Список федеральных округов и субъектов российской федерации

Исторические изменения субъектов

Союзные республики

СССР образовался 30 декабря 1922 года. Он провозглашался единым социалистическим многонациональным государством и имел общие политику и экономику. При этом союзные республики сохраняли свой суверенитет. В СССР находилось 16 стран:

  1. Азербайджан.
  2. Армения.
  3. Белоруссия.
  4. Грузия.
  5. Казахстан.
  6. Карелия.
  7. Киргизия.
  8. Латвия.
  9. Литва.
  10. Молдавия.
  11. Российская Федерация.
  12. Таджикистан.
  13. Туркменистан.
  14. Узбекистан.
  15. Украина.
  16. Эстония.

Вследствие экономического и политического кризиса 1980-х годов появились предпосылки к распаду Советского Союза. После этого события, которое произошло 26 декабря 1991 года, республики отделились друг от друга. Россия была признана правопреемником СССР.

Автономные округа

Автономные округа начали появляться в Советском Союзе, в составе краев и областей. До 1992 года они не были самостоятельными субъектами. К 1939 году автономных округов стало 10. Их количество не менялось до 2005 года.

С 2005 по 2008 год количество АО в России сократилось, так как их объединили с соседними субъектами. Были упразднены:

  1. Агинский Бурятский Автономный Округ стал относиться к Забайкальскому Краю.
  2. Коми-Пермяцкий Автономный Округ вошел в состав Пермского Края.
  3. Корякский Автономный Округ перешел к Камчатскому Краю.
  4. Эвенкийский и Таймырский Автономные Округа были присоединены в Красноярскому Краю.
  5. Усть-Ордынский Бурятский Автономный Округ вошел в состав Иркутской области.

Суть

Федерация образуется в основном либо из-за необходимости учета местных условий, традиций народов, либо, потому что высоко стремление к независимости его территориально-административных единиц. Для России больше характерна первая причина: наша страна издавна была многонациональной. Множество народов уживались под одной государственной властью.

Именно поэтому с переходом к демократическому политичекому режиму, при котором признается право каждого народа на самоопределение, вплоть до отделения, необходим договорной характер отношений между федеральной (центральной) властью и местной. 

В нашей стране роль такого договорного начала играет как Конституция, так и Федеральный договор 1992 года. В этих документах фиксируются полномочия федеральной власти, что находится в ее ведении, и что находится в ведении субъекта РФ.

Однако стоит понимать, что данные законы не в полной мере отражают суть федерализма, поскольку, к примеру, Конституция РФ 1993 года относится к «сверху данным», а не к договорной.

То есть государство просто создало проект Конституции, а народ взял и проголосовал на референдуме за нее. А вот, например в США в конце 18 века после освободительной войны от колониального государства Великобритании, штаты очень рьяно спорили о своих правах и свободах, многие даже не хотели объединяться в федерацию. В итоге благодаря во многом фигуре Дж. Вашингтона и получилось объединить эти разрозненные штаты в нечто целое — в страну.

Однако также стоит понимать, что россияне всегда были инертными по отношению к своим правам в частности, и к государству в целом. Только когда это государство доводило народ до невыносимых условий, тогда народ просто менял государство по своему усмотрению. 

Как регионы отличаются полномочиями?

Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.

Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.

Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.

Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).

Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).

Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.

Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.

Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.

Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.

Актуальный перечень

Список субъектов РФ, состоящий из 89 единиц и включающий в себя области, автономные округа, города и другие административные единицы с полными названиями, выглядит на сегодняшний день (на 2020 год) следующим образом:

  • Границы ЦФО сюда входят численно 17 областей. Их центрами, а точнее столицами являются города Белгород, Ярославль, Брянск, Тверь, Тула, Тамбов, Смоленск, Орел, Курск, Рязань, Москва, Кострома, Владимир, Иванов, Калуга, Воронеж, Курск, Липецк. Причем, город Москва является, как самостоятельным образованием в виде города федерального значения, так и дал название одноименной области – Московской, которая входит самостоятельным территориальным образованием.
  • В Южный федеральный округ (ЮФО) объединены следующие кавказские республики – Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Чечни, а также, Крым. Помимо этого, в этой территориальной структуре объединился Краснодарский, Ставропольский края. Помимо этого, здесь присутствуют еще и 3 области – Астраханская, Волгоградская и Ростовская.
  • К Северо-западному ФО (СЗФО) относятся – республики Коми и Карелия, а также в состав входя территории следующих областных единиц – Псковской, Мурманской, Новгородской, Вологодской, Ленинградской, Калининградской, Архангельской. А также еще и Ненецкий АО.
  • В Уральском ФО (УРФО) объединены территории Курганской, Тюменской, Челябинской и Свердловской обл. А также сюда входит Ханты-Мансийский АО – Югра и ЯНАО.
  • В Приволжском ФО объединили территории Башкортостана, Мордовии, Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии в виде республик. А также Кировской, Оренбургской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Самарской и Ульяновской обл. в комбинации с Пермским краем.
  • Территория Дальневосточного ФО объединила республику Саху, Камчатского, Хабаровского, Приморского краевых единиц. В качестве областей сюда вошли – Амурская, Сахалинская, Магаданская и кроме них Еврейская АО и Чукотский АО.
  • СФО объединяет территории Алтая, как республики, так и одноименного областного образования. Помимо этого, сюда включена Бурятия, Тыва, Хакасия в виде республиканских образования. Помимо них сюда входит Красноярский край. Также из областей – Иркутская, Кемеровская, Омская, Новосибирская, Читинская, Томская и Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский АО.
  • И 3 города фед.значения.

46 областей Российской Федерации

Область – самая простая территориальная единица в России. Юридический статус аналогичен краю, но в количественном показателе их больше всего в стране.

С начала 2000 годов в процессе укрупнения часть областей вошли в состав более крупных субъектов, но на сегодняшний день сохранилось два субъекта данного статуса, в рамках которых есть другие регионы. Планов по их объединению нет. Таблица выше отражает их полный перечень.

Области имеют сравнительно небольшие территории, особенно в центральной части России, где они преимущественно и представлены. В восточной части страны есть всего четыре: Амурская, Иркутская, Магаданская и Сахалинская.

4 автономных округа

Автономный округ сформирован по принципу национальности и объединяет народности.

К нюансам такого типа субъекта относятся:

  • персональное законодательство, не противоречащее федеральным нормативным актам,
  • корректировка территории допустима только с согласия населения и органов власти,
  • вправе участвовать в международных отношениях как от своего лица, так и от имени центра.

В процентном отношении в округах преимущественно проживает национальное население, процент русских очень низок.

Субъекты Российской Федерации – территориальные единицы, из которых состоит наша страна. Шесть основных разновидностей имеют свой спектр полномочий и прав.

Что такое субъекты РФ и для чего они нужны

Как следует из самого названия, наше государство является федерацией, что переводится с латыни как союз, консолидация. Федеративное устройство подразумевает объединение различных территориальных образований, каждое из которых наделено политической и юридической самостоятельностью. При этом они не имеют государственного суверенитета, а подчиняются федеральным органам власти.

Территориальные группирования, части одного целого, называются субъектами союзного государства. Таким образом, субъекты РФ – это составные части единой страны, которые, по принятой структуре деления, относят к территориальным единицам высшего уровня. Их также называют регионами.

Каждый из субъектов федерации наделен правом учреждать собственные признаки государственности: устав (конституцию), герб, флаг, законодательную и исполнительную власти. Представители всех субъектов страны формируют совет Федерации (палату регионов), где обсуждается единый порядок существования, основанный на принципе равноправия. Выход из состава федерации с обретением полного суверенитета не предусмотрен.

Данная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, является наиболее разумной и эффективной, учитывая огромные размеры и многонациональность страны.

Список субъектов

Субъект федерации Флаг Герб Территория (км²) Население (На 01.01.2022) Административный центр Федеральный округ
1 Республика Адыгея 7 792 468 340 Майкоп
2 Республика Алтай 92 903 221 559 Горно-Алтайск
3 Алтайский край 167 996 2 268 179 Барнаул
4 Амурская область 361 913 772 525 Благовещенск
5 Архангельская область 589 913 1 114 322 Архангельск
6 Астраханская область 49 024 989 430 Астрахань
7 Республика Башкортостан 142 947 4 001 678 Уфа
8 Белгородская область 27 134 1 531 917 Белгород
9 Брянская область 34 857 1 168 771 Брянск
10 Республика Бурятия 351 334 982 629 Улан-Удэ
11 Владимирская область 29 084 1 323 659 Владимир
12 Волгоградская область 112 877 2 449 781 Волгоград
13 Вологодская область 144 527 1 139 499 Вологда
14 Воронежская область 52 216 2 287 678 Воронеж
15 Республика Дагестан 50 270 3 153 857 Махачкала
16 Донецкая Народная Республика 26 500 4 100 000 Донецк
17 Еврейская автономная область 36 266 153 831 Биробиджан
18 Забайкальский край 431 892 1 043 467 Чита
19 Запорожская область 27 200 1 636 000 Запорожье / Мелитополь (факт.)
20 Ивановская область 21 437 976 918 Иваново
21 Республика Ингушетия 3 628 524 058 Магас
22 Иркутская область 774 846 2 357 134 Иркутск
23 Кабардино-Балкарская Республика 12 470 870 487 Нальчик
24 Калининградская область 15 125 1 027 678 Калининград
25 Республика Калмыкия 74 731 267 756 Элиста
26 Калужская область 29 777 1 012 844 Калуга
27 Камчатский край 464 275 312 704 Петропавловск-Камчатский
28 Карачаево-Черкесская Республика 14 277 464 219 Черкесск
29 Республика Карелия 180 520 603 067 Петрозаводск
30 Кемеровская область 95 725 2 604 272 Кемерово
31 Кировская область 120 374 1 234 780 Киров
32 Республика Коми 416 774 803 477 Сыктывкар
33 Костромская область 60 211 620 776 Кострома
34 Краснодарский край 75 485 5 687 378 Краснодар
35 Красноярский край 2 366 797 2 849 169 Красноярск
36 Республика Крым 26 081 1 896 393 Симферополь
37 Курганская область 71 488 805 510 Курган
38 Курская область 29 997 1 083 584 Курск
39 Ленинградская область 83 908 1 911 586 Санкт-Петербург
40 Луганская Народная Республика 26 700 1 400 000 Луганск
41 Липецкая область 24 047 1 113 680 Липецк
42 Магаданская область 462 464 137 767 Магадан
43 Республика Марий Эл 23 375 671 455 Йошкар-Ола
44 Республика Мордовия 45x45px 26 128 770 673 Саранск
45 Москва 2 511 12 635 466 Москва
46 Московская область 44 379 7 768 878 Москва (офиц.)/Красногорск (факт.)
47 Мурманская область 144 902 724 452 Мурманск
48 Ненецкий автономный округ 176 810 44 540 Нарьян-Мар
49 Нижегородская область 76 624 3 144 254 Нижний Новгород
50 Новгородская область 54 501 586 129 Великий Новгород
51 Новосибирская область 177 756 2 780 292 Новосибирск
52 Омская область 141 140 1 879 548 Омск
53 Оренбургская область 123 702 1 924 578 Оренбург
54 Орловская область 24 652 714 094 Орёл
55 Пензенская область 43 352 1 274 062 Пенза
56 Пермский край 160 236 2 556 852 Пермь
57 Приморский край 164 673 1 863 011 Владивосток
58 Псковская область 55 399 613 356 Псков
59 Ростовская область 100 967 4 153 763 Ростов-на-Дону
60 Рязанская область 39 605 1 085 152 Рязань
61 Самарская область 53 565 3 131 720 Самара
62 Саратовская область 101 240 2 360 959 Саратов
63 Санкт-Петербург 1 439 5 377 503 Санкт-Петербург
64 Республика Саха — Якутия 3 083 523 992 115 Якутск
65 Сахалинская область 87 101 484 177 Южно-Сахалинск
66 Свердловская область 194 307 4 264 340 Екатеринбург
67 Севастополь 1 080 522 057 Севастополь
68 Смоленская область 49 779 909 856 Смоленск
69 Республика Северная Осетия — Алания 7987 688 124 Владикавказ
70 Ставропольский край 66 160 2 780 204 Ставрополь
71 Тамбовская область 34 462 980 984 Тамбов
72 Республика Татарстан 67 847 3 886 395 Казань
73 Тверская область 84 201 1 230 190 Тверь
74 Томская область 314 391 1 068 304 Томск
75 Тульская область 25 679 1 432 570 Тула
76 Республика Тыва 168 604 332 609 Кызыл
77 Тюменская область 1 464 173 3 806 505 Тюмень
78 Удмуртская республика 42 061 1 484 460 Ижевск
79 Ульяновская область 37 181 1 203 969 Ульяновск
80 Хабаровский край 787 633 1 298 978 Хабаровск
81 Республика Хакасия 61 569 528 338 Абакан
82 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 534 801 1 702 240 Ханты-Мансийск
83 Херсонская область 28 500 1 000 000 Херсон / Геническ (факт.)
84 Челябинская область 88 529 3 418 606 Челябинск
85 Чеченская Республика 15 647 1 516 387 Грозный
86 Чувашская Республика 18 343 1 198 429 Чебоксары
87 Чукотский автономный округ 721 481 50 040 Анадырь
88 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 552 117 Салехард
89 Ярославская область 36 177 1 227 383 Ярославль

Слияния, разделения и внутренние территориальные изменения


Карта субъектов федерации России с выделением тех, которые объединились в первом десятилетии XXI века (желтым цветом), и тех, слияние которых обсуждалось в том же десятилетии (оранжевым цветом)

Начиная с 2005 г., некоторые субъекты федерации были объединены в более крупные территории. В этом процессе шесть очень малонаселенных субъектов (составляющих в общей сложности 0,3% населения России) были интегрированы в более густонаселенные субъекты в надежде, что экономическое развитие этих территорий выиграет от гораздо более крупных средств их соседей. Процесс слияния завершился 1 марта 2008 года. С марта 2008 года никаких новых слияний не планировалось. Шесть территорий стали «административно-территориальными районами с особым статусом». В них значительная доля меньшинств, причем русские составляют большинство только в трех из них. Четыре из этих территорий имеют второй официальный язык помимо русского: бурятский (на двух из объединенных территорий), коми-пермский , корякский . Это исключение: все другие официальные языки России (кроме русского) установлены Конституциями входящих в нее республик ( Мордовия , Чечня , Дагестан и др.). Статус «административно-территориальных округов с особым статусом» подвергался критике, поскольку не фигурирует в Конституции Российской Федерации.

Дата референдума Дата слияния Оригинальные сущности Оригинальные коды Новый код Оригинальные сущности Новая сущность
2003-12-07 2005-12-01 1, 1а 59 (1), 81 (1а) 90 Пермская область (1) + Коми-Пермяцкий автономный округ (1а) Пермский край
2005-04-17 2007-01-01 2, 2а, 2б 24 (2), 88 (2a), 84 (2b) 24 Красноярский край (2) + Эвенкийский автономный округ (2a) + Таймырский автономный округ (2b) Красноярский край
2005-10-23 2007-07-01 3, 3а 41 (3), 82 (3а) 91 Камчатская область (3) + Корякский автономный округ (3a) Камчатский край
2006-04-16 2008-01-01 4, 4а 38 (4), 85 (4а) 38 Иркутская область (4) + Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (4а) Иркутская обл.
2007-03-11 2008-03-01 5, 5а 75 (5), 80 (5а) 92 Читинская область (5) + Агинский Бурятский автономный округ (5а) Забайкальский край

Помимо тех шести территорий, которые полностью перестали быть субъектами Российской Федерации и были отнесены к территориям с особым статусом, еще три субъекта имеют статус субъекта, но одновременно являются частью более населенного субъекта:

  • Ненецкий автономный округ (население 2010 г. — 42090 человек) является субъектом с 1993 г., но также согласно Конституции входит в состав Архангельской области.
  • Ханты-Мансийский автономный округ получил автономию в 1977 году, но одновременно входит в состав Тюменской области.
  • Ямало-Ненецкий автономный округ получил статус субъекта в 1992 году (после получения автономии в 1977 году), но также входит в состав Тюменской области.

По оценкам, на 2018 год численность населения Чукотки составляет 49348 человек, что делает ее наименее населенным субъектом России, не входящим в состав более населенного субъекта. Он был отделен от Магаданской области в 1993 году. Чукотка — один из самых богатых субъектов России (с ВРП на душу населения, эквивалентным Австралийскому), и поэтому не вписывается в схему слияния субъектов для получения выгоды от экономического динамизма страны. сосед.

В 1992 году Ингушетия отделилась от Чечни как для того, чтобы держаться подальше от растущего насилия в Чечне, так и для того, чтобы получить восточную часть Северной Осетии (это не сработало: чеченский конфликт распространил насилие на Ингушетию, а Северная Осетия сохранила свой Пригородный район). Район ). Эти две мусульманские республики, населенные в подавляющем большинстве (95% +) близкородственными вайнахцами , говорящими на вайнахском языке , остаются двумя беднейшими субъектами России, при этом ВРП на душу населения в Ингушетии эквивалентен ВРП Ирака. Однако, согласно статистике за 2016 год, они также являются самыми безопасными регионами России, а также имеют самое низкое потребление алкоголя, причем уровень отравлений алкоголем как минимум в 40 раз ниже, чем в среднем по стране.

До 1994 года Сокольский район Нижегородской области входил в состав Ивановской области .

В 2011–2012 годах территория Москвы увеличилась на 140% (до 2 511 км 2 (970 квадратных миль)) за счет приобретения части Московской области .

13 мая 2020 года губернаторы Архангельской области и Ненецкого автономного округа объявили о своем плане слияния после обвала цен на нефть из -за пандемии COVID-19 . 2 июля процесс был отменен из-за непопулярности среди населения.

Самые маленькие областные центры и некоторые исключения

Россия – очень большая страна, и не на всей ее территории плотность населения высокая. Эта характеристика может касаться даже административных центров, которые относятся к наиболее развитым. Особенно характерно это проявляется на Северном Кавказе, как, например, в Чеченской республике. Так, в Грозном проживает всего 220 тысяч человек. А на севере нашей страны, где находится Республика Коми, в республиканской столице Сыктывкаре насчитывается 230 тысяч человек.

В этот список попадают и такие города, как Благовещенск, Великий Новгород, Якутск, Псков, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Майкоп.

Как было сказано выше, не всегда самые крупные города в административном субъекте государства являются областными центрами России, но это скорее исключение из правила. Например, город Новокузнецк долгое время был административным центром Кемеровской области. Лишь в 2015 году город Кемерово получил этот статус.

К исключениям также стоит отнести Республику Ингушетию, где главным городом является город Магас, с численностью населения 7 тысяч человек, тогда как есть более крупный город – Назрань с численностью населения в 110 тысяч человек.

В этот список попадают также Ханты-Мансийский автономный округ с административным центром Ханты-Мансийск и Ямало-Ненецкий автономный округ, где главным городом является Салехард.

Что такое коды субъектов РФ и где их найти

Для унификации, автоматизации ведения документов, сбора статистических данных, учета налоговых поступлений всем субъектам РФ присваиваются персональные коды. Например, зная государственный номер автомобиля, выданный ГИБДД, можно сразу узнать, из какого он региона, где стоит на учете.

В платежных квитанциях, при заполнении налоговой декларации юридическими, физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями дополнительно указывается код ОКТМО. Расшифровка такая: общероссийский классификатор территорий муниципальных образований.

Полный перечень кодов субъектов РФ можно найти в Википедии.

Официальные показатели

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.

По годам

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Структурный субъект государства В 2018 году В 2017 году
Дагестан 59,06 +6,65
Якутия 43,95 +7,32
Камчатка 39,36 +2,2
Алтай 27,1 +4,5
Чечня 27,08 +3,07
Ставрополь 19,2 +1,83
Бурятия 18,3 +0,39
Крым 17,71 -0,77
Башкортостан 16,43 +0,64
Тува 15,73 +1,18

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

  • В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
  • В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
  • В 2001 году их количество увеличилось до 25.
  • Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
  • На сегодняшний день их всего лишь 13.

По регионам

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

45 областей в составе РФ

Если карта не отображается, НАЖМИТЕ СЮДА

Сейчас, когда мы рассмотрели часть субъектов, входящих в состав России, нужно остановиться на самой многочисленной категории – это области. Их в нашей стране 45 .

Название Столица Какой федеральный округ Год, когда субъект был основан Сколько людей проживает на территории
Амурская Благовещенск Дальневосточный 1948 772 525
Архангельская Архангельск Северо-Западный 1937 1 114 322
Астраханская Астрахань Южный 1943 989 430
Белгородская Белгород Центральный 1954 1 531 917
Брянская Брянск Центральный 1944 1 168 771
Владимирская Владимир Центральный 1944 1 323 659
Волгоградская Волгоград Южный 1961 2 449 781
Вологодская Вологда Северо-Западный 1944 1 139 499
Воронежская Воронеж Центральный 1934 2 287 678
Ивановская Иваново Центральный 1994 976 918
Иркутская Иркутск Сибирский 1937 2 357 134
Калининградская Калининград Северо-Западный 1946 1 027 678
Калужская Калуга Центральный 1996 1 012 844
Кемеровская Кемерово Сибирский 2019 2 604 272
Кировская Киров Приволжский 1936 1 237 780
Костромская Кострома Центральный 1944 620 776
Курганская Курган Уральский 1943 805 510
Курская Курск Центральный 1934 1 083 584
Ленинградская Санкт-Петербург, Гатчина Северо-Западный 1927 1 911 586
Липецкая Липецк Центральный 1954 1 113 680
Магаданская Магадан Дальневосточный 1953 137 767
Московская Москва (правительство находится в Красногорске) Центральный 1929 7 768 878
Мурманская Мурманск Северо-Западный 1947 724 452
Нижегородская Нижний Новгород Приволжский 1992 3 144 254
Новгородская Великий Новгород Северо-Западный 1944 586 129
Новосибирская Новосибирск Сибирский 1938 2 780 292
Омская Омск Сибирский 1934 1 879 548
Оренбургская Оренбург Приволжский 1957 1 924 578
Орловская Орел Центральный 1938 714 094
Пензенская Пенза Приволжский 1939 1 274 062
Псковская Псков Северо-Западный 1944 613 356
Ростовская Ростов-на-Дону Южный 1938 4 153 763
Рязанская Рязань Центральный 1937 1 085 152
Самарская Самара Приволжский 1991 3 131 720
Саратовская Саратов Приволжский 1936 2 360 959
Сахалинская Южно-Сахалинск Дальневосточный 1947 484 177
Свердловская Екатеринбург Уральский 1938 4 264 340
Смоленская Смоленск Центральный 1938 909 856
Тамбовская Тамбов Центральный 1937 980 984
Тверская Тверь Центральный 1990 1 230 190
Томская Томск Сибирский 1944 1 068 304
Тульская Тула Центральный 1937 1 432 570
Тюменская Тюмень Уральский 1944 3 806 505
Ульяновская Ульяновск Приволжский 1943 1 203 969
Челябинская Челябинск Уральский 1934 3 418 606
Ярославская Ярославль Центральный 1944 1 227 383

Таблица 4: Области в составе РФ

Области – разновидность территориальных субъектов РФ. Их населяют разные народности, без ярко выраженного превалирования одной из этнических групп. 

Области

1 Амурская 361 900 829 200 Благовещенск 10
2 Архангельская 589 900 1 228 100 Архангельск 11 19 муниципальных районов, 7 городских округов
3 Астраханская 49 000 1 010 700 Астрахань 12 11 муниципальных районов, 2 городских округа
4 Белгородская 27 100 1 532 700 Белгород 14 19 муниципальных районов, 3  городских округа
5 Брянская 34 900 1 278 100 Брянск 15 27 муниципальных районов, 7 городских округов
6 Владимирская 29 100 1 444 600 Владимир 17 16 муниципальных районов, 5 городских округов
7 Волгоградская 112 900 2 611 200 Волгоград 18 33 муниципальных района, 6 городских округов
8 Вологодская 144 500 1 202 300 Вологда 19 26 муниципальных районов, 2 городских округа
9 Воронежская 52 200 2 335 800 Воронеж 20 31 муниципальный район, 3 городских округа
10 Ивановская 21 400 1 062 600 Иваново 24 21 муниципальный район, 6 городских округов
11 Иркутская 775 300 2 428 700 Иркутск 25 27 муниципальных районов, 9 городских округов
12 Калининградская 15 100 941 500 Калининград 27 15 муниципальных районов, 6 городских округов
13 Калужская 29 800 1 011 600 Калуга 29 24 муниципальных района, 2 городских округа
14 Кемеровская 95 700 2 763 400 Кемерово 32 28 муниципальных районов, 16 городских округов
15 Кировская 120 400 1 341 300 Киров 33 39 муниципальных районов, 6 городских округов
16 Костромская 60 200 667 500 Кострома 34 24 муниципальных района, 6 городских округов
17 Курганская 71 500 910 900 Курган 37 24 муниципальных района, 2 городских округа
18 Курская 30 000 1 126 500 Курск 38 28 муниципальных районов, 5 городских округов
19 Ленинградская 83 900 1 712 700 Санкт-Петербург 41 17 муниципальных районов, 1 городской округ
20 Липецкая 24 000 1 172 800 Липецк 42 18 муниципальных районов, 2 городских округа
21 Магаданская 462 500 157 000 Магадан 44 8 муниципальных районов, 1 городской округ
22 Московская 45 800 7 092 900 Москва 46 36 муниципальных районов, 36 городских округов
23 Мурманская 144 900 796 100 Мурманск 47 5 муниципальных районов, 14 городских округов
24 Нижегородская 76 600 3 310 600 Нижний Новгород 22 48 муниципальных районов, 4 городских округа
25 Новгородская 54 500 634 100 Великий Новгород 49 21 муниципальный район, 1 городской округ
26 Новосибирская 177 800 2 665 900 Новосибирск 50 30 муниципальных районов, 5 городских округов
27 Омская 141 100 1 977 500 Омск 52 32 муниципальных района, 1 городской округ
28 Оренбургская 123 700 2 032 900 Оренбург 53 35 муниципальных районов, 13 городских округов
29 Орловская 24 700 787 200 Орёл 54 24 муниципальных района, 3 городских округа
30 Пензенская 43 400 1 386 200 Пенза 56 28 муниципальных районов, 5 городских округов
31 Псковская 55 400 673 500 Псков 58 24 муниципальных района, 2 городских округа
32 Ростовская 101 000 4 279 200 Ростов-на-Дону 60 43 муниципальных района, 12 городских округов
33 Рязанская 39 600 1 154 200 Рязань 61 25 муниципальных районов, 4 городских округа
34 Самарская 53 600 3 215 700 Самара 36 27 муниципальных районов, 10 городских округов
35 Саратовская 101 200 2 521 800 Саратов 63 38 муниципальных районов, 4 городских округа
36 Сахалинская 87 100 497 900 Южно-Сахалинск 64 2 муниципальных района, 17 городских округов
37 Свердловская 194 300 4 298 000 Екатеринбург 65 5 муниципальных районов, 67 городских округов
38 Смоленская 49 800 985 500 Смоленск 66 25 муниципальных районов, 2 городских округа
39 Тамбовская 34 500 1 092 400 Тамбов 68 23 муниципальных района, 7 городских округов
40 Тверская 84 200 1 353 500 Тверь 28 36 муниципальных районов, 7 городских округов
41 Томская 314 400 1 045 500 Томск 69 16 муниципальных районов, 4 городских округа
42 Тульская 25 700 1 553 900 Тула 70 23 муниципальных района, 3 городских округа
43 Тюменская 1 464 200 3 395 200 Тюмень 71 21 муниципальный район, 5 городских округов(без ХМАО и ЯНАО)
44 Ульяновская 37 200 1 292 200 Ульяновск 73 21 муниципальный район, 4 городских округа
45 Челябинская 88 500 3 478 600 Челябинск 75 27 муниципальных районов, 16 городских округов
46 Ярославская 36 200 1 272 500 Ярославль 78 17 муниципальных районов, 3 городских округа

Динамика

С одной стороны, динамика налоговых поступлений в бюджет показывает, что налогов собирается больше, и казна растет. С другой стороны – бедные регионы сокращают свои потребности несущественно, артефакт 2020 года мы уже объяснили выше – в 2020 году начали формировать подушку безопасности в размере 30% от поступающих на перераспределение денег, опасаясь кризиса. В общем-то, это было хорошим решением – во время кризиса 2020-2021 года это позволило удержать на плаву самые нуждающиеся регионы. Но назвать динамику положительной не получится, можно сказать только о еще большем расслоении регионов на бедные и богатые.

22 Республики Российской Федерации

Согласно главному закону государства наименование республика означает, что это государство в рамках страны, это указано во второй части пятой статьи.

Административная карта России (для увеличения нажмите)

К основным особенностям такого субъекта относятся:

  1. Юридический статус образования определяется как федеральными законами, так и локальной Конституцией, которая не может противоречить верховному нормативному акту,
  2. Во второй части шестьдесят восьмой статьи указано, что власти республики вправе вводить второй национальный язык на собственной территории и использовать его на уровне государственных учреждений.

Еще одной отличительной особенностью республики является то, что они представляют собой национальные образования.

Самой крупной республикой является Якутия, ее площадь превышает размеры восьмого по величине в мире государства – Аргентины. Одновременно с этим Саха (другое название субъекта) – самая большая административно-территориальная единица в мире, то есть ни в одной другой федерации нет региона такого размера.

Максимальная концентрация республик в РФ на Северном Кавказе. К достаточно крупным относится и Татарстан, со столицей Казань, которая является городом с миллионным населением.

Автономная область и автономный округ

Из общего количества видов субъектов РФ выделяется 4 автономных округа и лишь одна автономная область. По сути, это сложившиеся национально-территориальные формы самоопределившихся народов в составе страны. Эти образования равноправны с другими субъектами РФ. Основной особенностью данной группы является то, что каждое образование территориально включается в какой-либо другой субъект РФ (область или край). Исключение составляют Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область. Они непосредственным образом входят в состав РФ.

Статус субъекта как автономный определяет Конституция РФ, а также устав самой автономии. Федеральный закон об автономной области, автономном округе может приниматься по представлению местных органов власти. Отношение автономии с областью или краем, в состав которых она включена, регулируется федеральным законодательством, а затем двусторонним договором между областью, краем и автономным округом. В Конституции РФ не содержится аналогичных норм, касающихся автономной области. Как и другие субъекты, автономные единицы имеют свои органы государственной власти, официальную символику, законодательство, элементы правосубъективности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: