Практика анализа фрагмента текста: диалог персонажей. интерпретация эпизода читателями-старшеклассниками

Диалог и монолог

Ребята, возле музея на лавочке сидит одинокая старушка и что-то бормочет про себя. А вы знаете, как называется такая форма речи?

Ребята, внимательно прочите текст!

Текст

Добрый день! Меня зовут Антонина Петровна, я учитель русского языка и литературы. Могу Вас научить читать и писать, познакомлю с великими писателями и их произведениями.

Ребята, скажите это диалог? (Говорит один человек, это не разговор двух людей, поэтому не является диалогом).

Правильно! Это монолог. Как вы думаете, что такое монолог?

Монолог – это речь одного человека.

Задание

Ваша задача заполнить таблицу, написать, чем отличается монолог и диалог.

Вы прекрасно справились с задачей, поедем обратно, возвращаемся в школу!

Как оформить диалог на письме?

Ребята, диалог – это не сплошной текст. В нем есть знаки препинания

Очень важно оформлять правильно реплики (фразы)говорящих. Каждую реплику пишут через тире с новой строки

По окончанию фразы ставим знак завершения.

Например:

— Привет!

— Здорово!

Реплика – одно высказывание говорящего, например «Как дела», «Привет!».

В конце предложения следует ставить те знаки препинания, которые предусмотрены правилами русского языка.

  1. Все что сказано, ставится в начале строки после тире.
  2. Затем нужно поставить запятую (иногда ставим и другие знаки препинания, посмотри в таблице ниже) и тире, чтобы указать, а кто же сказал эту фразу.

Запомните, ребята: тире ставим в начале строки и после сказанной фразы!

В соответствии с эмоцией ставится тот или иной знак:

  • точка в повествовании,
  • восклицательный знак при выражении чувств,
  • вопросительный знак, когда необходимо спросить о чем-либо.

Иногда можно поставить многоточие — знак, который означает незавершенную мысль. Иногда многоточие и восклицательный знак стоят вместе.

Например:

— Ну и что..!

Задание

Расставь знаки препинания в конце этих реплик.

— Ты сделал домашку

— Да

— Дай списать скорее

— Что ты, не дам, делай сам

— Жадина.

В конце нашей экскурсии вы готовы поиграть?

Продолжите высказывания, ответьте на вопросы.

  1. 1. Речь, которую мы произносим – это? (устная)
  2. Как вести диалог с людьми? (Последовательно отвечая на реплики)
  3. Назовите правила оформления диалога (Через тире в начале строки, в конце в диалоге ставится знак завершения)

Выводы

Сегодня наша экскурсия по стране «Диалогии» была очень увлекательной. Мы узнали много нового.

  1. Диалог – это устная или письменная форма разговора двух, а иногда нескольких людей.
  2. Монолог – это речь одного человека.
  3. Существует три вида диалогов: равноправный, диалог в вопросах и ответах, структурированный.
  4. Диалог как форма общения зародилась далеко в древности.
  5. Чаще всего диалог относится к разговорному стилю речи.
  6. На письме диалог оформляется через тире в начале строки, а новую реплику пишут с новой строчки.

Монолог

Что такое диалог? Это беседа нескольких человек. В монологе принимает участие всего одно лицо. В этом его главное отличие от беседы. Общая особенность монолога и диалога заключается в том, что эти формы высказывания могут быть выражены как устно, так и письменно.

В художественных произведениях герои делятся высказываниями. Один из персонажей вдруг произносит длинную речь, при этом задает множество риторических вопросов. Другими словами, рассуждает, не предполагая получить отклик от слушателей. Это и есть монолог. В переводе с древнегреческого языка термин означает «речь».

О том, что такое монолог, хорошо известно студентам. Они почти каждый день слышат его на лекциях. Школьный учитель тоже имеет обыкновение рассуждать, но его речь, как правило, включает элементы беседы. Примеры монолога и диалога можно услышать по телевидению. Какой формой высказывания является предновогодняя речь президента? Конечно, монологом. Но если тот же президент или любая другая публичная личность отвечает на вопросы журналистов – это уже диалог.

Речь Мармеладова

Достоевский – мастер создания ярких монологов и диалогов. Неповторимые, чрезвычайно глубокие по содержанию речи произносят в его книгах герои как главные, так и второстепенные. Один из примеров – монолог чиновника Мармеладова – человека несчастного, ничтожного, опустившегося. В словах, которые произносит персонаж, обращаясь к Раскольникову, безграничная боль, самобичевание, странное желание принизить тебя. Ключевые слова в монологе Мармеладова: «Бедность не порок, нищета порок».

Стоит сказать, что отрывок из «Преступления и наказания», в котором показана встреча главного героя с отцом Сони, можно назвать и диалогом. Раскольников беседует с Мармеладовым, узнаёт о подробностях его жизни. Однако именно спившийся чиновник произносится здесь речь, которая раскрывает не только его личную трагедию, но и трагедию целого социального слоя Петербурга XIX века.

Условия возникновения диалога

Для возникновения диалога, с одной стороны, нужна исходная общая база информации, которой будут делиться участники, а с другой, необходимо, чтобы существовала минимальная разница в знаниях участников данного речевого взаимодействия. Иначе они не смогут передать друг другу информацию о соответствующем предмете речи, а значит, диалог будет непродуктивным. То есть неинформативность негативно отражается на продуктивности данной формы речи. Подобный фактор может появляться не только при низкой речевой компетентности участников беседы, но и при отсутствии у них желания начать диалог или развивать его.

Диалог, в котором присутствует лишь одна из форм этикета речи, называемых этикетными формами, обладает формальным смыслом, другими словами, он неинформативен. При этом у участников отсутствует потребность или желание получить информацию, однако сам диалог является формально общепринятым в некоторых ситуациях (например, при встрече в местах общественного пользования):

Здравствуй!

Как твои дела?

Хорошо, спасибо. А у тебя?

Все нормально, работаю потихоньку.

Ну пока, счастливо!

Непременным условием возникновения диалога, направленного на то, чтобы получить новую информацию, является потребность в общении. Этот фактор возникает в результате потенциального разрыва в обладании информацией и знаниях между его участниками.

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, при котором автор текста логически размышляет о причинах
действий, свойств или явлений.

Иначе говоря, в таком тексте автор выдвигает какой-либо тезис и подробно разбирает его, выражает свои мысли на
конкретную тему. У рассуждения есть свои маркеры, по которым его можно узнать. Например, вводные слова (
во-первых, во-вторых и т. д.) и слова-связки (однако, следовательно, вопреки и т. д.).

Подтипы рассуждения

Как и в случае с остальными типами речи, у рассуждения есть разновидности. Всего их 3: доказательство, объяснение
и размышление. В школе их тоже не разбирают так подробно, но они помогут хорошо понять тему. А потому давайте
немного поговорим о каждом из них.

Доказательство — это подтип рассуждения, при котором автор ставит тезис и приводит
аргументы, чтобы подтвердить его и убедить читателя.

Пример № 3.

Удобнее всего ездить в университет на метро, а не на машине. Во-первых, так вы избежите пробок. Во-вторых,
проездной гораздо дешевле бензина.

Объяснение — это подтип рассуждения, при котором автор рассказывает о природе
предмета или явления: что это такое, как оно появилось и т. д.

Пример № 4.

Биология — это наука о живых существах и том, как они взаимодействуют со средой обитания. Это название
произошло от греческих слов βίος и λόγος. Дословно биология означает «наука о жизни».

Размышление — это подтип рассуждения, при котором автор делится мыслями по
какому-либо вопросу.

Пример № 5

Сможет ли человечество когда-либо полностью изучить мировой океан? Ответ: да, разумеется. Но сколько ещё лет
пройдёт, прежде чем мы будем обладать нужными для этого технологиями, никто не знает. С другой стороны, каждый
год в мире проводят всё больше успешных подводных экспедиций. А это значит, что мы уже на верном пути.

Что такое диалог?

Диалог – это вид общения двух и больше активных собеседников, где за каждой репликой одного участника следует ответная реплика второго. Чаще всего первая реплика – это вопрос, а вторая – ответ. 

Реплика – это одно высказывание участника диалога, обращенное ко второму участнику беседы. Реплики в диалоге связаны между собой по смыслу.

Для примера рассмотрим диалог между двумя особами.

– Не подскажите который час?

– Половина второго.

– Спасибо. Хорошего дня!

– Взаимно!

Речь собеседников делится на такты. В одном такте первый собеседник молчит, в следующем – говорит. За счет смены ролей слушающего и говорящего достигается ритмичность диалога.

Диалог чаще используется в устной речи, но в отдельных случаях представлен и в письменной форме, например, в художественной литературе. Здесь он передает разговор персонажей.

Диалог используется в научной, публицистической, официально-деловой и разговорной речи.

Важным условием успешного диалога является понимание человеком речи второго участника диалога. Если люди говорят на разных языках и не понимают значения сказанных слов, то диалог между ними становится невозможным.

Если один из двух собеседников во время общения прекратит проявлять активность и замолчит, то диалог перестанет существовать и превратится в монолог. 

Диалог на этапе подготовки к написанию эссе

При подготовке написания эссе важно обсудить две противоположные точки зрения на заданную проблему, дать четкие аргументы и контраргументы к этим точкам зрения. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходит диалог собеседников с противоположными точками зрения

На уроках подготовки к эссе учащиеся делятся на пары или группы, делают краткие записи в таблицу с аргументами в поддержку своей точки зрения и возможными контраргументами. Далее в парах или группах учащиеся составляют диалог по следующему алгоритму:

  • S1 — Выражение своего мнения с аргументом в поддержку этого мнения;
  • S2 — Вежливое несогласие с мнением оппонента с аргументом почему не согласен. Высказывание своего мнения с аргументом в поддержку этого мнения.
  • S1 — Вежливое несогласие с мнением оппонента с аргументом почему не согласен. Второй аргумент в пользу своего мнения и т. д.

Для успешной работы необходима не только владение фразами-клише для выражения своего мнения, согласия/несогласия, но и лексическая поддержка или даже «банк идей» по теме. 

После таких диалогов эссе на сравнение разных видов отдыха даются учащимся легче.

От Нового времени к современности

Диалог как жанр продолжил свое развитие и в дальнейшем. Его использовали, например, французские писатели – Фонтенелль и Фенелон в XVII и XVIII веке, соответственно. В философских кругах в XVII веке к нему прибегал философ Мальбранш, который опубликовал «Диалоги о метафизике и религии». В Германии XVIII века диалог – это жанр, применявшийся в сатирических произведениях, например, у Виланда.

Конечно, без диалогов не обходятся драматические произведения, в которых он является их органическим признаком. Но среди недраматических произведений также встречаются те, что написаны в этом жанре. Так, в русской поэзии это «Разговор книгопродавца с поэтом», написанный А. С. Пушкиным, произведение М. Ю. Лермонтова «Журналист, читатель и писатель». В них авторами отражено их общественное и эстетическое кредо.

В современной действительности платонический диалог также используется в качестве отдельного жанра, в котором двумя или большим количеством собеседников обсуждаются философские вопросы.

Диалоги для отработки изученной лексики и грамматики

В качестве упражнения на активизацию лексики может использоваться игра «Mill/Onion». Учащиеся охотно играют по правилам этой игры на уроках английского языка.

«Mill/Onion» — мельница или луковица, учащиеся делятся на две группы, одна группа образует внутренний круг, другая — внешний. Внешний круг по команде преподавателя двигается, учащиеся выполняют задание на обсуждение вопросов в паре.

  • Учащиеся набирают карточки из предложенного банка лексических единиц по теме.
  • Затем учащиеся делятся на пары и берут один из предложенных вопросов для обсуждения по теме урока.
  • По команде учителя учащиеся должны начать диалог по заданному вопросу с использованием слов на своих карточка. Тот ученик, кто использовал слово на карточке, передает эту карточку своему собеседнику. Таким образом, более активные ученики имеют меньше карточек.
  • Через две минуты все учащиеся меняются собеседниками. Появляется возможность проявить себя активным в паре с другим учеником.

Такое упражнение-игра снимает многие трудности, возникающие в процессе обучения диалогической речи: низкая степень или отсутствие мотивации, стеснительность, боязнь сделать ошибку и даже медлительность. Учащиеся используют клише и говорят бегло.

В 10 классе на уроке по теме «Путешествия» учащимся можно предложить обсудить по приведенной технологии следующие вопросы:

  • At what age should teenagers be allowed to go on holiday with their friends?
  • Is it better to travel with parents or with friends?
  • What are benefits and drawbacks of travelling alone?
  • Which holiday is more enjoyable, a beach or sightseeing holiday?
  • Where is it better to spend winter holiday?
  • What destinations can be suitable for a winter holiday?
  • What activities are popular on winter holidays?

Другие разновидности

Итак, мы выяснили, что диалог – это понятие весьма многогранное, имеющее множество разновидностей. Он может быть письменным и устным, выступать в роли литературного драматического или философского жанра, а также в виде теории диалога, педагогического и коммуникативного метода, социального инструмента. Какие еще разновидности диалога существуют?

Есть еще такая форма, как равноправный диалог. Она осуществляется тогда, когда его различные участники воспринимаются, скорее всего, с точки зрения справедливости аргументов. То есть, с точки зрения их вескости, обоснованности, содержания. Здесь не берется в расчет оценка мощности того или иного участника, его власти и занимаемой им позиции, которая его защищает.

Структурированный диалог представляет собой один из видов диалогических практик. Она разработана как средство ориентации, способствующее направлению дискурса к проблемам понимания и согласования действий.

Дело в том, что большинство из традиционных диалогических практик не являются структурированными. Поэтому они не в полной мере помогают выяснять различные перспективы и точки зрения, касающиеся проблемной области. В то время как организованная форма диалога, дисциплинированная, где участники дают согласие на следование определенной структуре, организации или же содействию, помогает группам в решении сложных проблем и разделении между участниками результатов общего решения.

На сегодняшний день А. Христакисом, представляющим структурированный логический дизайн, и Д. Варфилдом, представителем науки обобщенного дизайна, разработана новая школа диалога. Она носит название Интерактивного менеджмента.

Согласно ее установкам, структурированный диалог позволяет обеспечить разнообразие заинтересованных сторон, а это является одной из важных предпосылок для того, чтобы представить проблему системно. А также это даст возможность сбалансировать голоса участников и заинтересованных сторон в ходе диалога.

Как метод структурированный диалог используется командами, которые содействуют миротворчеству по всему миру. В качестве примера можно привести кипрский проект под названием «Диалог гражданского общества». А также он применяется в здравоохранении, стратегическом управлении, формулировании социальной политики в некоторых странах.

Знаки препинания при диалоге

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст. О первых трех способах передачи чужой речи мы говорили в предшествующей главе учебника.

Чужие предложения, записанные таким способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок.

(Чуковский)

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

– Куда идешь?

– А так иду, куда ноги идут.

– Помоги, добрый человек, мешки снесть! Кто-то колядовал, да и кинул посреди дороги.

(Гоголь)

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Условные обозначения:

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы; р – реплика, начинающаяся со строчной буквы; А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы; а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

1. Слова автора предшествуют реплике или прямой речи

А: – Р.

А: – Р!

А: – Р?

Чичиков обратился к нему с такими словами:– Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце. ( Гоголь)

Чичиков обратился к нему с такими словами: «Я хотел бы поговорить с вами об одном дельце».

2. Прямая речь или реплика стоит перед словами автора

– Р, – а. 

– Р! – а.

 – Р? – а.

 
– Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)

«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора

– Р, – а, – р.

– Р, – а. – Р.

– Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих. (Гоголь)

«Да, – отвечал Чичиков и смягчил выражение, прибавивши, – несуществующих».

4. Слова автора разрываются репликой

А: – Р, – а. А: – Р! – а. А: – Р? – а.

Он сказал:

– Здравствуйте! – и подошел к окну… (Драгунский)

Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

Упражнение № 1

__Добрый вечер_, _ _казал на всякой случай Маленький принц.

__Добрый вечер_, _ _тветила змея.

__На какую это планету я попал?_

__На Землю, _ _казала змея. _ В Африку_.

__Вот как. А разве на Земле нет людей?_

__Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая_.

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Упражнение № 2

_Артиста Воланда можно попросить? _ _ладко спросил Варенуха.

_Они заняты, _ _тветила трубка дребезжащим голосом, _ а кто спрашивает?

_Администратор Варьете Варенуха.

_Иван Савельевич? _ _адостно вскричала трубка. _ Страшно рад слышать ваш голос! Как ваше здоровье?

_Мерси, _ _зумлённо ответил Варенуха, _ _ с кем я говорю?

_Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, _ _рещала трубка, _ _есь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мною как вам будет угодно.

(Булгаков)

Упражнение № 3

Я сказал_

_Ну как?

_Чудовищно! __охвалил Борис Сергеевич.

_Хорошая песня, правда? _ _просил я.

_Хорошая, _ _казал Борис Сергеевич и закрыл платком глаза.

_Только жаль, что вы очень тихо играли, Борис Сергеевич, _ _казал я, _ _ожно бы ещё погромче.

_Ладно, я учту, _ _казал Борис Сергеевич. _ _ ты не заметил, что я играл одно, а ты пел немножко по-другому?

_Нет, _ _казал я, _ _ этого не заметил! Да это и неважно. Просто надо было погромче играть

_Ну что ж, _ _казал Борис Сергеевич, _ _аз ты ничего не заметил, поставим тебе пока тройку. За прилежание.

(Драгунский)

Что такое диалог

Ребята, сегодня мы с вами поедем на экскурсию в страну «Диалогию»! Чтобы наш автобус отправился, нужно прочитать текст и ответить на вопросы.

Смысловое чтение текста 1

— Доброе утро.

— Здравствуйте. Чем могу помочь?

— Я бы хотел заказать цветы.

— Какие цветы вам больше всего нравятся?

— У вас есть красные розы?

— Да, конечно! Сколько штук вы хотели бы взять?

— 11, у моей мамы день рождение сегодня!

— Хорошо. Я рассчитаюсь наличными при получении.

— Когда доставить букет вашей маме?

— Завтра к 10 утра.

— Хорошо. Пожалуйста, назовите адрес.

— Улица Новогодняя, дом 5, квартира 12.

— Спасибо за заказ.

— Спасибо, до свидания.

— До свидания.

Вопросы

  1. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем идет речь? (Речь идет о покупке цветов).
  2. Кто в этом тексте присутствует? (Продавец и покупатель).

А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом?

Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!

Диалог в переводе с греческого слова означает – «беседа». Диалогом принято считать беседу двух и более лиц. Еще одно значение этого слова мы видим на этом рекламном плакате в стране «Диалогия»

Слово диалог встречается в художественной литературе, научной терминологии и в ежедневном разговорном общении. Появление термина произошло в доисторические времена. Его корни уходят в вековую традицию усовершенствования культуры обмена мыслями и идеями.

Посмотрите, ребята, какое большое значение у слова «диалог».

Рассмотрим пример диалога, в нем присутствуют два участника: мама и дочка.

— Мамочка, поможешь мне решить пример?

— Ты должна разобраться во всем сама.

— Тогда объясни, как это делать.

— Прочти числа, отсчитай на счетных палочках.

— У меня 10 – 2, значит нужно взять 10 палочек?

— Да, умница дочка, теперь убери две и посчитай сколько осталось.

— Восемь.

— Все верно, отличная работа!

— Я смогу решить остальные примеры сама!

В этом диалоге достигается главная задача – научить ребенка считать. У любой беседы также присутствует цель и итог разговора.

А теперь отправляемся дальше.

Формы выражения

Диалогичность наглядно проявляется в беседе, дискуссии и споре. Первая форма — это последовательный обмен мнениями, способствующий пониманию и уточнению свойств конкретного предмета, описанию ситуации. Предполагаются аналогичные взгляды собеседников, доброжелательное отношение друг к другу.

В споре проявляется противостояние. Участники отстаивают исключительно свою позицию, защищают собственную точку зрения, стремясь одержать победу в разговоре. Редко встречаются случаи, когда сторонам удается достичь компромисса, как правило, каждый остается при своем мнении. Не исключены некорректное поведение, хамство и оскорбления, перетекающие в драку. Эмоциональная окраска отсутствует, если субъекты решают написать друг другу взаимные претензии.

Дискуссия как форма проявления диалога представляет собой ясное, последовательное и обоснованное оценивание различных мнений и взглядов. Она базируется на следующих принципах:

  • сопоставление;
  • грамотная и понятная аргументация;
  • рассмотрение и оценивание.

Такая разновидность взаимодействия считается наиболее действенной, часто она встречается в политической сфере в виде полемики или дебатов.

Кроме того, выделяют диалоги публичные и «с глазу на глаз». В первом случае не удается сказать оппоненту то, что было бы допустимо наедине

Здесь важно умение убеждать не только собеседника, но и остальных присутствующих, используя железную логику и способность отстаивать свою позицию.

https://youtube.com/watch?v=jjmR-KCt8Mk

Движение в поддержку диалога

В последние десятилетия во всем мире быстро растут и развиваются движения, направленные на поддержку диалога. Например, в США создали Национальную коалицию за диалог и обсуждение. Появляются организации и группы, которые помогают людям, состоящим в браке, приводить в гармонию свои отношения путем обучения диалогическому методу, позволяющему партнерам больше узнать друг о друге, не применяя «угрожающих поз».

Общение является очень деликатным процессом. Поэтому слова, употребляемые в диалоге, не должны тормозить его, способствовать конфронтации, такой, как дебаты и дискуссии. Его развитию могут мешать страх, недоверие, внешние влияния, плохие условия для коммуникации.

Пути преодоления трудностей при обучении диалогической речи

При организации учебной деятельности, направленной на развитие навыков говорения, в том числе, диалогического общения, учитель должен руководствоваться современными подходами к обучению

Некоторые традиционные подходы к обучению говорению уделяют слишком большое внимание грамматической правильности речи, в результате чего возникают проблемы, трудности при изучении английского языка, нежелание говорить из-за боязни сделать ошибку

Основные причины трудностей, возникающих при выполнении заданий по говорению это: слишком пристальное внимание учителя к ошибкам, отсутствие мотивации, отсутствие необходимой поддержки (лингвистической и психологической). Рассмотрим, как эти сложности можно преодолеть

Современный подход к обучению говорению предусматривает следующие ключевые моменты, которые помогают преодолеть трудности при обучении диалогической речи:

персонализация, то есть учащиеся охотнее и успешнее выполняют задания, которые предполагают описать свой жизненный опыт, представить себя на месте действующего лица;
построение диалогов, в которых возможна вариативность, создание собственной сюжетной линии, проявить свою индивидуальность;
больше работать в парах, группах, так как это снимает проблемы стеснительности и дает возможность увеличить время практики разговорной речи на уроке;
соблюдать баланс между правильностью речи и свободным владением языком, учитель должен осознавать, что при спонтанной речи и на этапе обучения нельзя концентрировать внимание на грамматической правильности речи;
задача учителя обеспечить учащегося инструментарием для успешного ведения беседы, дать время на подготовку, если задание предполагает использование новых лексико-грамматических или речевых единиц, что непременно скажется на лексико-грамматической наполняемости и скорости речи при разыгрывании диалога;
учитель должен предоставить учащимся возможность больше говорить на уроке, сведя к минимуму время, когда говорит учитель, тем более на старшей ступени обучения. Урок должен быть спланирован для обучения школьников, а не для практики учителя.

Диалог vs монолог: в чем разница?

В предыдущем разделе уже описано, что такое диалог. Чтобы понять разницу между диалогом и монологом осталось выяснить, что такое монолог.

Монологом называют речь одного человека. Это не общение с самим собой, а чаще всего выступление перед кем-то. Форма реализации может быть устной и письменной. 

Монолог редко бывает спонтанным. Если диалог нельзя с точностью предсказать от начала и до конца, он создается в процессе общения, то монолог легко заранее обдумать и подготовить. 

Монологи создаются с целью передачи информации, побуждения к определенному действию, воздействия на слушателя или читателя. Для большего понимания можно привести следующие примеры монолога

РУССКИЙ ЯЗЫК

Как отличить диалог от монолога?

Диало́г — это речь (разговор) двух или нескольких лиц.
Моноло́г — речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

6. Прочитайте. Назовите сказку и её героев.

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, муха-горюха, а ты кто?
— А я блоха-попрыгуха.
— Ступай ко мне жить.

  • Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре? Кто спрашивает, а кто отвечает?
  • Прочитайте с одноклассником диалог по ролям.
  • Догадайтесь, какую роль выполняет знак «тире» (-) в диалогической речи.
  • Спишите диалог. Проверьте написанное.

Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой

В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).

7. Вспомните диалог из сказки «Колобок», который происходит между Колобком и Медведем или между Колобком и Лисой.

Подготовьтесь разыграть этот диалог.

   О происхождении слов

Некоторые слова пришли в русский язык из других языков: из латинского, греческого, французского, немецкого и т. д. И очень часто значение слова становится более понятным, если знать его происхождение.

Слова диалог и монолог пришли к нам из греческого языка. Логос по-гречески означает «слово, речь», диа — «два», моно — «один». Поэтому слово диалог можно перевести как «речь двоих», а монолог — как «речь одного».

8. Прочитайте строки из сказки Г. X. Андерсена «Дюймовочка».

— Прощай, маленькая птичка! Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда все деревья были такие зелёные, а солнышко так славно грело!

  • Отрывок из сказки — это диалог или монолог? Докажите. Кто произносит речь? К кому она обращена?
  • Спишите первое предложение. Найдите слово-прощание и подчеркните его. Подберите к нему слово, близкое по значению.
  • Выпишите из текста «вежливое» слово. Когда так говорят? Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?

проща́й

9. Прочитайте строки из рассказа В. Осеевой «Синие листья».

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
— Я ей давала, а она не берёт.
— Надо так давать, чтобы можно было взять.

  • Вы прочитали диалог или монолог? Объясните свой ответ.
  • Кто с кем разговаривает? Как вы понимаете смысл последнего предложения?
  • Подготовьтесь к выразительному чтению диалога.
  • Спишите последнюю реплику.

10. Рассмотрите рисунки.

  • По какому рисунку можно составить монолог, а по какому — диалог? Составьте текст по любому рисунку. Подготовьтесь его рассказать.
  • Обсудите: в каких случаях вы использовали в речи диалог, а в каких — монолог?

11. Подготовьте диалог-беседу на тему «Разговор по телефону» или рассказ-монолог на тему «Что мне особенно запомнилось в дни летних каникул».

Диалог в педагогике

Теория диалога получила свое развитие в работах бразильского педагога Паулу Фрейре, который рассматривал диалог как педагогический метод. Он подчеркивал, что практика диалоговой коммуникации в такой среде, которая характеризуется равенством и уважением, дает возможность ученикам и учителям учиться друг у друга.

Являясь защитником угнетенных, Фрейре внедрял в практику принцип диалога, выявляющий и связывающий ценности людей. Такая педагогика ориентирует на более глубокое понимание, на достижение позитивных изменений в мире.

Принцип диалога сегодня используется в школах, корпорациях, общественных центрах, других социальных институтах и образованиях. Он позволяет людям в небольших группах доносить до других свое видение и опыт, касающиеся сложных проблем и вопросов.

Суть использования диалогического подхода состоит в том, чтобы помогать людям в решении давних конфликтов и в выстраивании более глубокого понимания спорных вопросов. Диалог – это не взвешивание, не принятие решений и не судейство. Это понимание и обучение. Он опрокидывает всяческие стереотипы, создает доверительные отношения, дает людям возможность открываться к перспективам, заметно отличающимся от их собственных.

Что такое диалог?

Итак, когда нам требовалось записать отдельную фразу из речи отдельного человека, мы использовали прямую речь. Но если нам необходимо записать речь нескольких людей, разговаривающих друг с другом, мы используем уже диалог.

Например, посмотрите на отрывок из произведения И.С. Тургенева «Муму»:

Гаврила подошел к двери, стукнул в нее кулаком, крикнул:

— Отвори.

Послышался сдавленный лай; но ответа не было.

— Говорят, отвори! — повторил он. — Да, Гаврила Андреич, — заметил снизу Степан, — ведь он глухой — не слышит.

Мы видим, что здесь приведен разговор двух героев – Гаврилы Андреевича и Степана. Предполагался также ответ кого-то за дверью после фразы: «Отвори». И несмотря на то, что этого ответа не было, это все равно считается диалогом.

Сравните фразу «Говорят, отвори!» в диалоге и в прямой речи:

Диалог и прямая речь

Первый вариант (диалог) мы используем, когда фиксируем разговор здесь и сейчас. В нем высказывания произносят сами говорящие, те, кому принадлежат эти высказывания.

Второй вариант (прямую речь) мы используем, когда спустя время пересказываем отрывки из разговора. В этом случае высказывания произносит кто-то другой – тот, кто услышал их в прошлом от кого-то.

И кажется, что авторы в рассказах должны использовать второй вариант. Ведь они пересказывают вам историю, которая была когда-то в прошлом. Но на самом деле это не так. В рассказе действие разворачивается у вас на глазах. Что будет дальше, — не знает ни автор, ни читатель; а персонажи говорят сами.

{"questions":,"items":,]}},"step":1,"hints":}]}
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: