Корни бер-бир

Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-

Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.

Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:

  • выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
  • уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).

Исключение: имя существительное «равнина», наречие «поровну».

Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.

Внимание! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.

Приведем примеры:

  1. Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
  2. Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
  3. Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
  4. Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.

Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.

Чередующиеся гласные в корне

Написание некоторых корней подчиняется собственным правилам и не зависит от проверочного слова. Все корни с чередованием можно разделить на 4 группы в зависимости от того, чем определяется их правописание. Рассмотрим подробно каждую группу.

Корни с чередованием, которые зависят от ударения

Гар/гор

Под ударением пиши А, без ударения – О.

Зага́р, загора́ть, пригора́ть, уга́р, погоре́льцы.

Исключения: выгарки, пригарь, изгарь, гаревой.

Общее значение: горение.

Не являются корнями с чередованием: гора, гористый, огорчение и т.д.

Зар/зор

Под ударением пиши то, что слышишь, без ударения – А.

Заря́, зо́рька, за́рево, озаре́ние, озари́ть, лучеза́рный.

Общее значение: свет.

Клан/клон и твар/твор

Под ударением пиши то, что слышишь, без ударения – О.

Кла́няться, наклони́ться, прекло́нный, склоне́ние; тво́рчество, сотвори́ть, тва́рь, творе́ц.

Исключение: утварь.

Общее значение: твар/твор=создание; клан/клон=наклон.

Не являются корнями с чередованием: отворить/затворить дверь, отварить (на огне).

Корни, зависящие от следующей буквы

Кас/кос

Пиши А, если после корня есть А; пиши О, если после корня нет А.

Cоприкасаться, прикосновение, неприкосновенный, касательно.

Общее значение: касание.

Не являются корнями с чередованием: косить, сенокос, покос; косой, косоглазый, косынка.

Лаг/лог/лож

Без ударения пиши А, если после корня есть А; пиши О, если после корня нет А.
Под ударением пиши О.

Исключение: полог.

Предлага́ть, предложи́ть, предло́г, нало́г.

Не являются корнями с чередованием: биолог, психолог, налаженный, слаженность, ложный.

Бер/бир, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит

Пиши И, если после корня есть А.
Пиши Е, если А после корня нет.
Если существительное с чередующимся корнем образовано от глагола, в котором после корня был суффикс А, то в корне тоже пишется буква И. Обжигать – обжиг.

Общее значение: бер/бир = брать; дер/дир = драть; мер/мир = прекратить существовать/что-либо делать, пер/пир=закрывать/открывать/использовать опору; тер/тир=тереть; блест/блист=сверкать; жег/жиг=жечь; стел/стил = стелить; чет/чит = вести счёт.

Исключения: сочетать, сочетание.

Блистать, блестеть, бери, забирать, замирать, умереть, запереть, запирать, застелить, застилать, блестеть, блистать, зажигалка, выжег, стирать, стереть, вычитать, вычет.

Не являются корнями с чередованием: беречь, сберкасса, мерить, мириться, мирно, мировосприятие, мерка, оперение, перья, пировать, пиршество, терять, стильный, читать, читатель.

Корни, зависящие от последней буквы корня

Скак/скоч

Если последняя буква – К:
Без ударения пиши А.
Под ударением – О.Наско́к, ускака́ть, прискака́ть.

Если последняя буква – Ч:
В формах глагола скакать, его производных и в слове скачок пиши А.
В глаголах на -скочить и в слове выскочка пиши О.Скачу, поскачу, выскочу, подскочить.

Плав/плов/плыв

Корень плов в значении перемещения в воде есть только в словах пловец, пловчиха.
Корень плыв есть в словах плывун, плывунный, плывучий, а также в наплывать/подплывать/переплывать.
В остальных случаях употребляется плав, в котором всегда пишется А.

Общее значение: перемещение в воде.

Плавунец, поплавок, плавучесть.

Не являются корнями с чередованием: плавить (сталь), плавленый (сыр), тугоплавкий, (узбекский) плов.

Рос/ращ/раст

Перед С (без Т) пиши О.

Исключение: отрасль.

Перед СТ без ударения пиши А, с ударением – О.

Исключения: росток, ростовщик, ростовой, вырост, выросток, выростной, подростковый, прорость.

Вы́растить, расти́тельность, подро́сток, ро́ст.

Перед Щ пиши А.

Выращивать, приращение.

Корни, зависящие от значения

Равн/ровн

Пиши А, если значение ‘равный, одинаковый’.

Исключения: поровну, ровесник.

Уравнение, равновесие.

Пиши О, если значение ‘гладкий, прямой’.

Исключение: равнина.

Ровный, выровнять.

Нужно запомнить: уровень, равняться в шеренге, равнение, не ровен час.

Мак/мок/моч

Если последняя буква – К:
Пиши А, если есть значение ‘погружать в жидкость’.

Макнуть печенье в чай.

Пиши О, если есть значение ‘становиться мокрым’ или ‘пропускать, впитывать или осушать жидкость’.

Намокнуть под дождём, промокнуть пятно салфеткой.

Если последняя буква – Ч:
Всегда пиши О.

Сапоги промокли, бумага намокла, промокнуть волосы после мытья, намочить прививку, непромокаемая куртка.

Чередование согласных

Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:

  • к — ч: рука — ручной;
  • х — ш: грех — грешный;
  • г — ж — з: друг — дружочек — друзья;
  • д — ж — жд: водить — вожатый — сопровождать;
  • б — бл: любовь — влюбленный;
  • п — пл: ослеп — ослепла;
  • в — вл: ловит — улавливает;
  • м — мл: кормить — кормлю.

Чередование гласных в корне — это когда в одном корне при сохранении его лексического значения пишутся разные буквы. Проверить безударные гласные ударением в таком случае невозможно, их написание основано на ряде особых правил.

I. Правописание гласных в корне зависит от ударения

А и О под ударением
безударная позиция

-га́
р-
:

зага́
р, га
рь, нага́
р

-го
р-
:

заго
ра́ть, заго
ре́лый, пого
ре́лец

искл.: вы́га
рки, и́зга
рь, при́га
рь

-за́
р-
и -зо́
р-
:

за́
рево, лучеза́
рный, зо́
ри

-за
р-
:

оза
ри́ть, за
ря́, за
рни́ца, оза
рённый,

за
ря́нка
(птица), за
рева́ть
*

-кла́
н-
и -кло́
н-
:

кла́
няться, покло́
н

непрекло́
нный

-кло
н-
:

покло
ни́ться, откло
ня́ться

накло
не́ние

-тва́
р-
и -тво́
р-
:

тва́
рь, тво́
рчество, тво́
рческий

-тво
р-
:

тво
ре́ние, натво
ри́ть, вытво
ря́ть

искл.: у́тва
рь

II. Правописание гласных зависит от последующего согласного в корне

-ра
ст
-, -ра
щ

-ро
с

перед СТ
, Щ
— А

ра
сту́т, зара
стёт, вы́ра
щенный

перед С
— О

вы́ро
сли, вы́ро
сший, не́доро
сль

искл.: ро
сто́к, о́тра
сль, ро
стовщи́к, Ро
сто́в, Ро
стисла́в

-ска
к

-ско
ч

перед К
— А

ска
ка́ть, уска
ка́ть, ска
ка́лка, на ска
ку́

перед Ч
— О

вско
чи́ть, подско
чи́ть, вы́ско
чка

искл.: ска
ч
о́к, ска
ч
у́, ска
ч
и́

-ла
г

-ло
ж

перед Г
— А

изла
га́ть, предпола
га́ю, прила
га́тельное

перед Ж
— О

изло
жи́ть, предполо
же́ние, стихосло
же́ние

III. Правописание гласного зависит от суффикса

Правило «ИрА»: в корне пишется И
, если сразу за ним суффикс -а-.

-би
ра- / -бе
р-
соби
ра
ть — собе
рёт, выби
ра
ть — выбе
ру
-ди
ра- / -де
р-
уди
ра
ть — уде
ру, отди
ра
ет — отде
рёт
-ти
ра- / -те
р-
выти
ра
ет — выте
р, сти
ра
ю — стё
р
-пи
ра- / -пе
р-
опи
ра
ться — опе
реться, запи
ра
ли — запе
ртый
-ми
ра- / -ме
р-
уми
ра
ть — уме
р, зами
ра
ть — заме
рший
-жи
га- / -же
г-
выжи
га
ть — выже
г, зажи
га
ть — зажё
г
-сти
ла- / -сте
л-
рассти
ла
ет — рассте
лил, перести
ла
ть — пересте
лив

Бли
ста- / -бле
ст-,

Бле
сн-

бли
ста
ть, бли
ста
ющий, бли
ста
тельный

бле
стеть, бле
стящий, забле
стеть

бле
снуть, бле
сна, отбле
ск

Чи
та- / -че
т-

вычи
та
ть — выче
сть

искл.: соче
тание, соче
тать

В корне пишется А
, если после корня следует суффикс -а-.

-ка
са- / -ко
с-
ка
са
ться — ко
снуться, неприка
са
емые, прико
сновение

IV. Правописание гласного зависит от значения корня

-ра
вн-

«равный, одинаковый, наравне»

-ро
вн-

«ровный, гладкий, прямой»

ра
вня́ть, прира
вня́ть; зарплаты сотрудников подра
вня́лись,

ра
вне́ние

искл.: по́ро
вну

ро
вня́ть, вы́ро
внять; бойцы подро
вня́лись
(встали ровно),

у́ро
вень

искл.: ра
вни́на

-ма
к-

«окунать, погружать в жидкость»

-мо
к-

«становиться мокрым, пропускать влагу»

ма
ка́ть, ма
кну́ть, обма
кну́ть
намо
ка́ть, промо
ка́ть, промо
кну́ть, непромо
ка́емый

*
Ещё несколько лет назад слово за
ревать
считалось исключением из общего правила и писалось с корнем зор-. Сегодня правило гласит, что нужно писать через А
: за
ревать.
Так рекомендует «Русский орфографический словарь», именно такое написание соответствует и правилам полного академического справочника:

§ 35. … зар — зор.
На месте безударного гласного пишется А

.

Из «Объяснительного русского орфографического словаря-справочника» (авт. Е. В Бешенкова, О. Е. Иванова, Л. К. Чельцова):

Слова за
ревать, за
рянка, за
ревой
изменили написание в словарях последних десятилетий. С 1999 г. в академическом орфографическом словаре даётся слово за
ревать
. До 1974 г. словари рекомендовали писать слово зорянка
с корнем зор-. «Орфографический словарь русского языка» в 13-м издании 1974 г. утвердил в качестве нормативного написание за
рянка.

Слово за
ревой
с 1991 г. рекомендуется писать только с корнем зар-
, хотя в орфографическом словаре 1974 г. приводились оба варианта, а в 1956 г. было только зоревой,
в словаре Д. Н. Ушакова — заревой.

Как имя собственное утвердилось написание Зоревая пушка
(в Петербурге), хотя в общем случае пишется за
ревая пушка.
В качестве примера приведём название рассказа В. Шукшина, которое до сих пор пишется то «Заревой дождь», то «Зоревой дождь».

В произведениях Шолохова слово зоревать
только с корнем зор-:

  • ― А это мы к утру итоги подобьем: кому горевать, а кому зоревать

    и во сне потягиваться.

  • (М. А. Шолохов. Поднятая целина.).
  • ― Долго зорюешь

    , Пантелей Прокофьич! ― шумели припотевшие косари.

  • (М. А. Шолохов. Тихий Дон.).

Правило написания чередующихся гласных в корне “-бер-/-бир-”

В русском языке для написания безударных гласных в некоторых словах применяются правила. Так, разберем написание слов с безударным корнем “-бер-/-бир-“ .

Правило:

В корне “-бер-/-бир-“ в безударном положении пишется гласная буква “и” , если после корня стоит суффикс “а” и пишется гласная “е” , если после корня не пишется суффикс “а” .

Примеры:

Посмотрим, как работает данное правило на примере глагола начальной формы “забирать”.

Для начала сделаем морфемный разбор слова:

  • за – приставка
  • б и р – корень
  • а – суффикс
  • ть – окончание

Корень “-бир-“ является безударным, но мы видим, что после корня стоит суффикс “а”, значит согласно правилу выше в корне следует писать гласную букву “и”.

Теперь обратимся к этому же глаголу, но уже в форме 3-го лица единственного числа:

заб е рет

Как мы видим, после корня в глаголе “заберет” не стоит суффикс “а”, значит в корне пишется гласная буква “е”.

Приведем еще примеры, которые подчиняются правилу выше:

  • соб и р а ть, соб и р а ет – соб е ру, соб е рет и т.д.
  • уб и р а ть – уб е ру, уб е рет и т.д.
  • наб и р а ть – наб е ру и т.д.
  • выб и р а ть – выб е ру и т.д.

Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир

Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.

Пример со словом «разбирать»

Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:

  1. Что? Буква «и».
  2. Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
  3. Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».

А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.

Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.

Пример со словом «разберу»

В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:

  1. Что? Буква «е».
  2. Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
  3. Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».

Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.

Поймите, что это надо не вашему учителю, а вам. Если вы вот так графически будете объяснять каждую орфограмму и проговаривать вслух правило, то вы доведете правописание корней бер/бир до автоматизма. И никогда не будете делать ошибок.

Как объяснить чередование «е» и «и»

Не надо его никак объяснять. Потому что вы все равно не объясните. Причина чередования находится в далеком-далеком прошлом, когда наш с вами язык формировался и развивался. На основании древних особенностей русского языка в одних словах мы пишем «е», а в других – «и».

Поймите, что суффикс «а» – не причина чередования. Это просто способ легко запомнить правило.

В школе никто не будет вас просить обосновывать чередование бер/бир с точки зрения истории языка. Потому что учителя сами не всегда могут его обосновать. Это вопрос для профессиональных филологов, профессоров и академиков. А не для школьных учителей и не для вас.

Корни с чередующимися гласными после Ц

В поле зрения попадают два возможных ряда чередования: буква И с Ы, а также  — О с Е. Такие варианты сложились исторически и современным состоянием языка не объясняются. В младших классах просят детей списком запоминать новые слова с этой орфограммой вместе с их лексическим значением, а в продолжении обучения обращаться за помощью при трудностях к орфографическому словарю.

Гласные И, Ы после Ц

Звук в процессе развития правил русского языка стал твёрдым и независимо от того, какая буква следует за ним, слог также произносится твёрдо, потому и возникает путаница в написании.

, , , , .

Исключение. Буква Ы после Ц пишется только в словах исключениях и некоторых именах собственных: , , , , , , .

Гласные О, Е после Ц

  • Под ударением после Ц всегда хорошо слышится и пишется О: , , .
  • В других частях слова без ударения – Е. Вот примеры: , .

Трудности возникают при написании имен собственных или иноязычных слов с корнями чередований после шипящих: , , . В каждом отдельном случае правильно написать нам поможет толковый или орфографический словарь.

Знание базовых правил регулирует верное употребление слов с чередованиями. Но опасность ещё кроется и в том, что семантику некоторых слов или корней обучающиеся точно не знают или пытаются чередующиеся корни проверить банальным ударением и получают ошибочный результат.

Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Посмотреть

Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки

Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.

Корни с безударными непроверяемыми гласными
В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.Корни с чередованием1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.

Исключения: сочетать, сочетание2. Корни с чередующимися о//аПравописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.

-Гор-, -клон-, -твор-, -плав-, -зар- — так пишутся эти корни без ударения.

и перед суффиксом -а- е в остальных случаях
-бир(а)- собирать -бер- соберет
-дир(а)- обдирать -дер- обдерет
-мир(а)- замирать -мер- замереть
-тир(а)- обтирать -тер- обтереть
-пир(а)- запирать -пер- запереть
-жиг(а)- выжигать -жег- выжег
-стил(а)- расстилать -стел- расстелить
-блист(а)- блистать -блест- блестеть-чит(а)-
-чит(а)- вычитать -чет- вычет

Исключения: выгарки, пловец, пловчихаПравописание корней -мок- //-моч-//-мак-, -равн-//-ровн- зависит от значения.

Без ударения Под ударением
-гар-//-гор- загорел, горелый загар
-зар-//-зор- заря, озарение зорька
-клан-//-клон- наклонять, склонение кланяться
-твар-//-твор- творить,творение тварь

Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсьПравописание корней -кос-//-кас- завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.

-мок-(-моч-) в значении «пропускать жидкость» непромокаемый 
вымокнуть
-мак- в значении «погружать в жидкость» макать
-равн- в значении «равный, наравне, одинаковый» приравнять, уравнение
-ровн- в значении «прямой, гладкий, ровный» выровнять
-кас- касаться, прикасаться
-кос- прикоснуться, прикосновение

Правописание корней -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- зависит от последующей согласной корня.

-лаг- полагать, прилагательное
-лож- положить, предложить, изложить
-раст- возраст, растить
-ращ- выращивать, приращение
-рос- заросли, вырос
-скак- выскакивать, скакать
-скоч- выскочить, перескочить

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав, полог, скачок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: