Понятие и виды обстоятельств в русском языке

Виды обстоятельств

Российская пенсия различает следующие типы ситуаций в зависимости от их важности

Таблица

Виды Вопросы Что обо­зна­ча­ют Примеры
1. Места Где? Куда? Откуда? Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь дви­же­ния Он купил кни­гу в мага­зине.
2. Времени Когда? Как дол­го? С каких (до каких) пор? Время Вчера он купил кни­гу.
3. Образа дей­ствия Как? Каким обра­зом? Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совер­ше­ния Он дол­го выби­рал кни­гу.
4. Причины Почему? На каком осно­ва­нии? Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния дей­ствия Из-за спеш­ки он не купил кни­гу.
5. Цели Зачем? С какой целью? Цель совер­ше­ния дей­ствия Он купил кни­гу для учё­бы.
6. Условия При каком усло­вии? Условие совер­ше­ния дей­ствия При жела­нии он мог купить эту кни­гу.
7. Уступки Вопреки чему? Несмотря на что? Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствие Несмотря на нехват­ку денег, он купил кни­гу.
8. Меры и сте­пе­ни Насколько? В какой сте­пе­ни? Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или дей­ствия Он купил слиш­ком доро­гую кни­гу.

Давайте рассмотрим типы ситуаций более подробно и приведем примеры предложений.

Обстоятельство места

Как следует из его названия, этот второстепенный член указывает место действия, направление движения и т.д.

За окном легкие облака раздвигают далекие горы (К. Паустовский).

За окном (где?). Возможности для размещения.

Не было времени добираться до сонного, далекого провинциального городка, далеко от К. Паустовского.

Ни у кого нет (где?) в городе. Времени на достижение не было — возможности его расположения.

Местоимение возможность является второстепенным членом предложения, оно указывает место действия, направление и отвечает на вопрос. Откуда; к ;

Условия размещения задаются

  • суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми,
  • наре­чи­я­ми места и место­имен­ны­ми наре­чи­я­ми,
  • соче­та­ни­я­ми слов.

Примеры предложений

Белка забралась высоко на дерево и спряталась в ветвях, так что оказалась снаружи (откуда?) своего укрытия (Г. Скребицкий). Видимый.

Миллионы крошечных капель, свисающих вниз (куда?) Сияет на солнце разноцветным светом (Г. Скребицкий).

Бурлящий ручей блестит (где?). .

Беловежский лес (где?). насчитывает около 400 бизонов.

Обстоятельство времени

Предложение времени является второстепенным членом предложения и указывает на время энергии, ее продолжительность и отвечает на вопросы. Как долго; с какого времени; до какого времени;

Это вторичное существительное со значением времени и может быть выражено по-разному.

Функции дополнения

Дополнение обозначает предмет, на который направлено конкретное действие; деятельность предмета, его характеристика. Выражается такими же частями речи, что и подлежащее: чаще всего это имя существительное или местоимение-существительное.  На письме такой второстепенный член подчеркивается пунктирной линией. Отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?

Он рисует картины и мечтает о славе. Рисует (что?) картины; мечтает (о чем?) о славе. Может выражаться любой частью речи, которая возьмет на себя функцию имени существительного.В предложениях выражено:

  • числительным: раздели восемь на два,
  • фразеологической единицей: тебе рекомендовали не считать ворон,
  • инфинитивом: мы решили собраться.

Все дополнения можно поделить на прямые и косвенные. Прямое — находится в винительном падеже и не имеет предлога (выбирать альбом), либо в родительном падеже при отрицательном глаголе (не смотреть на недостатки).  Во всех остальных ситуациях дополнение является косвенным (говорить о любви, уважение к брату).

Если вам необходимо отыскать дополнение в предложение, проделайте следующие шаги:

  • Малыши остались без сладкого
  • Обозначьте главные члены. Подлежащее и сказуемое: малыши остались.
  • Среди второстепенных — выберите существительное. Второстепенный член «без сладкого» выражен именем существительным.
  • С помощью вопроса обозначьте их связь с главным. Остались (без чего?) без сладкого.
  • Определите падеж, если он косвенный, то это дополнение. К косвенным падежам относятся все, кроме именительного. Существительное малыши стоит в родительном падеже. Является дополнением.

Виды обстоятельств

По значению, которое выясняется вопросами, обстоятельства делятся на следующие основные виды:

Виды обстоятельств
Вид Вопросы Пример
Времени когда? как долго? с каких пор? с какого времени? до каких пор? приеду летом, занимаюсь два года
Меры и степени насколько? в какой степени? сколько раз? как много? в какой мере? ошибся трижды,слишком страшный
Места где? куда? откуда? докуда? повернуть налево,вокруг дома
Образа действия как? каким образом? бегу быстро, появился внезапно
Причины почему?отчего? по какой причине? опоздал из-за пробок, сказал сгоряча
Сравнения как? льёт, как из ведра, разрисовал узорами
Условия при каком условии? принять при температуре, сделаю при необходимости
Уступки несмотря на что? вопреки чему? тренировался, несмотря на усталость, добрался, вопреки погоде
Цели зачем? для чего? с какой целью? пришёл поздравить, толкнул специально

Обстоятельства сравнения с союзами  как,  словно,  будто,  как будто  называются сравнительными оборотами:

А сама-то величава, выступает, будто пава; А как речь-то говорит, словно реченька журчит. (А.С. Пушкин)

Сравнительные и деепричастные обороты, а также обстоятельства уступки с предлогом  несмотря на  выделяются запятыми:

Барсик, словно дикий зверь, готовился к нападению на клубок.

Старое дерево, громко шелестя листвой, сильно пугало меня по ночам.

Футболисты, несмотря на моросящий дождь, продолжали играть.

Как себя вести в случае непредвиденных обстоятельств?

Когда говорят о форс-мажорных обстоятельствах, то имеют в виду что-то неприятное. Вряд ли вы назовете непредвиденной ситуацией выигрыш в лотерею или встречу любви всей своей жизни. Что же делать, если абсолютно неподготовленный человек сталкивается с чем-то неожиданным и непредсказуемым?

Не принимайте случившееся как то, что останется с вами на всю жизнь. Если ситуация вызывает отчаяние, ощущение беды, с которой невозможно справиться, примите на веру, что это пройдет. «Человеку не дается больше, чем он может вынести» — говорит народная мудрость. У царя Соломона было кольцо, внутри которого была гравировка «Все проходит. И это пройдет». В тяжкие минуты он снимал его и смотрел на гравировку, чтобы вспомнить о мимолетности бренного. Подумайте, будете ли вы сокрушаться по поводу случившегося через полгода или год?

Не позволяйте депрессии завладеть собой. Если вы сложите руки и предадитесь отчаянию, то можете считать себя проигравшим. «Жизнь не любит тех, кто не любит жизнь» — говорится в народе. Чем больше вы будете сокрушаться по одному поводу, тем больше вероятность того, что появятся новые неприятные обстоятельства. Непредвиденные ситуации — это не повод для того, чтобы перестать радоваться происходящему, даже на фоне негативных событий.

Что обозначает

Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

Здесь перечислены не все, а только основные вопросы, но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:

  • глагол: думает (как?) правильно,
  • прилагательное: красивый (насколько?) очень,
  • наречие: сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры обстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций. Классификация деление на подгруппы – осуществляется по значению

Всего выделяют 8 видов, каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:

Классификация деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов, каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:

  1. Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
  2. Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
  3. Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
  4. Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
  5. Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
  6. Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
  7. При каком условии? – объяснение условий.
  8. Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло уступка

Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов. Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе

Их относят к отдельному типу ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма на солнышке), в тиши (усеченная форма в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:

Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма на солнышке), в тиши (усеченная форма в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма на солнышке), в тиши (усеченная форма в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:

  • где?
  • когда?
  • как?
  • в какой обстановке?

Обидная любовь

Пробило десять. В доме тишина.
Она сидит и напряженно ждет.
Ей не до книг сейчас и не до сна,
Вдруг позвонит любимый, вдруг придет?!
Пусть вечер люстру звездную включил,
Не так уж поздно, день еще не прожит.
Не может быть, чтоб он не позвонил!
Чтобы не вспомнил – быть того не может!
«Конечно же, он рвался, и не раз,
Но масса дел: то это, то другое…
Зато он здесь и сердцем и душою».
К чему она хитрит перед собою
И для чего так лжет себе сейчас?
Ведь жизнь ее уже немало дней
Течет отнюдь не речкой Серебрянкой:
Ее любимый постоянно с ней –
Как хан Гирей с безвольной полонянкой.
Случалось, он под рюмку умилялся
Ее душой: «Так преданна всегда!»
Но что в душе той – радость иль беда?
Об этом он не ведал никогда,
Да и узнать ни разу не пытался.
Хвастлив иль груб он, трезв или хмелен,
В ответ – ни возражения, ни вздоха.
Прав только он и только он умен,
Она же лишь «чудачка» и «дуреха».
И ей ли уж не знать о том, что он
Ни в чем и никогда с ней не считался,
Сто раз ее бросал и возвращался,
Сто раз ей лгал и был всегда прощен.
В часы невзгод твердили ей друзья:
– Да с ним пора давным-давно расстаться.
Будь гордою. Довольно унижаться!
Сама пойми: ведь дальше так нельзя!
Она кивала, плакала порой.
И вдруг смотрела жалобно на всех:
– Но я люблю… Ужасно… Как на грех!..
И он уж все же не такой плохой!
Тут было бесполезно препираться,
И шла она в свой добровольный плен,
Чтоб вновь служить, чтоб снова унижаться
И ничего не требовать взамен.
Пробило полночь. В доме тишина…
Она сидит и неотступно ждет.
Ей не до книг сейчас и не до сна:
Вдруг позвонит? А вдруг еще придет?
Любовь приносит радость на порог.
С ней легче верить, и мечтать, и жить.
Но уж не дай, как говорится, бог
Вот так любить! (Э. Асадов)

Что такое статья

Статья (от лат. statio — положение, состояние) — это аналитический жанр журналистики, где идет осмысление и анализ значительного явления, аргументированные обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую концепцию и идею в той или иной сфере.

Это классическое определение.

Из него следует, что автор берет какое-то значительное в жизни общества явление. Далее он пытается его осмыслить и проанализировать.

Сделать на основе каких-то ситуаций (например, информационного повода) обобщение и выводы. Выдвинуть идею, концепцию и рассмотреть ее.

Это основная цель статьи.

Неслучайно, когда защищаем кандидатскую диссертацию, то перед защитой готовим несколько публикаций. Здесь мы пытаемся открыть и проанализировать нечто новое.

Это аналитический жанр!

Он не столько информационный, сколько аналитический. Тут осмысливаем события, приводим какие-то примеры, исследуем явления.

К примеру, возьмем юридическую сферу. У нас кандидатская диссертация по теме «ювенальная юстиция». Что здесь можно написать?

Это может быть статья на тему о проблеме детской преступности и взгляд на нее сквозь призму истории. То есть, как решалась эта задача в разные времена и странах.

Это может быть материал о необходимости ювенальной юстиции. Опять же, с привлечением разных точек зрения и прецедентов. Мы пытаемся найти что-то новое. Стараемся осмыслить и предложить какие-то идеи.

А давайте возьмем те же блоги в интернете.

В них могут встречаться простые инструкции из серии «как что-то сделать». Но еще имеются статьи, где идет попытка анализа явления.

Например, осмысление такого явления, как фриланс. А также попытка понять причины того или иного поведения фрилансеров.

В общем, эти два момента нужно различать!

У нас есть статьи с попыткой аналитики. Это классический жанр.

Тут пытаемся осмыслить и проанализировать какое-то значительное событие. Выдвинуть собственные концепции, идеи, что-то обобщить и так далее. То есть идет глубокий анализ ситуации и положение проблемы на основе группы фактов.

Это одна ситуация!

Второй момент, это когда нужно написать обычную «информационную статью». Такие материалы часто выставляют на бирже статей для продажи. Их покупают владельцы сайтов, которые потом публикуют на своих ресурсах.

К примеру, женские журналы и газеты (Комсомолка, Аргументы и факты). Часто материал размещают в рубрике семья, дети, кулинария и так далее.

Но одни и те же статьи в разделе «семья и дети» в Комсомолке и такой же раздел в Psychologies будет сильно отличаться.

Мы еще к этому вернемся.

А так, на биржу контента обычно пишут общепопулярные статьи. Например, «5 способов похудеть», «как выбрать пластиковые окна», «рецепт утки по пекински» и так далее.

Такие тексты очень просто писать. Тут не требуется аналитическое мышление. Поэтому как правило, такие материалы являются сложным рерайтом.

Но мы с вами пишем именно аналитику!

Это, когда рассуждаем, осмысливаем какую-то ситуацию и обобщаем ее. Делаем выводы, выдвигаем собственные идеи и концепции.

Мы стараемся это сделать на основе источников информации. Но еще на основе собственных знаний и мыслей.

Если посмотреть на блоги в интернете, то в них можно найти разные записи. Есть расширенные заметки. Например, «5 лучших правил по копирайтингу».

Но есть и аналитические статьи. Например, «Безответственность во фрилансе». Это уже попытка осмыслить проблему, проанализировать и сделать выводы.

В общем, различайте эти два жанра.

Конечно же, аналитику писать сложнее. Но это намного почетный и высокооплачиваемый труд. Это те статьи, которые находят свои публикации в глянцевых журналах.

Благодаря таким материалам становятся популярными и блоги. Они буквально притягивают к себе читателей и подписчиков.

Поэтому если хотите, чтобы ваш ресурс был популярным, то наполняйте его именно такими материалами. Ведь основное ядро контент-маркетинга держится на этом.

О, Боже, как же больно

О, Боже, как же больно…
Глаза твои пусты…
И режут как ножами, слова…
В них нет любви!
Зову тебя любимым,
А ты в ответ молчишь,
Я бьюсь как птица в клетке,
Услышь, молю, услышь…
Порою мне из жизни
Так хочется уйти.
Чтобы тебя не мучить,
Чтобы тебя спасти…
Я не хочу быть ношей
Тяжёлой для тебя.
Не нужно жить со мною,
Мой милый, не любя!
Хочу расправить крылья,
И полететь как ветер…
Но как же моя мама?
А как же мои дети?
Я не смогу так сделать,
Ведь деткам сложно будет.
На свете жить без матери
Они ведь меня любят!!!
Я ухожу — любимый,
Тебя я отпускаю,
Иди своей дорогой
Тебе любви желаю!!!
Быть может та, другая,
Любовь в тебе разбудит,
И в сердце лёд растает,
И ты её полюбишь… (С.С.А., посетитель otmetim.info)

https://otmetim.info/stixi-o-predatelstve/

К какой части речи относится

Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи
:

  1. Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
  2. Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
  3. Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
  4. Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
  5. Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

  • шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
  • шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.

Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:

  • для определения падежа;
  • для уточнения роли слова в структуре предложения.

Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного. Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка. Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.

Оформление статьи

Оформление статьи не менее важно, чем ее написание. Особенно это касается научных материалов

Там все очень строго. Но об этом более подробно в отдельной записи. Сейчас же просто разберем основу оформления на сайте.

Шрифт должен быть нормально размера. Основной текст 14 — 16 px, название и подзаголовки 18 — 24 px. Желательно выбирать без засечек. Я использую Open Sans на проекте.

Для перечисления используйте как маркированные, так и нумерованные списки. На них люди хорошо фокусируются.

Обязательно вставляем содержание. Оформляем его рамкой чтобы немного выделялось на общем фоне.

Не забываем про таблицы.

Они особенно актуальны, если демонстрируете данные каких-то исследований. Старайтесь такой элемент оформлять более привлекательно. Выделяйте шапку другим цветом. Цвета ячеек тоже можно изменять.

Добавляем иконки.

Если много изображений, то возможно, целесообразно создать галерею, слайдер или красивую карусель. Так материал не будет слишком длинным.

Обязательно используйте различные блоки внимания. Так человек будет лучше концентрироваться на определенных участках текста.

Блоки внимания

Должно быть минимум 4 заготовленных блока:

Полезность (как правило, цвет зеленый)
Внимание (оранжевый)
Опасность (красный)
Системный для оглавления, цитат или формул (серый)

Важные слова выделяем жирным, а дополнительные курсивом.

Ну и конечно же, не забываем про изображения. Они должны быть нормального качества. Вставляйте их там, где это нужно.

При необходимости используйте подписи к картинкам. Они помогают понять, что изображено. Это особенно актуально для сайтов о туризме. Под картинками там указывают что за место изображено.

Чтобы сделать свой материал еще интереснее, используйте инфографику.

Если пишите исторические статьи, то на сайте рекомендую использовать Таймлайн. Это своего рода линия с событиями, которые распределяются по дате. Если сделать правильно, то получится очень красиво.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Обстоятельство как второстепенный член предложения.
  2. Способы выражения обстоятельств.

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 88 – 90.

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 117.

2. Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1.// Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 163.

3. Панов М. В. Русский язык. Учебник. – 5 класс.// Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 326 – 328.

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов.// Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – 259 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение, как основная единица синтаксиса, не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Кроме подлежащего и сказуемого в предложениях бывают ещё второстепенные члены предложения. Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.

Рассмотрим с вами несколько предложений и попробуем их распространить, используя вопросы.

Мы видим, что действия в предложениях происходят где-то, когда-то, каким-то образом и при каких-то обстоятельствах. Поэтому рядом с глаголом-сказуемым в предложениях часто находится второстепенный член, который называется обстоятельство.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, цель, причину и другое и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?». По значению выделяют несколько видов обстоятельств. В пятом классе мы знакомимся с тремя типами: места («где?», «куда?», «откуда?»), времени («когда?», «с каких пор?», «как долго?»), образа действия («как?», «каким образом?»).

Чаще всего обстоятельство присоединяется к сказуемому и выражается наречием или существительным с предлогом.

Вернёмся к нашим предложениям.

Вы видите, что в этих предложениях обстоятельства выражены наречиями, но они могут быть выражены существительным в косвенных падежах.

Вы скажете, что к слову под дождём можно задать вопрос под чем? И тогда это слово надо подчёркивать как дополнение. Как же отличить обстоятельство от дополнения?

Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Обстоятельство выражает место, время, образ действия.

К обстоятельству можно задать вопрос, на который обычно отвечают наречия (даже несмотря на то, что обстоятельство может быть выражено и другой частью речи). Если к слову можно задать вопрос наречия, то это обстоятельство, если нет дополнение.

Это хорошо видно в следующих предложениях.

В первом предложении от сказуемого можно задать два вопроса: где? (смысловой) и в чём? (падежный). Смысловой вопрос в синтаксисе является главным, поэтому перед нами обстоятельство. Во втором примере можно задать только один вопрос: любитель (чего?) лесов. Второй вопрос здесь невозможен. Следовательно, перед нами дополнение.

Теоретический материал для углубленного изучения.

Источник

Отличие от главных членов предложения

Они не отражают сведений о предметах и людях, их действиях или состояниях, а также поясняют и уточняют ту информацию, которую несут главные члены. Соответственно, как определение, так и дополнение с обстоятельством некоторым образом конкретизируют подлежащее или сказуемое и отвечают на специальные вопросы. Часто смысл предложения становится понятным именно благодаря дополнениям, определениям и обстоятельствам, а вовсе не главным членам.

Общую информацию по рассматриваемой в статье тематике отобразим для наглядности и простоты восприятия в виде таблицы

Дополнение Определение Обстоятельство
Понятие Обозначает объект или предмет, на который направлено действие. Дополнение непосредственно связано с глаголом (сказуемым) и уточняет его. В большинстве случаев является не субъектом, а объектом действия. Указывает на качество, характеристику или признак объекта либо лица. Определение связано с существительным (подлежащим или дополнением). Обозначает признак действия или признак признака. Может быть связано с глаголом, прилагательным или наречием и обычно распространяет слово, к которому относится.
Способ выделения при разборе и анализе предложения Пунктирное подчеркивание Подчеркивание сплошной волнистой линией Подчеркивание линией «точка-тире»

* Русский язык предусматривает, что сложносоставные члены должны подчеркиваться без разрывов и пробелов.

Синтаксический разбор обстоятельства

План разбора: второстепенный член — обстоятельство; вид обстоятельства по значению; определить, какой частью речи и в какой форме оно выражено.

Пример разбора обстоятельства

А в зимние морозные дни в дом заносят дрова из придомового сарая .

В этом предложении укажем несколько обстоятельств:

  • приносят когда? в зимние морозные дни (= осенью);
  • приносят куда? в дом;
  • приносят откуда? из сарая.

В зимние морозные дни — обстоятельство времени; выражено словосочетанием существительного в форме винительного падежа с предлогом и прилагательного.

В дом — обстоятельство места; выражено существительным в форме винительного падежа с предлогом.

Из сарая — обстоятельства места, выраженное существительным в форме множественного числа родительного падежа с предлогом.

Как подчеркивается обстоятельство?

При синтаксическом разборе все члены предложения подчеркиваются. Это делается для наглядности, чтобы показать, какие в предложении есть синтаксические единицы.

Каждый член предложения имеет свое графическое обозначение.

Обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точкой.

Примеры предложений с обстоятельствами разных значений

  • И хорошо мне здесь (где?) остановиться. 
  • С горы (откуда?) бежит поток проворный.
  • Снег падал (как?) медленно и бесшумно.
  • Он тщательно (как?) обдумал предложение майора.
  • (в какой степени?) Не очень-то я его и боюсь.
  • Место оказалось совсем (насколько?) скучным.
  • За печкой тикал, (как что?) как ходики, сверчок.
  • Под голубыми небесами, великолепными (подобно чему?) коврами, блестя на солнце, снег лежит.
  • Сенокос запоздал (почему?) из-за дождей.
  • (по какой причине?) От жары и духоты книзу клонятся цветы.
  • Ягненок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться.
  • Пчела (с какой целью?) за данью полевой летит из кельи восковой.
  • С этим заданием можно справиться, (при каком условии?) помогая друг другу.
  • Отплывать от берега начнем (при каком условии?) при солнечной погоде.
  • В домах, (несмотря на что?) несмотря на ранний час, горели лампы.
  • (несмотря на что?) Несмотря на трудные обстоятельства, мы выиграли.
  • (когда?) Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
  • (когда?) От восхода до заката жизнью улицы кипят.

Итоговая таблица отличий

Основные особенности и отличия членов предложения приведены в таблице:

Название Что означает Вопросы От каких элементов зависит Метод выражения
Определение Признак предмета какой?

чей?

Подлежащее, дополнение, обстоятельство Существительное

Порядковое числительное

Причастие Местоимение

Прилагательное

Обстоятельство Способ действия, место, время где?

когда?

как?

каким образом?

Сказуемое Существительное с предлогом

Деепричастие

Наречие

Глагол

Дополнение Предмет кого? чего?

кого? что?

кому? чему?

о ком? о чем?

кем? чем?

Сказуемое Существительное

Местоимение Количественное числительное

Дополнение и обстоятельство – второстепенные составляющие предложения, которые имеют множество отличий

Чтобы определить разницу между ними, важно разобраться в терминологии и научиться задавать правильные вопросы к частям синтаксических конструкций

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: