4973,что такое государственный долг страны: расписываем во всех подробностях

Что делать нам, простым людям?

Песня про беспрецедентно высокий госдолг США продолжается многие десятилетия и будет звучать еще много много лет. Возможно, наши внуки будут продолжать ждать обвала доллара. Возьмём пример: всё время существования советского союза, т.е. наши деды и прадеды, говорили про скорый развал Америки. А Америка и доллар, как никогда, сильны, а среднегодовая инфляция по доллару за последние 160 лет составляет 2.5% в год. Чего не скажешь, например, о рубле )))

Поэтому, ждать обвала Америки и доллара завтра и из-за этого не сберегать или не инвестировать деньги ни в долларах, ни в рублях — стратегия глупая, недальновидная, бесперспективная. Похожа по сути на стратегию: «зачем заботиться о своем здоровье, всё равно умрём». Такая стратегия означает жить страхами и верить в худшее.

Желая обвала доллара, нужно понимать, что плохо будет всем странам. Очень плохо и очень долго, потому что замену быстро не найдут. Кстати, будет плохо и валютам других стран, потому что рухнет мировая система, встанет импорт / экспорт, страны потеряют свои денежные запасы, которые в долларах. Кто думает, что от обрушения доллара будет плохо только Америке, горько ошибается.

Поэтому, успешные по жизни и в финансах люди верят в лучшее, готовясь к тяжелым временам как к чему-то, что приходит и уходит. Как животные и люди в деревнях готовятся к зиме: зная, что зима обязательно придёт, будет сложно, будет мало еды, но зима пройдёт. Сходить с ума по этому поводу не нужно, нужно только готовиться.

Как подготовиться?

  • Первое, нужно иметь пожарный запас и необходимые страховки.
  • Второе, нужно минимизировать (при любых временах) свои кредиты и долги.
  • Третье, нужно начинать инвестировать.

Сберегать и инвестировать нужно в бОльшей степени в твердых валютах, а это в бОльшей степени — доллар. Доллар, что бы там не говорили, по-прежнему сильнейшая валюта, замены которой нет.

Ни юань, ни евро, ни тем более рубль, причем вместе взятые не способны заменить доллар, как минимум потому, что к этим валютам нет доверия. Запасы золота скудны и недостаточны, чтобы обеспечить мировой товарооборот. Криптовалюты пока составляют жалкие проценты от денежного оборота. В общем, доллар когда-то безусловно рухнет как и любая другая валюта сильной империи, но произойти это может не при нашей жизни.

Практическое Руководство «К Финансовой Свободе за 21 день!». Эта книга — пошаговый план для самостоятельного изучения финансов, рассчитанный на 3 недели, с простыми заданиями на каждый день, для самостоятельной работы. Цена 490 руб. Узнать больше >>>

Поэтому, лично я ставлю на доллар, но НЕ большую часть держу в других активах (недвижка, другие валюты и т.д.). Не большую. Если доллар завтра рухнет, мне будет очень плохо, как и всем остальным, у кого этот доллар есть и у кого его нет. Примерно, как плохо будет руке, ноге и голове человека, если у человека остановится кровоток. Так вот, доллар — это сейчас и есть кровоток мировой товарно-денежной системы. Нравится это или нет.

Поэтому, отбрасываем мысли о концах света, обвалах и обрушениях мировых систем, смене мировых порядков, заговорах элит и прочей фигне, толка от которой нет, кроме страха и апатии и направляем свои мысли и усилия на свою жизнь и только на то, на что мы можем влиять — а это вера в лучшее, это сбережения и инвестиции, это работа над своими воспитанием, образованием, браком, это усилия, направленные на воспитание счастливых и разумных детей и т.д.  И всё у вас будет не просто хорошо, а отлично. Я обещаю!

Государственный бюджет

Самым сложным по своему содержанию, является государственный бюджет, от него зависит экономическая самостоятельность государства.

В России госбюджет:

  • рассчитывается сроком на год;
  • имеет силу закона;
  • разрабатывается правительством;
  • рассматривается парламентом;
  • принимается верхней палатой парламента (Советом Федерации) и Президентом.

Реализация государственного бюджетного плана осуществляется посредством бюджетной политики, которую осуществляют представители законодательной и исполнительной власти. Бюджетная политика государства определяет основные направления предстоящих государственных расходов, с учетом источников ежегодного пополнения государственной казны.

Таким образом, чтобы составить финансовый прогноз для страны на год, нужно подсчитать доходную и расходную часть государственного бюджета. Важнейшими источниками бюджетных поступлений в казну государства являются:

  1. Налоги: таможенные пошлины и сборы, налог на имущество, прибыль, подоходный налог. Налогами облагаются как частные лица, так и организации, они являются основным источником пополнения госбюджета.
  2. Прибыль от государственных бюджетных фондов (пенсионного, страхового и других).
  3. Поступления от штрафов и иных неналоговых выплат государству.
  4. Трансферты — денежные средства, безвозмездно поступающие в страну из других государств, в качестве оказания им финансовой помощи.
  5. Государственные займы у других стран и международных организаций. (Например, Россия берет в кредит 50 миллионов долларов у Всемирного банка, сроком на 17 лет).
  6. Прибыль от внешней торговли, международного инвестиционного сотрудничества, валютных и финансово-кредитных операций.
  7. Внутренние государственные займы.(Например, Россия берет в долг 1 миллиард российских рублей у частной компании Лукойл сроком на год).

После подсчета всех поступлений денежных средств в государственную казну, осуществляется составление расходной части госбюджета. К основным направлениям расходов бюджета относят:

  • затраты на военную отрасль, поддержание обороноспособности страны;
  • содержание государственных служб и учреждений, органов власти, ведомств, министерств;
  • выплаты по государственному долгу;
  • затраты на инфраструктуру (строительство и ремонт дорог, мостов, обслуживание общественного транспорта, строительство объектов культуры и искусства);
  • затраты на осуществление внешнеполитической деятельности;
  • затраты на развитие науки, образования, здравоохранения, культурной сферы жизни общества;
  • социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия по безработице, инвалидности, выплаты в связи с потерей кормильца, льготы, материнский капитал и прочие);
  • развитие определенных отраслей экономики, предоставление дотаций предприятиям.

Общие сведения о госдолге США

На данный момент госдолг Соединённых Штатов превысил отметку в 22 триллион долларов. Сумма огромная и психологически сложная для восприятия обычными американцами, тем более что она постоянно и стремительно растет. Следит за изменениями госдолга министерство финансов США. Национальный долг США имеет следующую структуру:

  • 27 % – внутриправительственный долг различным государственным компаниям (пенсионному фонду, например);
  • 33 % – публичный долг различным физическим лицам и банкам;
  • 40 % – задолженность зарубежным кредиторам.

Таблица соотношения государственных займов США (данные на август 2019 г.)

Страна Госзайм, млрд $ Госзайм, %
Китай 1110 16,8
Япония 1100 16,7
Великобритания 640 9,7
Бразилия 306 4,6
Ирландия 271 4,1
Швейцария 231 3,5
Люксембург 230 3,5
Каймановы острова 216 3,3
Гонконг 206 3,1
Бельгия 191 2,9
Саудовская Аравия 177 2,7
Тайвань 171 2,6
Индия 155 2,4
Сингапур 140 2,1
Франция 125 1,9
Южная Корея 115 1,8
Другие страны 1206 18,3
Общий долг иностранным государствам 6590 100

Китай и Япония являются самыми крупными держателями облигаций госзайма США на общую сумму в 2 триллиона 210 млрд долларов. Средняя доходность по всем принадлежащим им ценным бумагам равна 2,6% годовых. Россия сократила количество американских ценных бумаг в своих активах, и сегодня в экономику США ею вложено только 14 млрд долларов.

Свой государственный долг Соединённые Штаты обеспечивают ценными бумагами, выпускаемыми казначейством. Приобрести их может любой желающий на одном из трехсот ежегодных аукционов. Облигации хоть и наименее доходные, но самые надежные ценные бумаги, т.к. подкреплены имуществом и активами государства.

Ценные бумаги казначейства США:

  1. Векселя самые непопулярные, т.к. срок их действия менее года, а поэтому процент по ним самый низкий.
  2. Среднесрочные облигации на срок от года до 10 лет с процентной ставкой от 0,3 до 2,6 % годовых.
  3. Долгосрочные облигации действуют от 10 до 30 лет и имеют доходность 3,2 % годовых.
  4. Казначейские ценные бумаги под 3,2% годовых и на срок 30 лет самые надежные, т. к. по ним государство дополнительно выплачивает суммы, компенсирующие инфляцию.

Последствия накопления государственного долга

Многочисленные исследования показывают, что степень и характер воздействия государственного долга на экономику неоднозначны для различных групп стран, в то время как прослеживается наличие критического порога внешнего долга для развивающихся стран, после которого воздействие на экономический рост становится отрицательным, для развитых стран такой порог чаще отсутствовал:

  • Г. Шиманович на основе линейной модели роста выявил отрицательную зависимость внешнего долга и экономического роста в постсоциалистических странах за период с 1995 по 2007 г: рост соотношения внешнего долга к ВВП на 1 % снижает темпы прироста душевого ВВП на 0,06 %
  • К. Рейнхарт и К. Рогофф на примере выборки из 20 развитых и 24 развивающихся стран провели сравнительный анализ влияния внутреннего государственного долга и совокупного внешнего долга страны на динамику экономического роста. Для развивающихся стран авторы выявили более высокое пороговое значение государственного долга по сравнению с совокупным внешним, превышение которого негативно влияет на изменение душевого ВВП. Так, при достижении уровня внешнего долга 60 % от ВВП среднегодовые темпы прироста ВВП снижаются на 2 %, при превышении отметки 90 % от ВВП — темпы прироста уменьшаются наполовину.
  • Т. Эфтимиадис и П. Тсинзос на основе исследования модели эндогенного роста пришли к выводу, что сокращение удельного веса внешних заимствований в структуре государственного долга положительно влияет на долгосрочный экономический рост, главным образом, за счет снижения оттока внутреннего капитала за границу
  • С. Шаббир, используя данные внешнедолговой нагрузки по 24 развивающимся странам за период с 1976 по 2003 г., установил, что внешняя задолженность отрицательно коррелирует с динамикой инвестиций, что в свою очередь, приводит к снижению темпов экономического роста
  • А. Шкларек и Ф. Рамон-Баллестер по результатам анализа выборки из 20 латиноамериканских стран за период 1970—2002 гг пришли к выводам, что совокупный и государственный внешний долг отрицательно коррелируют с динамикой ВВП на душу населения основным каналом воздействия внешнего долга на динамику роста является изменение уровня накопления капитала, а не его производительности
  • Д. Амассома провел анализ влияния внутреннего и внешнего долга на экономический рост на примере Нигерии за период с 1970 по 2009 г. В результате анализа было установлено, что зависимость динамики душевого ВВП с внутренним долгом имеет положительный характер, и, наоборот, с внешним — отрицательный.

Другие последствия:

Динамика государственного долга России в 1999—2010 годах, в % к ВВП.

  • Переложение налогового бремени на будущие поколения (в тех случаях, когда рост ВВП менее стоимости обслуживания долга).
  • Перераспределение доходов среди населения. Те кто вкладывает сбережения в государственный долг, получают его обратно с процентами, в то время как те, кто не имеет такой возможности вынуждены лишь платить налог на его обслуживание.
  • Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.
  • Понижение устойчивости экономики страны к негативным рискам (например, сейчас обслуживание американского долга обходится очень дёшево в виду низкой процентной ставки, но в условиях финансового кризиса ставки могут возрасти, что увеличит нагрузку на сокращающийся, из-за снижения деловой активности и как следствия снижения собираемых налогов, бюджет). Особенно опасными с данной точки зрения являются внешние долги в иностранной валюте (например см. долговой кризис в Греции)

Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).

Для сравнения госдолг других стран-экспортеров углеводородов (МВФ, 2011), % ВВП:

  • Кувейт — 7,4 %
  • Саудовская Аравия — 7,5 %
  • Узбекистан — 9,1 %
  • Казахстан — 11 %
  • Азербайджан — 10 %
  • Норвегия — 30 %

Государственный долг по странам Европейского союза в процентах от ВВП в 2013 году(:

  • Франция — 93,5 %
  • Германия — 78,4 %
  • Португалия — 129,0 %
  • Италия — 132,6 %
  • Греция — 175,1 %

Для сравнения:

  • США — 116,4 % ВВП (2016 г.)
  • Япония — 239,2 % ВВП (2016 г.)

Что такое государственный долг?

Государственный долг (также известный как общественный интерес, национальный долг и суверенный долг) является задолженностью центрального правительства. (В федеральных государствах термин «государственный долг» может также относиться к задолженности штата или провинции, муниципального или местного правительства.) В отличие от этого термина, ежегодный «дефицит государственного бюджета» — это разница между правительственными поступлениями и расходами в течение одного года.

Центральное правительство в своей собственной валюте может оплачивать свои расходы за счет выпуска новых денег, но государственный долг обычно образовывается, чтобы компенсировать дефицит, когда расходы превышают поступления. Эта практика связана с желанием дисциплинировать государственные расходы и избежать гиперинфляции.

Правительства обычно берут в долг путем выпуска ценных бумаг, государственных облигаций и векселей. Менее кредитоспособные страны иногда заимствуют непосредственно у наднациональной организации (например, Всемирного банка) или международных финансовых учреждений.

Поскольку правительство получает доход в основном от населения, государственный долг — это косвенный долг налогоплательщиков. Государственный долг может быть отнесен к категории внутреннего долга (задолженность перед кредиторами в пределах страны) и внешнего долга (задолженность перед иностранными кредиторами). Другой распространенной классификацией государственного долга является срок погашения. Краткосрочным обычно считается долг сроком на один год или меньше, долгосрочным является долг сроком более десяти лет. Среднесрочный долг находится между  этими двумя границами. Более широкое определение государственного долга включает все государственные обязательства, в том числе будущие пенсионные выплаты и платежи за товары и услуги,  законтрактованные правительством, но еще не оплаченные.

Причины возникновения государственного долга и его виды.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период бюджетных дефицитов за минусом суммы бюджетных профицитов за этот же период. Он является показателем запаса, так как рассчитывается на определённый момент времени  (например, по состоянию на 1 января 2008 г.) в отличие от дефицита государственного бюджета, который является показателем потока и рассчитывается за определённый период времени (за год). Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счёт внутреннего и внешнего займов.

 Таким образом, государственный долг – порождение дефицита бюджета, причины которого могут быть различны. Дефицит может быть связан с чрезвычайными расходами, вызванными стихийными бедствиями, катастрофами, войнами и политическими конфликтами, когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к дополнительным источникам денежных средств. Дефицит может быть следствием кризисных явлений в экономике, её развала, неэффективности финансово-кредитных связей, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Причинами бюджетного дефицита могут быть:

  • низкая эффективность общественного производства, его спад;
  • нерациональная структура бюджетных расходов (например, огромные военные расходы);
  • оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;
  • неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики.

 Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное явление, а стремление государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. На рост величины государственного долга оказывает влияние и необходимость выплаты его с процентами. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к ещё большим займам.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Государственным внутренним долгом является совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определённый момент государственных облигаций. Государственным внешним долгом являются обязательства перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заём на основе правительственных соглашений.

 Государственный долг бывает капитальным, основным и текущим. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и не погашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований. Текущий долг составляет предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Положительные последствия накопления государственного долга

В современной экономической литературе государственный долг рассматривается как один из действенных средств обеспечения экономического развития. Заимствованные денежные средства позволяют государству полностью решить важнейшие и актуальные социально-экономические задачи.

Кроме того, участие государства на финансовых рынках в качестве заемщика является одной из форм государственного регулирования экономических процессов в стране. Осуществляется определенное воздействие на процессы сбережения (накопления) домохозяйств и фирм и на связанные с ними процессы инвестирования. Это воздействие выражается в изменении денежной массы в национальной экономике, а потому – способствует нормализации денежного обращения в стране.

Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства государственных гарантий по кредитам представляет собой одно из эффективных решений проблемы стимулирования воспроизводственного процесса. Вместе с этим в стране также снижается уровень безработицы, что благоприятно сказывается на общем социально-экономическом развитии.

Ещё стоит отметить, что межправительственные займы и иные заимствования у международных финансовых организаций являются существенным фактором укрепления международного сотрудничества.

Влияние государственного долга на экономику страны и меры по его погашению

Если государственный внутренний долг непрерывно растет,
внутригосударственные последствия могут стать катастрофическими. Сокращение
финансирования определенных секторов экономики провоцирует протестные
настроения (акции, забастовки и т.д.). Одним из ярких примеров недавнего
прошлого – ситуация в Греции. Самым серьезным последствием экономического
кризиса становится государственный переворот.

Причина роста финансовой напряженности кроется в нарастающей
необходимости получения новых кредитов. Крайний случай, когда кредиторы
отказываются от дальнейшей финансовой поддержки. В этом контексте проливается
свет на тесную взаимосвязь государственного бюджета и государственного долга.

Когда речь заходит о государственном внутреннем долге
Российской Федерации, нужно упомянуть ключевую роль Центробанка. Именно он
использует важнейший инструмент (ставка рефинансирования), влияя на
экономические показатели страны и уровень ВВП. Когда валовый продукт растет
быстрее, чем повышается ставка, страна попадает в категорию платежеспособных и
может претендовать на получение очередного займа.

Долгие годы существования рыночной экономики позволили
странам, оказавшимся в статусе должника, разработать ряд мер, способствующих
сокращению объемов госдолга. Можно выделить следующие:

  • оплата задолженностей за счет использования
    ограниченного золотовалютного резерва;
  • получение отсрочки (пролонгация долга) или
    объединение долгов в один на более выгодных условиях;
  • уменьшение ставки по облигациям и векселям
    (конверсия);
  • реструктуризация долга;
  • аннулирование по инициативе должника (редкий
    случай) или страны-займодателя (так называемое «прощение долгов»).

Заключение

Нередко государству не хватает доходов для осуществления всех расходов, которых от него требует общество. В этом случае возникает дефицит бюджета, и государство вынуждено одалживать деньги. Такое одалживание ведёт к возникновению государственных долгов. Государственный долг приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удаётся выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают всё к новым займам, покрывая старые долги, они делают ещё большие новые. Государственный долг растёт в разных странах разными темпами. Превышение его над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, для устойчивого денежного обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, то есть превратить её в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финансов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов, и привлечение новых заёмных средств. Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам.

Таким образом, в процессе управления государственным долгом основными являются задачи удержания величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны,  выполнения органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально- экономического развития,  сохранение у государства репутации первоклассного заёмщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами и достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств.

Обременительность государственного долга и навязывание условий при его получении приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика направлена на изменения доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счёт роста доходов и рентабельности национальной экономики.

Проблема государственного долга актуальна для российской экономики. Тяжёлое бремя накопленной внутренней и внешней задолженности поставило перед правительством задачу стабилизации государственного долга и повышения платёжеспособности России в долгосрочном периоде. Положительная динамика сокращения величины государственного долга в России говорит о том, что проводимая правительством экономическая политика благоприятно сказывается на платёжеспособности страны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: