Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-
Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.
Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:
- выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
- уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).
Исключение: имя существительное «равнина», наречие «поровну».
Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.
Внимание! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.
Приведем примеры:
- Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
- Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
- Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
- Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.
Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.
Чередующиеся гласные в корне
Написание некоторых корней подчиняется собственным правилам и не зависит от проверочного слова. Все корни с чередованием можно разделить на 4 группы в зависимости от того, чем определяется их правописание. Рассмотрим подробно каждую группу.
Корни с чередованием, которые зависят от ударения
Гар/гор
Под ударением пиши А, без ударения – О.
Зага́р, загора́ть, пригора́ть, уга́р, погоре́льцы.
Исключения: выгарки, пригарь, изгарь, гаревой.
Общее значение: горение.
Не являются корнями с чередованием: гора, гористый, огорчение и т.д.
Зар/зор
Под ударением пиши то, что слышишь, без ударения – А.
Заря́, зо́рька, за́рево, озаре́ние, озари́ть, лучеза́рный.
Общее значение: свет.
Клан/клон и твар/твор
Под ударением пиши то, что слышишь, без ударения – О.
Кла́няться, наклони́ться, прекло́нный, склоне́ние; тво́рчество, сотвори́ть, тва́рь, творе́ц.
Исключение: утварь.
Общее значение: твар/твор=создание; клан/клон=наклон.
Не являются корнями с чередованием: отворить/затворить дверь, отварить (на огне).
Корни, зависящие от следующей буквы
Кас/кос
Пиши А, если после корня есть А; пиши О, если после корня нет А.
Cоприкасаться, прикосновение, неприкосновенный, касательно.
Общее значение: касание.
Не являются корнями с чередованием: косить, сенокос, покос; косой, косоглазый, косынка.
Лаг/лог/лож
Без ударения пиши А, если после корня есть А; пиши О, если после корня нет А.
Под ударением пиши О.
Исключение: полог.
Предлага́ть, предложи́ть, предло́г, нало́г.
Не являются корнями с чередованием: биолог, психолог, налаженный, слаженность, ложный.
Бер/бир, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит
Пиши И, если после корня есть А.
Пиши Е, если А после корня нет.
Если существительное с чередующимся корнем образовано от глагола, в котором после корня был суффикс А, то в корне тоже пишется буква И. Обжигать – обжиг.
Общее значение: бер/бир = брать; дер/дир = драть; мер/мир = прекратить существовать/что-либо делать, пер/пир=закрывать/открывать/использовать опору; тер/тир=тереть; блест/блист=сверкать; жег/жиг=жечь; стел/стил = стелить; чет/чит = вести счёт.
Исключения: сочетать, сочетание.
Блистать, блестеть, бери, забирать, замирать, умереть, запереть, запирать, застелить, застилать, блестеть, блистать, зажигалка, выжег, стирать, стереть, вычитать, вычет.
Не являются корнями с чередованием: беречь, сберкасса, мерить, мириться, мирно, мировосприятие, мерка, оперение, перья, пировать, пиршество, терять, стильный, читать, читатель.
Корни, зависящие от последней буквы корня
Скак/скоч
Если последняя буква – К:
Без ударения пиши А.
Под ударением – О.Наско́к, ускака́ть, прискака́ть.
Если последняя буква – Ч:
В формах глагола скакать, его производных и в слове скачок пиши А.
В глаголах на -скочить и в слове выскочка пиши О.Скачу, поскачу, выскочу, подскочить.
Плав/плов/плыв
Корень плов в значении перемещения в воде есть только в словах пловец, пловчиха.
Корень плыв есть в словах плывун, плывунный, плывучий, а также в наплывать/подплывать/переплывать.
В остальных случаях употребляется плав, в котором всегда пишется А.
Общее значение: перемещение в воде.
Плавунец, поплавок, плавучесть.
Не являются корнями с чередованием: плавить (сталь), плавленый (сыр), тугоплавкий, (узбекский) плов.
Рос/ращ/раст
Перед С (без Т) пиши О.
Исключение: отрасль.
Перед СТ без ударения пиши А, с ударением – О.
Исключения: росток, ростовщик, ростовой, вырост, выросток, выростной, подростковый, прорость.
Вы́растить, расти́тельность, подро́сток, ро́ст.
Перед Щ пиши А.
Выращивать, приращение.
Корни, зависящие от значения
Равн/ровн
Пиши А, если значение ‘равный, одинаковый’.
Исключения: поровну, ровесник.
Уравнение, равновесие.
Пиши О, если значение ‘гладкий, прямой’.
Исключение: равнина.
Ровный, выровнять.
Нужно запомнить: уровень, равняться в шеренге, равнение, не ровен час.
Мак/мок/моч
Если последняя буква – К:
Пиши А, если есть значение ‘погружать в жидкость’.
Макнуть печенье в чай.
Пиши О, если есть значение ‘становиться мокрым’ или ‘пропускать, впитывать или осушать жидкость’.
Намокнуть под дождём, промокнуть пятно салфеткой.
Если последняя буква – Ч:
Всегда пиши О.
Сапоги промокли, бумага намокла, промокнуть волосы после мытья, намочить прививку, непромокаемая куртка.
Чередование согласных
Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:
- к — ч: рука — ручной;
- х — ш: грех — грешный;
- г — ж — з: друг — дружочек — друзья;
- д — ж — жд: водить — вожатый — сопровождать;
- б — бл: любовь — влюбленный;
- п — пл: ослеп — ослепла;
- в — вл: ловит — улавливает;
- м — мл: кормить — кормлю.
Чередование гласных в корне — это когда в одном корне при сохранении его лексического значения пишутся разные буквы. Проверить безударные гласные ударением в таком случае невозможно, их написание основано на ряде особых правил.
I. Правописание гласных в корне зависит от ударения
А и О под ударением |
безударная позиция |
-га́ зага́ |
-го заго искл.: вы́га |
-за́ за́ |
-за оза за |
-кла́ кла́ непрекло́ |
-кло покло накло |
-тва́ тва́ |
-тво тво искл.: у́тва |
II. Правописание гласных зависит от последующего согласного в корне
-ра ст -, -ра щ — |
-ро с — |
перед СТ ра |
перед С вы́ро искл.: ро |
-ска |
-ско |
перед К ска |
перед Ч — О вско искл.: ска |
-ла г — |
-ло ж — |
перед Г изла |
перед Ж изло |
III. Правописание гласного зависит от суффикса
Правило «ИрА»: в корне пишется И
, если сразу за ним суффикс -а-.
-би ра- / -бе р- |
соби ра ть — собе рёт, выби ра ть — выбе ру |
-ди ра- / -де р- |
уди ра ть — уде ру, отди ра ет — отде рёт |
-ти ра- / -те р- |
выти ра ет — выте р, сти ра ю — стё р |
-пи ра- / -пе р- |
опи ра ться — опе реться, запи ра ли — запе ртый |
-ми ра- / -ме р- |
уми ра ть — уме р, зами ра ть — заме рший |
-жи га- / -же г- |
выжи га ть — выже г, зажи га ть — зажё г |
-сти ла- / -сте л- |
рассти ла ет — рассте лил, перести ла ть — пересте лив |
Бли Бле |
бли бле бле |
Чи |
вычи искл.: соче |
В корне пишется А
, если после корня следует суффикс -а-.
-ка са- / -ко с- |
ка са ться — ко снуться, неприка са емые, прико сновение |
IV. Правописание гласного зависит от значения корня
-ра «равный, одинаковый, наравне» |
-ро «ровный, гладкий, прямой» |
ра ра искл.: по́ро |
ро у́ро искл.: ра |
-ма «окунать, погружать в жидкость» |
-мо «становиться мокрым, пропускать влагу» |
ма ка́ть, ма кну́ть, обма кну́ть |
намо ка́ть, промо ка́ть, промо кну́ть, непромо ка́емый |
*
Ещё несколько лет назад слово за
ревать
считалось исключением из общего правила и писалось с корнем зор-. Сегодня правило гласит, что нужно писать через А
: за
ревать.
Так рекомендует «Русский орфографический словарь», именно такое написание соответствует и правилам полного академического справочника:
§ 35. … зар — зор.
На месте безударного гласного пишется А
.
Из «Объяснительного русского орфографического словаря-справочника» (авт. Е. В Бешенкова, О. Е. Иванова, Л. К. Чельцова):
Слова за
ревать, за
рянка, за
ревой
изменили написание в словарях последних десятилетий. С 1999 г. в академическом орфографическом словаре даётся слово за
ревать
. До 1974 г. словари рекомендовали писать слово зорянка
с корнем зор-. «Орфографический словарь русского языка» в 13-м издании 1974 г. утвердил в качестве нормативного написание за
рянка.
Слово за
ревой
с 1991 г. рекомендуется писать только с корнем зар-
, хотя в орфографическом словаре 1974 г. приводились оба варианта, а в 1956 г. было только зоревой,
в словаре Д. Н. Ушакова — заревой.
Как имя собственное утвердилось написание Зоревая пушка
(в Петербурге), хотя в общем случае пишется за
ревая пушка.
В качестве примера приведём название рассказа В. Шукшина, которое до сих пор пишется то «Заревой дождь», то «Зоревой дождь».
В произведениях Шолохова слово зоревать
только с корнем зор-:
-
― А это мы к утру итоги подобьем: кому горевать, а кому зоревать
и во сне потягиваться.
- (М. А. Шолохов. Поднятая целина.).
-
― Долго зорюешь
, Пантелей Прокофьич! ― шумели припотевшие косари.
- (М. А. Шолохов. Тихий Дон.).
Правило написания чередующихся гласных в корне “-бер-/-бир-”
В русском языке для написания безударных гласных в некоторых словах применяются правила. Так, разберем написание слов с безударным корнем “-бер-/-бир-“ .
Правило:
В корне “-бер-/-бир-“ в безударном положении пишется гласная буква “и” , если после корня стоит суффикс “а” и пишется гласная “е” , если после корня не пишется суффикс “а” .
Примеры:
Посмотрим, как работает данное правило на примере глагола начальной формы “забирать”.
Для начала сделаем морфемный разбор слова:
- за – приставка
- б и р – корень
- а – суффикс
- ть – окончание
Корень “-бир-“ является безударным, но мы видим, что после корня стоит суффикс “а”, значит согласно правилу выше в корне следует писать гласную букву “и”.
Теперь обратимся к этому же глаголу, но уже в форме 3-го лица единственного числа:
заб е рет
Как мы видим, после корня в глаголе “заберет” не стоит суффикс “а”, значит в корне пишется гласная буква “е”.
Приведем еще примеры, которые подчиняются правилу выше:
- соб и р а ть, соб и р а ет – соб е ру, соб е рет и т.д.
- уб и р а ть – уб е ру, уб е рет и т.д.
- наб и р а ть – наб е ру и т.д.
- выб и р а ть – выб е ру и т.д.
Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир
Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.
Пример со словом «разбирать»
Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:
- Что? Буква «и».
- Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
- Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».
А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.
Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.
Пример со словом «разберу»
В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:
- Что? Буква «е».
- Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
- Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».
Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.
Поймите, что это надо не вашему учителю, а вам. Если вы вот так графически будете объяснять каждую орфограмму и проговаривать вслух правило, то вы доведете правописание корней бер/бир до автоматизма. И никогда не будете делать ошибок.
Как объяснить чередование «е» и «и»
Не надо его никак объяснять. Потому что вы все равно не объясните. Причина чередования находится в далеком-далеком прошлом, когда наш с вами язык формировался и развивался. На основании древних особенностей русского языка в одних словах мы пишем «е», а в других – «и».
Поймите, что суффикс «а» – не причина чередования. Это просто способ легко запомнить правило.
В школе никто не будет вас просить обосновывать чередование бер/бир с точки зрения истории языка. Потому что учителя сами не всегда могут его обосновать. Это вопрос для профессиональных филологов, профессоров и академиков. А не для школьных учителей и не для вас.
Корни с чередующимися гласными после Ц
В поле зрения попадают два возможных ряда чередования: буква И с Ы, а также — О с Е. Такие варианты сложились исторически и современным состоянием языка не объясняются. В младших классах просят детей списком запоминать новые слова с этой орфограммой вместе с их лексическим значением, а в продолжении обучения обращаться за помощью при трудностях к орфографическому словарю.
Гласные И, Ы после Ц
Звук в процессе развития правил русского языка стал твёрдым и независимо от того, какая буква следует за ним, слог также произносится твёрдо, потому и возникает путаница в написании.
, , , , .
Исключение. Буква Ы после Ц пишется только в словах исключениях и некоторых именах собственных: , , , , , , .
Гласные О, Е после Ц
- Под ударением после Ц всегда хорошо слышится и пишется О: , , .
- В других частях слова без ударения – Е. Вот примеры: , .
Трудности возникают при написании имен собственных или иноязычных слов с корнями чередований после шипящих: , , . В каждом отдельном случае правильно написать нам поможет толковый или орфографический словарь.
Знание базовых правил регулирует верное употребление слов с чередованиями. Но опасность ещё кроется и в том, что семантику некоторых слов или корней обучающиеся точно не знают или пытаются чередующиеся корни проверить банальным ударением и получают ошибочный результат.
Теория к заданию 9 из ЕГЭ по русскому языку
Разбор сложных заданий в тг-канале:
Посмотреть
Корень — это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.Корни с безударными проверяемыми гласными
Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки
Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда — звёздный, скреплять — скрепка, смотреть — смотрит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2
Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: затопить-топка (а не затапливать), опоздать — поздно (а не опаздывать), проглотить — глотка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-.
Например: бросать — бросить (а не набрасывать), топтать — топчет (а не вытаптывать) и т.п.
Корни с безударными непроверяемыми гласными
В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.Корни с чередованием1. Корни с чередующимися е//и завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.
Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишем -и-, если суффикса -а- нет, то выбираем -е-.
Исключения: сочетать, сочетание2. Корни с чередующимися о//аПравописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.
-Гор-, -клон-, -твор-, -плав-, -зар- — так пишутся эти корни без ударения.
и перед суффиксом -а- | е в остальных случаях | ||
-бир(а)- | собирать | -бер- | соберет |
-дир(а)- | обдирать | -дер- | обдерет |
-мир(а)- | замирать | -мер- | замереть |
-тир(а)- | обтирать | -тер- | обтереть |
-пир(а)- | запирать | -пер- | запереть |
-жиг(а)- | выжигать | -жег- | выжег |
-стил(а)- | расстилать | -стел- | расстелить |
-блист(а)- | блистать | -блест- | блестеть-чит(а)- |
-чит(а)- | вычитать | -чет- | вычет |
Исключения: выгарки, пловец, пловчихаПравописание корней -мок- //-моч-//-мак-, -равн-//-ровн- зависит от значения.
Без ударения | Под ударением | |
-гар-//-гор- | загорел, горелый | загар |
-зар-//-зор- | заря, озарение | зорька |
-клан-//-клон- | наклонять, склонение | кланяться |
-твар-//-твор- | творить,творение | тварь |
Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсьПравописание корней -кос-//-кас- завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а-.
-мок-(-моч-) | в значении «пропускать жидкость» | непромокаемый вымокнуть |
-мак- | в значении «погружать в жидкость» | макать |
-равн- | в значении «равный, наравне, одинаковый» | приравнять, уравнение |
-ровн- | в значении «прямой, гладкий, ровный» | выровнять |
-кас- | касаться, прикасаться |
-кос- | прикоснуться, прикосновение |
Правописание корней -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- зависит от последующей согласной корня.
-лаг- | полагать, прилагательное |
-лож- | положить, предложить, изложить |
-раст- | возраст, растить |
-ращ- | выращивать, приращение |
-рос- | заросли, вырос |
-скак- | выскакивать, скакать |
-скоч- | выскочить, перескочить |
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав, полог, скачок.