Русская пунктуация

Что такое знаки препинания?

Это символы, которые используются для оформления текста. Знаки препинания определяют смысл фраз и отделяют мысли друг от друга. Благодаря этим символам читатель понимает,  как закончилось предложение: вопросом, восклицанием или просто утвердительно.

Представьте себе текст без знаков, где нет запятых, точек, вопросительных знаков. Это будет один сплошной набор слов, которых сложно отделить друг от друга. Чтобы понять смысл такого текста, нужно приложить немало усилий.

В школе дети изучают только десять знаков препинания: точку, запятую, точку с запятой, тире, двоеточие, круглые скобки, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки, кавычки. Все эти символы активно используются в текстах, обеспечивая их понимание.

Конечно, существуют правила постановки каждого из знаков. Дети учатся различать эти символы и верно их расставлять.

Функции и виды знаков препинания

Знаки препинания очень важны, но не все из них выполняют одинаковые функции в тексте. В зависимости от этих задач знаки препинания делятся на группы:

Знаки завершения заканчивают предложение и отделяют одну мысль автора от другой. К этой группе относятся точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки.  Выбор нужного символа зависит от эмоции, которую передаёт предложение.

Самый используемый символ этой группы — точка. Именно она “говорит” читателю, что мысль закончилась и сейчас начнётся другая. Посчитайте, сколько точек мы уже поставили только в этом абзаце? 

Ещё один знак завершения — это многоточие. Он интересен тем, что может стоять не только в конце предложения, но и в середине. Многоточие указывает на незаконченность мысли автора, что он что-то “недодумал”:

“Хотя… Надо было ему сразу ответить!”,

“А если она забудет про торт…”.

Разделительные знаки препинания помогают отделять один отрезок текста от другого по смыслу, обратив на него наше внимание. В эту группу включаем запятую, двоеточие, тире, точку с запятой

Самый популярный символ среди этой группы — запятая. Этот знак препинания очень важный, но именно про запятую часто забывают или ставят её неверно.

Зачем же нужна запятая? Этот символ отвечает за интонацию всей фразы, потому что в местах, где стоит запятая, мы делаем паузы  и выделяем важные части. Иногда от этого знака зависит весь смысл фразы. Вспомним известное предложение “казнить нельзя помиловать”. Место, куда будет поставлена запятая, наполняет фразу противоположным значением. 

Выделительные знаки чаще всего используются парами: две скобки, два тире, две кавычки, две запятые. Так эти символы выделяют смысловые отрезки внутри фразы. С помощью выделительных знаков мы видим обращения, вводные слова, прямую речь внутри предложения:

“Как же ты, Толя, мог так поступить?”,

“С днём рождения, сынок! — радостно сказала мама”.

Обратите внимание, часть знаков упоминается в нескольких группах. Почему так происходит? В зависимости от своих функций тире и запятые могут относиться к разным группам

Сколько таких знаков вы насчитали?

У всех символов есть общая задача — максимально ясно доносить до читателя мысли автора, наполнять их смыслом и интонацией, передавать эмоции

Поэтому важно показать детям значимость знаков препинания и в максимально доступной и увлекательной форме познакомить со всеми и научить ими пользоваться

Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Роль пунктуации

Пунктуация в теории имеет несколько основных направлений. Люди, являющиеся приверженцами логического направления, придерживаются мнения о том, что главная роль пунктуации заключается в определении смысла в письменности, что именно это является важным моментом для точного восприятия текста.

Что касается синтаксического направления, то одно из основных назначений пунктуации — разбиение с помощью знаков препинания текста на предложения, а предложений — на словосочетания. Такая функция знаков позволяет сделать текст достаточно наглядным и логичным. В интонационном направлении сторонники выделяют особую роль теории, которая определяет свое назначение знаков препинания. Оно заключается в создании определенной интонации, благодаря которой облегчается устное понимание и прочтение текста.

Чтобы правильно интерпретировать любой текст, важно точно подобрать знаки препинания, цель которых будет ориентирована на выполнение поставленной задачи. Кроме определенных правил пунктуации, являющихся обязательными в написании текстов, есть и свободные, авторские способы использования знаков препинания

Пунктуационные знаки и их роль в тексте

Знаки препинания в русском языке выполняют несколько функций. Они заменяют интонационные паузы и выделение ключевых слов, понижение/повышение голоса, характерные для устной речи. В зависимости от назначения их можно разделить на несколько групп.

Знаки на конце предложения


Все пунктуационные знаки имеют свое определенное значение. Так, в конце предложения ставятся либо точка, либо многоточие, знаки вопросительный и восклицательный.

  • Точка нужна, если высказывание содержит какое-либо сообщение и носит повествовательный характер: «Сегодня целый день, с утра и до позднего вечера, шёл крупный снег».
  • Многоточие указывает на то, что мысль, высказанная в предложении, не закончена и требует продолжения: «Скажите, пожалуйста, вы не могли бы…».
  • Вопросительные пунктуационные знаки ставятся, если предложения содержат вопрос: «Где вы до сих пор бегаете?».
  • Восклицательный – когда в высказывании содержится побуждение к чему-либо или эмоциональная насыщенность: «Саня, как я рад тебя видеть! Иди сюда!».

Знаки внутри предложения


Внутри предложения используются свои пунктуационные знаки. Это запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, скобки. Кроме того, есть ещё и кавычки, которые могут открывать и закрывать самостоятельного высказывание, а также находится внутри уже созданного. Запятую ставим в следующих случаях:

  • При однородных членах предложения, отделяя их друг от друга: «Снежинки над землёй кружатся мягко, плавно, размеренно».
  • Когда она служит границей простых предложений в составе сложного: «Гром грянул, и дождь хлынул сплошной стеной».
  • Пунктуационные знаки при обособлении причастных и деепричастных оборотов: «Улыбаясь, мальчик всё говорил и говорил без остановки. Собеседники его, смеявшиеся от души, были пареньком весьма довольны».
  • Если в предложении есть вводные слова или вставные конструкции: «По-моему, погода вскоре должна восстановиться».
  • При союзах «но, а, да и» и других этот пунктуационный знак препинания обязателен: «Сначала я решил отправиться на прогулку, но затем передумал».

Перечень пунктограмм, конечно, далеко не полный. Для его уточнения следует обращаться к учебникам синтаксиса. Двоеточие проставляется по определённым правилам:

  • Оно употребляется при обобщающих словах: «Везде: по комнатам, в коридоре, даже в отдалённых уголках кладовки и кухни — сияли разноцветные огоньки гирлянд».
  • В сложных предложениях двоеточие ставится при пояснительных отношениях внутри его частей: «Мой друг не ошибся с прогнозами: на западе медленно, но верно собирались тяжёлые, низкие тучи».
  • При прямой речи также нельзя забывать об этом знаке препинания: он отделяет слова автора: «Подойдя вплотную, парень угрожающе сдвинул брови и процедил: «Может, выйдем?»».

Точка с запятой пишутся, если предложение сложное, бессоюзное, и между его частями нет тесной связи или внутри каждой части есть свои знаки препинания: «Между тем стемнело; в домах тут и там замелькали огоньки, из труб потянулись струйки дыма, запахло готовящейся снедью».

Тире также ставится в бессоюзных предложениях или же если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным при наличии частицы «это» и т.д.: «Весна – это блеск солнца, синева неба, радостное пробуждение природы».

У каждой пунктограммы есть целый ряд нюансов и уточнений, поэтому для грамотного письма обязательно нужно регулярно работать со справочной литературой.

Что такое пунктуация, и каковы ее основные правила?

С этим понятием в школьную пору встречались все. Но может ли кто-то сегодня четко ответить на вопрос о том, что такое пунктуация? Для обычного человека достаточно знать, что это правила расстановки знаков препинания. Рассмотрим основные из них, чтобы как освежить в памяти школьные уроки, так и пополнить багаж знаний.

Всех учили в школе, что точка, поставленная в конце предложения, выражает собой законченность мысли. Но бывают и исключения. К примеру, рассмотрим следующее предложение: «Он заметил в руках у друга конверт. Белый. Прямоугольный. Непонятный».

Если судить по структуре, то это одно предложение, и все точки (кроме последней) можно заменить запятыми. Почему же автор решил поставить здесь точки? Но если выразится точнее, то точка ставится не только там, где заканчивается мысль предложения, а еще и в том случае, когда автор считает, что он сказал все, что хотел. Несмотря на это, по нормативам точка ставится одна, в конце предложения. Если автор ставит точки в середине предложения, то это просто его вольность. При цитировании, однако, искажать текст нельзя, что бы ни показала проверка пунктуации. Рассмотрим другие правила.

Точка перед союзом

Есть еще одно наследие тех времен, когда точка использовалась преимущественно как знак остановки работы писца или просто указание на смысловую остановку. Известно, что союзы «а», «и», «однако» и тому подобные могут соединять несколько мыслей в одно предложение. Полученные конструкции бывают сложноподчиненными или сложносочиненными.

К подобным конструкциям всегда относятся с настороженностью. Мастер словесности, решивший соединить несколько мыслей в одну фразу, должен это сделать безукоризненно. Иначе конструкция развалится, станет непонятной окружающим. То, что могло бы быть триумфом умения выражать собственные мысли, станет поражением. Поэтому, согласно правилам русского языка, допускается ставить точку перед союзом, если следующая часть может быть выражена самостоятельным предложением. Например: «За несколько дней до праздника нас посетил доктор. И опять мы спорили до утра, а по вечерам играли на бильярде».

Красота русского языка в том, что озвученная выше мысль может выражаться разными способами. Поэтому различаются знаки препинания в конце предложения. Нужно подчеркнуть выразительность повествования? Тогда точкой надо разделить мысль на несколько маленьких фрагментов — динамика повествования усилится. Прием подходит художественной литературе, которая поднимает проблемы, требующие от читателя напряженного внимания к быстро меняющимся событиям.

Нужен более спокойный и ровный темп? Нет ничего проще. Точкой можно поделить мысль на два или три предложения. Если от читателя требуется напряженная работа ума, тренировка мышления, точка может быть поставлена всего один раз — в самом конце. Вместо этого мысли соединяются запятыми в одно сложное предложение.

Образцы сочинений про орфографию

Образцы сочинений

Зачем нужна орфография?

Вариант 1

Я полностью согласен с мнением Ильи. Действительно, грамотно написанное слово – это ключ к пониманию чужих мыслей и выражений. А для того чтобы грамотно писать, надо знать правила русской орфографии. Конечно, их очень много, и выучить всё, наверное, очень трудно, но если мы хотим, чтобы нас понимали правильно те, кто воспринимает нашу письменную речь, надо осваивать хотя бы главные из них.

В тексте (Ф.И.О. автора) написание, например, слова «приходил» связано с двумя орфографическими правилами: 1) правописание приставок ПРЕ -, ПРИ- и 2) проверяемая гласная в корне слова. Согласно первому правилу, в значении «приближение, присоединение» в слове пишется приставка ПРИ-. Согласно второму, для написания правильной буквы в корне надо поставить слабую гласную в сильную позицию: прихО/Адил – ходит.

Нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их – значит не любить и не уважать родной язык и самого себя.

Вариант 2.

Нужны ли нам знания орфографических правил? Безусловно, они необходимы. Знания правил правописания делают нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.

Чтобы понять, для чего нам нужна орфография, вспомним, что она изучает. Орфография – раздел науки о языке, в котором изучаются орфограммы, тоесть правила правильного написания слов.

Вспомним, каковы функции орфографии. Они напрямую связны с принципами русской орфографии. Каковы эти принципы? Их три: морфологический, традиционный, фонетический. 90% слов в русском языке пишутся согласно морфологическому принципу, согласно которому необходимо сохранять единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении. Фонетический принцип – мечта всех школьников: как слышим, так и пишем. Так пишутся, например, приставки на з – с. Традиционный принцип написания касаются слов, которые мы называем «словарными», их нельзя проверить правилом, слова пишутся согласно традиции.

Рассмотрим принципы русской орфографии и их функции в тексте А. Алексина. В нём, как во всяком другом тексте, много слов с проверяемыми безударными гласными в корне слов: встречали, принеси, приходи и др. Это морфологический принцип орфографии. Согласно фонетическому принципу пишутся слова «вскипяченное» (предложение 26), вскочили, (№ 55). Традиционный принцип орфографии представлен словарными словами «минуту, «каникулы». Словами с чередующимися гласными в корне «убирала» (18 предложение), «вытираешь» (19).

Иногда от одной неверно написанной буквы меняется лексическое значение слова. Например, у А. Алексина дважды встречается слово «примиряла». Измените и на е в корне, и смысл слова станет совсем иным!

Анализируя текст А Алексина, мы ещё раз убедились, что знание орфографии необходимо. Без него мы не смогли бы быстро и правильно понять прочитанное, разобраться в тех мыслях, которые хотел донести до нас автор.

Вариант 3.

Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.

Орфография – это раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов. Грамотное письмо – признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила.

В тексте.. встречается много слов с орфограммами. Например, в предложении..употребляется слово. с непроизносимой согласной. Зная, как проверить это слово, мы никогда в нём не сделаем ошибки, да и другие слова на это же правило напишем грамотно. В тексте.таких слов встретилось несколько:

В предложении. (..) встретилось слово «шёл» с буквой «Ё» в корне слова после шипящей. Часто в этом слове безграмотные люди допускают ошибку. Лучше выучить правило, чем краснеть из-за своего незнания.

Таким образом, орфография – важный раздел русского языка и без нее не обойтись, если хочешь быть грамотным.

old148.uralschool.ru

Что изучает пунктуация

Пунктуацией в языкознании называется его раздел, изучающий, во-первых, знаки препинания, а во-вторых, их расстановку на письме.

Без знаков препинания письменная речь сольется в единый поток речи, в котором будет непросто разобраться. А в некоторых случаях без знаков препинания в тексте возникнет двусмысленность. Помните, пресловутую фразу «казнить нельзя помиловать»?

Пунктуация призвана сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.

Слово «пунктуация», как и множество слов, заканчивающихся на -ция, является заимствованным из латинского языка. Латинское слово punctum переведем  как «точка».

Определение

Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила.

Несколько интересных сочинений

Дарья Мелехова — героиня романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Она не входит в число главных героев произведения, но тем не менее, образ Дарьи очень интересен.

Тема семьи, ее роли в жизни человека заботила Л. Н. Толстого на протяжении всей его жизни. Целая череда ярких и разных семей проходит перед нами в романе «Война и мир».

Писатель Константин Воробьев – очень талантливый человек, а также, что важно – литератор. Ведь он смог в своем прекрасном произведении передать такие мысли, которые может и у многих были. Художница Т.А

Маврина сделала целый цикл картин под названием «Кот Учёный». В своих произведениях она изображала кота не привычно ярким. Таким приёмом Т.А. Маврина подчёркивала особенность животного

Художница Т.А. Маврина сделала целый цикл картин под названием «Кот Учёный». В своих произведениях она изображала кота не привычно ярким. Таким приёмом Т.А. Маврина подчёркивала особенность животного.

Этот рассказ Куприна – светлое и доброе произведение. В нем царят любовь к детям и бережное отношение к их мечтам. Все герои рассказа положительные. И все в нем складывается прекрасно

Источник

Современные варианты

Сейчас в русской пунктуации есть 10 знаков: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, знаки вопроса и восклицания, тире, кавычки, скобки.

Самым древним является точка, которая обнаружена в памятниках древнерусской словесности. Слово образовано от глагола «ткнуть», что дает представление о его значении: точка — небольшой след от прикосновения карандаша (или пера) к бумаге. Именно данный знак является основным, от которого пошли все остальные. Неслучайно в прошлые эпохи знак вопроса именовали «точка вопросительная», а восклицания — «точка удивления».

Однако в современной письменной речи самым часто встречающимся символом является запятая. Она используется для выделения каких-либо значимых слов или словосочетаний, позволяет добавить обстоятельственное значение, разделить части сложной конструкции.

Скобки — парный знак. Раньше их именовали «вместительными». Они могут быть как круглыми, так и квадратными. На письме наиболее часто используется первый вариант. Первая скобка носит наименование открывающей, вторая — закрывающей.

Двоеточие представляет собой две точки, расположенные одна над другой. Это разделительный знак. Он позволяет показать на письме, что фрагмент текста, расположенный после знака, связан с предыдущим пояснительными либо причинными отношениями.

Восклицательный знак позволяет передать определенную окраску предложения, выразить удивление, восхищение, волнение, какие-либо иные сильные чувства. Не зря в грамматике прошлых лет он именовался «удивительным знаком». Вопросительный знак выражает интонацию вопроса.

Тире помогает упростить процесс чтения и восприятия информации, поскольку делит текст на смысловые отрезки. Изначально он назывался «молчанка», поскольку ставился в тех местах предложения, где предполагалась пауза. Многоточие выражает недосказанность, а также обозначает разрыв в тексте, переход от одной мысли к другой. Кавычки используются, чтобы показать: автор использует чужую мысль (цитирует) или же наделяет слово переносным значением. Кроме того, они выделяют прямую речь.

Наконец, точка с запятой ставится, как правило, в сложных синтаксических конструкциях, чтобы отделить смысловые фрагменты высказывания и облегчить восприятие информации.

Таковы основные виды знаков препинания в русском языке.

Сочинение рассуждение на тему роль знаков препинания в русском языке

Что бы передать смысл фразы людям с которым вы общаетесь, мы даже общаясь устно делаем паузу в диалоге. Тем более мы должны делать это в письменном виде. В письменном виде нужно сосредоточиться на нужном смысле фразы, и дать правильно понять логическую мысль. В беседе которую напишите не обозначив знаков препинания, будет не понятный смысл и передача эмоционального фона. Именно для этого нужно обозначить их. В прямой речи есть 2 варианта.

Один из них это кавычки. В конце рассказа делается двоеточие и сами кавычки. Внутри них заключена фраза самого диалога. Если рассказ проходит позже прямой речи, то делаем запятую, сам дефис и диалог идет дальше.

Предложение

Предложение, в отличие от словосочетания, выполняет коммуникативную функцию (передача информации). Оно произносится с какой-либо интонацией.Особенности предложений:

  • выражают законченную мысль;
  • произносятся с какой-либо интонацией;
  • имеют грамматическую основу;
  • имеют маркеры границ: заглавная буква в начале, знак конца предложения на конце.

Смысловым и грамматическим центром предложения является грамматическая основа предложения. Без грамматической основы могут обходиться лишь неполные предложения, не способные выполнять коммуникативную функцию вне контекста.

Кроме главных, в предложении могут быть второстепенные члены (дополнение, определение и обстоятельство). Если они есть, предложение называется распространенным, если нет – нераспространённым.

Принято также характеризовать предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное), по структуре грамматической основы (односоставное или двусоставное). Предложение может быть осложнено однородными членами, обращением, вводными или вставными конструкциями, обособленными членами.

Если в предложении более одной грамматической основы, оно сложное.

Что мы узнали?

Синтаксис изучает словосочетание и предложение. Словосочетания различают по главному слову (именное, глагольное, наречное) и по типу связи (согласование, управление, примыкание). Предложения бывают простые и сложные, распространенные и нераспространенные, различаются по структуре грамматической основы (односоставные и двусоставные), интонации и цели высказывания; могут быть осложнены.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Общие задачи символов пунктуации

Инструменты пунктуации входят в общую графическую систему языка. Они служат для отражения особенностей речи, которые невозможно выразить буквами и другими символами. Называются они знаками препинания. Именно с их помощью производится:

  • смысловое деление текста,
  • синтаксическое структурирование,
  • выделения ритма и мелодики записанной речи.

Все знаки препинания можно разделить на 2 класса. В первый входятотделяющие символы.

К ним относятся: точка, точка с запятой, многоточие, восклицательный и вопросительные знаки, абзацный отступ.

Если запятая или тире применяется единично, они также выполняют функцию отделения. Эта группа знаков служит для следующего:

  • установление границ предложений и их частей;
  • отделение однородных синтаксических структур;
  • указание на тип предложения;
  • показ эмоциональной составляющей;
  • фиксация перерыва в речи;
  • открытие иного хода мысли (абзац) и усиления значимости точки, которая ему предшествует.

Ко второму классу относятся выделяющие знаки препинания. Это кавычки, скобки, а при парном употреблении — тире и запятая. Использование такого приёма помогает обособить вводные и другие конструкции.

Служат представители этой группы:

  • для показа границ синтаксических блоков, которые выполняют задачу дополнений или пояснений;
  • для выделения мысли или интонации в отдельной части предложения;
  • отделения конструкций, носящих смысл обращения к какому-либо или чему-либо;
  • указания на логический блок, содержащий субъективное мнение автора;
  • оформления чужого высказывания.

Знаки препинания в пунктуации

В русском языке существует 10 точек препинания. Их основные функции кратко перечислены и описаны ниже. В разных контекстах может быть больше функций. Основные характеристики описаны ниже.

Все знаки препинания разделены на группы, чтобы их было легче запомнить. Первая — это точка, которая «завершает» предложение и всегда ставится в конце предложения.

Идеально. Точки используются, чтобы «дать понять» читателю, что предложение закончено. Точка на глаз показывает, что тон нужно понизить, чтобы показать, что мысль завершена. После точки начинается другая мысль. Точки также могут выступать в качестве градиента. Другими словами, автор «останавливает» читателя и говорит: «Бессонница. Заложник. Тугие паруса» (по Манделишуму) — это когда предложение намеренно разбито на несколько частей, чтобы заставить читателя думать «тугие паруса» (по Манделишуму).

Вопросительный знак. Указывает на конец предложения с вопросом. В предложении может быть или не быть вопросительный знак: «Сколько тебе лет? Тебе 18?»

Иногда вопросительный знак используется для того, чтобы задать риторический вопрос. Это то, о чем вы спрашиваете себя, не ожидая ответа. (Из песни Витаса).

Восклицательный знак обозначает конец предложения, содержащего восклицательный знак. Восклицательный знак помогает выразить радость. «О, что случилось!, приказы: «Закрой рот», и даже оскорбления: «Хазури!

Восклицательные знаки могут сочетаться с вопросительными. Например, чтобы показать как свое раздражение, так и сомнение в чем-то. В одном из мультфильмов про Астерикса и Обеликса, когда викинги похищают племянника вождя и Астерикс и Обеликс разговаривают с вождем, он говорит: «Викинг?! восклицает он.

Следующие пункты находятся в предложении и никогда не завершаются

Партия. Это необходимо для двух целей. Отделить и подчеркнуть что-то. Разделяемый:

  1. Однородные члены: «Маша, Таня и Костя поют песню» – здесь однородные подлежащие «Маша» и «Таня», между ними запятая, потому что они связаны бессоюзной связью – союза (например, и) между этим подлежащими нет. : «Прогремел гром и начался шторм» – запятая разделяет два равноправных простых предложения в составе одного сложного. «Я знаю, что ты хочешь сказать» – тоже разделяются предложения, но теперь уже не равноправные, второе подчиняется первому.

Партия также может выделить:.

  1. Обращения: «Слышишь, Алёна, про тебя поют» – выделяется обращение.
  2. Обособленные члены. Например, причастный оборот: «Мальчик, читавший книгу, обернулся на нас», деепричастный оборот: «Мальчик отдыхал, читая книгу».

Что такое пунктограмма

Это знак, который надо проверить правилом. Например: «Весной(,) когда в саду распускались цветы(,) и рассветы были(,) как пламя над крышами(,) хотелось просто выйти на улицу и бродить(,) бродить(,) бродить по городу».

В этом предложении шесть пунктограмм. Где-то знак нужен, где-то нет.

Как проверить пунктограмму? Надо применить правило. Например:

  1. Перед «когда» ставится запятая, потому что она отделяет главное предложение от придаточного.
  2. Перед «и» не ставится, потому что у предложений «распускались цветы» и «рассветы были как пламя» есть общее обстоятельство «весной».
  3. Перед «как» не ставится, потому что оборот с «как» находится в составе сказуемого и предложение без него теряет смысл.
  4. После «крышами» запятая ставится, потому что закончилось придаточное предложение.
  5. Между «бродить» ставится запятая, потому что они однородные и союзов между ними нет.

Результат: «Весной, когда в саду распускались цветы и рассветы были как пламя над крышами, хотелось просто выйти на улицу и бродить, бродить, бродить по городу».

Иногда пунктуация проверяется интонацией: «Ученики учатся, потому что хотят быть умными» – «Ученики учатся потому, что хотят быть умными».

Основные пунктуационные правила

В зависимости от знака, стоящего в конце, выделяются следующие виды предложений:

  • Восклицательные (восклицание либо вопросительный и восклицательный знаки вместе).
  • Невосклицательные (точка, вопрос).

Среди них дополнительно выделяются: повествовательные, побудительные и вопросительные. Побуждение к действию выражает восклицательный знак, повествовательность характеризуется точкой, а вопросительность – вопросом.

В зависимости от постановки знаков между частями сложного предложения различают:

  • сложносочинённые;
  • сложноподчинённые;
  • бессоюзные;
  • с разными видами связей.

Внутри простого предложения можно выделить следующие типы основных правил:

Тире ставится между подлежащим и сказуемым (Учитель – уважаемая профессия), а также в неполных высказываниях, где отсутствует один из членов (С одной стороны берега пологие, с другой – крутые).

Обособляются:

  • согласованные и несогласованные определения (Шубка, выбранная ей, была невероятно дорогой и красивой)
  • приложения (Пушкин, известный гений поэзии, творил в 19 веке)
  • обстоятельства (На улице, несмотря на хорошую погоду, было немноголюдно),
  • уточняющие, пояснительные и присоединительные члены (Далеко-далеко, на том берегу реки, живёт старик)
  • сравнительные обороты (Екатерина стройная, как настоящая берёзка)

Отдельно следует отметить, что выделяются знаками препинания:

  • вводные и вставные конструкции (как бы там ни было, тем не менее, по меньшей мере и пр.)
  • обращение (уважаемый Николай, дорогие друзья)
  • междометие (увы, ах, ой, тьфу, ого, ага, боже мой и пр.),
  • утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова (да, нет, как же, что ли и пр.)

Обособлению подлежат однородные члены:

  • не соединённые союзами (Вода прозрачная, чистая, кристальная)
  • соединённые союзами (Шкатулка выглядит просто, но дорого)
  • имеющие обобщающее слово (Ни дома, ни на работе, ни в гостях – нигде он не бывал вежливым

Только благодаря пунктуации популярное выражение «казнить нельзя помиловать» обретает смысл. Пунктуационные обозначения призваны сделать текст понятным, передать структуру и замысел.

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного,
  • синтаксического,
  • графического.

Пунктуация изучает правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора предложения строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: