Правописание союзов и их отличие от других частей речи

Союз и союзное слово: отличительные особенности

Схожесть данных языковых единиц нашей речи заключается в использовании их в качестве связующего звена для образования сложноподчинённого высказывания

Важно помнить, что одно и то же слово может быть и союзом, и союзным словом

Отличить друг от друга эти две речевые единицы не составит затруднений, а именно:

  • Союз не входит в состав членов придаточного предложения, а союзное слово заключает в себе признаки главного либо второстепенного члена. Определяется это довольно просто: к союзному слову свободно задаётся вопрос, из которого видно, каким членом предложения оно является. Для примера: «Вера знает, что брат не приедет» (союз) или «Я уже решила, что подарить ему в день рождения» — подарить что? – что выполняет здесь функцию дополнения.
  • При произношении союз не выделяется интонационно, то есть на него не делается акцентирование. Таким образом, ЧТО подарить – на союзное слово что при звуковом воспроизведении высказывания чувствуется акцент – логическое ударение.
  • При употреблении союза нет возможности использовать его в сочетании с различными частицами, а союзные слова дают возможность быть дополненными ими. Из примера «Я уже решила, что же подарить (что именно подарить) ему в день рождения» — видно, что здесь имеется возможность употребления частиц же, именно, что невозможно при наличии союза.
  • Опознать союзное слово или союз можно, удалив их из высказывания. При использовании союза предложение не утратит смысловой наполненности, нужно лишь поменять пунктуационные знаки, если убрать союзное слово – речевое выражение утратит смысл. Сравним: «Вера знает: брат не приедет» — отсутствие союза не повлияло на смысл предложения; или «Я уже решила, … подарить ему в день рождения».
  • Союзы возможно заменить только союзами, близкими по значению. Например: «Если (когда) приложишь усилия, всё получится». Союзные же слова с лёгкостью заменяются знаменательными из числа слов основного высказывания, которые они и поясняют: «В дерево, которое (дерево) растёт на опушке, ударила молния».

Подчинительные союзы

Главная задача подчинительных союзов — связывать предложения с простым строением в единое сложноподчиненное предложение.Сложноподчиненное предложение это один из разновидностей предложений, которые характеризуются сложным строением. В его строении есть одно основное (главное) предложение и одно или несколько вспомогательных (придаточных). Вспомогательная часть предложения напрямую зависит от основного, где главным связующим между основным предложением и придаточным выступают союзы. Например: Мальчик выбежал из подъезда, когда залаяла собака. Котёнок быстро бежал, из-за того что я с ним играл.В зависимости от смыслового значения, между основной и дополнительной частью предложения, используются различные категории союзов, которые выражают их связь.Подчинительные союзы делятся на категории:• Изъяснительные. Соединяет главное предложение с придаточным, и выступают в роли пояснения одного к другому, (отвечают на вопрос что?).• Временные. Передается временная зависимость придаточного предложения к основному, (отвечают на вопрос когда?).• Причинные. Выражаются причинные зависимости между придаточным предложением и основным, (отвечают на вопрос почему?). • Сравнительные. Передают сравнение между придаточным предложением и основным, (отвечают на вопрос как?).• Следственные. Показывают следствие из одной части предложения (придаточного) в другое (основное). Ниже приведена таблица примеров подчинительных союзовИзъяснительные что, когда, как, ли, чтобы

Когда живу в селе, любуюсь я природой. Катя помыла полы, чтобы в доме было чисто.

Временные Когда, едва, пока, с тех пор, прежде чем, перед тем как

Я начал ходить сам в школу, когда мне исполнилось девять лет. Прежде чем взошло солнце, была полная мгла. 

Причинные Вследствие, потому что, из-за того что, в виду того что

Я не выполнил домашнее задание, потому что не понял тему прошлого урока. В виду болезни, я не поехал с классом на экскурсию.

Условные Если, когда, коли, ежели

Ежили б у меня была собака, я за ней ухаживал. Если бы Илюша был внимательнее, то он имел хорошие оценки.

Целевые Для того чтобы, из-за того что, чтобы, дабы

Я пришёл до темна, чтобы помочь бабушке. Из-за того что у меня нет компьютера, я не смог напечатать реферат.

Уступительные Несмотря ни на что, хотя, пускай, вопреки тому что

Хоть шел дождь, отдохнули мы хорошо. Собака залезла на стол, вопреки бабушкиному указанию.

Сравнительные Такие как, как будто, как, точно, будто, подобно тому

Мои книги подобны маленьким мирам. В окно светил луч солнца, как будто фонарик.

Следственные Поэтому, из-за этого, так что

Я не выполнил домашнее задание по русскому языку, поэтому получил двойку. Костя кушал хорошо из-за этого вырос сильным мальчиком.

Союз как часть речи

Содержание (быстрый переход):

Союз: определение и классификация.

Союз — служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного. В зависимости от своей роли союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы могут связывать:

а) однородные члены в простом предложении: Звёзды меркнут и гаснут (Н. Некрасов); То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К. Паустовский);

б) равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочинённого): Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве (И. Тургенев); То дождь зарядит с утра, то вдруг мокрый снег полетит.

Подчинительные союзы связывают в составе сложного (сложноподчинённого) предложения такие простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, т.е. от одного предложения (главного) можно поставить вопрос к другому (зависимому): В сотый раз я пожалел, (о чём?) что не родился художником (К. Паустовский); Надо поставить свою жизнь в такие условия, (какие?) чтобы труд был необходим (А. Чехов).

Также союзы делятся на простые (состоят из одного слова: а, и, но, или, как, когда, едва, чтобы) и составные (состоят из нескольких слов: ввиду того что, вследствие того что, несмотря на то что, для того чтобы).

В составных союзах первая и вторая часть должны строго соответствовать друг другу и относиться к однородным членам предложения. ПРАВИЛЬНО: Путешественники восхищались красотой не только тайги, но и рек и озёр. НЕЛЬЗЯ: Путешественники восхищались не только красотой тайги, но также рек и озёр.

Группы сочинительных союзов

Группа Соединительные Противительные Разделительные
Союзы и, да (= и), не только…но и, как…так и а, но, да (= но), однако (же), зато или, или…или, либо, то…то, не то…не то
Связывает однородные члены Не только в июле, но и в августе стоит тёплая погода. Я не отдохнул, зато успел подготовиться к зачёту. Это надо сделать или сегодня, или завтра.
Связывает равноправные предложения Не только дети играли в футбол, но и взрослые охотно к ним присоединились. Весь день было жарко, зато вечером началась сильная гроза. Или ты выполнишь обещание, или тебе не будут больше доверять.

Иногда выделяют также группу присоединительных союзов (тоже, также, да и, причём, притом: присоединяют дополнительную информацию) и группу пояснительных союзов (то есть, а именно, или в значении то есть).

Группы подчинительных союзов

Группа (вопрос от главного предложения) Союзы Пример
1. Причинные (почему?) Потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, в связи с тем что Благодаря тому что в долине хорошие леса, там сохранились и звери.
2. Целевые (зачем?) Чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, дабы Для того чтобы соединиться с товарищами, нам нужно переплыть реку.
3. Временные (когда?) Когда, едва, лишь, лишь только, пока, прежде чем, после того как, в то время как Лишь только я вошёл, часы пробили восемь.
4. Условные (при каком условии?) Если (бы), раз, ли, как скоро, коли, ежели, когда, коль скоро Когда бы не было в мире зависти, не было бы и войн.
5. Сравнительные (как?) Как, будто, словно, как будто, точно, подобно тому как Природу надо беречь, как мы бережём свою жизнь.
6. Изъяснительные (вопрос косвенного падежа) Что, чтобы, как Все просили его, чтобы он спел. Ей часто говорили, что она очень хороша.
7. Уступительные (вопреки чему?) Несмотря на то что, как ни, хотя, даром что Как ни грустно, а надо расставаться.

Морфологический разбор союза.

План разбора

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки:

  • Сочинительный или подчинительный.
  • Простой или составной.
  • Неизменяемое слово.

Образец разбора: Мы все должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет (А.Н. Толстой).

Устный разбор

Потому что — союз. Соединяет части сложного предложения: Мы все должны любить своё отечество, (почему?) потому что здесь мы получили жизнь. Имеет морфологические признаки: подчинительный, составной. Неизменяемое слово. Не является членом предложения.

Письменный разбор

Потому что — союз.

  1. — = , потому что — =.
  2. Морф, признаки: подчин., составн.

Следующая тема: «Частица»

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).

Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.

Источник статьи: http://rosuchebnik.ru/material/soyuzy-i-soyuznye-slova-uchimsya-razlichat/

Понятие сочинительных союзов

Сочинительными называют союзы, которые предназначены для объединения членов предложения. Они отвечают на один и то же вопрос в предложении и равных по смысловому значению простых предложений в написании сложного предложения.

Пример: (Наступило утро, и пошёл дождь. Я не балерина и никогда не смогу ею стать.).

Сочинительные союзы разделяют на три блока по определению значения:

  • Соединительные – отражают перечисление однородных членов. Такие союзы выражают одновременное действие или последовательность событий, явлений (а-, да-, тоже-, также-, но и-, не только-, как так и-). Пример: В синеве тучи плывут и летают, и на земле создается чудо. Но сильный ураган разрушил все и облака забрал, и на небесной мгле стало пусто.
  • Противительные – отражают противопоставление действий, явлений или разграничение (а-, но-, да-). Пример: Рассказать бы печальную историю, да некогда печалиться.
  • Разделительные – предают предложению смысл чередования, выбора (или-, то . . . то-, то ли-). Пример: За горой гитара поет, то затихнет, то снова запоет. Если дождь или смерч – я и ты убежим.

В сложноподчиненных устойчивых предложениях разделительная запятая употребляется между похожими по значению членами предложения, которые соединяются разделительными или соединительными союзами (и-, ни-, или-, либо-).

Пример: И небо, и солнце пели. То ли я смотрю на небо, то ли кажется все мне.

Там, где однородные члены сложного предложения связаны союзами с одним словом, запятая не ставится, без исключения.

Пример: Карусель поднялась, опустилась и взлетела.

В случае разделения составных союзов, запятая располагается между частями союза.

Пример: Среди лесных деревьев есть как огромные, так и мелкие старожилы. Не то мы стояли у леса, не то нас окутывал страх.

Сочинительные союзы

По значению союзы делятся на две категории: сочинительные и подчинительные.

Рассмотрим их детальнее.

Сочинительные союзы соединяют в единое целое равноправные элементы предложения: однородные члены или простые предложения в составе сложного.

Обратите внимание, речевые компоненты обязательно должны быть независимыми друг от друга:

Солнце озарило лес и скрылось за деревьями.

В этом предложении сочинительный союз и связывает однородные члены предложения (глаголы) – озарило и скрылось.

Людмила нашла тайник, но не хотела его открывать из уважения к памяти отца.

В этом предложении союз но связывает два простых предложения в одно сложное.

Сочинительные союзы разделяются на группы:

  1. Соединительные союзы, которые используются при перечислении: и, и…и, ни…ни:

И наступила весна, и зацвели пышной зеленью луга.

Ни снег, ни буря не могли его остановить.

  1. Противительные союзы, которые обозначают несоответствие признаков или действий: а, но, зато, только, однако:

В доме было тихо, только котенок мяукал в дальней комнате.

Ребенок не вышел, а выбежал из комнаты, словно испугавшись чего-то.

Она проснулась рано, однако вставать с постели не торопилась.

  1. Разделительные союзы служат для разделения предметов, событий или действий: или, либо, то…то, не то…не то:

Маша всегда ела на завтрак омлет или овсяную кашу.

Либо приступай к работе, либо я рассержусь.

То выходило солнце, то пускался мелкий противный дождь.

  1. Градационные сочинительные союзы усиливают или ослабляют значение одного из однородных членов предложения (как правило, второго по счету в предложении): не только…но и, хотя и…но, не только…сколько:

Я не только посмотрела фильм, но и прочитала этот роман в оригинале.

Хотя он и был опытным охотником, но убивать зверей не любил.

  1. Пояснительные союзы разъясняют отдельные элементы предложения: а именно, то есть:

Мама приготовила вкусный обед, а именно борщ, жаркое, овощной салат и шоколадный торт на десерт.

Увлажняющий крем размягчает кожу, делая ее более эластичной, то есть готовит к проведению массажных процедур.

  1. Присоединительные сочинительные союзы присоединяют добавочные сведения: причем, притом, а также, также:

Дорога была сложной, притом неровной.

Отрицательные эмоции влияют на самочувствие, причем чаще всего повышается артериальное давление.

Семья Бурко, а также их соседи Смирновы, отправились в дельфинарий.

Общая таблица по сочинительным союзам выглядит следующим образом:

Определенные сложности вызывают знаки препинания в предложении с соединительными союзами.

Запятая не ставится, если в предложении имеется одиночный сочинительный союз:

Маша и Катя играли в песочнице.

Запятая ставится, если однородные члены предложения связаны между собой повторяющимися сочинительными союзами:

Маша и Катя, и Арина играли в песочнице.

Сочинительные и подчинительные

Сочинительные связывают равноправные слова и предложения. Равноправные – это когда от одного нельзя задать вопрос к другому, то есть одно другому не подчиняется.

Смотрите, два однородных члена: «светло и празднично», «читаю, но не понимаю», «спать, а не выспаться». Задайте от какого-то одного из них вопрос к другому. Это невозможно. Потому что они равноправные.

То же касается предложений: «Ты читаешь книгу, а я смотрю в окно», «Играет виолончель и плачет скрипка». Задайте от любой из частей вопрос к другой части. Не зададите, потому что они равноправные.

Подчинительные союзы могут находиться только между двумя простыми предложениями в составе сложного. Подчинительные – то есть они стоят между предложениями, из которых одно подчиняется другому, от одного можно задать вопрос к другому:

  1. Мне кажется (что?), что ученики не готовы к экзамену.
  2. Я не могу читать Лермонтова (почему?), потому что у него стихи очень грустные.
  3. Дорога закрыта (почему?), потому что дорожники ее ремонтируют.

Сочинительные и подчинительные

Связующие звенья уравнивают слова и предложения. Равенство — это когда один не может бросить вызов другому, т.е. один не уступает другому.

Смотрите, два одинаковых понятия: «свет и праздник», «читаю, но не понимаю», «сплю, не сплю». Мы задаем друг другу вопросы. Это невозможно. Потому что они равны.

То же самое можно сказать и о высказываниях: «Ты читаешь книгу, я смотрю в окно», «Виолончель играет, скрипка плачет». Вы задаете вопрос из одного места в другое. Вы делаете это не потому, что они равны.

Связь есть только между двумя простыми предложениями в сложносочиненном предложении. Сцепка — стоит между предложениями, которые уступают друг другу, поэтому можно задать вопрос от одного к другому:.

  1. Мне кажется (что?), что ученики не готовы к экзамену.
  2. Я не могу читать Лермонтова (почему?), потому что у него стихи очень грустные.
  3. Дорога закрыта (почему?), потому что дорожники ее ремонтируют.

Ошибки в сложных предложениях: ошибка в построении сложного предложения

Одно из заданий в ЕГЭ по русскому языку — найти ошибку в построении сложного предложения.

К типичным ошибкам в сложных предложениях относятся:

  • Избыточные союзы с близким значением: Лучше сделать это сразу, чем нежели откладывать на потом.

  • Избыточное употребление частицы «бы»: Я прошу, чтобы вы сказали бы мне правду.

  • Лишнее указательное слово в главной части предложения: Она сказала то, что это неправда.

  • Неправильно использованный союз: Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

  • Повторное употребление одного и того же союза при последовательном подчинении нескольких придаточных: Я просил, чтобы вы сказали им, чтобы они не опаздывали.

  • Несогласованность придаточной части: Матрена была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

  • Нарушение смысла при отделении слова «который» от замещаемого слова: Я увидел человека в доме, который раньше был на улице.

  • Использование причастного оборота и придаточного как однородных членов: На столе лежали книги, купленные недавно и которые мне хотелось прочитать.

Для примера разберем пару заданий из ЕГЭ нового формата:

Задание 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Д) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несенно­сти гла­голь­ных форм

1) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.

2) Ве­че­ром мы уже были на ту­ри­сти­че­ской базе, ко­то­рая сто­я­ла на бе­ре­гу моря и за­ни­ма­ла почти пол­пар­ка.

3) Я не за­ме­тил, что был ли кто-ни­будь еще так рас­стро­ен, как она.

4) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам, счи­та­ли фан­тазерами.

5) Об ис­то­рии со­зда­ния Тре­тья­ков­ской га­ле­реи рас­ска­зы­ва­ет Л. Во­лын­ский в книге «Лицо вре­ме­ни».

6) Со­глас­но плану опе­ра­ции, мне было по­ру­че­но уни­что­жить за­сев­ше­го снай­пе­ра на де­ре­ве.

7) Никто не уди­вил­ся, что он идет и стал ко­пать вме­сте с ра­бо­чи­ми

8) В жур­на­ле «Юно­сти» была опуб­ли­ко­ва­на ре­цен­зия на новый сбор­ник сти­хов мо­ло­дых по­этов.

9) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

Правильный ответ: 68137Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Я не заметил, что был ли кто-нибудь еще так расстроен, как она». Использован лишний союз — «что». При наличии частицы «ли» союз не ставится.

Задание 2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

1) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.

2) Прекрасны бывают не только nобеды, но и поражения, не только корабли, но и причалы.

3) Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала.

4) По приезде хорошо знавший город гость легко разыскал ту улицу, которая ему была нужна.

5) Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

6) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

7) История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт.

8) В журнале «Науке и жизни» не раз публиковались статьи о достижениях генной инженерии.

9) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:Правильный ответ: 68137Ошибка при построении сложного предложения допущена в пункте 3: «Села розовая птица на песчаный берег и так неторопливо сложила свои волнистые крылья, что как будто кружевной подол платья подобрала». Ошибка снова в том, что использован лишний союз — «что».

Союз и частица

Некоторые сочинительные союзы по значению сближаются с частицами.

Сравните:

  • Я принял предложение, он же отказался (же – частица)
  • Я принял предложение, а он отказался (а – союз).

Однако сочинительные союзы и частицы различаются по синтаксическим свойствам.

В качестве основных синтаксических критериев различения сочинительных союзов и частиц выделяются следующие.

Во-первых, сочинительный союз всегда занимает позицию между двумя конъюнктами, и не может, в отличие от частицы, входить в состав конъюнкта; нельзя сказать: Я принял предложение, он а отказался.

Во-вторых, союзы, в отличие от частиц, требуют эксплицитного выражения обоих конъюнктов:

Сравните:

  • Придет Петя или Маша (союз), при невозможности
  • Придет или Маша (союз) и возможности
  • Придет и Маша (частица).

И, в отличие от или, неоднороден: в некоторых значениях это союз (Ребенок веселый и упитанный), а в некоторых – частица, близкая по смыслу к частице даже (Он и в хорошую погоду не ходит гулять).

Впрочем, граница между союзом и частицей не является жесткой, и некоторые единицы имеют, скорее, промежуточный статус. Так, ли… или традиционно относят к повторяющимся союзам, однако формальные свойства данного коннектора не позволяют охарактеризовать его столь однозначно.

С одной стороны, компонент ли помещается внутри конъюнкта, что свойственно частице. Кроме того, в некоторых контекстах ли… или разрешает опущение второго конъюнкта, и в этом проявляя свойство частицы.

Сравните:

  • От них зависит, будет ли Россия в продовольственной кабале или нет.
  • От них зависит, будет ли Россия в продовольственной кабале.

С другой стороны, однако, в некоторых других контекстах опущение второго конъюнкта сомнительно – что свидетельствует, наоборот, о союзном статусе ли… или:

  • От них зависит, Россия ли будет в продовольственной кабале или Германия.
  • От них зависит, Россия ли будет в продовольственной кабале.

Как видно из данных примеров, допустимость опущения второго конъюнкта зависит от семантики косвенного вопроса, подразумеваемого конструкцией с ли… или. Если это альтернативный вопрос, требующий в качестве ответа выбора одной из альтернатив, – опущение невозможно; если это общий вопрос, требующий ответа да или нет – опущение допустимо.

Между тем, для бесспорного союза такая зависимость опущения от семантических факторов нехарактерна, ср. союз или… или, запрещающий опускать второй конъюнкт при любых условиях:

  • Тем временем или помощь подоспеет, или герой сам сообразит, как выпутаться.
  • Тем временем или помощь подоспеет.

Бесспорной частице, наоборот, свойственно допускать опущение независимо от условий.

Таким образом, отнесение ли… или к союзам – принятое, вслед за академическими грамматиками, и подсказано традицией и является до некоторой степени условным.

Не всегда отчетлива и граница между сочинительными союзами и подчинительными. Так, союз ибо, традиционно относимый к подчинительным, проявляет целый ряд формальных свойств сочинения. Тем самым, исключение ибо из числа сочинительных союзов также обусловлено в значительной степени традицией.

Сочинительная связь

Сочинительные союзы в русском языке служат средством соединения равноправных членов предложения или даже нескольких предложений в рамках одного сложного. Надо ответственно подходить к выбранному способу выражения собственных мыслей. В противном случае, собеседник или читатель может не так понять, а разговор двух не слышащих друг друга людей это не настоящее общение.

Рассмотрим как на примере сочинительные союзы помогают нам более точно выражать мысль в простых предложениях. Читатель уже знает, что каждая фраза представляет собой законченную мысль

В ней важно каждое слово и желательно использовать его правильно

В предложении существует грамматическая основа. Это подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа говорит о конкретном предмете и действии, совершаемом предметом или в отношении его. Грамматическая основа не разделяется между собой.

Сочинительный союз в этом случае направлен на соединение второстепенных членов предложения. Это такие слова, которые уточняют события, описанные в грамматической основе. Допускается показ с какой-то новой стороны.

Примеры сочинительной связи

Возьмем для примера предложение

«Солнце и небо весной и летом обязательно яркие и манящие»

Здесь сочинительный союз проявил себя во всей красе! Солнце и небо это подлежащее, а яркие и манящие сказуемое, да еще и обстоятельства есть — весной, летом. Союз «и» соединяет равноправные члены предложения. Узнать такую связь совсем несложно. Достаточно мысленно убрать сочинительный союз и одно соединяющее слово. Останется смысл предложения? Проверим:

«Солнце и небо весной обязательно яркие и манящие».

Смысл у предложения есть, хотя и изменился. Теперь автор считает, что солнце и небо лишь весной обязательно яркие и манящие. Возможно, он того же мнения о летней погоде, но из данной конкретной фразы мы этого не узнаем.

Так проявляется богатство русского языка. Каждое слово нужно. Стоит убрать хотя бы одно, как смысл предложения изменится. Все сочинительные союзы добавляют какой-то новый оттенок предложению. Если убрать сам союз и соединяющее слово, смысл может поменяться, но предложение будет законченным.

2.1. Сочинение vs. подчинение

Сочинение и подчинение – два фундаментальных типа синтаксических отношений, которые имеют разнообразные проявления в разных языках.

Например, в немецком языке сочиненные клаузы требуют разного порядка слов:

(17) Er geht nach Hause, denn er ist krank – ‘Он идет домой, потому что он болен, букв. есть больной’

(18) Er geht nach Hause, weil er krank ist – ‘Он идет домой, потому что он болен, букв. больной есть’

Несмотря на то, что сочинение и подчинение – базовые понятия грамматики, единого общепринятого подхода к их определению не существует (см. Сочинение, Подчинение, Сочинение и подчинение). Наряду с традиционным синтаксическим подходом, согласно которому элементы сочинительной конструкции характеризуются одинаковой синтаксической функцией, а элементы подчинительной конструкции – разными синтаксическими функциями , , существуют также семантический и прагматико-коммуникативный подходы .

При всем различии подходов, общепринятым является представление о том, что сочинительным отношениям свойственна симметрия, а подчинительным – асимметрия. Симметрия сочинения проявляется на разных уровнях языка: морфологическом (ср. *курить и чтение лежа вредно; *он был красивый и умным), синтаксическом (сочиняются обычно одинаковые члены предложения), лексико-семантическом (ср. когда и где это произошло vs. *вчера и в пять часов).

В русской грамматической традиции вопрос о разграничении сочинения и подчинения и вопрос о разграничении сочинительных и подчинительных союзов приравнены друг к другу. Строго говоря, однако, это разные вопросы. Но разница существенна, в первую очередь, для тех языков, где союз не является основным средством полипредикативной связи. Для русского языка, где союзный способ оформления зависимой предикации доминирует, указанным различием, несколько огрубляя, можно пренебречь. Типичные примеры сочинительных союзов в русском языке – и, а, но, или, либо, типичные примеры подчинительных союзов – поскольку, когда, чтобы, вследствие чего, если, хотя.

В делении союзов на два класса – сочинительные и подчинительные – преобладают синтаксические факторы, в то время как выделение подклассов внутри каждого из классов осуществляется на семантических основаниях (например, среди сочинительных различаются соединительные, разделительные и противительные союзы (подробнее см. Сочинительные союзы), среди подчинительных – целевые, причинные, уступительные, условные и пр. (подробнее см. Подчинительные союзы)).

Внутри класса подчинительных союзов существенно, кроме того, следующее разграничение: союзов, которые обычно вводят актантные (субъектные или объектные) придаточные, и союзов, которые обычно вводят сирконстантные придаточные. В русской терминологии первым примерно соответствуют изъяснительные союзы (что, чтобы, как, будто и др.), а вторым – все остальные подчинительные союзы (потому что, хотя, если, когда и др.). В типологической литературе для союзов, возглавляющих актантное придаточное, принят термин complementizer, для союзов, возглавляющих сирконстантное придаточное – термин adverbial subordinator. Английский термин complementizer шире русского термина изъяснительный союз: к комплементайзерам относится, в частности, вопросительная частица ли, возглавляющая актантное придаточное.

Следует иметь в виду, что союзы, вводящие актантные и сирконстантные придаточные, не обязательно образуют две непересекающиеся группы. Так, в русском языке союзы чтобы, будто, словно могут выступать в обеих функциях. Ср.:

(19) <…>Казбич вообразил, будто Азамат с согласия отца украл у него лошадь, по крайней мере, я так полагаю. – придаточное заполняет объектную валентность главного предиката

(20) Змеи же деловито изучали обстановку, будто прикидывали с кого начать… – придаточное не заполняет валентности главного предиката

Разграничение актантных и сирконстантных придаточных – а в случае, когда оба вида придаточных могут вводиться одним и тем же союзом, как в (18)–(19), и разграничение союзов – опирается на ряд формальных оснований (см. подробнее статью Подчинение). Например, вынос вопросительного местоимения допустим из актантного, но не из сирконстантного придаточного, ср. примеры (20) и (21) соответственно:

(21) а. Ты хочешь, чтобы тебе заплатили миллион?

б. Сколько ты хочешь, чтобы тебе заплатили?

(22) а. Ты пришел, чтобы тебе заплатили миллион?

б. ???Сколько ты пришел, чтобы тебе заплатили?

Морфологический разбор союза

План разбора

1. Часть речи. Общее значение.

2. Морфологические признаки:

  • Сочинительный или подчинительный.
  • Простой или составной.
  • Неизменяемое слово.

Образец разбора: Мы все должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет (А.Н. Толстой).

Устный разбор

Потому что — союз. Соединяет части сложного предложения: Мы все должны любить своё отечество, (почему?) потому что здесь мы получили жизнь. Имеет морфологические признаки: подчинительный, составной. Неизменяемое слово. Не является членом предложения.

Письменный разбор

Потому что — союз.

  1. — = , потому что — =.
  2. Морф, признаки: подчин., составн.

Определение

Союзы — это органические части речи, которые помогают связать члены предложения или простое предложение со сложным.

Эта ссылка — неизменяемая часть дискурса, не имеющая никакой редакторской функции в предложении.

Ссылки должны отличаться похожими словосочетаниями (например, but did it, went to that tree). В русском языке существуют различные правила написания ссылок.

Союз — это средство связи

В предложении может быть много слов, которые отвечают на один и тот же вопрос и описывают одно и то же слово. Это обязательные члены предложения. Их можно смазывать, просто опорожнив. В качестве альтернативы они могут использоваться в ссылках как вспомогательные части речи.

Ссылки также могут помочь при работе со сложными высказываниями, когда они присоединяются к некоторым предложениям.

Наконец, ссылки могут соединять целые разделы текста.

Проследив за использованием ссылок, давайте определим слова в этой части языка. Определение Связь — это формальный элемент речи, используемый для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения или отрывков текста. .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: