Имя существительное как часть речи

Характеристики

Имя существительное, как любая самостоятельная часть речи, обладает двумя видами признаков:

  • Постоянными – это те признаки, которые остаются неизменными независимо от контекста и положения слова в предложении.
  • Непостоянные признаки – это те признаки, которые могут меняться у существительного в зависимости от его положения в предложении или других факторов.

Каждую из указанных категорий можно разделить на виды.

Так, к постоянным признакам существительного относятся:

  • Склонение;
  • Род;
  • Одушевленность/неодушевлённость;
  • Нарицательность.

Эти признаки сохраняются у существительного независимо от контекста.

Род – это способность существительных сочетаться с определённой для каждой родовой принадлежности формой слова. Иными словами, это способность существительного подстраиваться под определенные мужские, женские или общие признаки. Так, например, стол – это предмет мужского рода, а шапка – женского рода.

Выделяют всего 3 рода:

  1. Мужской род.
  2. Женский род.
  3. Средний род.

Но в русском языке существует еще одна категория слов, которые обозначаются как существительные общего рода.

Существительные общего рода – это такие существительные, которые могут обозначать одушевленное существо женского или мужского пола. Так, одно и то же слово может быть как женского, так и мужского рода. Таких слов в русском языке около 200.

К таким существительным можно отнести следующие категории:

  • Нарицательные несклоняемые существительные. Пример: визави, протеже.
  • Собственные склоняемые имена, оканчивающиеся на –а/-я. К существительным общего рода относятся только те имена собственные, которыми называют и мальчиков, и девочек. Пример: Валя, Саша, Женя. Сюда же можно отнести и фамилии, которые не склоняются.
  • Нарицательные имена существительные, оканчивающиеся на –а/-я и обозначающие причастность к какому-либо действию или имеющие нейтральную оценку. Пример: задира, плакса, коллега.

Не менее важными являются непостоянные признаки. Они показывают способность существительного меняться в зависимости от положения в предложении и окружающего его контекста.

К непостоянным признакам относятся:

  • Число;
  • Падеж.

Число – это словоизменительная категория, которое указывает на количество называемых предметов.

В русском языке существует всего два числа:

  • Единственное число;
  • Множественное число.

Этот признак влияет на склонение слова по падежам, на его окончания. Как правило, почти все слова в русском языке имеют одновременно две формы: форму единственного числа или форму множественного числа. Но есть в русском языке такие существительные, которые имеют форму только единственного (кофе, пальто, кино, домино) или только форму множественного числа (кеды, джинсы, шорты, дебаты, сутки).

Падеж – это словоизменительная категория имени, выражающая его отношение к другим словам, обозначающим предмет, его признак или количество.

Падежей в русском языке всего шесть:

  • Именительный падеж (кто? что?);
  • Родительный падеж (кого? чего?);
  • Дательный падеж (кому? чему?);
  • Винительный падеж (кого? что?);
  • Творительный падеж (кем? чем?);
  • Предложный падеж (о ком? о чем?).

Перечисленные выше непостоянные признаки как раз и представляют собой склонение.

Склонение – это изменение слова по падежам, числам и родам.

В русской грамматике выделяют три склонения:

  1. Первое склонение. К нему относятся существительные мужского и женского рода, имеющие твердую или мягкую основу и оканчивающиеся на а/я. Пример: дядя, тетя, папа, мама.
  2. Второе склонение. К нему относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием или с окончаниями о/е, а также существительные среднего рода с окончаниями о/е. Пример: стол, стул, море.
  3. Третье склонение. К этому склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Пример: дочь, сирень, ночь, течь.

Есть всего десять существительных на –мя (имя, вымя, пламя, бремя, время, знамя, семя, племя, стремя, темя), а также «путь», которые принято называть разносклоняемыми. Такое название они получили из-за того, что при склонении слов по падежам эти слова берут окончания из разных склонений. Пример:

  • Именительный падеж: племя, путь.
  • Родительный падеж: племени, пути.
  • Дательный падеж: племени, пути.
  • Винительный падеж: племя, путь.
  • Творительный падеж: племенем, путем.
  • Предложный падеж: племени, пути.

Что такое падеж?

Несмотря на то, что устанавливать падеж учат ещё в третьем классе, для многих учащихся вопрос — как определить падеж — остаётся открытым вплоть до выпускного класса

Но для того, чтобы ясно понимать тему и уметь составлять склонение существительных в русском языке таблица, следует разобраться с категорией падежа как таковой, ведь без неё не существует склонение по падежам, такое важное для морфологии

Падеж — категориальное понятие этой науки, разделяющий существительные (в данном случае) на 6 рядов противопоставленных друг другу форм. Некоторые окончания в них могут совпадать, но все шесть падежей не могут иметь одно и то же окончание. Исключение составляют несклоняемые существительные, о которых будет говориться позже. Итак, полный список падежей с вопросами:

  • Именительный. Ставит вопросы кто? что?
  • Родительный. Ставит вопросы кого? чего? Вспомогательным вопросом для учащегося становится откуда?
  • Дательный. Ставит вопросы кому? чему?
  • Винительный. Ставит вопросы кого? что? Вспомогательным вопросом является куда?
  • Творительный. Ставит вопросы кем? чем?
  • Предложный. Ставит вопросы о (на) ком? о (на) чём? Вспомогательным вопросом видится где?

Если уважаемый читатель внимательно посмотрит на названия падежей, он быстро поймёт, что даже семантика их названий становится подсказкой. Так, в дательном падеже, с корнем -дат- (кому? чему?) что-либо. То же самое действует и с другими падежами, читатель может догадаться о подсказках, кроющихся в названиях падежей, самостоятельно.

Типы склонения существительных

Склонение – это изменение сущ-х по падежам. В зависимости от совокупности окончаний, присущих сущ-м, различают 3 продуктивных и 3 непродуктивных типа их склонения.

Продуктивные склонения.

К 1 скл-ю принадлежат сущ-е ж. р., м. р. и общего рода с окончаниями–а, -я (страна, земля, дядя, юноша, егоза, задира).

Ко 2 скл-ю относятся сущ-е м. р. с нулевым окончанием в начальной форме и сущ-е ср. р. с окончаниями –о, -е (химик, исследователь, вещество, поле).

К 3 скл-ю принадлежат слова ж. р. с нулевым окончанием (сирень, помощь, ночь).

Более полное представление дают склонения в ед. числе. Формы мн. числа разных склонений в процессе развития языка унифицировались.

Непродуктивные склонения.

1. Разносклоняемые сущ-е (10 слов на –мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, слова путь, дитя). Слова на –мя при образовании форм косв. падежей, кроме В. п., и во всех формах мн. числа имеют наращение основообразующего суффикса –ен-, а разносклоняемыми они называются потому, что при их словоизменении используются окончания разных склонений (им-я – земл-я – 1 скл., именем – полем – 2 скл., об имени – о степи – 3 скл.).

2. Сущ-е м. и ср. р., заканчивающиеся на –ий, -ие (санаторий, воспитание), особенность этих сущ-х в том, что в П. п. ед ч. они имеют окончание –И (в санатории, о воспитании).

3. Субстантивированные слова, они склоняются по образцу прилагательных: вкусное мороженое, вкусного мороженого.

Необходимо выделить группу несклоняемых сущ-х, которые во всех падежах имеют одну, начальную форму.

К ним относятся:

-​ иноязычные слова, оканчивающиеся на гласный: шоу, айкидо, дефиле;

-​ иноязычные названия лиц женского пола: мисс, мадам, фрау;

-​ русские фамилии, заканчивающиеся на –аго, -яго, -ово, -ых, -их (Живаго, Дурново, Черных), иностр. фамилии на согл-й, относящиеся к женщинам (Дитц, Робинзон);

-​ сложносокращенные слова (РФ, ИТАР – Информационное телеграфное агентство России, КНР);

-​ некоторые топонимы при употреблении их в официальной сфере (мост через реку Десна, на станции Знаменка, в деревне Столбово).

Непостоянные грамматические признаки существительных

Имена существительные изменяются по числам и падежам. Изменения выражаются как через морфемный состав самого слова (окончание), так и через употребление в аналогичном числе и падеже зависимых определений (лунная ночь – лунными ночами).

Число имён существительных

В русском языке представлены два типа существительных в зависимости от обозначения количества называемых предметов:

  • счётные – обозначения предметов, поддающихся поштучному пересчитыванию;
  • несчётные – обозначения неисчисляемых объектов.

Слова первой группы употребляются в единственном числе, если названный предмет один, и во множественном, если подсчёт даёт другой результат (день – дни).

Несовпадение количества и грамматической формы числа имеют существительные:

  1. у которых и один, и несколько предметов обозначаются формой множественного числа (ножницы, брюки);
  2. обозначающие географические объекты, существующие в одном экземпляре, но имеющие название во множественном числе (Гималаи, Черновцы).

Среди исчисляемых объектов есть те, которые существуют либо в одном экземпляре, либо, наоборот, в двух, трёх и т. д.

  • Слова, обозначающие единичные объекты, имеют фиксированную форму числа (единственного или множественного): Париж, Юпитер, Лужники.
  • У слов, обозначающих объекты, существующие не в единственном экземпляре, множественное число обозначает группу предметов с различающимися названиями (например, слово кошки, употреблённое для обозначения одного из видов семейства кошачьих, объединяет под одним наименованием объекты с названиями кот, кошка, котёнок).

Несчётные существительные, именующие не поддающиеся пересчёту объекты, имеют фиксированную форму числа, которая не имеет количественного значения (песок, опилки).

Слова с фиксированным единственным числом, употреблённые во множественном, меняют значение и рассматриваются уже как другое слово (сок – напиток, соки – сорта напитка).

Падежи имён существительных

Имена существительные изменяются по падежам. то есть склоняются. В современном русском языке традиционная лингвистика выделяет шесть падежей:

  1. Именительный – имя предмета (кто, что?) сестра
  2. Родительный – родители кого, чего? сестры
  3. Дательный – отдать кому, чему? сестре
  4. Винительный – обвинить кого, что? сестру
  5. Творительный – сотворено кем, чем? сестрой
  6. Предложный – о ком, о чём? о сестре

Альтернативные исследования говорят минимум о восьми, добавляя к изучаемым в школьном курсе ещё родительный части (поставки чая – налейте чаю) и местный (песня о саде – гулять в саду).

Несклоняемые существительные не изменяют морфемного состава при постановке в косвенные падежи, однако относящиеся к ним определения приобретают признаки требуемого падежа (широкое шоссе – по широкому шоссе).

Грамматические признаки – определяющий критерий причисления слов к категории имён существительных, поскольку смысловое разнообразие чётких ограничений значения не даёт.

Падеж имен существительных

При связи с другими словами в словосочетании или предложении имена существительные изменяются по падежам, т. е. склоняются. Падежей в русском языке шесть.

  1. Именительный — кто? что?
  2. Родительный — кого? чего?
  3. Дательный — кому? чему?
  4. Винительный — кого? что?
  5. Творительный — кем? чем?
  6. Предложный — о ком? о чем?

Падежные вопросы кто? кого? кому? и т . д. относятся к существительным одушевленным, например: студент, студентка, журавль.

Падежные вопросы что? чего? чему? и т . д. относятся к существительным неодушевленным, например: сосна, дерево, поле.

У существительных одушевленных всех трех родов винительный падеж множественного числа сходен с родительным падежом, а у существительных неодушевленных — с именительным, например: вижу студентов, студенток, лосей, журавлей (но: вижу  сосны, деревья, поля).

Роль существительных в предложении

Синтаксическая роль существительного зависит от того, какую функцию они выполняют в предложении. Как правило, слова данной части речи употребляются в качестве подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого, определения или обстоятельства.

ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Что называют имена существительные (4 класс)
  • 2. Имя существительное в прямом и переносном смысле

Примеры употребления имен существительных в роли разных членов предложения:

  • Подлежащее – Девочка весело смеется. Стол стоит у окна.
  • Дополнение – Я дочитал книгу. Маше подарили мяч.
  • Сказуемое – Ваня – студент.
  • Определение – Учитель поставил четверку с плюсом.
  • Обстоятельство – Лисенок спрятался в нору.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Неодушевлённые имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? (президиум, конференция, пейзаж, рябина). Сюда же относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, крестьянство, молодёжь, детвора и т.д.

Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые в основном зависит от того, какой предмет это существительное обозначает – живые существа или предметы неживой природы, но полностью отождествлять понятие одушевлённости-неодушевлённости с понятием живого-неживого нельзя. Так, с грамматической точки зрения берёза, осина, вяз – существительные неодушевлённые, а с научной точки зрения это живые организмы. В грамматике названия умерших людей – мертвец, покойник – считаются одушевлёнными, и только существительное труп – неодушевлённое. Таким образом, значение одушевлённости-неодушевлённости – категория чисто грамматическая.

Грамматически категория одушевлённости-неодушевлённости выражается в том, что

у одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа:

(в.п. мн.ч. = р.п. мн.ч.)

р.п. (нет) людей, птиц, зверей

в.п. (любить) людей, птиц, зверей

у неодушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного падежа множественного числа:

(в.п. мн.ч. = им.п. мн.ч.)

и.п. (есть) леса, горы, реки

в.п. (вижу) леса, горы, реки Кроме того, у одушевлённых существительных мужского рода II склонения винительный падеж совпадает с родительным также и в единственном числе, у неодушевлённых – с именительным: вижу студента, лося, журавля, но отряд, лес, полк.

Чаще всего одушевлёнными бывают существительные мужского и женского рода. Среди существительных среднего рода одушевлённых мало. Это – дитя, лицо (в значении «человек»), животное, насекомое, млекопитающее, существо («живой организм»), чудище, чудовище, страшилище и некоторые другие.

Одушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, склоняются: восхищаться «Спящей красавицей».

Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса.

Названия игрушек, механизмов, изображений человека относятся к одушевлённым существительным: она очень любила своих кукол, матрёшек, роботов.

Названия фигур в играх (шахматах, картах) склоняются, как одушевлённые существительные: пожертвовать коня, взять туза.

Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной) относятся к одушевлённым существительным, а названия планет по имени богов – к неодушевлённым: глядя на Юпитер, они молили Юпитера о помощи.

У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевлённости-неодушевлённости (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер и др.): рассматривать инфузории и инфузорий, убивать бактерии и бактерий; создать яркие образы, особые характеры.

§4. Одушевлённость — неодушевлённость

Одушевлённые имена существительные называют «живые» предметы, а неодушевлённые – не «живые».

  • Одушевлённые: мать, отец, ребёнок, собака, муравей, Колобок (герой сказки, действующий как живое лицо)
  • Неодушевлённые: апельсин, океан, война, сирень, программа, игрушка, восторг, смех

Для морфологии важно, что

  • во множественном числе у одушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: Около школы я увидела знакомых девочек и мальчиков (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я люблю книги и фильмы (вин. пад. = им. пад.)
  • в единственном числе у одушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой род. пад.: Лиса увидела Колобка (вин. пад. = род. пад.), а у неодушевлённых имён существительных мужского рода форма вин. пад. совпадает с формой им. пад.: Я испекла колобок (вин. пад. = им. пад.)

У остальных существительных формы им., вин. и род. падежей различаются.

Значит, признак одушевлённости-неодушевлённости можно определить не только исходя из значения, но и по набору окончаний слова.

Причины

Когда вы определитесь с типом сайта, который будете создавать, вы сможете определить для себя ключевые моменты в работе проекта. Иногда эту схему используют наоборот, расписывая то, зачем нужно создание сайта, и лишь на основе ответов решаются с выбором типа ресурса.

Какими могут быть причины создания интернет-сервиса? Тут стоит рассматривать сразу несколько вариантов:

  • формирование бренда;
  • виртуальный офис;
  • стартовая раскрутка;
  • инструмент ведения бизнеса;
  • средство информации;
  • эффективный способ рекламы;
  • структурирование работы;
  • взаимодействие с клиентами.

Конечно, какие-то причины могут возникнуть у вас уже после создания ресурса, а возможно, вы разберетесь с тем, зачем нужен сайт компании, спустя несколько месяцев после его запуска.

Существительные в речи ребенка

С точки зрения ученых, еще первобытные люди, познавая окружающий мир, изучая природу и ее явления, давали им свои названия. Эти наименования с течением времени закреплялись в языке племен, создавая его лексику. Подобным образом появляются существительные в речи ребенка. Практически это первые произнесенные им слова: мама, папа, баба, киса и т.д. Малыш подобно древним людям тоже жадно смотрит вокруг себя и хочет знать, как называется тот или иной предмет, а затем и более сложные понятия.

Так, с течением времени у детей возникают ассоциативные связи, их лексикон обогащается новыми существительными. К примеру, ребенок знает, что такое трава, а потом, когда поймет, что она имеет определенный цвет, осваивает и слово «зелень». Существительное «стена» в зависимости от материала обретает «плоть» – кирпич, камень, дерево. И эти слова тоже постепенно входят в лексикон малыша.

Склонение имён существительных

Склонение – постоянный признак ИС, определяющий особенность изменения по числам и падежам. ИС склоняются, то есть, изменяются по числам и падежам. Основных склонений три – 1-е, 2-е, 3-е.  

1-е склонение

  • Существительные м.р., ж.р. и общ.р. с окончаниями -а, -я
  • Например: Вася, дедушка, мама, обжора

2-е склонение

  • Существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е
  • Например: Дом, планетарий, воскресенье, чудо

3-е склонение

  • Существительные ж.р. с нулевым окончанием
  • Например: Жизнь, тишь, степь

Несклоняемые

  • Существительные иноязычного происхождения без окончания
  • Например: Кенгуру, пальто, какао, пенсне

Разносклоняемые

  • Часть окончаний у этих существительных из одного склонения, часть – из другого. Это 10 слов на -мя + путь, дитя
  • Например: Имя, время, племя, пламя, знамя, темя, бремя, стремя, семя, вымя + путь, дитя

Адъективное склонение

  • Субстантивированные слова (те, которые образовались переходом в существительное из других частей речи)
  • Например: Детская, столовая, портной, немой, мороженое, жаркое

Существительные общего рода обычно относятся к 1-му склонению либо к несклоняемым словам, хотя могут обозначать лиц мужского и женского пола.

Плакса (он, она) – общий род. Но: доктор Петрова – слово доктор мужского рода, так как 2-е склонение.

§8. Падеж

Падеж
— это непостоянный, изменяемый морфологический признак имён существительных. Падежей в русском языке шесть:

  1. Именительный
  2. Родительный
  3. Дательный
  4. Винительный
  5. Творительный
  6. Предложный

Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого падежа стоит существительное. Поскольку, как вы знаете, имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:

  • И.п. — кто?, что?
  • Р.п. — кого?, чего?
  • Д.п. — кому?, чему?
  • В.п. — кого?, что?
  • Т.п. — кем?, чем?
  • П.п. — (о) ком?, (о) чём?

Вы видите, что для одушевлённых существительных совпадают вопросы вин.п. и род. п., а для неодушевлённых — им. п. и вин. п. Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса.

Например: Я вижу старый парк, тенистую аллею и идущих по ней девушку и молодого человека.Вижу (кого?, что?) парк
(вин. п.), аллею
(вин. п.), девушку
(вин. п.), человека
(вин. п.).

Все ли существительные изменяются по падежам?

Нет, не все. Не изменяются существительные, которые так и называются: неизменяемые.

Какаду (1) сидит в клетке в магазине. Я подхожу к какаду (2) . Это большой красивый попугай. Я смотрю на какаду (3) с интересом и думаю: -Что я знаю о какаду (4) ? У меня нет какаду (5) . С какаду (6) интересно.

Слово какаду
встретилось в данном контексте 6 раз:

  • (1) кто?, что? — какаду
    — И.п.
  • (2) подхожу (к) кому?, чему? — (к) какаду
    — Д.п.
  • (3) смотрю (на) кого?, что? — (на) какаду
    — В.п.
  • (4) знаю (о) ком?, чём? — (о) какаду
    — П.п.
  • (5) нет кого?, чего? — какаду
    — Р.п.
  • (6) интересно (с) кем?, чем? — (c какаду)
    — Т.п.

В разных падежах форма у неизменяемых существительных одинаковая. Но падеж определяется легко. В этом помогают падежные вопросы, а также другие члены предложения. Если у такого существительного есть определение, выраженное прилагательным, местоимением, числительным или причастием, т.е. словом, изменяющимся по падежам, то оно будет в форме того же падежа, что и само неизменяемое существительное.

Пример: Сколько можно говорить об этом какаду?
— (о) ком?. чём? — П.п.

Сочинение Существительное – моя любимая часть речи

Имя существительное главная часть нашего Русского языка. Без нее мы не сможем общаться и называть вещи своими именами.

В первом классе на уроке русского языка, мы проходили тему «Имя существительное». Я вообще очень люблю русский язык, но эта тема меня зацепила конкретно, я постоянно хочу узнавать, что-то новое об этой теме, и очень стараюсь знать о ней все.

А хочу все о ней знать потому, что я люблю красиво говорить и писать, не допускать ни каких ошибок. Ведь я считаю, что если не правильно сказать слово, то это позор. Да и вообще существительное самая волшебная часть речи, она называет города, села, материки. А самое главное это то, что эта часть называет все предметы и отвечает всего на два вопроса «кто?» и «что?», например: стул, вода, соль, рука, нога и многое другое. Вы только представьте, всего два вопроса, а называет и материки, и предметы, и химические вещества и многое другое. Всего в русском языке семь падежей, все они отвечают на разные вопросы и благодаря им каждый предмет обретает другую форму названия.

Еще мне нравится то, что существительные бывают одушевленные и не одушевленные. Например: сестра, мальчик, русалка, кощей – это одушевленные, а гроза, олимпиада, радость- неодушевленные.

Я даже не могу представить, как бы мы жили без существительного. Ведь тогда было бы не возможно общаться, с трудом бы понимали друг друга, да и вообще не знали бы как называется, то или иной предмет. Больше всего мне нравятся падежи, я выучил их всех.

Я их выучил за 15-20 минут и с тех пор никогда не забываю их. Вот хоть сейчас дай мне любое существительное, я за пять минут его просклоняю по падежам. Некоторые слова не склоняются например: кино, пальто и другие.

Что было если бы не было мужского, женского и среднего рода? Мы бы называли женщину «он», а мужчину «она». Вот смеху было бы. А если не было бы вообще русского языка, то все говорили бы как первобытные «мумамкме» а другое ему «пореног-пореног». Смех и грех.

Приглядитесь, я написал сочинение в двести восемьдесят и более слов. Из них сто двадцать и более существительные. И только попробуйте сказать, что без существительных нам можно прожить.

Существительное как часть речи

Существительное в системе частей речи относится к самостоятельным, у которых в качестве классификационных выделяются признаки:

  1. на какие вопросы отвечает;
  2. какое общее значение выражает;
  3. роль в составе синтаксических конструкций.

К существительным относятся слова, к которым задаётся вопрос кто? или что?

Кто? лев строитель бабушка насекомое детвора Что? окно чугун мечта холод листва

Эти слова обозначают предмет, но в обобщённом значении, то есть всё то, про что можно задать указанные выше вопросы. В предложениях используются в основном в функции подлежащего, дополнения и обстоятельства, но остальные синтаксические роли им тоже доступны.

Объект поиска в чулане – бочонок под капусту.

При отнесении слов к этой группе первостепенное значение имеют грамматические признаки, поскольку общее значение предметности включает практически что угодно:

  • предмет в бытовом понимании (здание, куст, книга);
  • часть предмета (локоть, рукоятка, лезвие);
  • лицо (сторож, бабушка, дитя);
  • животное (бабочка, краб, эму);
  • природное явление (град, засуха, наводнение);
  • состояние (радость, уныние, сон);
  • отвлечённое понятие (сознание, совесть, интеллект);
  • признак (синева, сладость);
  • действие (расширение, обрезка, бег);
  • отношение (презрение, восхищение).

Роль в предложении

Узнаём с помощью главного инструмента – вопроса. Он поясняет позицию, устанавливает взаимосвязь существительного с иными компонентами высказывания.

В речи чаще является существительное подлежащим (предметом), соответствует вопросам И.п. (Кто?Что?):Соседка купила фрукты и овощи. Книги стояли на полке.

Выполняет также роли:

  1. Сказуемого (действия предмета) как его именная часть. Вопросы задают от подлежащего: Кто такой? Что такое? Например: Он артист. От подлежащего «он» задаём вопрос «Кто такой»? к существительному «артист».

Глагольная половинка в данном случае опущена, но подразумевается (глагол «есть»). Иногда она заменяется на письме знаком «тире»: Виктор Петрович – охранник в гимназии.

  1. Дополнения (объекта действия). Вопросы косвенных падежей задают от сказуемого: Петя и Катя решили испечь пирог. От сказуемого «решили испечь» задаем вопрос В.п. «Что?» к существительному «пирог».
  2. Определения (признака предмета). Отвечает на вопросы: Какой? Чей? Задают от подлежащего или дополнения. Например: Она получила пятёрки с плюсом. От дополнения «пятёрки» задаём вопрос«Какие?»к существительному «с плюсом».
  3. Обстоятельства (образа, места, времени действия). Задают от сказуемого вопросы: Каким образом? Откуда? Зачем? Куда? Где? Почему? Когда? Например: Петров отправился в путешествие. От сказуемого «отправился» задаем вопрос «Куда?» к существительному «путешествие». Ребята присели у костра. От сказуемого «присели» задаем вопрос «Где?» к существительному «у костра».

Мы закрепили теорию. Вернитесь к плану урока и попробуйте ответить самостоятельно на все его пункты. Затем сделайте самопроверку – пройдите тестирование.

4 типа существительных по значению

Конкретные. Обозначают предмет, который можно потрогать руками. Например, можно руками потрогать стол, книгу, кошку, окно.

Вещественные. Их тоже можно потрогать, но у них есть две особенности:

  1. Они обозначают вещества.
  2. Если эти вещества делить на части, у частей будут те же свойства, что и у целого.

Например, вода, бензин, лен, железо. Если я зачерпну стаканом воду, то есть возьму ее часть – свойства этой воды будут такими же, как и свойства всей остальной воды. Если отколю кусок железной руды – у него будут те же свойства, что и у остальной руды.

Абстрактные, или отвлеченные. Их нельзя потрогать руками. Любовь, счастье, совесть, дружба – что это вообще такое?

А что такое небо? Его тоже нельзя потрогать. Оно тоже абстрактное.

Собирательные – они обозначают несколько предметов, которые образуют одно целое. Предметы должны быть одинаковые. Например, студенчество – в нем одни студенты, профессура – одни профессора, листва – только листья.

§7. Число

Число
— это морфологический признак, изменяемый для одних существительных и неизменяемый, постоянный у других.Подавляющее количество русских существительных изменяются по числам. Например: дом — дома
, девочка — девочки, слон — слоны, ночь — ночи
. Существительные, изменяющиеся по числам, имеют формы и единственного, и множественного числа и соответствующие этим формам окончания. У ряда существительных формы единственного и множественного числа различаются не только окончаниями, но и основой. Например: человек — люди, ребёнок — дети, котёнок — котята
.

Ме´
ньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного.

Существительные, имеющие форму единственного числа:

  • собирательные: дворянство, ребятня
  • вещественные: золото, молоко, простокваша
  • абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро
  • некоторые собственные, а именно: географические названия: Россия, Суздаль, Петербург

Существительные, имеющие форму множественного числа:

  • собирательные: всходы
  • вещественные: сливки, щи
  • абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки
  • некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи
  • некоторые конкретные (предметные), часы, сани, а также группа существительных, обозначающих предметы, которые состоят из двух частей: лыжи, коньки, очки, ворота

Запомни:

Большинство предметов, обозначаемых существительными, имеющими только форму единственного или множественного лица, не поддаются счёту. У таких существительных число — неизменяемый морфологический признак.

Морфология как наука о частях речи

Для того, чтобы начать эффективно и быстро производить разбор имени существительного, следует научиться разбираться в тонкостях научного знания о частях речи. Именно это и представляет из себя морфология. Её базовым понятием является представление о морфемной категории — словоформе. И системой всех словоформ называется парадигма. К примеру, парадигмой падежа существительного «стол» являются следующие слова: стол, стола, столу, стол, столом, (о) столе. То есть, все его падежные формы.

Частями речи называются те классы слов в языке, которые выделены по принципу совокупности грамматического значения, морфологических и синтаксических свойств. Таким образом, можно выделить части речи как самые крупные классы слов. Определяются они на основании следующих параметров:

  • грамматического значения, независимого от лексического (предметность у существительных или признаковость у прилагательных, например);
  • общие морфологические категории (род, число и падеж у существительных или время, залог, переходность и т.д. у глаголов);
  • базовая синтаксическая функция — подлежащее, сказуемое, дополнение, определение и обстоятельство. Несмотря на то, что синтаксических функций у части речи может быть сразу несколько, всегда есть основная, главенствующая, встречающаяся в большинстве случаев.

Все части речи подразделяются на самостоятельные и служебные. Исключение составляют лишь междометия. Их невозможно отнести ни к тем, ни к другим, многие учёные спорят о принадлежности этой части речи.

Главное же отличие самостоятельных от служебных заключается в том, что они несут в себе как грамматическую, так и лексическую полноту и насыщенность.

Значения слов самостоятельных частей речи закреплены в словарях, их морфологический разбор гораздо глубже и основательней, нежели слов служебных.

Итак, к самостоятельным частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол (с примыкающими к нему причастием и деепричастием).

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы.

§6. Склонение

Склонение – это тип изменения слов. Существительные изменяются по числам и падежам. Число и падеж – это изменяемые морфологические признаки. В зависимости от того, какие формы есть у  слова в разных числах и падежах, по совокупности всех возможных форм, существительные относятся к одному из склонений.

Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е. Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных.

К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я  в начальной форме. Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция — окончание .

Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о, е  в начальной форме. Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание — окончание , гений , Алексей .

К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме. Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.

Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.

Обратите внимание на слова, традиционно называемые существительными на ия, ие, ий лекция, здание, гений.  

Как правильно обозначить окончания в таких словах?

Вы помните, что буквы я и е, которые пишутся на конце таких существительных женского и среднего рода после гласных, а буква и  — гласная, обозначают два звука? Лекция – , здание – , причем звук – это последний согласный основы. Значит, в словах типа лекция окончание , в словах типа здание – , а в словах типа гений – нулевое окончание.

Поэтому существительные женского рода: лекция, станция, демонстрация относятся к 1-му склонению, а мужского: гений и среднего: здание – ко 2-му.

Комментария требует и ещё одна группа слов. Это так называемые существительные среднего рода на мя, слова путь и дитя. Это разносклоняемые существительные.

Разносклоняемые существительные – это слова, имеющие окончания, свойственные формам разных склонений. Таких слов мало. Все они очень древние. Некоторые из них частотны в сегодняшней речи.

Список существительных на мя: стремя, племя, семя, бремя, вымя, темя, время, имя, пламя, знамя.  

 Об их правописании см. Вся орфография. Правописание существительных

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: