Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»
Пройдите тест и определите, есть ли в следующем предложении дополнение и какого рода (прямое или косвенное).
Они добавили ссылку на ответы на тест в конце статьи.
У меня есть большой (какой?) букет этих цветов. Я выбрала букет — является ли дополнением букет из этих цветов? Или просто букет цветов?
Не случайно, что учащиеся послешкольных и последипломных учебных заведений не могут анализировать предложения. С такими объяснениями никто не может ничего определенно проанализировать. Конечно, в примере с четвертым курсом все просто и понятно, как лошадь, съевшая яблоко. Но в примере: «Лошадь была готова давно, но я не хотел оставлять охранника и его дочь» — на ум придут многие. По крайней мере, в данной статье недостаточно информации, чтобы проанализировать это утверждение должным образом. В общем, не зря из всех моих знакомых, трое имеют высшее образование, но синтаксис правильно анализируют только выпускники филфака.
Прежде всего, возмутительно, как всезнающий учитель с безжизненным лицом и высокомерным выражением лица говорит в двух словах о фразе, которую невозможно разделить. Как будто с помощью трех слов, «не используемых отдельно», она может сразу определить делимое и неделимое.
§3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение
Определение – это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?
Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.
Согласованное и несогласованное определение
Согласованное определение – это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами – согласование. Например:
Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.
(девочка (какая?) недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой)
Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами – существительными в роде, числе и падеже.
Согласованные определения выражаются:
1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;
2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;
3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;
4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.
Но определение может быть и несогласованным. Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:
- управлением
- примыканием
Примеры:
Несогласованное определение на основе управления:
Книга мамы лежала на тумбочке.
Ср.: книга мамы — мамина книга(мамина книга – это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы – несогласованное, тип связи – управление)
Несогласованное определение на основе примыкания:
Хочу купить ей подарок подороже.
Ср.: подарок подороже — подарок дорогой(подарок подороже – несогласованное определение, тип связи – примыкание, а подарок дорогой – согласованное определение, тип связи – согласование)
К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.
Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.
Ср.: центр в пять этажей – пятиэтажный центр (центр в пять этажей – несогласованное определение, тип связи – управление, а пятиэтажный центр — согласованное определение, тип связи – согласование)
В комнату вошла девочка с голубыми волосами.
(девочка с голубыми волосами — несогласованное определение, тип связи – управление.)
В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:
1) существительное:
Остановка автобуса перенесена.
(автобуса — существительное)
2) наречие:
Бабушка приготовила мясо по-французски.
(по-французски – наречие)
3) глагол в неопределённой форме:
У неё было умение слушать.
(слушать — глагол в неопределённой форме)
4) сравнительная степень прилагательного:
Он всегда выбирает путь полегче, а она — задачи потруднее.
(полегче, потруднее сравнительная степень прилагательных)
5) местоимение:
Её рассказ тронул меня.
(её – притяжательное местоимение)
6) синтаксически неделимое словосочетание
Он врач высшей категории.
(высшей категории – синтаксически неделимое словосочетание)
Приложениe
Особым видом определения является приложение. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:
Я люблю свою сестру — малышку.
В гостинице со мной жила группа туристов — японцев.
Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:
Я увидела набережную реки Сухоны.
(Сухоны — согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)
Сын прочитал сказку «Золушка».
(«Золушка» — несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в разных падежах
Способы выражения прямого дополнения
В названном качестве используются беспредложные падежные формы существительных или заменяющих их местоимений.
Падеж | Примеры | |
Винительный | Не забудь полить цветы на клумбе. Водитель высадил его у вокзала. | |
Родительный | в значении части от целого | Вместо сахара дед положил в чай мёду. |
в конструкциях с отрицательным значением | В организации утверждали, что не получали распоряжения. |
Родительный падеж в этих случаях употребляется вместо винительного:
В. п. | Р. п. |
испечь хлеб – в значении целого | отрезать хлеба – часть |
написать письмо – утверждение | не написать письма – отрицание |
Другие части речи (причастия, прилагательные, числительные, междометия, звукоподражания), как и неделимые словосочетания, попадают в эту категорию, когда употребляются в значении существительных.
- Санитарка заметила раненого.
- Старший подозвал младшего, и оба скрылись за углом.
- К полученному числу прибавьте пять.
- Услышав на крыльце знакомое «мяу», бабушка распахнула дверь.
- Нарвите душистого горошка и поставьте в вазу.
Косвенное дополнение
Косвенными называются как беспредложные (за исключением перечисленных выше), так и предложные варианты, отвечающие на падежные вопросы. В предложениях они подчиняются не только сказуемым, как предыдущий тип, но и остальным членам конструкции.
Выступающее в роли главного слова сказуемое выражается:
- глаголом;
Автор статьи ссылается на очевидцев.
- категорией состояния;
Детям весело на празднике.
- Кратким прилагательным;
Девушка робка с незнакомыми людьми.
- Кратким причастием.
Браконьеры задержаны егерем во время незаконного отстрела дичи.
Если же вопрос задаётся от прочих членов предложения (главных или второстепенных), то они выражены:
- существительными;
Приём посетителей временно прекращён.
- прилагательными;
Непонятный для неподготовленной публики фильм вызвал споры среди критиков.
- наречиями.
Щенок сидел вплотную к скамейке, будто пытался спрятаться.
Что такое определение и приложение
Под этим термином понимают второстепенный элемент, описывающий качественные характеристики или признак предмета. К этой синтаксической единице можно задать вопросы «какой?», «который?», «чей?».
При выполнении грамматического разбора этот элемент выделяют волнистой линией. Он бывает согласованным или несогласованным. Согласованная разновидность совпадает с главным словом по числу и падежу. При изменении одного параметра меняется и другой.
Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»
Несогласованное определение отличается от главного слова по указанным параметрам. В такой ситуации словосочетание формируется путем примыкания или управления. В случае смены формы основного слова зависимое остается в исходном виде.
Также зависимое слово выражается следующими частями речи:
- наречие;
- инфинитив;
- притяжательное местоимение.
Определение проявляется в виде приложения, которое преимущественно представляет собой имя существительное. Эта форма объясняет информацию о предмете или лице. Она может включать детальное описание.
Чтобы понять, каким именно является определение – согласованным или нет, требуется сделать следующее:
- Задать вопрос. Это следует сделать от основного слова к зависимому.
- Выяснить, что означает и какой член предложения поясняет. Слово может означать признак предмета и пояснять дополнение.
- Определить часть речи.
- Установить форму подчинительной связи.
- Определить, является ли словосочетание согласованным или нет.
Этот элемент может выражаться так:
- имя прилагательное;
- порядковое числительное;
- причастие;
- наречие;
- инфинитив.
Отличие от главных членов предложения
Они не отражают сведений о предметах и людях, их действиях или состояниях, а также поясняют и уточняют ту информацию, которую несут главные члены. Соответственно, как определение, так и дополнение с обстоятельством некоторым образом конкретизируют подлежащее или сказуемое и отвечают на специальные вопросы. Часто смысл предложения становится понятным именно благодаря дополнениям, определениям и обстоятельствам, а вовсе не главным членам.
Общую информацию по рассматриваемой в статье тематике отобразим для наглядности и простоты восприятия в виде таблицы
Дополнение | Определение | Обстоятельство | |
Понятие | Обозначает объект или предмет, на который направлено действие. Дополнение непосредственно связано с глаголом (сказуемым) и уточняет его. В большинстве случаев является не субъектом, а объектом действия. | Указывает на качество, характеристику или признак объекта либо лица. Определение связано с существительным (подлежащим или дополнением). | Обозначает признак действия или признак признака. Может быть связано с глаголом, прилагательным или наречием и обычно распространяет слово, к которому относится. |
Способ выделения при разборе и анализе предложения | Пунктирное подчеркивание | Подчеркивание сплошной волнистой линией | Подчеркивание линией «точка-тире» |
* Русский язык предусматривает, что сложносоставные члены должны подчеркиваться без разрывов и пробелов.
Дополнение и обстоятельство
Подлежащее — это предмет (лицо, существо, явление, о котором говорится в предложении, то есть подлежащее — главное действующее лицо предложения.) Подлежащее обычно подчеркивается одной линией. Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного. Для сравнения — дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного.
Если это слово — существительное, то перед нами определение. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой
Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо: а) выделить грамматические основы; б) установить, какие слова связаны с этими основами
Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки. Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю; ожидали (как?) молча. Пока является временным союзом в придаточном предложении. Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.
Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным.
Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки. Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки.
Сказуемое вопросы Что делать? Подлежащее вопросы Кто? Что? части речи сущ. в И.п. мест. в И.п. числит. И.п. н. ф. г. (инфинитив) неделимое словосоч. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния.
Дополнения, выражающие объект действия, употребляются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы — доставка грузов; работать над статьёй — работа над статьёй. Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога.
Тест
Пройдите тест и определите, есть ли дополнение и какого вида, прямое или косвенное, в следующих предложениях.
Летом день длиннее ночи.
Победителю легкоатлетического забега вручены медаль и памятный вымпел.
Еще в школе я выбрал себе профессию программиста.
Мой брат младше сестры.
Не нужно бояться темноты.
Во время летних каникул я поеду к дедушке с бабушкой.
Ранним утром мы насобирали много грибов в подлеске из молодых елочек и берез.
Она не помнила моего рассказа о путешествии на Кавказ прошлой осенью.
Отец прибил молотком расшатанную досочку на крыльце.
Та девушка, кажется, старше меня.
Пойди выпей сока, прежде чем пойдем на прогулку.
На этот раз Николай оказался быстрее лидера прошлых соревнований.
ОТВЕТЫ
Проверьте себя
Выделите дополнения в этих предложениях и укажите, чем они выражены.
-
Она читала ему стихи о подорожнике и звоне колоколов над Луарой.
-
Он выбежал во двор, не надевая куртки.
-
Всю ночь он видел яркие сны о трех королевствах.
-
Оказалось, свежих цветов в этом доме давно не было.
-
Старики просили навестить их зимой, когда в деревне особенно одиноко.
-
Мы всю ночь проговорили о тех трех историях и не сразу заметили, как скоро наступил рассвет
Готовьтесь к ОГЭ по русскому языку на курсах от Skysmart! Вас ждут интерактивные задания и домашки, примеры из современных текстов и стопроцентное внимание преподавателя
Косвенное
На какие вопросы отвечает дополнение косвенное? На все остальные: винительный с предлогом, дательный, творительный и предложный. Последние три могут употребляться как с предлогом, так и без него.
- В наших детских мечтах были яркие путешествия и беззаботные будни (косвенные дополнения — мечты, будни).
- Мы прикинулись взрослыми, чтобы прокатиться на этом аттракционе (косвенное дополнение — взрослыми).
- Разговоры о предстоящем торжестве занимали все свободное время (косвенное дополнение — о торжестве).
Дополнение — это второстепенный член предложения, имеющий общее значение объекта и относящийся либо к отдельному члену предложения, обозначающему действие или признак, либо ко всей основе предложения.
Дополнение отвечает на вопросы всех падежей кроме именительного. Это так называемые Дополнения в большинстве случаев выражаются существительными (Бабушка всегда расспрашивала
(кого?) Никиту
(о чем?) об успеваемости в школе
.), а также местоименными существительными (Он очень гордился им
.), инфинитивом (предложить вернуться, просить встретиться
), субстантивированными прилагательными (пообедать в столовой, заниматься с отстающими
), количественными числительными (прибавить три
).
Дополнение может выражаться любой частью речи, заменяющей существительное, — субъектным и объектным инфинитивом, наречием, междометием, синтаксически неразложимыми словосочетаниями, фразеологическими оборотами. По примерам можно понять, на какой вопрос отвечает дополнение.
Ванька лежит на траве под деревом и дремлет под птичий «чирик-чирик»
.
Шлю вам от Горленко большой
(что?) привет.
Подали
(что?) ужинать.
Он сумел найти его
(что?) ахиллесову пяту
.
На какие вопросы отвечает дополнение и на какие виды подразделяется
Различают косвенное и Дополнение, которое выражено в форме без предлога и относится к тому члену предложения, который выражен переходным глаголом, называется прямым. Оно обозначает объект, на который непосредственно направлено действие (написать сочинение, дать совет
).
Сказуемое может при себе иметь прямые дополнения в форме родительного падежа без предлога:
а) если выражено переходным глаголом с отрицанием (не замечать ошибок, не понимать вопроса
);
б) если действие, которое выражено переходным глаголом, имеет значение части от целого (выпить воды
);
в) при использовании со словами категории состояния (жаль, жалко — жалко жизни, жалко времени
).
Дополнение, которое выражено формой винительного падежа с предлогами, а также формами остальных (косвенных) падежей с предлогами и без предлогов, называется косвенным (говорить
(о чем?) о Родине, загроможден
(чем?) книгами, греметь
(чем?) ложками, провести лето
(у кого?) у бабушки
).
На какие вопросы отвечает дополнение приименное и приглагольное
При классификации по подчиняющему слову различаются: дополнение приглагольное (слушать музыку, править рукопись
) и дополнение приименное, которое зависит от существительного (забота о родителях, выбор профессии
) или прилагательного (достойный похвалы, готовый к походу
).
На какие вопросы отвечает дополнение при имени существительном и как оно выражается
Дополнения при имени существительном отвечают на падежей и выражаются:
а) родительным объекта: чтение книги, защита родины
;
б) родительным отношения к производителю: автор книги, директор завода
;
в) родительным содержания: проверка исполнения, цель исследования
;
г) дательным адресата: помощь нуждающимся, ответ корреспонденту
;
д) творительным содержания: портфель с книгами, банка с водой, занятия математикой
;
е) творительным совместности: чай с сахаром, журнал с приложениями
.
На какие вопросы отвечает дополнение, совмещающее два значения
Особый характер носят дополнения, в которых совмещаются два значения:
1) атрибутивное и объектное: мечта о поездке
(мечта какая? мечта о чем?), сообщение о переговорах, слухи о пожаре, доклад о финансовом положении, воспоминания о прошлом, мечта о будущем, случай с рыбаком
. Такие конструкции называются определительными дополнениями;
2) объектное и обстоятельственное: рыба дышит жабрами
(чем?, как?); Провести лето у родных
(у кого?, где?); На деревьях появились первые листочки
(на чем?, где?). Такие конструкции называются обстоятельственными дополнениями.
Способы выражения дополнения
Отвечая на падежные вопросы существительного, дополнение выражается и частями речи, у которых собственный вопрос не совпадает с вопросом в составе синтаксической конструкции, и словосочетаниями, имеющими единый смысл.
В этой роли используются | Примеры |
Имя существительное в косвенных падежах | Миша не любил выделяться из одноклассников. Пришей оторванную пуговицу. |
Местоимение | Посмотри на себя и немедленно умойся! Нет в нём никаких талантов. |
Прилагательное, причастие, наречие в значении существительного | Больному поставили капельницу. Санитарный эшелон вёз раненых в тыл. Знаем мы твоё быстро. |
Количественное числительное | Всё, что рассказывает баба Зина, делите на десять. Прибавь три к остатку. |
Инфинитив | Родители убеждали сына учиться дальше. |
Звукоподражание | Из-за непрекращающегося кукареку заснуть больше не удалось. |
Неделимое словосочетание, фразеологический оборот. | Марина пригласила в гости двух подруг. Поляну окружали заросли волчьего лыка. Начальник обещал подчинённым золотые горы. |
При совпадении вопроса и формы именительного и винительного падежей у слов II и III склонений различить члены предложения помогает приём замены их существительными I склонения, где внешнее совпадение отсутствует.
Пример
(Что?) Туман накрыл (что?) лес. – (Что?) Туча (и.п.) накрыла (что?) поляну (в.п.).
Синтаксическая роль инфинитива определяется по субъекту, действие которого он обозначает. Если действие совершается подлежащим, то инфинитив входит в составное глагольное сказуемое.
Отец собирался ехать в город. – Совершать действие намерен сам отец (подлежащее).
Если же субъект обозначен второстепенным членом, то инфинитив также выступает в роли второстепенного.
Отец попросил сына съездить в город. – Действие совершать будет сын (не подлежащее).
Дополнения подразделяются на два вида: прямое и косвенное. К определённому виду дополнение относится в зависимости от способа выражения.
Главная грамматическая основа
- подлежащее;
- сказуемое.
Подлежащее – это слово, которое является главным исполнителем действия, совершающегося в предложении, и отвечает на вопрос «кто? что?». Например:
Сережа учится в специализированной школе. (Главное действующее лицо в предложении – Сережа, это и есть подлежащее).
При разборе предложения подлежащее всегда подчеркивается одной сплошной линией.
Сказуемое – это слово, которое выражает непосредственно действие, совершающееся подлежащим, и отвечает на вопрос «что делает? что сделал? что сделает?» в разных временах и для разных лиц. Например:
Мы готовимся к сдаче экзаменов летом. (При наличии подлежащего «мы», действие в предложении выражено словом «готовимся», это и является сказуемым).
При разборе сказуемое подчеркивают двумя сплошными линиями.
Как отличить
Чтобы понять, какой член предложения используется, стоит проанализировать главные отличия. К примеру, дополнение выражается в форме существительного или местоимения. Также для этого используется субстантивированная часть речи, занимающая положение после распространяемого слова. Чаще всего его функции выполняет глагол. С ним дополнение связывается методом управления. Такую связь удается определить по вопросам падежей. Дополнение определяет объект действия или средство, с помощью которого оно выполняется.
Таким образом, дополнение отличается от обстоятельства смысловыми и синтаксическими функциями:
- Обстоятельство обозначает время действия. Также оно может воплощать способ или образ. Данный элемент выражает обстоятельства события. Дополнение служит в качестве обозначения объекта или средства действия.
- Для выражения обстоятельства применяют наречие или части речи, которые являются близкими к нему по значению. Дополнение обычно представлено в виде существительного или местоимения.
- К дополнению удается поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, которые заданы к обстоятельствам, определяются методом выражения обстоятельственного значения.
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
За мостом (где?) я поднялся (куда?) на взгорье, вошел (куда?) в город мощеной дорогой (И. Бунин).
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
- растут где? в поле,
- ведут куда? вдаль,
- тянет откуда? из подвала,
- случилось когда? утром,
- известно с каких пор? с давних пор,
- побледнел почему? от страха,
- вышел с какой целью? встретить,
- смеяться как? заразительно,
- смешной до какой степени? очень,
- гуляем несмотря на что? на проливной дождь,
- звоните при каком условии? в случае высокой температуры,
- свернулся подобно чему? колобком.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает условия совершения действия или степень проявления признака, поясняет слова со значением действия, состояния и признака и отвечает на вопросы: где? куда? когда? как? почему? зачем? с какой целью? несмотря на что? вопреки чему? при каком условии?
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
На реке (где?) еще было прохладно и тихо (И. Бунин).
Зимой (когда?) Балтика пустынна и угрюма (К. Паустовский).
Виды обстоятельств
В зависимости от значения обстоятельства делятся на следующие виды:
- обстоятельства места (пошел куда? в лес),
- обстоятельства времени (решим когда? сегодня),
- обстоятельства причины (ослабел почему? из-за болезни),
- обстоятельства образа действия (идти как? бесшумно),
- обстоятельство условия (при желании при каком условии? можно встретиться),
- обстоятельство цели (документ необходим с какой целью? для получения сертификата),
- обстоятельство сравнения (легкий, как пух, снег),
- обстоятельство меры и степени (быстрый в какой степени? очень),
- обстоятельства уступки (несмотря на головную боль).
Таблица «Виды обстоятельств»
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
- наречиями,
- существительными в форме косвенных падежей,
- неопределенной формой глагола (инфинитивом),
- деепричастиями и деепричастными оборотами,
Быстро (как?) поднималось и росло белое облако (откуда?) с востока (С. Аксаков).
Но стаи тетеревов вылетали (как?) с шумом из любимой рощи ( с какой целью?) искать ночлега (где?) на высоких и открытых местах… (А. Аксаков).
Военный, (как?) придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал (куда?) на крыльцо (И. Бунин).
Этот второстепенный член выражается также
- словосочетаниями,
- и сравнительными оборотами,
- предложно-именными конструкциями,
Примеры:
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нём с неуважением (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня (А. П. Чехов).
Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Методические советы
В ходе изучения темы необходимо более подробно остановиться на синтаксическом разборе двусоставного предложения, составить план его разбора вместе с ребятами или предложить следующие его пункты.
Необходимо дать образец синтаксического разбора предложения. Пример письменного разбора может выглядеть следующим образом:
Устный разбор может быть таким:
Что такое второстепенные члены предложения?
Второстепенными называются члены предложения, находящиеся в зависимости от главных или других членов предложения и выполняющие функцию уточнения, пояснения или дополнения господствующих слов.
Виды второстепенных членов
По грамматическим значениям второстепенные члены предложения делятся на:
- — определения,
- — дополнения,
- — обстоятельства.
Причем в предложении определения относятся к подлежащему и другим членам предложения, а дополнения и обстоятельства относятся к сказуемому.
Виды определений, дополнений, обстоятельств
Учебник, продолжающий завершённую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для 5-9 классов, написан по оригинальной авторской методике, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой.
Определение — второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета и отвечающий на вопросы: какой? который? чей?
На улице стояла пасмурная погода. Погода какая? — пасмурная — определение, при разборе предложения подчеркивается волнистой линией.
По способу выражения определения делятся на:
Согласованными называются определения, согласующиеся в числе, роде и падеже со словом, к которому они относятся (с определяемым словом). В предложении с прямым порядком слов согласованные определения находятся перед словом, к которому они относятся.
Вся комната буквально утопала в цвете лета: зелёнЫЕ обои на стенах, зеленЫЙ столик, зеленАЯ софа.
Несогласованными называются определения, соотносящиеся с главным словом подчинительной связью (по типу управления или примыкания).
- Николай внёс всех участников в список группы. Список (какой?) группы — (сущ. + предлог).
- Её лицо озарила улыбка. Лицо (чьё?) её — (притяж. местоим. 3 л.).
Обстоятельство — второстепенный член предложения, обозначающий как, когда, где и при каких обстоятельствах совершается действие. Обстоятельства выражаются именами существительными в косвенных падежах (как с предлогом, так и без него), инфинитивом, наречиями и деепричастиями. При разборе предложения подчеркивается штрихпунктирной линией.
Обстоятельства делятся на следующие виды:
Тетрадь, созданная в сязи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, содержит разнообразные задания, направленные на проверку теоретических знаний и практических умений школьников, и предназначена для проведения на уроках текущего и итогового контроля по всем разделам курса.
Дополнение — второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей (всех падежей, кроме именительного).
Лена и Петя долго рисовали красками. Рисовали (чем?) красками — дополнение, при разборе предложения подчеркивается пунктирной линией.
Различают прямое и косвенное дополнения.
Прямыми называется дополнения, находящиеся в форме именительного падежа, без предлога, относящиеся к переходному глаголу, или в форме родительного падежа, относящиеся к переходному глаголу с отрицанием:
-
В какую ифнс отправлять сообщение об открытии обособленного подразделения
-
Сонник сообщение о смерти отца
-
Необходимо ли сообщение о готовности состава к движению от руководителя маневров
-
Командные взаимодействия в нападении при игре в баскетбол сообщение
- Сообщение о калийной селитре
Выделение запятыми
Обозначим главные случаи обособления второстепенных членов предложения в русском языке.
Определение
Выражено причастным оборотом.
Собака, бежавшая следом, постепенно отстала.
Дополнение
Выражено приложением.
Сосед с верхнего этажа, Иван Петрович, был угрюм и никогда не здоровался первым.
Обстоятельство
Выражено сравнительным оборотом, включающим союзы как, точно, словно, будто, что.
Он безотрывно смотрел на меня, словно я могла исчезнуть.
Выражено деепричастным оборотом.
Закончив с едой, мы вновь вернулись к книгам.
Выражено конструкцией, начинающаяся с «несмотря на…», если она заменяется предлогом «вопреки».
Несмотря на уговоры, он покинул страну.
Прямое
В зависимости от того, на какие вопросы отвечает дополнение, оно бывает либо прямым, либо косвенным. Первое требует постановки в винительный падеж, также при нем не может быть предлога.
Такое дополнение определяет объект действия. Относится оно к переходному глаголу либо наречию. Например: ненавидеть врага — прямое, стоит в винительном падеже, а глагол «ненавидеть» переходный. Еще пример: Мне жаль твоего друга. Дополнение «друга» относится к наречию «жаль», выполняющему роль сказуемого в данном предложении.
На какие вопросы отвечает дополнение прямое? Только вопросы родительного или винительного падежа. Разберем варианты:
- Самый распространенный — форма винительного падежа с отсутствующим предлогом: Мы наряжали елку всей семьей. Дополнение «елку» — прямое, употреблено в форме винительного падежа, предлога нет.
- Форма родительного падежа при обозначении части чего-либо целого: Я налила в чашку заварки, а после разбавила кипятком и положила лимон. Дополнение «заварки» — прямое, стоит в родительном падеже. Также родительный падеж может указывать на какой-либо результат действия, совмещенный со значением количества: Мне нужно сходить купить муки и хлеба.
- В безличных предложениях, когда в роли сказуемого выступает наречие: Как жаль потраченных лет.