Работники бюджетной сферы — кто это такие?

Как начисляется зарплата в пенсионном фонде

Помимо доходной части, бюджет ПФ имеет расходную часть, включающую в себя не только затраты на оплату труда, но и на поддержание материально-технической базы. В период, когда дефицит бюджета Фонда составлял более 265,2 миллиарда рублей и на выплату социальных пособий, и пенсий приходилось изымать средства из государственной казны. Были приняты решения, которые привели к таким непопулярным мерам как увеличение пенсионного возраста.

Эти методы регулирования позволили на протяжении 3-х лет сэкономить более 620 млрд., бюджетных средств и направить на выплаты по зарплате было более 80 миллиардов.

С 2019 года ведётся подготовка по изменению статуса ПФР и придания ему публично-правовой формы. Это позволит ввести управление на трёхсторонней основе с участием государства, привлечением профсоюзной организации и контролем со стороны работодателей. Основная цель — использование инвестиционного потенциала, расширение возможностей получение дополнительной прибыли и развитие структуры учреждения.

На сегодняшний день зарплата в пенсионном фонде у работников не выходит за пределы среднестатистической, со слов сотрудников она не превышает в среднем 27 тысяч рублей. На то, какая будет зарплата, повлияет множество факторов, в том числе, региональная принадлежность отдела и отделения пенсионного фонда.

Кто такой логопед?

Логопед – это специалист, который учит правильно говорить (в переводе с греческого: logos – слово, речь; paideia – воспитание, обучение). Но только лишь работой над правильным произношением и коррекцией таких речевых дефектов, как шепелявость, картавость или заикание, функции логопеда не ограничиваются. 

Сфера компетенций специалиста гораздо шире, как и спектр проблем, которые ему приходится решать:

  • задержка речевого развития;

  • полное отсутствие речи;

  • проблемы с говорением, чтением, письмом;

  • речевые афазии (нарушения речи, возникающие при черепно-мозговых травмах, сосудистых заболеваниях, опухолевых процессах);

  • расстройства голосовой функции (искажение тембра, боль и першение в горле, недостаточная сила или высота голоса). 

Задача логопеда – выявить нарушение, разобраться в его причинах и составить план действий по устранению. 

Несмотря на то, что логопеда часто считают «детским доктором», его клиентами могут быть и взрослые. Без помощи такого специалиста не обойтись, если нужно восстановить речь после перенесенного инсульта или тяжелой травмы. Незаменимы логопеды и для тех, кто хочет сделать свою речь четкой, связной, красивой, усовершенствовать дикцию, поработать над интонацией. 

Порядок оформления

С собранными документами заявителю необходимо в региональный орган самоуправления или обратиться к непосредственному работодателю. Например, военнослужащий может подать рапорт командиру части.

В дальнейшем процедурой рассмотрения заявки, включающей проверку документов на достоверность, занимаются уполномоченные органы.

В случае если заявитель становится участником программы, он получает документальное подтверждение права на льготу — сертификат. По сертификату социальная ипотека доступна в течение 6 месяцев.

За оформлением следует обращаться в один из банков, работающих со льготными программами кредитования. Большинство государственных проектов поддерживает Сбербанк. Пользоваться правом на льготу разрешено однократно.

Нематериальные причины ухода

Действительно, доход бухгалтера в «бюджете» может достигать гораздо меньших размеров в сравнении с коммерческой сферой деятельности. Однако дело может заключаться не только в деньгах. Наша коллега, которая работает сейчас главным бухгалтером в одном из крупнейших холдингов страны, а по совместительству является нашим клиентом по услуге «облако 1С», рассказывает свою историю этого «трансфера»:

«После окончания университета я не стала сильно «заморачиваться» по поводу работы и пошла бухгалтером в детский садик. Во-первых, на тот момент меня и детей обеспечивал муж, во-вторых, работа была недалеко от дома, в-третьих, как вы сами понимаете, рабочий день упрощен настолько, что особо прикладывать силы не приходилось. В какой-то момент я поняла, что если все пройдет в таком же режиме еще несколько лет, то от меня, как от специалиста, не останется ровным счетом ничего. Мои знания, полученные в университете, могут попросту не пригодиться. Более того, я не могла и не могу сказать с уверенностью, что сама жизнь меня не заставит развиваться в профессиональном плане. И вот я решила уйти. Пожалуй, основной причиной моего ухода стала боязнь за утрату квалификации. Теперь это все позади, но первый год в коммерции был для меня чем-то сумасшедшим. Все познается в сравнении».

Из этой небольшой истории очевидно, что деньгами причины ухода не ограничиваются. Действительно, у бухгалтера в бюджетной сфере больше свободного времени (уж простите, бюджетники), работа регламентирована настолько, что как-то фантазировать и находить выходы из сложных ситуаций не приходится. Кадрами заниматься не нужно, для закупок предусмотрен отдельный специалист или даже отдел, на все есть соответствующие инструкции. Пожалуй, это будет раем для бухгалтера, который мечтает о спокойствии и тишине в самом положительном смысле этих слов.

Как сделать систему эффективной

Бюджетирование на предприятии – способ повысить производительность каждого структурного подразделения и снизить общие расходы.

Советы по оптимизации финансового планирования:

  • обратитесь к профессионалам. Если на предприятии нет специалистов с необходимой квалификацией, воспользуйтесь услугами консалтинговых компаний;
  • используйте программы автоматизации, чтоб сэкономить человеческие ресурсы компании и повысить точность расчетов;
  • усовершенствуйте систему мотивации. При реализации схемы финансового планирования нельзя забывать о стимуляции персонала.

Управление финансами – непрерывный процесс, требующий постоянного контроля. Завершение одного бюджетного периода становится начальным этапом следующего. Система окажется эффективной только в том случае, если правильно спланирована и реализована.

Кто участвует в программах для бюджетников

Жилищные программы для бюджетников были приняты и разработаны в 2010 году в виде постановления «О федеральной целевой программе «Жилище».

Меры, принятые в рамках постановления, заключаются в предоставлении льгот определенным категориям граждан, в число которых входят:

  • учителя;
  • военнослужащие;
  • медицинские работники;
  • молодые работники научной сферы.

Для каждой из указанных категорий установлены некоторые ограничения для участия в жилищных программах:

  1. Возраст учителя не превышает 35 лет, он работает в государственной школе или ином образовательном учреждении, финансируемом за счет средств госбюджета.
  2. Среди военнослужащих на льготы могут рассчитывать служащие в армии по контракту, прапорщики и офицерский состав.
  3. В медицинской сфере субсидии предназначены для врачей дефицитных специальностей, а также для выпускников ВУЗов и врачей с вредными условиями труда.
  4. Допустимый возраст молодого ученого — до 35 или до 40 лет (для кандидата наук и для доктора соответственно).

Социальные льготы для указанных категорий граждан преследуют несколько целей. С одной стороны, жилищные программы для бюджетников обеспечивают нуждающихся граждан жилплощадью. В то же время, льготы стимулируют молодежь к работе в социальных структурах.

Об этом говорит и одно из основных условий получения субсидии — наличие определенного стажа работы в сфере госуслуг.

Что можно получить

Работники бюджетной сферы вправе рассчитывать на поддержку государства в следующих направлениях:

  1. Помощь в оформлении льготных ссуд.
  2. Предоставление субсидии.
  3. Обеспечение граждан недорогим жильем (путем выкупа квартир по себестоимости у застройщика для последующей перепродажи).

Субсидия предоставляется в виде сертификата на получение финансовой помощи. Ее размер составляет 30-35% от стоимости приобретаемого жилья и зависит от количества членов семьи или от стажа заявителя.

Субсидию разрешено использовать как первоначальный взнос для оформления ипотечного займа, а также для погашения до 20% от суммы займа на последний год возврата.

Данные меры обеспечивают за счет средств федерального бюджетов, а также агентства ипотечного кредитования и иных кредитных организаций.

В регионах для улучшения жилищных условий бюджетников действуют специальные подпрограммы, финансируемые из средств местных структур.

Условия участия в программе

Для получения субсидии гражданам необходимо соответствовать определенным условиям:

  • Работать в бюджетном учреждении.
  • Соответствовать требуемому стажу (не менее 3-5 лет по специальности или в данной сфере деятельности).
  • Иметь официальный статус нуждающегося в жилом помещении.

Нуждающимися в помещении по общим правилам считаются те граждане, что не имеют собственной жилплощади или проживают в стесненных условиях (не более 12-18 кв. м. на каждого члена семьи).

Статус нуждающегося гражданина получить не так просто, так как для учета в специальной очереди приходится собрать внушительный список документов.

В разработке социальных программ участвуют местные органы власти.

В каждом субъекте или муниципалитете могут быть приняты некоторые поправки к условиям получения субсидии, продиктованные особенностями региона (средней стоимостью квадратного метра, размером прожиточного минимума и т.д.).

Для уточнения требований следует обратиться в администрацию по месту жительства.

Пенсионное обеспечение в ПФР

Обычному сотруднику, при достижении пенсионного возраста, трудно рассчитывать на какие-либо крупные суммы страховой пенсии, поскольку расчёты ведутся исходя из суммы отчислений и стажа работающего.

На сегодняшний день, назначаемая пенсия рядовому сотруднику минимальна и составляет не более 8 726 рублей. Пенсия работников руководящего состава будет варьировать от 100 000 рублей.

Рассчитать приблизительно величину будущей пенсии можно с помощью «пенсионного калькулятора», расположенного на интернет ресурсах, достаточно внести свои данные.

Например: при зарплате на уровне прожиточного минимума в 12 130, пенсия составит примерно 9 080 рублей, при наличии 1 ребёнка и 30 летнего стажа работы.

Ограничения, связанные с автономным статусом

Однако переход из статуса бюджетного учреждения в «автономку» влечет и определенные ограничения. Главным из них является невозможность осуществлять деятельность в сферах, в которых федеральными законами автономным учреждениям прямо не разрешено работать (см. выше). Причем это ограничение касается не только деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, но и оказания платных услуг.

Дело в том, что платные услуги и бюджетными, и автономными учреждениями могут оказываться только в соответствии с основными уставными видами деятельности <10>. Основными видами деятельности учреждений являются те, которые соответствуют цели его создания, а цель создания учреждения — выполнение тех или иных полномочий органов публичной власти соответствующего уровня <11>.

<10> Часть 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, ч. 6 ст. 4 Закона об автономных учреждениях.<11> Подробнее правила оформления платных услуг в бюджетных и автономных учреждениях были рассмотрены в статье Д.В. Жигалова «Куда вписать платные услуги», N 3, 2013.

Для практической иллюстрации указанного ограничения рассмотрим следующий практический пример. Бюджетное учреждение «Автобаза «Медавтотранс» оказывает транспортные услуги для медицинских учреждений, а также платные транспортные услуги для любых потребителей. В случае перевода такого учреждения в автономное оно утратит право оказывать платные транспортные услуги всем потребителям, кроме медицинских учреждений. Причина в том, что автономное учреждение не вправе работать в сфере транспорта. Рассматриваемое автономное учреждение должно относиться к учреждениям здравоохранения, осуществляющим транспортное обслуживание медицинских учреждений, и, соответственно, должна быть сформулирована цель создания автономного учреждения в его уставе. С такой формулировкой цели создания оно не вправе оказывать транспортные услуги другим потребителям, кроме учреждений здравоохранения, поскольку эти услуги нельзя отнести к основным уставным видам его деятельности.

Разница между автономным и бюджетным учреждением

Такие учреждения отличаются определенными особенностями

При этом важно понимать, в чем заключаются отличия ГБУ от ГАУ, МБУ от МАУ, ГБУЗ от ГАУЗ. Ниже эти особенности определены простыми словами

Обозначение и задачи

Бюджетным учреждением называют некоммерческую государственную или муниципальную организацию, которая создается с целью оказания услуг или выполнения работ в разных сферах. В эту категорию входят образовательные, спортивные, научные учреждения. Так, многие школы или вузы считаются бюджетными. Их финансовое обеспечение базируется на бюджетных средствах того или иного уровня.

Под автономным учреждением понимают некоммерческую компанию, учредителем которой становится государство или муниципальное образование. Главной задачей работы такого учреждения считается выполнение работ и оказание услуг в разных сферах.

Система управления

По законам РФ, автономная организация непременно имеет коллегиальный орган – наблюдательный совет. Он контролирует работу руководителя и деятельность организации. К тому же такое учреждение не может иметь больше 1 учредителя.

Какие права и обязанности имеют учреждения

Объем прав относительно распоряжения имуществом у рассматриваемых учреждений совпадает. Однако автономной организации разрешается без согласия собственника распоряжаться недвижимостью, которая была куплена за собственные средства. Бюджетным организациям требуется получать согласие на распоряжение имуществом вне зависимости от источника поступления средств, используемых на его приобретение.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Также каждая из форм собственности отличается определенными обязанностями. По ним несут ответственность и учредитель, и организация. Так, на учредителя бюджетной организации ложится субсидиарная ответственность по всем обязательствам при нехватке финансирования. При этом учредитель автономной формы собственности не отвечает за долги.

Особенности осуществления приносящей доход деятельности

Муниципальным и государственным организациям разрешается осуществлять деятельность, которая приносит доход только для достижения целей, поставленных на этапе их создания. Деятельность, которая приносит доход, должна им соответствовать. Ее требуется указывать в учредительной документации. Доходы, которые предприятие получает от своей деятельности, и имущество, приобретенное за счет таких средств, переходят в его распоряжение.

Нормативные акты

Деятельность государственных бюджетных организаций регламентируется Законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Определение автономного учреждения закреплено в Законе N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года.

Бухгалтерский учет

Эта сфера деятельности регламентируется Законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года. Бюджетные организации осуществляют операции с поступающими средствами через лицевые счета, которые отрываются в Федеральном казначействе. Также их допустимо открывать в финансовом органе субъекта РФ. Автономным учреждениям разрешается дополнительно открывать счета в кредитных организациях.

Различие в уплате налогов

К рассматриваемым учреждениям выдвигаются одинаковые требования в отношении налогообложения. При этом они платят следующие налоги:

  1. НДФЛ – считаются налоговыми агентами для наемного персонала.
  2. Страховые взносы – соответствуют установленным ставкам.
  3. Налог на имущество, транспортный налог – платят по определенным ставкам. Эти налоги считаются региональными. На уровне субъектов Российской Федерации возможны льготы для некоторых видов организаций.
  4. Земельный налог – носит местный характер. Некоторым предприятиям предоставляются льготы.
  5. НДС – платится со средств, которые были получены от предпринимательства. Некоторые виды деятельности освобождаются от этого налога. К ним, в частности, относят медицинские услуги. Если трехмесячная выручка составляет меньше 2 миллионов рублей, удается получить освобождение.
  6. ЕНВД – используется в отношении конкретных видов деятельности, которые утверждены муниципальными органами. Его разрешается выбирать добровольно. В этом случае предприятие освобождают от НДС и налога на прибыль.

Профессиональные обязанности и особенности труда

Обязанностью пенсионного фонда является не только выплата страховых пенсий и пособий, но и ведение единой базы данных позволяющей получить информацию по социальному обеспечению на различных бюджетных уровнях.

Постановлением Правления ПФР закреплён перечень обязанностей и должностей служащих, в том числе состав аппарата, куда входит:

  • Руководство ПФ;
  • Аппарат при руководстве;
  • Исполнительная дирекция;
  • Ревизионная комиссия;
  • Органы территориального управления;
  • Отделы и отделения фонда;
  • Центры по учёту и информационному обеспечению.

Отделения включают в себя отделы:

  • финансово – экономический;
  • юридический;
  • отдел социальных выплат;
  • отдел кадров.

При подборе сотрудников пенсионный фонд уделяет большое внимание опыту работы и личностным качествам претендента, разработаны стандарты, применимые как при аттестации работников, так и при оценке соискателей. В соответствии с требованиями разработаны должностные инструкции

Помимо исполнительских качеств востребованы будут такие характеристики личности как стрессоустойчивость, грамотная речь, умение доходчиво объяснять и вести переговоры, владение даром убеждения и способностью урегулирования конфликтных ситуаций

В соответствии с требованиями разработаны должностные инструкции. Помимо исполнительских качеств востребованы будут такие характеристики личности как стрессоустойчивость, грамотная речь, умение доходчиво объяснять и вести переговоры, владение даром убеждения и способностью урегулирования конфликтных ситуаций.

Работа в пенсионном фонде предполагает чёткое понимание того, что рабочий день не нормирован. Принятие таких нюансов, положительно повлияет на отношение к работнику и на то, каков будет карьерный рост, возлагаемая ответственность и соответственно, какой будет оплата труда.

Принято четыре основных профессиональных стандарта ПФР. В перечень требований к квалификации и образованию входит описание обязанностей сотрудника, а также навыки, умение и опыт работы.

Например, на должность специалиста по выплате пенсий, на отдельные участки возможен приём на работу выпускников со средним специальным образованием. К ним не предъявляются требования по опыту работы, но обязательными являются знания в области пенсионного законодательства, принципов работы межведомственного цифрового взаимодействия.

К специалистам в области назначения пенсий и выплат материальных пособий предъявляются более высокие требования. Необходимым становится профильное образование и стаж работы не менее 5 лет во внебюджетных организациях.

Специалист по назначению и выплате пенсий – самая массовая специальность ПФ, его основная деятельность:

  • Оформление документов по выплате пенсий и материальной помощи пенсионерам, многодетным, одиноким матерям и др.;
  • Внесение изменений в лицевые счета по продлению или прекращению выплат;
  • Подготовка документов для узлов почтовой связи по выплате пенсий и материальной помощи, ведение контроля за получением выплат адресатом или их возвратом;
  • Осуществление отчислений из пенсии на медицинские и другие услуги;
  • Оформление документации при передаче в архив;
  • Обработка поступающих данных по лицевым счетам в цифровом формате;
  • Оказание консультативной помощи в вопросах получения пенсий и материальной помощи;

Цифровизация работы фонда и запуск сервиса электронных услуг, позволил провести модернизацию ведомства и сокращение численности сотрудников в истекшем году. Руководство намерено провести в 2023 году очередное сокращение ещё 8% сотрудников.

Общие сведения

О деньгах

Однако, на правовой статус человека совершенно не оказывает влияние из какого вида бюджета ведется финансирование, в любом случае он считается работником бюджетной сферы. Гражданский служащий осуществляет трудовую деятельность на определенной должности согласно акту о назначении и заключенного контракта. При этом он получает денежные средства за счет федерального бюджета либо бюджета субъекта РФ. Большая часть населения, занятого в данной сфере, является работниками государственных учреждений (обслуживающим либо руководящим персоналом).

Примерный перечень работников бюджетной сферы:

— работники налоговой инспекции, деятельность которых связана с пополнением бюджета (регионального и государственного),

— работники казначейства и таможенники,

-работники, занятые в сфере здравоохранения (исключая персонал частных медицинских учреждений),

— работники, занятые в сфере образования (исключая педагогический состав, трудящийся в частных образовательных учреждениях),

— социальные службы,

— военнослужащие разных категорий (исключая военнослужащих по призыву),

— сотрудники полицейских органов, ученые и т.д.

Кроме финансирования денежных средств из бюджета на выплаты, существует перечень разных видов льгот, направленных, в том числе на улучшение условий их проживания. На сегодняшний день, численность населения, занятого в бюджетной сфере составляет больше 14 миллионов человек. Из них, около 4 миллионов занято в государственных учреждениях, а оставшаяся часть — в организациях муниципального и регионального значения.

Нагрузка на бюджет

Исходя из численности, делаем вывод о том, какая значительная нагрузка ложится на бюджет. Надо сказать, что затраты на финансирование работников бюджетной сферы, однозначно, планируются в расходной части бюджета. В случае задержки выплат по заработной плате, виновны лица, участвующие в планировании бюджетных расходов.

Для бюджетных работников утверждается тарифная сетка и оклад. Размер заработной платы может существенно меняться в зависимости от штатной должности, трудового стажа, местности, в которой трудится работник и т.д. Оклады бюджетникам устанавливаются в соответствии с местом трудовой деятельности. Всем известно, что в Москве и крупных городах врачи, педагоги и другие бюджетники имеют выплаты значительно выше, чем их региональные коллеги. Это большая проблема, которая существует на сегодняшний день.

Несмотря на проводимые индексации, заработная плата работников бюджетной сферы, достаточно низкая. Естественно, и заинтересованность граждан к вакансиям в данной области значительно ниже, чем в любой другой. Большой проблемой является дефицит профессиональных кадров, особенно в маленьких городах. Причина прозрачна — при отсутствии перспектив низкий уровень дохода.

Внедрение системы бюджетирования: этапы

В первую очередь необходимо определиться с типом бюджетирования, который подойдет вашему предприятию. По типу решаемых задач бюджет делится на операционный и финансовый.

Операционный отражает движение средств по определенному направлению деятельности компании. Подразделяется на бюджет продаж, производства, материальных и трудовых затрат, хозяйственных, коммерческих и прочих расходов.

Финансовый бюджет составляется с учетом всех возможных источников прибыли компании и путей их последующего распределения.

Организация системы бюджетирования в крупной компании – многоступенчатый процесс. Внедрение финансового планирования включает в себя несколько этапов. 

Формирование структуры 

Для составления бюджетов и контроля их исполнения в организации образуют несколько центров финансовой ответственности (ЦФО). За каждым центром закрепляются определенные задачи и обязанности. Совокупность финансовых планов всех ЦФО образует общий бюджет предприятия. При необходимости ресурсы ЦФО могут быть объединены без дополнительных затрат на адаптацию средств.

В крупных компаниях назначают один ЦФО на каждый отдел, в мелких один центр может быть назначен основным для нескольких подразделений.

Примеры центров ответственности:

  • Центр прибыли – контролирует баланс организации. Основная задача: проследить за тем, чтобы прибыль организации была выше, чем затраты на ее содержание;
  • Центр реального дохода несет ответственность за прибыль от каждого подразделения фирмы;
  • Центр контроля следит за соответствием реальных и планируемых показателей производительности, дохода и других;
  • Центр логистики – создает оптимальную цепочку перемещения сотрудников, техники, продуктов компании;
  • Центр инвестиций – распределение финансов между проектами. Одна из задач центра: повышение производительности отдела на основе вложенных средств.

Отдельная структурная единица – центр финансового учета (ЦФУ). Отдел следит за основными показателями расходов и доходов, выявляет причины, по которым компании пришлось понести затраты. Работа ЦФУ необходима для планирования будущих бюджетов организации с учетом возможных финансовых потерь. 

Финансовая политика 

На основе финансово-экономического состояния компании строится политика организации. Если деятельность управляющих органов спланирована грамотно, все внутренние процессы компании способствуют достижению материальных и стратегических целей. Вопросы финансового, налогового, управленческого учета решаются согласно выбранной политической схеме.

В большинстве современных компаний управленческие решения принимаются в ответ на какие-либо негативные изменения. Задача руководителя предприятия – разработать иную систему управления, основанную на анализе экономического состояния компании. Любые организационные действия должны соответствовать стратегическим целям предприятия, сформулированным в бюджетах.

Финансовая политика разрабатывается с целью решения задач:

  • увеличение прибыли;
  • обеспечение финансовой стабильности предприятия;
  • поиск инвесторов;
  • обеспечение прозрачности системы финансового учета как для собственников, так и для инвесторов.

Также компании необходима слаженная система учета по каждому из направлений деятельности. Производственная, оперативная и бухгалтерская документация должна соответствовать нормам, принятым при составлении бюджетов. 

Подготовка информационной базы

Бюджеты и учетная документация составляется на основе анализа реальных финансовых показателей

Чтобы составить представление о возможных затратах, нужно принять во внимание состояние рынка: емкость, соотношение предложения и спроса, покупательскую способность

Источники для сбора актуальных данных:

  • бухгалтерские отчеты;
  • статистические данные;
  • отчеты об аудиторских проверках;
  • финансовые исследования экспертов;
  • законодательные изменения в экономической сфере;
  • опубликованные отчеты компаний-конкурентов.

Чтобы система бюджетирования была эффективной, необходимо брать за основу только данные из достоверных источников. 

Составление бюджетов 

Завершающий этап подготовки к внедрению системы бюджетирования – составление регламентов. Руководство утверждает свод документов, в которых поэтапно описаны бизнес-процессы: планирование, корректировка бюджетов, контроль выполнения.

Когда план работы составлен, специалисты приступают к составлению операционного и финансового бюджета на определенный срок. Как правило, финансовое планирование выполняется на один календарный год вперед. 

План счетов и кодификация

Самое сложное, наверное, при переходе в бухгалтерию бюджета — это его специфический план счетов. На базовых принципах бухучета (общих для госорганизаций и предпринимательства) Минфином установлен единый план счетов (ЕПС), а к нему инструкция, утвержденные Приказом №157н. Дополнительно есть частные планы счетов, утвержденные другими Приказами Минфина:

  • №183н (автономные).
  • №174н (бюджетные).
  • №162н (казенные).

Коммерсантам в этом плане проще: счета имеют всего два знака (кроме забалансовых), легко запоминаются. Бюджетники получили себе счета, состоящие аж из 26 знаков (разрядов)! Давайте посмотрим, какие коды в них входят:

  • 1 по 4 – раздел и подраздел расходов.
  • 5 по 14 – нули (если иное не установлено федеральным законом или учетной политикой).
  • 15 по 17 – аналитические данные (вид поступления/выбытия – для БУ и АУ).
  • 18 – финансовое обеспечение.
  • 19 — 21 – синтетический счет.
  • 22 — 23 – аналитический счет.
  • 24 — 26 – конкретизированный вид движения объекта учета.

Правда, к облегчению тех, кто сейчас, возможно, передумал менять рабочую область, скажу – в бухучете госучреждений фактически используют только 9 последних разрядов (с 18 по 26). Довольно запутанная система кодировки расписана в ЕПС и специальных инструкциях.

Оставшиеся девять разрядов заполняются в зависимости от того, к какому типу относится учреждение (см. приказы Минфина по утверждению планов счетов выше). Например, казенные учреждения в кодировке с 24-го по 26-й символ отражают коды КОСГУ.

Вот мы и дошли до еще одной особенности бюджетного учета – классификациях КОСГУ и КВР. Для их правильного сопоставления существуют таблицы, утвержденные и опубликованные Минфином. Они призваны облегчить труд бухгалтеров-бюджетников.

Важно! КВР – код вида расхода. Трехзначный код, объединяющий однородные операции

КОСГУ – классификация операций сектора государственного управления. Шифр детализирует расход по КВР.

Необычными выглядят и проводки в бюджете. Вот хотя бы пример операции по покупке материалов у поставщика: Дебет 010500000 «Материальные запасы» Кредит 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов». Для опытного специалиста эта кодировка понятна так же, как для нас с вами счет 50 «Касса».

Также есть некоторая специфика в ведении самого учета. Несколько лет назад, а именно в 2016 году, был утвержден Федеральный стандарт под названием «Основные средства» (Приказ Минфина №257н от 31.12.2016), который действует и в 2020 году. Бюджетники в обязательном порядке применяют его с 2018 года, причем методы учета и оценки отличаются от принятых в коммерции. Первоначальная стоимость ОС, например, для бюджетного учреждения не имеет значения.

В то же время для коммерческих организаций тоже существуют подобные стандарты, но применяются (по крайней мере, пока) по желанию. Поэтому, если захотите перейти (так и хочется сказать «на темную сторону силы») в государственное учреждение, придется серьезно подойти к матчасти и изучению бюджетного законодательства.

Выводы

Как мы видим, переход в новую сферу деятельности вполне возможен и во многом оправдан с точки зрения уровня дохода, профессионального развития, а также тех навыков, которые бухгалтер сможет приобрести в ходе более динамичной работы. Помимо всего прочего не стоит забывать о том, что текущая политика государства направлена на сокращение расходов в бюджетной сфере. Где-то недавно писали о том, что в стране планируется сократить более трети всех бухгалтеров-бюджетников путем перехода на электронный документооборот. На наш взгляд, это должно стать хорошим поводом задуматься над тем, чтобы обеспечить себе более надежное будущее.

Желаем вам успехов!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: