Именительный падеж имён существительных

Характеристика падежей на примере имен существительных

Важно знать отличительные черты каждого падежа:

  • значение;
  • падежные и смысловые вопросы;
  • предлоги, с которыми в нем употребляются слова;
  • окончания, которые принимают существительные.

Падежи русского языка на примере имен существительных

Падеж Вопросы падежные

(смысловые)

Предлоги Окончания по склонениям
1-е 2-е (м.р./ ср.р.) 3-е
И.п. Кто? Что? -а, -я

папа, дама, тля

-/ -о, -е

кот, конь, стол/ окно, поле

рожь

Р.п. Кого? Чего?

(Где? Чей? Откуда? Когда?)

у, на, с, до, без,

от, для, внутри, около, возле, кроме, после

-ы, -и

папы, дамы, тли

-а, -я

кота, коня, стола/ окна, поля

ржи

Д.п. Кому? Чему?

(Куда? Когда? Где?)

по, к, благодаря, согласно, вопреки

папе, даме, тле

-у, -ю

коту, коню, столу/ окну, полю

ржи

В.п. Кого? Что?

(Куда? Когда? Где?)

через, на, под, за, в, сквозь -у, -ю

папу, даму, тлю

-а, -я, -/ -о, -е

кота, коня, стол/ окно, поле

рожь

Т.п. Кем? Чем?

(Как? Где? Когда?)

с, под, над, за, перед, между -ой, -ей

папой, дамой, тлей

-ом, -ем

котом, конем, столом/ окном, полем

рожью

П.п. О ком? О чем?

(Где? Когда?)

о, на, в, при

папе, даме, тле

коте, коне, столе/ окне, поле

ржи

Именительный падеж

Это попросту начальная форма слова. К существительным в этой форме задают вопросы «Кто?» или «Что?». В предложении они употребляются без предлога и играют роль подлежащего.

Примеры:

  1. Алевтина Викторовна хотела скорее попасть домой, чтобы выпить кружку горячего чая.
  2. Мальчик вышел на улицу, где гуляла его сестра.
  3. Мышь пробежала по столу, после чего на тарелке не осталось ни кусочка сыра.

Родительный падеж

Ассоциируется с родством чего – или кого-либо. Поэтому вопросы, которые задаются к существительным в этой падежной форме, звучат аналогично – «Кого?», «Чего?»: нет (кого?) папы, (чего?) груши.

Также можно задать смысловые вопросы «Где?» (у реки), «Чей?» (Ольги Петровны), « Откуда?» (из города), «Когда?» (с пятницы).

В родительном падеже предлоги либо отсутствуют, либо используются следующие из них: у, на, с, до, без, от, для, около, возле, кроме, после.

Примеры:

  1. Ира еще с понедельника готовится к экзамену.
  2. От проверки они категорически отказались.
  3. Возле подъезда гуляла породистая собака без поводка.

Существительные любого падежа, кроме именительного, в предложении обычно выступают дополнением или обстоятельством, в зависимости от задаваемых к ним вопросов.

Дательный падеж

Название говорит само за себя. Существительные в этой падежной форме отвечают на основные вопросы «Кому?» или «Чему?»: дать (кому?) попугаю, (чему?) кружке.

Могут использоваться также смысловые вопросы «Куда?» (к лесу), «Где?» (по полю), «Когда?» (к вечеру). Дательным падежом управляют предлоги: по, к, благодаря, согласно, вопреки.

Примеры:

  1. Вопреки плохому настроению он вежливо улыбался всем гостям.
  2. Ближе к зиме погода меняется, и частыми гостями становятся снег и мороз.
  3. По тропинке спокойным шагом шла белокурая девочка.

Винительный падеж

Обвиняют обычно кого-то или что-то (какое-то обстоятельство). Говорящее название предполагает постановку падежных вопросов «Кого?», «Что?»: винить (кого?) деда, (что?) зло.

Возможно использование смысловых вопросов «Куда?» (на стул), «Когда?» (во вторник), «Где?» (через поляну). Существительные в винительном падеже употребляются со следующими предлогами: через, на, под, за, в, сквозь.

Примеры:

  1. В четверг Игорь уезжает в Латвию, к своим друзьям.
  2. Кот запрыгнул на стул, потом на подоконник и через форточку выбежал во двор.
  3. Виталий знал Катерину еще с детства: они вместе ходили в детский сад.

Творительный падеж

Творят (рисовать, писать, строить) люди с помощью чего-то или чем-то (карандашом, ручкой, инструментом).

То есть «Кем?» или «Чем?» – падежные вопросы, задаваемые к существительным в творительном падеже: творить (чем?) акварелью, (кем?) мастером.

Подходящие смысловые вопросы – «Как?» (под гипнозом) или «Каким образом?», «Когда?» (перед обедом), «Где?» (за шкафом). Наиболее часто используемые предлоги Т.п.: с, под, над, за, перед, между.

Примеры:

  1. Оля поговорила с мамой за ужином – обе остались довольны исходом встречи.
  2. Между Кириллом Сергеевичем и Ириной Геннадьевной была взаимная симпатия.
  3. Мальчик стоял перед отцом, опустив глаза и утирая слезы грязным рукавом.

Предложный падеж

В отличие от других падежей, не используется без предлогов – отсюда название. Определяющие падежную форму вопросы – «О ком?», «О чем?»: спросить (о ком?) о сыне, (о чем?) о книге.

Помимо них часто можно задать вопросы «Где?» (в озере) и «Когда?» (на обеде). Используемые предлоги: в, на, о, при.

Примеры:

  1. В каком году вы поженились?
  2. Виктор постоянно думал о матери – так нелегко ей сейчас приходилось.
  3. На втором круге гонщик сошел с дистанции.

Пропавшие падежи: как их найти и почему они исчезли

Какие падежи существовали в русском языке раньше плюс к тем, которые известны со школы? Звательный, разделительный, местный, счётный, отложительный, ждательный, лишительный, превратительный и количественно-отделительный. И формы забытых падежей широко применяются до сих пор.

  1. Звательный падеж. К нему близки усечённые формы имён собственных («Людк, а, Людк!»), устаревшие формы религиозных и светских обращений («Не рыдай Мене, Мати»). По своему применению эти формы ближе к междометиям: это не субъект действия, а слово, использующееся для привлечения внимания, обращения, наряду с «Эй».
  2. Разновидностью родительного падежа является количественно-отделительный падеж. В разговорной речи мы используем такие обороты, как «задать жару» (по правилам должно было бы быть задать (что?) жа́ра).
  3. Ждательный – утраченный падеж, который проявляется так: некоторые слова склоняются по форме винительного падежа, а некоторые – по форме родительного: ждать письма (кого? чего?), но ждать (кого? что?) маму. Чем обусловлена эта разница? Возможно, с одушевлённостью/неодушевлённостью предмета, его субъектностью или объектностью. Письмо само никуда добраться не может, ждут его доставки, а мама добирается до места сама, ждут именно её, и отвечает за это прибытие она. Поэтому ждать письма, посылки, весточки, зарплаты, но ждать маму, Ольгу, лису.
  4. Счётный падеж – используется при счёте: три часа́ (не ча́са), два шага́.
  5. Разделительный – форма родительного, применяется к неодушевленным предметам, когда отделяется часть от целого: отсыпать малины (не «малину», поесть конфет (не «конфеты»). Благодаря этой форме мы понимаем, что съели не всё, а отдельную часть чего-то, состоящего из мелких частей.
  6. Превратительный падеж – еще один неизвестный многим падеж, но его формы мы используем по сей день. Возьмем известное выражение «пойти в шофёры/космонавты/завхозы/депутаты». Существительные здесь отвечают на вопросы «превратить в кого? во что?» Возможно, эта форма призвана была обозначать не профессию, а группу лиц, занимающуюся профессией, как цеховое объединение.
  7. Лишительный – используется с отрицанием при глаголе: «не знать истины» (не «истину»), «не иметь права» (не «право»), «ни шагу назад».
  8. Местный падеж: «на мысу» (вместо «мысе»), «в порту» (не «порте»). Современный предложный падеж объединяет 2 функции – изъяснительную (говорить о ком/чём) и местную (находиться на ком/чём, где). У части слов эти формы совпадают (говорить о кухне, находиться в кухне), но у других это 2 разные формы (нос, лес, снег, год, рай). Например, можно говорить о снеге, но лежать можно только на снегу.
  9. Отложительный падеж определяет начальную точку движения, ударение перемещается с существительного на служебную часть речи – предлог: из лесу, из дому.

Сходные падежи есть в других славянских языках (украинском), но в русском они не получили дальнейшего развития, стали непродуктивными. Новые слова не склоняются по ним, и язык оптимизировал громоздкую падежную систему – убрал то, без чего можно обойтись, или то, что не создает работающие конструкции.

Падежи местоимений

Падеж местоимений – это изменяемый (непостоянный) грамматический признак данной части речи. В русском языке по падежам склоняются местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные.

Примеры: у нашего дома, каждое утро, вам принесли газету, кто-то решил задачу, сколько тетрадей не хватает.

Чтобы определить падеж местоимения, достаточно поставить к нему вопрос. В отличие от других именных частей речи, у местоимений не всегда можно определить падеж по окончанию, так как многие формы являются супплетивными (образованными от другого корня). Предлагаем для определения падежей местоимений таблицы с примерами по каждой группе слов.

К местоимениям-существительным относятся все личные местоимения, возвратное местоимение, а также относительные (вопросительные) местоимения кто, что и производные от них (никто, кто-либо, что-то).

Падежи Личные местоимения Относительные и образованные от относительных Возвратное
Единственное число Множественное число
1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо Одушевленные Неодушевленные
М. р. С. р. Ж. р.
И. п. (Кто? Что?) я ты он оно она мы вы они кто что
Р. п. (Кого? Чего?) меня тебя его ее нас вас их кого чего себя
Д. п. (Кому? Чему?) мне тебе ему ей нам вам им кому чему себе
В. п. (Кого? Что?) меня тебя его ее нас вас их кого что себя
Т. п. (Кем? Чем?) мной тобой им ею нами вами ими кем чем собой (собою)
П. п. (О ком? О чем?) обо мне о тебе о нем о ней о нас о вас о них о ком о чем о себе
  • У личных местоимений третьего лица в косвенных падежах при употреблении с предлогами к падежной форме присоединяется приставка н- (позвать ее – гостить у нее, подарить ему – соскучиться по нему).
  • У неопределенных местоимений некто и нечто есть только формы И. п. (некто, нечто) и В. п. (нечто).
  • У неопределенных местоимений с приставкой кое-, а также у отрицательных местоимений при употреблении с предлогами предлог пишется между приставкой и местоимением (кое-кто – кое у кого, ничто – ни о чем, кое-чей – кое для чьего).

К местоимениям-прилагательным относятся местоимения с грамматическими признаками прилагательных. Падеж у местоимений-прилагательных, как и у имен прилагательных, обычно определяется по падежу существительного, с которым они согласуются (у моего дома – Р. п., тем детям – Д. п.).

Падежи Единственное число Множественное число
М. р. С. р. Ж. р.
И. п. твой,чей,какой,всякий,этот твое,чье,какое,всякое,это твоя,чья,какая,всякая,эта твои,чьи,какие,всякие,эти
Р. п. (Какого? Чьего?) твоего,чьего,какого,всякого,этого твоей,чьей,какой,всякой,этой твоих,чьих,каких,всяких,этих
Д. п. (Какому? Чьему?) твоему,чьему,какому,всякому,этому твоей,чьей,какой,всякой,этой твоим,чьим,каким,всяким,этим
В. п. (Какого? Чьего?) твоего,чьего,какого,всякого,этого твое,чье,какое,всякое,это твою,чью,какую,всякую,эту твои/твоих,чьи/чьих,какие/каких,всякие/всяких,эти/этих
Т. п. (Каким? Чьим?) твоим,чьим,каким,всяким,этим твоей,чьей,какой,всякой,этой твоими,чьими,какими,всякими,этими
П. п. (О каком? О чьем?) о твоем,о чьем,о каком,о всяком,об этом о твоей,о чьей,о какой,о всякой,об этой о твоих,о чьих,о каких,о всяких,об этих

Местоимения-числительные представлены указательным местоимением столько, относительным сколько, а также производными от него (несколько, сколько-то, сколько-нибудь).

Падежи Примеры
И. п. сколько
Р. п. скольких
Д. п. скольким
В. п. сколько (скольких)
Т. п. сколькими
П. п. о скольких

Будь в числе первых на доске почета

Как отличить винительный падеж от родительного падежа?

Наиважнейшим помощником выступает вопрос, который нужно задать себе в уме. Родительный падеж, как известно, откликается на вопросы кого
или чего
нет?
А вот винительный падеж на — вижу кого? Слышу что?
Вопрос кого?
одинаковый в обоих падежах.

Ниже читайте инструкцию.

  1. Мысленно замените одушевленный предмет неодушевленным.
  2. К неодушевленному в родительном падеже подходит вопрос – чего нет
    ? А вот в винительном неодушевленный предмет реагирует на вопрос что вижу, слышу?
  3. Пример: Я поймал (кого?
    ) бабочку. Ставим неодушевленный вопрос. Я поймал (что?
    ) бабочку. Вопрос чего?
    не подходит. Значит это винительный падеж.

Кстати, в родительном падеже
будет означать привязанность
кому-то или чему-то. Купили чемодан для (чего?
) поездки (родительный). Тумбочка сделана (из чего?
) из дерева (родительный). Также указывать на частицу чего-то. Цветок — это часть (чего?) растения (родительный). Или же идет сравнение предметов

Смартфон лучше (чего?
) кнопочного телефона (родительный).
Также важно то, что в родительном падеже глагол будет с отрицательной частицей. В магазине не
было (чего?
) сметаны (родительный).
А вот в винительном падеже имеет
место просторное или промежуточное касательство

Определить (что?
) погоду на завтра (винительный). А также, эффект переходит на объект всецело. Например, я закрыл (что?
) дверь (винительный). Выпил (что?) молоко (винительный). Или будет выражать желание и намерение. Я хочу съесть (что?
) яблоко.

Падежи в других языках

Не только русский язык имеет сложную падежную систему. Например, в финском языке выделяется 16 падежей, в венгерском — 25 (зато в нём нет ни одного предлога — все предлоги выражены падежными словоформами). А в табасаранском языке существует аж 44 падежа!

Падежи в иностранных языках

Даже в английском существует падежная система, хотя мы и привыкли считать что падежей в английском языке в привычном нам понимании нет. Тем не менее, англичане активно пользуются притяжательным падежом. Образуется он с помощью окончания «-‘s»: Mommy’s, cat’s, Polly’s. В русском языке он когда-то тоже был, а сейчас остался только в адъективированном виде — мамин, дочкин.

А ещё в некоторых языках, например, в немецком, существуют падежи глагола. В русском же языке глаголы просто употребляются с предлогами.

Примеры для закрепления информации

Примеры именительного падежа в словах помогают усвоить материал, учат правильно ставить вопросы. Дополнительно задания развивают грамотность и помогают школьникам формировать красивый почерк. Первое, что можно сделать — это определить И. п. в словосочетаниях из списка:

  • зеленую ветку;
  • белый медведь;
  • плохой оценкой;
  • у теплого камина;
  • вечная ночь;
  • синие лебеди;
  • горит свеча;
  • надеть платье.

Во втором задании следует определить слова в И. п., отличить их при необходимости от В. п.: Белая ночь длится более месяца. Я приготовил вкуснейшие суши. Учитель забыл выдать задание на каникулы. Звезды сияют в эту ночь особенно ярко. К берегу приплыли большие синие медузы. Новая книга моего любимого автора будет называться «Вчера было лето». Пятнадцать учеников из нашего класса учатся на пятерки и четверки.

Падежная система

Оказывается, падежная система нашего родного языка представлена пятнадцатью падежами. Шесть из них изучаются в курсе школьной грамматики. А об остальных речь пойдет далее.

  • Звательный. Он входил в падежную систему старославянского языка. Сейчас его формой можно считать слово Боже. Сегодня похожие формы в языке образуются при отсекании флексии. Получаются не совсем «полноценные» в грамматическом смысле слова: мам, баб, пап и тому подобные формы.
  • Местный. Его легко угадать по предлогам в, на, при и по вопросу где?: (где?) при полку, (где?) на шифоньере, (где?) в носу.
  • Разделительный. Является производной формой родительного. Определяется в контексте. К примеру: выпить чаю, огоньку не будет, с пылу с жару.
  • Счетный. Показателем является слово, обозначающее число или количество в контексте: два часА, два шагА.
  • Отложительный. Он употребляется с предлогом из. Имеет значение начала движения. К примеру: из дому и т.п.
  • Лишительный. Узнать его легко по контексту. Всегда употребляется с частицей не. Например: не может иметь ребенка.
  • Ждательный. Он похож на винительный. Определить его можно лишь в контексте. К примеру: ждать с моря погоды.
  • Превратительный или включительный. Он тоже узнаваем в контексте. Например: возьму в жены, годится в дочери и т.п.

Значения падежа

Данная форма слова имеет два основных значения: объектное и субъектное.

  1. Объектное значение может проявиться рядом с переходным глаголом (купить кошку
    ), рядом с предикативом (жаль, видно, надо, больно, жаль собаку
    ) и в односоставных предложениях, выражающих требуемый объект (награду храбрым
    ).
  2. Субъектное значение может выражаться лишь в предложении (не в словосочетании). Такое значение может иметь винительный падеж, находящийся в начале предложения, которое говорит нам о состоянии лица (ребят воодушевила награда
    ). Субъектное значение выражает падеж в предложениях подобных «Ребенка знобит». Также это значение выражают предложения, не имеющие четкого субъекта действия (человека убило
    ).

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы:

  • кто? — бабушка, мастер , отец ,
  • что? — тишина, дом , счастье, радость .

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Мой брат учит­ся в шестом клас­се.

Вася — мой млад­ший брат.

Родительный падеж

Родительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кого? чего?

  • нет (кого?) бабушки, мастера, отца,
  • нет (чего?) тишины, дома, счастья, радости.

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, напри­мер:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, око­ло, мимо и др.

Например:

  • гулять у реки,
  • вымок­нуть из-за дождя,
  • вый­ти без зон­ти­ка,
  • бежать от калит­ки,
  • достать до пол­ки,
  • сде­лать ради детей.

Дательный падеж.

Дательный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет адре­са­та и отве­ча­ет на вопро­сы: кому? чему?

  • Дам (кому?) бабушке, мастеру, отцу,
  • дам (чему?) тишине, дому, счастью, радости.

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

к, бла­го­да­ря, соглас­но, вопре­ки, напе­ре­кор, навстре­чу.

  • Подойти к мате­ри,
  • посту­пить соглас­но пра­ви­лам,
  • идти навстре­чу вет­ру,
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судь­бе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушку, мастера, отца,
  • вижу (что?) тишину, дом , счастье, радость .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

в, на, за, про, под, сквозь, через, спу­стя, вклю­чая, несмот­ря на.

  • Вернуться спу­стя год,
  • рас­ска­зать про орла,
  • прой­ти сквозь пла­мя,
  • пере­сту­пить через сту­пень­ку,
  • вый­ти, несмот­ря на ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект дей­ствия:

  • поло­жить (во что?) в стол,
  • (на что?) на стол,
  • (за что?) за стол,
  • (под что?) под стол.

Творительный падеж

Творительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кем? чем?

  • Горжусь (кем?) бабушкой, мастером, отцом,
  • любу­юсь (чем?) тишиной, домом, счастьем, радостью.

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

с, над, за, под, перед, меж, меж­ду, в свя­зи с, вме­сте с, соглас­но с

  • при­е­хать с дру­гом,
  • парить над полем,
  • оста­но­вить­ся перед вок­за­лом,
  • поса­дить за домом,
  • дей­ство­вать соглас­но с рас­по­ря­же­ни­ем,
  • я вме­сте с бра­том,
  • в свя­зи с непо­го­дой,
  • прой­ти меж­ду ряда­ми.

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушке, о мастере, об отце,
  • рас­ска­жу о чём? о тишине, о доме, о счастье, о радости.

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми:

при, в, на, о, об, по

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

  • остать­ся при шко­ле,
  • бегать в пар­ке,
  • висеть на стене,
  • пове­дать о путе­ше­ствии,
  • ска­кать на лоша­ди.

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Главное об именительном падеже

Исходная форма имен существительных в русском языке — это именительный падеж единственного числа (И. п.) или номинатив. В этой базовой форме указано любое существительное в современных словарях. В исходном виде он противопоставляется другим формам слов по лексическим и синтаксическим функциям. Слова в этом случае выступают в независимом положении, а в других занимают подчиненную позицию. По этой причине номинативный И. п. считают прямым падежом, а все другие — косвенными.

В предложениях номинатив показывает субъект или его признак. Например, «Слышится музыка», «Пришла осень». Некоторые предложения могут содержать объекты описываемого действия: «Правонарушение карается строгим наказанием». В тексте он может встречаться при обращении: «Друг, я горжусь тобой».

Способ определения

В русском языке И. п. служит для выражения названия лица, явления, предмета. Его считают независимым, поскольку он не имеет связи с конкретным действием или объектом. Номинатив всегда употребляется без предлогов и отвечает на вопросы:

  • кто? — дед, сосед, учитель;
  • что? — дерево, машина, билет.

Существительные, которые отвечают на вопросы «кто? что?» могут иметь разные падежные окончания, что зависит от рода и склонения слов. Их окончания в И. п. представлены в таблице:

Склонение Единственное число Пример Множественное число Пример
1 -а, -я кошка, машина, семья -и, -ы паровозы, халаты, лошади
2 нулевое, -о, -е перо, поле, кот -ы, -и, -а, -я посты, уши, поля, зерна
3 нулевое печь, тушь ночи, матери
Разносклоняемые пламя, время —а знамена, стремена

Употребление имен существительных

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы «кто? что?», и по этому признаку их можно распознать всегда. В предложениях слова в И. п. могут быть зависимыми или независимыми. В независимой позиции они могут писаться:

  • как подлежащие в номинативном значении;
  • как обращения в вокативном значении;
  • являются главными членами односоставного номинативного предложения.

Зависимый И. п. употребляют в роли:

  • именной части составного сказуемого (в предикативном значении);
  • приложения в оппозиционном значении добавочного сообщения.

Существительное в И. п. в любом случае является главным членом предложения. Часто оно является подлежащим, иногда сказуемым. Например, «Кирилл мой друг». Подлежащим в этом случае является имя Кирилл (именительный падеж, единственное число), а сказуемым — друг (существительное в И. п.).

В форме именительного падежа множественного числа у слов наблюдается множество окончаний. Есть следующие критерии определения окончаний:

  • -а, -я имеют слова, выражающие парные понятия (глаза, уши) и двусложные слова с ударной гласной в первом слоге (катера, шомпола);
  • на -ы, -и оканчиваются односложные слова (коты, шумы);
  • -ы, -и также имеют многосложные слова с ударной гласной буквой в середине (аптекари, договоры);
  • -ы, -и — окончание слов латинского происхождения с финальной частью -тор, -сор (процессоры, компьютеры).

Использование прилагательных

Начальной формой прилагательных в И. п. являются существительные мужского рода, которые отвечают на вопрос «какой?, какая?». Например, «Почему серый свитер стоит так дорого?». Род и число зависят от слов, к которым относятся прилагательные. В зависимости от них ставятся и окончания:

  • мужской род: — -ой, -ый, -ий, -ые, -ие;
  • женский род — -ая, -яя, -ые, -ие;
  • средний род — -ое, -ее.

Чтобы правильно определить падеж прилагательного, следует выделить окончание и задать вопрос существительному, от которого оно зависит. Если он соответствует И. п., то к тому же падежу относится и прилагательное. Например, «Голубые незабудки колыхались под ветром». Незабудки (что?) стоит в И. п, зависимое от него прилагательное отвечает на вопрос «какие?» и тоже относится к этому падежу.

Числительные и местоимения

Количественные и составные числительные в И. п. отвечают на вопрос «сколько?», их окончанием является мягкий знак. Например, пять, тридцать пять. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. Примеры:

  • какой? (-ие)? — пятьсот сорок первый (-ые);
  • какая? (-ие)? — пятьсот сорок вторая (-ые);
  • какое? — пятьсот сорок третье (-ое, -ье).

К местоимениям относят личные, возвратные, относительные, а также их производные (что-то, никто, кто либо). Действуют такие правила их написания в И. п.:

  • единственное число: 1-е лицо — я, 2-е лицо — ты, 3- е лицо — он (м.р), она (ж.р), оно (ср.р);
  • множественное число; 1- е лицо — мы, 2-е лицо — вы, 3-е лицо — они;
  • относительные: одушевленные — кто, неодушевленные — что;
  • неопределенные — некто, нечто.

Вопросы винительного падежа

Винительный падеж обо­зна­ча­ет объ­ект или обсто­я­тель­ства дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы кого? что? К оду­шев­лён­но­му име­ни суще­стви­тель­но­му зада­ем такой же вопрос, как и к фор­ме роди­тель­но­го паде­жа. К неоду­шев­лен­но­му суще­стви­тель­но­му ста­вим вопрос, сов­па­да­ю­щий с вопро­сом име­ни­тель­но­го паде­жа. Постановку вопро­сов вини­тель­но­го паде­жа выпол­ня­ем с помо­щью слов «узнаю» или «вижу».

Сравним:

  • нет (кого?)  подруги, папы, мастера (р. п.) — узнаю (кого?) подругу; папу, мастера
  • (что?) слава, дождь, солнце, грусть (и. п.) —  вижу (что?) славу, дождь, солнце, грусть

Предлоги «в», «за», «на», «по», «под», «про», «сквозь», «через» участ­ву­ют в поста­нов­ке вопро­сов к сло­вам в фор­ме вини­тель­но­го падежа:

  • поедем (во что?) в среду;
  • зашло (за что?) за облако;
  • спря­та­лась (за кого?) за маму;
  • рас­сер­дить­ся (на кого?) на сестру;
  • поло­жить (на что?) на стол;
  • вырос­ла (по что?) по коле­но;
  • под­сте­лить (под кого?) под ребён­ка;
  • смот­реть (под что?) под ноги;
  • рас­ска­зать (про кого?) про пти­цу;
  • сооб­щить (про что?) про пожар;
  • про­скольз­нуть (сквозь что?) сквозь тол­пу;
  • пере­лезть (через кого?) через бра­та;
  • прыг­нуть (через что?) через лужу.

Именительный и винительный падежи имен существительных

Загрузить презентацию (332 кБ)

Изучение падежей имени существительного одна из важных тем русского языка. Знание падежей помогает нам правильно излагать мысли, быть уверенными в выполнении письменных работ.

Благодаря исследовательской работе, мы изучили историю возникновения падежей, узнали их значение и трудности, закрепили навыки разграничения падежей именительного, винительного и родительного. Наше исследование позволило нам также определить самые трудные падежи.

Согласно социологическому исследованию, самым трудным в определении падежом среди наших одноклассников является винительный падеж, на втором месте – именительный падеж. Надо отметить, что сам по себе именительный падеж трудностей не представляет, но в тексте его можно перепутать с винительным падежом.

Для чего языку нужен падеж? Если бы, например, в русском языке вдруг исчезли все падежные окончания, мы не сумели бы понять ни одного предложения. Например, в предложении Волк испугал Петю существительное Петя стоит в винительном, а существительное волк – в именительном падеже. А теперь попробуем в том же самом предложении поставить существительное Петя в форму именительного, а существительное волк – в форму винительного падежа: получившееся предложение Петя испугал волка описывает иную ситуацию, в определенном смысле противоположную первой. Можно сказать, что падеж указывает на те роли, которые Петя и волк играют в ситуации: если поменять падежи, то и роли поменяются.

Таким образом, изучение падежей является необходимым для каждого, кто желает в совершенстве овладеть русским языком.

Цели:

  • формировать умения распознавать И.п. и В.п. имён существительных в предложении;
  • отрабатывать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу, разбирать предложение по членам;
  • воспитывать внимательность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями.

Как склонять слова?

Когда нас просят просклонять слово в русском языке, нужно применить к нему определённый падеж и изменить форму этого слова.

При склонении меняется окончание существительного. Его ещё называют падёжным окончанием.

Определить падеж только по падёжному окончанию сложно. Так, если у вас есть слово «собаке» и необходимо определить падеж, вам нужно:

обратить внимание на слова или предлоги, которые стоят перед существительным;
задать падежный вопрос.

Падежный вопрос или падежное вопросительное слово помогают определить падеж.

Падеж Падежный вопрос Форма слова
Именительный Кто? Что? Собака
Родительный (нет) Кого? Чего? Собаки
Винительный (вижу) Кого? Что? Собаку
Дательный (дать) Кому? Чему? Собаке
Творительный Кем? Чем? Собакой
Предложный (о) Ком? Чём? Собаке

Возвращаясь к «собаке»: в предложении «Я подошёл к собаке» падежный вопрос — кому? чему?

Я подошёл к (кому? чему?) собаке. Следовательно, существительное стоит в дательном падеже.

А в предложении «Я расскажу вам о своей собаке» вопросительное слово — ком? чём?

Я расскажу вам о (ком? чём?) своей собаке. Получается, слово стоит в предложном падеже.

Таким образом, падеж — это целая конструкция, которая состоит не из одного слова, а из нескольких (должно быть как минимум словосочетание). Вопрос мы ставим от глагола и через предлог, если он есть.

Заключение

Мы рассмотрели склонение личных местоимений и увидели, что личные местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные. Разница между этими частями речи заключается в том, что имена существительные называют предметы, а местоимения лишь указывают на них.

Список литературы

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4:Академкнига/Учебник, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.4. – М.: Баласс, 2012

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС, 2013

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт lingvotech.com (Источник)

2. Интернет-сайт lingvotech.com (Источник)

3. Интернет-сайт russisch-fuer-kinder.de (Источник)

Домашнее задание

1. Что такое местоимение?

2. Что значит просклонять местоимение?

3. Просклоняйте местоимение «она». Составьте с ним предложение, подчеркните главные члены.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: