10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить

Что означают слова-паразиты в речи?

Услышать речь без слов-паразитов практически невозможно. Особенно если это разговор в обыденной ситуации. Но проблема стала настолько глобальной, что даже на значимых выступлениях перед огромной публикой возникают ситуации, когда присутствует словесный мусор.

Употребление словесных паразитов во время разговоров не имеет никакой смысловой нагрузки. Это речевой мусор, который портит общую картину и влияет на восприятие окружающими информации, которую вы хотите донести.

Слова паразиты – разрушители нашей уверенности. Они не способны придать выступлению органичности, передать красоту речи, подать смысл максимально открыто и понятно.

Данное увечье изречения дает много полезной информации об их носителе. Слово-паразит многое может поведать о психологических наклонностях говорящего: насколько человек серьезен, можно ли ему доверять. «Это…», «Это самое…», «Как бы…» — признаки неуверенности, неточности. Носитель таких слов непроизвольно создает вокруг себя ауру туманности, неясности.

Задаваясь вопросом, как избавиться от слов-паразитов в речи, нужно понимать, что причина присутствия их в изречениях свидетельствует о недисциплинированности носителя. А это говорит о начале работы не только над словарным запасом, но и над собой.

Алгоритм выполнения задания и образец рассуждения

1.     Внимательное читаем формулировку задания и подчеркиваем, какие утверждение нам надо найти: верные или ошибочные.

2.     Внимательно читаем утверждения в задании (их 5).

3.     Определяем тип речи и смысловые отношения фрагментов.

4.     Знаком «плюс» обозначаем верные ответы, а знаком «минус» — ошибочные.

5.     Запишите необходимую информацию в ответ. Если надо указать верные утверждения, то выпишем цифры напротив которых стоит плюс, а если ошибочные, то цифры с минусом.

24Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)     В предложении 1-4 представлено повествование

2)     В предложении 16, 17 дано описание.

3)     Предложение 25 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 24.

4)     В предложении 40 представлено рассуждение.

5)     Предложение 45 содержит элементы описания.

1.« (1) Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. (2) Берёзовые рощи долго не желтели. (3) Долго не увядала трава. (4) Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса». – В этих предложениях представлено описание осени. Можно задать вопрос: какова она? Перед нами описание природы – пейзаж. Проверяем фотографическим способом: одна фотография. Значит, первое утверждение ошибочное.

2. «(16) Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17) Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?» — В этих предложениях представлено рассуждения. Автор размышляет («я подумал») о том, что шедевры существуют и в искусстве, и в природе. «Сфотографировать нельзя». Значит, второе утверждение ошибочное.

3. «(24) Так он думал. (25) Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара». Устанавливая смысловую связь, делаем вывод, что второе предложение противопоставлено первому. Одним из признаков является противительный союз НО. Значит, третье утверждение ошибочное.

+ 4. «(40) В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире». В этом предложении представлено рассуждение. Автор размышляет о свойстве шедевра. «Сфотографировать нельзя». Значит, четвертое утверждение верное.

+ 5. «(45) Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью». Это предложение содержит элементы описания осени. Можно задать вопрос: какова она? Подходит метод «фотографирования»: одна фотография. Значит, пятое утверждение верное.

Выписываем цифры, напротив которых стоит знак «плюс».

Ответ: 4 5

Рассуждение

Это когда «фотографий» нет. Картинок никаких нет. Человек просто о чем-то думает. Он не повествует ни о каких событиях и не описывает никакие картины.

«Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. В этом есть и плюсы, и минусы». Какую картинку вы нарисовали в голове? Никакую. Потому что нельзя ничего нарисовать или «сфотографировать». Тут никто не идет за хлебом и на лугу тоже никто не пасётся.

Большинство рассуждений строится по такой схеме:

Тезис – главная мысль, которую автор дальше будет оспаривать или утверждать. Аргументы – то есть доказательства, которые приводит автор. Вывод – заключение, к которому автор подводит читателя своими аргументами.

Что такое повествование

Повествование – это тип речи, сообщающий о совершении действия во временной последовательности. Автор повествует о событии от начала и до конца, т.е. в течение определённого отрезка времени. При этом все части текста логически связаны между собой. Окружающий мир динамичен, изменчив. Можно поставить вопросы «что произошло?», «когда случилось?», «с кем происходит?» и подобные. Обычно повествование ведётся от 1-го или 3-го лица.

Повествовательный текст складывается из следующих составляющих:

  1. Завязка.
  2. Развитие действия.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.

Языковые особенности повествования

Текст-повествование выражается посредством таких элементов языка:

  • глаголов (совершенный вид, прошедшее время);
  • обстоятельств времени («когда?», «как долго?»);
  • простые и составные глагольные сказуемые;
  • формы типа «прыг», «скок», «хлоп» и др.

История Питера Уинстона

В ходе исследований было установлено, что довольно часто зрелые люди и дети, страдающие шизофренией, до болезни отличались незаурядными способностями, считались одаренными, сверхразвитыми личностями. Ну как здесь не вспомнить фразу: «Гениальность и безумие идут рука об руку». Кажется, ее автором стал великий Чезаре Ломброзо.

История юного шахматиста Питера Уинстона – яркий тому пример. Питер родился в Нью-Йорке в 1958 году. Его отец преподавал химию в Колумбийском университете, а мать была магистром Педагогического колледжа.

В 1 год и 6 месяцев Питер уже знал алфавит и читал Британскую энциклопедию. В 6 лет его отдали в школу для одаренных детей, где его характеризовали как остроумного и энергичного мальчугана, но с вычурной манерой поведения.

Шахматами он увлекся еще в начальных классах, причем обучился им сам, с подачи отца. Он повторял партии известных шахматистов. Очевидцы рассказывали, что на турнирах во время игры он как будто впадал в транс, а если проигрывал, то впадал в ярость. Его называли гениальным мальчиком. Будучи подростком, он даже получил предложение от известного издательства написать книгу о шахматах. 

Проучившись год в престижной школе Линкольна, он забросил ее. Аргументировал это тем, что устал от этого занудства и «дерьма». Поступил в альтернативную школу, где дети самостоятельно контролировали учебный процесс. Но, когда его любимый учитель уволился, Питер также перестал посещать школу.

В 1972 году в возрасте 14 лет Питер Уинстон сыграл шахматную партию с гроссмейстером Уолтером Шоном Брауном, который носил титул чемпиона Австралии и трехкратного чемпиона США. Питер разгромил оппонента за 37 ходов. Это событие произвело фурор. Впоследствии партию называли просто «Игра».

На юниорском чемпионате США он разделил первое место с фаворитом того сезона, затем на чемпионате мира занял 6 место.

В 17 лет он поступил в колледж, увлекся политикой, а через полгода попал в психиатрическую больницу с психологическим кризом. Здесь ему и был поставлен диагноз шизофрения. В больнице он провел целый год. Его друг утверждал, что не мог узнать Питера. Уинстон твердил, что лекарства нарушают его способность игры в шахматы.

После выписки Питер продолжал участвовать в шахматных турнирах, но проигрывал все партии. Очевидцы говорили, что у него было много выигрышных ходов, но он их пропускал. Из-за его неопрятного вида, несоблюдения гигиены (матери его друга пришлось даже дезинфицировать постельное белье после того, как Питер у них ночевал) некоторые говорили о том, что парень употребляет наркотики. Хотя это мнение было ошибочным.

Друг, посещавший его квартиру, говорил, что Питер жил в ужасных условиях. Сам он выглядел так, как будто не спал несколько ночей, не мылся и не ел. Взгляд был блуждающим. Было видно, что в квартире засиживаются допоздна, играют в карты и шахматы на деньги.

Последний раз Питера видели, когда он посещал семью своего знакомого. Он был не в себе: беспокоен, собирался поехать в Техас на встречу с Уолтером Корном – одним из родоначальников шахмат. Называл его Богом. Затем он ушел, и его больше никто не видел.

Питер Уинстон пропал без вести в 1978 году в возрасте 20 лет. Его так и не нашли. Выдвигается несколько версий его исчезновения, которые, однако, не имеют официального подтверждения. Волшебное исчезновение Питера Уинстона считается одним из таинственных и резонансных событий шахматного мира.

Начальные симптомы шизофрении расплывчаты и неточны. Они становятся не только ее признаками, но и других психических расстройств. Однако альянс апатии, аутизма, странностей поведения, депрессии и патологического мышления дает повод обратиться к специалисту, чтобы не пропустить зарождение болезни.

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, при котором автор текста логически размышляет о причинах
действий, свойств или явлений.

Иначе говоря, в таком тексте автор выдвигает какой-либо тезис и подробно разбирает его, выражает свои мысли на
конкретную тему. У рассуждения есть свои маркеры, по которым его можно узнать. Например, вводные слова (
во-первых, во-вторых и т. д.) и слова-связки (однако, следовательно, вопреки и т. д.).

Подтипы рассуждения

Как и в случае с остальными типами речи, у рассуждения есть разновидности. Всего их 3: доказательство, объяснение
и размышление. В школе их тоже не разбирают так подробно, но они помогут хорошо понять тему. А потому давайте
немного поговорим о каждом из них.

Доказательство — это подтип рассуждения, при котором автор ставит тезис и приводит
аргументы, чтобы подтвердить его и убедить читателя.

Пример № 3.

Удобнее всего ездить в университет на метро, а не на машине. Во-первых, так вы избежите пробок. Во-вторых,
проездной гораздо дешевле бензина.

Объяснение — это подтип рассуждения, при котором автор рассказывает о природе
предмета или явления: что это такое, как оно появилось и т. д.

Пример № 4.

Биология — это наука о живых существах и том, как они взаимодействуют со средой обитания. Это название
произошло от греческих слов βίος и λόγος. Дословно биология означает «наука о жизни».

Размышление — это подтип рассуждения, при котором автор делится мыслями по
какому-либо вопросу.

Пример № 5

Сможет ли человечество когда-либо полностью изучить мировой океан? Ответ: да, разумеется. Но сколько ещё лет
пройдёт, прежде чем мы будем обладать нужными для этого технологиями, никто не знает. С другой стороны, каждый
год в мире проводят всё больше успешных подводных экспедиций. А это значит, что мы уже на верном пути.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Триединство

Взяв совершенно любое произведение, а затем пролистав несколько десятков страниц, вы встретите всего три на данный момент известных типа русской речи. Особенно это касается романов. Никто не сможет написать такое произведение без таких функционально-смысловых типов речи, как повествование, рассуждение и, конечно же, описание. Так или иначе, в одной из своих форм каждый тип встречается в любом тексте. Однако некоторые авторы пытаются написать какое-либо произведение, используя только один функционально-смысловой тип речи, что у них, конечно, все-таки иногда получается, но текст читать в таком духе просто невозможно. Даже если подумать, кто захочет читать 200 страниц рассказа, в котором нет никакого смысла, а речь идет о каком-нибудь здании. Автор описывает одно здание на 200 страницах — это ужасно нудно. Такое захотят прочитать единицы, потому что большинство читателей любят динамичные рассказы с элементами описания героев, с определенными подозрениями, догадками, которые раскрываются только в конце произведения.

Произведения, основываясь лишь на описании, с легкостью можно назвать «буклетами», которые выдают на каждом углу вашего городка. Построить интересный и интригующий текст на описании чего-нибудь просто невозможно, а если что-то и получится, то это вряд ли кому-то понравится. Поэтому функционально-смысловые типы речи выделяются в русском литературном языке. Какие именно, мы рассмотрели в статье.

Функционально-смысловые типы речи — описание, повествование, рассуждение — используют авторы при написании произведений. Некоторые творцы считают описание самым «неудобным», ведь создать шедевр, используя только его, невозможно. А вот, например, написать интересный текст о чем-либо в стиле повествования или рассуждения можно, да и вполне вероятно, что многим это понравится. Функционально-смысловые типы речи выделяют по определенным критериям, речь о которых шла в статье.

Если вы все-таки хотите прочитать произведение в каком-то определенном стиле, вам этого запретить никто не может, но лучше не тратить на это время, а найти текст, в котором автор использовал все три типа речи, вот такое произведение действительно вам понравится.

Что такое рассуждение?

Тип речи, исследующий проблему, называется рассуждение. Рассуждая, автор пытается доказать или опровергнуть какую-то мысль. Оно состоит из мыслей, доводов, суждений, размышлений, связанных логически.

Рассуждение имеет несколько разновидностей. Рассуждение-доказательство предполагает поиск ответа на вопрос: «Почему?». Например, утверждая, что «Ревизор» Гоголя актуален в наше время, автор объясняет почему, он так считает. Такая разновидность стилистически универсальна.

Рассуждение-объяснение в качестве основной мысли имеет утверждение, истинность которого очевидна. Автор ограничивается раскрытием смысла выдвинутого утверждения, объясняет, как он его понимает. Текст отвечает на вопрос: «Что это такое?» Чаще используется при написании научных, деловых текстов.

Рассуждение-размышление в центр ставится вопрос: «Как быть?». Автор ищет ответ на мучающий его вопрос. Сомнения в правильности его поступков, суждений порождают внутренний диалог с самим собой. Доказательства зачастую противоречат друг другу.  Часто встречается в публицистике, художественных произведениях.

Композиционная структура рассуждения

Вид рассуждения влияет на его композицию. Все тексты-рассуждения имеют одинаковую структуру:

  1. Тезис – утверждение или отрицание чего-то. Предложение, которое нуждается в доказательстве.
  2. Доказательства, аргументы.
  3. Примеры.
  4. Вывод.

Тезис – Ранняя осень – самое лучшее время года! Доказательства – Уже нет летней жары, но морозы еще не наступили. Яркое разноцветье лесов дарит ощущение праздника. Воздух становится легким и прозрачным. И на душе тоже так легко, что кажется, что еще чуть-чуть и ноги оторвутся от земли, и ты полетишь, кружась в танце, вместе с осенними листьями. Вывод – Только ранней осенью может быть так легко и хорошо!

Тезису может предшествовать вступление. Доказательства и примеры могут находиться в одной части и перемежаться. Могут отсутствовать примеры, или наоборот, примеры могут заменять доказательства. Иногда авторы опускают вывод.

Рассуждение-размышление имеет особенность: они строятся по такому же плану, но содержат целую систему вопросов и ответов. Используя такой прием, автор пытается установить истину. Например: «Сегодня я поссорился с другом. Правильно ли будет подойти к нему и помириться? Не будет ли это унизительно? Захочет ли он меня слушать?»

Для рассуждения важна четкая формулировка тезиса и убедительность доказательств.

Языковые средства рассуждения

Языковые средства, используемые в рассуждении, зависят от его разновидности. В доказательстве и объяснении используются вводные слова со значением порядка мыслей, способствующие оформлению текста.

В размышлении — вводные слова, обозначающие разную степень уверенности. Здесь преобладает абстрактная лексика, присутствуют риторические вопросы и восклицания. Для всех разновидностей характерно использование вводно-модальных слов, глаголов разных форм.

Между тезисом и доказательствами устанавливается логическая и грамматическая связь. Здесь более сложный синтаксис по сравнению с описанием и повествованием. Используется большое количество предложений, осложненных причастными, деепричастными оборотами. Присутствуют конструкции противопоставления и сопоставления.

Типы речи в чистом виде встречаются редко. Обычно в одном тексте сочетаются разные типовые фрагменты. Чтобы определить тип речи, нужно ориентироваться на типовое значение фрагмента: сменяющиеся действия или статичная картина. Можно воспользоваться методом исключения и применить к нему основные признаки каждого из трех типов.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Типы речи в русском языке

У каждого текста есть тема или основная мысль, то, что хотел сказать автор. Сделать это — выразить свою позицию — он может в разнообразных формах. В зависимости от того, в каком ключе он строит свою мысль, формируются типы речи.

Всего мы можем выделить три типа речи:

Повествование — самый распространенный тип речи, причем как устной, так и письменной. Его назначение — рассказать какую-то историю. В рассказе все события должны быть логически связаны, у него обязаны быть четкие начало и конец. Слушатель или читатель должен хорошо понимать основную мысль истории, с кем она происходит, где и когда. Главная особенность этого типа речи — большое количество глаголов.

Описание же, как понятно из названия, нужно для того, чтобы описывать какой-либо предмет или ситуацию. Его главная цель — передать читателю или слушателю образ, который видит автор. Обычно описания насыщены прилагательными и наречиями.

Рассуждение — тип речи, который встречается реже всего. Во время рассуждений человек объясняет причины, выражает свои мысли и взгляды по поводу какой-то проблемы.

Разновидности речи очень сложно перепутать между собой. Все они несут конкретную, четко определенную функцию. Если человек не может понять, какой тип речи перед ним, ему просто следует ответить на вопрос, — с какой целью текст был написан? Если для того, чтобы рассказать историю — то это повествование. Если с целью показать какой-то предмет или явление, то описание. Если же для того, чтобы донести до читателя свежую идею, то рассуждение.

Отличие типов речи от стилей речи

Типы речи очень часто путают со стилями речи. На деле же это два совершенно разных явления.

  • разговорный;
  • художественный;
  • публицистический;
  • научный;
  • официально-деловой.

Так, например, в разговорном стиле можно использовать жаргонизмы и просторечия, тогда как в остальных стилях это недопустимо. А научный стиль характеризуется общей сухостью, логичностью и точностью.

Типы речи — это совсем другое. Это способ изложения того или иного материала в зависимости от его назначения.

Стили и типы речи никак напрямую не соотносятся. Так, например, в тексте, написанном в художественном стиле, могут быть любые предложения: и повествовательные, и описательные, а также присутствовать рассуждения. То же самое можно сказать и про публицистический, и про разговорный стили. В научном и официально-деловом все же больше преобладают описания.

Описание

Описанием в лингвистике называется функционально-смысловой тип речи, описывающий какое-либо изображение, действие, предмет или внешний вид героя (лицо, глаза и т. д.). Возьмем, к примеру, случай, когда мы описываем портрет

Наше внимание сосредотачивается на следующих признаках: осанка и походка, рост, цвет глаз и волос, возраст, одежда, улыбка и прочее. Описывая помещение, мы указываем его размеры, внешний вид, оформление стен, мебельные особенности, количество дверей и окон, а также много другое

Если мы будем описывать пейзаж, основными признаками будут деревья, трава, реки, небо, озера и так далее. Общим и главным для всех типов описания, о которых подробнее речь зайдет немного позже, является одновременность всех признаков

Важно знать, роль описания, как функционально-смыслового типа речи, заключается в том, чтобы человек, читающий то или иное произведение, смог представить описывающийся в тексте предмет

Как известно, описание используется во всех речевых стилях русского языка, но не все так просто. В научном стиле описание предмета должно быть предельно полным и конкретным, а вот в художественном тексте акцент делается на ярчайших деталях. Именно из-за этого языковые средства художественного и научного стилей сильно отличаются. В художественном тексте можно встретить не только существительные и прилагательные, но также наречия, глаголы, распространенные сравнения и слова, употребляемые в переносном значении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: