Что такое рифма простыми словами и какие типы рифм существуют в литературе

Этапы обучения рифмованным текстам

1. Объяснить ребёнку алгоритм придумывания рифмованного текста. Вначале доступным способом объясните ребёнку рифму и стихотворный размер, и что рифма должна быть всегда в конце строки. Вот какой примерно алгоритм можно предложить малышу старше 4 лет:

  • Жил-был…
  • Как звали или какой
  • Что делал?
  • Вывод, который можно сделать об описываемом объекте.

Этот алгоритм можно менять в зависимости от цели занятия и стихотворения.

2. Создание по алгоритму простого стихотворения вместе с взрослым.

3. Далее самостоятельные попытки придумывания стишка. Ребёнка нельзя подгонять в этот момент, подтрунивать над его попытками

Важно, чтобы сам малыш увлёкся этим процессом. Если он зайдёт в тупик, ему можно помочь, но со временем он научится сам подбирать рифмы

Виды рифм

Всякий поэт знает, что рифма различается:

  1. По количеству совпадающих звуков (точная, неточная);
  2. По числу слов, входящих в рифмующиеся словосочетания (простая,
    сложная);
  3. По общему количеству слогов (равносложная,
    неравносложная);
  4. По тому, на какой слог падает ударение (мужская, женская,
    дактилическая);
  5. По фонетическим особенностям (усечённая, замещённая,
    йотированная).

Точная – неточная.

Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма
считается точной: конь – огонь. Если совпадает меньшая часть фонем,
рифма неточная: снежок – ледок.

Простая – сложная.

Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма (пень –
лень), когда соединяем между собой группы слов (в окне – на дне)
или одно слово с группой слов (давно — всё равно), рифма
называется составной или сложной.

Равносложная – неравносложная.

Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой
число слогов одинаково: зи-ма – са-ма. В неравносложной количество
слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.

Мужская – женская – дактилическая.

  1. Если ударение падает в рифмующихся словах на последний от конца
    слог, такая рифма называется мужской: пожАр – самовАр.
  2. Если ударение падает на предпоследний слог, рифма является
    женской: гОрод – распОрот.
  3. Когда же ударение падает на третий и далее от конца слог, рифма
    считается дактилической: орУжие – обнарУживая.

Усечённая – замещённая – йотированная.

  1. Усечённой рифма имеет место тогда, когда на конце слова как бы
    отсекается звук или слог: тепло – слов. Пара держится на ударном
    слоге «ло», а концевой согласный отпадает.
  2. Йотированная — разновидность усечённой рифмы. «Пропадет»
    звук «й» на конце одного из слов: дно – родной.
  3. При замещении один звук меняется на другой в
    начале слова (речка – печка), середине (вагон – ворон), конце
    (поток – потом). Замещённая рифма очень нравится детям, она полезна
    для развития речи.

Значение рифм

Стихи являются первыми литературными произведениями, с которыми знакомятся дети. Сразу после рождения крохам начинают петь колыбельные, рассказывают прибаутки, потешки. Предки, хотя и не понимали механизма воздействия стихов на развитие психики малыша, но чувствовали это интуитивно. В прошлом веке учёные обнаружили воздействие на речевое развитие ребёнка ранних коммуникаций. Дети, которым книжки читали от рождения, говорить начинали раньше тех, кому этого не доставалось. Читать младенцам, по мнению скептиков, бесполезно, поскольку они ничего не могут понять

Но, хотя смысла прочитанного карапуз и правда не может постичь, но важно тут другое. Слыша материнскую речь, он к ней привыкает, чувствует её ритм и со временем начинает понимать отдельные слова

Больше детское внимание привлекает эмоционально окрашенная речь. Лучше всего воспринимаются рифмованные прибаутки и потешки

Это оказывает огромное влияние на формирование речи ребёнка, которое начинается чуть позже. Схожие по произношению слова ребёнок проще запоминает благодаря ассоциативным связям.
Многих родителей удивляет, когда их дети запоминают стихи с ходу. На самом деле, это является отличной тренировкой мозга

Важно поддерживать стремление ребёнка к повторению, а затем и к подбору рифм. Это одновременно и полезно, и увлекательно

Рифмы развивают слуховое восприятие, фонематический слух и языковое чутьё.

По положению в строфе

Помимо того что рифма может располагаться где угодно, она еще может и прыгать по строфам. Для того чтобы наглядно было понятно положение созвучий, были разработаны простые формулы. Виды рифмы с примерами:

1. Смежные. В этом варианте рифмуются слова, расположенные в соседних строфах, формула выглядит так: А А Б Б. В качестве примера можно привести такие строчки:

По дороге бежала лиса

И не знала она, в какие леса.

Приведет тропинка одна,

По которой бежала она.

2. Перекрестные. Этот способ сложнее, так как рифма идет через строку, то есть А Б А Б. Многие начинающие авторы пишут именно в таком варианте сочетаний, так как такие произведения звучат намного лучше. Пример:

Вижу в ночи я звезды приветные,

Сегодня они необычно блистанные,

А сердце коробят мечты безответные

И грустные мысли безумно страданные.

3. Охватные. Еще одно название этого способа — это опоясанные. Назван он так, потому что, рифмы, находящиеся рядом, окольцовывают другие сочетания. В формуле это выглядит так: А Б Б А. Это один из самых сложных способов создания рифмы, при этом такой оборот очень нравится читателям, так как он более непривычен. Например:

Ты говоришь со мной на разных языках

Я солнце во плоти, а ты лишь холод.

Я тот герой, кто вечно молод,

А ты — песок на мертвых берегах.

На самом деле, определить вид рифмы бывает очень сложно. А все потому, что профессиональные поэты любят использовать сразу несколько вариантов сочетания для придания нужного образа.

Рифма, виды рифм, способы рифмовки

И также очень часто созвучия различают по их положению в лирическом произведении.

1. Конечные. Это самый популярный вид рифмы, когда созвучия находятся в конце каждой строфы. Например:

Мыши ели сыр,

А потом нашли кефир.

2. Начальные. Этот вид рифм встречается намного реже, как понятно из самого названия, созвучия находятся в начале строфы. Например:

…Выбегает умывальник

И качает головой…

3. Внутренние. Оказывается, зарифмованные слова могут стоять где угодно, и даже рядом друг с другом. Именно такой вид созвучий называется внутренний. Пример:

Друзья не знали, не гадали этих зимних встреч.

Строфа — это…

Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.

Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).

По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.

Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.

Этимология

Слово происходит от старого французского инеем или Ryme , которые могут быть получены от Старый франкского Rim , германский термин , означающий «серии, последовательность» засвидетельствовано в староанглийском (Старый английский Rim означает «перечисление серии, цифра») и древневерхненемецкий Rim , в конечном итоге родственные древнеирландскому rím , греческому ἀριθμός arithmos «число». В качестве альтернативы, древнефранцузские слова могут происходить от латинского ритма , от греческого ῥυθμός ( ритм , ритм ).

Написание рифма (от оригинального инея ) была введена в начале современного английского периода от ученого (но , возможно , этимологический некорректных) совместно с Латинским Ритмусом . Старое написание рима сохранилось в современном английском как редкое альтернативное написание; ср. Иней древнего мореплавателя . Различие между написанием также иногда сделано в изучении лингвистики и фонологии , для которых изморози / рифма используются для обозначения ядра и коду в виде слога . Некоторые предпочитают произносить это как инейчтобы отделить его от поэтической рифмы, рассматриваемой в этой статье.

Способы рифмовки

Рифмующиеся строки могут располагаться внутри
четверостишия по-разному.

В зависимости от этого выделяют следующие способы
рифмовки:

  1. — параллельный (парный);
  2. — кольцевой (опоясывающий);
  3. — перекрёстный.

Проиллюстрируем все три вида:

  1. Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в
    соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку
    называют парной или параллельной.

  2. Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями,
    получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной
    внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой
    или опоясывающей.

  3. Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары
    рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки
    назвали перекрёстным.

Так, А.С.Пушкин придумал новый вид строфы, записав три
четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их итоговым
двустишием. Таким стихом написаны главы его знаменитого романа
«Евгений Онегин». Созданную поэтом строфу стали называть
«онегинской».

Существуют ли слова, к которым нет рифм?

Речь идет о точных рифмах  — то есть звуковых соответствиях, где фонетически точно совпадают ударная гласная и все, что находится за ней. Слов, с которыми нельзя точно зарифмовать другое слово в том же падеже, в русском языке предостаточно — убедиться в этом можно, открыв обратный словарь русского языка.

 Вы увидите, например, что точных однословных рифм нет даже к таким основополагающим понятиям, как «жизнь» или «истина». Последнему соображению посвящено даже стихотворение Александра Галича:

Однако поэты люди хитрые, и вот уже Маяковский рифмует «жизнь» с императивом-неологизмом «дрызнь» (то есть «взорвись», «взлети на воздух»), а Галич предлагает неточные, но эффектные ассонансы: «пристани», «выстели».

В интернете вам припомнят прекрасно рифмующегося с «истина» Ивана Охлобыстина, а составных рифм к «истине» можно придумать много. От танца тонкой кисти на / Холсте родится истина. Диссонансная рифма предложит вам срифмовать «жизнь» с «казнь» или «болезнь», и созвучие это будет эффектным и запоминающимся.

Подобрать слово, с которым ничего не рифмуется, — практически невозможная задача. Думалось, что уж слово «Зальцбург» срифмовать ни с чем нельзя, но и оно срифмовалось, для чего пришлось, правда, выдумывать идиотскую ситуацию, при которой музыканты сравнивают цвета своих инструментов. Ваш альт‑с бур, к (слову сказать).

Получается, что при желании срифмовать можно практически что угодно, но только рифма эта может быть бессмысленной. И тогда Зальцбург лучше будет неточно срифмовать с каким-нибудь зайцем, а то и вовсе заменить на Вену.

Таким образом, рифма – это литературный прием, особенно характерный для поэзии, в котором повторяются одинаковые или похожие заключительные слоги в разных словах. Рифма чаще всего возникает на концах стихотворных строк.

  • Горнфельд А. Г. Рифма, в стихосложении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Во­лин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.

Стихотворные рифмы

Если вы нащупали в себе тягу к поэтическому творчеству и прочитали предыдущую статью, то пора переходить к внутрицеховым основам. Впрочем, мы уже говорили о том, как писать стихи в этой статье и, соответственно, имеем общее представление о рифме и рифмовке в целом. Теперь же попытаемся несколько глубже раскрыть эту поэтическую алхимию.

Итак, начнём с рифмы. Для каждого поэта слово «рифма» священна. Она используется почти во всех поэтических строках, за исключением редких форм стихотворения. Например, верлибра. И часто именно от рифмы во многом будет зависеть успех произведение, его основная мысль и передаваемое чувство

Ведь все ключевые слова выносятся в конец строки, дабы читатель обратил на них внимание. Достаточно часто мне приходилось слышать от читателей-дилетантов: «Да ведь тут нет совсем рифмы

Стихотворение плохое»

Конечно, столь плоско мыслить нельзя, но зато это ярко демонстрирует ту важность и ценность, которую играет рифма. Ведь пишем мы, начинающие авторы, всё-таки для народа

Для разного народа.

Общие рифмы

В общем смысле, общая рифма может относиться к различным видам фонетического сходства между словами и к использованию таких похожих по звучанию слов в организации стиха. Рифмы в этом общем смысле классифицируются по степени и способу фонетического сходства:

слоговая : рифма, в которой последний слог каждого слова звучит одинаково, но не обязательно содержит ударные гласные. ( тесак , серебро или питтер , скороговорка ; последний слог слов бутылка и скрипка — / l / , жидкий согласный .)
несовершенный (или близкий): рифма между ударным и безударным слогом. ( крыло , забота )
слабый (или безударный): рифма между двумя наборами одного или нескольких безударных слогов. ( молоток , плотник )
полуслог: рифма с лишним слогом в одном слове. ( изгиб , окончание )
вынужденный (или наклонный): рифма с несовершенным звуком. ( зеленый , демон ; один , большой палец )
ассонанс : соответствие гласных. ( sh a ke , h a te ) Ассонанс иногда называют наклонными рифмами наряду с созвучием.
созвучие : соответствие согласных. ( Г а б т ы , т о бб эр ы )
половинная рифма (или наклонная рифма ): соответствие конечных согласных. ( Га — й , ле — е )
парарифма : совпадают все согласные. ( Тик , Tock )
аллитерация (или заглавная рифма ): соответствие начальным согласным. ( Ш ф , ш орт )

Рифмы и рифмовки

Рифма не является обязательным признаком поэзии. Поэтические строки могут быть как рифмованными, так и нерифмованными. Нерифмованная поэзия, соблюдающая правила того или иного стихотворного размера, называется белым стихом.

Шёл трамвай десятый номер По Бульварному кольцу. В нём сидело и стояло Сто пятнадцать человек. (С.В. Михалков)

Белый стих следует отличать от верлибра (свободного стиха), который не имеет ни рифмы, ни размера и отличается от прозы только наличием членения на стиховые отрезки. Яркий пример верлибра в русской поэзии – стихотворение А.А. Блока «Она пришла с мороза…».

Рифма (от греч. «соразмерность») – это звуковой повтор в заключительных слогах строки. Говоря о рифмах, следует иметь в виду их звучание, произношение, а не написание. В зависимости от того, насколько совпадают звуки в рифмующихся словах, рифмы делятся на точные и неточные. Точная рифма – рифма, в которой все звуки (гласные и согласные) совпадают (куст – пуст, волн – полн).

И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль И вижу берег очарованный И очарованную даль (А. Блок)

Неточная – рифма, в которой не все звуки совпадают.

Мой письменный верный стол! Спасибо за то, что шёл Со мною по всем путям. Меня охранял – как шрам (М. Цветаева)

По расположению ударения в рифмующихся словах или сочетаниях слов рифмы бывают мужские, женские и дактилические. В мужской рифме ударение падает на последний слог строки.

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди… (К. Симонов)

В женской рифме ударение падает на второй слог с конца строки.

Слова их скупы и случайны, Но взоры ясны и упрямы, Им древние открыты тайны, Как строить каменные храмы. (Н. Гумилёв)

Однако чаще всего в русской поэзии встречается чередование женских и мужских рифм.

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. (А. Блок)

Намного реже встречается дактилическая рифма (с ударением на третьем слоге с конца строки).

Ночи безумные, ночи бессонные, Речи несвязные, взоры усталые… Ночи, последним огнём озарённые, Осени мёртвой цветы запоздалые! (А. Апухтин)

Ещё реже встречается гипердактилическая рифма (с ударением на четвёртом от конца строки слоге, т.е. следом за ударным слогом следуют три слога безударных):

Холод, тело тайно сковывающий,

Холод, душу очаровывающий…

Корней Чуковский вспоминал, как в 1924 году знаменитый оперный певец Леонид Собинов в споре о сложности дактилических рифм сочинил экспромт о самом себе, использовав и дактилическую и гипердактилическую рифму:

Ждали от Собúнова Пенья соловьиного, Услыхали Сóбинова – Ничего особенного.

Если рифма оканчивается на гласный звук, она называется открытой, а если на согласный – закрытой.

По расположению рифм в строках стихотворения выделяют несколько видов рифмовок :1. смежная, или парная – рифмуются соседние строки (аабб),

Не дождаться мне, видно, свободы, А тюремные дни будто годы; И окно высоко над землёй, И у двери стоит часовой! (М. Лермонтов)

2. перекрёстная – рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки (абаб),

Я не люблю себя, когда я трушу, Досадно мне, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более – когда в неё плюют (В.Высоцкий)

3. кольцевая – рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (абба)

Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю (М. Лермонтов)

Если при смежной рифмовке рифмуется более двух строк, то такие рифмы называются тройными, четверными и многократными.

В огромном городе моём – ночь. Из дома сонного иду – прочь. И люди думают: жена, дочь, — А я запомнила одно: ночь (М. Цветаева)

Если в стихотворении на всем протяжении употребляется только одна рифма, оно называется монорим (от фр. «одна рифма»).

Когда будете, дети, студентами, Не ломайте голов над моментами, Над Гамлетами, Лирами, Кентами, Над царями и над президентами, Над морями и континентами, Не якшайтеся там с оппонентами, Поступайте хитро с конкурентами. А как кончите курс эмитентами И на службу пойдете с патентами – Не глядите на службе доцентами И не брезгайте, дети, презентами! Окружайте себя контрагентами, Говорите всегда комплиментами, У начальников будьте клиентами, Утешайте их жен комплиментами, Угощайте старух пеперментами – Воздадут вам за это с процентами: Обошьют ваш мундир позументами, Грудь украсят звездами и лентами. (А. Апухтин)

Источник

Парная рифма в детской поэзии

Рассуждая о способах сложения стихов, нельзя не упомянуть о парной рифме. Так же, как кольцевая и перекрестная, парная рифма наблюдается в русской поэзии довольно часто. Это, наверное, самый простой, понятный и доступный вид стихов, недаром именно этим способом написано большинство поэтических произведений для детей. Сюда относятся и скороговорки, и считалочки, и многие загадки.

Например, такие загадки в стихах написаны парной рифмой:

Он — горячий пароход, по материи плывёт.

А за ним такая гладь — ни морщинки не видать!

Длинные ушки, а хвостик короткий,

В клетке живёт он, пушистый и робкий.

Известный стишок про Таню, уронившую в речку мяч, автором которого является Агния Барто, как раз демонстрирует использование парной рифмы. Да и другие стихи, например, про бычка, который на бочок лёг спать в коробку, сонного мишку, улёгшегося в кровать, и про слона, не желающего спать, кивающего головой и посылающего привет своей слонихе.

Точная рифма у Пушкина

В силу того, что этот русский классик написал очень много произведений, рифма в его стихах часто повторяется, причем она может встречаться повторно не только в его творениях, но и у многих современных писателей. Это происходит не по воле автора, а потому что точной рифме соответствует не так много слов, а воздержаться от ее красоты и от искушения построить стих исключительно на ней очень сложно. Вот и приходится использовать то, что уже было.

Точная рифма получается за счет окончаний «ужбы» (в первом четверостишье) и «оре» (во втором). В них согласная буква определяет звучание, а ударные гласные определяют ритм и рифму. За счет того что все буквы в окончании совпадают по звучанию, здесь и получается точная рифма. Примеры наглядно показывают, что подобрать большое количество слов для такой рифмы непросто. Но повторения не портят звучание стиха и не лишают его красоты. Рассмотрим для закрепления еще один пример из произведений Пушкина.

Слоги «ты», «даш» и «дашь» образуют точную рифму, так как они полностью идентичны по звучанию. Хоть вторая пара и различается по написанию, в точной рифме этот факт не играет никакой роли. Это различие не способно изменить звучание никоим образом, поэтому здесь, безусловно, точная рифма. Примеры можно найти почти у любого автора, как и встретить похожие рифмы. Заметнее всего это проявляется в омонической и каламбурной рифме. Но подобный тип по определению точный, и красивым слогом, как правило, не считается.

Особенности рифмовки

Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф. Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.

Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.

Все мы знаем такие слова, как «рифма» и «рифмовка», но не всегда можем определить разницу между ними. А между тем это совершенно разные понятия. Рифма – это созвучие окончаний в словах, а рифмовка – порядок чередования рифм в стихе.

Кажется, что рифмой отчасти наслаждаются просто как повторяющимся рисунком, который приятно слышать. Она также служит мощным мнемоническим средством, облегчающим запоминание.

Регулярное использование хвостовой рифмы помогает отмечать концы строк, тем самым проясняя метрическую структуру для слушателя. Как и другие поэтические приемы, поэты используют ее в своих собственных целях. Например, Уильям Шекспир часто использовал рифмованное двустишие, чтобы отметить конец сцены в пьесе.

Игры на рифмы для дошкольников

Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.

Рифмы для детей дошкольного возраста будут отличной альтернативой планшету или мультикам.

1. На картинках изображены предметы, рифмующиеся между собой. Ребёнок должен соединить их линиями. Такие задания можно изготовить самим либо приобрести готовое пособие.

2. В детском саду, а позже и в начальной школе широко используются смешные загадки для детей с ответами в рифму.

Я в густом лесу

Видел рыжую … (лису). 

Первый раз увидел мальчик:

По поляне бегал … (зайчик). 

Все девчонки и мальчишки

Очень любят читать … (книжки).

3. Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов.

Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.

Примеры:

— котик, домик, ротик;

— спит, пить, кит;

— пастух, петух, пакет.

4. Игра для двух и более детей – придумать как можно больше рифм к слову. Слово нужно подбирать короткое и известное всем участникам.

5. Взрослый проговаривает повторяющиеся слоги. Останавливается тогда, когда ребёнок скажет рифму. Примеры:

— га-га-га-га-га – нога;

— ба-ба-ба-ба-ба – труба;

— ла-ла-ла-ла-ла – юла.

Чтение детских стихотворений и собственные первые стихи будут способствовать развитию речи у дошкольников и развивать творческие способности.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

  • «Вконтакте»:
  • «Одноклассники»:
  • «Инстаграм»:
  • «YouTube»:

Сейчас в текущем разделе «Стихи, рифмы» также читают

Положение в строфе

Рифма может не только располагаться в любой части строки, но и перемещаться от строфы к строфе, «прыгая» по рядкам. Для определения положения словозвучий в качестве помощника можно использовать простые и понятные формулы. Типы рифмовки и наглядные примеры:

  1. Перекрестные. Слова созвучны через строчку. Формула: А Б А Б. Такие типы часто применяются начинающими авторами и музыкантами при написании рэпа. Стихотворения с использованием таких рифмовок благозвучны. Примеры перекрестной рифмы: Сегодня мне приснился сон. Прекрасный, чистый, яркий. В нем был красивый принц и он Дарил цветы, подарки.
  2. Опоясывающие. Другое название — охватные или кольцевые. Такое название обусловлено тем, что рифмовки, расположенные рядом, замыкают в круг другие словосочетания. Формула: А Б Б А. Такое словозвучие считается одним из самый сложных, но строки, сочетающиеся подобным образом, сразу западают в душу читателей. Например: Мы с тобой на разных полюсах. Я ангел во плоти, а ты злой демон. И в сердце адская эмблема. А я душой парю на небесах.
  3. Смежные. Здесь рифмуются слова, находящиеся в соседних строках. Формула выглядит следующим образом: А А Б Б (то есть первая строфа рифмуется со второй, а третья — с четвертой). Пример: По тропинке скакала коза, И не ведала, куда и в какие леса Приведет та дорога одна, По которой спешила она.

В некоторых случаях определить тип рифмовки бывает практически невозможно, поскольку поэты используют различные варианты сочетания, чтобы подчеркнуть эпитеты и создать нужный лирический образ героя.

Парные типы в детских стихах

Примеры парной рифмы часто можно встретить в детских стихотворениях известных авторов. Это одно из самых простых и понятных словозвучий, поэтому именно такие произведения учат первоклассники на уроках литературы. Двойные рифмы даже используются в скороговорках, загадках, считалочках. Например: Дышит он горячим паром, и скажу я вам недаром! Ведь за ним такая гладь, складок больше не видать.

В стихотворении Агнии Барто про плачущую Таню также используется парная рифмовка. Детская поэтесса очень любила использовать такой тип словозвучия. Он встречается и в других ее произведениях, например, про бычка и лошадку.

Онегинская строфа

Чаще всего автор выбирает один тип рифмовки и придерживается его на протяжении всего стихотворения. Однако великий Пушкин придумал свой оригинальный вариант словосочетания, который впервые использовал в романе «Евгений Онегин». Этот способ был назван в честь героя.

Онегинская строфа состоит из 3 четверостиший и одного двустишия. В стихах сочетается сразу несколько видов рифмовок: кольцевая, перекрестная и двойная. Современники часто используют пушкинский вариант, чтобы ярче выразить свои эмоции.

Из истории термина

Любопытно, что рифма – это сравнительно молодое явление человеческой культуры. Письменные памятники древнейших народов не знают рифмы.

Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники раннеиндийской цивилизации строго структурированы по ритму, богаты ассонансами, но лишены рифмующихся строк.

Дохристианская Греция чрезвычайно тонко обращалась с ритмикой и звукописью, но и там рифма в чистом виде отсутствовала.

Учёные пришли к выводу, что первыми открыли и развили полноценную систему рифм китайцы. В сборнике древней китайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, представлено более 300 стихотворений со сквозной рифмой, что говорит о достаточно давней и хорошо разработанной традиции.

Знала рифму и древнейшая арабская поэзия. Ещё в доисламский период в лирических песнях кочевых народов присутствуют рифмующиеся окончания.

Широкое распространение рифмы началось в период раннего восточного средневековья. Так, в 3–7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший.

С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.

Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16–17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию.

Стихотворный размер

Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.

Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):

Двусложный размер

Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.

  1. Первый пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.
  2. Второй пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы.

Трехсложный размер

Трехсложных размеров три:

  • дактиль – Убб (КтО бы ни звАл – не хо чУ – Убб/Убб/У);
  • амфибрахий – бУб/ (обхОдит владЕнья своИ – бУб/бУб/бУ);
  • анапест – ббУ/ (одинОкая жИзнь не милА – ббУ/ббУ/ббУ).

Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:

  • Хорей: ВАня-ВАн-ВАн-ВАн
  • Ямб: ИвАн-ИвАн-ИвАн-ИвАн
  • Дактиль: ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка
  • Амфибрахий: ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша
  • Анапест: ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн

Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.

Смотри также:

  • Проза и поэзия
  • Язык художественного произведения
  • Содержание и форма. Поэтика
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: