Как избежать конфликта в классе
На месте того, над кем потешается и издевается большинство одноклассников, можешь оказаться и ты сам. Если тебя дразнят и обижают твои одноклассники, ты должен доказать им, что достоин уважения и дружбы. Для этого не бросайся на своих обидчиков с кулаками, не обзывай их — в общем, не бери с них пример. В первую очередь ты должен начать уважать самого себя, поверить в то, что ты ничем не хуже других. На глупые и обидные шутки не стоит обращать внимания: те, кто считают их забавными, не обладают ни чувством юмора, ни особым умом. Если же над тобой пошутили по-доброму и не хотели тебя обидеть, посмейся вместе со всеми — умный человек всегда может увидеть смешное не только в других, но и в первую очередь в себе. Если же над тобой насмехаются или тебя дразнят обидно, скажи об этом учителю, который наверняка поможет тебе справиться с твоими обидчиками.
В чём-то не согласен с одноклассником? Ты не должен любой ценой доказывать свою правоту. Если ты уверен в своей правоте, попробуй переубедить того, кто думает по-другому, в спокойном и выдержанном споре, где вы оба будете уважительно относиться друг к другу. Главное, как бы ты ни был уверен в том, что ты прав, не оскорбляй своего собеседника: не обзывай его, не говори, что он ничего не понимает в том, о чём вы спорите, и уж конечно, не вступай с ним в драку. Отстаивать своё мнение нужно только в том случае, если ты в нём уверен и у тебя есть доказательства того, что ты прав.
Как донести проблему до директора
В случаях, когда речь идёт о жалобах на агрессивное поведение одного из детей в классе, есть определённый алгоритм действий, — объясняет директор одной из столичных школ. — Для начала необходимо обратиться непосредственно к классному руководителю.
Затем родители учеников пишут заявление на имя директора школы. Это стандартный текст: «Просим вас принять меры в отношении ученика такого-то класса, т.к. ребёнок мешает образовательному процессу наших детей». Это заявление — сигнал для директора школы, что в его ведомстве серьёзные неполадки. С этого момента должен запуститься целый механизм.
Далее к проблеме подключается школьный психолог-педагог. Работа этого специалиста с учеником требует письменного согласия родителей ребёнка. Подобная форма заявления есть в каждой школе. Затем с агрессором работает социальный педагог школы.
Работа не ограничивается лишь индивидуальными занятиями с зачинщиком беспорядков. Специалисты работают и с теми детьми, с которыми у героя каждой истории сложились особые отношения и конфликты. Чтобы создать общую картину и понять причины агрессивного поведения, педагоги отслеживают, как складывается ситуация в классе, наблюдают за общением одноклассников. На этом этапе параллельно педагог-психолог, классный руководитель и социальный педагог общаются с родителями ребёнка, чтобы прояснить домашнюю обстановку, — рассказывает руководитель школы.
Если все перечисленные меры не изменили ситуации, то ребёнок выводится на психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПК). Он состоит из директора, завуча, педагога-психолога, медицинского работника, социального работника, учителей, руководителей школьных методических объединений (ШМО). На консилиуме решается вопрос о дальнейшей стратегии поведения с трудным учеником. Если все предыдущие мероприятия проводились в достаточном объёме и качестве, но так и не изменили ситуации, консилиум вправе направить ребёнка в центр реабилитации детей, — объясняет директор.
Каждый случай — это отдельная история со своими особенностями и моментами.
Перевод ребёнка в другой класс — это не решение проблемы, так как ситуация часто повторяется. Но нужно понимать, что часто необходима работа не только с проблемным учеником, но и с его родителями, так как зачастую все проблемы идут из семьи, — говорит директор. — Отчислить же ребёнка из школы можно лишь по решению районной ПМПК либо по заявлению родителей ребёнка. Комиссия на уровне района имеет право определить ребёнку другой образовательный маршрут.
На повестке дня печальная тема, что делать если у вас взломали страницу в одноклассниках.
Многие до сих пор считают что это случайность и вы просто попали под раздачу (атаку), но стоит задуматься почему именно вы стали уязвимы. Сегодня я расскажу, что делать если вас все-таки взломали.
Главные признаки объявления бойкота ребенку
- Внутренний протест на общение с одноклассниками. Ребенок не имеет постоянных друзей, не хочет никого приглашать в гости и сам не ходит к одноклассникам, по дороге домой и из дома постоянно один или с одним из друзей, остальные дети идут вместе.
- Проблемы с учебой. Проявляются в потере интереса даже к любимым предметам, ребенок не принимает участие в групповых действиях (походах, посещениях мероприятий), оценки резко снизились, а желание прогулять школу многократно выросло без видимых причин.
- Увечья. Приходит домой грустный, с синяками или ссадинами и не может дать этому объяснения. Родители также могут заметить пропажу части школьных принадлежностей, порчу тетрадей рисунками и прочим. Причем, сам ребенок не может объяснить, откуда это взялось.
- Депрессия. Апатия ко всему вокруг, меланхолическое настроение, слезы без повода и раздражение. Иногда ребенок срывается на родных, младших братьев или сестер.
Больше подвержены нападкам со стороны одноклассников тихие, спокойные и зависимые от мнения окружающих школьники. Зачастую они не в состоянии постоять за себя ни физически, ни словесно.
Итак, по каким признакам можно определить, что ребенку нужна ваша помощь, и пора вмешаться?
- Ребенок часто приходит с синяками и царапинами, для которых нет повода.
- У ребенка часто «ломаются», «портятся», «теряются» вещи.
- Ребенок постоянно ищет повод не пойти в школу – выдумывает болезни, греет на батарее градусник, ссылается на больной живот и голову, и проч.
- Ребенок начал плохо есть и спать. Появились проблемы со здоровьем и кошмары по ночам.
- Успеваемость падает, как и интерес к школьным занятиям в целом.
- Ребенок постоянно подавлен, на контакт идет неохотно.
- Имеют место случаи побегов из дома, попыток самоповреждения и проч.
- Рюкзак и форма ребенка часто «рвется» и «пачкается».
Если совпали хотя бы 3-4 симптома, которые повторяются изо дня в день, будьте уверены – вашему ребенку нужна ваша помощь.
Как учителю прекратить травлю в классе
В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться
Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:
Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе
Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.
Сформулируйте правила поведения в группе – скажите детям, как им можно друг с другом общаться, а как нельзя
Перед педагогом не стоит задача сделать участников травли лучшими друзьями, достаточно будет того, чтобы они научились цивилизованно друг с другом сосуществовать, не причиняя друг другу боль и страдания. Не стоит ждать, что дети запомнят эти правила сразу
Но если вы сами будете им следовать, постоянно акцентировать на них внимание и следить за их соблюдением, у детей не будет возможности их забыть. Социальный психолог Альберт Бандура, создатель теории социального научения, говорил о том, что дети следуют за поведением взрослого.
Ситуация травли не прекратится сразу, потому что дети не умеют действовать по-другому
Чем старше дети, тем сложнее им научиться вести себя иначе. Будьте настойчивы и постоянно возвращайтесь к правилам поведения на уроке.
Отслеживайте позитивные изменения в поведении детей, потому что позитивное подкрепление работает лучше, чем негативное. Детям важно знать, что у них что-то получается, и видеть, что учитель замечает их успех и хвалит их даже за небольшие продвижения.
Ты в чёрном списке, потому что это изначально был только секс
Значит, но не видит в тебе личность и не хочет длительных отношений. В таком случае тебе стоит подумать, почему и измениться. Возможно, он считает тебя несерьёзной особой, неготовой к серьёзным отношениям, не хочет оправдываться или считает, что ты слишком многого захотела или боится, что ты его «спалишь». Если ты согласна на несерьёзные отношения и хочешь со временем перевести их в серьёзные или дружеские, докажи, что ты стоишь его внимания не словами, а поступками. И напиши ему в обычном письме (если знаешь где он живёт и работает), что ни на что не претендуешь и попроси прощение, что его «спалила», если такое могло произойти. Если он испытывает к тебе интерес, значит, все получится. Такая игра потребует терпения и сил, но результат того стоит.
Какие методы могут вывести ребенка из-под удара
Самая простая методика называется методикой «серового камня»
Но надо знать, что она не помогает отстоять справедливость, но помогает ребенку не привлекать внимание буллеров. Ее суть в том, что ребенок не должен бурно реагировать на оскорбления и подначки. Действует только с вербальным насилием
Пока группа тех, кто травит, питается эмоциями ребенка, вы можете научить его не давать им эту подпитку. Ребенка, которого дразнят, надо научить максимально нейтральным тоном говорить на обиды: «Я вижу, что ты так думаешь», «Я вижу, что тебе нравится это повторять».
Надо понимать, что эта методика не меняет групповую динамику. Вашего ребенка перестанут дразнить и найдут кого-то другого.
Для того чтобы изменить групповую динамику, требуется работа учителя, родительского сообщества и школьного психолога. Все вместе они должны придумать новые групповые нормы. Как это происходит?
Авторитетный учитель (хорошо, если его поддерживают несколько родителей) собирает детей на несколько «классных часов», где говорит, что травля не приемлема, потому что она разрушает весь класс. При этом взрослый описывает механизм травли и минусы, которые получает каждый участник. Учитель дает моральную оценку травли, не обвиняя конкретных детей. Буллинг — болезнь группы, каждый из школьников по отдельности может быть ангелом, объединившись, они начинают существовать по другим законам.
Подытоживая, учитель заключает, что травля в школе невозможна и предлагает подписать классу что-то вроде меморандума, в котором прописаны новые правила общения.
Если для ребенка существует постоянная психологическая и физическая угроза, на время разбирательств вы забираете его из школы.опубликовано econet.ru.
Маша Рупасова
https://youtube.com/watch?v=vxxtw3jvGqQ
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet
Полезные советы при школьном бойкоте
Не загоняйте себя в угол
В любой ситуации важно сохранять уверенность в себе, четкую позицию и спокойствие. Из любого положения можно найти выход, главное не поддаваться общей травли и не идти на поводу у общественного мнения.
Не скрывайте происходящее
Если бойкот уже объявлен, то не стоит скрывать это от родителей и педагогов. Они помогут разобраться в проблеме и правильно разрешить ее.
Телефон доверия. Не стоит забывать про телефон доверия, где всегда можно получить бесплатную помощь психологов.
Наберитесь мужества и терпения. Для разрешения любой ситуации нужно много выдержки и терпения. Это доставляет массу негативных эмоций, но другого пути нет. Если постараться, то можно восстановить дружеские отношения с классом.
Научитесь прощать обидчиков. Нельзя держать злобу в сердце, она только портит жизнь и сказывается на будущем общении со сверстниками.
Третий, заключительный этап восстановления
Снова ждем некоторое время, примерно 24 часа и получаем ответ в котором будет ваш логин и новый пароль для доступа на страницу в одноклассниках или ссылка на создание нового пароля.
Будьте уверены с помощью этого способа вы всегда сможете официально восстановить свою страницу в одноклассниках.
Теперь скорее всего вы радостные и счастливые. Но это далеко не все друзья мои. Ведь теперь нужно выяснить, почему вы потеряли доступ к странице или как вас смогли взломать. Несколько способов прочтите ниже:
- — слишком простой пароль ();
- — не было хорошего антивируса ();
- — кто-то получил доступ к вашей почте или телефону;
- — вы сами ввели свои данные на стороннем сайте или лазили не аккуратно по сайтам 18+.
Причины травли подростка в школе – почему именно вашего ребенка бьют, унижают и т.д.?
Травля в школе – это не просто временное безобидное явление, которое ребенок может перетерпеть.
Травля опасна серьезными последствиями, среди которых не просто потеря сна, обретение комплексов и падение самооценки ребенка, но гораздо более опасные – психические срывы и даже попытки суицида.
И — не обязательно, чтобы травля была физической. Гораздо более изощренными и разрушительными становятся именно психологические атаки.
Ни один ребенок не забудет травли. И не каждый из тех, кто травлю прошел, перенесет ее без последствий. Поэтому, чтобы наши дети, взрослея, не бегали по школам с автоматами в попытках отомстить обидчикам (как нередко показывают сегодня в новостях), нужно быть внимательными к ним не просто сегодня, а практически еще вчера.
Кто в группе риска, и в чем основные причина травли?
Логово Править
Долгое время никто не мог вычислить логово чёрных. Некоторые вообще считали, что его не существует в пределах города. Однако при помощи Артёма и сталкеров, оно было обнаружено на месте главного Ботанического сада Москвы. Оно имеет площадь в несколько квадратных километров и выглядит издали похожим на муравейник. Жилище Чёрных соединяется тропой с открытым входом на заброшенную станцию «Ботанический Сад», через которую мутанты проникают в Московский метрополитен. Позже, после его уничтожения, остатки Чёрных были обнаружены в спячке в одном из запертых секторов бункера Д-6, подтверждающие тот факт, что они — создания людей, которые планировали с их помощью победить в Третьей Мировой войне.
Король Чёрных в приложение ВК.
В отличие от подавляющего большинства других мутантов, Чёрные относятся к людям не враждебно — напротив, они хотят наладить с ними контакт, чтобы, соединив научные знания людей и физиологическую сопротивляемость Чёрных к радиации и другим современным факторам, возродить мир, пришедший в упадок.
Если разговоры не работают
Издевательства в школе не просто портят человеку всю жизнь. Они могут довести до суицида или привести к психическим расстройствам, из-за которых ребенок будет сидеть на антидепрессантах. Поэтому, если школа не защищает ребенка или не реагирует на ситуацию, нужно переходить к юридическим и правовым мерам.
Для этого понадобятся доказательства — переписки, показания других родителей или детей, диктофонные записи разговоров, зафиксированные побои, испорченные вещи. Эмоциональную травлю, когда ребенка обзывают, распускают про него сплетни или игнорируют, — доказать сложнее, чем физическую.
Вот что можно сделать, если не получилось решить проблему на уровне школы.
Написать чиновникам. Отправить заявление в Управление образования по городу или области; в Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора; обратиться к региональному уполномоченному по правам ребенка.
Заявление можно писать в свободной форме. Главное — рассказать, что произошло, и приложить доказательства, которые удалось собрать.
Чиновники рассмотрят заявление в течение 30 дней с момента получения. Они могут проверить действия учителей и школьной администрации, проконтролируют, как в школе соблюдают права учащихся и соблюдают ли вообще. Если в результате окажется, что учителя и администрация школы не соблюдали требования Закона об образовании — не способствовали решению конфликта или сами принимали в нем участие, — их привлекут к административной ответственности.
Обратиться в НКО. Во многих регионах России действуют некоммерческие организации, которые занимаются вопросами травли в школах. Они помогают разобраться в проблеме и предлагают эффективные способы ее решения. Еще в НКО подскажут, на какие нормативные акты ссылаться в заявлении в прокуратуру.
Написать в полицию и прокуратуру. Если ребенок приходит домой с царапинами, синяками, ссадинами, ожогами и другими травмами, лучше обратиться в полицию и прокуратуру.
Прокуратура тоже следит за соблюдением Закона об образовании. В нем сказано, что школа должна обеспечить безопасность ребенку на время обучения.
В полицию нужно обращаться, если здоровью ребенка причинен вред средней тяжести и выше. Полиция проведет расследование и решит, надо ли возбуждать уголовное дело.
Привлечь внимание общественности. Написать посты в соцсетях, обратиться к журналистам
Предание огласке может ускорить решение проблемы.
Счастье есть
Счастье бывает разным, иногда это — вкусный ужин в теплой компании, а иногда — собственная квартира, в которую приятно звать гостей. Если хотите такую, приходите в Самолет.
Посмотреть на это счастье
Сочетания с холодными оттенками
Многие стилисты предпочитают комбинировать черный с холодными оттенками. Классическим считается его сочетание с белым. Такой дуэт выглядит торжественно и подходит для делового и повседневного луков.
Хорошо он выглядит и с розовым. Такая комбинация идеальна для молодых, романтичных натур. Ярко розовый вместе с черным смотрится элегантно и используется при составлении комплекта классического стиля
Но в таком случае важно, чтобы других цветов и деталей в образе больше не было
В деловом образе часто используется сочетание черного с синим. Такая комбинация выглядит элегантно.
Необычно смотрится черный с фиолетовым. В такой комбинации могут быть как строгие, так и романтические образы. Однако стилисты отмечают, что лучше всего этот дуэт выбирать при составлении вечернего лука.
Как выглядит буллинг в школе?
Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:
- Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
- Жертва — тот, на кого направлено насилие.
- Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.
Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:
- словесные оскорбления;
- используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
- отбирают или портят вещи жертвы;
- заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
- толкают жертву, кидают в неё предметы.
Вот как взрослые люди описывают травлю, с которой они столкнулись:
«Мальчики вплоть до 11 класса обзывали меня „свиньёй“ и „жирдяйкой“. В шестом классе они разрезали спортивные штаны, которые лежали в раздевалке, а потом смеялись, что штаны разошлись из-за веса».
«В столовой одноклассники кидались едой, поэтому приходилось есть в туалете, чтобы меня не могли достать. Как-то на уроке литературы одноклассник ради шутки толкнул меня со стула, и я упала вместе с партой, поцарапав всё лицо».
«Весь класс обзывал меня „хипстером“ и „бомжом“, некоторые писали это на двери моей квартиры. Мне пришлось закрыть все соцсети, прекратить со всеми любое общение и держаться обособленно».
Не выходите из себя, но и не делайте вид, что все нормально
— Главное — не паниковать
Не менее важно не решать автоматически, что все неправда, — говорит Элизабет Энгландер, директор Массачусетского центра по снижению агрессии. — Иногда вполне добрые и дружелюбные дети как бы примеряют на себя роль буллера, потому что такое поведение для них — один из способов обрести популярность
«Все, приплыли, мой ребенок – уголовник». Что делать, если он – зачинщик травли?
Ребенок, которому трудно поладить с одноклассниками, может опробовать стратегию буллинга, чтобы получить внимание или восхищение других детей, объясняет Энгландер. Примите тот факт, что ваш ребенок, возможно, делает вещи, которые не соответствуют ценностям вашей семьи
Примите тот факт, что ваш ребенок, возможно, делает вещи, которые не соответствуют ценностям вашей семьи.
Его поведение может быть очень плохим. Но у вас есть все возможности прекратить его и сделать так, чтобы это больше не повторилось.
Остроумные ответы на оскорбления на все случаи жизни
Случается так, что в моменты, когда нас пытаются обидеть своими оскорблениями, мы судорожно начинаем прокручивать в мыслях возможные варианты ответов. Становится довольно обидно, если эти старания проходят даром и остроумный ответ приходит к нам в голову уже после того, как диалог завершается. Всем известно выражение, что «после драки кулаками не машут», поэтому желательно отвечать на колкие реплики собеседника своевременно.
Итак, рассмотрим некоторые подобные фразы, которые смогут помочь нам в непростом разговоре:
- Не хочется прерывать вас, но меня ждут дела поважнее. Вы закончили?
- Вам ответить вежливо или сказать правду?
Заметим, что чаще всего люди, которые запросто идут на то, чтобы оскорбить собеседника, как правило, не обладают высоким интеллектом, поэтому умные ответы их зачастую вгоняют в ступор. Какие варианты можно использовать?
Примеры:
- Не знаю, каков ваш привычный рацион питания, но это меню явно не особо сбалансировано, и содержит вредные канцерогены – они-то и взялись за уничтожение ваших мозговых клеток!
- Ученые еще до конца не изучили интеллектуальные способности приматов. Может, вы бы оставили свои контакты, они очень понадобятся моему знакомому исследователю. Кстати, нет желания принять участие в научном эксперименте?
И все же, по возможности, постарайтесь не отвечать на оскорбления в духе самого оскорбляющего. Или, по крайней мере, не становитесь зачинщиком конфликта! Какие люди, как правило, так поступают?
Лицо провокатора
- Слабый человек, который на самом деле является трусом, и колкие слова – его единственная защита.
- Энергетический вампир, который пытается вывести на негативные эмоции собеседника, тем самым «подпитав» себя.
- Хамы без воспитания, которым пришлось расти словно «трава в поле».
- Агрессоры, которым сложно и дня прожить, не поучаствовав в каком-либо скандале.
- Неблагополучные элементы, вроде, наркоманов и алкоголиков, которым сложно контролировать себя.
- Просто глупые люди.
Когда вы поймете, что адекватный и разумный человек найдет способ донести свою мысль без матов и оскорблений, то вам будет гораздо проще реагировать на выходки обычных хамов.
Чего делать категорически нельзя?
- Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
- Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
- Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
- Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.
Как бороться с буллингом
Антибуллинговые программы
Буллинг признан проблемой во всем мире, что способствует созданию антибуллинговых программ, эффективность которых проверяется в школах. В Норвегии это Olweus Bullying Prevention Program (OBPP), созданная психологом-исследователем Даном Ольвеусом. После введения программы количество случаев травли снизилось в 2 раза. В Испании — проект SAVE, который на 57% сократил количество агрессоров. В Ирландии программа the Donegal помогла на 20% снизить количество буллеров.
В России антибуллинговые программы представлены проектами Каждый важен и Травли Нет. Также VK, Unilever и Initiative в рамках кампании #неткибербуллингу запустили горячую линию для тех, кто столкнулся с травлей в сети. Психологи проектов всегда готовы выслушать, поддержать и помочь в трудной ситуации как детям, так и взрослым.
Что говорит закон?
Юрист семейного центра «Коптево» Владимир Девяткин прокомментировал: «…если мы будем рассматривать каждую ситуацию буллинга в правовом поле, то обнаружим, что это будут самые разные статьи Уголовного кодекса. Клевета, возбуждение ненависти или вражды, вандализм, повреждение имущества и многое другое. В отличие от простого насилия, травля — это всегда агрессивные, продолжительные и системные действия. Наказание за буллинг зависит от ситуации и обстоятельств происходящего, оно может быть дисциплинарным (в виде замечания и предупреждения), административным за незначительные проступки (штраф родителям или отчисление из школы) и вплоть до реального уголовного срока».
Что делать жертве буллинга?
- Поговорить с обидчиками и выяснить, в чем причина такого отношения. Возможно, дело в неком конфликте, решение которого поможет прекратить агрессию.
- Не молчать. Молчание — это немое одобрение происходящего. Если буллинг происходит в школе, следует обратиться к преподавателям, школьному психологу, директору. На работе стоит рассказать о ситуации руководству или HR.
- Найти поддержку у тех, кому доверяете. Если человек, узнавший о буллинге, не предпринимает ничего, чтобы это остановить, следует обратиться к кому-нибудь еще. Также есть специальные службы, готовые поддержать и помочь советом в такой ситуации.
- Обратиться к психологу. В последнее время все больше людей заботятся о своем ментальном здоровье, обращаясь к специалистам. И это правильно: психолог выслушает, предложит варианты решения проблемы, поможет выстроить линию поведения.
- Вести дневник. Записи того, где и когда была проявлена агрессия, скриншоты сообщений с угрозами или оскорблениями, а также то, какие чувства они вызвали, могут пригодиться. Проще говоря — собирайте доказательную базу.
- Зафиксировать травмы. В случае, если жертва была подвержена физическому насилию, стоит обратиться в медпункт для официальной фиксации ушибов и побоев.
- Обратиться в инстанции. Имея доказательства, можно подать заявление в полицию. Это не трусость, а адекватное отношение к своему здоровью.
Почему дети молчат
Дети, которых обижают в школе, редко просят о помощи. Это не всегда связано с воспитанием и отношениями в семье, но и такой вариант нельзя исключать. Например, если папа учит мальчика, что настоящий мужчина не плачет и не жалуется, ребенок будет держать все в себе. А если мама приходит с работы раздраженная, ребенок не станет говорить ей о проблеме, чтобы не разозлить еще больше.
Молчание ребенка может зависеть от возраста. Например, подростки предпочитают решать проблемы сами, а дети младшего возраста часто боятся расстроить родителей.
Есть и другие варианты. Возможно, ребенок молчит, потому что:
- запуган — обидчик сказал, что если ребенок кому-то пожалуется, он ему всю жизнь испортит;
- не хочет быть стукачом — считает, что жаловаться плохо;
- думает, что если вмешаются родители, над ним будут издеваться еще больше;
- стесняется признаться, что не справляется сам;
- винит себя — считает, что причина в том, что с ним что-то не так и он этого заслуживает;
- боится рассказать родителям, за что именно над ним издеваются — например, если одноклассники шутят о том, что у девушки якобы было много половых партнеров;
- поддается авторитету взрослого — когда ребенка обижает учитель, а тот считает, что взрослый всегда прав. Учитель может быть и агрессором, и зачинщиком конфликта среди детей — например, если он сравнивает учеников между собой, отпускает замечания, клеит ярлыки или выделяет любимчиков.
Ребенок может молчать об издевательствах по разным причинам, поэтому так важно обращать внимание на любые изменения в его поведении
Костя, 28 лет:
— У меня была хорошая семья, родители редко ругались и всегда заботились обо мне. Мама вязала на заказ, папа работал на заводе.
В младших классах я носил брекеты и в целом был неуклюжим, поэтому меня дразнили, но родители поддерживали меня. А еще у меня были друзья во дворе, поэтому я не сильно переживал.
Когда мне было 10 лет, отец ушел куда-то и не вернулся. Он до сих пор считается пропавшим без вести. Мама была не в себе, я чувствовал себя потерянным и замкнулся. Все учителя знали, что произошло, но никому в классе не рассказали, пошли сплетни, что отец нас бросил и ушел к любовнице.
Меня перестали дразнить кривозубым, но начали травить: отбирать сумку, бить, если сопротивлялся, оскорблять и называть нытиком. Иногда рядом с этими обидчиками были друзья со двора, но они просто молча смотрели. А потом тоже стали издеваться надо мной.
Учителя знали об этом, но игнорировали. Школьный психолог спрашивал, как дела, не обижает ли меня кто, но я ничего не рассказывал, и он просто перестал вызывать меня к себе.
Я не выходил гулять, начал заикаться, мог заплакать на уроке в 9‑м классе — не рыдать, но пустить слезу, когда учитель ругала за то, что я плохо написал контрольную. Я стал двоечником, а учителя только подливали масла в огонь: говорили при всех, что я совсем от рук отбился и что у меня нет будущего. Исчезновение отца сильно подкосило маму, а еще она работала на двух работах, поэтому ей было не до моих проблем в школе.
Я вырос изгоем и очень зол на всех. Никогда не был на встрече выпускников и продолжаю ненавидеть учителей и одноклассников.
Школа закончится, но последствия травли никуда не денутся. Если ребенку вовремя не помогли справиться с проблемой, он вырастет неуверенным в себе, будет страдать от депрессии или аутоагрессивного поведения — будет вымещать агрессию на самом себе.
На самом деле, в группу риска может попасть любой, и причин для травли обычно четыре:
- Ребенок не такой, как все. Например, слишком худой или наоборот с лишним весом, в очках, отличник или двоечник, слишком активный или наоборот слишком пассивный, задавака или тихоня, и проч. Причиной для травли сегодня может стать и вероисповедание, и физические недостатки, отсутствие модных вещей и профессии родителей, разрез глаз и неспособность постоять за себя, и проч.
- Попал под горячую руку – оказался не в том месте и, как говорится, не в то время.
- Ребенок – новенький в классе. Иногда и этого достаточно.
- Ребенок сам ведет себя вызывающе и провоцирует всех на ответный бойкот или травлю.
По ту сторону баррикад
Мой брат Дима — очень неуравновешенный ребёнок. Чтобы вывести его из спокойного состояния, достаточно всего ничего. Особенно остро он реагирует, если на него повышают голос: когда учительница ругается на него, он может заорать «Не кричи на меня!» и выбежать из класса. Срывает урок и не соглашается вернуться обратно, — рассказывает Мария, сестра «узаконенного» агрессора.
С одноклассниками мальчик общается мало, страдает лишним весом — за это ему также достаётся от ребят. Дима постоянно погружён в «свой мир»: рассказывает в школе (да и дома) истории, которые якобы произошли с ним или с его «другом», которого он всё время затрудняется назвать, — делится Мария.
Дома Диму описывают как доброго, общительного, сообразительного ребёнка — но лишь в том случае, если с ним обращаться ласково. При любой агрессии мальчик словно перестаёт себя контролировать, слышать и понимать что-либо.
Сейчас Дима учится в пятом классе, ему 10 лет
В раннем детстве он много болел и, разумеется, был окружён вниманием. А потом в его жизни появился младший братишка — и мир мальчика изменился
Казалось, что про него все будто забыли, стали чаще кричать, наказывать.
Ничего не имею против наказаний за проступки, но для него это был удар, он-то считал, что он всегда прав и всегда любимый. Мне больно думать обо всём этом, жаль братишку. В том, какой он, виновата семья. И нам это исправлять, — признаётся его сестра.
И в заключение
Здесь было оговорена только юридическая сторона проблемы – подросткам нужно понимать, что за свои действия придется отвечать и не всегда только замечанием в школьном дневнике. Моральная сторона этого вопроса куда сложнее, чем то, что описано в УК РФ и КоАП РФ. Школьные травмы ребенка довольно часто приводят к серьезным психологическим проблемам во взрослой жизни.
Но, суть этой проблемы заложена как раз-таки во взрослых: их обязанность воспитывать своих детей. Родителям нужно понимать, что за действия своих детей отвечают они, и то, какие действия совершают их чада – также их зона ответственности.