Когнитивный

Способы усовершенствовать когнитивное мышление

Мышление и восприятие являются очень значимой частью человеческой жизнедеятельности. Есть много нестандартных способов, для того чтобы развивать свое когнитивное мышление:

Правильно питаться. В первую очередь требуется пересмотреть свой рацион. Недостаточно кушать исключительно те продукты, которые обычно считаются лучшими

Важно употреблять в пищу полезные элементы необходимые для работы мозга. Следует особо тщательно подходить к количеству потребляемого сахара, жирных кислот, антиоксидантов и аминокислот

На первых местах в этом списке должны быть яйца, орехи, зеленые овощи и черный шоколад.
Поза «Слон». Нужно находиться в стоячем положении с расслабленными коленями. Вытянуть руку вперед и представить, словно вы рисуете пальцем восьмерку. Левым ухом вплотную прикоснуться плеча, но в этом процессе необходимо задействовать лишь туловище. Нельзя при этом отрывать взгляд с пальца. Повторить несколько раз и постарайтесь не допускать ошибки.
Преодоление тяжести. Необходимо удобно расположиться на стуле и поставить перед собой ноги. Ступни нижних конечностей должны соприкасаться с полом. Перекрестите внизу ноги и слегка согните колени. Растяните выдох и прогнитесь вперед. Руки нужно выставить перед собой параллельно. На вдохе нужно вернуться в изначальную позицию.
Синхронное рисование. Начать выписывать двумя руками одновременно зеркальные рисунки.
Тренинг «Алфавит – Восемь». Возьмите бумажный лист и начертите лежащие друг на друге восьмерки, не отрывая при этом кисти.
Задание «Скрещивающееся движение». Эта довольно простая и легкая техника. Нужно прилечь, свести ногу в колене и коснуться им локтевого сустава.
Спортивные занятия. Достаточно сильно себя нагружать физическими упражнениями, что позитивно сказывается на быстром развитии всего организма в целом.

Развивайте свои когнитивные функции. Сделать это можно всего за 10 минут специальных тренировок в день. Откройте Викиум для своего мозга — результатов не придется долго ждать!

Общие сведения

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.Автор учебника «Психология развития» К. Грейс

Долговременные логнитюдные эксперименты, проведенные в ХХ века, в которых рассматривалась интеллектуальная деятельность юношей и взрослых на протяжении всей жизни, показали, что после завершения обучения развитие интеллектуальных способностей не останавливается, что мыслительные процесс и уровень общей эрудированности может повышаться и в течение жизни. Да, вероятнее всего психомоторные процессы, которые лежат в основе мыслительной деятельности, у представителей юношества будут протекать быстрее, чем у бабушек и дедушек, но эффективность мозговой деятельности строится не только на этом.

Р.Кеттел и Д.Хорн в своих работах выделили два вида интеллекта – текучий и кристализованный. Первый – базовые способности, которыми владеет человек  — способности запоминать  новое, мыслить логически, выстраивать связи между предметами и явлениями, анализировать и так далее. Вот он имеет тенденцию ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект же представляет собой тот опыт и те знания, которые были накоплены человеком в течение жизни, он с возрастом увеличивается, кроме того он способен компенсировать скорость мышления, которая  с возрастом может уменьшаться. Да и сама скорость мышления, к счастью, уменьшается не линейно с возрастом. Примером тому служат научные открытия, которые редко когда делаются молодыми ученым, большинство из их принадлежит людям в возрасте 40 – 50 лет, а то и вовсе 60-70летним ученым.

Каждому из нас время от времени ситуациями, когда что-то нужно сделать в ограниченный период времени и при этом эффективно – запомнить большой объем информации, завершить проект, решить свой личный вопрос, быстро изучить нужный материал и так далее. Но далеко не у всех есть способности сделать это быстро и эффективно одновременно. И основная причина в том, что у всех разный уровень когнитивный способностей, прежде всего способностей к восприятию информации. Хорошая новость в том, что это поправимо и когнитивные возможности развиваются. И это сделать не так сложно как кажется, достаточно добавить в свою привычную жизнь несколько простых элементов.

Когнитивное мышление: варианты развития

Однако, чтобы развивать когнитивные способности и навыки, необходимо развивать и когнитивное мышление. Для этого стоит постоянно самосовершенствоваться и получать новые знания в разных областях. 

Психологи выделяют три вида когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное, характерное для малышей в возрасте до трех лет. Познание мира происходит через ручные манипуляции: нужно все потрогать, подержать, помять, поковырять. Только таким способом мозг способен воспринимать информацию.
  2. Наглядно-образное, проявляется в возрасте до семи лет и характеризуется восприятием мира через образы и зрительное восприятие. В этой стадии становится достаточно видеть некоторые предметы, чтобы определить их назначение.
  3. Отвлеченное, при нем человек мыслит сложными или несуществующими образами, которые невозможно воспроизвести в памяти. 

Улучшать когнитивные навыки можно в любое время, будучи ребенком или взрослым. Все известные советы по развитию когнитивных способностей основываются на рекомендациях по улучшению мозговой деятельности.

Рассмотрим, что может делать взрослый, если хочет развития когнитивных способностей?

  1. Держать ложку, зубную щетку, карандаш в левой руке (если вы правша и наоборот, если левша).
  2. Менять маршрут следования на работу, домой, в магазин, в спортзал.
  3. Выбрать другую программу спортивной тренировки, а не ту, к которой адаптировалась тело и мозг.
  4. Разгадывать сканворды и кроссворды.
  5. Изучать иностранные языки.
  6. Вести здоровый образ жизни, периодически отказываясь от вредных продуктов.
  7. Вставать раньше.
  8. Совершать некоторые привычные действия, закрыв или завязав глаза. 

В первую очередь, это использование развивающих игрушек и ролевых игр в общении с ребенком:

  • игра с пуговицами, бусинками, крупами (строго под наблюдением взрослых во избежание несчастных случаев),
  • пальчиковые игры с пословицами и песнями,
  • игры во время купания (переливание воды из одной емкости в другую, использование резиновых игрушек),
  • рисование красками, фломастерами на разных поверхностях, использование раскраски.

Игры на развитие мелкой моторики положительно влияют на умственное развитие ребенка. Поэтому применяйте:

  • пазлы,
  • мозаику,
  • собирайте конструкторы,
  • завязывайте шнурки, застегивайте замочки и пуговки,
  • одевайте кукол,
  • вырезайте картинки из бумаги и картона.

Практические упражнения, которые помогут развитию когнитивных способностей в любом возрасте:

  • Синхронное рисование двумя руками. Положите перед собой лист бумаги, в обе руки возьмите 2 ручки или карандаша. Начинайте рисовать одновременно правой и левой руками геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Сначала можно отрабатывать рисование одинаковых фигур, после усложнить задачу и рисовать одной рукой круг, другой – треугольник. Во время выполнения этого упражнения работают оба полушария головного мозга, что приводит к балансу мыслительной деятельности и развитию воображения.
  • Проговаривание слов наоборот. Услышав или вспомнив отдельные слова или короткие фразы, постарайтесь их произнести или мысленно воспроизвести наоборот, то есть с конца. Это упражнение развивает нестандартное мышление и помогает развитию памяти.
  • Считаем в уме. Попробуйте обходиться без калькулятора и в случае произведения математических расчетов, считайте в уме. Упражнение способствует развитию мышления и помогает четкой формулировке мыслей.
  • Автобиографическая практика. Вспоминайте свою жизнь двумя способами: от настоящего момента назад и с детства к настоящему моменту. Тренировка развивает память и аналитические способности, способствует образному мышлению и акцентированию деталей.

Ежедневные занятия обязательно принесут пользу, положительно повлияют на развитие когнитивных способностей и закрепление навыков.

Какие бывают когнитивные способности

Восприятие – это активный процесс приема, обработки и осмысления информации, полученной от пяти органов чувств. Процесс осуществляется с помощью световой (в пределах спектра) или зрительной информации, слухового восприятия, тактильного восприятия через кожу (осязания), обоняния и способности воспринимать вкус.

Процесс восприятия чрезвычайно важен в повседневности – это контакт с окружающим. Для эффективного функционирования восприятия требуются все когнитивные способности.

Внимание

Если действия не рутинные и не выполняются автоматически, они требуют привлечения определенного внимания – целенаправленного восприятия. При этом сознание направлено на человека или предмет, а отвлекающие факторы устраняются. Различаются несколько видов внимания.

Постоянное внимание — это способность удерживать сознание в течение длительного времени. Постоянному вниманию не мешает даже монотонность

Сосредоточенное внимание удерживает сознание на избирательном предмете, анализируя его. Разделенное внимание подразумевает выполнение нескольких не слишком важных действий единовременно. Зрительно-пространственное внимание – это одновременное использование двух разных органов чувств с концентрацией на различных предметах.

Память

Условием всякого настоящего и будущего поведения является память, потому что она опирается на опыт ранее возникших впечатлений и переживаний. Память – это способность сортировать информацию, сохранять ее и извлекать при необходимости. Она разделяется на категории, связанные с временными периодами.

Сверхкороткая или сенсорная память хранит результаты обработки стимулов, поступающих в органы чувств, максимум до двух секунд. За это время происходит начальная обработка данных и сохранение основных фактов. Очень небольшая их часть переходит в кратковременную память. Кратковременная память хранит данные до нескольких минут. Сюда поступает информация как из сенсорной памяти, так и из долговременной памяти. Из кратковременной памяти часть информации попадает в долговременную память, часть забывается

— Долговременная память предназначена для хранения важной информации. Как правило, эта информация повторяется несколько раз или сильно окрашена эмоционально

В этом компоненте памяти есть пассивный и активный словарный запас родного и иностранного языков, знания, важные воспоминания, факты и данные для долгосрочного хранения.

Мышление

Отвечая на вопрос «что такое мышление», надо понимать, что это высшая когнитивная способность. Это процесс, отражающий объективную реальность в восприятии, понятиях, ощущениях, суждениях и представлениях. Активный мыслительный и психологический процесс позволяет искать верное решение при наличии определенных данных с наибольшей пользой. С помощью мышления познается окружающий мир, развиваются память, речь и воображение.

Речь

В процессе эволюции сложилась форма общения людей с помощью определенных языковых структур и правил. Речь – это способность пользоваться языком, выражать словами и интонацией мысли, переживания, самосознание и понимать собеседника. Это средство общения, обмена мыслями и воздействия. Умение пользоваться языком и речью отличает человека от животных.

Воображение

Когнитивные способности человека не исключают создания новых образов, идей и представлений на базе уже имеющихся знаний. Что это такое, как не воображение, которое не только погружает человека в глубину собственного внутреннего мира, но и позволяет мыслить образами, лучше ориентироваться в данных условиях и пользоваться воображаемыми представлениями в решении задач. Эта способность особенно важна в играх, творчестве, планировании и моделировании.

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также qualia) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию»

Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости

Как родители могут помочь в развитии софтов

Эксперт советует родителям обратить внимание на коммуникацию, лидерство и работу в группе — это самые важные гибкие навыки для ребёнка.

«Если вы заметили у ребёнка трудности в общении со сверстниками, помогите ему понять, что не так, расспросите его, выясните причины. В крайнем случае следует обратиться к психологу», — говорит Аверина.

Способствовать развитию софтов у ребёнка можно с помощью специальных приёмов:

  • вместе искать ответы на вопросы, вести диалоги, обсуждать разные варианты развития событий — это сформирует способность логически анализировать ситуацию, критически подходить к решению вопросов, проявлять фантазию и принимать решения;
  • давать ребёнку возможность посещать кружки и секции, развиваться в разных сферах;
  • уважать ребёнка, относиться к нему как к полноценному человеку со своим мнением;
  • реагировать на свои потребности и своего ребёнка, разговаривать о них — так он научится понимать себя и удовлетворять базовые интересы;
  • следить за ближним окружением — просить родственников показывать правильный пример, выбирать школу, кружки и группы развития, где царит атмосфера уважения.

При этом эксперт подчёркивает: оценить гибкие навыки детей родители могут, лишь исходя из своего опыта и софтов. Поэтому, прежде всего, надо работать над собой, тогда ребёнок будет усваивать родительские образцы поведения, общения и работы с людьми.

Саморазвитие

Раскрой свои таланты и построй карьеру мечты

Пройди бесплатный онлайн-тест по профориентации для школьников 8-11 классов. С помощью сервиса ты поймёшь, что тебе интересно, и сможешь определить свои сильные стороны. После прохождения теста мы расскажешь о современных индустриях и профессиях, которые тебе подходят

Пройти тест

Высшие когнитивные процессы: примеры и типы

высшие когнитивные процессы это те, которые выполняются после базовых и отвечают за интеграцию информации, с которой они ранее считались до максимума. Как правило, это сознательные процессы, требующие больших умственных усилий для их осуществления. Поэтому опишем наиболее важные познавательные процессы в образовании..

мышление

Это умственный процесс, который отвечает за рассуждение, принятие решений, решение проблем повседневной жизни, среди многих других функций из-за его сложности и неоднородности. Для того, чтобы выполнить все эти действия, нам нужно создать концепции в нашем уме, организовать наши идеи, группировать объекты, людей, среди других элементов.

пример: Когда мы хотим принять решение о том, какую университетскую карьеру изучать, мы начинаем систематизировать наши идеи и думать, где мы анализируем плюсы и минусы, которые придется выбирать для определенной карьеры, а не для другой. Наконец, мы принимаем лучшее решение, соответствующее нашему образу жизни и целям, которые мы намерены достичь в жизни.

язык

Язык — это способность, с которой все мы, люди, издаем и понимаем различные типы звуков и слов, которые приходят извне в сочетании с большим количеством фраз и букв, чтобы понимать и общаться с другими людьми..

Помимо словесного языка, есть также язык тела это то, с чем мы общаемся с телом через наши позы и наши жесты, что также может быть интерпретировано нашим собеседником. Развитие обоих типов языка продолжает развиваться практически на протяжении всей нашей жизни..

пример: Вербальный или телесный язык, который мы можем воспринимать, например, когда человек говорит нам что-то, что действительно нас мало интересует, но мы не можем сказать ему, чтобы он прекратил говорить. Человек может заметить, что мы не волнует, что он говорит через наш язык тела, как они, вероятно, начнут зевать, отвлечет наш взгляд в сторону, наши ноги будут направлена ​​в сторону, а не к человеку, который говорит, и т.д. , что будет означать отсутствие интереса. Откройте для себя некоторые виды невербального общения.

Другие типы высших когнитивных процессов

Для человека характерно наличие ума, способного обрабатывать стимулы и генерировать ответы от такой обработки. Наши превосходные когнитивные процессы очень разнообразны, и кроме языка и мышления есть и другие типы.

Некоторые типы высших когнитивных процессов следующие:

  • мотивация
  • обучение
  • мотивация
  • воображение
  • креативность

Методы обучения метанавыкам

Можно просто рассказать школьникам и взрослым студентам о том, как метанавыки помогают учиться, и про приёмы их развития. А можно целенаправленно добиваться развития этих навыков у учащихся, включив метапознание в групповое, школьное, университетское и любое другое обучение.

Техника «Обёртка»

«Обёртками» зарубежные педагоги короткие действия, которые дополняют существующее задание или действие и способствуют метапознанию. Такой метод обучения можно использовать на лекциях, в домашних заданиях или при подготовке к экзаменам.

Например, перед лекцией студентам можно дать несколько советов по активному слушанию. После лекции — попросить их записать три ключевые идеи из предложенного материала. Затем преподаватель объясняет, что он сам считает тремя ключевыми идеями темы, а студенты сравнивают свои варианты с теми, что назвал преподаватель. Эта немедленная обратная связь позволяет учащимся развивать и контролировать свои стратегии активного слушания.

А вот как может выглядеть «обёртка» для домашнего задания: перед началом работы ученики отвечают на несколько вопросов для самооценки, а особое внимание уделяют навыкам, за которыми нужно следить. Когда задание сделано, они снова отвечают на вопросы

Например, перед заданием по теме «Математические векторы» можно спросить: «Как быстро и легко вы можете решать задачи, связанные с вычитанием векторов?», а после задать вопрос: «Теперь, когда вы выполнили это домашнее задание, как быстро и легко вы сможете решать задачи, связанные с вычитанием векторов?» Этот простой приём позволит акцентировать внимание на знании материала и понимании своих когнитивных процессов.

Экзамен можно дополнить так: после его сдачи учащиеся заполняют дополнительный бланк с вопросами, с помощью которых размышляют об экзамене. Там они описывают свои учебные стратегии, анализируют допущенные ошибки и планируют техники подготовки к дальнейшим испытаниям. Перед следующим экзаменом студенты получают заполненные ранее бланки назад: это становится напоминанием об их предыдущем опыте и возможностью использовать идеи, которые возникли у них «по горячим следам».

«Светофор»

Эту технику можно применить по-разному. Например, раздать ученикам в классе бумажные круги трёх цветов (красного, жёлтого и зелёного) или попросить их заполнить цветные таблички. Главное, чтобы они при этом распределяли полученные на занятии знания по трём категориям:

  • красный — то, что показалось сложным, запутанным и осталось непонятным;
  • жёлтый — то, что понятно, но требует дополнительного разъяснения;
  • зелёный — то, что полностью понятно.

Этот метод обучения позволяет преподавателю не только развить метакогнитивные навыки учеников, но и оценить, как группа усвоила материал, не нужно ли скорректировать план урока.

Когнитивные способности и психология

Каждый клиент, обращаясь к психотерапевту, получает персональный план работы над собой. Одно из направлений, широко применяемое для решения разнообразных проблем – это когнитивно-поведенческая терапия.

Практики, пользующиеся инструментами этого направления, утверждают, что причина любой проблемы кроется в мышлении человека.

Психолог старается изучить клиента, выявить его установки, «зашитые» в память и вынуждающие действовать определенным образом. Затем специалист показывает эту установку человеку и учит его мыслить более эффективно, то есть помогает ему изменить свое мышление.

Это наглядно показывает, насколько тесно связаны между собой когнитивные способности. Сначала человек получает определенный опыт (в детстве или уже во взрослой жизни). Его мозг обрабатывает эту информацию и делает определенный вывод – установку. В дальнейшем человек принимает решения в соответствии с подведенным итогом. Если вывод сделан неправильный, и формируется установка, мешающая жить, личность страдает от психологических проблем.

Не попасть в эту ловушку вам помогут методы, о которых я расскажу ниже.

Улучшение памяти

Для хорошей работы памяти в рационе должно быть достаточное количество белковой пищи, так как протеин расщепляется на аминокислоты, необходимые для нормальной памяти.

Жиры служат строительным материалом для клеток мозга, но среди них обязательно должны быть ненасыщенные жирные кислоты Омега-3, Омега-6 и Омега-9.

Углеводы — это источник глюкозы, необходимой для умственной работы, причем преимущество должно отдаваться медленным углеводам, которые расщепляются небыстро, но обеспечивают энергией надолго. И без минералов, витаминов, органических кислот и других веществ полноценное долговременное запоминание просто невозможно.

  1. Фрукты, ягоды и овощи. Давно известно о положительном влиянии овощей и фруктов на память. Среди них особенно ценны помидоры, так как содержат ликопен, защищающий нейроны от разрушения, лук, чеснок и все зеленые овощи, потому что в их составе — витамины группы В, фолиевая кислота и цинк. Из фруктов стоит выделить бананы, поставляющие в кровь глюкозу и витамины В, лимоны, так как в них большое количество витамина С, и красные яблоки, богатые веществами антоцианами. Из ягод для улучшения памяти стоит выбрать голубику, чернику, виноград и черную смородину.
  2. Жирная рыба и морепродукты. При необходимости много и надолго запоминать, морскую жирную рыбу нужно есть не менее 2 раз в неделю, а лучше чаще. Самая полезная рыба — сельдь, форель, тунец, семга, скумбрия и лосось, а из морепродуктов — мидии, креветки и устрицы.
  3. Кофе. Основное действующее вещество — кофеин. Многочисленные исследования показали, что кофе улучшает память, причем не кратковременную, а долговременную. То есть чтобы хорошо запомнить информацию, недостаточно выпить кофе непосредственно перед учебой или работой: это не поможет. Нужно, чтобы кофе был в рационе занимающегося умственным трудом в небольшом количестве, но постоянно.
  4. Чай. В чае, особенно зеленом, тоже содержится кофеин, который улучшает свойства памяти. Но в чае обнаружен также фермент галлат эпигаллокатехина, которого нет в других продуктах и который так полезен для улучшения запоминания. Подробнее о влиянии различных чаев на память смотрите в отдельной статье.
  5. Орехи. Крайне важны для памяти и орехи. Витамин Е, ненасыщенные жирные кислоты Омега-3, растительный белок, лецитин, — все это крайне необходимо, если приходится много запоминать. Аминкислота триптофан, которой тоже в избытке в орехах, помогает выработке серотонина, который тоже способствует качественному запоминанию.
  6. Горький шоколад. Кофеин, теобромин, фенетиламин, содержащиеся в шоколаде, способствуют хорошему усвоению информации. И хотя молочный шоколад не так полезен, но даже он улучшает зрительную и вербальную память. Горький шоколад — обладает также способностью увеличивать скорость запоминания информации любой сложности.
  7. Розмарин. Эфирное масло розмарина, употребляемое внутрь или используемое для ароматерапии, улучшает запоминание на 60-75%. К тому же, химические соединения этого растения защищают клетки мозга от свободных радикалов.

Еще 15 продуктов для улучшения памяти смотрите тут.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: