Стюард, стюардесса и бортпроводник это: летный состав в гражданской авиации

История

Когда именно появилась профессия «стюардесса», точно неизвестно: долгое время эти обязанности исполняли мужчины. Но в большинстве справочных изданий первой в мире стюардессой называют американку Элен Черч. Она обратилась к руководству Boeing Air Transport с просьбой привлечь к работе в пассажирских авиаперевозках женщин с медицинским образованием. Руководство компании одобрило эту идею. И 15.05.1930 на рейсе Сан-Франциско – Чикаго в качестве обслуживающего персонала присутствовало восемь медсестер. В то время стюардесс называли «небесные девушки» (Sky Girls). В их обязанности входило не только оказание медпомощи, но и компостирование билетов, а также уборка в туалете, салоне и кабине пилотов, приветливое обращение с пассажирами, взвешивание пассажиров и их багажа, раздача пассажирам шлепанцев, жевательной резинки, одеял, чистка их обуви. Кроме того, первые стюардессы участвовали в погрузке и выгрузке багажа, а на промежуточных посадках носили ведра с топливом для заправки самолета. По прибытию авиалайнера в точку назначения стюардессы должны были помогать закатывать его в ангар.

Первые стюардессы работали 100 часов в месяц, получая за это 125 долларов. Нововведенная профессия оказалась настолько полезной, что ее стали внедрять и другие авиакомпании. Требования к претенденткам были весьма лояльны: наличие диплома медсестры, отсутствие официального брака, рост не более 160 см, вес – 52 кг и меньше, возраст – до 25 лет.

Где выучиться профессии бортпроводник?

Источник фото: Free To Use Sounds/unsplash

Устроиться бортпроводником может только человек с соответствующим образованием. Получить его возможно несколькими способами.

Самым быстрым вариантом является Школа бортпроводников. Подобные учебные заведения чаще базируются на базе авиационного вуза. Поступить туда возможно сразу после окончания общеобразовательной школы. По факту это будет среднее специальное образование.

Кроме того, крупные авиаперевозчики занимаются подготовкой специалистов данной категории самостоятельно. Но в этом случае будущий работодатель всегда отдает предпочтение кандидату, который имеет высшее образование и знает на высшем уровне английский

Поэтому особое внимание при отборе будущих стюардов и стюардесс отдается выпускникам с дипломами психологов или лингвистов

Необходимо также отметить, что внимание и особую заинтересованность получит и кандидат, который имеет медицинское образование. Например, диплом медсестры

Подобный интерес объясняется тем, что во время обучения на специальных курсах будущие стюарды и стюардессы изучают основы психологии, оказания первой помощи, также изучают иностранный язык. Таким образом, человек, уже имеющий более глубокие познания в одном из этих направлений, будет крайне ценным сотрудником.

  • устройство самолета;

  • аварийно-спасательные мероприятия;

  • водная подготовка;

  • авиационный сервис.

Отдельно стоит выделить и тот факт, что во время обучения, которое длится примерно полгода, будущие стюардессы и стюарды получают стипендии, которые могут достигать 20 000 рублей.

Известные стюардессы

В истории авиаперелетов есть личности, которые запомнились надолго и стали примером для подражания. В их биографиях присутствуют интересные факты о стюардессах и их жизни.

Одной из таких личностей стала Эллен Черч. Это первая женщина, которая заняла должность стюардессы в 1930 г. По совместительству она выполняла работу пилота. С нее началась вся история этой профессии. В то время авиакомпании не нанимали на работу женщин. Этот факт Эллен считала несправедливым.

Ей удалось убедить руководящий состав в том, что женщина лучше других может справиться с поставленными задачами: оказать первую медицинскую помощь, психологическую поддержку, разнести еду и помочь пассажирам в различных ситуациях. Эту идея рассмотрели, после чего разные авиакомпании начали нанимать на работу женщин.

Эдит Лаутербах стала популярной благодаря тому, что в 1944 г. она стала первой из тех, кто начал бороться за права женщин-стюардесс. Заручившись поддержкой 3 женщин из своей команды, она создала Ассоциацию стюардесс (Air Line), которая стала прародителем современной Ассоциации CWA. Она основала профсоюз для работников авиации. Благодаря этому пересмотрели и внедрили новые правила работы, а заработная плата стюардесс существенно увеличилась.

Рут Кэрол Тейлор стала первой афроамериканской женщиной-бортпроводником в США. Она поступила на службу в 1957 г. Чтобы отвоевать права чернокожих работать во всех сферах деятельности, в частности и в авиационной, она подавала заявки в различные компании, среди которых Trans World Airline. Ее заявки отклоняли, но она не опускала руки. Через некоторое время ее взяли на работу в Mohawk Airlines. За период своей работы она много времени посвятила борьбе за права женщин.

Моми Гюль Дуррани стала популярной благодаря своей красивой внешности. Она работала бортпроводницей на пакистанских международных авиалиниях в 1950-1960 гг. Дуррани снималась в рекламе, а о ее улыбке говорили, что она заразительная. Она была красивой женщиной и ответственным работником, но ее жизнь трагически оборвалась. Во время перелета на борту PIA Boeing 720B она погибла вместе со 114 пассажирами экипажа, когда самолет разбился недалеко от каирского аэропорта.

Нерха Бханот, работая старшей стюардессой в компании Pan Am Airlines, погибла от рук террористов 5 сентября 1986 г. Ей было всего 23. Злоумышленники угнали самолет, и девушка взяла на себя полную ответственность за спасение пассажиров. Открыв дверь, она помогала им бежать, но террористы начали обстрел, во время которого Нехра героически погибла, закрыв собой 3 детей.

Ульрике Пацельт (после замужества – Дерриксон) была американо-немецкой стюардессой. В 1985 г. прославилась своей храбростью во время защиты 150 членов экипажа при похищении самолета 847 TWA.

Она вела с ними переговоры на протяжении 15 дней, после чего они согласились отпустить заложников. Каждый пассажир того рейса чувствовал себя в неоплатном долгу перед ней.

Барбара Джейн Харрисон в 1968 г. погибла, пытаясь спасти пассажиров горящего самолета. Через 20 секунд после взлета взорвался реактивный двигатель. В течение 3 минут воздушное судно приземлилось и началась эвакуация. В салоне остался инвалид, которого Барбара попыталась вытащить из огня, но погибла. Она была вознаграждена посмертно королевой Великобритании Елизаветой II. За гражданскую храбрость ей присвоили наивысшую награду – Георгиевский крест.

Требования при устройстве на работу

Чтобы стать стюардессой и получить соответственную работу и оклад, в первую очередь нужно пройти собеседование с авиакомпанией, где у вас проверят все нужные документы и навыки, среди которых обязательны:

  1. Рост от 165 до 185 см, вес в пределах нормы.
  2. Приятные внешние данные – никаких разбитых губ, обгрызенных ногтей, недельных мешков под глазами, окрашенных концов волос и т. п. Идеально прийти на собеседование в одежде делового стиля, с убранными волосами и легким (не вечерним) макияжем, а также приятным, не режущим глаз маникюром.
  3. Образование – среднее или высшее. Высшее, естественно, оценивается более высоко.
  4. Знание как минимум одного иностранного языка (предпочтительно – английского).
  5. Четкая и грамотная речь, ясная дикция.
  6. Коммуникабельность, дружелюбие, способность дипломатично разрешать различные вопросы.
  7. Стрессоустойчивость и умение быстро и четко ориентироваться в сложных ситуациях.
  8. Документы, доказывающие пройденный курс для бортпроводников.
  9. Хорошее здоровье, подтвержденное пройденным медосмотром. Девушек с сердечнососудистыми заболеваниями, повышенным давлением или иными проблемами организма не допустят к работе на воздушном судне.

В зависимости от того, где и у кого проводится прием на работу, могут быть выдвинуты и другие требования, а также изменены уже приведенные выше.

Собеседование

Первый этап. На первом этапе вы снова заполняете анкету, где должны будете ответить на ряд общих вопросов и ряд вопросов о себе.

Второй этап. Второй этап – это своего рода психологический опросник. Вам предложат разрешить несколько конфликтных ситуаций. При этом вы должны будете описать ваше поведение, реакцию, голос. Делается это для того, чтобы оценить ваше психо-эмоциональное состояние в ситуации конфликта.

Третий этап. На третьем этапе идет проверка знаний иностранного языка. Вы должны будете пройти тестирование в письменной форме, а затем и в устной – рассказать о себе, развернуто ответить на несколько вопросов.

Четвертый этап. Один из самых обязательных этапов – это врачебно-летная экспертная комиссия. Вам необходимо будет пройти ВЛЭК для подтверждения вашего отменного физического состояния здоровья.

Прохождение ВЛЭК является одним из строгих и важных этапов на собеседовании

Пятый этап. На пятом этапе вы пройдете финальное собеседование. Вам зададут стандартные вопросы такие, как «почему вы выбрали эту профессию», «что вас привлекает в профессии стюардессы» и пр.

Если вы успешно прошли все этапы собеседования, то вам назначают дату, когда вы сможете приступить к обучению.

Где можно получить профессию бортпроводника?

Официально для того чтобы стать бортпроводником высшего образования не требуется. Получить профессиональные навыки можно на специальных курсах бортпроводников, которые открыты на базе авиакомпаний и аэропортов. При этом пройти обучение можно как на бесплатной, так и на платной основе.

В первом случае, необходимо записаться на курсы той авиакомпании, в который Вы хотите работать. Правда здесь имеется один нюанс, после окончания обучения Вам придется, как минимум, три года отработать в этой авиакомпании. Если по какой-то причине Вы захотите прервать трудовые отношения раньше, то Вам предстоит возместить авиакомпании стоимость Вашего обучения.

Во втором случае, Вы можете самостоятельно оплатить свое обучение и поступить на любые курсы. Например, можно выбрать «Школу бортпроводника» при Московском государственном техническом университете гражданской авиации или курсы бортпроводников на базе кадрового агентства «Авиаперсонал».

Однако такие курсы Вам подойдут только в том случае, если Вы хотите работать на российских авиалиниях. В том случае, если Вы мечтаете о международных рейсах, без высшего образования все-таки не обойтись. В принципе подойдет любое высшее образование (но охотнее всего берут бортпроводников с медицинским, психологическим, или лингвистическим образованием). Если Вы планируете получить свое первое высшее образование, то можно выбрать приближенную к профессии бортпроводника профильную специальность «Сервис» или «Сервис транспортных средств». По этим направлениям обучают такие ВУЗы , как:

  • Московский авиационный институт – факультет «Авиационная техника», специальность «Сервис транспортных средств»;
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации – специальность «Сервис», специализация «Сервис на транспорте»;
  • Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации – направление «Сервис на транспорте»;
  • Московский государственный технический университет гражданской авиации — направление «Сервис на транспорте»;
  • Московский государственный машиностроительный университет – Институт экономики и управления, направление подготовки «Сервис» или «Туризм».

Академия гражданской защиты МЧС РФ

Химки

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 160 000,00 ₽

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)

Ульяновск

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 149 442,00 ₽
Бакалавриат Заочная 38 688,00 ₽

Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 38 688,00 ₽
Бакалавриат Очная 149 442,00 ₽

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Санкт-Петербург

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 134 220,00 ₽
Бакалавриат Заочная 69 130,00 ₽
Бакалавриат Очная 144 340,00 ₽
Бакалавриат Заочная 69 130,00 ₽
Бакалавриат Заочная 69 130,00 ₽

Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 133 720,00 ₽
Бакалавриат Заочная 69 130,00 ₽
Бакалавриат Заочная 69 130,00 ₽
Бакалавриат Очная 132 760,00 ₽

Московский государственный технический университет гражданской авиации

Москва

Требования к личностным качествам

Существуют жесткие правила отбора для этой профессии. Но за каждой авиакомпанией остается право выставлять свои дополнительные требования к соискателям на должность стюарда (стюардессы).

Качества стюардессы:

  • крепкое здоровье (заключение дает медицинская комиссия);
  • привлекательная внешность;
  • красивая улыбка;
  • приятный тембр голоса;
  • отклонение остроты зрения – не более 30%;
  • возраст от 19 до 30 лет;
  • коммуникабельность;
  • умение расположить к себе;
  • физическая и психическая выдержка;
  • дипломатичность;
  • терпение;
  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • быстрота реагирования;
  • внимательность;
  • толерантность;
  • дисциплинированность;
  • вежливость;
  • пунктуальность;
  • сообразительность;
  • умение контролировать себя и свои эмоции;
  • хорошая память;
  • умение слушать;
  • грамотная речь;
  • хорошая дикция;
  • владение 1 или 2-3 иностранными языками (при обслуживании международных рейсов);
  • среднее или высшее образование;
  • технический склад ума.

Следует брать во внимание тот факт, что на эту должность не берут низких и высоких девушек и юношей. Основное требование – средний рост

Не допускается наличие пирсинга и татуировок, т. к. представитель авиакомпании должен выглядеть презентабельно.

Профессиограмма предусматривает, что на теле девушек и юношей не должно быть крупных выраженных родинок. Вес должен быть средним, т. к. избыточный или недостаточный негативно сказывается на здоровье.

Где обучают профессии стюардессы

Плюсом при рассмотрении кандидатуры будут спортивные достижения, медицинское образование или курсы личностного роста и управления гневом

Обучение бортпроводников проводится в специальных школах либо на курсах самих авиакомпаний. Лучше выбирать последний вариант: это гарантирует трудоустройство и бесплатное обучение. Единственный недостаток — заключение контракта, согласно которому стюардесса обязуется отработать в данной компании не менее 2–3 лет.

После обучения начинаются стажёрские полёты общей продолжительностью около 30 часов. На протяжении этого времени будущая стюардесса отрабатывает полученные знания на практике, изучает нюансы профессии, наблюдает за более опытными коллегами.

За стажировкой следует строгая комиссия для допуска к полётам. Чтобы пройти её, нужно хорошо зарекомендовать себя в период обучения и овладеть всей необходимой информацией.

Рабочий график бортпроводника

Жизнь бортпроводников подчиняется плану полетов, который постоянно изменяется по множеству причин: перенос рейса из-за погодных условий и пр. Поэтому составить четкий график работы стюарда достаточно сложно.

Они сменяют друг друга посменно. Выходными у них считаются те дни, в которые они не находятся в воздухе. Это могут быть любые дни, в т. ч. дни, которые выпадают между рейсами. Они могут выпадать как на будни, так и на субботу или воскресенье. Такой график считается ненормированным.

Стюардессу могут вызвать в рейс в любое время (как днем, так и ночью), поэтому планировать какие-либо наземные мероприятия сложно. Они должны все время оставаться на связи со своим руководством.

Несмотря на эти существенные недостатки, их отпуск составляет 72 дня, т. е. 2 месяца в году они могут посвятить полноценному отдыху.

Непредсказуемость рабочего графика стюардесс дает им одновременно свободу и зависимость от планов полета. А отдых между рейсами трудно назвать полноценным, т. к. это время в основном посвящено сну.

Таким образом, полное распоряжение своим свободным временем у них есть только во время отпуска.

Заказывать себе выходной день следует заблаговременно. Но это не гарантирует то, что в этот день не произойдет форс-мажор и бортпроводника не вызовут на работу.

Преимущества профессии бортпроводника

Не сложно догадаться, что главным преимуществом профессии бортпроводника было, есть и будет возможность много (и, что самое главное, бесплатно) путешествовать. Кроме того, опытные стюардессы среди преимуществ своей профессии называю:

  • шопинг за границей – возможность приобрести косметику и одежду за более чем доступную цену;
  • скидки на авиабилеты и отели – позволяют комфортно и дешево отдыхать во время отпуска;
  • широкий круг общения – во время полета можно не только найти хорошего и интересного собеседника, но и обрасти полезными связями;
  • высокие заработки – в среднем заработная платы начинающей стюардессы стартует от 30 тысяч рублей;
  • ранняя пенсия – бортпроводницы уходят на пенсию в 45 лет, а бортпроводники – в 50 лет.

Чем отличается стюардесса от бортпроводницы: обязанности работника

Разница между стюардессой и бортпроводницей лишь в том, что первый вариант является разговорным, а второй – официальным. В трудовой книжке и на бейджике пишется «бортпроводница» или «бортпроводник», а стюардесса – это общественное, разговорное наименование. В обязанности стюардессы входят:

  1. Встреча и размещение пассажиров.
  2. Организация питания во время рейса. Сюда также входит разнос напитков для желающих.
  3. Гарантия безопасности на борту в соответствии с правилами техники безопасности.
  4. Подготовка пассажиров к полету.
  5. Оказание медицинской помощи в случае, если кому-то из пассажиров стало плохо.
  6. Проверка средств первой помощи.
  7. Контроль за температурой на борту самолета.
  8. Контроль салона на предмет санитарно-гигиеничных норм.
  9. Проверка самолета на наличие запрещенных предметов.
  10. Контроль за поведением пассажиров, пресечение возникающих конфликтов.
  11. Проверка внутренней связи.
  12. Информирования о времени полета.
  13. Прием и размещение кухонно-буфетных предметов.
  14. Разъяснение всех интересующих вопросов, которые могут поступать от пассажиров во время рейса.
  15. Заполнение документации на борту.

Отметим, что данная профессия является очень ответственной и серьезной

Именно поэтому для того чтобы стать бортпроводницей, необходимо обладать следующими качествами: коммуникабельность; терпеливость; сдержанность; умение находить выход из конфликтных ситуаций; чувство юмора; решительность; умение брать на себя ответственность; исполнительность; эрудированность; эмоциональная устойчивость; быстрота реакции; внимательность; умение распределять внимание; дисциплинированность; пунктуальность; хорошая память; объемное зрение; дипломатичность; толерантность; сообразительность; технический склад ума. Такая профессия абсолютно не подходит тем, кто теряется в сложных ситуациях, не умеет принимать решения и боится высоты. Именно поэтому при назначении на эту должность учитываются все нюансы, происходит серьезный отбор и только лучшие становятся стюардессами

Собеседование

Если анкета заинтересует руководителей, кандидату предложат прийти на собеседование. Приготовьтесь к нестандартным и сложным вопросам. Так проверяют то, сможете ли вы выпутаться из необычной ситуации, как реагируете на стресс и ведете себя в разных обстоятельствах.

dnevnik.hr

Постарайтесь не растеряться и выглядеть коммуникабельной и стрессоустойчивой личностью. Но и не стоит привирать. Лучше отвечать искренне и не скрывать очевидных фактов. Возможно, вам придется доказать владение указанными языками или отвечать на абсурдные вопросы, которые, казалось бы, совершенно не связаны с профессией.

Особенности работы

Бортпроводник – специфическая профессия, вокруг которой скопилось много домыслов и романтических фантазий. Но она сопряжена со многими сложностями. Работать стюардом или стюардессой может только человек с устойчивой психикой, крепким здоровьем и способностью выдерживать нагрузки в течение 8-10 часового перелета.

На бортпроводников влияют постоянные перепады атмосферного давления, температуры, смена и климатических поясов. Стюарты должны постоянно передвигаться по салону, проверяя, все ли в порядке у пассажиров. Далеко не всегда пассажиры ведут себя адекватно: на борту могут оказаться хамы, агрессивные или напуганные перспективой перелета люди. Бортпроводники обязаны найти подход ко всем, вовремя обеспечить едой, напитками, одеялами.

Зарплата бортпроводника в России

Заработные платы в рассматриваемом секторе труда могут значительно разниться между собой, а минимальный и максимальный пределы охватывать довольно широкий диапазон. Размер заработной платы начисляется в зависимости от количества часов, проведенных в полете.

Ежемесячная зарплата стюардессы, которая только начала познавать азы романтической профессии, как правило, колеблется от 15 до 20 тысяч рублей. Постепенно, в зависимости от качества трудовой деятельности, приобретенных навыков и опыта размер заработной платы увеличивается и может достигать 50-60 тысяч. Труд высококвалифицированных сотрудников авиакомпании оценивается от 80 до 100 тысяч рублей ежемесячно. Кроме того, за добросовестное и качественное выполнение работы предусмотрены дополнительные выплаты и надбавки к основной зарплате.

В зависимости от общего количества часов, проведенных в полете и полученных на этом основании знаний, навыков и опыта, сотруднику присваивается определенный ранг.

1 ранг – бортпроводник 3-го класса.

2 ранг – бортпроводник 2-го класса (присваивается после 2000 часов полета и прохождения определенной проверки знаний).

3 ранг – бортпроводник 1-го класса (после 3000 часов полета и сдачи экзамена).

4 ранг – инструктор.

5 ранг – начальник службы.

Средняя (по итогам февраля 2014 года), которую получают стюардессы России, составляет 54 тысячи рублей. Причем имеет место видимая тенденция роста данного показателя. Так, уже в марте того же года средняя заработная плата бортпроводника возросла на 5 тысяч рублей и остановилась на уровне 59 тысяч рублей ежемесячно. Если рассматривать средний показатель зарплаты по географическому признаку, то лидирует Москва и Московская область. Стюардесса в Москве зарабатывает 64 тысячи рублей.

Не исключена возможность дополнительного заработка. Сопровождение чартерных коммерческих рейсов – ощутимая надбавка к зарплате!

Плюсы профессии

Работа стюардессы для большинства людей овеяна романтическими историями и связана с множеством интересных историй. На практике есть как положительные, так и отрицательные моменты.

Из позитивных сторон процессии выделяются следующие моменты:

  1. Разнообразные путешествия. В зависимости от карты полетов и квалификации работника можно посетить большое количество стран и регионов, в каждом из которых работники могут получить некоторое свободное время для отдыха и посещения новых мест. Каждый полет сопровождается встречами с новыми людьми, что также является частью приключений.
  2. Практика и изучение иностранных языков. Согласно рабочим нормам стюардесса должна владеть минимум 2 языками (английским и еще одним). Во время полетов бортпроводник получает постоянную практику общения, а также может постепенно осваивать новые языки и знакомиться с другими культурами.
  3. Высокая зарплата. Уже на начальном этапе работники получают доход выше среднего по стране, а с каждым годом его величина только растет.
  4. Хороший социальный пакет. Авиакомпании заботятся о своих работниках, обеспечивая их большим количеством льгот, в том числе включенным отпуском в 1,5 месяца каждый год.
  5. Ранняя пенсия. Стюардессы выходят на заслуженный отдых в 45 лет, при этом получая достаточно хорошую пенсию.
  6. Возможность встретить интересных людей во время полета, в том числе знаменитостей.
  7. Постоянно интересная работа. Профессию стюардессы невозможно назвать скучной по многим причинам.
  8. Постоянное саморазвитие. Карьера бортпроводницы подразумевает постоянную работу над собой. Изучение иностранных языков, расширение круга знакомых, совершенствование коммуникативных навыков, развитие манер и знаний этикета — это лишь небольшой перечень достоинств профессии, которые требуют работы над собой и не позволят деградировать, каждый день выполняя один и тот же набор действий.
  9. Фирменный стиль. Все сотрудники компании должны придерживаться определенного стиля в одежде, который привлекает достаточно многих выбрать именно этот путь трудового развития.
  10. Физическая форма. Для соответствия правилам и стандартам необходимо придерживаться определенных норм и постоянно следить за своим состоянием. Это является мощным мотивирующим фактором.
  11. Авторитетность. Профессиональные сотрудники авиакомпаний пользуются авторитетом в глазах представителей прочих профессий.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: