Особенности правления
Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.
Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).
Для этого используют разные конституционные способы. Самым эффективным также считается «конструктивный вотум недоверия», который изначально предусмотрен в конституции Германии, а сегодня и в Италии, Польши, Венгрии. Так, перед нижней палатой отвечает не полностью правительство, а лишь его глава. Конкретным министрам недоверие нельзя выразить, они назначаются и снимаются с должности премьером.
Что общего между федерацией и республикой?
Исходя из всего вышеперечисленного, можно констатировать, что между федерацией и республикой есть общее. Часто республика может быть федерацией. Это Россия, США, Германия, Мексика, Нигерия, Бразилия. Власть в этих странах носит выборный и сменяемый характер.
Взаимоотношения федерального правительства и регионов заключаются в том, что регионы имеют относительную самостоятельность, особенно ярко это выражено в Соединённых Штатах и Бразилии.
Также федерация может быть союзом республик при объединяющих их целях. Раньше этот тезис подтверждали СССР, Чехословакия и Югославия. Сейчас таких ярких примеров в государственном устройстве нет: Союз Независимых Государств как проект изжил себя, а ЕВРАЗЭС пока носит исключительно экономический характер без создания государственного образования.
Хотя за ближайшим примером от сделанного вывода далеко ходить не стоит: автономные области в Пакистане, сформированные по национальному признаку, фактически близки к автономным республикам.
Что такое форма правления
«Не раз повторялась та мысль, что каждый народ имеет ту форму правления, какую он заслуживает» — Г. Лебон.
Форма правления — это способ формирования высших государственных органов власти, механизм их взаимодействия с народонаселением и между собой.
Ученые выделяют среди существующих форм правления их разные виды, так монархии бывают абсолютными, дуалистическими и конституционными, а республики – парламентскими, президентскими и смешанными.
О том, какие бывают формы правления, размышляют современные политики и ученые, но так же этот вопрос интересовал человечество еще с древних времен. Знаменитый древнегреческий мыслитель Аристотель провел немало часов, рассуждая над тем, какие существуют формы правления и какая из них самая лучшая. Среди всех разновидностей политического строя, которые выделил Аристотель, он отметил формы государственного правления, направленные на достижение всеобщего благоденствия и преследующие личные цели правителей.
Согласно мнению античного философа, неправильными формами правления являются:
- Тирания – искаженный тип монархии, при которой коронованный правитель не печется о благе собственных подданных, а заботится только о своей выгоде. Если престол наследует жестокий правитель – тиран, то монархия становится тиранией, простое население оказывается в бедственном положении.
- Олигархия — политическое устройство, в котором господствуют наиболее богатые и влиятельные люди, составляющие меньшинство (историки утверждают, что древний Новгород являлся боярской олигархией).
- Охлократия – государство, управление которым осуществляется невежественными беднейшими слоями населения, толпой.
Приемлемыми, но не идеальными формами государственного правления философ считал демократию и монархию. Современную ему Грецию он относил к демократии. Демократией он называл правление большинства относительно разумного народонаселения, а монархией – наследственную власть единственного совестливого государя.
Лучшей формой правления государством Аристотель считал политию — управление среднего слоя населения для достижения всеобщего благоденствия. При политии нет слишком бедных и богатых, разница в доходах и доступе к власти у населения невелика. Однако Аристотель признавал, что полития встречается очень редко, является скорее идеальной, чем реальной формой правления власти.
Сегодня существуют две разновидности форм правления:
- Монархия – принадлежность власти одному главе государства, передающаяся по наследству. Практически все страны прошлого были монархиями.
- Республика – правление высших органов власти, выбираемых народонаселением на какой-либо промежуток времени.
Примеры Федеративной Республики
Страны с федеративными республиками могут иметь штаты, которым разрешено иметь свои собственные правила и законы, но они объединены под одним федеральным правительством. К ним относятся как федеральные правительства, возглавляемые президентами, так и парламенты.
- Аргентинская Республика
- Боливарианская Республика Венесуэла
- Босния и Герцеговина
- Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
- Федеративная Демократическая Республика Непал
- Федеральная Республика Германии
- Федеративная Республика Нигерия
- Федеративная Республика Сомали
- Федеративные Штаты Микронезии
- Федеративная Республика Бразилия
- Республика Австрия
- Республика Индия
- Республика Ирак
- Республика Судан
- Российская Федерация
- Швейцарская Конфедерация
- Союз Коморских Островов
- Соединенные Штаты Мексики
- Соединенные Штаты Америки
Что это
Президентская республика – форма власти, при которой основная главенствующая роль отведена президенту, имеющему очень широкий круг полномочий. Глава государства в то же время является главой исполнительной власти. Дополнительные особенности:
- Выборы президента и парламента происходят независимо друг от друга.
- Именно глава государства набирает правительство, состоящее из министров, не подконтрольных парламенту.
- Две ветви власти – законодательная и исполнительная четко разделены друг от друга, но правительство и парламент взаимосвязаны и могут воздействовать друг на друга. Эта характеристика дает президентской республике второе название – дуалистическая.
Данная форма правления появилась в Соединенных Штатах Америки в конце 18 века, но спустя практически 3 сотни лет не потеряла важности. Однако на данный момент данный политический строй присущ государствам Латинской Америки
История учений о формах правления в государстве
По доктрине Т. Гоббса, верховная власть является источником не только юридических, но и моральных норм. Любая форма правления, по Т. Гоббсу, является приемлемой настолько, насколько она обеспечивает мир в государстве. Отвергая олигархию, тиранию и смешанную монархию как формы правления, Т. Гоббс останавливается на монархии, демократии и аристократии.
При демократии власть принадлежит народу, при аристократии – философам, при монархии – монарху. Но, как считал Т. Гоббс, лучшей формой правления является абсолютная монархия, поскольку её преимущества относительно других подтверждаются хотя бы тем, что даже демократические и аристократические правительства в наиболее сложной ситуации – во время войны, предоставляют власть, как правило, одному лицу.
Ш. Монтескье в трактате «О духе законов» определял три формы правления:
- республиканскую;
- монархическую;
- деспотическую.
Республиканская форма правления означает, что верховная власть находится в руках или всего народа, или его части. При монархической форме правит один человек, но посредством установленных и неизменных законов. Деспотическая форма подразумевает, что вся власть, вне всяких законов и правил, осуществляется волей и произволом одного лица.
Ж. Руссо считал, что существующие общества не соответствуют содержанию настоящего общественного договора. Он разработал учение о народном суверенитете. «Я утверждаю, – отмечал Руссо, – что суверенитет, который есть только осуществлением общей воли, не может отчуждаться». Принцип неотчуждаемости суверенитета, пришёл к выводу Руссо, отрицает представительную форму правления.
И. Кант классифицируя формы правления, группировал их по двум признакам:
- по численности субъектов законодательной власти;
- по характеру реализации принципа разделения властей.
Лучшей Кант считал простейшую форму правления – автократию (абсолютную монархию), как наиболее простую форму. Поэтому по Канту, демократия – худшая форма правления как наиболее сложная.
Г. Гегель говорил, что в государстве существуют:
- законодательная власть;
- правительственная власть;
- власть хозяина.
Он считал положение о равноправии ветвей власти и их взаимное ограничение неверным, поскольку при таком подходе предполагается враждебность и противодействие каждой из ветвей власти относительно других, их опасения друг друга. В целом, свой политический идеал он видел в конституционной монархии. Республику как форму правления начинают определять только после буржуазных революций. Только в это время её понимают в роли созданного народом государства, социальное назначение которого – обеспечение общих интересов.
В настоящее время в политической и юридической литературе бытуют два противоположных подхода к толкованию термина «форма правления» – узкий и широкий.
Сторонники узкого подхода при толковании этого понятия конститутивным называют правовое положение высшего органа государственной власти – главы государства. Эта позиция отражает критерий исключительно традиционного деления формы государственного правления на монархию и республику.
При широком подходе форма правления рассматривается как организация верховной власти в государстве, что определяется источником власти и правилами отношений органов власти между собой и с населением, а также отношением населения к государственной власти, характером, структурой центральных органов государства и их взаимодействием.
Некоторые современные теоретики права и государства подчёркивают, что к форме правления в широком смысле следует отнести и органы местного самоуправления. Дело в том, что согласно государственнической теории, местные органы воплощают в жизнь государственную власть на местах. А по теории муниципального дуализма – на них возложены отдельные (делегированные) государственно-властные функции.
Политический режим в России
Политический режим — это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Традиционно выделяют три вида политического режима: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Если говорить о демократическом политическом режиме, то можно выделить следующие характерные черты:
- народовластие — народ является единственным источником власти;
- свобода личности, в том числе и в экономической сфере, что подразумевает свободу предпринимательства и признание частной собственности;
- гарантия прав и свобод каждого человека;
- действует принцип разделения властей;
- децентрализованность власти;
- выборность и сменяемость органов государственной власти.
Именно этими чертами характеризуется политический строй России в наше время.
Форма политического устройства РФ
Государственный строй современной России установлен и закреплен в Конституции. Конституция — основной закон государства, документ, имеющий высшую юридическую силу, в котором определены основные аспекты политического, социального и экономического устройства государства.
Российское государство по форме правления является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции Россия является демократическим государством, а это значит, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти либо через органы местного самоуправления.
Власть в современной России имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой страны является президент. Полномочия президента достаточно широки, весь высший генералитет в стране подчиняется именно ему.
Также функционирует двухпалатный парламент. Исполнительную власть представляет правительство, а судебную — суды во главе с Верховным судом.
Федеративное устройство
По своему устройству Россия является федерацией, представленной самостоятельными субъектами. Субъекты Российской Федерации могут иметь самостоятельные органы власти на местах. Эти органы власти находятся в подчинении у верховной власти, но имеют ряд полномочий для осуществления власти на местах. На сегодняшний день в состав России входят 85 субъектов федерации. По два представителя от каждого субъекта входят в состав верховной власти Совета Федерации.
Многонациональное и светское государство
В современной России действует принцип светскости. Это значит, что государство отделено от церкви, а церковь — от государства. Это означает, что церковь не оказывает влияния на государственные дела и никак их не контролирует. В то же время и государство не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Все религиозные направления равны перед законом.
Россия является многонациональным государством. Иными словами, на его территории проживают представители разных народностей и этнических групп. Политика государства направлена на обеспечение достойного уровня жизни и защиту прав всех граждан, проживающих на территории страны.
Принцип многопартийности
Политическая партия — это упорядоченная политическая единица, которая обладает рядом признаков. Основные признаки политической партии:
- партия — всегда носитель определенной идеологии или особого видения строения мира;
- партия выражает и отстаивает интересы определенных групп;
- любая партия настроена на завоевание и удержание политической власти.
Принцип многопартийности — один из фундаментальных принципов организации политической жизни в современном демократическом государстве. Он заключается в существовании в стране политического и идеологического плюрализма. В Российской Федерации действует принцип политической многопартийности, что еще раз подтверждает наличие демократического политического режима в стране.
О формах правления вы узнаете из этого видео.
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
- В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
- В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.
Формы власти показывают:
- как создаются высшие органы власти в государстве,
- их структуру,
- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить
Список государств
Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.
На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:
- В Азии — Израиль, Турция, Сингапур, Непал, Иран, Бангладеш, Индия.
- В Европе — Албания, Греция, Австрия, Испания, Болгария, Ирландия, Эстония, Германия, Исландия, Португалия, Польша, Литва, Мальта, Сербия, Латвия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Словакия, Словения.
- В Океании — Вануату.
- В США — Доминика.
- На Африканском континенте — Эфиопия.
Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.
Если обратить во внимание на рейтинг стран с учетом развития уровня демократии, то нужно отметить, что из 30 государств, которые имеют самый высокий статус «полноценная демократия», двадцать — это парламентские монархии и республики. При этом они лидеры и в рейтинге МВФ по объемам ВВП
То есть можно говорить о том, что наиболее эффективной формой управления на сегодняшний день считается именно парламентская республика.
Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:
- Президента выбирает не народ, а специально созданная коллегия или парламент.
- Исполнительная власть полностью в руках главы правительства, чаще всего это канцлер или премьер-министр.
- Все президентские законы вступают в силу лишь в случае, если их подписывает премьер-министр.
- Главу правительства выбирает президент, хотя кандидатура выдвигается из числа лидеров созданной коалиции большинством.
- За действия правительства ответственность несет его руководитель.
Общая характеристика
При такой форме правления компетенция парламента охватывает:
- Законодательную работу.
- Контроль за деятельностью правительства.
- Разработку и принятие бюджета.
- Выработку внешне- и внутриполитического курса.
Первой парламентской республикой из относительно крупных стран в мировой истории стала Франция после революции 1870 года. Парламент получил законодательную власть в соответствии с конституционными законами 1875 года. В историю Франции этот период вошел под названием “Третья республика”.
Рис. 1. Парламентская республика.
Глава государства может избираться парламентом или каким-нибудь органом с участием представителей региональной власти. В отдельных случаях, например, в Австрии, выборы президента стали всеобщими. Президент, выполняя функцию главы государства, часто не является руководителем исполнительной власти. Хотя существуют и исключения. В ряде парламентских республик главу государства избирает парламент и он же является главой правительства. Такое распределение функций власти встречается в следующих странах:
- Швейцария.
- Мьянма.
- Суринам.
- Ботсвана.
- Мьянма.
Рис. 2. Парламент Италии.
Особенности
Нормальное функционирование государства невозможно без тесной взаимосвязи и разделения полномочий между главными органами власти. Каждый из них имеет свое поле деятельности:
- Парламент разрабатывает и принимает законы.
- Правительство осуществляет мероприятия, направленные на выполнение законодательных норм.
- Судебные инстанции контролируют исполнение законов, устанавливают ответственность за нарушение.
Дифференциация властных структур помогает избежать злоупотреблений, быстрее решать возникшие проблемы. В отличие от монархий при республиканской форме правления все органы власти избираются от лица народа – прямым либо косвенным голосованием, поскольку слово республика в переводе с латыни означает «общественное дело».
Первостепенное значение имеет фактор ответственности лидеров за принятие решений. В случае если работа государственного механизма застопорилась или дает сбой, предусмотрены действия по снятию или отказу от полномочий (уход в отставку, роспуск парламента, импичмент).
Парламентская форма
В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.
В таком виде республики правительство ответственно только перед парламентом и осуществляет свою деятельность лишь с его одобрения. Как правило, оно не избирается, а формируется из депутатов, партии которых имеют большинство голосов в парламенте.
Президент во всех странах избирается по-разному. В некоторых государствах, таких как Мальта, Чехия, Словакия, его назначает парламент, в других для этого существует отдельный орган. В Германии выбор главы государства предоставляется Федеральному собранию, которое состоит из депутатов парламента и депутатов региональных земель. В Австрии и Турции его выбирает население государства.
Федерация против Республики
Выявить разницу между Федерацией и Республикой может быть довольно сложно. Действительно, становится еще труднее различать эти два понятия, особенно когда наше стремление понять разницу приводит к появлению других слов, таких как «федеративная республика». Термин «республика» традиционно интерпретировался как означающий общественные интересы или благосостояние народа. Напротив, термин «Федерация» относится к большой группе провинций, штатов или образований. Ключ к выявлению различия между двумя терминами — понимание их определений. Фактически, многие утверждают, что эти термины полностью представляют два отдельных понятия.
Диктатура
Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.
Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.
Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.
Типы республик
Президентская. Власть у президента. Он сам создает правительство, может вносить новые законодательные акты в парламент. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами.
Парламентская. Президента нет (или он выполняет представительные функции, властью как таковой не обладает). Есть парламент и премьер-министр. Вся власть у парламента, он самостоятельно создает правительство. Премьер-министр – это человек, представляющий партию, которая набрала на выборах наибольшее число голосов.
Полупрезидентская. Когда и сильный президент, и властный парламент. А правительство «меж двух огней» и обязано угождать и тем, и другим.
Теократическая. Когда страной управляет духовенство. Оно, однако, также избирается и несет перед людьми ответственность. Такой тип республики характерен для исламских государств.
Советская. Нет разделения властей на законодательную, судебную и исполнительную. Вся власть у советов. Они периодически собираются на заседания для решения крупных вопросов. Между заседаниями действуют так называемые исполнительные комитеты – исполкомы.
Федеративная. Когда власть избранного правительства делится с правительствами отдельных частей государства (пример – земли в Германии).
Вече – тоже республика, когда собираются представители каждого семейства и решают, что делать и как жить.