Основа звуко-буквенного разбора – классификация звуков русского языка
В основе звуко-буквенного анализа лежит разделение звуков русского языка.
Первое – все звуки делим на гласные и согласные.
Гласные звуки: все, что надо о них знать
Гласные – образуются голосом (отсюда и название). Их можно «пропеть». Кроме того, при их произнесении поток воздуха проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, которые примешивают к голосу шум.
Гласных звуков в русском языке всего 6 – , , , , , . По крайней мере, именно так требуется отвечать от школьника. На самом деле гласных звуков больше, но школьники используют упрощенный вариант. Поэтому мы остановимся на нем.
Еще один нюанс касается употребления буквы и после шипящих и ц. Здесь мы по правилам орфографии пишем и, но звук слышим . Например, в слове «машина» буква И обозначает звук . Поэтому родители нередко возмущаются, что при изучении фонетики у ребенка начинается путаница в голове – и он начинает делать ошибки.
Есть в русском языке «особенные» буквы – это Е, Ё, Ю, Я. И хитрость в том, что они могут обозначать разные звуки в зависимости от позиции в слове.
Два звука они обозначают, если стоят в начале слова, после гласной или после мягкого или твердого знака. В таком случае первый звук будет , а дальше идет соответствующий гласный: Я – , Ю – , Ё – , Е – . Ну и буква Е в безударном положении также, как Э дает звук .
Если эти буквы стоят после согласного, они его смягчают (кроме всегда твердых). Тогда согласный не появляется.
Согласные звуки
Согласных в русском языке значительно больше. Их больше, чем букв, потому что одна и та же буква может, в зависимости от последующих звуков, может обозначать как мягкий звук, так и твердый.
«Смягчают» согласные буквы е, ё, ю, я, и. При этом «смягчиться могут не все согласные звуки, а лишь те, которые имеют мягкую пару. Это б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х. Каждая из этих букв может обозначать как твердый звук, так и мягкий. Например, в «быть – бить» буква Б в первом случае обозначает звук , а во втором –
Обратите внимание, что мягкость звука обозначатся «запятой сверху»
Среди согласных встречаются всегда твердые – Ж, Ц, Ш. Независимо от тех букв, которые стоят после них, они сохраняют твердость. И всегда мягкие – Й, Ч, Щ.
Еще одна сложность в том, что иногда согласные могут стать мягкими, если после них идет другой мягкий согласный. Например, в слове «барабанщик» мягкий смягчает идущий перед ним Н.
Глухие и звонкие согласные
Еще одна важная характеристика согласных звуков. И опять мы имеет буквы, которые образуют пары по глухости-звонкости – Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. Эти буквы, в зависимости от позиции в слове, могут обозначать разные звуки.
То есть Буква Б в конце слова и перед глухим согласным будет обозначать звук . Мы пишем ДУБ, а произносим . Иногда глухие согласные могут «озвончаться», если после них идет звонкий согласный, например, в слове ПРОСЬБА буква С обозначает звук . Проверьте, произнесите это слово вслух.
Есть согласные, всегда глухие. С ними все просто. Это – Х, Ц, Ч, Щ.
И есть всегда звонкие – Й, Л, М, Н, Р. Эти буквы обозначают только звонкий согласный звук, независимо от «окружения».
Поскольку голос образуется голосовыми связками, положение и работу которых мы увидеть не можем, воспользуемся следующим приемом. Произнесем звонкий согласный, например, М или Р. И приложим в этот момент ладонь к горлу. Будет ощутима характерная вибрация – это голосовые связки «включились». Если же произнести глухой звук – такой вибрации не будет.
Еще один способ – произнести звук шепотом, без голоса. Глухой звук своего качества не поменяет. А звонкий парный «превратится» в свою глухую «напарницу», то есть вместо В мы услышим .
Лучшие сервисы для фонетического разбора слова онлайн
Также выполнить разложение слова по буквам и звукам нам помогут несколько отечественных онлайн сетевых инструментов, а именно:
- phoneticonline.ru – по заявлению разработчиков сервис уметь делать фонетический разбор практически любых русских слов. Просто перейдите по указанной ссылке, введите требуемое слово в специальное поле, а затем нажмите на «Разобрать»;
- easypronunciation.com – сервис производит фонетическую транскрипцию нужного пользователю слова. В соответствующем поле необходимо вставить слово (или текст) в соответствующее поле, подсчитать числа (вместо капчи), и нажать на «Отправить».
Согласные буквы
В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.
Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:
- — : аушка – аа;
- — : ода – анера;
- — : олос – орова;
- — : ятел – уча;
- — : изнь – уба;
- — : има – оень.
Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.
А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:
- — : аочка – елка;
- — : ата – илка;
- — : амак – идрант;
- — : ож;
- — : олото – евать;
- — : уст – исть;
- — : асточка – истик;
- — : аа – иска;
- — : ос – юх;
- — : арча – иетка;
- — : ысь – ис;
- — : обака – еледка;
- — : апок – ень;
- — : отоаппарат – ехтование;
- — : оккей – ек.
Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.
Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:
- – од;
- – ама;
- – ейка;
- – орковка;
- – юсли;
- – осорог;
- – етопырь;
- – омашка;
- – ебенок.
Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга».
А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:
- – орек;
- – ирург;
- – апля;
- – еловек;
- – етина.
Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!» и «Фока, хочешь поесть щец?».
Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:
- – ук и даже елудь;
- – уба и ило читаются одинаково твердо;
- – арапать и ирк – то же самое, звук произносится твердо.
Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким : жюри юри, Жюльен юльен.
Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:
- – огурт;
- – ирикать и асы – звук одинаково мягкий;
- – ека и упальца – аналогично: несмотря на то, какая гласная стоит после этого согласного, он все равно произносится мягко.
Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как .
Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.
Подготовка к изучению фонетического разбора слова
Начать обучение следует с определения сущности данного явления. Ученики должны четко понимать отличие фонетического разбора от морфологического, синтаксического или иного другого.
Под требуемым видом разбора понимается:
- указание гласных и согласных звуков;
- обозначение ударных гласных звуков;
- указание мягких и твердых, звонких и глухих, парных и непарных согласных;
- определение количества букв и звуков.
Первым шагом к знакомству школьников с фонетическим разбором становится проверка знаний по таким темам, как:
- определение гласных и согласных звуков. При этом необходимо учитывать, что Ъ и Ь не имеют звуков, а значит, не могут иметь характеристик, которыми обладают гласные или согласные звуки;
- определение характеристик согласных звуков. Значимой чертой данной темы являются всегда твёрдые и всегда мягкие звуки, которые необходимо запомнить;
- умение отличать букву от звука;
- деление слова на слоги.
Если у школьников есть прорехи в знаниях по данным темам, изучение фонетического разбора будет весьма затруднительным, поэтому, лишь подкорректировав все необходимые для разбора навыки, можно приступить к фонетическому анализу простых слов, постепенно наращивая сложность заданий.
Востанови порядок фонетического разбора, расставь номера порядка действий:
__ Выдели голосом ударный гласный звук.
__ Произнеси слово чётко, чтобы услышать каждый звук.
__ Сосчитай число звуков и букв в слове.
__ Запомни — все остальные гласные звуки в слове безударные.
__ Запиши слово грамотно.
__ Запиши рядом с характеристикой каждого звука, какой буквой он обозначен на письме.
__ Дай характеристику согласных звуков:
• по звонкости и глухости;
• по твёрдости и мягкости.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!
Специальные знаки транскрипции
Теперь о том, как надо правильно обозначать звуки при транскрипции:
- – так обозначатеся ударный гласный в основном ударном слоге (О’сень);
- – так обозначается побочный (второстепенный) подударный гласный звук: обычно такой подударный слог расположен в начале слова, встречается в сложных словах и словах с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс-, вице- и другими (`околозЕ’мный);
- – знак смягчения согласного звука;
- – знак транскрипции для «о» и «а» в следующих случаях: позиция в начале слова, первый предударный слог в позиции после твердого согласного (арка , король );
- – более «продвинутый» знак транскрипции для записи йотированных звуков, можно использовать и .
- – нечто среднее между и , используется для обозначения гласных «а», «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после мягкого согласного (блесна );
- – нечто среднее между и или и , используется для обозначения гласных «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после твердого согласного (шептать ;
- – знак транскрипции для гласных «о», «а», «е» в позициях после твердого согласного в предударном и заударном слоге (молоко );
- – знак транскрипции для гласных «о», «а», «я», «е» в позиции после мягкого согласного в безударном слоге (варежка );
- – знак, обозначающий отсутствие звука на месте «ъ» и «ь»;
- / – знаки транскрипции (можно использовать один или другой по выбору – это не будет ошибкой) для обозначения долготы согласных (бояться ).
Как видите, все очень непросто с транскрипцией букв в звуки. В школьной программе, как правило, эти усложненные и более точные знаки транскрипции не используются или используются мало. Только при углубленном изучении русского языка. Поэтому разрешается вместо «и с призвуком э» и прочих сложных обозначений применять в фонетическом разборе звуки , , , , , и .
Характеризуем звуки
Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.
Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.
Как дать правильную характеристику гласным
У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.
С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.
Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так
Все, переходим к согласным.
По твердости/мягкости
Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:
- Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
- Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).
Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц»
И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.
Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.
Парные по твердости/мягкости
Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.
То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.
Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.
Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.
По звонкости/глухости
Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.
Вот вам хорошая картинка для запоминания:
Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».
Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».
Парные по звонкости/глухости
Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».
Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.
Примеры выполнения
Уже с первого класса школы детей знакомят со звукобуквенным составом слова, и к 3-му классу они примерно понимают, как делать разбор. Чтобы выполнить домашнее задание правильно, лучше всего изучить примеры в классной работе. В разных классах, школах (в зависимости от учебной программы) требования к оформлению фонетического анализа могут отличаться.
3-й класс
Если во 2 классе школьники записывали звукобуквенный состав слова в строчку, то начиная с 3 класса, запись правильно вести в столбик. В третьем классе детям дают задание разобрать относительно простые слова.
Пример:
Маяк – ма-як (ударение на второй слог)
– согласный, звонкий, твердый
– гласный, безударный
– согласный, звонкий, мягкий
– гласный, ударный
– согласный, звонкий, твердый
4 буквы, 5 звуков, 2 слога.
Как быстро и легко сделать домашнее задание по теме – видео для родителей и детей:
4-й класс
В 4 классе ученикам предстоит сдавать ВПР по русскому языку, в которое обязательно включается звуко-буквенный анализ. В примерах, разбираемых на уроках, будут встречаться более сложные слова. Делая разбор, нужно быть очень внимательным, пользоваться памятками, и при необходимости, карманными справочниками. Пример:
Жирный – жир-ный, 6 б., 6 зв., 2 слога, ударение на первый слог
ж- – согл., зв. парн., тв. непарн.
и- – гласн., ударн.
р- – согл., зв. непарн., тв. парн.
н- – согл., зв. непарн., тв. парн.
ы- – гласн., безуд.
й- – согл., зв. непарн., мягк. непарн.
Больше примеров и правила оформления фонематического анализа представлены в видеоуроке по теме:
5-й класс
В 5 классе дети знакомятся с орфоэпией, которая учит правильно произносить слова и задает нормы произношения звуков. При фонетическом анализе может оказаться, что транскрипция сильно отличается от слова. Чтобы выполнить задание правильно, полезно пользоваться орфоэпическим словарем.
Несколько примеров разбора слов для учеников пятого класса :
Слово «морковь»:
Слово «чернеют»:
Слово «береза»:
Термином «сонорный» обозначают звонкие согласные. В средних классах школы учителя могут просить учеников указывать шипящие согласные, описывать парные они или нет, и в каких случаях. Чтобы не ошибаться, рекомендуем посмотреть видео урок по теме:
Важные правила, о которых дети всегда забывают
Разберем несколько самых важных моментов, о которых дети очень часто забывают.
Безударные гласные
В безударном положении гласный «о» обозначает (абсолютно всегда) звук «а». Мы не говорим «мОлОко», как бабушка в деревне. Мы говорим «малако».
Гласный «е» («э») в безударном положении обозначает звук «и». Мы говорим не «хлебать», а «хлИбать», не «деревянный», а «диривянный».
Оглушение
Вот разбираете вы слово «раб». У него на конце звук «б», который произносится вроде бы звонко. Но. Если у этого согласного есть пара по звонкости/глухости, то он обязательно будет глухим. Мы не говорим «раб», мы говорим «рап». Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас».
Если пары нет – тогда будет то, что есть. Например, сонорный «р» так и будет «р»: «пар», «жар», «угар».
Ассимиляция по звонкости и глухости
Это когда глухой согласный перед любым звонким становится звонким, а звонкий перед глухим – глухим. В школе эти процессы иногда называют оглушением (это в корне неверно) и озвончением.
Например:
- Кадка – .
- Просьба – .
Смягчение
Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е», «ё», «ю», «я», «и» он всегда будет мягким. И мягкость вам надо будет показать апострофом.
Смотрите: «мерили» – .
Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым. Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой. Смотрите:
- Парашют – .
- Жили – .
- Шире – .
- Вожжи – . Над «ж» тут надо еще нарисовать черточку сверху, чтобы показать, что он долгий.
Перед мягким знаком происходит то же самое. Согласные, которые могут быть мягкими, будут мягкими, а всегда твердые так и будут всегда твердыми. Сравните:
- Тишь – .
- Молчишь – .
- Тень – – «н» может быть мягким, поэтому он перед мягким знаком и будет мягким.
- Встань – .
Алгоритм фонетического разбора
Когда все термины изучены, единицы речи отсортированы по группам, можно переходить непосредственно к самому фонетическому разбору. Все результаты анализа обязательно записывают. По внешнему виду он похож на составление транскрипции при чтении и произношении слов из иностранных языков.
Чтобы провести разбор правильно, необходимо следовать алгоритму. Порядок действий:
- Записать выбранное слово по правилам орфографии.
- Выделить основные части — слоги. Например, азбука — аз-бу-ка.
- Установить, какая из гласных является ударной. Лыжа — ударный звук «ы».
- Составить схему (транскрипцию) звуков. Играть — .
- Вывести подсчёт количества букв и звуков в слове. Елена — 5 букв, 6 звуков.
Разбор можно записывать не только по пунктам, но и в виде столбика. В таком случае каждая буква выписывается в отдельной строке и ей даётся своя характеристика.
Деление на слоги
Одним из пунктов разбора является поделить слово на слоги. Слоги — это самая маленькая единица строения речи. Существует небольшая хитрость: «чтобы сосчитать количество слогов в слове, можно просто посчитать гласные звуки». Например, в слове «астр» всего 1 слог.
Однако деление всё равно подчиняется строгим правилам, которые не всегда согласуются с требованиями переноса слова.
Первоначально важно знать, что слоги имеют несколько разновидностей:
- Открытый — если заканчивается на гласный звук.
- Закрытый — если в конце согласный (тетрадь).
- Прикрытый, если в начале стоит согласный звук (ки-слый). Следовательно, если гласный — неприкрытый (окно).
Помимо видов, есть и другие правила разбора. Что необходимо знать о слогах:
- В составе слога обязательно должно быть по одному гласному и согласному звуку. Например, роза (ро-за). При этом отдельные даже важные части не могут быть полноценными слогами. Например, приставка не является слогом.
- В основном слоги начинаются с согласного, а после него должен идти гласный. Сам по себе согласный звук не может составлять слог. Например, в слове мир — один слог, а не два.
- Если в слове имеется мягкий/твёрдый знак, он входит в состав предыдущего слога. Например, подъ-езд. К тому же твёрдый/мягкий знак не может быть отдельным слогом. Например, семь — 1 слог, мальчик — 2 слога.
- Несколько букв, которые создают собой один звук, нельзя разделить на разные слоги. Например, кружиться — кру-жи-ться .
Как и любая другая наука, фонетика постоянно развивается. Поэтому правила фонетического разбора могут со временем изменяться. Последние изменения в анализе:
- Двойные буквы в слове по старым правилам распределялись по разным слогам. Сегодня их принято записывать в слог, который они начинают. Например, кла-ссный.
- По нововведениям глухие согласные записывают в следующий за ними слог (точка: то-чка). В это время звонкие остаются в предшествующем слоге (клубника: клуб-ни-ка).
Знание фонетики не только даёт орфографическую грамотность. Эта наука способствует развитию памяти и фонетического слуха, учит правильно и красиво произносить те или иные звуки, понимая детали их состава. А если выполнить анализ самостоятельно не получается, можно сделать звуковой разбор слова онлайн.
Разделение на слоги
Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.
Виды слогов:
- открытые заканчиваются на гласный,
- закрытые – на согласный,
- прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.
Разборы слова по слогам строятся по правилам:
- Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
- Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
- Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
- Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже , у- чи ться .
Внимание! Порядок разбора со временем меняется. Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила
В слоговом делении также появились новые правила
Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.
- Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса.
- Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные к предшествующему: бул-ка, то – чка.
https://youtube.com/watch?v=jTLWY780KWs
Уроки русского. Звуки и буквы
Анализ состава слов
Первое, с чего начинается фонетический разбор — это изучение звуков, нахождение ударных и безударных гласных. По окончании изучения алфавита преподаватель показывает детям, каким образом сгруппировать буквы и звуки, чтобы в дальнейшем сделать фонетический разбор.
Буквы русского алфавита разделяются на гласные и согласные. По некоторым рекомендациям следует считать й (и краткое) полугласным звуком.
Гласные, в свою очередь, могут быть ударными и безударными: правильно поставить ударение в слове можно с помощью словаря; звуки согласные подразделяются на звонкие и глухие. Глухие — те, что произносятся как бы шепотом : х, п, т, ф, х, ч, ш, щ, ц , звонкие — й, к, н , г, з , в, р , л, д, ж, м, б. Согласные звуки в зависимости от расположения в словах имеют свойства быть мягкими и твердыми. Если согласные расположены после гласных: е, я, ё, и, ю и буквы «ь», они считаются мягкими, если после других гласных — твердыми.
Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги
Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах
Гласные звуки (их шесть: , , , , , ) бывают ударными/безударными.Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё , ю , я , е .
Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и «ъ» и «ь») звучат как 2 звука.
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Отгадайте загадку.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её …
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. , 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Задание 4.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.
Образец (пример) звуко-буквенного разбора слова
- Записать слово по правилам орфографии.
- Разделить слово по слогам.
- Обозначить ударный слог.
- Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
- Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие — безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
- Подсчитать количество звуков и букв в слове.
Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: шестнадцатью, яростного, съестного, шестнадцатого, ерошиться, ёжиться, ёжится, ёршится, разъезжаться, съезжаться, для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:
Ёлочный — 3 слога, 7 букв, 8 звуков
ё-ло-чный — 3 слога. Первый слог ударный.
- буква «ё» — — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
- — гласный ударный;
- буква «л» — — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «о» — — гласный безударный;
- буква «ч» — — согласный, глухой непарный, мягкий непарный;
- буква «н»— — согласный звонкий непарный, твердый парный;
- буква «ы» — — гласный безударный;
- буква «й» — — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
Бага́ж — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
б – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а – гласный, безударный;
г – согласный, парный, звонкий, твёрдый;
а – гласный, ударный;
ж – согласный, парный, глухой, твёрдый.
я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный.
Рожь – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
р – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о – гласный, ударный;
ж – согласный, парный, глухой, твёрдый;
ь
Её — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.
е – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, безударный;
ё – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный.
Ёжик – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.
ё – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
ж – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и – гласный, безударный;
к – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Ель — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.
е – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
Ночь — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
н – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;
о – гласный, ударный;
ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь
Обед — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
о – гласный, безударный;
б – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е – гласный, ударный;
д – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Кольцо — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
к – согласный, парный, глухой, твёрдый;
о – гласный, безударный;
л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
ц – согласный, непарный, глухой, твёрдый;
о – гласный, ударный.
Чайка — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.
ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;
а – гласный, ударный;
й – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
к – согласный, парный, глухой, твёрдый;
а – гласный, безударный.
Беречь — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.
б – согласный, парный, звонкий, мягкий;
е – гласный, безударный;
р – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
е – гласный, ударный;
ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;
ь
Июнь – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
и – гласный, безударный;
ю – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
Маяк – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.
м – согласный, непарный, звонкий, твердый;
а – гласный, безударный;
я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
– гласный, ударный;
к – согласный, парный, глухой, твёрдый.
Осень — 2 слога, 5 букв, 4 звука.
о – гласный, ударный;
с – согласный, парный, глухой, мягкий;
е – гласный, безударный;
н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;
ь
Жить — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
ж – согласный,парный, звонкий, твёрдый;
и – гласный, ударный;
т – согласный, парный, глухой, мягкий;
ь
Фонетика согласных
- В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ‘: , , и т.д.
- В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие , или черточкой над звуком , .
- Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : , , . Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
- Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : , , . Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
- Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук .
- Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
- Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
- Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → , д → , г → , з → , в → : столб → , поезд → .
- Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука: чувство → , солнце → .
- Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук: группа → , теннис → .
- Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук: миллион → , аллея → .
В некоторых случаях:
- Буква с в начале слова означает звонкий звук : сделал → .
- Буква г перед глухой согласной произносится как или : когти → , мягкий →
- Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко: зонтик → .
- Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ: стаканчик → , сменщик → .
- Сочетание -чн-, -чт- произносится как : конечно → , скучно → , что → .
Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:
- Сочетание букв -зж- обозначают один звук : изжить → , уезжать → .
- Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук : купаться → .
- Сочетание букв -стн- произносится как , -стл- — , -здн- — : звёздный → , лестница → .
- В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук : золотого → , синего → .
- Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук : счастливый → , извозчик → , перебежчик → .
Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»
Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком , в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука имеет место быть мягкий . Например, дрожжи – . По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком . Например, в слове вещдок – .
Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!