Предложения с второстепенными членами

Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»

Пройдите тест и определите, есть ли в следующем предложении дополнение и какого рода (прямое или косвенное).

Они добавили ссылку на ответы на тест в конце статьи.

У меня есть большой (какой?) букет этих цветов. Я выбрала букет — является ли дополнением букет из этих цветов? Или просто букет цветов?

Не случайно, что учащиеся послешкольных и последипломных учебных заведений не могут анализировать предложения. С такими объяснениями никто не может ничего определенно проанализировать. Конечно, в примере с четвертым курсом все просто и понятно, как лошадь, съевшая яблоко. Но в примере: «Лошадь была готова давно, но я не хотел оставлять охранника и его дочь» — на ум придут многие. По крайней мере, в данной статье недостаточно информации, чтобы проанализировать это утверждение должным образом. В общем, не зря из всех моих знакомых, трое имеют высшее образование, но синтаксис правильно анализируют только выпускники филфака.

Прежде всего, возмутительно, как всезнающий учитель с безжизненным лицом и высокомерным выражением лица говорит в двух словах о фразе, которую невозможно разделить. Как будто с помощью трех слов, «не используемых отдельно», она может сразу определить делимое и неделимое.

§3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение

Определение – это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?

Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.

Согласованное и несогласованное определение

Согласованное определение – это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами – согласование. Например:

Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.

(девочка (какая?) недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой)

Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами – существительными в роде, числе и падеже.

Согласованные определения выражаются:

1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;

2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;

3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;

4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.

Но определение может быть и несогласованным. Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:

  • управлением
  • примыканием

Примеры:

Несогласованное определение на основе управления:

Книга мамы лежала на тумбочке.

Ср.: книга мамы — мамина книга(мамина книга – это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы – несогласованное, тип связи – управление)

Несогласованное определение на основе примыкания:

Хочу купить ей подарок подороже. 

 Ср.: подарок подороже — подарок дорогой(подарок подороже – несогласованное определение, тип связи – примыкание, а подарок дорогой – согласованное определение, тип связи – согласование)

К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.

Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.

Ср.: центр в пять этажей – пятиэтажный центр (центр в пять этажей – несогласованное определение, тип связи – управление, а пятиэтажный центр — согласованное определение, тип связи – согласование)

В комнату вошла девочка с голубыми волосами.

(девочка с голубыми волосами — несогласованное определение, тип связи – управление.)

В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:

1) существительное:

Остановка автобуса перенесена.

(автобуса — существительное)

2) наречие:

Бабушка приготовила мясо по-французски.

(по-французски – наречие)

3) глагол в неопределённой форме:

У неё было умение слушать.

(слушать — глагол в неопределённой форме)

4) сравнительная степень прилагательного:

Он всегда выбирает путь полегче, а она — задачи потруднее.

(полегче, потруднее сравнительная степень прилагательных)

5) местоимение:

Её рассказ тронул меня. 

(её – притяжательное местоимение)

6) синтаксически неделимое словосочетание

Он врач высшей категории.

(высшей категории – синтаксически неделимое словосочетание)

Приложениe

Особым видом определения является приложение. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:

Я люблю свою сестру — малышку.

В гостинице со мной жила группа туристов — японцев.

Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:

Я увидела набережную реки Сухоны.

(Сухоны — согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)

Сын прочитал сказку «Золушка».

(«Золушка» — несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в  разных падежах 

Способы выражения прямого дополнения

В названном качестве используются беспредложные падежные формы существительных или заменяющих их местоимений.

Падеж Примеры
Винительный Не забудь полить цветы на клумбе. Водитель высадил его у вокзала.
Родительный в значении части от целого Вместо сахара дед положил в чай мёду.
в конструкциях с отрицательным значением В организации утверждали, что не получали распоряжения.

Родительный падеж в этих случаях употребляется вместо винительного:

В. п. Р. п.
испечь хлеб – в значении целого отрезать хлеба – часть
написать письмо – утверждение не написать письма – отрицание

Другие части речи (причастия, прилагательные, числительные, междометия, звукоподражания), как и неделимые словосочетания, попадают в эту категорию, когда употребляются в значении существительных.

  • Санитарка заметила раненого.
  • Старший подозвал младшего, и оба скрылись за углом.
  • К полученному числу прибавьте пять.
  • Услышав на крыльце знакомое «мяу», бабушка распахнула дверь.
  • Нарвите душистого горошка и поставьте в вазу.

Косвенное дополнение

Косвенными называются как беспредложные (за исключением перечисленных выше), так и предложные варианты, отвечающие на падежные вопросы. В предложениях они подчиняются не только сказуемым, как предыдущий тип, но и остальным членам конструкции.

Выступающее в роли главного слова сказуемое выражается:

  1. глаголом;

Автор статьи ссылается на очевидцев.

  1. категорией состояния;

Детям весело на празднике.

  1. Кратким прилагательным;

Девушка робка с незнакомыми людьми.

  1. Кратким причастием.

Браконьеры задержаны егерем во время незаконного отстрела дичи.

Если же вопрос задаётся от прочих членов предложения (главных или второстепенных), то они выражены:

  1. существительными;

Приём посетителей временно прекращён.

  1. прилагательными;

Непонятный для неподготовленной публики фильм вызвал споры среди критиков.

  1. наречиями.

Щенок сидел вплотную к скамейке, будто пытался спрятаться.

Что такое определение и приложение

Под этим термином понимают второстепенный элемент, описывающий качественные характеристики или признак предмета. К этой синтаксической единице можно задать вопросы «какой?», «который?», «чей?».

При выполнении грамматического разбора этот элемент выделяют волнистой линией. Он бывает согласованным или несогласованным. Согласованная разновидность совпадает с главным словом по числу и падежу. При изменении одного параметра меняется и другой.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Несогласованное определение отличается от главного слова по указанным параметрам. В такой ситуации словосочетание формируется путем примыкания или управления. В случае смены формы основного слова зависимое остается в исходном виде.

Также зависимое слово выражается следующими частями речи:

  • наречие;
  • инфинитив;
  • притяжательное местоимение.

Определение проявляется в виде приложения, которое преимущественно представляет собой имя существительное. Эта форма объясняет информацию о предмете или лице. Она может включать детальное описание.

Чтобы понять, каким именно является определение – согласованным или нет, требуется сделать следующее:

  1. Задать вопрос. Это следует сделать от основного слова к зависимому.
  2. Выяснить, что означает и какой член предложения поясняет. Слово может означать признак предмета и пояснять дополнение.
  3. Определить часть речи.
  4. Установить форму подчинительной связи.
  5. Определить, является ли словосочетание согласованным или нет.

Этот элемент может выражаться так:

  • имя прилагательное;
  • порядковое числительное;
  • причастие;
  • наречие;
  • инфинитив.

Отличие от главных членов предложения

Они не отражают сведений о предметах и людях, их действиях или состояниях, а также поясняют и уточняют ту информацию, которую несут главные члены. Соответственно, как определение, так и дополнение с обстоятельством некоторым образом конкретизируют подлежащее или сказуемое и отвечают на специальные вопросы. Часто смысл предложения становится понятным именно благодаря дополнениям, определениям и обстоятельствам, а вовсе не главным членам.

Общую информацию по рассматриваемой в статье тематике отобразим для наглядности и простоты восприятия в виде таблицы

Дополнение Определение Обстоятельство
Понятие Обозначает объект или предмет, на который направлено действие. Дополнение непосредственно связано с глаголом (сказуемым) и уточняет его. В большинстве случаев является не субъектом, а объектом действия. Указывает на качество, характеристику или признак объекта либо лица. Определение связано с существительным (подлежащим или дополнением). Обозначает признак действия или признак признака. Может быть связано с глаголом, прилагательным или наречием и обычно распространяет слово, к которому относится.
Способ выделения при разборе и анализе предложения Пунктирное подчеркивание Подчеркивание сплошной волнистой линией Подчеркивание линией «точка-тире»

* Русский язык предусматривает, что сложносоставные члены должны подчеркиваться без разрывов и пробелов.

Дополнение и обстоятельство

Подлежащее — это предмет (лицо, существо, явление, о котором говорится в предложении, то есть подлежащее — главное действующее лицо предложения.) Подлежащее обычно подчеркивается одной линией. Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного. Для сравнения — дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного.

Если это слово — существительное, то перед нами определение. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой

Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо: а) выделить грамматические основы; б) установить, какие слова связаны с этими основами

Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки. Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю; ожидали (как?) молча. Пока является временным союзом в придаточном предложении. Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным.

Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки. Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки.

Сказуемое вопросы Что делать? Подлежащее вопросы Кто? Что? части речи сущ. в И.п. мест. в И.п. числит. И.п. н. ф. г. (инфинитив) неделимое словосоч. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния.

Дополнения, выражающие объект действия, употребля­ются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы — доставка грузов; ра­ботать над статьёй — работа над статьёй. Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога.

Тест

Пройдите тест и опре­де­ли­те, есть ли допол­не­ние и како­го вида, пря­мое или кос­вен­ное, в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях.

Летом день длин­нее ночи.

Победителю лег­ко­ат­ле­ти­че­ско­го забе­га вру­че­ны медаль и памят­ный вым­пел.

Еще в шко­ле я выбрал себе про­фес­сию про­грам­ми­ста.

Мой брат млад­ше сест­ры.

Не нуж­но боять­ся тем­но­ты.

Во вре­мя лет­них кани­кул я поеду к дедуш­ке с бабуш­кой.

Ранним утром мы насо­би­ра­ли мно­го гри­бов в под­лес­ке из моло­дых ело­чек и берез.

Она не пом­ни­ла мое­го рас­ска­за о путе­ше­ствии на Кавказ про­шлой осе­нью.

Отец при­бил молот­ком рас­ша­тан­ную досоч­ку на крыль­це.

Та девуш­ка, кажет­ся, стар­ше меня.

Пойди выпей сока, преж­де чем пой­дем на про­гул­ку.

На этот раз Николай ока­зал­ся быст­рее лиде­ра про­шлых сорев­но­ва­ний.

ОТВЕТЫ

Проверьте себя

Выделите дополнения в этих предложениях и укажите, чем они выражены.

  1. Она читала ему стихи о подорожнике и звоне колоколов над Луарой.

  2. Он выбежал во двор, не надевая куртки.

  3. Всю ночь он видел яркие сны о трех королевствах.

  4. Оказалось, свежих цветов в этом доме давно не было.

  5. Старики просили навестить их зимой, когда в деревне особенно одиноко.

  6. Мы всю ночь проговорили о тех трех историях и не сразу заметили, как скоро наступил рассвет

Готовьтесь к ОГЭ по русскому языку на курсах от Skysmart! Вас ждут интерактивные задания и домашки, примеры из современных текстов и стопроцентное внимание преподавателя

Косвенное

На какие вопросы отвечает дополнение косвенное? На все остальные: винительный с предлогом, дательный, творительный и предложный. Последние три могут употребляться как с предлогом, так и без него.

  • В наших детских мечтах были яркие путешествия и беззаботные будни (косвенные дополнения — мечты, будни).
  • Мы прикинулись взрослыми, чтобы прокатиться на этом аттракционе (косвенное дополнение — взрослыми).
  • Разговоры о предстоящем торжестве занимали все свободное время (косвенное дополнение — о торжестве).

Дополнение — это второстепенный член предложения, имеющий общее значение объекта и относящийся либо к отдельному члену предложения, обозначающему действие или признак, либо ко всей основе предложения.

Дополнение отвечает на вопросы всех падежей кроме именительного. Это так называемые Дополнения в большинстве случаев выражаются существительными (Бабушка всегда расспрашивала
(кого?) Никиту
(о чем?) об успеваемости в школе
.), а также местоименными существительными (Он очень гордился им
.), инфинитивом (предложить вернуться, просить встретиться
), субстантивированными прилагательными (пообедать в столовой, заниматься с отстающими
), количественными числительными (прибавить три
).

Дополнение может выражаться любой частью речи, заменяющей существительное, — субъектным и объектным инфинитивом, наречием, междометием, синтаксически неразложимыми словосочетаниями, фразеологическими оборотами. По примерам можно понять, на какой вопрос отвечает дополнение.

Ванька лежит на траве под деревом и дремлет под птичий «чирик-чирик»
.

Шлю вам от Горленко большой
(что?) привет.

Подали
(что?) ужинать.

Он сумел найти его
(что?) ахиллесову пяту
.

На какие вопросы отвечает дополнение и на какие виды подразделяется

Различают косвенное и Дополнение, которое выражено в форме без предлога и относится к тому члену предложения, который выражен переходным глаголом, называется прямым. Оно обозначает объект, на который непосредственно направлено действие (написать сочинение, дать совет
).

Сказуемое может при себе иметь прямые дополнения в форме родительного падежа без предлога:

а) если выражено переходным глаголом с отрицанием (не замечать ошибок, не понимать вопроса
);

б) если действие, которое выражено переходным глаголом, имеет значение части от целого (выпить воды
);

в) при использовании со словами категории состояния (жаль, жалко — жалко жизни, жалко времени
).

Дополнение, которое выражено формой винительного падежа с предлогами, а также формами остальных (косвенных) падежей с предлогами и без предлогов, называется косвенным (говорить
(о чем?) о Родине, загроможден
(чем?) книгами, греметь
(чем?) ложками, провести лето
(у кого?) у бабушки
).

На какие вопросы отвечает дополнение приименное и приглагольное

При классификации по подчиняющему слову различаются: дополнение приглагольное (слушать музыку, править рукопись
) и дополнение приименное, которое зависит от существительного (забота о родителях, выбор профессии
) или прилагательного (достойный похвалы, готовый к походу
).

На какие вопросы отвечает дополнение при имени существительном и как оно выражается

Дополнения при имени существительном отвечают на падежей и выражаются:

а) родительным объекта: чтение книги, защита родины
;

б) родительным отношения к производителю: автор книги, директор завода
;

в) родительным содержания: проверка исполнения, цель исследования
;

г) дательным адресата: помощь нуждающимся, ответ корреспонденту
;

д) творительным содержания: портфель с книгами, банка с водой, занятия математикой
;

е) творительным совместности: чай с сахаром, журнал с приложениями
.

На какие вопросы отвечает дополнение, совмещающее два значения

Особый характер носят дополнения, в которых совмещаются два значения:

1) атрибутивное и объектное: мечта о поездке
(мечта какая? мечта о чем?), сообщение о переговорах, слухи о пожаре, доклад о финансовом положении, воспоминания о прошлом, мечта о будущем, случай с рыбаком
. Такие конструкции называются определительными дополнениями;

2) объектное и обстоятельственное: рыба дышит жабрами
(чем?, как?); Провести лето у родных
(у кого?, где?); На деревьях появились первые листочки
(на чем?, где?). Такие конструкции называются обстоятельственными дополнениями.

Способы выражения дополнения

Отвечая на падежные вопросы существительного, дополнение выражается и частями речи, у которых собственный вопрос не совпадает с вопросом в составе синтаксической конструкции, и словосочетаниями, имеющими единый смысл.

В этой роли используются Примеры
Имя существительное в косвенных падежах Миша не любил выделяться из одноклассников. Пришей оторванную пуговицу.
Местоимение Посмотри на себя и немедленно умойся! Нет в нём никаких талантов.
Прилагательное, причастие, наречие в значении существительного Больному поставили капельницу. Санитарный эшелон вёз раненых в тыл. Знаем мы твоё быстро.
Количественное числительное Всё, что рассказывает баба Зина, делите на десять. Прибавь три к остатку.
Инфинитив Родители убеждали сына учиться дальше.
Звукоподражание Из-за непрекращающегося кукареку заснуть больше не удалось.
Неделимое словосочетание, фразеологический оборот. Марина пригласила в гости двух подруг. Поляну окружали заросли волчьего лыка. Начальник обещал подчинённым золотые горы.

При совпадении вопроса и формы именительного и винительного падежей у слов II и III склонений различить члены предложения помогает приём замены их существительными I склонения, где внешнее совпадение отсутствует.

Пример
(Что?) Туман накрыл (что?) лес. – (Что?) Туча (и.п.) накрыла (что?) поляну (в.п.).

Синтаксическая роль инфинитива определяется по субъекту, действие которого он обозначает. Если действие совершается подлежащим, то инфинитив входит в составное глагольное сказуемое.

Отец собирался ехать в город. – Совершать действие намерен сам отец (подлежащее).

Если же субъект обозначен второстепенным членом, то инфинитив также выступает в роли второстепенного.

Отец попросил сына съездить в город. – Действие совершать будет сын (не подлежащее).

Дополнения подразделяются на два вида: прямое и косвенное. К определённому виду дополнение относится в зависимости от способа выражения.

Главная грамматическая основа

  • подлежащее;
  • сказуемое.

Подлежащее – это слово, которое является главным исполнителем действия, совершающегося в предложении, и отвечает на вопрос «кто? что?». Например:

Сережа учится в специализированной школе. (Главное действующее лицо в предложении – Сережа, это и есть подлежащее).

При разборе предложения подлежащее всегда подчеркивается одной сплошной линией.

Сказуемое – это слово, которое выражает непосредственно действие, совершающееся подлежащим, и отвечает на вопрос «что делает? что сделал? что сделает?» в разных временах и для разных лиц. Например:

Мы готовимся к сдаче экзаменов летом. (При наличии подлежащего «мы», действие в предложении выражено словом «готовимся», это и является сказуемым).

При разборе сказуемое подчеркивают двумя сплошными линиями.

Как отличить

Чтобы понять, какой член предложения используется, стоит проанализировать главные отличия. К примеру, дополнение выражается в форме существительного или местоимения. Также для этого используется субстантивированная часть речи, занимающая положение после распространяемого слова. Чаще всего его функции выполняет глагол. С ним дополнение связывается методом управления. Такую связь удается определить по вопросам падежей. Дополнение определяет объект действия или средство, с помощью которого оно выполняется.

Таким образом, дополнение отличается от обстоятельства смысловыми и синтаксическими функциями:

  1. Обстоятельство обозначает время действия. Также оно может воплощать способ или образ. Данный элемент выражает обстоятельства события. Дополнение служит в качестве обозначения объекта или средства действия.
  2. Для выражения обстоятельства применяют наречие или части речи, которые являются близкими к нему по значению. Дополнение обычно представлено в виде существительного или местоимения.
  3. К дополнению удается поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, которые заданы к обстоятельствам, определяются методом выражения обстоятельственного значения.

Обстоятельство

Что такое обстоятельство?

Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка пред­ме­та.

За мостом (где?) я под­нял­ся (куда?) на взго­рье, вошел (куда?) в город моще­ной доро­гой (И. Бунин).

Вопросы к обстоятельству

В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопро­сы:

  • рас­тут где? в поле,
  • ведут куда? вдаль,
  • тянет отку­да? из под­ва­ла,
  • слу­чи­лось когда? утром,
  • извест­но с каких пор? с дав­них пор,
  • поблед­нел поче­му? от стра­ха,
  • вышел с какой целью? встре­тить,
  • сме­ять­ся как? зара­зи­тель­но,
  • смеш­ной до какой сте­пе­ни? очень,
  • гуля­ем несмот­ря на что? на про­лив­ной дождь,
  • зво­ни­те при каком усло­вии? в слу­чае высо­кой тем­пе­ра­ту­ры,
  • свер­нул­ся подоб­но чему? колоб­ком.

Обстоятельство — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка, пояс­ня­ет сло­ва со зна­че­ни­ем дей­ствия, состо­я­ния и при­зна­ка и отве­ча­ет на вопро­сы: где? куда? когда? как? поче­му? зачем? с какой целью? несмот­ря на что? вопре­ки чему? при каком усло­вии?

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, напри­мер:

На реке (где?) еще было про­хлад­но и тихо (И. Бунин).

Зимой (когда?) Балтика пустын­на и угрю­ма (К. Паустовский).

Виды обстоятельств

В зави­си­мо­сти от зна­че­ния обсто­я­тель­ства делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • обсто­я­тель­ства места (пошел куда? в лес),
  • обсто­я­тель­ства вре­ме­ни (решим когда? сего­дня),
  • обсто­я­тель­ства при­чи­ны (осла­бел поче­му? из-за болез­ни),
  • обсто­я­тель­ства обра­за дей­ствия (идти как? бес­шум­но),
  • обсто­я­тель­ство усло­вия (при жела­нии при каком усло­вии? мож­но встре­тить­ся),
  • обсто­я­тель­ство цели (доку­мент необ­хо­дим с какой целью? для полу­че­ния сер­ти­фи­ка­та),
  • обсто­я­тель­ство срав­не­ния (лег­кий, как пух, снег),
  • обсто­я­тель­ство меры и сте­пе­ни (быст­рый в какой сте­пе­ни? очень),
  • обсто­я­тель­ства уступ­ки (несмот­ря на голов­ную боль).

Таблица «Виды обсто­я­тельств»

Виды Вопросы Что обо­зна­ча­ют Примеры
1. Места Где? Куда? Откуда? Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь дви­же­ния Он купил кни­гу в мага­зине.
2. Времени Когда? Как дол­го? С каких (до каких) пор? Время Вчера он купил кни­гу.
3. Образа дей­ствия Как? Каким обра­зом? Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совер­ше­ния Он дол­го выби­рал кни­гу.
4. Причины Почему? На каком осно­ва­нии? Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния дей­ствия Из-за спеш­ки он не купил кни­гу.
5. Цели Зачем? С какой целью? Цель совер­ше­ния дей­ствия Он купил кни­гу для учё­бы.
6. Условия При каком усло­вии? Условие совер­ше­ния дей­ствия При жела­нии он мог купить эту кни­гу.
7. Уступки Вопреки чему? Несмотря на что? Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствие Несмотря на нехват­ку денег, он купил кни­гу.
8. Меры и сте­пе­ни Насколько? В какой сте­пе­ни? Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или дей­ствия Он купил слиш­ком доро­гую кни­гу.

Способы выражения обстоятельств

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • наре­чи­я­ми,
  • суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей,
  • неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (инфи­ни­ти­вом),
  • дее­при­ча­сти­я­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми,

Быстро (как?) под­ни­ма­лось и рос­ло белое обла­ко (отку­да?) с восто­ка (С. Аксаков).

Но стаи тете­ре­вов выле­та­ли (как?) с шумом из люби­мой рощи ( с какой целью?) искать ноч­ле­га (где?) на высо­ких и откры­тых местах… (А. Аксаков).

Военный, (как?) при­дер­жи­вая рука­ми в зам­ше­вых пер­чат­ках полы шине­ли, взбе­жал (куда?) на крыль­цо (И. Бунин).

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся так­же

  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми,
  • и срав­ни­тель­ны­ми обо­ро­та­ми,
  • предложно-именными кон­струк­ци­я­ми,

Примеры:

Бабушка до сих пор любит его без памя­ти и сер­дит­ся, если гово­рят об нём с неува­же­ни­ем (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Однообразная трес­кот­ня уба­ю­ки­ва­ет, как колы­бель­ная пес­ня (А. П. Чехов).

Что-то на ред­кость фаль­ши­вое и неуве­рен­ное чув­ство­ва­лось бук­валь­но в каж­дой строч­ке этих ста­тей, несмот­ря на их гроз­ный и уве­рен­ный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Методические советы

В ходе изучения темы необходимо более подробно остановиться на синтаксическом разборе двусоставного предложения, составить план его разбора вместе с ребятами или предложить следующие его пункты.

Необходимо дать образец синтаксического разбора предложения. Пример письменного разбора может выглядеть следующим образом:

Устный разбор может быть таким:

Что такое второстепенные члены предложения?

Второстепенными называются члены предложения, находящиеся в зависимости от главных или других членов предложения и выполняющие функцию уточнения, пояснения или дополнения господствующих слов.

Виды второстепенных членов

По грамматическим значениям второстепенные члены предложения делятся на:

  • — определения,
  • — дополнения,
  • — обстоятельства.

Причем в предложении определения относятся к подлежащему и другим членам предложения, а дополнения и обстоятельства относятся к сказуемому.

Виды определений, дополнений, обстоятельств

Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.

Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета и отвечающий на вопросы: какой? который? чей?

На улице стояла пасмурная погода. Погода какая? — пасмурная — определение, при разборе предложения подчеркивается волнистой линией.

По способу выражения определения делятся на:

Согласованными называются определения, согласующиеся в числе, роде и падеже со словом, к которому они относятся (с определяемым словом). В предложении с прямым порядком слов согласованные определения находятся перед словом, к которому они относятся.

Вся комната буквально утопала в цвете лета: зелёнЫЕ обои на стенах, зеленЫЙ столик, зеленАЯ софа.

Несогласованными называются определения, соотносящиеся с главным словом подчинительной связью (по типу управления или примыкания).

  • Николай внёс всех участников в список группы. Список (какой?) группы — (сущ. + предлог).
  • Её лицо озарила улыбка. Лицо (чьё?) её — (притяж. местоим. 3 л.).

Обстоятельство — второстепенный член предложения, обозначающий как, когда, где и при каких обстоятельствах совершается действие. Обстоятельства выражаются именами существительными в косвенных падежах (как с предлогом, так и без него), инфинитивом, наречиями и деепричастиями. При разборе предложения подчеркивается штрихпунктирной линией.

Обстоятельства делятся на следующие виды:

Тетрадь, созданная в сязи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, содержит разнообразные задания, направленные на проверку теоретических знаний и практических умений школьников, и предназначена для проведения на уроках текущего и итогового контроля по всем разделам курса.

Дополнение — второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей (всех падежей, кроме именительного).

Лена и Петя долго рисовали красками. Рисовали (чем?) красками — дополнение, при разборе предложения подчеркивается пунктирной линией.

Различают прямое и косвенное дополнения.

Прямыми называется дополнения, находящиеся в форме именительного падежа, без предлога, относящиеся к переходному глаголу, или в форме родительного падежа, относящиеся к переходному глаголу с отрицанием:

  • В какую ифнс отправлять сообщение об открытии обособленного подразделения

      

  • Сонник сообщение о смерти отца

      

  • Необходимо ли сообщение о готовности состава к движению от руководителя маневров

      

  • Командные взаимодействия в нападении при игре в баскетбол сообщение

      

  • Сообщение о калийной селитре

Выделение запятыми

Обозначим главные случаи обособления второстепенных членов предложения в русском языке.

Определение

Выражено причастным оборотом.

Собака, бежавшая следом, постепенно отстала.

Дополнение

Выражено приложением.

Сосед с верхнего этажа, Иван Петрович, был угрюм и никогда не здоровался первым.

Обстоятельство

Выражено сравнительным оборотом, включающим союзы как, точно, словно, будто, что.

Он безотрывно смотрел на меня, словно я могла исчезнуть.

Выражено деепричастным оборотом.

Закончив с едой, мы вновь вернулись к книгам.

Выражено конструкцией, начинающаяся с «несмотря на…», если она заменяется предлогом «вопреки».

Несмотря на уговоры, он покинул страну.

Прямое

В зависимости от того, на какие вопросы отвечает дополнение, оно бывает либо прямым, либо косвенным. Первое требует постановки в винительный падеж, также при нем не может быть предлога.

Такое дополнение определяет объект действия. Относится оно к переходному глаголу либо наречию. Например: ненавидеть врага — прямое, стоит в винительном падеже, а глагол «ненавидеть» переходный. Еще пример: Мне жаль твоего друга. Дополнение «друга» относится к наречию «жаль», выполняющему роль сказуемого в данном предложении.

На какие вопросы отвечает дополнение прямое? Только вопросы родительного или винительного падежа. Разберем варианты:

  1. Самый распространенный — форма винительного падежа с отсутствующим предлогом: Мы наряжали елку всей семьей. Дополнение «елку» — прямое, употреблено в форме винительного падежа, предлога нет.
  2. Форма родительного падежа при обозначении части чего-либо целого: Я налила в чашку заварки, а после разбавила кипятком и положила лимон. Дополнение «заварки» — прямое, стоит в родительном падеже. Также родительный падеж может указывать на какой-либо результат действия, совмещенный со значением количества: Мне нужно сходить купить муки и хлеба.
  3. В безличных предложениях, когда в роли сказуемого выступает наречие: Как жаль потраченных лет.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: