , . А с мягкими — , , , , . Для ускорения усвоения информации рекомендуется предлагать ребенку упражнения. Главное — для начала подбирать простые слова из 2-х слогов. Например, в слове «мама» фонема твердая, так как после нее следует . А в слове «ляля» согласная мягкая, ведь с ней формирует слог фонема .

Больше сложностей возникает, когда в словах за одной согласной следует другая. Школьник должен запомнить, что первая согласная в этом случае — только твердая. Какая вторая, зависит от следующей за ней гласной. Например, в слове «солдат» и , и твердые, ведь следом пишется . А вот в слове «кораблик» твердая, но мягкая, ведь за ней следует . Согласные, которые входят в категорию неизменно мягких, — , , — не применяются соответственно указанному правилу. Например, в слове «печка» звук сохраняет мягкость.

При изложении материала нельзя торопиться. Пусть ребенок воспримет и поймет небольшой кусок информации, затем переходите к следующему.

Иногда младшим школьникам легко понять, чем различаются мягкие и твердые согласные, по собственной мимике. Если ребенок, проговаривая слог, непроизвольно растягивает губы в улыбке, то фонема мягкая. Такое происходит при употреблении соответствующих гласных. Например, «ля», «лю», «ли», «ле», «лё». Но улыбнуться не получится при проговаривании слогов «ла», «ло», «лэ», «лу», «лы». В рассматриваемом случае ребенок должен запомнить: согласная мягкая — слог получается «улыбающимся», твердая — «грустным».

Для систематизации и упрощения восприятия информации представляем таблицу.

твердые мягкие
в слогах с гласными фонемами , , , , с гласными фонемами , , , ,
в слогах перед согласной перед мягким знаком
, , , ,

Парные и непарные

Научив различать звонкие звуки, учащихся знакомят с группой парных по глухости звонкости. Дать правильную характеристику согласному, ученикам поможет приём с закрыванием ушей руками. Если при произношении звука ученик, закрыв уши, слышит его — это звонкий, не слышит — глухой.

В ленте памяти звонкие звуки как более мелодичные, принято селить на втором этаже, чтобы шум соседей им не мешал. А глухие живут внизу, так как им и так помешать трудно. Используя это шутливое объяснение, можно научить первоклассника быстро ориентироваться в ленте памяти.

Этот раздел наиболее труден для изучения, так как наполнен сразу двумя характеристиками: глухость и звонкость, твёрдость и мягкость.

На этапе знакомства с парными согласными ученики постепенно знакомятся и с гласными обозначающими мягкость впереди стоящего согласного звука.

  • И.
  • Я.
  • Ё.
  • Ю.
  • Е.

Эти гласные помогают определить, как правильно будет звучать стоя́щий перед ними согласный. В слогах би, бе, бю, бё, бя би встретим мягкий согласный , обозначенный буквой Б. Совсем иная картина будет в слогах ба, бо, бу, бы, бэ. Твёрдый звонкий согласный на письме тоже обозначают буквой Б

Именно здесь важно дать понимание, что правильное чтение невозможно без знания правил фонетики.

Изобразив на доске ряд слов со скрытой буквой, можно провести знакомство с лексическим значением слова. В словах: гриб, луг, жар, гол, пар встречаются парные согласные, поэтому зная правила русского языка и умело их применяя, можно уберечь себя от ошибки.

Заканчивается букварный период изучением четвёрки глухих непарных согласных. Два из них и — всегда мягкие и не зависят от позади стоя́щей гласной. Так, в слогах ча, чи будет слышен одинаково мягкий . Противоположен им глухой и всегда твёрдый .

https://youtube.com/watch?v=bMHZYCA-8VM

Гласные звуки и буквы

В русском языке шесть гласных звуков:

, , , , , .

На письме звуки обозначаются десятью гласными буквами: 

а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.

Например:

  •  – а (март) и я (мята)
  •  – и (кино)
  •  – ы (мышь)
  •  – о (морж) и ё (тётя)
  •  – э (эхо) и е (мeткость)
  •  – у (удод) и ю (юмор).

Десять гласных букв легко запомнить парами.

В чём особенность е, ё, ю, я?

Четыре йотированные буквы е, ё, ю, я выделяются среди других двумя способностями:

  1. оказывают влияние на предшествующий согласный, делая мягким: любить – бить.
  2. распадаются на два звука:
Я
Е
Ё
Ю

В транскрипции (в обозначении звуков) буквы е, ё, ю, я не используются. Их исключили из звукового ряда.

В каких случаях йотированные гласные распадаются на два звука?

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

  1. если стоят в начале слова: янтарный – нтарный,
  2. после гласного: молния – молни,
  3. после ь и ъ знаков: съёжиться – съжиться.

Почему гласные звуки могут быть сильными и слабыми?

Силу гласным звукам даёт особое место в слове – ударное. Под ударением звук произносится чётко: волк, парк, лес, стол.

Ослабляет гласную – безударная позиция. Так, гласные теряют силу, изменяются в словах пятёрка – птёрка, пелёнка – плёнка, так как звук безударный. 

Гласный звук входит в структуру слога, по этой причине в слове такое количество слогов, сколько гласных звуков.

Звуки

Звуки речи  отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со  словом, словосочетанием   и предложением. Но, в отличие  от них, звук   не имеет  смыслового значения.  Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом и ром — различие в одном звуке.  Звуки создают  звуковую оболочку слов и этим  помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое:  сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт ;
  •  набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон — лиман ;порт — торт , лук — сук ;
    • различие в нескольких звуках: загар — забор ; фасоль — пароль ;
  •  последовательностью расположения звуков: куст — стук ; нос — сон ;
  • звуки в словах могут  полностью не совпадать: школа — учитель ; карась — сом , дом — хата .

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость.  Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос)  и шумы.  Когда  выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные  голосовые связки,   что вызывает  ритмические  колебания связок,  возникает голос (тон).  Шум образуется в ротовой полости,  когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость , которая может менять свою форму, образуются гласные звуки.   Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук ,  , , , , , то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки. В их образовании уже участвует и голос, и шум.   Согласные звуки , в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими. Если в создании звука голос  преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные.  Глухие звуки создаются только шумом  без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

  • гласные: ,  , , , ,   —  в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные:  , , , , , , , ,  —  голоса больше, чем шума,  всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные:  ,  , , , , , , ,  , ,    — шума больше, чем голоса, парные  звонкие (в речи иногда используется звонкий звук :  жюри , вожжи ) ;
  • шумные глухие согласные:  ,  , , , , , , ,  , ,  , , , , , — состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки ( звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума,  по способу образования  (встречаются  или не встречаются  препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). Голос (тон)  обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется

При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется

Голос (тон)  обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется.

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются  также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные  звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Звонкие и глухие согласные звуки.

  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса  и шума.
    • буквы Л, М, Н, Р, Й  обозначают самые звонкие согласные (сонорные) звуки, которые образуются в с преобладанием  голоса и незначительным шумом: , , , , , , , , .   Не образуют пар по звонкости/глухости –  всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З – шумные звонкие , , , , , , , , , , , , состоят из шума и голоса , имеют парные звуки по звонкости/глухости.
  • Глухие   (шумные глухие)
    • произносятся только из шума (без голоса):
    • П, Ф, К, Т, Ш, С – , , , , , , , , , , – глухие, имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ – , , , , – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .

По наличию или отсутствию голоса в звуке согласные образуют пары.

Согласные звуки образуют 11 пар по звонкости/глухости:
Парные непарные (всегда зв./ глух.)
звонкие б  б’ в в’ г г’ д д’ ж  з з’ л л’ м м’ н н’ р р’
глухие п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ х х’ ч’ щ’

В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове

Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания

В слабых позициях, что зависит от положения звука в слове,  может происходить изменение согласных звуков по звонкости/глухости: звонкие парные  согласные меняются на соответствующие парные  глухие  (оглушаются),  а глухие парные меняются на соответствующие парные звонкие согласные (озвончаются). На письме эти изменения звуков обычно не отражаются.  Слабая позиция – признак орфограммы.

Сильные позиции по звонкости/глухости

(как слышим, так и пишем) :

  • перед гласными:сова , леса ;
  • перед сонорными , , , , , , , , : свет – звон , смена  – измена  , отломать   – облом , отнять –поднос , средство – зразы и т.д.;
  • перед , :твоих – двоих , свой – звон ;
  • для парных звонких согласных сильная позиция –  перед звонкими согласными: здание ;
  • для парных  глухих – перед глухими согласными: миска .

Слабая позиция  по звонкости/глухости:

  • в конце слова: гриб — грипп ,  плод — плот ,  код -кот , род — рот ;
  • звонкие парные согласные оглушаются  перед глухими согласными: низко , будка ;
  • глухие парные согласные озвончаются  перед парными  звонкими согласными  (кроме , ): сдал ,  молотьба , свет ;

Согласные звуки по участию голоса и шума

По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные.

Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся: , , , и , , , , .

Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).

Где образуется согласный звук

Звонкие шумные русского литературного языка — это , , и , и ,  и , , , (жалость, врач, зори, гвоздь, буря).

Глухие шумные — и , и ,  и , , , , , , , , , , (пилотка, фольклор, секрет, шепот, шум, гречка, цитата, хранить, шика).

Согласные буквы

В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.

Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:

  1. — : аушка – аа;
  2. — : ода – анера;
  3. — : олос – орова;
  4. — : ятел – уча;
  5. — : изнь – уба;
  6. — : има – оень.

Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук  в зависимости от положения в слове.

А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:

  1. — : аочка – елка;
  2. — : ата – илка;
  3. — : амак – идрант;
  4. — : ож;
  5. — : олото – евать;
  6. — : уст – исть;
  7. — : асточка – истик;
  8. — : аа – иска;
  9. — : ос – юх;
  10. — : арча – иетка;
  11. — : ысь – ис;
  12. — : обака – еледка;
  13. — : апок – ень;
  14. — : отоаппарат – ехтование;
  15. — : оккей – ек.

Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.

Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:

  • – од;
  • – ама;
  • – ейка;
  • – орковка;
  • – юсли;
  • – осорог;
  • – етопырь;
  • – омашка;
  • – ебенок.

Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга».

А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:

  • – орек;
  • – ирург;
  • – апля;
  • – еловек;
  • – етина.

Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!» и «Фока, хочешь поесть щец?».

Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:

  • – ук и даже елудь;
  • – уба и ило читаются одинаково твердо;
  • – арапать и ирк – то же самое, звук произносится твердо.

Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким : жюри юри, Жюльен юльен.

Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:

  • – огурт;
  • – ирикать и асы – звук одинаково мягкий;
  • – ека и упальца – аналогично: несмотря на то, какая гласная стоит после этого согласного, он все равно произносится мягко.

Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как .

Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.

Как различать звуки и буквы?

Различать эти понятия легко. Буквы записываем, рисуем, видим. Они выглядят так: А, е, р, У, М, ь. Буквы нужны, чтобы переводить устную речь в письменную.   Звуки говорим, поём, слышим. Их записывают в квадратных скобках: . Такая запись называется транскрипцией.

Одинаково ли количество звуков и букв в русском языке?

В русском языке 33 буквы и 42 звука.

Звуков значительно больше, потому что не каждому звуку соответствует буква. Одна и та же буква может передавать разные звуки. Так, буква р в словах удар и ударь определяет различные звуки: твёрдый и мягкий .

По какому принципу делятся звуки речи?

Звуки речи разделяют на гласные и согласные по степени использования в них голоса. При формировании гласных звуков воздух проходит через рот свободно. Широко открывается ротовая полость. Слышен только голос.

При произнесении согласных звуков воздух во рту встречает преграды: язык, нёбо, зубы, губы. Например, чтобы произнести , нужно теснее сжать губы, а звуки , произносятся через щель между зубами и губами. В каждом согласном звуке есть шум.

Сонорные звуки в логопедии

Трудности с произношением звучных согласных – одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии

, когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.

Основные причины такого явления:

  • Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо–горло–нос.
  • Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
  • Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
  • Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
  • Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.

Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении – дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.

Конспекты логопедических занятий.

  • Учитель. Посмотрите, кто это прячется в зелёной травке? Да это же второй ёжик, зелёный, пришёл с вами познакомиться. Возьмите в руки зелёный мячик — ёжик. Нажмите на него. Какой он. Дети. Мягкий. Учитель. Есть такие согласные звуки, которые мы называем мягкими? Дети. Есть. Учитель. Кто может назвать такие звуки? Дети называют. Учитель. Наш зелёный ёжик принёс вам зелёные как травка камешки. Прислушайтесь, что я скажу: мягкий звук, мягкий мячик, мягкая травка. Давайте сравним эти фразы. Есть в них похожие слова? Дети. Есть. Учитель. Назовите их? Дети. Мягкий — мягкая. Учитель. Можно ли сказать так: звук мягкий, как зелёная травка? Дети. Можно. Учитель. Теперь, когда я буду просить вас назвать мягкий согласный звук, вы можете вспомнить о мягком мячике-ёжике и зелёной травке, и это вам поможет избежать ошибки. Пожалуйста, возьмите в руку мягкий мячик — ёжик и назовите какой-нибудь мягкий согласный звук. Дети по очереди выполняют задание.

Физкультминутка

Материал с сайта

Наши ёжики трудились и ужасно уморились,

чтобы стало веселей нужно отдохнуть скорей!

Мы — веселые ежатки, Мы играем шумно в прятки . Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к звонку. И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Рожицы состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!

Учитель. Продолжим, положите, пожалуйста, мягкий зелёный мячик слева от твердого синего мячика. Положите перед собой листочки с таблицами, в которых написаны слова, а внизу пустые клеточки. Дети выполняют задание.

Учитель. Сделаем цветные дорожки с помощью наших камешков. Достаньте из коробочки синие камешки льдинки и положите их справа от твердого голубого мячика-ёжика. Дети выполняют задание. Учитель. Достаньте из коробочки зеленые как травка камешки и положите их слева от мягкого зелёного мячика, они будут обозначать мягкие согласные звуки. Дети выполняют задание. Учитель. А сейчас посмотрите внимательно на свои листочки со словами. В наших словах есть согласные звуки: то твердые, как камешек, то мягкие, как травка. А вы будете укладывать синие или зеленые камешки на клеточки. Начинать укладку дорожек надо с лева направо, с квадратика под первой буквой слова. Если вы увидите твердый согласный звук, какого цвета камешек вы положите? Дети. Синий. Учитель. Почему? Дети. Потому что синие камешки лежат около твердого мячика, и обозначают, твердый согласный звук. Учитель. Если вам встретится мягкий согласный звук, какого цвета камешек вы положите? Дети. Зеленый. Учитель. Почему? Дети. Зеленые камешки лежат около мягкого зелёного мячика и обозначают мягкий согласный звук. Дети выполняют задание. Аналогичную работу проделывают со всеми словами напечатанными на листочках.

Материал с сайтаИтог занятия Учитель.Ребята, давайте сыграем в игру с нашими ёжиками-мячиками. Садитесь вокруг стола. К кому прикатится голубой ёжик — называет слово с твёрдыми гласными, к кому зелёный — называет слово с мягким гласным звуком.

Вы сегодня хорошо занимались, и я хочу вам вручить улыбающиеся смайлики. Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии.

Виды согласных звуков

Все существующие согласные можно разложить на несколько групп.

Поиграем?

Чтение скороговорки помогает нам увидеть особенности звучания согласных. Произнесите, что слышим?

  1. Тише, мыши, не шуршите, у пушистой кошки не пищите.(Шуршит звук «ш»)
  2. Маме Маня помогала, много мыла, размыляла. (Звуки звенят)
  3. Рыкнула рысь — ребята врозь. (Рычащие звуки)
  4. Тетя Тате песню тянет, только день настанет. (Звучит мягко и приглушенно).

Как мы заметили, то все согласные буквы звучат по-разному. Поэтому их называют примерно также: шипящие согласные и звонкие. Такая группа согласных, которые звучат глухо: п, с, т, к, их называют глухими согласными. Данные звуки отличаются шумом и способом произношения.

В русском языке существует девять особенных звуков, которые нужно запомнить, их назвали сонорными: , , , , , , , , .

При проговаривании сонорных встречается преграда, но на короткое время. Звук произносится без шума – звонко.

При образовании шумных согласных появляется тот или иной шум, когда поток воздуха встретил преграду во рту. Звонкие и глухие согласные отличаются звучанием, как мы заметили выше.

При наличии или отсутствии голоса некоторые согласные имеют пары. В русском языке существует 12 пар согласных звуков, звучащих глухо и звонко в различных словах:

Представленные выше согласные называем: парные согласные.

Оставшиеся согласные называем: непарные. К ним относятся сонорные, а также звуки:

, , , .

Задание: составление слов из гласных и согласных

Какие слова можно составить из этих букв?

  • П, а. (папа)
  • Д, м, о (дом)
  • Л, п, а (лапа).

Задание

Вам нужно вставить пропущенный согласный.

  • Пру… (прут).
  • Вес…а (весна).
  • Дере…о (дерево).
  • …олоток (молоток).
  • Сто… (стол).

Когда начинать обучение?

На самом деле начальный этап обучения происходит в еще более раннем возрасте, когда мы учим малыша различать разные звуки. Затем изучаем все буквы алфавита, даем понятие гласных и согласных, учим ребенка определять наличие каждой из них на слух. Только после этого малыш сможет понять разницу между звонкими и глухими, научится их слышать в словах.

То есть сначала нужно сформировать у дошкольника фонематический слух – ту самую способность вычленять из речи отдельные звуки. Как это сделать?

  • Научить реагировать на звучание погремушек, поворачивая в их сторону голову.
  • Подросшего карапуза учим слушать природу за окном: пусть закрывает глазки и описывает, что он слышит (гул ветра, шелест листьев, чириканье птиц, шум машин, лай собак и т. д.).
  • То же самое делаем с бытовыми приборами дома: пусть отличит звучание фена, пылесоса, чайника, холодильника.
  • Играем в зоопарк: мама изображает голоса разных животных и птиц, а ребенок угадывает их, а затем – наоборот.
  • Пусть малыш с завязанными глазами определяет, что звучит: колокольчик, бубен, свисток и т. д.
  • После того как он выучит все буквы, можно учить его определять их наличие в словах (например, пусть хлопает или встает, если услышит заданный звук).

То есть перед тем как изучать звонкость – глухость согласных, дошкольник должен:

  • знать все буквы алфавита, их порядок, количество;
  • отличать гласные от согласных;
  • иметь развитый фонематический слух.

Все эти навыки вполне можно сформировать у дошкольника к 5–6 годам.

Признаки твердости и мягкости согласных звуков

Твердость или мягкость согласных зависит от звучания, положения языка.

При проговаривании мягких звуков(, , , и др.) мы слышим более нежное звучание, за счет небольшого движения языка вперед. По артикуляции это особенно заметно. Скажите мягко: «Ть». Что происходит? Ответ: рот двигается в полуулыбке.

При звучании твердых согласных (, , , и др.) язык остается на месте.

Таким образом, можно выделить пятнадцать пар согласных, которые называются парными или непарными звуками по твердости и мягкости.

А вот согласные , , – всегда твердые и пары не имеют. Как и всегда мягкие звуки: , , .

Особенным является звук , он не только не имеет пары, но и по произношению похож на гласный. Но мы должны запомнить, что он является мягким согласным звуком.

Твердым или мягким является звук? И от чего зависит, будет согласный твердым или мягким? Дорогие ребята, наши мышата по заданию кота Леопольда сочинили правила в стихах, чтобы легче было запомнить, когда звук остается твердым, а когда становится мягким.

Твердый или мягкий?

  1. Мы откроем вам секрет,

Чтобы мягкость рассмотреть,

Нужно вам произносить,

И послушать, как звучит!

  1. Мягкий звук шепнем на ушко,

Он приятный, как подушка.

Твердым произносим звук,

Слышим молоточков стук.

  1. Чтобы мягкость усмотреть,

Надо гласный разглядеть.

Перед е, ё, ю, и, я —

Мягкий слышится всегда!

  1. Всегда твердыми бывают:

Ж, ш, ц – запомни правило.

  1. Если видишь мягкий знак,

Согласный в транскрипции

Мы пишем так: .

  1. Буквы ч, щ, й: надо знать,

Всегда мягкими писать.

  1. Ы, о, у, а, э – такие гласные,

Что твердыми оставят согласные.

Задание

Найдите мягкие согласные звуки в словах: моль, долина, мышь, день, плюс, лето, велосипед, лимон, сила, тень, билет, сеть, белка, кустик, листок.

Ответ:моль, мышь, день, плюс, лето, велосипед, лимон, сила, тень, билет, сеть, белка, кустик, листок.

Гласные и согласные звуки, их образование и использование в русском языке

Сначала поговорим о гласных звуках. В рамках русского языка все гласные звуки максимально чётко проявляются, когда ударение приходится на них. Это так называемые ударные гласные. Основные гласные звуки русского языка следующие: а, и, э, ы, о, у.

Воспроизведение звука «а» производится путём опускания нижней части челюсти, через которую воздух проходит обширным потоком. Язык при этом находится в неподвижном состоянии.

Образование звука «э» во многом сходно с образованием «а», но имеет ряж существенных отличий: нужно частично приподнять часть нижней челюсти и изменить положение языка, прижимая его к верхней части нёба. Для воспроизведения звука «и» нужно поднять и подтолкнуть язык несколько сильнее, почти касаясь им верхних передних зубов, проход воздуха при этом необходимо уменьшить до оптимального минимума.

Воспроизведение звука «о» происходит достаточно сходным образом, что и воспроизведение звука «а». С той только разницей, что проход для воздуха сужается, параллельно приподнимая нижнюю челюсть и часть язык наверх. Для озвучивания «о» необходимо округлить губы и с силой вытолкнуть воздушный поток.

Вокализация «ы» производится примерно так же, как и из исходного положения вокализации звука «и» положение губ и рта аналогичное , с той разницей. Что необходимо поднять среднюю часть языка вверх, но не касаться нёба.

Воспроизведение звука «у» происходит путём сужения звукового прохода несколько сильнее, чем при воспроизведении «о». Губы в этом случае необходимо вытянуть вперёд, а задняя часть языка подаётся вверх к нёбу, но его не касается.

Теперь нужно рассказать и о согласных, хотя это обширная тема, требующая отдельного разбора.

Процесс образования согласных звуков кардинально отличается от образования гласных и его механика существенно сложнее. В современной фонетике выделяют пять разновидностей механики образования согласных звуков. Мы последовательно рассмотрим каждый из видов механизмов образования и разберём их особенности.

Во-первых упомянем так называемые «смычные» согласные. Как понятно из самого их названия, они воспроизводятся методом смыкания губ и/или прижатия языка к нёбу с небольшой силой. Перечислим звуки, относящиеся к смычным – это звуки б, к, г, п, т, д. При их произношении нужно резко вытолкнуть звук наружу, чтобы получить шумовой эффект, который оформляется в конкретную букву путём определённой артикуляции губ и языка.

Помимо просто смычных согласных, существуют также и «смычно-проходные». Этот тип согласных отличается тем, что при их вокализации звук высвобождается не одномоментным, взрывным способом, а происходит постепенно, артикуляция также существенно отличается, в ней в большей степени участвует язык, а не губы. К данному типу согласных звуков мы можем отнести: н, л, м.

Другим видом согласных звуков являются «щелевые», наименование которых также показательно и даёт достаточно объективное понимание о звукообразовании в данном случае. Это следующие звуки: з, в, ж, ф, с, х, ш. Основу данных звуков составляет «трение» выталкиваемого воздуха о задний или передний отделы языка, либо трение непосредственно о нёбо. Звук «ф» воспроизводится выталкиванием воздуха через щель между нижней губой и верхней частью челюсти.

Следующая разновидность – «слитные» звуки. К данным звукам относятся «ц» и «ч». Тут для образования звука нужно соединить кончик языка и зубы, после чего отрывисто вытолкнуть воздух их разомкнуть – тогда будет образовываться щель, которая и приведёт к извлечению нужного звука.

И последняя разновидность согласных звуков – это «дрожащие». К ней относится всего один звук – это звук «р». Воспроизводится он дрожанием кончика языка во время равномерного выталкивания воздуха.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: