Мотивация что это? виды мотивации и способы мотивировать себя

Потеря интереса

Что делать, если любимая работа надоела? В первую очередь разобраться в том, почему это произошло. Помните ли вы, в какой момент начали ощущать профессиональную неудовлетворенность? Если это не просто эпизодическая фрустрация, которая связана со сложным проектом, а затянувшееся состояние, нужно максимально точно определить проблему.

Вас может не удовлетворять оклад, начальство, коллеги, могут наскучить задачи или даже сама сфера деятельности. На протяжении жизни у нас неоднократно могут меняться приоритеты, случаются серьезные кризисы, когда вся прошлая жизнь больше не удовлетворяет и приходится «перепридумывать» себя заново. Этот навык помогает двигаться дальше и снова и снова искать счастье. Именно чуткость к себе — ключ к поиску вашего смысла.

Возьмите лист бумаги и разделите его пополам. Слева напишите всё, что вас не устраивает в работе и жизни вообще, а справа — как вы можете это исправить. Посмотрите на ситуацию так, как если бы в ней были не вы, а ваш приятель. Что бы вы ему посоветовали?

Профессор бихевиористики и маркетинга Айелет Фишбах думала, что люди, которые ищут работу, нуждаются в советах экспертов. Но когда она провела эксперимент, выяснилось, что соискатели быстрее находили работу, когда сами давали советы другим — они придумывали стратегию для друзей, а потом сами успешно ее применяли.

Самое главное — понять, чего вам сейчас не хватает, какие потребности остаются не закрытыми.

Из чего складывается мотивация?

Чем больше у ребёнка внутренних стимулов получать образование – тем эффективней результат.

Одобрение. Один из ведущих мотивов, особенно для детей младшего школьного возраста. Получая высокие оценки и слыша от значимых взрослых похвалы в свой адрес, ребёнок чувствует себя любимым и принятым. Он находится в состоянии эмоционального благополучия и стремится поддерживать это состояние.

Интерес. Даже сложная информация хорошо усваивается и надолго остаётся в памяти, если она подана интересно. Есть навыки, которые трудно освоить, но если обучение будет занимательным, то этот труд принесёт удовольствие. 

И наоборот, скучное изложение, нудная или заумная подача сводит на нет все попытки учителя поделиться знаниями.

Творческий подход. Детям тяжело сидеть на месте, неинтересно просто что-то записывать или механически «мотать на ус». Дело пойдёт намного веселее, если подобрать необычный подход к обучению. Неожиданные действия учителя повышают детскую активность, делают их более восприимчивыми.

Личный пример. Ребёнок вовлекается намного сильнее, если педагог или кто-то из родителей «горит» изучаемой темой. Когда взрослый транслирует положительное отношение к предмету – дети подхватывают это состояние. Хорошая мотивация, это когда ребёнок не только получает советы, что посмотреть или что почитать, но и может обсудить свои мысли по этому поводу. Увлечённый человек всегда интересно рассказывает, поэтому на такие уроки дети ходят с удовольствием. 

Достижение целей. Самостоятельно решённый пример, выполнение головоломного задания формируют у ребёнка уверенность в своих возможностях. Такие достижения обязательно нужно замечать и хвалить. А в дальнейшем их можно использовать, когда ребёнок будет сталкиваться с задачами, которые покажутся ему непосильными. Простое напоминание: «В тот раз ты тоже думал, что не сможешь решить пример, но ты справился!» способно вдохновить на новую попытку.

Учёт индивидуальных особенностей. Мы контактируем с миром через зрение, слух, обоняние и осязание. У разных людей эти каналы восприятия развиты по-разному, и обычно какой-то один является главным.

Аудиалы – лучше всего воспринимают на слух. Чтобы сконцентрироваться на информации, они могут даже закрывать глаза. Хорошо различают голоса, но при этом плохо запоминают лица. Свои мысли аудиалы объясняют через слова, связанные со слухом: «Я слышал про этот город», «Предложение звучит интересно».

Визуалы – познают мир через зрительный канал. Имеют хорошую зрительную память, любят наблюдать за какими-то явлениями, любоваться природой. Во время урока они могут рисовать – это помогает им закрепить в памяти полученную информацию. В их речи мелькают слова, связанные со зрением: «Выглядит вкусно», «Очевидно, он ошибся».

Кинестетики – исследуют окружение через тактильные ощущения. Им нужно потрогать, пощупать, понюхать и лизнуть. Кинестетики предпочитают узнавать новое через личный опыт. В общении связывают абстрактные понятия с физическими ощущениями: «Чувствуется, что в этом есть своя логика», «Ощущается какая-то скованность».

Дигиталы – изучает жизнь через логику. Они опираются на всесторонний анализ информации, а не на чувственный опыт. Склонны к планированию и демонстрируют природную дисциплинированность. Отдают предпочтение точным наукам. Используют слова: «Например», «В данном конкретном случае».

Конечно, в каждом человеке встречаются все эти способы познавать мир, но основным остаётся один. Если выяснить, через какой канал ребёнок лучше всего воспринимает информацию, можно сделать учебный процесс более эффективным.

Методы самомотивации для достижения результата

Когда принятые способы побуждения не работают, на помощь придут методы, облегчающие поиск внутренних ресурсов для выполнения деятельности:

  1. Метод маленьких шагов. Большая задача выглядит сложной. Снизить неприятный психологический эффект поможет применение метода поэтапного выполнения. Большие задания нужно раздробить на маленькие, а их — на еще меньшие действия, которые можно выполнить за 5–10 мин. Попытка выполнить работу сразу демотивирует, а на выполнение маленького задания легко настроиться. В психологии такой подход называют «детскими» шагами — ведь чтобы научиться бегать, ребенок сначала должен сделать первый неуверенный шаг.
  2. Метод негативного подкрепления. Он подходит, когда нужно победить вредную привычку или зависимость. Нужно придумать для себя наказание (например, класть в копилку 10 руб.) и каждый раз, когда не получилось сдержаться, «оплачивать» свой промах. Минус такого метода — его нельзя использовать для больших целей.
  3. Метод авторитета. У каждого человека есть кумир — личность, чье мнение значимо. Этот прием основан на желании получить одобрение кумира. Нужно представить, что он следит за выполнением работы. Можно даже писать для него отчет или записывать видео.

Основной способ достижения цели — четкое понимание, для чего это нужно человеку. Навязывать мотивацию бесполезно. Выполняя деятельность, которая не нравится, раздражает, человек будет мечтать только об одном — избавиться от этой обязанности. Мотивация должна строиться на личном желании — тогда она будет действенной.

Ежедневные тренинги для себя и семьи

Мотивировать себя на выполнения задач можно в кругу близких людей, просить совета и узнавать, что думают о тебе другие люди. Такие способы мотивации помогают посмотреть на себя с другой стороны, увидеть, что делается неправильно, где совершается ошибка:

  1. Хвастун. Где найти мотивацию, как ее развить? Данный комплекс поможет изменить представления о собственной жизни. Упражнение направлено на развитие внутреннего мира, раскрытие творческого потенциала. Человеку необходимо представить себя главой какой-либо известной компании, в распоряжении у начальника имеются профессиональные работники. В первый раз руководитель должен порицать своих сотрудников, показывать свое преимущество, лишать работников заслуженной премии. Во втором случае начальнику следует благосклонно относиться к своему коллективу. Выслушивать их просьбы, идеи, награждать лучших сотрудников компании. Так, человек наглядно видит, что многое зависит от него самого. Результат действий напрямую зависит от отношения человека к самому процессу. Четкое понимание целей и способов их достижения является залогом успеха и самореализации.
  2. Анализ оправданий. Как часто человек находит вроде бы логичное объяснение ситуации, но при этом ничего не говорит о совершенных ошибках? Задача данного упражнения — это понять, что все зависит лишь от собственных сил, а не от выдуманных проблем. Упражнение работает как механизм мотивации, вовремя позволяет найти недостающую деталь, упущенное действие. Большинство причин неудач связаны с неверным мышлением, выбором неправильного пути. Человек сам виноват в том, что добиться желаемого не удалось. Но это не повод бросать все идеи и уходить в депрессию, это лишь отправная точка для новых свершений. Когда индивид начинает искать внешние причины провала, то этим он блокирует свои истинные побуждения и желания. Поиск иных причин может свидетельствовать о том, что человек:
  • не умеет организовывать и контролировать себя;
  • не умеет правильно расставлять приоритеты;
  • не умеет систематически выполнять работу.

Для выполнения упражнения следует взять чистый листок бумаги и написать предложение, например: «Не выполнил данное задание, потому что…». Необходимо проанализировать оправдание и ответить на вопросы:

  1. Почему было выбрано именно это оправдание, есть ли этому альтернатива?
  2. Зависит ли это от внешних и внутренних факторов?
  3. Что мешает исправить данное положение?

На этом этапе следует подумать, какие меры можно предпринять для достижения цели. Главные инструменты мотивации: деньги, здоровье, связи.

Виды, типы и характеристики мотиваций человека

Какие бывают виды, типы и характеристики мотиваций человека?

За время практики и изучения данного вопроса, я разработал свою классификацию мотиваций.

Есть мотивация осознанная (когда человек сам, или кто-то другой создаёт мотив к действию).

Есть мотивация бессознательная (когда мотив рождается под влиянием каких-то внешних или внутренних обстоятельств. Или мотив был выработать ранее и перешёл на уровень рефлекторных действий).

Есть мотивация приводящая к действию (когда человек совершает шаги ведущие к результату, после которого он получит материальное или моральное вознаграждение).

Есть мотивация приводящая к бездействию (когда человек отказывается от действий, вследствие чего получит материальное или моральное поощрение).

Есть мотивация основанная на поощрении.(Сделай это и получишь любимою морковку).

Есть мотивация основанная на избегании наказания.(Если сделаешь это, будет больно).

Есть ложная мотивация.(Когда мотивом к действию является желание самоутвердиться за счет отношения, признания и оценки со стороны окружающих людей).

Есть вредная мотивация.(Когда мотив приводит к зависимости от химических, алкогольных, наркотических, пищевых препаратов).

Есть само мотивация (когда человек осознанно мотивирует себя на какие-либо действия).

Виды мотивации

Всё было бы слишком просто, если бы существовал только один вид мотивации. Научился с ним работать и активировать его – и ты счастлив. Но, увы, тут всё запутано так же, как и в человеческой голове. Итак, в психологии выделяют несколько разновидностей мотивации, каждая из которых обусловлена определёнными факторами.

Экстернальная и интроецированная мотивация

Сломали язык? Тогда называйте эти два подвида проще: внешняя мотивация и внутренняя мотивация:

  1. Для внешней мотивации важны такие понятия, как вознаграждение и наказание. Эти понятия практически никак не соотносятся с поставленной целью. Простой пример внешней мотивации: ребёнок отказывается что-то делать, чтобы избежать наказания от родителей, или, наоборот, ведёт себя неестественным образом, чтобы вызвать уважение и симпатию у своих друзей.
  2. Внутренняя мотивация, как уже и так понятно из названия, формируется внутри личности. Это стремление и желание заниматься определённым делом ради удовольствия от процесса или результата. Как раз именно этот подвид мотивации связан с самореализацией, саморазвитием и личностным ростом. Например, вы пишете что-то потому, что вам нравится тема или вы получаете удовольствие от писательской деятельности, а не потому, что вы хотите получить хорошую оценку.

Персональная и социальная мотивация

Персональная мотивация часто называется личной или первичной. По сути, она является ответвлением внутреннего подвида, поскольку вознаграждение удовлетворяет наши личные, базовые или биологические потребности (удовольствие, сон, жажда, голод и т.д.).

В противовес персональной мотивации существует социальная или вторичная мотивация. Она направлена на достижение комфорта, благополучия, счастья через взаимодействие с другими людьми. Тут будет затруднительно измерить вознаграждение, поскольку оно может быть разным и слишком абстрактным (например, чувство защищённости, принадлежность к той или иной социальной группе, уважение со стороны других и т.д.). Обычно социальная мотивация соответствует 2-4 ступеням пирамиды Маслоу.

Позитивная и негативная мотивация

Разница между двумя этими подвидами в том, что для позитивной мотивации характерно поведение, направленное на получение приятной награды. Это могут быть как внутренние вознаграждения (например, гордость, удовлетворение, счастье), так и внешние (похвала, хорошая оценка, любовь и т.д.). Для негативной же мотивации характерно поведение, которое помогает избежать неприятностей. Тут также могут быть внутренние негативные последствия (например, разочарование в своих силах, ощущение провала), так и внешние (наказание, осуждение, ссора и т.д.).

Основная (базовая) и ежедневная мотивация

Оба этих подвида тесно связаны с психологией спорта. Базовой или основной называют мотивацию, определяющую уровень стремления спортсмена к выполнению своих задач или целей. К последним может относиться всё что угодно – от спортивных результатов до их положительных воздействий на карьеру спортсмена. Ежедневная мотивация – это степень заинтересованности спортсмена в его деятельности и уровень удовлетворения от этого.

Ещё раз про любовь

Очень интересен подход авторов книги к тому, как доминирующая мотивация влияет на романтические отношения. Тот, кто настроен на успех, уверен — его чувства взаимны, он предпочитает бурное развитие романа. Тот, кто избегает неудач, напротив, будет медлить, ему гораздо сложнее сделать первый шаг. Возникает вопрос, какие пары лучше?

Роман-ураган — оба стремятся к успеху. Такие люди вступают в отношения семимильными шагами. С одной стороны, они помогают друг другу развиваться, становиться лучше. Но, с другой стороны, один из партнеров может не ценить этого или рассуждать: «И так все прекрасно, не надо, чтобы кто-то меня улучшал».

Неспешный роман — оба стремятся избегать ошибок. Такой роман авторы называют «электричкой со всеми остановками». Партнеры медленно разгоняются, однако впоследствии они особенно преданны друг другу. Они лучше приспосабливаются друг к другу, готовы идти на жертвы, чтобы партнер мог чего-то достичь. Да, они не изливают чувств на публике, но их это мало волнует.

Разделяй и властвуй — один стремится к успеху, второй хочет избежать неудач. Он — пессимист, она — оптимист. Казалось бы, катастрофа, однако самые крепкие союзы получаются, когда люди обладают разной доминирующей мотивацией. В такой паре каждый отвечает за дела, которые он лучше всего умеет делать. При этом он знает, что партнер сделает остальное. Семейная жизнь таких пар находится в большем равновесии. Дети знают, что такое оптимизм и реализм, так как родители учитывают точку зрения как стремления к успеху, так и избегания неудач.

Практические методы

Как развить мотивацию? Заведите дневник достижений. В сложный момент осознание того, сколько всего вы уже сделали, придаст сил двигаться дальше. Многие успешные люди делают и дневник целей, где крупные задачи разбиты на мелкие шаги, которые подскажут, что делать в каждый конкретный момент. Этот простой шаг позволит избежать разочарования, если осуществить задуманное не удастся в течение долгого времени.

Следует постоянно открывать для себя что-то новое. Это могут быть новые места для путешествий, хобби, практики и многое другое. Полезно постоянно расширять круг знакомств. Для общения следует выбирать позитивно настроенных людей, поскольку окружение во многом формирует жизненное пространство. Подверженные депрессиям, утратившие мотивацию к жизни люди могут негативно повлиять на ваше мировоззрение и отношение к себе. Напротив, общение с мотивированным человеком способно повысить желание жить.

Как мотивировать себя? Начните вдохновлять другого человека. В процессе велика вероятность найти и то, что поможет конкретно вам. Слово, сказанное другому, лучше откладывается в голове, формируя собственный опыт человека.

Стимул к жизни часто дают дети. Уход за маленьким ребенком не дает погрузиться в депрессию, заставляет постоянно чем-то заниматься. Но не стоит делать ребенка единственным смыслом жизни. Следует понимать, что родительство — не единственная сфера в жизни. Необходимо обязательно находить время на собственное развитие и отдых, наслаждаться жизнью.

Внутренняя мотивация Определение и примеры

Концепция внутренней мотивации заложена в рамках теории самоопределения 70-х годов. Эта теория была предложена и разработана психологами и профессорами Эдвардом Л. Деци и Ричардом М. Райаном и фокусируется на мотивация выбора человека, который не обусловлен внешними факторами.

Согласно этой гипотезе, у человека есть врожденные психологические потребности, которые заставляют его вести себя определенным образом, без необходимости внешнего стимула, который мотивирует такое поведение..

Ричард М. Райан и Эдвард Л. Дечи определяют внутреннюю мотивацию как «присущую человеку склонность идти в поисках новизны и проблем, чтобы расширять и использовать свои способности, исследовать и учиться».

Следовательно, единственная цель или награда, которую ищут с помощью внутренне мотивированных действий, — это внутреннее развитие самого себя, или обнаружение вещей, которые не были известны, приобретение знаний или превосходство в некоторых качествах..

Понятие внутренней мотивации имеет большое значение для психологии развития. Аудейер, Каплан и Хафнер в своей статье 2007 года утверждают, что исследовательские действия, типичные для мотивации, о которой мы говорим, имеют решающее значение для развития ребенка. И это то, что, как показали различные исследования, внутренняя мотивация тесно связана с когнитивным и социальным прогрессом.

В этом типе мотивации выполняемая деятельность сама по себе является способом получения удовольствия..

Тем не менее, внутренняя мотивация может поощряться через некоторые внешние элементы, хотя мы должны быть осторожны с тем, какие из них используются, так как они могут также дать противоположный эффект.

Родители Теории Самоопределения разработали обзор 128 исследований о влиянии внешнего вознаграждения на внутреннюю мотивацию..

Они пришли к выводу, что материальные внешние награды уменьшают внутреннюю мотивацию, в то время как другие нематериальные факторы, такие как положительная обратная связь, увеличивают ее. С другой стороны, отрицательный отзыв также способствовал его снижению.

С другой стороны, внешние стимулы могут снизить самооценку, порожденную внутренней мотивацией.

Некоторые примеры внутренней мотивации

Во внутренней мотивации человек, который выполняет действие, находит вознаграждение в себе.

Следующие примеры внутренней мотивации, экстраполированной на реальную жизнь, помогут вам лучше понять эту концепцию:

— Посещайте занятия по английскому языку, чтобы улучшить свои способности говорить.

— Пойдите в спортзал, чтобы уменьшить уровень стресса и беспокойства и почувствовать себя лучше, мысленно говоря.

— Проведите время со своей семьей, потому что вы наслаждаетесь их компанией.

— Выйдите и выпейте с друзьями, потому что вам весело.

— Присоединяйтесь к волонтеру или благотворительной организации, потому что вы чувствуете себя комфортно.

Во всех этих случаях возможные награды, которые побуждают нас выполнять эти действия, находятся внутри самого себя, их эмоций и порождают личное удовлетворение, которое не может быть получено извне..

Нематериальная мотивация

Изолированная система «высших» ценностей и духовных благ работает только в волонтерских организациях, в которых люди думают о деньгах в последнюю очередь. Однако элементы нематериальной мотивации можно и нужно внедрять в любой компании. К ним относятся:

  • возможность продвижения по карьерной лестнице;
  • мотивационные речи руководителя или освещение историй успеха коллег, конкурентов;
  • конкурсы и соревнования (не обязательно на профессиональную тему);
  • занятия по тимбилдингу;
  • доски почета;
  • культурные мероприятия;
  • публичное признание достижений членов коллектива;
  • обратная связь – участие сотрудников в формировании корпоративной культуры;
  • решение проблем работников;
  • поздравление подчиненных руководителем со значимыми датами, демонстрация заинтересованности не только в его эффективной работе, но и в личном успехе.

Также к нематериальным методам относится гибкий график и возможность дистанционного решения рабочих задач: это свидетельствует о доверии к членам коллектива.

Лучшая мотивация для человека

Лучшая мотивация человека.

Самая эффективная мотивация та, во время которой учитывается и используется все возможные источники удовлетворения человека.

-Вкусовые-Зрительные-Звуковые-Тактильные-Двигательные

Включая удовлетворение от своей реализации и открывающейся перспективы.

Вспомните мотивацию, которая заставляет юношу и девушку стремиться к отношениям, во время влюблённости.В состоянии влюблённости они переживают весь возможный спектр ощущений и переживаний.

К сожалению, со временем у основной массы пар, здоровая мотивация подменяется ложной. По этой причине начинают разрушаться и разрушаются отношения.Что приносило радость, начинает причинять боль и страдания.

Если вы хотите наладить отношения в семье, записывайтесь на консультацию «Дивергент» здесь.

Внешняя мотивация. Определение и примеры

Согласно Райану и Деци (1999) внешняя мотивация относится к действиям, которые выполняются для получения отдельного инструмента для решения этой задачи..

Конец больше не в личном удовлетворении или в удовольствии от самой деятельности, но ожидается внешнее вознаграждение.

Внешняя мотивация может возникать автономно или неавтономно, в зависимости от способности человека выбирать, поскольку существуют внешне мотивированные действия, которые могут происходить как следствие внешнего контроля.

В этом смысле Райан и Деци предлагают два примера, чтобы различать случаи внешней мотивации, выбранной индивидом, и случаи, которые определяются внешним давлением. Например, не действует с той же автономией молодой студент, который учится и делает свою домашнюю работу из-за страха реакции отца на его результаты, что другой молодой человек, который стремится в своих исследованиях поступить в университет с большим академическим престижем.

Действие одно и то же, и оба вознаграждения являются внешними, но во втором случае выбор, сделанный студентом, обладает большей автономией..

Райан и Дечи в рамках своей теории самоопределения устанавливают вторую гипотезу, объясняющую, каким образом происходит внешне мотивированное поведение.

Это предположение называется Теорией Организационной Интеграции (Теория Органической Интеграции). Именно здесь два автора классифицируют типы внешней мотивации в соответствии с автономией или способностью выбора, которыми обладает индивид и которые мы иллюстрировали ранее. Есть четыре типа внешней мотивации.

— Внешне регулируемое поведение: это наименее автономная форма внешней мотивации. Поведения этого типа основаны исключительно на вознаграждении, стимуле или внешнем давлении.

— Интродуцированное регулирование: в этом случае причина, вызывающая поведение, является внешней, но индивидуум во время выполнения действия стремится повысить свою самооценку, уменьшить чувство вины или беспокойства.

— Регулирование посредством идентификации: в этом типе поведения человек предварительно анализирует цели или выгоды, которые навязаны извне, и понимает, что они важны для него..

— Комплексное регулирование: это наиболее автономная форма внешней мотивации. В этом типе регулирования человек принимает внешние стимулы, как если бы они были их собственными. Этот этап отличается от внешней мотивации тем, что цели, которые должны быть достигнуты, не относятся к внутренним возможностям человека, но остаются внешними.

Некоторые реальные примеры внешней мотивации

— Работайте в офисе, где уровень спроса и стресса очень высок, потому что вы получите улучшения в своем резюме, чтобы продвинуться в будущем и выбрать более спокойную позицию.

— Диета и поход в спортзал, чтобы похудеть, потому что это то, что хорошо видно обществу или моде.

— Изучайте предмет, который вам не нравится, либо путем получения хорошей глобальной квалификации, либо потому, что с этим предметом вы можете выбрать работу с лучшими условиями, чем с дисциплинами, которые действительно вас интересуют по призванию.

— Выполните упражнение, например заберите комнату, в обмен на получение разрешения родителей на участие в вечеринке. Этот пример очень распространен в бытовой сфере, когда есть дети или подростки..

— Потратить дополнительные часы на работу, чтобы получить большее экономическое вознаграждение или получить конкретный подарок или материальный стимул, предлагаемый компанией..

Что же такое мотивация и в чем её польза

Люди, которые имеют достаточно мотивации, способны достигать больших результатов. Мотивированный человек, всегда готов к выполнению работы любой сложности. Самая главная задача таких людей — победа. Они готовы идти до конца, стремительно двигаясь вперед, к вершине собственного успеха

Мотивация – это совокупность определенных факторы, которые побуждают человека к выполнению каких либо задач или действий. Это процесс психофизиологической направленности, способный управлять поведением человека, подталкивает его на проявление активности и организованности. Благодаря этим факторам, человек может быстрее достичь необходимой цели.

По сути, мотивация – это решительность и желание человека приступить к какому-то действию, как можно быстрее, для того чтобы получить желаемый результат.

Мотивация появляется у людей, за счет совокупного действия факторов сознательного и бессознательного характера. Это могут быть такие факторы как:

  • Оплата за выполнение работы;
  • Стремление к достижению желаемой цели;
  • Основные потребности;
  • Желания и ожидания человека.

Эти факторы побуждают человека приступить к выполнению каких-то задач.

Как говорил американский писатель Стивен Прессфилд:

«В какой-то момент боль от того, что вы ничего не делаете, становится сильнее, чем боль, возникающая в результате ваших действий»

По данным, которые были выявлены в результате исследований Андерса Эрикссона, мотивация – это один из ключевых моментов для достижения успеха в любом деле. Ведь наиболее успешными людьми могут стать только те, кто постоянно идет к достижение поставленных целей, несмотря ни на что.

Мотивация подталкивает людей на быстрое выполнение задач, чтобы скорее получить желаемый результат. Мотивированные люди — всесторонне развитые личности, которые следят за своим здоровьем, и выполняют задачи для достижения намеченных целей

Те, у кого есть огромная мотивация, чаще всего, обладают большим запасом знаний, уровень подготовки очень высокий, а их производительность выше, чем у большинства простых людей. Именно это и дает возможность добиться невероятного успеха.

Когда человек увлечен, каким-то делом, которое он любит больше всего на свете, он как никто другой чувствует себя мотивированным. Именно поэтому, каждый человек должен понять, какое занятие приносит ему наибольшее удовлетворение. Не получится добиться успеха или больших результатов от занятия, которое вы не любите.

Если вы будете заниматься теми делами, которые приносят вам удовольствие. Тогда, кроме того, что у вас будет огромная мотивация, еще вы сможете собрать вокруг себя других людей, что будут поддерживать вас и помогать в скором достижении запланированных целей.

Как работает мотивация

Для получения мотивационного заряда, требуется вникнуть в работу мотивационного процесса.

Многочисленные исследования этого явления сообщают, что мотивация начинается с потребности. Когда человеку чего-то не хватает, он начинает искать способы это получить. Иметь потребность в чем-либо, значит, ощущать недостаток. Потребности бывают двух типов:

  1. Врожденные потребности, первичные. Иначе их называют нуждой (в еде, воде, сне).
  2. Приобретенные потребности, вторичные. Носят индивидуальный характер, обусловлены социальной средой. Потребность в популярности, любви, уважении, признании и др.

Если мы в чем-то нуждаемся, возникает дискомфорт, чувство
неполноценности, желание это заполучить. Когда стресс от недостатка желаемого
достигает апогея, человек начинает действовать, чтобы удовлетворить нужды.

Но потребности зачастую недостаточно, чтобы получить заряд
регулярной мотивации. Еще требуется:

  • сильное желание изменить  жизнь = чувство, что так не может
    продолжаться;
  • материальные ресурсы для изменения жизни;
  • готовность развиваться, встречаться с
    трудностями.

Когда потребности и перечисленные факторы сложатся воедино, у человека появится мотивация, непреодолимое желание действовать.

Можно подытожить, что мотивационный процесс состоит из:

  • осознание неудовлетворенных нужд и потребностей;
  • постановка целей для их удовлетворения, самореализации;
  • выявление действий, требующихся для достижения целей.

Так зарождается мотивация и продолжает жить в мозгу, если человек четко осознает: зачем и почему встает ежедневно с кровати и действует. Главное, не обманываться и работать над тем, чего действительно не хватает, иначе мотивация быстро исчезнет.

Виды мотивации

В зависимости от источника возникновения мотивация бывает внутренней и внешней.

Внутренняя. Побуждает учиться ради собственного удовольствия. Ребёнку нравятся ощущения, которые он испытывает, получая новые знания, справляясь со сложными задачами. Он замечает свои успехи, радуется им и наслаждается заслуженной похвалой.

Чтобы развивать внутреннюю мотивацию, нужно обращать внимание ребёнка на его ощущения: «Тебе нравится решать примеры?», «Ты гордишься, что выполнил задание?». 

Внешняя. Это реакция окружающих, которую ребёнок хочет увидеть: похвала, какие-то поощрения и вознаграждения, возможность выделиться среди сверстников. 

Успех внешней мотивации зависит от того, как хорошо родители понимают характер своего ребёнка, знают, что ему ближе:

  • интерес к получению новых знаний;
  • понимание, что учёба нужна, чтобы в будущем получить профессию и заниматься любимым делом;
  • желание заслужить похвалу;
  • потребность удовлетворить своё тщеславие (быть отличником).

С возрастом значение внешней мотивации снижается. Подростка достаточно сложно уговорить или заставить сделать то, в чём он не видит смысла.

Его учебный процесс намного сложнее, чем в младших классах. Поэтому в любую мотивацию нужно стараться закладывать идею, что ребёнок учится для себя, а не для других. Только имея внутреннюю мотивацию, подросток будет понимать, что подготовка к ЕГЭ нужна ему лично – это поможет поступить в вуз и строить свою дальнейшую, уже взрослую жизнь, по своему усмотрению.

Как работает мотивация: движение к цели

Главными мотиваторами, подталкивающими человека к действию, являются желание добиться чего-либо и страх что-либо потерять. К первому можно отнести всю деятельность, направленную на различные достижения (покупка, поиск, победа), а ко второму – стремление избежать утрат (времени, финансов, возможностей).

Все остальные являются производными этих 2 факторов. Все свои поступки человек совершает по причине одного из этих стимулов.

Для одного посещение спортзала с большим количеством людей является позитивным аспектом, т. к. есть возможность общения, а для другого – негативным, т. к. большое скопление людей вызывает у него дискомфорт.

Эффективная система мотивации: что учесть, чтобы всё работало

Внедрять систему мотивации лучше постепенно — так сотрудники поймут, что изменения необходимы, и привыкнут к ним. Вот несколько советов, как сделать так, чтобы система мотивации функционировала хорошо и вдохновляла сотрудников работать качественно и эффективно.

Определить цели компании и привязать к ним показатели премирования. Премирование должно зависеть от результатов компании за обозримый период — месяц, квартал или год. Критерии премирования должны быть измеримыми и понятными всем сотрудникам.


Фото: PeopleImages.com — Yuri A / Shutterstock

В идеале должна получиться косвенная зависимость между результатами каждого работника и главной целью компании. Например, для отдела кадров можно установить критерий укомплектованности штата — не ниже 95%. Здесь зависимость будет такой: если незаполненных вакансий много, то страдают производство и прибыль — и премии будут ниже.

Менять показатели премирования. Нельзя разработать одни показатели и использовать их постоянно. Чтобы система мотивации работала эффективно, её нужно периодически пересматривать. Как часто? Это зависит от того, как развивается компания, насколько она стабильна.

Например, в небольшом стартапе показатели премирования можно утверждать каждый квартал. В более стабильных компаниях их утверждают на год и больше. При достижении одних показателей в систему премирования нужно добавлять другие.

Контролировать количество показателей. Вы заложили в систему премирования показатели, которые важны для компании. Но чем их больше, тем меньше вес каждого такого показателя. В результате на некоторые показатели сотрудники не будут обращать внимания. Пострадают цели, которые вы ставили, когда разрабатывали систему мотивации.

Анализировать систему мотивации. Выясните, понимают ли работники цели и задачи, которые перед ними поставили. Определите, что мешает выполнять эти задачи. Такой анализ покажет, что в системе нужно доработать. Анализ лучше проводить не раньше чем через три месяца после запуска системы мотивации. А потом — ежеквартально.

Итог

Сегодня мы с вами пришли к таким выводам:

  1. Мотивация — это то, что вами движет в сторону удовлетворения ваших желаний и потребностей.
  2. Мотивация может исходить извне, изнутри, быть позитивной или негативной, быть устойчивой или неустойчивой (требующей поддержки).
  3. Сама по себе мотивация появляется только при наличии острой потребности.
  4. Чтобы действовать без острой потребности, нужно прилагать усилия.

На этом объявляю изучение азов мотивации завершённым. Если эта тема вам интересна, подписывайтесь на обновления моего блога, чтобы не пропустить выход новых материалов.

До скорого! Ваш Александр Горохов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: