Почва как среда обитания корней
Почва для растений является средой, из которой оно получает воду и элементы питания. Количество минеральных веществ в почве зависит от специфических особенностей материнской горной породы, деятельности организмов, от жизнедеятельности самих растений, от типа почвы.
Почвенные частицы конкурируют с корнями за влагу, удерживая её своей поверхностью. Это так называемая связанная вода, которая подразделяется на гигроскопическую и плёночную. Удерживается она силами молекулярного притяжения. Доступная растению влага представлена капиллярной водой, которая сосредоточена в мелких порах почвы.
Между влагой и воздушной фазой почвы складываются антагонистические отношения. Чем больше в почве крупных пор, тем лучше газовый режим этих почв, тем меньше влаги удерживает почва. Наиболее благоприятный водно-воздушный режим поддерживается в структурных почвах, где вода и воздух находятся одновременно и не мешают друг другу — вода заполняет капилляры внутри структурных агрегатов, а воздух — крупные поры между ними.
Характер взаимодействия растения и почвы в значительной степени связан с поглотительной способностью почвы — способностью удерживать или связывать химические соединения.
Микрофлора почвы разлагает органические вещества до более простых соединений, участвует в формировании структуры почвы. Характер этих процессов зависит от типа почвы, химического состава растительных остатков, физиологических свойств микроорганизмов и других факторов. В формировании структуры почвы принимают участие почвенные животные: кольчатые черви, личинки насекомых и др.
В результате совокупности биологических и химических процессов в почве образуется сложный комплекс органических веществ, который объединяют термином «гумус».
Слово без корня
Есть в русском языке одно уникальное слово, которое корня не содержит: «вынуть». Зная, что такое корень слова, сложно себе такое представить! Однако так было не всегда.
Этимологически у данного слова корень имеется, однако, он утратился в процессе эволюции языка. Оно раньше писалось по-другому — «вынять». Со временем язык развивался, стали возникать такие глаголы, как «сунуть», «дунуть», «тронуть». По аналогии с ними изменился и «вынять» — он стал писаться и произноситься как «вынуть». Так что теперь формально данная лексема состоит лишь из приставки вы-, суффикса -ну- и флексии -ть. Корень выделяется только этимологически.
Корневая морфема и её свойства
Чтобы разобраться, что такое однокоренные слова в русском языке, для начала нужно разобраться с их морфологическим составом.
Корнем принято называть основную часть, придающую смысл. Именно в этой морфеме заключено лексическое и этимологическое значение всех однокоренных терминов. В отличие от других частей, корень является обязательной частью для каждого понятия. В то же время есть множество лексем, не имеющих приставок (пишет, читает, стол, снег), суффиксов (плохой, лужа, книга), окончаний (мел, пол, остров). Основа их может состоять только из одного корня и иметь самостоятельное значение.
В языке встречается большое количество терминов, которые не образуют однокоренных групп. Их главная морфемная часть стоит в единственном варианте — какао, какаду, жабо, очень, увы. Чаще всего они имеют иностранное происхождение или являются географическими названиями.
Многие лексемы состоят только из корня и не подразумевают прибавления других частей. Это могут быть:
- Несклоняемые — какао, атташе, алоэ.
- Неизменяемые прилагательные — беж, реглан.
- Служебные — но, под, если, между и пр.
- Наречия — весьма, очень.
- Междометия — ах, эй, ага, алло.
Большинство корней могут употребляться в речи как самостоятельные единицы или в сочетании с аффиксами. Такая разновидность называется свободной. Есть морфемы, которые применяются только в сочетании с приставками, суффиксами и окончаниями. Они называются связанными. Примеры: агит- (агитация, агитировать), изол- (изоляция, изолированный), спекул- (спекулирует, спекуляция)
Чтобы найти корень, необходимо выполнить следующие условия:
- Найти несколько родственных понятий.
- Выделить часть, которая объединяет их по звучанию и лексическому значению.
Что такое корень?
Прочитайте стихотворение:
Заметили, как много в нем слов, связанных со снегом? Перечитайте еще раз и обратите на них внимание. Вот они все: снег, снежинки, снегопад, снежною, снежки, снега, снеговик, снегопадам, Снегурочку, снегири, подснежник, снежной
Вот они все: снег, снежинки, снегопад, снежною, снежки, снега, снеговик, снегопадам, Снегурочку, снегири, подснежник, снежной.
Эту группу слов объединяет тот факт, что каждое из них имеет то или иное отношение к снегу.
Например, снегири так называются, потому что прилетают с первым снегом; снежки — это комки снега; снегопад — осадки в виде снега; и даже подснежник, хоть и цветок, но связан со снегом, так как может расти прямо из-под него.
Возьмем, допустим, то же самое слово подснежник. Если уберем из него снеж, получится вообще что-то непонятное: под…ник. Можно подставить что угодно и получить слова с абсолютно разными значениями: подоконнник, подлинник, подъёмник, подорожник… Совсем не связанные между собой вещи!
Это происходит именно потому, что в части снег (снеж) заключен главный смысл слова. А значит, это его корень.
Именно поэтому слова подоконнник, подлинник, подъёмник, подорожник так различаются: ведь в них разные корни!
Запомните: в слове может не быть таких морфем, как приставка или суффикс, но без корня слово существовать не может!
Ведь и дерево не может существовать без корней. Именно за счет них оно и живет.
{"questions":,"answer":}}}]}
Типология единиц
В морфемике русского языка существует 6 типов морфем: корень, префикс или приставка, суффикс, флексия или окончание, интерфикс (соединительная гласная) и постфикс. К аффиксальным морфемам относятся все, за исключением корня. Наконец, все элементы слова, кроме окончания, входят в состав основы.
Очень важно научиться верно вычленять морфемы, это поможет при разборе по составу. В некоторых лексемах возможно более одного корня (садовод, железобетонный)
Но слов, в которых эта морфема отсутствует, нет и быть не может. Отсюда вывод: корень — это не только главная, но и обязательная единица состава
В некоторых лексемах возможно более одного корня (садовод, железобетонный). Но слов, в которых эта морфема отсутствует, нет и быть не может. Отсюда вывод: корень — это не только главная, но и обязательная единица состава.
Префикс или приставка — морфема, которая в слове занимает позицию перед корнем. Чаще всего выполняет словообразовательную роль, помогая формировать новые единицы языка.
Есть несколько способов образования:
- Приставочный (анти+утопия, не+классический).
- Приставочно-суффиксальный (под+березо+вик, за+кут+ок).
- Приставочно-постфиксальный (рас+кланять+ся).
- Приставочно-суффиксально-постфиксальный (пере+миг+и+ва+ть+ся).
Однако в ряде случаев приставка исполняет формообразовательную функцию, например, для получения формы глагола совершенного вида от несовершенного: с+писать — списать, про+читать — прочитать.
Характеристика суффиксов
Расположение этой единицы — между корнем и окончанием. Большая часть этих единиц исполняет словообразовательную роль: читать — читатель, коммунист — коммунизм — коммунистический, понятие — понятийный — понятный. Может участвовать в словообразовании при помощи нескольких способов — суффиксального, приставочно-суффиксального, суффиксально-сложном (три звезды — трехзвездник — трехзвездочная гостиница).
Есть особый тип суффиксов, которые помогают образовать новые формы слова, например, это морфемы, участвующие в формировании степеней сравнения прилагательных: (ближ+е, интересн+ее — сравнительная, ближ+айш+ий, интересн+ейш+ий).
Другие формообразующие аффиксы представлены в форме таблицы:
Часть речи | Суффикс | Примеры |
Причастие | -ущ/-ющ, -ом/-ем | Читающий, читаемый |
Деепричастие | -а/-я | Читая |
Глагол несовершенного вида | -ва | Переживать |
Количество суффиксов в словах русского языка может быть различным: один (учение), два (учитель), три — редко (учительница).
Признаки флексий
Окончание — морфема, выходящая за пределы основы и присутствующая только в изменяемых частях речи (прилагательное, существительное, числительное, местоимение, глагол, причастие). Внутри слова может располагаться при наличии постфикса в возвратных глаголах (составляться — составляешься).
Иногда является нулевым, то есть не имеет буквенного выражения, чаще всего это наблюдается у существительных мужского рода, оканчивающихся на согласную (паж, конь, супруг) или женского на мягкий знак (мышь, рожь, запись).
Используется для выражения рода, лица, числа, падежа.
Например:
https://youtube.com/watch?v=XXnYlQ-r92M
Другие морфемы
Постфикс — морфема, располагающаяся после окончания.
В русской грамматике их всего 5:
- -ся / -сь — в возвратных глаголах.
- -то, -либо, -нибудь — в местоимениях.
- -те — глаголы множественного числа.
В такой отрасли языкознания как морфемика принято выделять еще одну категорию единиц — аффиксоиды, подразделяющиеся на префиксоиды и суффиксоиды. Они представляют собой части сложных слов, которые постоянно принимают участие в словообразовательном процессе. Примеры: био-, нео-, анти-, псевдо — префиксоиды (биотехнология, неонацизм, антитерроризм, псевдоискусство). Суффиксоиды: -тек, -лог (биолог, зоолог, картотека, фильмотека).
Как в Ворде разбирать слова по составу (т.е обозначить приставку, корень, суффикс и так далее)?
Корень: вставка — формы — КРИВАЯ. Щелкните начальную точку корня (1), затем переместите курсор в среднюю точку корня (2), щелкните, переместитесь в конечную точку корня (3), щелкните мышью и тут главное никуда не двигать курсор. Нажмите клавишу «esc». Рут готов))
Конец: там же, вставка — цифры — ПРЯМОУГОЛЬНИК. Нарисуйте прямой прямоугольник на тексте по контуру желаемого конца: нажав точку (1), удерживая нажатой клавишу, растяните ее до нужного размера, затем щелкните кнопкой мыши (2). Затем выделите этот прямоугольник (щелкните по контуру). Затем щелкните правой кнопкой мыши, чтобы открыть контекстное меню. Выберите «формат автофигуры». В открывшемся окне выберите «без цвета» в «заливке»
Приставка, основа, суффикс рисуются аналогично: insert-shape-LINE
Каждый раз, когда вы выбираете эту операцию, рисуйте линию (1-2). Затем вы выбираете все отдельные линии (щелкая каждую часть, удерживая клавишу «ctrl»). Затем щелкните правой кнопкой мыши контур — в контекстном меню: группа — группа (3) У вас есть целая форма
полученные символы можно растягивать. А для более точного позиционирования перемещайте стрелки на клавиатуре. Удерживая нажатой клавишу «ctrl», вы можете перемещать стрелки клавиатуры прямо вдоль миллиметровых линий.
Корень: вставка — формы — КРИВАЯ. Щелкните начальную точку корня (1), затем переместите курсор в среднюю точку корня (2), щелкните, переместитесь в конечную точку корня (3), щелкните мышью и тут главное никуда не двигать курсор. Нажмите клавишу «esc». Рут готов))
Конец: там же, вставка — цифры — ПРЯМОУГОЛЬНИК. Нарисуйте прямой прямоугольник на тексте по контуру желаемого конца: нажав точку (1), удерживая нажатой клавишу, растяните ее до нужного размера, затем щелкните кнопкой мыши (2). Затем выделите этот прямоугольник (щелкните по контуру). Затем щелкните правой кнопкой мыши, чтобы открыть контекстное меню. Выберите «формат автофигуры». В открывшемся окне выберите «без цвета» в «заливке»
Приставка, основа, суффикс рисуются аналогично: insert-shape-LINE
Каждый раз, когда вы выбираете эту операцию, рисуйте линию (1-2). Затем вы выбираете все отдельные линии (щелкая каждую часть, удерживая клавишу «ctrl»). Затем щелкните правой кнопкой мыши контур — в контекстном меню: группа — группа (3) У вас есть целая форма
полученные символы можно растягивать. А для более точного позиционирования перемещайте стрелки на клавиатуре. Удерживая нажатой клавишу «ctrl», вы можете перемещать стрелки клавиатуры прямо вдоль миллиметровых линий.
Корень слова.
Корень – это главная часть слова, несущая основное лексическое значение слова. Для однокоренных слов имена эта морфема является общей.
Однокоренные слова – это слова, у которых одинаковый корень. Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи:
Чтение – читать – читающий;
и к одной части речи:
чтение – чтец – читатель.
Не относятся к однокоренным словам формы одного и того же слова с измененными окончаниями.
Также нельзя путать однокоренные слова и слова-омонимы. В последних корни выглядят и читаются одинаково, но имеют абсолютно разное значение:
Нос, носоглотка – переносить, носка.
Свободные корни – это корни, которые могут полноценно существовать в языке без дополнительных морфем. Корни, которые не могут существовать не только без окончания, но и других морфем, называются связанными.
В одном слове может быть два и более корней. Такие слова называются сложными:
Водопровод, стрессоустойчивый, двухметровый.
Правописание таких слов изучает орфография русского языка.
Внешнее строение корня. Внутреннее строение корня
Корневой чехлик
Корень растёт в длину своей верхушкой, где находятся молодые клетки образовательной ткани. Растущая часть покрыта корневым чехликом, защищающим кончик корня от повреждений, и облегчает продвижение корня в почве во время роста. Последняя функция осуществляется благодаря свойству внешних стенок корневого чехлика покрываться слизью, что уменьшает трение между корнем и частичками почвы. Могут даже раздвигать частички почвы. Клетки корневого чехлика живые, часто содержат зёрна крахмала. Клетки чехлика постоянно обновляются за счёт деления. Участвует в положительных геотропических реакциях (направление роста корня к центру Земли).
Клетки зоны деления активно делятся, протяженность этой зоны у разных видов и у разных корней одного и того же растения неодинакова.
За зоной деления расположена зона растяжения (зона роста). Протяжённость этой зоны не превышает нескольких миллиметров.
По мере завершения линейного роста наступает третий этап формирования корня — его дифференциация, образуется зона дифференциации и специализации клеток (или зона корневых волосков и всасывания). В этой зоне уже различают наружный слой эпиблемы (ризодермы) с корневыми волосками, слой первичной коры и центральный цилиндр.
Строение корневого волоска
Корневые волоски — это сильно удлинённые выросты наружных клеток, покрывающих корень. Количество корневых волосков очень велико (на 1 мм2 от 200 до 300 волосков). Их длина достигает 10 мм. Формируются волоски очень быстро (у молодых сеянцев яблони за 30-40 часов). Корневые волоски недолговечны. Они отмирают через 10-20 дней, а на молодой части корня отрастают новые. Это обеспечивает освоение корнем новых почвенных горизонтов. Корень непрерывно растёт, образуя всё новые и новые участки корневых волосков. Волоски могут не только поглощать готовые растворы веществ, но и способствовать растворению некоторых веществ почвы, а затем всасывать их. Участок корня, где корневые волоски отмерли, некоторое время способен всасывать воду, но затем покрывается пробкой и теряет эту способность.
Оболочка волоска очень тонкая, что облегчает поглощение питательных веществ. Почти всю клетку волоска занимает вакуоль, окружённая тонким слоем цитоплазмы. Ядро находится в верхней части клетки. Вокруг клетки образуется слизистый чехол, который содействует склеиванию корневых волосков с частицами почвы, что улучшает их контакт и повышает гидрофильность системы. Поглощению способствует выделение корневыми волосками кислот (угольной, яблочной, лимонной), которые растворяют минеральные соли.
Корневые волоски играют и механическую роль — они служат опорой верхушке корня, которая проходит между частичками почвы.
Под микроскопом на поперечном срезе корня в зоне всасывания видно его строение на клеточном и тканевом уровнях. На поверхности корня — ризодерма, под ней — кора. Наружный слой коры — экзодерма, вовнутрь от неё — основная паренхима. Её тонкостенные живые клетки выполняют запасающую функцию, проводят растворы питательных веществ в радиальном направлении — от всасывающей ткани к сосудам древесины. В них же происходит синтез ряда жизненно важных для растения органических веществ. Внутренний слой коры — эндодерма. Растворы питательных веществ, поступающие из коры в центральный цилиндр через клетки эндодермы, проходят только через протопласт клеток.
Кора окружает центральный цилиндр корня. Она граничит со слоем клеток, долго сохраняющих способность к делению. Это перицикл. Клетки перицикла дают начало боковым корням, придаточным почкам и вторичным образовательным тканям. Вовнутрь от перицикла, в центре корня, находятся проводящие ткани: луб и древесина. Вместе они образуют радиальный проводящий пучок.
Проводящая система корня проводит воду и минеральные вещества из корня в стебель (восходящий ток) и органические вещества из стебля в корень (нисходящий ток). Состоит она из сосудисто-волокнистых пучков. Основными слагаемыми частями пучка являются участки флоэмы (по ним вещества передвигаются к корню) и ксилемы (по которым вещества передвигаются от корня). Основные проводящие элементы флоэмы — ситовидные трубки, ксилемы — трахеи (сосуды) и трахеиды.
Омонимичные корни
Однокоренные слова нужно также отличать от омонимичных форм. Омонимы — это лексемы, имеющие одинаковое звучание и написание, но разный лексический смысл. Эта характеристика относится и к омонимичным корням. Они пишутся одинаково в предложениях, но придают разный смысл. У однокоренных понятий значение всегда одинаковое или близкое.
Для примера можно разобрать следующее упражнение:
- Вода, подводник, водный, водяной, водолаз, водянистый. Все они связаны по смыслу со словом «вода», имеющим значение «жидкость». Омонимичными к этой группе являются: водитель, проводник, провода, водит. Они близки по смыслу к словам «вести», «водить». Разница значения в этом случае становится очевидной.
- Нос, носик, носатый, длинноносый, долгоносик, курносый — группа имеет лексическое значение, связанное с частью тела человека или животного. Носит, водоносный, яйценос — происходят от глагола «носить».
- Хлеб, хлебный, хлеборезка хлебороб — лексическое значение связано с хлебом (продуктом из муки). Хлебать, хлебнуть, похлёбка — обозначает пить, глотать жидкость или жидкую пищу.
https://youtube.com/watch?v=HtCc2Cji2dA
Примеры нахождения корня в словах
В качестве примера, давайте рассмотрим некоторый формативный анализ. Чтобы определить корень слова, найдите родственное слово.
После этого появляется нужный формат.
Полешко — поле, полешко, полешко, полешко, полешко, полешко, полешко, полешко, чистополье. Корнем является -pol, а окончанием -e.
Больше — почти, большой, большевистский, большой. Корень -болш-, суффикс -е-.
Зеленый — зеленый, зеленый, зеленый, зеленый, зеленый, зеленый, зеленый, зеленый, зеленый, зеленый, зеленый. Корень — зеленый, а окончание — нулевое.
Круг — окружность, окружность, окружность, окружность, окружность, окружность, окружность, окружность, окружность. Корень — круглый, приставка — внутри.
Писать — писать, писать, писать, писать, писать, писать, писать. Корень -pis, суффикс -a, суффикс -t.
Вода — водоем, водопад, водное растение, водное растение, водное растение, водное растение, водное растение, водное растение, водное растение, водное растение. Корень -вод-, окончание -альфа.
Короткие — короткие, короткие, короткие, короткие, короткие волосы, короткие, короткие, короткие, короткие. Корень -коротк-, суффикс -ий.
Приставка -при-, корень -вол, суффикс -н и -о.
Свих — они сами, они сами, они сами, они сами, они сами, они сами, они сами, они сами, они сами, они сами будут. Здесь слово состоит из двух корней -сво и -их, с суффиксом -зеро и суффиксом -их.
Тяжело, тяжело, тяжело, тяжело, тяжело, тяжело, тяжело, тяжело, тяжело, тяжело, тяжело, тяжело, тяжело, тяжело, тяжело, тяжело. Корень — heavy, суффикс — el и суффикс — y.
Чтобы избежать путаницы, необходимо помнить еще одну важную вещь. То есть в корне допускается чередование звуков. Например, гласный: sparkle — блеск. Гласные четко различимы: лен — льняной. По: молодой — молодая.
Основные принципы морфемного анализа
Целью морфемного анализа является выделение всех «живых» морфем в слове. Под «живыми» морфемами подразумевается связь с изменениями языка, отклик на его реформы и преобразования.
Морфемы характеризуются по таким типам планов:
- по положению в слове (корневая, например);
- по значению;
- по функции (словоизменительные, формообразующие, словообразовательные);
- по характеру выраженности (морфема может быть выделена материально, а может быть нулевой).
Учёные-филологи выделяют несколько основных, магистральных векторов морфемного анализа. Эти принципы были изложены Г. О. Винокуром, Н. М. Шанским, В. Л. Воронцовой. Однако каждый из них находит отражение лишь в университетских профильных программах, а не в школьном изучении.
Таким образом, становится понятно, что морфемика — сложная и многогранная наука. Именно от морфемного состава слова зависит грамматическое, а подчас и лексическое значение слова. Именно поэтому анализ каждого типа морфем нужно производить с особой тщательностью, не забывая о том, что от него напрямую зависит анализ словообразовательный.
Не любить русский язык невозможно: его разнообразие и живое, яркое течение поражает. Важным это представляется для носителей языка, впитывающих его с молоком матери, готовых передать его всем, кто хочет проникнуть в его самые сокровенные тайны.
Только при изучении теории современного русского языка человек ярче и отчётливей начинает видеть его невероятную природу и красоту, легко раскрывающуюся тому, кто хочет видеть.
Оценить
Что такое арифметический квадратный корень
А почему же число ( a) (число под корнем) должно быть обязательно неотрицательным?
Например, чему равен ( sqrt{-9})?
Так-так, попробуем подобрать. Может, три?
Проверим: ( {{3}^{2}}=9), а не ( -9).
Может, ( left( -3 right))?
Опять же, проверяем: ( {{left( -3 right)}^{2}}=9).
Ну что же, не подбирается?
Это и следовало ожидать – потому что нет таких чисел, которые при возведении в квадрат дают отрицательное число! Это надо запомнить!
Однако ты наверняка уже заметил, что не только число под корнем должно быть неотрицательным, но и само значение тоже должно быть неотрицательным!
Ведь в определении сказано, что «квадратным корнем из числа( a)называется такое неотрицательное число, квадрат которого равен( a)».
Но подождите! В самом начале мы разбирали пример ( {{x}^{2}}=4) и один из ответов был отрицательным числом!
Мы подбирали числа, которые можно возвести в квадрат и получить при этом ( displaystyle 4). Ответом были ( displaystyle 2) и ( displaystyle -2)
А тут говорится, что квадратным корнем должно быть «неотрицательное число»! Почему?
Такой вопрос вполне уместен. Здесь необходимо просто разграничить понятия квадратного уравнения и арифметического квадратного корня.
К примеру, ( displaystyle {{x}^{2}}=4) (квадратное уравнение) не равносильно выражению ( x=sqrt{4}) (арифмитический квадратный корень).
Из ( {{x}^{2}}=4) следует, что
( left| x right|=sqrt{4}), то есть ( x=pm sqrt{4}=pm 2) или ( {{x}_{1}}=2); ( {{x}_{2}}=-2)
(не помнишь почему так? Почитай тему «Модуль числа»!)
А из ( x=sqrt{4}) следует, что ( x=2).
Конечно, это очень путает, но это необходимо запомнить, что знаки «плюс-минус» являются результатом решения квадратного уравнения, так как при решении уравнения мы должны записать все иксы, которые при подстановке в исходное уравнение дадут верный результат.
В наше квадратное уравнение подходит как ( 2), так и ( x=-2).
Однако, если просто извлекать квадратный корень из чего-либо, то всегда получаем один неотрицательный результат.
Курсы для тех, кому нужно получить 90+ и поступить в топовый ВУЗ страны.
Интерфикс и соединительная гласная
Интерфикс – это служебная морфема, которая служит определенной «прокладкой» между морфемами, когда происходит неблагозвучие. Например, от слова «петь» должно было образоваться слово «пеец», однако с помощью интерфикса слово становится благозвучным: «певец». Соединительная гласная – это служебная морфема, которая служит для образования новых слов на основе способа сложения основ двух и более слов. Например, в слове пароход присутствует соединительная гласная о.
Интерфикс и соединительную гласную лингвисты часто не относят к морфемам.
Что мы узнали?
Морфема – это минимальная значимая единица языка. Морфемы можно разделить на корневые (корень слова, выражающий основное лексическое значение) и некорневые (конкретизируют значение корня). Помимо корня, обязательным морфемным компонентом является основа слова, в которую не входят окончание и формообразующие суффиксы. Окончания есть только у изменяемых слов. Аффиксы – значимые морфемы слова. Они бывают словообразовательными и формообразующими. Аффиксы, которые предназначены для словообразования, – приставки и словообразовательные суффиксы. За формообразование отвечают окончания и формообразующие суффиксы. В русском языке встречаются постфиксы, а также интерфиксы и соединительные гласные, которые часто не относятся лингвистами к морфемам.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Что такое морфема?
- Минимальная единица языка
- Разновидность морфа
- Минимальная значимая единица языка
- Раздел языкознания, изучающий состав слова
Зачем нужно знать морфемы?
Для чего же нам все эти знания, пригодятся ли они на практике? Безусловно!
Во-первых, знание морфем помогает грамотно писать.
Например, чтобы объяснить орфограмму “Проверяемая безударная гласная в корне”, нужно для начала определить, что вызывающая сомнения буква действительно находится в корне.
Или, допустим, перед нами стоит вопрос: написать прокатиться или пракатиться? Чтобы выяснить это, нам придется сначала понять, к какой морфеме принадлежит интересующая нас буква. Как только мы определим, что это приставка, мы обратимся к ее лексическому значению. Одно из значений приставки про — сделать что-то единожды, однократно, тогда как пра говорит о степени родства между людьми (например, прадедушка, прабабушка). Следовательно, мы выбираем приставку про и пишем слово через букву о.
Во-вторых, важно уметь выделять морфемы для правильного разбора слова по составу. В этом случае тоже нередко придется обращаться к лексическому значению морфемы
Например, возьмем два слова — рассказчик и кирпичик. Оба они оканчиваются на чик. Значит ли это, что и в том, и в другом слове один и тот же суффикс чик?
В этом случае тоже нередко придется обращаться к лексическому значению морфемы. Например, возьмем два слова — рассказчик и кирпичик. Оба они оканчиваются на чик. Значит ли это, что и в том, и в другом слове один и тот же суффикс чик?
На первый взгляд кажется именно так, но если знать, что суффикс чик обозначает вид деятельности человека, а суффикс ик придает уменьшительно-ласкательную окраску, то сразу понятно, что в слове рассказчик следует выделить суффикс чик, а в слове кирпичик — ик.
Наконец, в-третьих, знание морфем помогает нам быстро определять, что за слово перед нами находится.
Так, например, мы видим слово, оканчивающееся на ый и понимаем, что это прилагательное мужского рода в форме единственного числа.
{"questions":,"items":}}},{"content":"Как называется раздел науки о языке, который изучает морфемы?`choice-8`","widgets":{"choice-8":{"type":"choice","options":,"answer":}}}],"mix":1}
У корней должно быть одинаковое лексическое значение
Это самый важный принцип. Почему мы выделили корень «лес» в словах «лесник», «подлесок», «лесной», «лесничество»? Потому что они все связаны с лесом. А вот два других примера.
«Богатство». Ученик начинает разбирать и думает: «Хм. Какой же тут корень: богат или бог»? Действительно, вопрос интересный. Я даже слышал выражение такое: «Богатство от слова Бог, а нищета от слова «не считать». И как же разобрать?
Кто такой Бог? Это Всевышний. Когда мы говорим это слово мы представляем кого-то, кто, скажем так, находится на небе. А что такое богатство? Деньги, золото, драгоценности, роскошные особняки.
Как они связаны? Никак. Значит, надо выделять корень «богат», а не «бог».
Слову «бог» примерно столько же лет, сколько словам «мать» и «отец». Но оно раньше обозначало обычного человека. Человека, который кому-то что-то отдал. Вот я дам деньги нищему, я для него – «бог».
От этого существительного образовалось прилагательное «богатый» – тот, кому «богом» (= человеком) многое дано. В нем был корень «бог» и суффикс «ат».
Когда переводили библейские тексты, возникла проблема. Там было нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. А в славянских языках такого существительного не было. Ну просто вот не было и всё.
И стали думать, как быть. И взяли для перевода два слова: «господь» = «господин» и «бог» = «податель благ».
Прошло какое-то время и первое значение у слова «бог» забылось. «Бог» стал именно «Всевышним», Творцом.
Связь между словами «бог» и «богатый» разорвалась. Они в современном русском языке никак не связаны. Поэтому мы и выделяем корень «богат», а не «бог».
То же самое со словом «работа». Раньше работа была уделом рабов, но сейчас ведь рабства уже нет. А работа есть. Работать могут творческие люди, работают бизнесмены, политики. Связь с «рабами» разорвалась. Поэтому мы выделяем в этом слове корень «работ», а не «раб».
Какие бывают морфемы
К морфемам относятся корень, суффикс, постфикс, соединительная гласная, приставка и окончание. Они делятся на две группы: словообразующие и формообразующие.
Словообразующие морфемы — это такие морфемы, с помощью которых образуются новые слова.
К таким морфемам относятся словообразующие суффиксы, постфиксы и приставки.
Пример №1.
Формообразующие морфемы — это такие морфемы, с помощью которых образуются новые формы слова.
К таким морфемам относятся формообразующие суффиксы, постфиксы и окончания.
Пример №2.
Теперь давайте разберём каждый тип морфем отдельно и на примерах.
Корень
Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Корень — самая важная морфема. Если суффикса, приставки и даже окончания у слова может не быть, то без корня оно просто не будет существовать. Исключение — слово «вынуть», в котором нет этой морфемы. А ещё корень объединяет между собой все однокоренные слова и указывает на их значение.
Пример №3.
-
-мороз-/-морож-: морозный, морозить, морозильник, мороженое, заморозки
-
-клад-: выкладывать, кладовка, закладка, прикладной
-
-мест-: место, поместить, местный
Проверьте себя
Прочитайте слова ниже и выделите в них корни.
Рыбаки, недельные, угнал, беспокоиться, приятный, оставила, помощник, настольный, откусить, порожек.
Окончание
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования его форм и связи слов в предложении и словосочетании.
Окончание указывает минимум на один признак слова: лицо, число, род или падеж.
Пример №4.
уйти: ушла (ж. р.), ушёл (м. р.), ушло (ср. р.)
поднял (ед. ч.) — подняли (мн. ч.)
смотрим (1-е лицо) — смотрите (2-е лицо) — смотрят (3-е лицо)
путь: пути (Р. п.), путём (Т. п.)
В некоторых словах бывает нулевое окончание, а иногда его и вовсе нет. Подробнее эти случаи мы рассмотрели в статье «Словообразовательный разбор».
Проверьте себя
Прочитайте слова ниже и выделите в них окончания. Какие признаки можно по ним определить?
Потолком, находки, успела, избежали, красная, увесистых, объёма, приказной, проглядели, туману, поздними.
Приставка
Приставка — это значимая часть слова, которая стоит перед корнем или другой приставкой и служит для образования новых слов.
Приставка — это словообразующая морфема. С её помощью мы можем создавать ряды однокоренных слов с разными оттенками.
Пример №5.
ехать: приехать, уехать, отъехать, подъехать, заехать
говорить: поговорить, подговорить, разговорить, заговорить, уговорить
Проверьте себя
Прочитайте слова ниже и выделите в них приставки.
Наскочить, увернулся, подбежали, преградила, успокоил, заглянули, изморозь, подберёзовик, разгром, убыль.
Суффикс
Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и может служить для образования как новых слов, так и их форм.
В одном и том же слове может быть много суффиксов или не быть никакого суффикса вообще. Сами суффиксы бывают и словообразующими, и формообразующими морфемами.
Словообразующие суффиксы | Формообразующие суффиксы |
---|---|
вода — водныйзолото — золочёныйлягушка — лягушоноклетать — лётчик | красивый — красивее — красивейшийнырять — ныряющие — ныряя |
Проверьте себя
Прочитайте слова ниже и выделите в них суффиксы.
Бельчонок, складный, золотистый, широчайшие, водители, толчёная, звенящие, мудрее.
Постфикс
Постфикс — это значимая часть слова, которая располагается после всех других морфем.
Как и суффиксы, постфиксы тоже бывают словообразующими и формообразующими. Работает это по тому же принципу, что мы уже разобрали выше. В таблице ниже — примеры слов с обоими типами постфиксов.
Словообразующие постфиксы | Формообразующие постфиксы |
---|---|
какой-либо, где-то, что-нибудь, всё-таки, подай-ка | плескать — плескатьсярадовать — радоваться |
Соединительная гласная
Соединительная гласная — это словообразующая морфема, которая стоит между двумя корнями в сложных словах.
В качестве соединительных в русском языке могут выступать всего две гласные: о и е. Давайте разберёмся, какие случаи характерны для каждой из них, а заодно рассмотрим примеры.
Соединительная гласная | о | е |
---|---|---|
Когда используется | После основы, которая оканчивается на твёрдый согласный | После основы, которая оканчивается на мягкий согласный, шипящий или ц |
Примеры слов | пароход, самолёт, вертолёт | сталевар, меченосец, овцебык |