Дефицит бюджетный

Функции государственного бюджета

Функции государственного бюджета в экономике определяются ролью и задачами государства в обеспечении ее нормального функционирования и развития, регулировании процесса воспроизводства. Любое государство, независимо от его социального характера, исторических условий формирования и институционального устройства, должно осуществлять расходы на общее управление страной, оборону, поддержание общественного порядка и внутренней безопасности, решение изменяющихся во времени социальных задач: содержание нетрудоспособных, развитие народного образования и культуры, здравоохранения. Государство в любых исторических условиях в том или ином объеме прямо участвовало в экономической деятельности, ему принадлежали предприятия, которые производили важные для стран виды продукции, банки, собственность на определенные ресурсы.

Все указанные расходы оплачиваются за счет налогов и сборов, передаваемых государству населением, собственниками предприятий, имущества и ресурсов. Указанные отношения постепенно институционализировались в качестве бюджетных обязательств плательщиков налогов перед государством, с одной стороны, и обязательств государства как распорядителя расходованием собранных средств по отношению к населению и участникам экономической деятельности за их рациональное использование, с другой стороны.

Можно выделить четыре функции государственного бюджета:

  1. Контрольная
  2. Финансовое обеспечение социальной сферы и реализация социальной политики
  3. Перераспределение национального дохода
  4. Государственное регулирование и стимулирование экономики

Функции государственного бюджета

Контрольная функция бюджета реализуется при формировании доходов государственного бюджета, а также в рамках бюджетного финансирования, позволяя объективно оценить полноту и своевременность поступления доходов в бюджет, а на стадии исполнения бюджета оценить эффективность расходования средств. Контрольная функция позволяет соблюдать принцип целевого использования денежных средств, а в случае необходимости скорректировать бюджетную политику.

Перераспределение национального дохода в рамках национальной экономической системы обеспечение распределение денежных средств между различными отраслями экономики, производственной и непроизводственной сферами экономики, между субъектами федерации, а также между отдельными группами граждан страны. За счет этого достигаются целевые пропорции между отраслями экономики, поддержание социально-экономического развития отдельных регионов.

Государственное регулирование и стимулирование экономики является средством повышения эффективности развития национальной экономической системы. Прибегая к стимулированию или сдерживанию развития отдельных отраслей, государство обеспечивает наиболее сбалансированное развитие отраслей народного хозяйства. Также оказывается поддержка стратегически важным отраслям экономики. Стимулирование может также осуществляться в виде предоставления льготных кредитов или финансирование приоритетных для страны масштабных проектов.

Финансовое обеспечение социальной сферы и реализация социальной политики направлено на обеспечение прав граждан, поддержание наименее защищенных слоев населения, которые получают денежные средства для собственного обеспечения.

Доходная и расходная части бюджета

В целом, государственный бюджет представлен доходной и расходной частями. Доходная часть показывает источники поступлений. Главный источник денежных поступлений – это налоги. В этой форме бюджет получает три четверти всех доходов. 

Остальная часть доходов называется неналоговыми. Сюда входят доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами), доходы от имущества, которое принадлежит государству, поступления из целевых бюджетных фондов, а также доходы от гособлигаций.

Все эти доходы называются неналоговыми. Необходимо учитывать еще и неналоговые поступления внешнего характера. Это такие деньги, которые предоставляются иностранными государствами на возвратной основе. По сути, они являются разновидностью процентных ссуд.

Расходная часть бюджета характеризует цели, на которые направляются деньги, которые собраны государством. Государство через бюджет перераспределяет доходы, которые получены, и направляет денежные средства на реализацию государственной экономической политики. А именно на выполнение тех функций, которые возложены на государство. 

В России расходы государственного бюджета направляются на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, госуправление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, и так далее.

Бюджетная политика подразумевает определенное соотношение между доходами и расходами. А разница между этими показателями называется сальдо.

Если доходная и расходная часть равны, бюджет называется сбалансированным. В этом случае сальдо нулевое. Также есть такие состояния бюджета, как дефицитный и профицитный. В первом случае сальдо отрицательное, а во втором – положительное (то есть, доходы превышают расходы).

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на отношениях экономического плана, а также нормативно-правовых актах совокупность бюджетов федерального, регионального, местного уровня, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определенная иерархия. Госбюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, а региональный бюджет показывает особенности региональных органов (краевых, областных), и так далее. В свою очередь, если говорить о муниципальном бюджете, то он отражает доходы и расходы муниципальных органов. 

А свод бюджетов всех уровней вместе называется консолидированным. 

Если же государственный бюджет сталкивается с дефицитом, то государству приходится искать внутренние и внешние источники его покрытия. 

Что относится к внешним источникам? Например, государственные займы. Сюда могут относиться кредиты, взятые у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо же займы у правительств других стран.

Внутренние источники решения вопроса дефицита бюджета – это, в первую очередь, займы внутри страны у компаний и домашних хозяйств путем выпуска гособлигаций и эмиссия денежных средств.

Использование каждого из способов решения дефицита бюджета, которые были названы, имеет свои недостатки. Ведь фактически каждый из этих вариантов сопряжен с государственным долгом. 

Оценка стоимости бизнеса Финансовый анализ по МСФО Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel Оценка акций и облигаций

Источники поступлений

Национальный доход является главным источником, который позволяет накопить материальные средства. Если в конкретной ситуации его объема недостаточно для покрытия денежных нужд федерации, то государственные органы привлекают для решения национальное богатство.

Доходы в госбюджет вливаются из трех источников:

  • налоговые сборы — около 85%;
  • неналоговые поступления — примерно 7%;
  • прибыль целевых фондов бюджетной формы собственности — составляют около 8%.

Взносы во внебюджетные структуры, например, фонды социального и медицинского страхования, занятости, обеспечения пенсии не относятся к категории налогов. Они делаются для конкретных целей и являются возвратными, а в госбюджет не поступают. Сборы в виде налогов являются обязательными для физических лиц и юридических формирований.

Они способствуют распределению национального дохода в зависимости от поставленных социальных и экономических задач:

  • подоходный налог;
  • налог на прибыль;
  • налог на наследство и имущество;
  • отчисления с продаж, акцизы и пошлины на таможне, НДС.

Неналоговые поступления содержат в массе доходы от отчуждения муниципальной и государственной собственности, платных услуг от федеральных органов власти. Этот вид отчислений включает финансы, которые перечисляются в результате исполнения мер первичной ответственности, например, штрафы, компенсации. В эту классификацию включается прибыль от внешнеэкономической деятельности, доходы от аренды государственных объектов, консульские сборы и др.

В раздел бюджетных целевых фондов входят дорожные ресурсы, учетные системы таможенной и пограничной службы, активы государственной и федеральной налоговой службы.

https://youtube.com/watch?v=3gun3opDgfE

Критерии определения бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит возможно определять по ряду критериев. По характеру возникновения бюджетный дефицит может назвать, как случайный или действительный. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит, всегда обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании финансов.

Случайный дефицит, это как правило возникает на уровне местного бюджета, потому что они в максимальной степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит можно объяснить тем, что невосполняется отставание роста доходов бюджета от роста расходов.

Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но иногда оказывается выше или ниже в процессе исполнения бюджета. .По продолжительности бюджетный дефицит определяется как хронический или временный.

Хронический дефицит соответственно будет повторятся в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит есть следствие продолжительного кризиса экономики.

Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не на столько опасным для экономики и может возникнуть в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема может усугубиться тем,, что временный дефицит при неумелом руководстве, соответственно может перерасти в хронический.

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики государства, могут принимать ряд защитных мер.  Это – эмиссионное покрытие бюджетного дефицита, внутренний и внешний займ, налоговый способ покрытия дефицита бюджета.

Еще один практичный способ – это называется секвестирование. Секвестирование бюджета представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определенную долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года.

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики.

Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

  • выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
  • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
  • финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

  • реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
  • реструктуризация государственного внешнего долга;
  • усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
  • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
  • упорядочение действующей системы социальных льгот.

Мы коротко рассмотрели термин дефицит бюджетный, постарались  раскрыть его характерные особенности и  виды.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Причины дефицита

Причины, из-за которых может возникать дефицит бюджета, бывают разные, но вот самые основные из них:

  • В виду структурной перестройки экономики возникает необходимость дополнительного финансирования, т.е. возрастают расходы;
  • Снижение уровня доходов ввиду сложной экономической ситуации в стране;
  • Чрезвычайные происшествия (война, массовые беспорядки, катастрафы, стихийные бедствия);
  • Финансовая система государства является неэффективной;
  • Рост социальных программ, которые не обеспечены финансовыми ресурсами;
  • Коррупция в государственном секторе;
  • Налоговая политика страны неэффективна, вызывает увеличение теневого сектора экономики.

В целом, бюджетный дефицит можно разделить на виды:

По характеру возникновения

Бюджетный дефицит бывает случайным (временная разница между поступлением и расходованием средств, характерен для местных бюджетов) и действительным (заключается в отставании роста доходов от роста расходов, данную величину можно спланировать и заложить при составлении бюджетного проекта)

По продолжительности

Хронический дефицит бюджета (повторяется каждый год вследствие экономического кризиса) или временный (возникает из-за случайных колебаний доходов или расходов, не представляет угрозы для экономики страны)

По отношению к плану бюджета

Дефицит может быть плановым или внеплановым

Классификация с учётом расходов на обслуживание государственного долга

Первичный дефицит (превышение расходов над доходом в чистом выражении) и вторичный (нет конкртного превышения расходов, но существуют дополнительные расходы на процентное обслуживание долга страны)

Мировая классификация бюджетного дефицита

  • Циклический (выражается в спаде деловой активности и сокращении налоговых поступлений в бюджет)
  • Структурный (положительное/отрицательное сальдо бюджета при существующих условиях)

Государство разрабатывает следующие меры для борьбы с дефицитом бюджета:

Если с первыми двумя мерами всё понятно, то секвестирование бюджета – это снижение всех статей расходов на определённые пропорциональные доли. Существуют защищённые статьи, которые нельзя секвестировать в силу закона.

В любом случае при возникновении дефицита бюджета страны необходимо его финансировать, поэтому существует несколько видов источников покрытия бюджетного дефицита:

1) Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита. Это могут быть:

  • средства, поступающие от размещения государственных ценных бумаг;
  • бюджетные кредиты и займы;
  • кредиты, которые предоставляются кредитными и международными финансовыми организациями;
  • поступления от продажи акций, ценных бумаг и активов, которые находятся в собственности государства, а также от реализации запасов драгоценных металлов;
  • курсовая разница, образованная по средствам бюджета;
  • прочие источники, способные финансировать дефицит бюджета.

2) Внешние источники финансирования дефицита бюджета:

  • Размещение государственных ценных бумаг от лица государства, выпущенные с номиналом в иностранной валюте;
  • Кредиты иностранных государств, а также кредитных организаций, которые получены в иностранной валюте;
  • Прочие источники финансирования бюджета.

Таким образом, сама проблема сокращения дефицита бюджета актуальна всегда и серьёзны для любого государства. Объём расходов государства велик, они копятся десятилетиями, сокращаются крайне редко и всегда затрагивают интересы населения, а потому снижать их не так просто. Также нелегко найти новые источники доходов бюджета, не навредив при этом сложившемуся устою экономики в стране.

США

Большинство государств предпочитают финансировать свой дефицит, а не балансировать бюджет. Государственные облигации финансируют дефицит. Большинство кредиторов считают, что правительство с большой вероятностью вернет долг своим кредиторам, и это делает государственные облигации более привлекательными, чем более рискованные корпоративные облигации. В результате государственные процентные ставки остаются относительно низкими. Это позволяет правительствам годами сохранять дефицит.

Соединенные Штаты финансируют свой дефицит с помощью казначейских векселей, банкнот и облигаций. Это то, как правительство печатает деньги. Это создает больше кредитов, деноминированных в валюте этой страны. Из-за этого стоимость валюты этой страны со временем снижается. По мере того, как облигации наводняют рынок, предложение превышает спрос.

Многие страны, в том числе Соединенные Штаты, могут печатать свою валюту. При наступлении срока оплаты счетов они просто создают больше кредитов и выплачивают их. Это снижает стоимость валюты по мере увеличения денежной массы. Если дефицит умеренный, это не вредит экономике. Вместо этого он даже ускоряет экономический рост.

Важно отметить уникальное положение Соединенных Штатов, которым они, конечно, пользуются. Доллар США функционирует как мировая валюта

Он используется для большинства международных транзакций. Например, почти все нефтяные контракты оцениваются в долларах. В результате Соединенные Штаты могут безопасно иметь больший долг, чем любая другая страна в мире.

Последствия такого подхода видны не сразу. Кредиторы довольны, потому что они знают, что им заплатят. Но это как змея, которая заглатывает свой хвост. Страны берут новые долги, чтобы погасить старые. Процентные ставки по новому долгу стремительно растут, странам становится все дороже пролонгировать долг. Если это будет продолжаться достаточно долго, то страна может объявить дефолт по своему долгу. Именно это вызвало долговой кризис Греции в 2009 году.

Последствия бюджетного дефицита

Безусловно, бюджетный дефицит в большинстве случаев рассматривается как негативное явление. В первую очередь это связано с практически неминуемой инфляцией. Однако опыт разных стран показывает, что в некоторых случаях бюджетный дефицит, наоборот, даже полезен для будущего благосостояния.

Например, если в обществе прослеживается экономический спад, то правительство может увеличить государственные закупки. Таким образом, оно порождает бюджетный дефицит. Но с появлением закупок создается и новый рынок, который, в свою очередь, порождает рабочие места и ведет к снижению безработицы. В таком случае появление дефицита только стимулирует частную предпринимательскую активность. Люди, видя перед собой новые возможности, с охотой создают компании в пустующих нишах, где появляется государственный спрос.

Все это выливается в экономический рост. Конечно, этот процесс долгосрочен. От государственных закупок и бюджетного дефицита не следует ждать быстрого избавления от экономического кризиса и безработицы. Но в длительной перспективе этот метод повышает реальный валовой внутренний продукт.

Поэтому правительство в некоторых случаях может принять дефицитный бюджет для того, чтобы в дальнейшем преодолеть уже возникший экономический кризис. Такой метод крайне болезнен для госслужащих, у которых может снизиться зарплата, но иногда подобные меры являются единственным выходом из бездны инфляции и безработицы.

В большинстве современных стран бюджеты заранее принимаются дефицитными. В некоторых государствах это связано с нестабильной экономической обстановкой. Другие правительства могут прибегнуть к бюджетному дефициту для того, чтобы избежать циклических кризисов, вызванных регулярным повышением налогов, которое необходимо для балансировки расходов и доходов.

Нужен ли дефицит?

Сбалансированная бюджетная политика означает равенство доходной и расходной частей. Это желательно, но практически невозможно в реальных условиях. Если ценой баланса выступает слишком жесткий режим экономии (принцип «по одежке протягивать ножки»), то это фактически означает отказ от экономического развития.

Кроме того, рост оборонных расходов приводит к ущемлению других направлений, а по уровню «социалки» — мы всего лишь на 73 месте в мире. Стремление к ежегодному принятию бездефицитного бюджета, по мнению экономистов, может привести к двум последствиям: повышению налогов и снижению качества жизни. Чтобы этого не происходило — в текущих условиях и закладывается дефицит. Перспективное направление его покрытия — долговая политика по уменьшению внешнего долга, и замещению его внутренними займами.

Все страны имеют дефицит бюджета и покрывают его за счет кредитов. Причем их объем превышает размер национального ВВП. Так, в 2011 году у нас был профицитный бюджет, в то время как в других странах баланс был отрицательным: Америка – 14,3%; Англия – 8,4%, Германия – 2,3%; Франция – 6,0%; Япония – 10,0% от ВВП. В России этот показатель достиг 2,6% в 2015 году, и до критического показателя (60%) нам еще далеко.

Основные элементы и функции государственного бюджета

Любая денежная государственная система основана на бюджете. В процессе планирования оперируют данными о прошедшем периоде и готовят предложения на будущий срок. В целом, государственный бюджет является определенной формой расходования и формирования финансов, благодаря чему обеспечиваются федеральные функции и задачи местного самоуправления.

Определение

Государственный бюджет является сводным планом сбора доходов и реализации полученных средств с целью покрытия расходов на федеральном и местном уровнях в рамках конкретного периода.

Государственный бюджет готовит правительство, а утверждает высший законодательный орган власти. В Российской Федерации бюджетный проект федерального значения выносят на обсуждение каждый год и принимают, как закон Федерального собрания. В конце отчетного периода Правительство РФ предоставляет отчет о том, как исполнен бюджет.

Доходная часть бюджета включает:

  • налоги;
  • акцизы;
  • таможенные сборы;
  • доходы от государственной собственности;
  • средства от фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов;
  • займы;
  • денежная эмиссия.

Расходная часть бюджета состоит из статей:

  • содержание государственного аппарата, милиции, юстиции;
  • материальное обеспечение внешней политики, дипломатических служб;
  • оборонный сектор;
  • образование, здравоохранение, социальная сфера;
  • финансирование каких-либо хозяйственных отраслей экономики, инвестиционная политика, дотации;
  • субсидии и кредиты, предоставляемые другим государствам, обслуживание внутренних и внешних долгов страны.

Согласно государственному устройству страны, доходы классифицируют, таким образом:

  • в унитарном государстве – доходы центрального и местных бюджетов;
  • при федеративном строе – доходы федерального бюджета, доходов субъектов федерации, доходы местных бюджетов.

В Российской Федерации принят трехуровневый бюджет:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Путем корректировки бюджета государство регулирует процессы в экономике. Соблюдается принцип баланса расходов и доходов. На практике наблюдается дефицит или профицит бюджета, исходя из преобладания определенной статьи.

Бюджетная система государства представляет собой основу финансовой стабильности страны. Суть централизованного фонда денег и финансовых инструментов заключается в оплате потребностей общества и аппарата власти. Бюджет складывается из средств, поступающих от реального сектора экономики и домашних хозяйств.

Функции бюджета:

  • распределение совокупного общественного дохода;
  • контроль и стимулирование хозяйственной деятельности;
  • обеспечение социальной политики;
  • контроль целесообразного расхода централизованных средств.

Основной задачей государственного бюджета является распределение денежной массы и финансов, исходя из заранее принятого плана. Средства направляют на финансирование приоритетных направлений в реальном секторе, а также экономических отраслей, не приносящих существенной коммерческой выгоды, включая медицину, культуру, образование и науку.

С тех пор, когда сформировалась государственность, началось становление бюджетной системы. В процессе развития и совершенствования налогово-бюджетной структуры сложились основные принципы разработки бюджета:

  • полнота;
  • единство;
  • правдивость;
  • гласность.

Полнота бюджета заключается в отражении всех доходов и расходов. Бюджет брутто состоит из всех валовых расходов и доходов. Бюджет нетто включает лишь чистые показатели, относительно расходов и доходов.

Единство бюджета достигается путем единообразия действий в процессе его планирования. Его компоненты должны сопоставляться друг с другом без противоречий, что обеспечивает единая бюджетная классификация, в рамках которой формируются доходные и расходные группы по отдельным статьям. 

Приняты основные формы бюджета:

  • административная;
  • отраслевая;
  • экономическая;
  • смешанная форма.

Суммы, которые включают в бюджет, должны соответствовать действительности и подкрепляются доказательствами. Бюджет разрабатывается путем публичного обсуждения и утверждается публично законодательным органом власти. В Российской Федерации бюджет пополняется с помощью:

  • налога на прибыль;
  • акцизных платежей;
  • налога с продаж;
  • налогов на доходы домашних хозяйств и других.

Кроме того, бюджет пополняется средствами от эксплуатации государственного имущества, применения фондовых инструментов на фондовых биржах. Доходы поступают в виде иностранных кредитов и процентов от использования национальных денег иностранными государствами.

Система бюджетного учета

Для эффективности упорядочения сбора и регистрации информационных данных о поступлении денежных средств (или иных материальных благ) в государственную казну предусмотрена система бюджетного учета. Данная система применяется на территории всех страны: регионы, субъекты, области.

Бюджетный учет реализуется при помощи плана принятых счетов, которые включают в себя группировку госбюджета РФ.

Величина доходов и расходов страны постоянно учитывается по определенным критериям. Уравновешенным государственный бюджет является в том случае, когда сумма доходов равняется сумме расходов. Данная ситуация госбюджета называется «сбалансирование госбюджета». Но, к сожалению, в реальности достичь подобных величин практически нереально – образуется дефицит государственных средств или их профицит.

Профицит

Профицитом государственного бюджета называется ситуация, в которой доходная часть бюджета превышает расходную. Такое положение является хорошей динамикой для роста экономики страны, но встречается достаточно редко. По большей части страны сталкиваются с дефицитом государственного бюджета – обратной стороной профицита, когда расходы превышают доходы государственного бюджета. Ни одно из существующих ныне государств не смогло исключить у себя существование дефицита средств бюджета. Существует установленный допустимый уровень для дефицита, по которому величина расходов не должна быть больше величины доходов, чем на пять процентов.

Дефицит

Превышение установленного показателя способно привести к экономическому падению и даже к несостоятельности страны. Исходя из этого, правительственные органы постоянно создают условия для недопущения данной ситуации. Сегодня приняты три главных решения для недопущения банкротства:

  • необходимо сократить расходы государственного бюджета;
  • выпуск дополнительных денег;
  • принятие денег посредством долгового обязательства от других государств.

Самым действенным, но непопулярным способом предотвращения дефицита государственного бюджета является уменьшение расходов внутри страны. Это потому, что сокращение финансовой части отразится на малообеспеченных гражданах, которые живут в большей степени на государственные социальные пособия. Государственный аппарат, который примет решение в пользу данного способа исключения дефицита, в будущем не найдет поддержки у собственных граждан.

Выпуск дополнительных денег – такой способ является самым легким и несет после себя наименьшее количество потерь для населения, но для государственной валюты он выступает в роли палача, т.к. происходит ее обесценивание. Данный способ борьбы с дефицитом госбюджета следует использовать нечасто, чтобы не допустить повышение инфляции.

Долг государства бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний долг представляет собой заем, который был взят у зарубежных стран, а внутренний долг – это заем, который был взят внутри своего государства (например, у крупного предприятия). Наиболее часто внутренний заем предстает в виде использования ценных облигаций, принадлежащих государственному аппарату.

Источники для финансирования дефицита

Говоря о временной нехватке средств, не способной вызвать глобальные кризисные процессы в экономике. Это нормальное явление, которого не стоит бояться. На данном этапе необходимо разработать программу действий для снижения вероятности возникновения последствий бюджетного дефицита.

Условия безопасности будут соблюдены, если дефицит составит не более 3% от ВВП. Как источник покрытия, используются внешние и внутренние займы, печать новых денег, а также реализация государственного имущества. На данном этапе стоит понимать, что все эти способы не конкурентно способны между друг другом.

Все они одинаково плохие, и в будущем спровоцируют инфляцию. Но, несмотря на это, многие страны предпочитают тратить средства из стратегических фондов, а также применять стратегию кредитования. Пополняя доходную часть бюджета, государство намеренно идёт на экономический спад. Говоря о монетизации дефицита, это увеличивает денежную массу. В последствии — это обесценит национальную валюту и приведёт к инфляции.

7.1. Внутренние источники

В данную категорию можно отнести продажу ценных бумаг, золота и других активов. Иногда приходится продавать предприятия. Сюда же включены кредиты Центрального Банка. Такие же стратегии применяются для финансирования бюджета субъектов России. Но, в данном случае, роль Центрального банка может сыграть другой кредитор.

Продажа предприятий, принадлежащих государству и кредиты — это одни из самых плохих способов покрытия дефицита. Это объясняется тем, что они помогут решить проблемы только на некоторое время, так как кредиты придется возвращать, а проданные предприятия не будут приносить прибыль.

7.2. Внешние источники

Здесь речь идёт о кредитах от МВФ, а также больших иностранных компаний. Сюда же можно включить продажу иностранной валюты, которая находится в Резервном фонде РФ. Именно этот способ является самым заманчивым, так как другие стратегии предполагают политическую и экономическую зависимость от государств, которые дадут кредит.

Для России, это будет не самый лучший вариант, так как в результате она может быть отстранена от международных рынков. Также стоит понимать, что внутренние источники не отличаются какими-либо преимуществами перед внешними.

Еврооблигации — что это такое;

Опасен ли бюджетный дефицит?

Вред бюджетного дефицита, как и польза бюджетного профицита — не так однозначны, как кажется. Чиновники многих стран настолько боятся возникновения бюджетного дефицита, что стремятся всеми силами повысить доходы над расходами. Конечно, если у государства припасены «лишние деньги», это хорошо в случае рецессии. Можно сгладить ее негативные последствия. Также это хорошо для администрирования и управления — проще реализовывать разнообразные проекты. Но с другой стороны, профицит бюджета — это искусственное ограничение экономики. Профицит плох, потому что куча денег оседает в бюджете и никуда не расходуется, то есть не выполняет свою прямую функцию. Тут примерно как с дефляцией — если деньги изъять из оборота, то это затормозит развитие экономики в целом.

Дефицит бюджета, напротив, может быть не так опасен, как кажется на первый взгляд. Если деньги расходовались грамотно, в перспективе это должно привести к экономическому росту. Бизнеса станет больше, доходы предпринимателей выше и, как следствие, повысится собираемость налогов. Обратная сторона дефицита — если расходы были плохо выверены, денежные средства тратились на неудачные проекты, имели место случаи коррупции и все в таком духе — развития экономики не будет, а дыра в бюджете только продолжит расти.

Оптимальный вариант, по мнению целого ряда экономистов, — это сбалансированный бюджет. В этом случае лишних денег в бюджете не осядет, а риски возникновения дефицита бюджета — ниже. Конечно, при сбалансированном бюджете расходы должны идти на благо страны и по возможности не превышать доходы.

Михаил Попов, банкир, основатель и CEO TalkBank:

— Вероятно, в последующие два года бюджет РФ будет дефицитным, а соответствующие значения превысят аналогичные образца 2020 года. Ключевыми факторами сокращения дефицита и стабилизации бюджетных расходов является рост стоимости нефти на мировых рынках и повышение доходов за счет налоговых сборов и экспортных пошлин на энергоносители. Конечно, здесь мы очень связаны с ростом мировой экономики. Наиболее пострадавшие отрасли в период пандемии, а именно: тяжелая промышленность, туристические направления, гостиничный бизнес, сфера услуг и другие — в настоящий момент сильно зависят от эффективности разработанных вакцин от коронавируса.

А что вы думаете по поводу перспектив российского бюджета в 2021 году? Напишите в комментариях!

Хотите обсудить эту статью? Подпишитесь на наш Telegram

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: