Что такое тренинг: какая польза от него?

Как проходит тренинг

Тренинг обычно начинается с теории, которую ученики просто получают от преподавателя. Например, на тренинге по профайлингу преподаватель сначала скажет, что такое профайлинг, на тренинге по плаванию преподаватель объяснит и покажет, что делать, чтобы не утонуть.

Затем начинается практика. В большинстве случаев – в групповом формате. Все участники тренинга разбиваются на группы и начинают решать задачи, которые были перед ними поставлены. Каждый из участников делает свой вклад в «общее» дело.

Преподаватель может принимать участие в групповой работе учеников, а может отдать ее ученикам на «аутсорсинг», то есть позволить им самостоятельно искать решения поставленных задач.

Третий этап – обсуждение результатов. Здесь уже преподаватель обязательно присутствует и дает свои комментарии, рекомендации и оценки.

Четвертый этап – рефлексия, или самоанализ. На этапе рефлексии все участники тренинга обобщают полученный опыт.

Внимание к взаимоотношениям

Шестое условие и предпосылка проведения
тренинга — активное общение участников и
внимание к взаимоотношениям. Некоторые из
ведущих жестких поведенческих тренингов,
имеющих исключительно обучающий характер,
полагают, что взаимоотношения участников не
имеют особого значения

Однако большинство
специалистов полагает, что тренинги наиболее
успешны, когда группа сплочена и способна к
конструктивному разрешению возникающих
конфликтов.
Этого невозможно достичь, не организуя
многосторонние коммуникации между участниками,
не строя открытые субъект-субъектные
взаимоотношения. Мы стоим именно на такой точке
зрения.

Какие бывают тренинги?

Классификация и виды.

Разнообразие тренингов исключительно велико, в современной науке пока нет единой системы классификаций. Наиболее популярными являются три группы тренингов (по направленности).

Бизнес-тренинги.

Этот вид деятельности обучает предпринимателей, руководителей и менеджеров секретам ведения дел, технике «выживания» среди конкурентов, методам решения конфликтов, мотивации сотрудников.

Психологические тренинги.

Этот вид «активного обучения» прививает ученикам социально-полезные индивидуальные навыки (коммуникабельность, уверенность). Посещение психологических тренингов позволяют пробудить и в человеке качества, которые будут полезны в профессиональной или общественной деятельности.

Личностные тренинги.

Обучение работает не на развитие компании, а на развитие конкретной личности, хотя какая фирма откажется заполучить в свои ряды уверенного в себе сотрудника. Основная задача тренингов – победа над собственными страхами, комплексами и психологическими блоками.

Виды тренингов с точки зрения цели:

  • инструментальный. Для преодоления препятствий ученику будет предложен инструментарий.
  • фундаментальный. Рассматриваются не конкретные действия решения проблемы, а сама ситуация в целом, и как относительно этого действовать.

Работают или не работают тренинги?

Несмотря на популярность тренингов, не все верят в действенность данного метода обучения. По завершению не все получают «вау-эффект». Почему? Да потому что тренинг не решает проблемы и не исправляет совершенные ошибки, как предполагают многие. Никто не отнесет вас на вершину карьерной лестницы, не наладить отношение с родными, и не будет выступать с вашим докладом. Тренинг – это только знания, которые учат с достоинством реагировать на любые «подарки» судьбы, поэтому какие тренинги вы бы не выбрали применения данных знаний, зависит только от вас.

Стоит ли посещать тренинги?

Польза тренинговых занятий очевидна для развития и самосовершенствования человека. Взаимодействие в группе дает возможность осуществить:

  • Формирование необходимых знаний, умений и навыков, социальных установок.
  • Получение нового опыта общения и взаимодействия с другими людьми.
  • Развитие уверенности в себе, снятие комплексов.
  • Воспитание и закрепление личностных качеств.
  • Возможность саморефлексии, углубленного самоанализа.
  • Выявление собственных положительных задатков, избавление от качеств – тормозов развития.

Вместе с тем, относительно влияния тренингов на психику человека и его последующее поведение нет однозначного мнения. Многие скептики сомневаются в невероятных возможностях таких методик. Если формирование каких-либо конкретных профессиональных или личностных качеств, умений, навыков более-менее понятно, то тренинги по саморазвитию в целом вызывают недоверие. Как правило, тренер на занятиях очень много рассказывает, а моделированию жизненных ситуаций уделяется минимум времени.

Также пессимисты замечают, что почти невозможно за несколько недель полностью поменять себя, перестроить свой жизненный путь, поскольку психические структуры обладают определенной долей консерватизма. В то же время, разумные опасения вызывает слишком бурная реакция людей на происходящие события после окончания занятий. Некоторые участники начинают смело увольняться с работы, менять семейного партнера, прекращать многолетние контакты с друзьями, что никак нельзя однозначно назвать позитивными изменениями.

Включайте в обучение только ту теорию, которая нужна сотрудникам для решения задач

Малколм Ноулз сформулировал один из принципов андрагогики (теории обучения взрослых людей) как «готовность учиться». Этот принцип означает, что взрослые хотят учиться в тех проблемных областях, с которыми они сталкиваются и которые считают «относящимися к делу», релевантными.

Взрослые люди не учатся впрок. Мы ищем ту информацию (модель, теорию, алгоритм, подход), которая нужна в данный момент для решения актуальной задачи.

Как использовать эту идею тренеру:

1. Определите, с какими проблемами сталкиваются участники в теме обучения.

Например, вы готовите семинар по процедуре закупочной деятельности в компании. Проанализируйте, с какими проблемами сталкиваются сотрудники в ходе закупок. 

Это могут быть:

  • многократные доработки документов по причине допущенных ошибок
  • длительные написания технических заданий
  • неправильное определение типа закупочной процедуры
  • сложности с определением квалификационных требований к участникам закупки

2. Сформулируйте, что должны знать сотрудники, чтобы снизить или полностью исключить эти проблемы какие правила, требования, понятия, алгоритмы они должны понимать.

3. Включите эти вопросы в семинар и подготовьте «материалы-помощники», чтобы ключевая информация постоянно была перед глазами и осталась на руках: плакаты, чек-листы, памятки, шаблоны.

4. На старте семинара расскажите участникам, с какими ошибками и трудностями они научатся справляться благодаря обучению.

Востребованность

Практика показывает, что не бывает одинаковых тренингов, даже если их ведёт один и тот же человек, и они организованы по одной программе. Цель опытного тренера — найти оптимальный способ преподавания для той аудитории, которая находится перед ним в данный момент. Поэтому стиль преподавания и содержание занятий каждый раз изменяется.

К человеку, ведущему тренинг, выдвигаются особые требования:

  1. он должен обладать ораторским искусством;
  2. управлять эмоциональным состоянием аудитории;
  3. иметь достаточный опыт в проведении таких мероприятий;
  4. и являться профессионалом в той области, которой посвящён конкретный тренинг.

Проблема любого молодого специалиста заключается в отсутствии практических навыков. Будучи студентом, он получил в вузе лишь общие теоретические познания. А вот их практическое применение ставит его в тупик. Хорошим примером такого состояния является первый врачебный опыт молодого врача. Без поддержки более опытного коллеги он с большой долей вероятности обречён на разочарование и неудачу в профессиональной деятельности.

Та же самая ситуация наблюдается в компаниях и даже крупных корпорациях.

Неопытный специалист чувствует себя на работе неуверенно, а, значит, он может допустить ошибки в профессиональной деятельности.

Поэтому при проведении корпоративных тренингов упор делается на конкретные познания и навыки, необходимые сотрудникам в ежедневной трудовой деятельности.

  • управленческие, рассматривающие вопросы, связанные с управлением персоналом или производственной, коммерческой деятельностью;
  • посвящённые тайм-менеджменту или искусству управления личным и служебным временем;
  • касающиеся продаж и ведения переговоров.

Обратите внимание на методологию

Вспомните банальный цикл Колба (знаю, многие его не любят как модель формирования навыка, точнее «умения», или даже «умственного действия»). Это позволит построить программу максимально экологично и вызовет интерес и живое включение аудитории.

Напомню, модуль классического тренинга состоит из трех компонентов:

  • Проблематизации и рефлексии (два первых этапа цикла Колба) – на данном этапе мы создаем интерес группы к теме и вовлекаем участников в обсуждение.
  • Дидактики – когда мы формируем знания. Тут я сознательно избегаю слов вроде «тренер рассказывает участникам», поскольку методов «формирования» знания огромное количество.
  • Отработки – упражнений/заданий на апробирование и закрепление новой модели поведения.

Для многих тренеров это сложно, и я периодически вижу тренинги без проблематизации, что снижает вовлеченность группы, или без отработки, что не позволяет понять, усвоена ли тема.

Каким должен быть эффективный бизнес-тренинг онлайн

Бизнес-тренинг онлайн как продукт должен соответствовать определенным критериям. Не имеет значения, имеете вы дело с ним как потребитель или хотите сами выступать тренером. Мероприятие организуется в соответствии со следующими принципами:

  1. Актуальные и полезные сведения

    Качество информации – это основа востребованности любого обучающего мероприятия. Если этого нет, то тренинг обречен на провал, и ситуацию не исправит ни яркий метод подачи материала, ни харизма ведущего. Сведения и наработки должны быть конкретными, применимыми на практике. Воду и общие фразы ни о чем надо исключить полностью, оставив готовые методики и приемы их внедрения в реальную жизнь.

  2. Подача информации по шагам

    Какой бы полезной ни была информация, мало кто способен справиться с ее огромным объемом сразу. Каждое занятие должно содержать определенную порцию материала, выстроенного в логически выдержанной последовательности по темам, иметь водную и финальную части. Теория подтверждается практикой, позволяющей усвоить теоретическую информацию. После усвоения всего блока можно переходить к следующему.

  3. Гарантированный результат

    Казалось бы, какие могут быть гарантии при обучении? Но ведь люди не просто так тратят свои деньги на курс, они хотят добиться определенных целей. Поэтому необходимо указать на конкретный результат, к которому придет студент, если будет добросовестно слушать теорию, выполнять задания и работать в группе. Если курс построен на качественной информации, подается в живой манере, коучу удалось создать заинтересованную, единую атмосферу в группе и при наличии эффективной обратной связи, результат обязательно будет.

Личность ведущего

Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:

  • организатор и руководитель (инструктор, режиссер);
  • психоаналитик (со здоровым дистанцированием и лично нейтральным отношением к участникам);
  • руководитель-комментатор (психологическое профессиональное сопровождение);
  • руководитель-посредник (управляет процессом, но не несет ответственности за течение);
  • один из участников группы (равное положение с остальными участниками, человек со своими особенностями и жизненными проблемами).

Ведущий выбирает стиль руководства, который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.

Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.

Личностный портрет успешного ведущего:

  • ориентация на клиента (участников), желание и возможность помочь;
  • гибкость и терпимость, отвлеченность от личных мнений и чувств;
  • открытость к другим мнениям;
  • способность создать благоприятную и комфортную атмосферу, восприимчивость;
  • способность быть открытым, несмотря на профессионализм, проявлять истинные эмоции;
  • энтузиазм и оптимизм, творческий потенциал, вера в способности каждого участника к изменениям, обучению и развитию;
  • сдержанность и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль;
  • уверенность в себе, любовь и позитивное отношение к себе, развитое самосознание (знание потребностей и мотивов, сильных и слабых сторон), адекватная самооценка;
  • развитое воображение и интуиция;
  • высокий интеллект, образованность и специальное образование, дающее право на проведение тренингов.

Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.

Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.

Сфера применения семинаров и тренингов

Семинар активно используют в контексте посттренинга. Исследования показали, что до 85% полученной на тренинге информации постепенно забывается и на практике человек использует только до 20%. И часто дело не в качестве тренинга, а в том насколько он был нужен человеку, насколько оправдал его ожидания. Чтобы избежать такой ситуации, организаторы тренингов часто проводят посттренинги (в том числе и в форме семинара).

Также тренинги часто организовываются как структурный элемент семинара. Цель – максимально эффективно соединить в одно целое педагогический потенциал обеих форм обучения. Это возможность гармонично соединить теорию с практикой в реальном времени.

Например, на финансовом семинаре будет уместно провести тренинг командообразования

Он поможет объяснить важность взаимопомощи и дружеский связей в коллективе, сформировать умение организовывать команду и успешно руководить ею, достигать высокий результатов благодаря эффективному взаимодействию. Таким образом, участник семинара-тренинга не только получит и проанализирует теорию командной работы, но и увидит, как эти знания реализовать на практике, на следующий же рабочий день.

Тренинг управления временем (тайм-менеджмент)

Тренинги управления временем (англ. — time management) формируют навыки временно планирования, умение организовывать деятельность таким образом, чтобы
времени хватало на все важные дела и чтобы оставался резерв для личностного развития.

Важно, чтобы человек не находился в состоянии постоянного стресса через дефицит времени и нерешенные дела. Идея системы управления временем приписывается Бенджамину Франклину

Классическая система управления временем опирается на принцип разделения больших задач, которые стоят перед человеком, на подзадачи, а тех, в свою очередь, — на еще более мелкие задачи

Идея системы управления временем приписывается Бенджамину Франклину. Классическая система управления временем опирается на принцип разделения больших задач, которые стоят перед человеком, на подзадачи, а тех, в свою очередь, — на еще более мелкие задачи.

  1. Первый этап в тайм-менеджменте — определение человеком своих жизненных ценностей (чего он хочет от жизни).
  2. На втором этапе человек решает, чего конкретно он стремится добиться.
  3. На следующем, третьем, он строит генеральный план того, что надо сделать для достижения поставленной цели.
  4. На четвертом этапе на основе отдельных пунктов генерального плана разрабатывается долгосрочный (на несколько ближайших лет) промежуточный план, в котором обязательно указываются конкретные цели и сроки их реализации.
  5. Пятый этап — составление краткосрочного (от нескольких недель к нескольких месяцев) плана.
  6. Шестой — это план на ближайший день, в котором малые задания из краткосрочного плана решаются в полной мере за один день, а большие разбиваются на подзадачи.

Все планы тайм-менеджмента рекомендуется регулярно просматривать.

Существуют и другие стратегии тайм-менеджмента. Благодаря таким тренингам человек получает больше свободы, учится управлять не только своим временем, но и своей жизнью, находит резервы для других важных сфер самореализации.

Как проводить тренинги по продажам

Тренинги по технике продаж чаще всего разрабатываются для продающих сотрудников. Но существуют программы и для руководителей. Грамотно управляет работой менеджеров тот начальник отдела сбыта, который четко понимает систему продаж.

Увеличение продаж

Тренинги эффективных продаж учат:

  • установке контакта с клиентом;
  • грамотной презентации товара;
  • ведению переговоров о стоимости продукта;
  • выходу из конфликтных ситуаций
    и т. д.

Чтобы узнать, как проводить тренинги по продажам, не нужно читать «волшебные» книги. Достаточно присмотреться к реальному опыту реальных людей. Хороший тренинг продаж — это в первую очередь исследование. Тренер должен изучать отчеты, просматривать видеозаписи, прослушивать записи разговоров или даже воочию наблюдать за работой учеников.

Далее на основе наблюдений составляется основной сценарий, определяются принципы тренинга. Затем прописывается пошаговый алгоритм действий продавца, подбираются примеры из исследования. В результате у преподавателя есть этапы продаж, взятые не из книг, а из реальной жизни. Уже это позволяет провести учебное занятие даже слабому тренеру.

Для чего нужны тренинги по психологии?

Любой тренинг – это опыт взаимодействия. Психологический тренинг – опыт взаимодействия с самим собой. Участники сталкиваются с внутренними проблемами, о существовании которых даже не догадывались. Старые обиды, незаконченные отношения, стрессы, старательно забытые сознанием, занозами сидят глубоко в душе.

Психологи называют это бессознательным или подсознанием (еще один полезный термин). Подобно боевому осколку, старая душевная рана может напомнить о себе  в самый неподходящий момент.

Вывод. Психологический тренинг вынуждает участников (иногда против их воли) признать, что проблемы у них есть.

Заявленная тема может откликнуться в душе совершенно иной проблемой. Так, участники, которые пришли с целью похудеть, рыдают над детской ситуацией: родители не похвалили их за отличные оценки. И после тренинга они таки худеют, потому что ситуация прожита до конца и заедать ее уже нет смысла.

А озвученная проблема: хочу вернуть бывшего, вызывает меньше эмоций, чем воспоминания о насмешках одноклассников. В итоге – оказывается, что бывший просто внешне похож на обидчика и был выбран в качестве мальчика для битья.

Вывод. Психологические тренинги показывают: все сферы жизни настолько взаимосвязаны, что дернув ниточку в одной из них, можно распутать внушительный клубок проблем.

Группа перемещается в ситуации, искусственно созданные тренером. Но проживает эмоции здесь-и-сейчас. На первых занятиях можно увидеть людей, сидящих с приклеенными улыбками и глазами полными слез, потому что плакать – это плохо. Зато на следующих встречах все дружно рыдают в три ручья. И женщины, и мужчины. Участники учатся признавать свое право на «постыдные» чувства: гнев, зависть, страх, ревность.

Упражнения помогают не копить негативные эмоции в себе, а правильно выплескивать их в нужном месте и в нужное время. А после этого участники разрешают себе побыть нежными, проявить сострадание и попросту устроить обнимашки с родными.

Вывод. Психологические тренинги напоминают участникам том, что у них есть право на простые человеческие эмоции.

После посещения нескольких мероприятий, связанных с психологией, пройденные этапы уже не представляются чем-то экстраординарным. Но для непосвященных участников многое становится откровением. Психология – мощный инструмент, а тренинги – первый шаг на длинном участке пути под названием «познай себя сам».

Какие бывают тренинги в психологии

Психологическая тренировка – это своего рода прорабатывание наиболее рациональных реакций-ответов на всевозможные внешние воздействия-раздражители. Темы, на которые опираются занятия, затрагивают самые разные сферы повседневной жизни.

Тренинг жизненных умений

Как манипулировать мужчиной — что это значит, психологические методы

Казалось бы, что может быть проще для человека, чем понимать, чего он хочет добиться в жизни, и что ему для этого требуется. Однако далеко не для всех это посильная задача. Когда взрослые спрашивают ребенка о том, кем он хочет стать, когда вырастет, ответ они слышат чаще всего заученный или наиболее популярный. Редко даже выпускники школ до конца осознают, какую профессию они действительно хотят освоить. Психологические упражнения на специализированных тренингах помогают человеку любого возраста:

  • разобраться в себе;
  • оценить свои способности и пристрастия;
  • правильно расставить приоритеты и жизненные цели;
  • шире смотреть на открытые перед каждым возможности.

Важно! В подростковом периоде особенно сложно ребятам понять свои истинные желания в выборе профессии, тем более разобраться с выбором курса, по которому следует двигаться в жизни. Своевременное знакомство с интересными тренингами поможет не упустить драгоценное время, получая образование по нелюбимой специальности

Вовсе необязательно ехать в Москву за дипломом, немало будущих специалистов становится успешными профессионалами в родном городе, быстро набирая популярность.

Популярные профессии

Тренинг социальных перцепций

Психологические упражнения для таких тренингов направлены на раскрытие секретов понимания вербальных и невербальных способов общения. С их помощью человеку становится легче понять, как его воспринимает общество, на что можно рассчитывать в общении с тем или иным собеседником, что нужно в себе изменить, чтобы расположить к себе нужную личность. Подводя итог занятий, каждый сможет оценить, насколько совпадает с реальностью его самовосприятие.

Интерактивный тренинг

Будущие тренеры, посещая тренинги для ведущих психологов, осваивают в первую очередь навык интерактивности. Это означает, что тренинг – это не заученное выступление перед группой лиц, а активное общение, непрерывное взаимодействие психолога и группы. Такие занятия не могут проходить по четкому сценарию, допускается лишь план, которого тренер может придерживаться, но общение на занятии с людьми всегда непредсказуемо.

Семейный тренинг

Это не тренинги по психологии для женщин, а именно семейные тренинги, где участвуют оба супруга, потому что важно обоим научиться слышать и слушать друг друга. Построение семьи – тяжелейший труд, который оказывается не каждому под силу

В то время как основная причина распада союзов – неумение строить. Никто не учит, как правильно создавать семейные отношения. В то время как это одно из самых нужных и важных учений.

Внимание! Все молодожены уже имеют заложенную модель поведения в семье, которая формируется из детства, но не является идеальной и правильной. Родительские отношения должны стать не более, чем опытом для каждого ребенка

В современном обществе ответственные пары прежде, чем подумать о регистрации брака, должны понять разницу между мужской и женской психологией и научиться уважать интересы друг друга.

Тренинг артпсихологии

Тренинги, развивающие оба полушария мозга, носят название «арт-терапия». На таких занятиях происходит избавление от фантазийной скованности, что становится отличной мотивацией для развития нестандартного мышления. Как правило, настроение у всех участников улучшается, когда тренер просит позаниматься визуализацией своих целей, при этом в качестве примера обязательно приводится работа психолога. Отождествление себя со своими мечтами – важный шаг к эмоциональному раскрепощению и расширению горизонтов мышления.

Групповой или индивидуальный тренинг

Заниматься в группе или индивидуально – зависит от того, какого рода проблема волнует людей. Когда человек не может чувствовать себя раскрепощенно в обществе, предпочитая пребывать в одиночестве, ему лучше посещать именно групповые встречи, на которых грамотный тренер ловко организует сплочение как младшего, так и пожилого поколения, обеспечит активное общение всех участников группы, что вскоре снимет у всех внутреннее напряжение. Индивидуальные занятия, как правило, подходят парам, желающим разобраться в личных семейных трудностях.

Преимущества тренингов

Теперь раскроем очевидные достоинства проведения тренингов для их непосредственных участников. Все преимущества, так или иначе, отвечают на вопрос, для чего нужны тренинги для персонала, почему необходимо развивать направление обучения трудовых коллективов

Почему руководителям следует обратить внимание на данный вид повышения эффективности работы предприятия

  1. Тренинги способствуют повышению уровня знаний, стремлению развиваться, владеть нужной информацией, увеличивать объём новых знаний, совершенствовать практические навыки.
  2. Проведение обучающих программ помогает приобрести уверенность в себе.
  3. Происходит процесс внутренней самооценки людей, рождается их объективный взгляд на собственные ошибки, а также происходит поиск способов, чтобы их устранить.
  4. Расширяются общие познания, охватывающие профессиональную и психологическую сферу.
  5. Завершающим пунктом преимуществ можно обозначить своеобразные бонусы получаемые руководителями компаний и предприятий от внедрения программ тренингов. Основной выигрыш заключается в том, что в результате проведения качественного тренинга создаётся высококвалифицированный персонал. Коллектив становится более сплоченным, возникает перспектива дальнейшего развития.

Межличностная обратная связь

Указанная характеристика напрямую связана с
предыдущей. Под обратной связью в общении
понимается процесс и результат получения
информации о состоянии партнера по общению и о
его восприятии поведения субъекта.
В тренинговой группе, как правило, используется
безоценочная обратная связь, то есть такое
сообщение, исходящее от участников, которое
отражает прежде всего чувства, переживаемые
человеком при восприятии поведения другого.
Например: «Когда я вижу, как ты обращаешься к
Сергею, мне становится стыдно и обидно». Никаких
«ярлыков» и никаких утверждений типа: «Знаешь,
Вася, ты человек нахальный и недалекий» — не
допускается.
В реальной жизни далеко не все люди имеют шанс
получить искреннюю, безоценочную обратную связь.
Бывает, что мнений и суждений о себе и на работе и
дома человек наслушался уже вдосталь. Но
суждения эти, категоричные, явно оценочные,
предвзятые, пристрастные, не могут быть приняты
— срабатывает защитный психологический
механизм отрицания.
Случается, что в обыденной жизни человек просто
не имеет возможности услышать хоть какое-то
мнение о себе — нет рядом людей, которым можно
полностью довериться. Нет близких, способных на
полную искренность. Да и небезопасно это — не
всегда и близкие нас щадят.
В тренинговой группе создается ситуация,
позволяющая увидеть свое отражение в глазах
других людей, отлично понимающих сущность твоих
переживаний, поскольку сами они переживают почти
то же самое. Каждый может выступить «зеркалом»,
дающим отражение.
Наверное, среди этих «зеркал» есть и «кривые». Но
возможность «смотреться» в целую галерею «живых
зеркал» является, по-видимому, самым важным
преимуществом групповой психологической работы,
не достижимым никаким другим способом.
Когда человек взаимодействует только с
психологом, он тоже может получить обратную
связь. Но при этом у него отсутствует выбор —
мнение-то лишь одно. В группе могут быть
высказаны разные мнения, и тут уж человек сам
может решать, с какой обратной связью
согласиться, а какую отвергнуть.

Преимущества и недостатки бизнес-тренингов онлайн

В чем преимущество бизнес-тренингов онлайн? Система обучающих мероприятий, проводимых через Интернет, обладает несомненными достоинствами, самые главные из которых следующие:

При составлении программ тренингов их авторы не просто подбирают большой объем качественной информации, но и используют самые разные инструменты, за счет чего облегчается усвоение материала, и слушатели получают возможность быстро внедрить в своей работе приобретенные навыки и знания. Всё это способствует тому, что онлайн-обучение с успехом заменяет занятия в реальных аудиториях.

К числу недостатков бизнес-тренингов, проводимых через Интернет, можно отнести следующие моменты:

  • Коммуникативный канал между спикером и аудиторией представлен голосом и визуальной картинкой (изображение имеется не всегда). Невербальные сигналы при этом оказываются недоступными аудитории.
  • Для проведения занятий необходима постоянная связь, любые перебои с которой срывают мероприятие.
  • Спикер часто не в состоянии контролировать правдивость ответов участников.
  • Физическая удаленность слушателей друг от друга лишает (сильно ограничивает) их возможности проводить практические занятия в парах или группах.

Впрочем, отрицательные моменты удаленных бизнес-тренингов не так существенны по сравнению с их преимуществами.

Добавляйте элементы игры, соревнований и несерьезности

Почему энциклопедии читать не так увлекательно, как смотреть интеллектуальные игры (например, «Что? Где? Когда?» или «Своя игра»). Потому что там есть азарт, скорость, баллы, соревновательный эффект. И это простой и действенный способ повысить вовлеченность участников в изучение теории.

Как использовать эту идею тренеру:

1. Замените тест на викторину, «Свою игру», брейн-ринг. Добавьте антураж звонок с кнопкой, узнаваемое оформление вопросов, как в телевизионной игре, конверты с заданиями.

2. Используйте красивые карточки для заданий.

3. Предлагайте участникам вопросы «со звездочкой», вопросы «от зрителя из города N».

В этой статье мы дали 7 советов. В их основе — теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. На основании этой теории мы в Институте Тренинга разработали мастерскую «7 талантов». Приходите на нашу мастерскую, и вы научитесь упаковывать самую сложную теорию в увлекательный формат обучения.

В разделе «Навыки обучения взрослых» вы найдете все программы Института Тренинга по обучению бизнес-тренеров в компаниях, а даты проведения открытых тренингов отмечены в календаре событий.

Наш флагманский продукт — «Корпоративный тренер: мастер-курс»: узнайте все тонкости профессии и на практике освойте инструментарий бизнес-тренера на девятимесячном курсе!

Поможем с выбором программы, позвоните или напишите нам!

Какие есть типы тренингов

Их четыре.

Навыковый

Задача такого тренинга – сформировать у вас навык. Навык – это умение выполнять определенную работу, которое доведено до автоматизма.

Например, тренинг по плаванию – навыковый. Его цель – сформировать у вас навык «плавать». То есть обучить вас так двигать руками и ногами в воде, чтобы вы это делали автоматически, не задумываясь.

Использование формул в Excel – это навыковый тренинг. Рекрутирование дистрибьюторов на «холодном» рынке – тоже навыковый тренинг.

Психотерапевтический

Тренинги этого типа проводятся для того, чтобы что-то изменить в сознании человека. Их не стоит путать с психологическими тренингами.

Например, собирается группа людей, которые боятся пауков. И психотерапевт начинает их особым образом «тренировать», чтобы они перестали бояться пауков.

Психологический и социально-психологический

На эти тренинги записываются люди, которые хотят что-то изменить в своей психологии.

Например, люди с заниженной самооценкой, которые хотят ее повысить. Или замкнутые люди, которые хотят научиться общаться с окружающими. Или те, кто боится выступать на публике и хочет побороть свой страх.

Очень часто в психологических тренингах работа идет и над изменениями в сознании, и над формированием определенных навыков. Например, чтобы научиться общаться с окружающими и «жить» в социуме, человеку нужно будет сначала изменить свою самооценку (работа с сознанием), а потом – сформировать определенные навыки – научиться поддерживать разговор, правильно отвечать на оскорбления в свой адрес и пр.

По бизнесу

Это отдельная категория тренингов. Она может включать в себя очень много разных элементов.

Чаще всего в тренингах по бизнесу развиваются навыки двух категорий:

  1. Soft Skills – навыки типа общения с окружающими, решения конфликтных ситуаций, целеустремленности и пр.
  2. Hard Skills – профессиональные навыки. Для копирайтера это грамотность и умение «чувствовать» текст, для аналитика – навыки работы с аналитическими инструментами, обобщения результатов и пр.

Бизнес-тренинги – наверное, самые распространенные, они есть в любом бизнесе. Компании намеренно отправляют своих сотрудников на тренинги, чтобы постоянно совершенствовать персонал и добиваться конкурентных преимуществ за счет внутреннего развития.

Вот несколько подтипов бизнес-тренингов, которые вам могут встретиться. Я считаю нужным кратко прокомментировать каждый из них.

Тайм-менеджмент

Дословный перевод – «управление временем». Как максимально эффективно использовать свое рабочее время, чтобы решать много задач и постоянно продвигаться по карьерной лестнице.

Тим-лидинг

Происходит от слов «Team» (команда) и «Lead» (вести). Тим-лидинг – это умение создавать с нуля команды специалистов и эффективно управлять ими. Оно особенно нужно менеджерам и руководителям компаний.

Цель этого типа тренинга – научить каждого участника создавать «дримтим» (dream team) – команду мечты. То есть такой коллектив, в котором все будут хорошо общаться друг с другом, все будут замотивированы, заинтересованы в процветании компании.

Тренинги по корпоративной культуре

Они часто проводятся для «новичков» в компании. Эти тренинги помогают людям стать частью компании и понять, как надо себя в ней вести, как одеваться, как разговаривать с клиентами, реагировать на жалобы и пр.

Например, каждый раз, когда я прихожу в «Магнит Косметик», мне продавцы говорят: «Здравствуйте». В «Пятерочке» и в обычном «Магните» такого нет. Когда прихожу на кассу в Караване, кассир говорит: «Здравствуйте, пакет?»

Почему они так говорят? Потому что их этому научили на тренингах по корпоративной культуре, «привили» им эту культуру, эти правила общения с потребителями.

Профайлинг

Такие тренинги есть далеко не везде. Профайлинг – это умение анализировать мимику и жесты людей. В некоторых компаниях и организациях определенные специалисты обязательно проходят курсы профайлинга и занимаются только тем, что «считывают» лица и жесты клиентов.

Например, в аэропортах среди всей толпы людей есть специалисты по профайлингу. Они посматривают на толпу и пытаются заметить необычные жесты, нервозность и пр. Если специалист замечает что-то странное, он быстро сообщает об этом охране аэропорта и охрана делает проверку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: