Что такое республика и какой она бывает

Особенности правления

Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.

Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).

Для этого используют разные конституционные способы. Самым эффективным также считается «конструктивный вотум недоверия», который изначально предусмотрен в конституции Германии, а сегодня и в Италии, Польши, Венгрии. Так, перед нижней палатой отвечает не полностью правительство, а лишь его глава. Конкретным министрам недоверие нельзя выразить, они назначаются и снимаются с должности премьером.

Что общего между федерацией и республикой?

Исходя из всего вышеперечисленного, можно констатировать, что между федерацией и республикой есть общее. Часто республика может быть федерацией. Это Россия, США, Германия, Мексика, Нигерия, Бразилия. Власть в этих странах носит выборный и сменяемый характер.

Взаимоотношения федерального правительства и регионов заключаются в том, что регионы имеют относительную самостоятельность, особенно ярко это выражено в Соединённых Штатах и Бразилии.

Также федерация может быть союзом республик при объединяющих их целях. Раньше этот тезис подтверждали СССР, Чехословакия и Югославия. Сейчас таких ярких примеров в государственном устройстве нет: Союз Независимых Государств как проект изжил себя, а ЕВРАЗЭС пока носит исключительно экономический характер без создания государственного образования.

Хотя за ближайшим примером от сделанного вывода далеко ходить не стоит: автономные области в Пакистане, сформированные по национальному признаку, фактически близки к автономным республикам.

Что такое форма правления

«Не раз повторялась та мысль, что каждый народ имеет ту форму правления, какую он заслуживает» — Г. Лебон.

Форма правления — это способ формирования высших государственных органов власти, механизм их взаимодействия с народонаселением и между собой.

Ученые выделяют среди существующих форм правления их разные виды, так монархии бывают абсолютными, дуалистическими и конституционными, а республики – парламентскими, президентскими и смешанными.

О том, какие бывают формы правления, размышляют современные политики и ученые, но так же этот вопрос интересовал человечество еще с древних времен. Знаменитый древнегреческий мыслитель Аристотель провел немало часов, рассуждая над тем, какие существуют формы правления и какая из них самая лучшая. Среди всех разновидностей политического строя, которые выделил Аристотель, он отметил формы государственного правления, направленные на достижение всеобщего благоденствия и преследующие личные цели правителей.

Согласно мнению античного философа, неправильными формами правления являются:

  • Тирания – искаженный тип монархии, при которой коронованный правитель не печется о благе собственных подданных, а заботится только о своей выгоде. Если престол наследует жестокий правитель – тиран, то монархия становится тиранией, простое население оказывается в бедственном положении.
  • Олигархия — политическое устройство, в котором господствуют наиболее богатые и влиятельные люди, составляющие меньшинство (историки утверждают, что древний Новгород являлся боярской олигархией).
  • Охлократия – государство, управление которым осуществляется невежественными беднейшими слоями населения, толпой.

Приемлемыми, но не идеальными формами государственного правления философ считал демократию и монархию. Современную ему Грецию он относил к демократии. Демократией он называл правление большинства относительно разумного народонаселения, а монархией – наследственную власть единственного совестливого государя.

Лучшей формой правления государством Аристотель считал политию — управление среднего слоя населения для достижения всеобщего благоденствия. При политии нет слишком бедных и богатых, разница в доходах и доступе к власти у населения невелика. Однако Аристотель признавал, что полития встречается очень редко, является скорее идеальной, чем реальной формой правления власти.

Сегодня существуют две разновидности форм правления:

  • Монархия – принадлежность власти одному главе государства, передающаяся по наследству. Практически все страны прошлого были монархиями.
  • Республика – правление высших органов власти, выбираемых народонаселением на какой-либо промежуток времени.

Примеры Федеративной Республики

Страны с федеративными республиками могут иметь штаты, которым разрешено иметь свои собственные правила и законы, но они объединены под одним федеральным правительством. К ним относятся как федеральные правительства, возглавляемые президентами, так и парламенты.

  • Аргентинская Республика
  • Боливарианская Республика Венесуэла
  • Босния и Герцеговина
  • Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
  • Федеративная Демократическая Республика Непал
  • Федеральная Республика Германии
  • Федеративная Республика Нигерия
  • Федеративная Республика Сомали
  • Федеративные Штаты Микронезии
  • Федеративная Республика Бразилия
  • Республика Австрия
  • Республика Индия
  • Республика Ирак
  • Республика Судан
  • Российская Федерация
  • Швейцарская Конфедерация
  • Союз Коморских Островов
  • Соединенные Штаты Мексики
  • Соединенные Штаты Америки

Что это

Президентская республика – форма власти, при которой основная главенствующая роль отведена президенту, имеющему очень широкий круг полномочий. Глава государства в то же время является главой исполнительной власти. Дополнительные особенности:

  • Выборы президента и парламента происходят независимо друг от друга.
  • Именно глава государства набирает правительство, состоящее из министров, не подконтрольных парламенту.
  • Две ветви власти – законодательная и исполнительная четко разделены друг от друга, но правительство и парламент взаимосвязаны и могут воздействовать друг на друга. Эта характеристика дает президентской республике второе название – дуалистическая.

Данная форма правления появилась в Соединенных Штатах Америки в конце 18 века, но спустя практически 3 сотни лет не потеряла важности. Однако на данный момент данный политический строй присущ государствам Латинской Америки

История учений о формах правления в государстве

По доктрине Т. Гоббса, верховная власть является источником не только юридических, но и моральных норм. Любая форма правления, по Т. Гоббсу, является приемлемой настолько, насколько она обеспечивает мир в государстве. Отвергая олигархию, тиранию и смешанную монархию как формы правления, Т. Гоббс останавливается на монархии, демократии и аристократии.

При демократии власть принадлежит народу, при аристократии – философам, при монархии – монарху. Но, как считал Т. Гоббс, лучшей формой правления является абсолютная монархия, поскольку её преимущества относительно других подтверждаются хотя бы тем, что даже демократические и аристократические правительства в наиболее сложной ситуации – во время войны, предоставляют власть, как правило, одному лицу.

Ш. Монтескье в трактате «О духе законов» определял три формы правления:

  • республиканскую;
  • монархическую;
  • деспотическую.

Республиканская форма правления означает, что верховная власть находится в руках или всего народа, или его части. При монархической форме правит один человек, но посредством установленных и неизменных законов. Деспотическая форма подразумевает, что вся власть, вне всяких законов и правил, осуществляется волей и произволом одного лица.

Ж. Руссо считал, что существующие общества не соответствуют содержанию настоящего общественного договора. Он разработал учение о народном суверенитете. «Я утверждаю, – отмечал Руссо, – что суверенитет, который есть только осуществлением общей воли, не может отчуждаться». Принцип неотчуждаемости суверенитета, пришёл к выводу Руссо, отрицает представительную форму правления.

И. Кант классифицируя формы правления, группировал их по двум признакам:

  • по численности субъектов законодательной власти;
  • по характеру реализации принципа разделения властей.

Лучшей Кант считал простейшую форму правления – автократию (абсолютную монархию), как наиболее простую форму. Поэтому по Канту, демократия – худшая форма правления как наиболее сложная.

Г. Гегель говорил, что в государстве существуют:

  • законодательная власть;
  • правительственная власть;
  • власть хозяина.

Он считал положение о равноправии ветвей власти и их взаимное ограничение неверным, поскольку при таком подходе предполагается враждебность и противодействие каждой из ветвей власти относительно других, их опасения друг друга. В целом, свой политический идеал он видел в конституционной монархии. Республику как форму правления начинают определять только после буржуазных революций. Только в это время её понимают в роли созданного народом государства, социальное назначение которого – обеспечение общих интересов.

В настоящее время в политической и юридической литературе бытуют два противоположных подхода к толкованию термина «форма правления» – узкий и широкий.

Сторонники узкого подхода при толковании этого понятия конститутивным называют правовое положение высшего органа государственной власти – главы государства. Эта позиция отражает критерий исключительно традиционного деления формы государственного правления на монархию и республику.

При широком подходе форма правления рассматривается как организация верховной власти в государстве, что определяется источником власти и правилами отношений органов власти между собой и с населением, а также отношением населения к государственной власти, характером, структурой центральных органов государства и их взаимодействием.

Некоторые современные теоретики права и государства подчёркивают, что к форме правления в широком смысле следует отнести и органы местного самоуправления. Дело в том, что согласно государственнической теории, местные органы воплощают в жизнь государственную власть на местах. А по теории муниципального дуализма – на них возложены отдельные (делегированные) государственно-властные функции.

Политический режим в России

Политический режим — это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Традиционно выделяют три вида политического режима: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Если говорить о демократическом политическом режиме, то можно выделить следующие характерные черты:

  • народовластие — народ является единственным источником власти;
  • свобода личности, в том числе и в экономической сфере, что подразумевает свободу предпринимательства и признание частной собственности;
  • гарантия прав и свобод каждого человека;
  • действует принцип разделения властей;
  • децентрализованность власти;
  • выборность и сменяемость органов государственной власти.

Именно этими чертами характеризуется политический строй России в наше время.

Форма политического устройства РФ

Государственный строй современной России установлен и закреплен в Конституции. Конституция — основной закон государства, документ, имеющий высшую юридическую силу, в котором определены основные аспекты политического, социального и экономического устройства государства.

Российское государство по форме правления является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции Россия является демократическим государством, а это значит, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти либо через органы местного самоуправления.

Власть в современной России имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой страны является президент. Полномочия президента достаточно широки, весь высший генералитет в стране подчиняется именно ему.

Также функционирует двухпалатный парламент. Исполнительную власть представляет правительство, а судебную — суды во главе с Верховным судом.

Федеративное устройство

По своему устройству Россия является федерацией, представленной самостоятельными субъектами. Субъекты Российской Федерации могут иметь самостоятельные органы власти на местах. Эти органы власти находятся в подчинении у верховной власти, но имеют ряд полномочий для осуществления власти на местах. На сегодняшний день в состав России входят 85 субъектов федерации. По два представителя от каждого субъекта входят в состав верховной власти Совета Федерации.

Многонациональное и светское государство

В современной России действует принцип светскости. Это значит, что государство отделено от церкви, а церковь — от государства. Это означает, что церковь не оказывает влияния на государственные дела и никак их не контролирует. В то же время и государство не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Все религиозные направления равны перед законом.

Россия является многонациональным государством. Иными словами, на его территории проживают представители разных народностей и этнических групп. Политика государства направлена на обеспечение достойного уровня жизни и защиту прав всех граждан, проживающих на территории страны.

Принцип многопартийности

Политическая партия — это упорядоченная политическая единица, которая обладает рядом признаков. Основные признаки политической партии:

  • партия — всегда носитель определенной идеологии или особого видения строения мира;
  • партия выражает и отстаивает интересы определенных групп;
  • любая партия настроена на завоевание и удержание политической власти.

Принцип многопартийности — один из фундаментальных принципов организации политической жизни в современном демократическом государстве. Он заключается в существовании в стране политического и идеологического плюрализма. В Российской Федерации действует принцип политической многопартийности, что еще раз подтверждает наличие демократического политического режима в стране.

О формах правления вы узнаете из этого видео.

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить

Список государств

Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.

На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:

  1. В Азии — Израиль, Турция, Сингапур, Непал, Иран, Бангладеш, Индия.
  2. В Европе — Албания, Греция, Австрия, Испания, Болгария, Ирландия, Эстония, Германия, Исландия, Португалия, Польша, Литва, Мальта, Сербия, Латвия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Словакия, Словения.
  3. В Океании — Вануату.
  4. В США — Доминика.
  5. На Африканском континенте — Эфиопия.

Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.

Если обратить во внимание на рейтинг стран с учетом развития уровня демократии, то нужно отметить, что из 30 государств, которые имеют самый высокий статус «полноценная демократия», двадцать — это парламентские монархии и республики. При этом они лидеры и в рейтинге МВФ по объемам ВВП

То есть можно говорить о том, что наиболее эффективной формой управления на сегодняшний день считается именно парламентская республика.

Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:

  1. Президента выбирает не народ, а специально созданная коллегия или парламент.
  2. Исполнительная власть полностью в руках главы правительства, чаще всего это канцлер или премьер-министр.
  3. Все президентские законы вступают в силу лишь в случае, если их подписывает премьер-министр.
  4. Главу правительства выбирает президент, хотя кандидатура выдвигается из числа лидеров созданной коалиции большинством.
  5. За действия правительства ответственность несет его руководитель.

Общая характеристика

При такой форме правления компетенция парламента охватывает:

  • Законодательную работу.
  • Контроль за деятельностью правительства.
  • Разработку и принятие бюджета.
  • Выработку внешне- и внутриполитического курса.

Первой парламентской республикой из относительно крупных стран в мировой истории стала Франция после революции 1870 года. Парламент получил законодательную власть в соответствии с конституционными законами 1875 года. В историю Франции этот период вошел под названием “Третья республика”.

Рис. 1. Парламентская республика.

Глава государства может избираться парламентом или каким-нибудь органом с участием представителей региональной власти. В отдельных случаях, например, в Австрии, выборы президента стали всеобщими. Президент, выполняя функцию главы государства, часто не является руководителем исполнительной власти. Хотя существуют и исключения. В ряде парламентских республик главу государства избирает парламент и он же является главой правительства. Такое распределение функций власти встречается в следующих странах:

  • Швейцария.
  • Мьянма.
  • Суринам.
  • Ботсвана.
  • Мьянма.

Рис. 2. Парламент Италии.

Особенности

Нормальное функционирование государства невозможно без тесной взаимосвязи и разделения полномочий между главными органами власти. Каждый из них имеет свое поле деятельности:

  1. Парламент разрабатывает и принимает законы.
  2. Правительство осуществляет мероприятия, направленные на выполнение законодательных норм.
  3. Судебные инстанции контролируют исполнение законов, устанавливают ответственность за нарушение.

Дифференциация властных структур помогает избежать злоупотреблений, быстрее решать возникшие проблемы. В отличие от монархий при республиканской форме правления все органы власти избираются от лица народа – прямым либо косвенным голосованием, поскольку слово республика в переводе с латыни означает «общественное дело».

Первостепенное значение имеет фактор ответственности лидеров за принятие решений. В случае если работа государственного механизма застопорилась или дает сбой, предусмотрены действия по снятию или отказу от полномочий (уход в отставку, роспуск парламента, импичмент).

Парламентская форма

В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.

В таком виде республики правительство ответственно только перед парламентом и осуществляет свою деятельность лишь с его одобрения. Как правило, оно не избирается, а формируется из депутатов, партии которых имеют большинство голосов в парламенте.

Президент во всех странах избирается по-разному. В некоторых государствах, таких как Мальта, Чехия, Словакия, его назначает парламент, в других для этого существует отдельный орган. В Германии выбор главы государства предоставляется Федеральному собранию, которое состоит из депутатов парламента и депутатов региональных земель. В Австрии и Турции его выбирает население государства.

Федерация против Республики

Выявить разницу между Федерацией и Республикой может быть довольно сложно. Действительно, становится еще труднее различать эти два понятия, особенно когда наше стремление понять разницу приводит к появлению других слов, таких как «федеративная республика». Термин «республика» традиционно интерпретировался как означающий общественные интересы или благосостояние народа. Напротив, термин «Федерация» относится к большой группе провинций, штатов или образований. Ключ к выявлению различия между двумя терминами — понимание их определений. Фактически, многие утверждают, что эти термины полностью представляют два отдельных понятия.

Диктатура

Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

Типы республик

Президентская. Власть у президента. Он сам создает правительство, может вносить новые законодательные акты в парламент. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами.

Парламентская. Президента нет (или он выполняет представительные функции, властью как таковой не обладает). Есть парламент и премьер-министр. Вся власть у парламента, он самостоятельно создает правительство. Премьер-министр – это человек, представляющий партию, которая набрала на выборах наибольшее число голосов.

Полупрезидентская. Когда и сильный президент, и властный парламент. А правительство «меж двух огней» и обязано угождать и тем, и другим.

Теократическая. Когда страной управляет духовенство. Оно, однако, также избирается и несет перед людьми ответственность. Такой тип республики характерен для исламских государств.

Советская. Нет разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную. Вся власть у советов. Они периодически собираются на заседания для решения крупных вопросов. Между заседаниями действуют так называемые исполнительные комитеты – исполкомы.

Федеративная. Когда власть избранного правительства делится с правительствами отдельных частей государства (пример – земли в Германии).

Вече – тоже республика, когда собираются представители каждого семейства и решают, что делать и как жить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: