Желтая пресса

ВСЁ, ЧТО ВЫ БОЯЛИСЬ СПРОСИТЬ О ЖЁЛТОЙ ПРЕССЕ

1. Чем жёлтая пресса отличается от обычной?

Содержанием и специфичной подачей. Полосы всегда заполняют скандалы, интриги, расследования, а если говорить более абстрактно — секс, смерть и насилие. Другими словами, всё то, что касается каждого человека: все так или иначе сталкиваются с насилием, занимаются сексом и когда-нибудь, разумеется, умрут. Подаётся это всё максимально броско и экспрессивно

Главная установка жёлтой прессы — это поиск сенсаций, которые могут захватить внимание публики. 

2. А чем жёлтая пресса отличается от таблоида?

Таблоид характеризует не содержание, а определённый тип вёрстки. Хотя сейчас оба термина благополучно смешались и употребляются как синонимы. 

3. «Желтуха» — это плохо? 

Нет. В отличие от традиционных изданий, жёлтые развернулись лицом к обычному человеку, которому, мягко говоря, до лампочки последние сводки с Уолл-стрит или раскрытие финансовых махинаций на мелком заводе. Секс, насилие, смерть — вот это цепляет. Читателю, который по десять часов проводит на изматывающей работе, не нужна сухая информация. Ему нужна история. Ему надо бояться, плакать, смеяться над газетой. Обычные издания обычным людям не интересны, над ними можно только уснуть. 

4. А Лайф — это жёлтая пресса?

 Нет. 

Глас народа

Как на всё это дело реагировала аудитория? Хавала так, что за ушами трещало. Да, у газеты была определенная репутация — в метро, например, не откроешь, вроде как зашквар. Зато в интимной домашней обстановке приобщиться к прекрасному ничто не мешало.

Дети девяностых получали первый сексуальный ликбез, сунув нос в родительские номера. На сайте отзывов пользовательница с ником aleks fridd так и пишет: информацию о сексе почерпнула сначала из «СПИД-инфо», бабушкины учебники из мединститута были уже потом.

Впрочем, многие читатели лучше меня знают, как это было, я в 1999 году только родилась. Газету впервые прочитала, когда мы начали ее проходить на вузовских парах. (К такой журналистике жизнь меня не готовила.)

Тиражи били рекорды. Еще в 1992 году печатали три миллиона экземпляров. Благодаря этому «СПИД-инфо» даже в Книгу рекордов Гиннесса попала. По крайней мере, так утверждал в 2011 году тогдашний редактор Олег Кармаза в  Егору Мостовщикову.

Были, конечно, и недовольные. Коллеги по цеху считали, что искажение действительности журналистами «СПИД-инфо» чрезмерно даже для желтой прессы. Читатели винили газету в развращении молодежи и публикации сплетен. Но в общей массе… сами понимаете. Читатели и подписчики голосовали «за» рублем, причем очень активно.

В России

До перестройки все печатные издания подвергались цензуре, что ограничивало существование жёлтой прессы. Во время Перестройки была объявлена гласность (позже — свобода слова), после чего некоторые газеты стали использовать эти приемы для увеличения доходности с целью увеличения продаж тиража.
Из работы «Феномен бульварной прессы в постиндустриальном обществе»:

Первые представители направления появились в 1990-е годы — таблоид «Экспресс-газета», «СПИД-Инфо», еженедельник «Мегаполис-экспресс».

Современные жёлтые издания увеличились в числе, поэтому, как отмечают, «Мегаполис-экспресс», являющийся пионером скандальной прессы, уступил своё место «Комсомольской правде» (тираж 35 млн) и другим типичным изданиям («Твой день» — бывш. «Жизнь»). Отмечен рост роли рекламы в жёлтой прессе.

В 2009 году Общественная коллегия по жалобам на прессу, в состав которой входят известные журналисты Эдуард Сагалаев, Николай Сванидзе, Даниил Дондурей, Алексей Кара-Мурза, Михаил Ненашев, Георгий Сатаров, признала жёлтой газету «Известия», которая, по мнению членов коллегии, в настоящее время из респектабельного, «качественного издания» перешла в разряд бульварных газет. По своему оформлению и позиционированию «Коммерсантъ» является качественной газетой, но в значительной степени она начала своё существование со скандальной сенсации, когда в 1991 году был опубликован псевдорепортаж о презентации компании ВИD, на которой якобы «напился Иосиф Кобзон», при этом самого певца в тот день не было в стране.

Исследователи журналистики отмечали на страницах газеты «Московская правда»:

Эталоном бульварной прессы в 90-е годы стали „Экспресс-газета“, „Мегаполис-экспресс“ и „Спид-Инфо“.

ВО ВЗРЫВЕ В ГАВАНЕ ПОГИБЛО 266 АМЕРИКАНСКИХ МОРЯКОВ

Пулитцер не мог опуститься до уровня своего противника. В его редакции царил культ объективности, он освещал события, а не делал их. И всё же ему пришлось включиться в освещение взрыва броненосца: без твёрдых доказательств, основываясь на одних только спекуляциях. Между изданиями началась перестрелка громкими заголовками и разоблачениями. Прошло два месяца, и Америка объявила Испании войну. Пулитцер и Хёрст вложили в освещение войны безумные деньги. Затраты Хёрста окупились: конфликт позволил ему выйти на отметку в 1 миллион читателей. Пулитцер понёс тяжёлые финансовые потери и был вынужден столкнуться с тяжёлым выбором: или повысить цены на газету, или срезать зарплаты сотрудникам. В конце концов, Пулитцер переживает предательство: после истории с Кубой к Хёрсту уходит его лучший редактор, Артур Брисбен. Хёрст победил. 

МЕДИАМАГНАТЫ ПУСТИЛИ ПО МИРУ МАЛЕНЬКИХ МАЛЬЧИКОВ!

В журналистике было одно важное звено, на которое никто не обращал внимания, — мальчики-разносчики. Они выкупали пачку газет по сниженной цене и мгновенно распродавали их на улице, выкрикивая заголовки. На это они и жили: подавляющее большинство разносчиков были беспризорниками

Пулитцер, который и сам когда-то был разносчиком, снова наступает себе на горло. Он поднимает закупочную цену своих газет и обязывает разносчиков распродавать всю партию. Компенсация за непроданные копии была отменена. Хёрст делает то же самое, однако для него это было проще некуда: на детей ему было плевать. Разносчики устроили забастовку и заблокировали Бруклинский мост. Забастовка бьёт по кошелькам обоих медиамагнатов, однако Пулитцеру она стоит ещё и репутации. Двум медиамагнатам приходится объединиться и пойти на уступки разносчикам. Дети победили. 

На это они и жили: подавляющее большинство разносчиков были беспризорниками. Пулитцер, который и сам когда-то был разносчиком, снова наступает себе на горло. Он поднимает закупочную цену своих газет и обязывает разносчиков распродавать всю партию. Компенсация за непроданные копии была отменена. Хёрст делает то же самое, однако для него это было проще некуда: на детей ему было плевать. Разносчики устроили забастовку и заблокировали Бруклинский мост. Забастовка бьёт по кошелькам обоих медиамагнатов, однако Пулитцеру она стоит ещё и репутации. Двум медиамагнатам приходится объединиться и пойти на уступки разносчикам. Дети победили. 

Ссылки

  • Campbell, W. Joseph (2005), The Spanish-American War: American Wars and the Media in Primary Documents, Greenwood Press
  • Campbell, W. Joseph (2001), Yellow Journalism: Puncturing the Myths, Defining the Legacies, Praeger
  • Emory, Edwin & Emory, Michael (1984), The Press and America (4th ed.), Prentice Hall
  • Milton, Joyce (1989), The Yellow Kids: Foreign correspondents in the heyday of yellow journalism, Harper & Row
  • Nasaw, David (2000), The Chief: The Life of William Randolph Hearst, Houghton Mifflin
  • Procter, Ben (1998), , Oxford University Press
  • Rosenberg, Morton & Ruff, Thomas P. (1976), Indiana and the Coming of the Spanish-American War, Ball State Monograph, No. 26, Publications in History, No. 4, Muncie, IN (Asserts that Indiana papers were «more moderate, more cautious, less imperialistic and less jingoistic than their eastern counterparts.»)
  • Swanberg, W.A (1967), Pulitzer, Charles Scribner’s Sons
  • Sylvester, Harold J. (February 1969), The Kansas Press and the Coming of the Spanish-American War, The Historian Т. 31 (Sylvester finds no Yellow journalism influence on the newspapers in Kansas.)
  • Welter, Mark M. (Winter 1970), The 1895–1898 Cuban Crisis in Minnesota Newspapers: Testing the ‘Yellow Journalism’ Theory, Journalism Quarterly Т. 47: 719–724
  • Winchester, Mark D. (1995), Hully Gee, It’s a WAR! The Yellow Kid and the Coining of Yellow Journalism, Inks: Cartoon and Comic Art Studies Т. 2.3: 22–37

Литература

  • Campbell, W. Joseph (2005), The Spanish-American War: American Wars and the Media in Primary Documents, Greenwood Press
  • Campbell, W. Joseph (2001), Yellow Journalism: Puncturing the Myths, Defining the Legacies, Praeger
  • Emory, Edwin & Emory, Michael (1984), The Press and America (4th ed.), Prentice Hall (англ.)русск.
  • Milton, Joyce (1989), The Yellow Kids: Foreign correspondents in the heyday of yellow journalism, Harper & Row
  • Nasaw, David (2000), The Chief: The Life of William Randolph Hearst, Houghton Mifflin
  • Procter, Ben (1998), , Oxford University Press
  • Rosenberg, Morton & Ruff, Thomas P. (1976), Indiana and the Coming of the Spanish-American War, Ball State Monograph, No. 26, Publications in History, No. 4, Muncie, IN (Asserts that Indiana papers were «more moderate, more cautious, less imperialistic and less jingoistic than their eastern counterparts.»)
  • Swanberg, W.A (1967), Pulitzer, Charles Scribner’s Sons
  • Sylvester, Harold J. (February 1969), «The Kansas Press and the Coming of the Spanish-American War», The Historian Т. 31 (Sylvester finds no Yellow journalism influence on the newspapers in Kansas.)
  • Welter, Mark M. (Winter 1970), «The 1895–1898 Cuban Crisis in Minnesota Newspapers: Testing the ‘Yellow Journalism’ Theory», Journalism Quarterly Т. 47: 719–724
  • Winchester, Mark D. (1995), «Hully Gee, It’s a WAR! The Yellow Kid and the Coining of Yellow Journalism», Inks: Cartoon and Comic Art Studies Т. 2.3: 22–37

Что теперь

«СПИД-инфо» существует по сей день. Есть сайт. Там можно найти сканы номеров, самый поздний — за март 2021 года.

Верстка прямиком из девяностых, на обложке фото Анастасии Макеевой и несколько заголовков: «Анастасия Макеева увела строителя из семьи», «Шишка в трусах у Джастина Бибера оказалась вкладышем», «Жрицы любви вынуждены давать в кредит» (ох уж эта игра слов, тонкая, как баобаб в обхвате) и «Забеременела, будучи девственницей».

О былой популярности, кажется, все давно забыли.

P. S. Андрея Манна, с которого всё началось, объявили в международный розыск и заочно арестовали еще в 2020-м. Журналистам «СПИД-инфо» и кредиторам Манн задолжал почти полмиллиарда рублей. Быстро нагуглить более свежие новости не удалось. Видимо, до сих пор не нашли.

Цензура в период перестройки

В 1908 году в Петербурге появилось своё жёлтое издание. «Газета-копейка» так же, как и «Московский листок», нацелилась на массовую публику. Полосы издания состояли из небольших заметок, фельетонов, политических сводок, новостей, сообщений из-за рубежа. Издание отличалось очень низкой стоимостью по сравнению с престижными журналами. «Копейка» переняла стиль «Листка»: новости и обзоры писались понятным, сжатым и общедоступным языком. Кроме того, была у газеты и отличительная черта. Издавались многочисленные приложения к «Копейке». Например, журнал с огромным количеством разнообразных рисунков и литературными материалами.

Перебругская и московская жёлтые газеты успешно издавались до 1917 года. Затем подобная пресса столкнулась с проблемами политического толка. После большевистского переворота каждое слово в журналах и газетах рассматривали чуть ли не под лупой. Главной задачей прессы того времени было упрочнение позиции правящей партии. Госорганы СССР жёстко контролировали печатные издания, радиовещание, музыкальные и сценические произведения. «Газета-Копейка» закрылась в 1918 году, не выдержав цензуры. Детище Пастухова «погибло» примерно в этот же момент. Перед закрытием оба издания превратились в сугубо политические. Но именно они — первые ласточки русской жёлтой прессы.

  • Целовальники — первые судебные приставы России
  • Советские фарцовщики — акулы рынка СССР
  • Почему сибирские алмазы лучшие в мире?
  • Бывший чекист — самый дерзкий бандит Петрограда
  • Персонажи сказок, существующие только в России

Газета «Московский листок» — первое бульварное чтиво России

Николай Пастухов никогда не считал себя учредителем скандального издания. «Кабацкий листок», как его называли в высших слоях общества, по сути был первой периодической новостной газетой. Интеллигенция не любила «Московский листок» за новости низкопробного характера. В издании часто писали об убийствах, скандалах и других громких событиях. В конце XIX века прессу читали в основном образованные и зажиточные люди. Аристократия проводила часы за разглядыванием серьёзных журналов о политике и экономике. А потом появился «Московский листок». Написанный простым, «рабочим» языком. Владелец газеты изначально был нацелен на массовую аудиторию, а не на узкий круг читателей-интеллектуалов. За счёт упрощения стиля изложения даже малограмотные люди приобщились к прессе. И она стала жёлтой.

Николай Пастухов организовал работу
редакции особенным образом. Если где-то в городе случалась чертовщина — он тут же узнавал об этом. В редакции действовало обязательное правило: сводка о
вечернем событии появлялась уже в утреннем номере. Оперативность Пастухову
обеспечивала обширная сеть осведомителей. За проверенные сообщения он платил
приличные гонорары. Ничто в Москве не проходило мимо издания. Ни одно известие
не могло застать Пастухова врасплох. «Московский листок» оперативно сообщал
читателям о пожарах, бедствиях, убийствах, кражах, погромах и авариях.

Аристократия, привыкшая к журналам «высшего класса», откровенно не любила «Московский листок». Несмотря на это, она же и не пропускала ни одного номера. Сведения из первых рук также нравились рабочим и мещанам. Новости подавались настолько незамысловатым языком, что отлично понимались публикой любого уровня образования. После того, как читатели «распробовали» городские сводки, ассортимент издания расширился. Добавились сатирические рассказы Чехова и критические обзоры Плещеева. Пастухов щедро платил талантливым писателям за развлечение своей публики. Однажды он даже оплатил работу Константина Бальмонта. Писатель брал с издателей баснословные по тем временам деньги: рубль за одну строчку.

В 1881 году тираж газеты составлял пять тысяч номеров. В 1907 году он вырос до 35 тысяч. Увеличение дохода приумножило достаток самого Пастухова. Однако часть денег редактор вложил в расширение издательства. В 1895 году, во время расцвета «Московского листка», открылись несколько типографий. В итоге газета немного «растолстела»: количество листков увеличилось до шести. Разрослась и информаторская сеть Пастухова. Она увеличилась настолько, что у редактора появились свои люди за рубежом. Благодаря этому появилась колонка «Заграничные новости». Информаторы в разных странах сообщали Пастухову свежие слухи, и их тут же печатали.

Откуда произошло понятие «желтая пресса»?

Сформировалось оно в США в период между 1895-1898 годами. В это время в Нью-Йорке два крупных газетных издания, которые назывались New York World (NYW) (владелец Джозеф Пулитцер) и New York Journal (NYJ) (владелец Уильям Херст), на страницах своей продукции печатали тип статей сенсационного характера, которые содержали больше выдуманных, чем правдивых фактов. Обе газеты использовали психологические приемы воздействия на читателя с целью повысить уровень своих продаж, то есть они являлись ярыми конкурентами.

В это время в каждом воскресном номере журнала NYW выходила серия комиксов под названием Hogan’s Alley, рисовал их Ричард Ауткольт. Ее главным героем был мальчик Мики Дьюган, который получил прозвище «Желтый малыш». Он был типичным представителем низших слоев общества США, в своей речи он использовал сленг, а желтым был назван за цвет ночной рубашки, на которой были написаны разные лозунги.

Комиксы Hogan’s Alley приобрели настолько большую популярность среди читателей, что Херст нанял отдельного человека, чтобы включить новую их серию в свою газету NYJ. Между владельцами этих американских изданий развернулась настоящая война. Впоследствии газета New York Press на своих страницах выпустила статью под названием We called them Yellow because they are yellow — «мы их называем желтыми, потому что они трусы», в которой использовался термин «желтая пресса» применительно к характеру продукции газет NYW и NYJ.

Приведенная информация этого пункта дает ответ на вопрос, почему желтая пресса называется желтой.

Почему существует желтая пресса

Потому что нам всем хочется заглянуть «в замочную скважину». Человек так устроен, что ему всегда бывает интересно подсмотреть за чужой жизнью, узнать что-то, что можно будет обсудить потом с большинством других людей.

Еще одна причина – собственная самооценка, чувство собственной важности и желание ощущать психологический комфорт. Когда мы читаем о провалах и неудачах в чьей-то жизни, наш мозг реагирует на них примерно так: «Фух, а у меня-то все хорошо, меня это всё миновало»

Когда мы узнаем из желтой прессы о том, что кто-то из знаменитостей «развелся», поссорился с другой знаменитостью или, допустим, был арестован за неподобающее поведение, мы думаем: «А я вот не такой. Я примерный семьянин. Я всегда веду себя достойно»

И наше чувство собственной важности разрастается всё шире и шире

Если не желтая пресса, то что

Некоторые люди думают, что если не читать желтую прессу, остается только «классическая литература»: Толстой, Пушкин, Чехов, Лермонтов и прочие. И сразу становится «скучно», потому что «эту классику» читать «вообще невыносимо».

Желтую прессу совсем не обязательно менять на классику. Можно заменить ее на книги по личностному росту и саморазвитию. Я, например, с удовольствием читал и перечитывал вот эти книги:

  1. Р. Гэйдж «Почему вы глупы, больны, бедны и как стать умным, здоровым и богатым».
  2. Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа».
  3. Б. Трейси «Измени свое сознание, изменится твоя жизнь».
  4. Н. Хилл «Думай и богатей».
  5. Д. Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Когда потом я начал работать в интернете и общаться с крупными веб-мастерами, владельцами успешных информационных проектов, – выяснилось, что они читают те же самые книги.

И я сразу подумал, что есть как бы два уровня людей. Одни читают желтую прессу и совершенно не задумываются о личностном росте, а другие читают мотивирующую литературу и стремятся к постоянному самосовершенствованию.

Естественно, я предпочел быть со второй группой людей, а не с первой.

AIDS-INFO/СПИД-инфо

Первый номер будущего шедевра желтой прессы вышел под этим названием в сентябре 1989 года — незадолго до того, как Советский Союз принял стратегическое решение распасться. (Аббревиатура AIDS означает acquired immunodeficiency syndrome, то есть синдром приобретенного иммунодефицита.)

Как основатель газеты Андрей Манн смог протащить издание «про это» сквозь препоны ЦК КПСС, тайна великая есть. Возможно, помогла протекция отца: Юрий Манн был ответственным секретарем популярной «Медицинской газеты»; при тогдашней любви к сокращениям эта должность гордо именовалась ответсек. Андрей Манн, к слову, к медицине никакого отношения не имел — по образованию он литературовед.

Целью издания было информирование населения: в стране, где презервативы назывались резиновым изделием № 2, а о существовании таких врачей, как сексопатологи, подозревали лишь немногие избранные, с секспросветом наблюдались некоторые проблемы.

Контент публиковался самый что ни на есть невинный: эксперты писали, как не заразиться ЗППП, почему предохранение — это благо и как высчитать «опасные» (или благоприятные для зачатия, тут уж от цели зависит) дни. Сейчас об этом знает каждый школьник.

А тогда, по свидетельствам читателей тех времен, даже авторы текстов предпочитали сохранять инкогнито. Какой-либо информации об учредителях и редколлегии — за исключением Андрея Манна — тоже не было. Зато сразу несколько исследователей истории современной отечественной журналистики сходятся в том, что печатали «СПИД-инфо» в Минске, в типографии ЦК Компартии Белоруссии.

Объем — 16 страниц. Простенькая верстка, ч/б. Периодичность — раз в две недели, то есть в месяц выходило всего два номера. По современным меркам для газеты это прямо-таки черепаший темп. Например, региональное издание, для которого я время от времени пишу, печатается по вторникам, четвергам и субботам.

Упомянутую неказистость формы с лихвой компенсировало содержание. Судя по всему, даже когда «СПИД-инфо» еще была просветительским проектом, а не набирала многомиллионные тиражи сплетнями о богатых и знаменитых, ее читали как «Искру» в 1905-м — целыми коллективами и семьями, передавая из рук в руки.

Потом в редакцию посыпались письма. Гражданам оказалось мало только читать о сексе, они хотели говорить и делиться проблемами. Им даже отвечали. Для этого редакция привлекала ученых, медиков и других читателей, у которых было так же, а потом они всё преодолели.

Через некоторое время круг тем стал несколько шире: появились криминальная хроника, рассказы об интимной жизни звезд и интервью с ними же.

Бульварная пресса мистера Пулитцера

Что такое жёлтая пресса? Это — катализатор слухов и домыслов. Даже серьёзные современные издания нередко используют непроверенную информацию. И всё ради привлечения внимания публики. В конце XIX века это удивительное свойство жёлтой прессы открыл Пулитцер. Благодаря ему за скандальной прессой прочно закрепился её цвет. Точнее, благодаря невероятно громкому конфликту между двумя гигантами американской журналистики.

Джозеф Пулитцер

В 1897 году на страницах издания, которое принадлежало Пулитцеру, появился броский рисунок. «Жёлтый малыш» — первый в мире авторский комикс. К тому же, рисунки печатали на первой полосе воскресного номера. Комикс знакомил читателей с неординарным ребёнком — лысым малышом со странной наружностью

Более всего внимание читателей привлекали его торчащие зубы и безразмерная жёлтая рубашка. Всё, что делал ребёнок — болтался по нарисованным трущобам и бездельничал. То и дело на рубашке появлялись глуповатые слоганы, написанные на грубом сленге

Фразы точно пародировали рекламные вывески известных марок. Вот таким был этот необычный ребёнок

То и дело на рубашке появлялись глуповатые слоганы, написанные на грубом сленге. Фразы точно пародировали рекламные вывески известных марок. Вот таким был этот необычный ребёнок.

«Жёлтый малыш» создавался не для развлечения. Его задумали для того, чтобы показать Западу ура-патриотические настроения в Японии. Тема была как никогда актуальна, так как в 1895 году Америку взбудоражили известия о войне между Китаем и Японией. В малыше отлично просматривались черты азиатских детей. Американская пресса как бы высмеивала поведение своих желтолицых соседей.

Комикс про жёлтого малыша

Пулитцер был доволен реакцией читателей. Спрос на его журнал взлетел. Однако конкурент Пулитцера Рэндольф Хёрст тоже правильно оценил возможности «малыша». В результате началась газетная чехарда: ребёнка в жёлтой рубашке печатали то в одном, то в другом издании. Конфликт издателей расширил аудиторию журналов и открыл им правду: пресса необязательно должна сообщать факты. «Жёлтый малыш» играл на эмоциях. И приносил невероятную прибыль. Тогда-то Пулитцеру и пришла в голову мысль о расширении формата своего журнала. И «желтизна» перекинулась с нарисованного ребёнка на прессу в целом.

Конечно, существует и более прозаичная версия появления жёлтой прессы. Считается, что первые бульварные издания печатались на низкопробной бумаге. Она имела не благородный белый, а грязный жёлтый цвет. Отсюда и пошло увязывание новостей, граничащих с домыслами и слухами, с низким качеством самих газет. Интересно, что в России жёлтая пресса появилась на 20 лет раньше, чем в Америке. Правда, изначально она разительно отличалась от заграничных аналогов.

Из «Московского комсомольца» в «СПИД-инфо»

В ЖЖ (верните мой 2005-й, в подготовительной группе детсада всё было проще, чем сейчас) мне удалось найти интервью с Ольгой Белан. Незадолго до беседы она стала очередным главредом «СПИД-инфо».

Карьерный путь эта журналистка прошла немалый: из отдела пропаганды и агитации «Московского комсомольца» попала в отдел партийной жизни «Московской правды», через три года вернулась в «Комсомолец», оттуда ушла в «Собеседник» — приложение «Комсомольской правды». Это всё качественные издания.

Белан — опытный публицист и отличный интервьюер. Беседовала, например, с Владимиром Буковским. Это был один из основателей диссидентства, уже на Западе предал гласности практику карательной психиатрии в СССР; короче говоря, человек известный, даже страничка в «Википедии» есть.

И вот в конце 1990-х Белан занесло в «СПИД-инфо», в начале 2000-х она стала главным редактором. Могу предположить как минимум один достойный повод: в желтой журналистике намного больше платили, особенно на руководящей должности. А писать для какого-нибудь «Каравана историй» можно и в свободное от работы время.

История развития

С процессом зарождения массовой культуры появились такие издания, как «The New York Sun (англ.)русск.», «The New York Herald (англ.)русск.» и «The New York Tribune (англ.)русск.». Уже тогда сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия доминировали на полосах «жёлтых» газет.

Новые способы повышения уровня популярности издания широко использовали Пулитцер («The New York World (англ.)русск.») и Херст («The San Francisco Examiner (англ.)русск.», «New York Journal» и др.). Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному освещению интересных фактов, но и благодаря практике создания так называемых «human-interest stories» — газетных материалов, которые «…больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Сначала Пулитцер, а затем и Херст использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.

Акунин vs «СПИД-инфо»

В общем, если верить редактору, всё было чинно и благородно: звездам платят, они дают интервью, все счастливы. Но иногда, видимо, что-то шло не так. Взять хоть случай с Акуниным.

«Интерфакс» описывает эпизод так: в мае 2012 года на страницах «СПИД-инфо» вышло интервью с Акуниным, которого он на самом деле не давал. Заголовок в духе издания: «Первым делом иду на кладбище, а вторым — в публичный дом».

Писатель подал на газету в суд за клевету и потребовал 2 миллиона рублей в качестве компенсации. Иск удовлетворили в октябре того же года. Даже компенсацию присудили. Правда, не два миллиона, а 250 тысяч рублей.

Происхождение

На самом деле существует несколько версий происхождения этого понятия. По одной из них газеты получали подобное прозвище из-за желтизны бумаги, на которой они печатались. Низкосортная, она быстро желтела. По другой версии все началось с комиксов о бедном парнишке, который носил желтые одежды, ярко выделяющиеся среди прочей серости газет.

Автором комикса был художник-график Ричард Фелтон Ауткот. Впервые комикс был опубликован в 1896 году в газете «The New York World», которую возглавлял Дж. Пулитцер. Бедный парнишка из нью-йоркских трущоб приглянулся публике, и тиражи газет взлетели до миллиона экземпляров. Успех был налицо.

Главный конкурент «The New York World»,  «New York Journal» под управлением Херста, решил переманить к себе талантливого художника, пообещав огромные гонорары. Ауткот стал работать на «New York Journal». Впрочем, Пулитцер не стал прекращать выпуск комиксов про парнишку в желтом, найдя Ауткоту замену.

Эти два издания долгое время соперничали

Каждый пытался привлечь внимание публики, и уже не только историями про бедняка, но и свежими сенсациями. Так родилась особая подача новостей, ориентированная на эмоциональную составляющую, нежели на сам факт произошедшего

ХЁРСТ ПЕРЕМАНИЛ У ПУЛИТЦЕРА СОТРУДНИКОВ!

Истории двух медиамагнатов очень похожи. Оба получили в распоряжение убыточные газеты (Пулитцер — в Сент-Луисе, Хёрст — в Сан-Франциско), вознесли их на финансовые высоты, а затем отправились покорять Нью-Йорк. Зная, с каким сильным противником он столкнулся, Хёрст пошёл на самые радикальные меры. Пока Пулитцер был в отпуске, он переманил у него лучших сотрудников в свою газету The New York Journal, посулив им огромные деньги. С его дерзкой «охотой за головами» связана история, которая подарила жёлтой прессе её название. 

В The New York World выходил популярный комикс «Жёлтый малыш». Его главным героем был лопоухий ребёнок в ночной рубашке, который остроумно комментировал злободневные новости. Этакий Барт Симпсон конца XIX века. Реплики малыша появлялись прямо на его долгополой рубахе вместо диалоговых «пузырей», которые вошли в комиксы позже. Такой ход должен был высмеивать рекламные слоганы на билбордах. Первые выпуски «Жёлтого малыша» были чёрно-белыми и особой популярностью не пользовались. В 1895 году появилась первая цветная серия, и с тех пор лопоухий сатирик прочно обосновался в The New York World Пулитцера.

В каждой статье, репортаже, очерке должен быть сюжет, должна быть история. Не только факты, социальный фон и статистика, но и драма
Джозеф Пулитцер

Комиксы рисовал художник Ричард Аутколт. Вдохновившись успехами «Жёлтого малыша», художника перекупил Хёрст. Пулитцер тут же нанял нового художника, и в итоге комиксы про малыша выходили в обоих изданиях в течение трёх лет. Пулитцер и Хёрст отдавали под «Жёлтого малыша» всё больше и больше газетных полос. Главред New York Press, который терпеть не мог вышеупомянутые издания, назвал их стиль «журналистикой жёлтого малыша», намекая на то, что дурацкий комикс вытеснил с их страниц новости и статьи. В конце концов термин был обточен до «жёлтой журналистики». 

На этом Хёрст не остановился. Он опустил цену The New York Journal до одного цента — газета Пулитцера стоила вдвое дороже. Хёрст затопил страницы своей газеты скандалами и преступлениями. Всего за несколько месяцев Хёрст стал серьёзным противником Пулитцера. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: