Типы придаточных предложений

Что такое морфология в русском языке

Слово «мор­фо­ло­гия» гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. В его соста­ве при­сут­ству­ют два гре­че­ских кор­ня: morphe, что зна­чит «фор­ма» + logos, кото­рое пере­ве­дем как «разум, поня­тие, мысль, речь и сло­во».

Понятие «мор­фо­ло­гия» мно­го­знач­ное. Оно встре­ча­ет­ся в био­ло­гии, напри­мер, мор­фо­ло­гия рас­те­ний, мор­фо­ло­гия живот­ных (в том чис­ле и человека).

В линг­ви­сти­ке сло­вом «мор­фо­ло­гия» назы­ва­ют нау­ку о сло­ве с точ­ки зре­ния отне­сён­но­сти его к опре­де­лен­ной части речи. В рус­ском язы­ке все окру­жа­ю­щие нас сло­ва мож­но отне­сти к деся­ти частям речи, кото­рые в свою оче­редь делят­ся на само­сто­я­тель­ные, слу­жеб­ные и меж­до­ме­тия.

К само­сто­я­тель­ным частям речи отне­сем сло­ва, кото­рые назы­ва­ют пред­ме­ты (суще­стви­тель­ное), при­зна­ки пред­ме­тов (при­ла­га­тель­ное), дей­ствия (гла­гол), коли­че­ство пред­ме­тов и поря­док их при счё­те (чис­ли­тель­ное) и обо­зна­ча­ют все эти поня­тия, кро­ме дей­ствий, (наре­чия), а так­же ука­зы­ва­ют на них (место­име­ния).

Слова само­сто­я­тель­ных частей речи име­ют опре­де­лен­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, высту­па­ют в роли глав­ных или вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, могут опре­де­лять­ся, пояс­нять­ся сло­ва­ми дру­гих частей речи (доб­рый чело­век — очень доб­рый чело­век).

Служебных частей речи в рус­ском язы­ке все­го три:

Они не име­ют само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, но могут вхо­дить в их состав. Служебные части речи исполь­зу­ют­ся для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду само­сто­я­тель­ны­ми частя­ми речи, меж­ду сло­во­со­че­та­ни­я­ми и меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми, для при­да­ния пред­ло­же­нию раз­ных оттен­ков значения.

Особняком в рус­ской мор­фо­ло­гии сто­ит меж­до­ме­тие. Его не отно­сят ни к одной из само­сто­я­тель­ных или слу­жеб­ных частей речи.

От само­сто­я­тель­ных частей речи меж­до­ме­тия отли­ча­ют­ся тем, что они не име­ют обще­го и лек­си­че­ско­го зна­че­ния, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, а от слу­жеб­ных — тем, что они не выра­жа­ют ни свя­зей, ни отно­ше­ний меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и предложениями.

Это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют наши чув­ства, побуж­де­ния, но кон­крет­но не назы­ва­ют их при этом.

В роли меж­до­ме­тий может высту­пать любая часть речи и целое сло­во­со­че­та­ние, если они теря­ют спо­соб­ность обо­зна­чать пред­мет, при­знак или дей­ствие и слу­жат для выра­же­ния тех или иных чувств.

В рус­ском язы­ке сло­во каж­дой части речи изу­ча­ет­ся с точ­ки зре­ния его обще­го зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков, то есть сово­куп­но­сти грам­ма­ти­че­ских зна­че­ний, и син­так­си­че­ской роли в пред­ло­же­нии. Такое иссле­до­ва­ние сло­ва как части речи назы­ва­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским разбором.

Русский медвежонок 2022 4-5 класс задания и ответы

  1. Простую задачу конкурса «Русский медвежонок» можно решить за одну минуту, а задачу посложнее — _«
    за полтору минуту
    за полтора минута
    за полторы минуты
    за полторе минуте
    за полтор минут.
    Кулответ: за полторы минуты
  2. Что может запрещать этот знак?
    вынос собак
    выход собак
    выгул собак
    выпас собак
    выезд собак
    Кулответ: выгул собак
  3. Найдите лишнее по смыслу :
    чашка
    кружка
    стакан
    бокал
    тарелка
    Кулответ: тарелка
  4. В каком слове приставка не такая, как в остальных?
    подножный
    подвижный
    поддельный
    подпольный
    подсудный
    Кулответ: подвижный
  5. У нас много _ . С каким из этих продолжений получится осмысленная фраза?
    вкусов этого вкуса
    запахов этого запаха
    звуков этого звука
    касаний этого касания
    цветов этого цвета
    Кулответ: цветов этого цвета
  6. Какое из этих утверждений означает совсем не то, что остальные?
    Лежу на диване
    Лежу на кровати
    Лежу на песке
    Лежу на солнышке
    Лежу на травке
    Кулответ: Лежу на солнышке
  7. Портниха, ткачиха, повариха — названия женщин по профессии.
    Для какого из слов однокоренное название мужчины соответствующей профессии устроено не так, как остальные?
    для портниха
    для ткачиха
    для повариха
    для всех этих слов названия мужчин по профессии однотипны
    у этих профессий нет специальных названий для мужчин
    Кулответ: для портниха
  8. В какой паре слова соотносятся между собой по смыслу не так, как в остальных четырёх парах?
    бубенцы — бубенчики
    вагоны — вагончики
    коридоры — коридорчики
    счёты — счётчики
    огурцы — огурчики
    Кулответ: счётчики
  9. Если самец — селезень, то кто самка?
    селезёнка
    селезниха
    утка
    цесарка
    селезень — это камень, у него не может быть самки.
    Кулответ: утка
  10. Для работы ему нужна особая печь, наковальня и молот. Это ____
    гончар
    кузнец
    мельник
    пекарь
    печник
    Кулответ: кузнец
  11. В семье Осьминогов ужасная драма:
    За завтраком ссорятся Папа и Мама,
    А бедные Детки стоят на пороге
    И просят родителей взять себя в ноги.
    Боря прочитал это стихотворение Ренаты Мухи и решил переделать для осьминогов и другие выражения. Какое выражение оказалось и так существующим?
    положа ногу на сердце
    ноги отваливаются
    сидеть сложа ноги
    ноги в боки
    всплеснуть ногами
    Кулответ: ноги отваливаются
  12. Стометровка, сторублёвка, … Какое слово естественно добавить к этому списку?
    столетник
    столик
    столица
    стопа
    сторож
    Кулответ: столетник
  13. Какое имя сказочного героя не связано по происхождению с глаголом?
    Айболит
    Пилюлькин
    Незнайка
    Щелкунчик
    Несмеяна
    Кулответ: Пилюлькин
  14. Противень — это _____________
    металлический лист с загнутыми краями для приготовления пищи
    неприятный человек
    дом напротив
    вид слизня
    полоса встречного движения на загородном шоссе
    Кулответ: металлический лист с загнутыми краями для приготовления пищи
  15. У поэта Саши Чёрного есть стихотворение «Живая азбука», включающее в
    себя двустишия, каждая строка которых начинается на одну и ту же букву, например:
    «Астра в садике цветёт —
    «Аист, вам пора в поход!»
    Какого из следующих двустиший на самом деле нет в «Азбуке» Саши Чёрного?
    Гусь шагает, как солдат. Груша зреет — Гриша рад.
    Дятел в дуб всё тук да тук . Дуб скрипит: «Что там за стук?»
    Кот боится наших пчёл. Книгу Коленька прочёл.
    Ослик влез в чертополох. Обезьянки ищут блох.
    Пчёлка трудится весь день, Петушку и клюнуть лень.
    Кулответ: Кот боится наших пчёл. Книгу Коленька прочёл.
  16. Миша, гуляя по городку йиндржихув-Градец в Южной Чехии (Jiпdfichuv Hradec, Jihocesky kraj),
    увидел надписи на окне булочной и стал выбирать, что бы ему съесть .
    Что ему не подойдёт, потому что это напиток?
    kolac
    chleЫcek
    rohlfk
    bulka
    kava
    Кулответ: kava

Суть морфологического принципа русского языка. Примеры

Итак, рассмотрев фон существования морфологического принципа и выяснив, что такое морфология, вернемся к его сути. Она очень проста. Когда мы записываем слово, в качестве элементов записи мы выбираем не звуки и не слова, а части слов, его составные элементы (приставки, корни, суффиксы, постфиксы и флексии). То есть, записывая слово, мы выстраиваем его, как из кубиков, не из звуков речи, а из более сложных, значимых образований – морфем. И «перенести», записать каждую часть слова нужно в неизменном виде. В слове «гимнастический» после Н мы пишем А, как в слове «гимнаст», так как записываем целую морфему – корень «гимнаст». В слове «облака» первую букву мы записываем О, как в форме «облако», так как “переносим” целую морфему – корень «облак». Ее нельзя разрушить, видоизменить, потому что морфологический принцип гласит: записывай целую морфему, независимо от того, как она слышится и произносится. В слове «облако», в свою очередь, мы записываем конечную О в окончании, как в слове «окно» (это окончание существительного среднего рода в именительном падеже единственного числа).

Основной постулат морфологического принципа русской орфографии и механизм его действия

Согласно этому принципу все значимые части слова (то есть не только корень, но также флексии, приставки и суффиксы), которые повторяются в разных словах, должны писаться единообразно вне зависимости от того, как они произносятся. Что это означает? Что и в слове садовник, где четко слышится д, и в слове сад, где на конце произносится т, корень будет писаться как “сад”.

В древнерусском языке, в отличие от современного русского, главенствовал фонетический принцип, то есть слова в большинстве своем писались так же, как и слышались. Ряд исторических языковых процессов привел к тому, что переход к морфологическому принципу написания, начавшийся в 16 веке, почти полностью завершился к 18-му.

Вместо имени

Когда заходит речь о местоимении, мы, конечно, в первую очередь вспоминаем о местоимениях личных — «я», «мы» (первое лицо), «ты», «вы» (второе лицо), «он», «она», «оно», «они» (третье лицо). Однако местоимения намного разнообразнее. Они могут не только указывать на предметы, но и обозначать признаки и количество. Общее для всех местоимений — предмета они не называют.

Рядом с уже названными личными местоимениями стоит возвратное — «себя». Интересный факт: ученые убеждены, что постфикс -ся, который мы легко находим в словах «вернуться», «влюбиться» и тому подобных, — это видоизмененное слово «себя»: «вернуться» = «вернуть себя», «влюбиться» = «влюбить себя». Если вас заинтересовал этот факт, продолжите ряд.

По соседству — притяжательные местоимения, указывающие на принадлежность: «мой», «твой», «наш», «ваш», «свой».

Рука об руку идут в языке вопросительные местоимения (кто?, что?, какой?, чей?, каков?, сколько?) и относительные — точно такие же, но без вопроса.

Есть в языке также неопределенные местоимения (некто, кое-кто, несколько…), отрицательные (никто, ничто, никакой…), указательные (тот, этот, столько…), определительные (весь, всякий, другой…).

Легко сделать вывод, что, несмотря на скромный «внешний облик» этих слов, роль их в языке и речи чрезвычайно велика.

Словарь паронимов

Онлайн-словарь паронимов со значением слов и примерами.

Словарь паронимов ru-paronym.ru состоит из нескольких известных словарей паронимов авторов О. В. Вишняковой, Н. П. Колесникова, Л. А. Введенской, взятых из открытых источников.

В словарь также вошли паронимические пары из словариков паронимов за разные года, составленных ФИПИ для подготовки к ЕГЭ.

Словарь содержит почти 1000 пар паронимов с объяснением значения и разницы слов в паре, примерами словосочетаний и предложений употребления паронимов. Отдельным списком представлен словарик паронимов для ЕГЭ.

Что такое паронимы?

Паронимы — слова, похожие по написанию и произношению, но имеющие разное значение. Часто разница в словах наблюдается в одной-двух буквах, из-за этого они очень созвучны. Большинство людей не знают, что слова, которые они часто путают, являются паронимами.

И для многих людей оказывается открытием, что существуют даже собрания таких слов — словари паронимов. Слова, являющиеся паронимами, образуют паронимическую пару. Есть тройки-четвёрки слов, они образуют паронимические ряды.

Большинство паронимов части речи имя существительное и имя прилагательное, меньше глаголов и немного наречий.

Примеры паронимов

Ясность того, что такое паронимы, внесут примеры.

Примеры паронимов, которые чаще всего путают и чаще всего ищут в нашем словаре: абонент — абонемент, адресат — адресант, надеть — одеть, невежа — невежда, проверка — поверка, русский — российский, различие — отличие.

Воспользуйтесь поиском для определения лексического значения слов из этих и других паронимических пар.Примеры паронимов по частям речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие.

Поиск паронимов

ru-paronym.ru — наиболее полный онлайн-словарь паронимов, сервис поиска паронимов по слову и частям речи. Используйте форму поиска или алфавитный указатель для перехода к списку паронимов. Для каждой паронимической пары даются значения слов, объясняется смысл, указывается разница и случаи употребления паронимов в речи.

Виды паронимов

Паронимы можно разделить по морфологическим и лексико-семантическим признакам, по степени близости слов из паронимической пары.

По морфологическому делению выделяются:

  1. Суффиксальные паронимы — образованы с помощью суффиксов (зрительный и зрительский, цветастый и цветистый),
  2. Префиксальные паронимы — образованы с помощью суффиксов (опечатать и отпечатать, поглотить и проглотить),
  3. Корневые паронимы — имеют различные корни и не связаны семантически (абонент и абонемент, невежа и невежда).

По лексико-семантическому делению выделяются:

  1. Корневые паронимы — имеют разные корни, не имеют семантической связи (экскаватор и эскалатор),
  2. Аффиксальные паронимы — имеют общий корень и разные приставки, суффиксы (экономический, экономичный),
  3. Этимологические паронимы — имеют общую этимологию (происхождение),заимствованы из близкородственных языков (ординарный и одинарный).

В словаре паронимов Вишняковой О.В. по степени близости лексические паронимы имеют три разновидности.

  1. Полные паронимы — однокорневые* слова с ударением на одном и том же слоге, имеющие одинаковые морфологические признаки (одна и та же часть речи, род, вид и т.п.): мелодика и мелодия, земляной и земной,
  2. Неполные паронимы — однокорневые созвучные слова, имеющие неполное семантическое разделение всех их значений: драматический и драматичный, фантастический и фантастичный,
  3. Частичные паронимы — однокорневые слова, различающиеся ударением, которые имеют общую понятийно-логическую соотнесённостью: грозный и грозовой, дождевой и дождливый.

* Не путайте однокоренные и однокорневые слова. Однокоренные слова имеют одинаковые корни. Однокорневые слова имеют один корень.

Презентация на тему: » Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.» — Транскрипт:

1 Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

2 Проверяем упражнение 32

4 ЗАПОМНИ ИСКЛЮЧЕНИЯ! Ко II спряжению относятся: Слышать, дышать, держать, гнать; Смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть К I спряжению относятся: Брить, стелить, зиждиться

5 Запомните глаголы I спряжения на -ять Сеять, веять, реять, таять, чуять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять, затеять, чаять, блеять, хаять Поставьте эти глаголы в форму 2 лица, ед. числа

6 Спишите, вставив пропущенные буквы Держ..тся, подморажива..т, усе..ва..т, ве..т, совпада..т, догора..т, приветству..т, наход..т, стро..т; дыш..ш. слуша..ш. се..ш. та..ш. стел..ш. кле..ш….

7 ПРОВЕРЯЕМ! Держится (держать, 2 спр, искл), подмораживает(подмораживать, 1), усеивает (усеиваю,усеивать 1 спр), веет (веять, 1), совпадает (совпадать, 1), догорает (догорать, 1), приветствует (приветствовать, 1), находит (находить, 2), строит (строить, 2); Дышишь, слушаешь, сеешь, таешь, стелешь, клеишь.

10 Спишите, объяснив орфограммы Распол..житься на площад. на станци. на лини. на линейк..; напр..виться к рощ. к пристан. к речк..; побывать в Австрали. Африк. Инди. Америк..; пишет в тетрад. в тетрадк..; р..стет у дорог..; лечился в больниц..; служил в арми..; был на собрани. в здани..

15 Выпишите прилагательные, определите их разряд, качественные прилагательные поставьте во все возможные степени сравнения Самая древняя (старо) славянская (руко)писная книга была написана 1000 лет назад, а (древне) русская (Остромирово Евангелие) – в середине XI века. Самые старые ножницы (они были изготовлены в X веке) в северо-восточной Европе были найдены во время археологических раскопок под Смоленском

18 Выпишите числительные, укажите их разряд, поставьте в Р.П., Д.П. Тв.п Тройка; семилетка; десять; единица; один; три; шестой; шестилетний; четырехугольный; четырехмиллионный; пять шестых; пятидневка; пятак.

19 Запишите числительные словами, укажите падеж Построенная в 1889 году; достигает 380 метров; равна 137 метрам; в течение 28 дней.

Что мы узнали?

Что морфологический принцип является основным для русской орфографии – ему подчиняется 96% все слов. А это значит, что в большинстве случаев с помощью этого принципа можно проверить написание слова. Достаточно уметь расчленить его на морфемы и понимать, как эти морфемы пишутся. А все потому. что согласно морфологическому принципу правописания все части слова, которые имеют значение – то есть от корня до флексии, пишутся одинаково. На этом принципе основаны такие известные всем правила, как правописание безударных гласных в корне и правописание звонких и глухих согласных на конце слова. То есть его действие распространяется как на гласные, так и на согласные, которые используются в разных морфемах, включая приставки и суффиксы.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/morfologicheskiy-princip-russkoy-orfografii-primery.html

Кое-что еще:

  • Готовый урок: Present Simple для детей. Worksheet и презентация к уроку для начинающих от Диляры Биктагировой
  • 4 игры на Present Simple в нашем телеграм-канале. Подойдут для отработки пройденного материала в нескучной игровой форме. Правила игры в Вк
  • 5 интересных заданий на говорение с использованием Present Simple: одна из самых популярных статей блога от Юлии Белоног
  • Большой дайджест Present Simple: задания, тесты и планы уроков

А еще у нас есть новый Present Simple Worksheet и мы готовы с вами поделиться. Преподаватель английского, лингвист и переводчик Анна Сиволобова подготовила задания для тренировки Present Simple. Отправим вам его на почту

Желаем продуктивных уроков!

Расскажите про свой опыт: какие были трудности с объяснением Present Simple, какие были удачи и находки? Забавные истории?

Коллеги, поделитесь впечатлениями, как вам статья? Хотели бы, чтоб мы готовили больше таких подробных материалов? А на какие темы? Что мы не учли или забыли?

Примеры паронимов разных категорий

Паронимы-существительные:

  • Адресат — лицо (орга­ни­за­ция), кото­ро­му адре­со­ва­но поч­то­вое отправ­ле­ние; полу­ча­тель (точ­ный адре­сат; адре­сат выбыл);
  • адре­сант — лицо (орга­ни­за­ция), посы­ла­ю­щее поч­то­вое отправ­ле­ние; отпра­ви­тель (пунк­ту­аль­ный адре­сант; сооб­ще­ние адре­сан­та).
  • Абонемент — пра­во на поль­зо­ва­ние чем-либо в тече­ние опре­де­лён­но­го сро­ка, а так­же доку­мент, удо­сто­ве­ря­ю­щий это пра­во (кон­церт­ный, биб­лио­теч­ный, теат­раль­ный або­не­мент);
  • або­нент — вла­де­лец або­не­мен­та (або­нент теле­фон­ной сети, заказ жур­на­ла або­нен­том).
  • Двигатель — часть авто­мо­би­ля, кото­рая при­во­дит его в дви­же­ние, сила (элек­три­че­ский дви­га­тель);
  • дви­жи­тель — то, что при­во­дит в дви­же­ние, спо­соб­ству­ет ему (дви­жи­тель обще­ства, про­грес­са).
  • Диктант — вид пись­мен­ной рабо­ты (труд­ный дик­тант, объ­яс­ни­тель­ный дик­тант, дик­тант с ком­мен­та­ри­я­ми);
  • дик­тат — тре­бо­ва­ние, про­дик­то­ван­ное одной силь­ной сто­ро­ной, тре­бу­ю­щей без­услов­но­го выпол­не­ния дру­гой, сла­бой сто­ро­ной (дик­тат пра­вя­щей вер­хуш­ки).
  • Описка — слу­чай­ная ошиб­ка при пись­ме;
  • отпис­ка — ответ, не затра­ги­ва­ю­щий суще­ства дела.
  • Факт — истин­ное собы­тие, явле­ние, про­ис­ше­ствие;
  • фак­тор — при­чи­на, дви­жу­щая сила какого-либо про­цес­са.

Паронимы-прилагательные

  • Бережный — забот­ли­вый, осто­рож­ный (береж­ное отно­ше­ние к мате­ри);
  • береж­ли­вый — эко­ном­ный, рас­чёт­ли­вый (дочь у них береж­ли­вая).
  • Гигиенический — отно­ся­щий­ся к гиги­ене, осно­ван­ный на пра­ви­лах гиги­е­ны (гиги­е­ни­че­ские меры, гиги­е­ни­че­ские усло­вия тру­да, гиги­е­ни­че­ские сред­ства);
  • гиги­е­нич­ный — удо­вле­тво­ря­ю­щий пра­ви­лам гиги­е­ны (гиги­е­нич­ный костюм, гиги­е­нич­ная одеж­да).
  • Дружеский — отно­ся­щий­ся к дру­зьям (дру­же­ская встре­ча, дру­же­ская улыб­ка);
  • дру­же­ствен­ный — бла­го­же­ла­тель­ный, осно­ван­ный на дру­же­лю­бии; (дру­же­ствен­ная обста­нов­ка, дру­же­ствен­ная стра­на, поли­ти­ка.)
  • Искусный — уме­лый, хоро­шо зна­ю­щий свое дело мастер (искус­ный юве­лир, гон­чар, плот­ник; искус­ные руки);
  • искус­ствен­ный — непри­род­ный (искус­ствен­ный мех, шёлк, камень).

Паронимы-глаголы

  • Иммигрировать — въе­хать в  дру­гую стра­ну для вре­мен­но­го или посто­ян­но­го про­жи­ва­ния;
  • эми­гри­ро­вать — выехать из сво­ей стра­ны, пере­се­лить­ся в дру­гую стра­ну.
  • Усвоить — уяс­нить для себя что-то, сде­лать зна­ние сво­им, понят­ным (усво­ить новую тему, усво­ить пра­ви­ла мате­ма­ти­ки, усво­ить мане­ры хоро­ше­го тона; усво­ить взгля­ды, моду, обы­чай);
  • осво­ить — овла­деть чем-нибудь, научить­ся поль­зо­вать­ся чем-либо, рас­по­ря­жать­ся, обра­ба­ты­вать (осво­ить метод быст­ро­го чте­ния, ста­нок, тех­ни­ку, зем­лю, пусты­ню, цели­ну; осво­ить про­из­вод­ство фар­фо­ра).
  • Предоставить — отдать в рас­по­ря­же­ние, поль­зо­ва­ние (предо­ста­вить выбор, долж­ность, кре­дит, отпуск, поме­ще­ние, све­де­ния, место, сво­бо­ду);
  • пред­ста­вить — вру­чить для озна­ком­ле­ния, позна­ко­мить кого-то с кем-то, выдви­нуть для поощ­ре­ния (пред­ста­вить чер­теж, доку­мен­ты, отчет, схе­му, гостя, к награ­де, сце­ну из спек­так­ля).

Добавим к это­му спис­ку гла­голь­ные пары слов-паронимов:

  • про­гло­тить — погло­тить;
  • ого­во­рить — обго­во­рить;
  • охла­деть — охла­дить.

Ещё боль­ше при­ме­ров мож­но най­ти в сло­ва­ре паро­ни­мов.

Почему сложно изучать морфологию

Она очень абстрактная. Когда вы изучаете, например, морфемику, там все понятно: «при-» – «приставка, «-бреж-» – корень, «-н-» – суффикс, «-ый» – окончание. Все эти морфемы перед вами, вы их можете увидеть «глазами».

А когда надо определить часть речи у слова «одиноко» – слово везде одно и то же, но надо почувствовать разницу в его значении, ОСОЗНАТЬ, что «Мне одиноко» – обозначает состояние и «одиноко» здесь – категория состояния, «Утес стоит одиноко» – наречие, потому что обозначает признак действия, «Солнце так одиноко в нашей вселенной» – прилагательное, входит в состав именного сказуемого (солнце одиноко).

Приходится сильно напрягать мозг, чтобы увидеть вот эту разницу. Тем, кто изучает русский, как иностранный – в особенности.

Минусы традиционного способа записи слов

В русском языке таких «улик» прошлого осталось довольно много, но если сравнивать, например, с английским языком, то он не покажется главным. В английском языке большинство написаний объясняется именно традицией, так как в нем чрезвычайно давно не проводилось никаких реформ. Именно поэтому англоязычные школьники вынуждены не столько понимать правила написания слов, сколько заучивать сами написания. Только традицией, к примеру, можно объяснить, почему в слове “high” «озвучиваются» лишь первые две буквы, а следующие две пишутся просто «по привычке», обозначая в слове ноль звуков.

Еще несколько примеров

Адресат – тот, кому вы посылаете письмо. Адресант – вы, то есть тот, кто отправляет.

Венец – это головной убор, украшение. Может быть королевским, венчальным. Иногда используется в переносном смысле, означает страдания, тяготы. Это пошло от «тернового венца» Исуса Христа. Венок – что-то сплетенное, положенное на голову. Может быть венок из одуванчиков.

Вдох – когда вы просто втянули в себя воздух. Вздох – тяжелый, шумный вдох или выдох, без разницы. Обычно передает эмоции человека: «сказать со вздохом».

Гордость – когда вы чем-то горды, и это хорошо. Можно гордиться сыном, Родиной. Гордыня – заносчивость, высокомерие. Это уже плохо.

Что такое синонимы – простое и правильное объяснение с примерамиПишутся по-разному, а означают примерно одно и то же.

Черви – которые ползают по земле. Червы – масть в картах, обозначаемая в виде сердца красного цвета.

Фиеста – когда все празднуют. Сиеста – когда все спят после обеда, потому что на улицу выйти нельзя из-за жуткой жары.

Тема – то, о чем вы говорите/пишете/читаете. Тематика – группа из нескольких тем.

Остатки – что-то, оставшееся от чего-то (от еды, надежды, любви). Останки – мертвое тело человека.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Если придаточная часть сложноподчинительного предложения стоит перед или до главной, принято ставить запятую между ними. Если же она стоит в середине, зависимое предложение нужно обособлять с обеих сторон.

Примеры:

  • Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади.

  • Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне.

  • Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади.

Если перед составными союзами есть слова лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно или частицы не и ни, для таких союзов характерно деление. В таком случае перед что нужно ставить запятую:

Он заболел лишь потому, что ходил без шарфа зимой.

Если изъяснительные и условные (с союзом ли) придаточные стоят перед главным предложением и выделены интонацией, их разделяют тире:

Хочется ли перемен — кто знает.

Иногда перед подчинительные союзом ставят двоеточие. Например, если в части перед ним есть предупреждение о том, что дальше будет разъяснение:

Отец понял то, что ему нужно было понять: что они говорили о нем.

То же самое может быть и в бессоюзном предложении

И тогда он понял: все эти разговоры бесполезны.

Примеры морфологической характеристики слова

Возьмём примеры для морфологического исследования из предложения: Избушка стояла на лесной полянке.

На полянке — сущ. (категориальное значение — предмет), нач. форма полянка.

Пост. признаки: неодуш., нариц., жен. рода, 1 скл.

Непост. признаки: в форме един. числа, предл. падежа.

Роль в предложении — обстоятельство. Стояла (где?) на полянке.

Стояла — глагол (категориальное значение — действие предмета), нач. форма стоять.

Пост. признаки: несов. вид, II спр., невозвр., неперех.

Непост. признаки: в форме изъяв. накл., прош. врем., един. числа, жен. рода.

Роль в предложении — сказуемое. Избушка стояла.

С порядком морфологического разбора основных частей речи школьники знакомятся в 5 классе.

Термины морфология и морфемика образованы от греческого слова morphe, что значит «часть». Эти слова иногда путают. Но морфология изучает систему частей речи, а морфемика — части слова, морфемы.

Что мы узнали?

Лингвистика даёт следующее определение термина морфологии: это раздел языкознания, изучающий слово как часть речи. Морфологическая система русского языка включает самостоятельные и служебные части речи. Знаменательным частям речи присуще общее категориальное значение. Служебные части речи выполняют вспомогательные функции: осуществляют связь между словами и частями сложного предложения, образуют составные формы слов и влияют на смысл высказывания.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Что изучает морфология?

    • Морфемный состав слова
    • Звуко-буквенный состав слова
    • Слово с точки зрения принадлежности к одной из частей речи
    • Строение предложения

Прием 4. Флеш-карточки

Метод хорош в случаях, когда от зубрежки отказаться нельзя, но хочется, чтобы после контрольной или экзамена знания не покинули ученика. Особенно эффективен при изучении иностранных слов: на лицевой стороне карточки находится слово, перевод которого нужно вспомнить, на обратной — русский перевод. Такой же способ подходит для изучения определений — с двух сторон карточки находятся термин и его толкование.
Преимущество такого метода в том, что человек не привязывается к последовательности изученного, ведь карточки можно перемешать и продолжать учить их в другом порядке.
Для тех, кто не хочет делать карточки вручную или желает иметь их при себе все время, есть специальный сервис Quizlet, который доступен в веб-версии и приложении для смартфонов. Виртуальные карточки также может сделать учитель и «раздать» своим ученикам, чтобы у каждого в телефоне был комплект.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: