Санкции, принятые США в начале 2018 года («Кремлевский доклад»)
В начале нынешнего года, а точнее, 29.01.2018 МинФин Соединенных Штатов представил к рассмотрению документ, получивший название «Кремлевского доклада». Данный санкционный лист также содержал обширный список должностных лиц, которые находятся в непосредственном окружении Президента РФ и Администрации.
Список был подготовлен после принятия США закона, датированного августом 2017 года и носящего название «О противодействии противникам Соединенных Штатов Америки посредством санкций».
Опять, как и прежде, был создан санкционный лист, под действие которого попало порядка 200 должностных лиц, включающих в себя:
- Людей, работающих непосредственно в Администрации Президента РФ – 43 человека.
- Сотрудников Правительства РФ – 31 человек.
- Должностных лиц, так или иначе, занимающих определенные посты и принимающих участие в политической жизни страны – 40 человек.
- Представителей коммерческих структур, ведущих бизнесменов – 96 человек.
При этом в «Кремлевском докладе» было четко обозначено, какими именно причинами вызвано введение подобного ряда ограничений:
- В связи с атаками российских хакеров, причинивших значительный ущерб серверам одной из ведущих партий США – Демократической, было осуществлено прямое вмешательство в президентские выборы, происходящие на тот момент в США.
- Прямое лоббирование ряда деятелей политики стран, входящих в Евросоюз, что также оказало влияние на местные выборы европейских лидеров.
- Активное распространение различного рода информации, носящей характер явной пропаганды, что привело к появлению СМИ, являющихся полностью подконтрольными государству, при этом все независимые Средства Массовой Информации были аннулированы.
- Обвинения в оккупационных действиях в отношении Абхазии, Южной Осетии, а также несоблюдение глав Будапештского меморандума, в котором прописано о целостности Украины.
- Нарушений условий, принятых во время Минских договоренностей.
- Нарушение условий договора «По открытому небу», а также отказ в исполнении соглашения, касающегося уничтожения ракет малой, средней дальности.
Когда и против кого были введены контрсанкции?
В марте 2014, почти сразу после ввода антироссийских санкций, российские власти составили свой санкционный список. Изначально ограничения были незначительные: они касались запрета на въезд в РФ ряда физических лиц (политических деятелей из Украины, Канады, США, ЕС).
Более действенные контрсанкции Россией были приняты во второй половине лета:
-
С 7 августа (2014) был ограничен ввоз в РФ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из США, Норвегии, Канады, Австралии и ряда стран ЕС. Ограничение распространилось на орехи, сыры, молочную продукцию, фрукты, говядину и свинину. Из списка позже была исключена часть продуктов, с замещением которых у РФ возникли проблемы.
-
С 11 августа (2014) были ограничены государственные закупки зарубежной продукции легкой промышленности. Это коснулось одежды (верхней, спецодежды, из кожи), нательного белья, меховых изделий, тканей, обуви. Ограничения не распространялись на изделия, выпущенные в Белоруссии и Казахстане. Также был разрешен импорт продукции, которая не производится в РФ.
-
13 августа (2014) список государств, на которые распространялись санкции, был расширен. В качестве ответной меры в них были включены Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн.
Все ограничения вводились сроком на 1 год. Они были продлены в 2015 году (до лета 2016) и в 2016 году — до конца 2017 года.
С 1 января 2016 года были введены ограничения на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, производимые в Украине. В список были включены молочная продукция, орехи, морепродукты, фрукты и овощи, мясо всех видов.
С 1 июля 2016 года эмбарго распространилось и на транзит. Ранее часть изделий из «запрещенных» стран ввозилась в РФ через соседние государства, не попавшие под эмбарго.
Третий пакет
Третий пакет санкций ударил по Центробанку. Их одновременно ввели США, ЕС, Канада, Япония, Швейцария и Великобритания. Золотовалютные резервы ЦБ, размещенные в банках стран Большой семерки, были заморожены. Это половина всех резервов ЦБ, им он мог частично нейтрализовать негативный эффект предыдущих санкций и стабилизировать курс рубля. Известно, что по данным на 18 февраля, международные резервы Банка России составляли $643 млрд. $311 млрд хранилось в ценных бумагах, $152 млрд — в наличной валюте и на депозитах иностранных банков. $132 млрд — в золоте в России, $30 млрд — в резервах в Международном валютном фонде.
Этим же пакетом ВТБ, Открытие, Новикомбанк, Совкомбанк и Промсвязьбанк, Россия и ВЭБ.РФ были отключены от SWIFT. Теперь банки не могут работать на международном уровне.
Азиатские страны присоединились к санкциям в отношении России. Южная Корея и Сингапур прекратили поставки военного оборудования и технологий двойного назначения. Также Корея присоединилась к отключению российских банков от SWIFT.
Великобритания закрыла свои порты для российских судов и прекратила поставки в Россию высокотехнологичного оборудования – микросхем, морского и навигационного оборудования.
Швейцария запретила своим банкам принимать денежные средства от лиц, попавших в санкционные списки.
1 марта Канада запретила российским кораблям заходить в ее территориальные воды, а также заявила об отказе от закупок российской нефти.
Евросоюз ввел запрет на ввоз на территорию России купюр евро. Ограничение распространяется не только на правительство РФ и ЦБ РФ, но и на граждан.
Всемирный банк объявил об остановке всех своих проектов в России и Белоруссии, при этом отметив, что не инвестирует в Россию с 2014 года, а в Белоруссию – с 2020 года. Также свою работу в двух странах прекратил Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Конгресс США закрыл доступ к американскому капиталу для таких российских компаний, как Газпром, Роснефть, RT, Аэрофлот, Росатом.
8 марта президент США Джо Байден объявил во вторник о запрете на импорт российской нефти. Такое же решение готовится принять Великобритания. Следующим к санкциям может присоединиться Евросоюз.
Кроме того, обсуждается вопрос отказа от закупок российского газа.
СТАТЬЯ ДОПОЛНЯЕТСЯ
Подробнее о других санкциях можно почитать здесь.
Как санкции влияют на акции российских эмитентов
Для начала разберем, какие меры предлагается ввести.
- Запрет на инвестиции в госдолг РФ (сейчас они формально не ограничены). Это уже отразилось в снижении цен и повышении доходности ОФЗ.
- Запрет на покупку евробондов компаний, попавших в «черный список».
- Ограничение на долларовые транзакции для крупнейших государственных банков.
- Запрет на кредитование компаний нефтегазового сектора и госбанков.
Компании из санкционного списка торгуются на бирже, их акции и облигации покупают инвесторы. Всего под санкциями США и ЕС находится почти 1000 российских организаций, их перечень продолжает расширяться. Но в качестве примера я приведу только несколько крупных госкомпаний, которые присутствуют в портфеле у многих инвесторов: Сбербанк (SBER), ВТБ (VTBR), Русал (RUAL), Роснефть (ROSN), Газпром нефть (SIBN), Транснефть (TRNF_p), Аэрофлот (AFLT), Россельхозбанк (облигации), Газпромбанк (облигации).
На кото-то санкции повлияли сильно, и это видно на графиках. Пример – Аэрофлот, которому обещан запрет на рейсы в США. Полностью возместить выбывшие объемы на другом направлении компания сможет не ранее, чем через 1.5–2 года. Выручка от данного бизнеса сопоставима с полетами во все страны СНГ. Это минус 26 млрд руб. в год, что для акций перевозчика уже стало тяжелым ударом.
Для других эмитентов внешнее давление было компенсировано иными факторами, например, благоприятной конъюнктурой нефтяных цен. Так, в течение торговой сессии 10 августа 2018 года, когда было объявлено о введении пакета санкций по «делу Скрипалей», индекс ММВБ потерял на новостях 1.5%. Акции Аэрофлота (AFLT) лишились 1.9% капитализации. В тот же день акции «Газпром Нефти» (SIBN) выросли на 4.2%. Экспортеры получают выручку в валюте, а большую часть затрат, включая налоги, несут в подешевевших рублях.
Так стоит ли тогда переживать по поводу введения санкций? Ведь положение части эмитентов внешне выглядит вполне стабильным. Сначала разберемся, почему.
- Большинство ограничений пока носит символический характер. Например, для Сбербанка закрыто кредитование на западных рынках, но только на срок свыше 90 дней и лишь для новых размещений.
- Экономика, благодаря рыночным механизмам, постепенно адаптируется к санкционному режиму. В некоторых отраслях (сельское хозяйство) даже наблюдается импортозамещение.
- Иногда санкции удается обходить через дочерние фирмы-прокладки или реимпорт оборудования и технологий из третьих стран.
- Многие компании из списка избегают падения бизнеса и котировок акций за счет налоговых льгот, монопольных преференций, субсидий из государственного бюджета.
Однако инвестор обязан принять во внимание возможные риски и последствия. Не все они очевидны, поэтому требуют широкого фундаментального анализа рынка
- Новый скачок курса валют. Разброс версий – от 70 до 90 руб. за доллар до конца 2018 года.
- Кризис ликвидности, в том числе из-за массового снятия средств со счетов (особенно валютных) населением и юрлицами.
- Неконтролируемый рост доходности государственных облигаций. Выход иностранных инвесторов из них усилился после апрельских санкций против Русала. Минфин в 2018 году уже отменил несколько аукционов по размещению ОФЗ из-за низкого спроса и высокой ставки (до 9% при официальной инфляции в 4%). Кроме того, каждое снижение курса рубля пропорционально обесценивает номинированные в нем облигации.
- Проблемы с финансированием долга и инвестиционных планов компаний, что ухудшает их показатели по мультипликаторам.
- Дальнейшее снижение платежеспособности населения из-за девальвации рубля, что сказывается, например, на акциях потребительского сектора. Ситуация усугубляется отсутствием интереса правительства к поддержанию курса национальной валюты, поскольку дешевый рубль способствует формальному исполнению бюджета в условиях санкций.
- Введение вторичных санкций со стороны третьих стран. Пример: даже китайские банки все чаще отказывают в открытии счета гражданам России.
Санкции США в отношении России
Разрыв связи с финансовой системой США для крупнейшего финансового учреждения России, Сбербанка, включая 25 дочерних компаний, путем введения санкций в отношении корреспондентских и сквозных счетов. Это действие ограничит доступ Сбербанка к операциям, совершаемым в долларах.
Полные блокирующие санкции в отношении второй по величине финансовой организации России, Банка ВТБ (ВТБ) , включая 20 дочерних компаний. Это действие заморозит любые активы ВТБ, затрагивающие финансовую систему США, и запретит американским лицам иметь с ними дело.
Полные блокирующие санкции в отношении трех других крупных российских финансовых институтов : банка «Открытие», ОАО «Совкомбанк» и Новикомбанка и 34 дочерних компаний. Эти санкции замораживают любые активы этих учреждений, затрагивающие финансовую систему США, и запрещают гражданам США иметь с ними дело.
Новые ограничения по долгу и капиталу тринадцати наиболее важных крупных российских предприятий и организаций. Это включает ограничения на все операции, предоставление финансирования и другие операции с новыми долговыми обязательствами со сроком погашения более 14 дней и новыми акциями, выпущенными тринадцатью российскими государственными предприятиями и организациями: Сбербанк, Альфа-Банк, Московский кредитный банк, Газпромбанк, Россельхозбанк, Газпром, Газпром нефть, Транснефть, Ростелеком, РусГидро, Алроса, Совкомфлот, РЖД.
Дополнительные санкции полной блокировки российских элит и членов их семей: Сергея Иванова (и его сына Сергея), Андрея Патрушева (и его сына Николая), Игоря Сечина (и его сына Ивана), Андрея Пучкова, Юрия Сольвьева (и двух агентов по недвижимости). компании, которыми он владеет), Галина Улютина и Александр Ведяхин.
Расходы Беларуси на поддержку дальнейшего вторжения в Украину путем введения санкций в отношении 24 белорусских физических и юридических лиц, в том числе нанесение санкций в отношении военных и финансовых возможностей Беларуси путем введения санкций против двух крупных белорусских государственных банков, девяти оборонных фирм и семи связанных с режимом официальных лиц и элиты.
Экспорт почти всех американских предметов и предметов, произведенных в зарубежных странах с использованием определенного программного обеспечения, технологий или оборудования американского происхождения, будет ограничен целевыми военными конечными пользователями.
Общероссийские ограничения, чтобы задушить российский импорт технологических товаров, имеющих решающее значение для диверсифицированной экономики и способности Путина проецировать власть. Это включает общероссийский отказ от экспорта чувствительных технологий, в первую очередь нацеленный на российский оборонный, авиационный и морской секторы, чтобы лишить Россию доступа к передовым технологиям.
В дополнение к радикальным ограничениям в отношении российского оборонного сектора правительство Соединенных Штатов введет общероссийские ограничения на чувствительные американские технологии, производимые в зарубежных странах с использованием программного обеспечения, технологий или оборудования американского происхождения. Это включает общероссийские ограничения на полупроводники, телекоммуникации, шифрование, лазеры, датчики, навигацию, авионику и морские технологии.
Санкции против Путина и Лаврова предполагают блокирование активов и запрет на сделки с ними для американцев. Еще Госдеп ввел санкции против Шойгу и Герасимова.
США введут полные блокирующие санкции против РФПИ, заявили в Белом доме.
Intel заблокировал доступ на свои сайты для россиян. Воспользоваться им могут пользователи из других стран и при использовании VPN.
Потери Европы
Введение продуктового эмбарго привело к потерям для ориентированного на Россию бизнеса, в первую очередь европейского. Под удар попали польские яблоки, испанский хамон, норвежская сёмга, французские, финские и литовские сыры, фрукты из стран Южной Европы.
Европейские сельхозпроизводители не смогли найти новые рынки сбыта своей продукции. Закупочные цены внутри ЕС упали. Уже в 2015 году это привело к массовым протестам фермеров по всей Европе.
- Финские фермеры протестуют в Хельсинки, Финляндия
- Reuters
6 августа 2017 года президент Итало-Российской торговой палаты Розарио Алессандрелло рассказал РИА Новости, как три года контрсанкций сказались на экономике Италии.
Потери Франции от российских контрсанкций, по оценке экономистов Пятой республики, составили $8,1 млрд. Французский исследовательский центр в сфере международной экономики (CEPII) посчитал, что 76,7% всех потерь от антироссийских санкций и контрсанкций нашей страны понесли страны Европы.
По данным австрийского института экономических исследований Wifo, европейские санкции и российские контрсанкции привели к потере 400 тыс. рабочих мест в странах Европы. Санкционная война с Россией способствовала снижению роста ВВП европейских стран.
В апреле 2017 года специальный докладчик ООН по правам человека Идрис Джезайри на пресс-конференции в российской столице заявил, что совокупные потери стран, которые ввели против России санкции, составили $100 млрд., самой России был нанесён ущерб в $50 млрд.
По мнению экспертов, серьёзные потери европейских стран от российских контрсанкций — эффективный рычаг для давления на Европу с целью принудить её отказаться от санкционного воздействия на Москву.
Металлургия
Последствия санкций для экономики России: металлургия
По данным портала dprom.online, в 2019 году наша страна добыла 99 млн тонн железной руды и вошла в пятерку производителей. Для сравнения: первая в рейтинге — Австралия — добыла за тот же период 930 млн тонн железной руды. Также Россия производит ежегодно более 1 млн тонн меди (данные за 2020 год). В 2021 году Россия нарастила экспорт металлов и металлических изделий на 10,6% по объему и в 1,5 раза по стоимости по сравнению с «ковидным» 2020.
Угроза. Несмотря на то, что страна богата внутренними ресурсами, их нужно добыть и переработать. С 2014 года металлургические предприятия частично избавились от импортозависимости. Так, «РусАл» перешел на отечественные обрабатывающие комплексы собственной разработки. Это позволило отказаться от поставок нидерландской Hencon и значительно сэкономить на сервисном обслуживании.
Тем не менее, изолированно от всего мира работать не получится. Нужно оборудование, химические реактивы, листопрокатные станки.
Кто ушел. Ряд западных компаний из «недружественных» стран прекратили поставки в Россию. Например, поставщики ПО для промышленности SAP.
Что это значит. Отсутствие хотя бы одного компонента отрицательно отразится на всем производственном процессе.
В запросах на импортное оборудование на сайте компании «РусАл» значатся электродвигатели, мотор-редукторы для волгоградского предприятия (по состоянию на момент публикации статьи). А например, для Братского завода необходимы Сита импортного производства ISO 3310-1. И отдельной строкой — «аналог не рассматривается!». То есть заместить эту конкретную продукцию не удастся не только отечественной продукцией, но и китайскими аналогами, на которые правительство возлагает надежды. Среди более технологичных лотов — запрос на «Турбину Warner Bell 1S 2397235 WAGNER» на завод в Красноярске. Поставщик этого оборудования — американская транснациональная компания BorgWarner с дочерними предприятиями (производства и официальные торговые представительства) в нескольких десятках стран мира.
В примере проанализирован только один российский ведущий производитель металлов.
Негативный сценарий. При всем размахе переориентации на отечественного производителя говорить о схожем качестве промышленного оборудования не приходится. Турбину или листопрокатный станок просто так не завернуть в «пупырку» и не провезти через границу. Как минимум высокотехнологичное оборудование требует квалифицированного монтажа. То есть в отсутствие заменителей или нежелания на них переходить (как видно из примера) отрасли грозит резкий технологический откат.
Только немногие из металлургических компаний в последние год-два рискнули перейти на новый уровень благодаря цифровизации. Яркий пример — «Металлоинвест» и его «Цифровая трансформация 4.0». На перевод компании на цифровые рельсы (а сделано действительно многое!) потребовалось несколько лет, внедрена последняя на момент принятия решения SAP S4/HANA, а это ведущее программное обеспечение от мирового лидера отрасли.
Позитивный сценарий. Параллельный импорт наладят, используя третьи страны. Станет неудобнее, дороже… секретнее, особенно если сделки будут совершаться с согласия головных офисов поставщиков в обход санкций. Не исключено создание подставных компаний на территории третьих стран для легализации покупок.
Самые жесткие санкции в истории
Санкции против России действовали и раньше: за нарушения прав человека, за применение боевых отравляющих веществ против противников Кремля, за вмешательство в американские выборы, за кибератаки и, конечно, за Крым.
Но предыдущие санкции были большей частью направлены на людей из окружения Путина и оборонную промышленность. Их целью было показать Кремлю, что Запад считает его поведение недостойным приличного общества и обниматься не собирается. Только бизнес — торговля, финансы, космос.
Все изменилось после решения Путина отправить войска в Украину и перейти к открытой конфронтации с Западом, вплоть до угроз военного удара и претензий на территории стран ЕС.
Новые западные санкции оказались беспрецедентными в современной истории и по скорости их введения, и по масштабу ограничений, и по количеству поддержавших их стран.
Их цель была уже не этической, а практической — лишить Россию денег и технологий, подорвать возможности Путина финансировать войну, убивать людей и оккупировать территории, причем не только в Украине, но и дальше: в Молдове, странах Балтии и где еще ему вздумается.
Санкции безусловные — в них не записано, при каких условиях они будут сняты. Их цель — заглушить и разобрать военно-политическую машину, развязавшую самую масштабную войну в Европе со времен Второй мировой.
Россия лишилась преференций в торговле и потеряла часть гражданской авиации. Она осталась без западных кредитов, специалистов, инвестиций и технологий, благодаря которым сумела выбраться из нищеты и построить рыночную экономику на руинах советской плановой.
Достойной альтернативы им в мире нет. Что обрекает Россию на стремительный бросок в прошлое и последующий многолетний застой в изоляции от развитого мира.
Санкционная усталость
В начале сентября газета Politico со ссылкой на высокопоставленные источники в ЕС сообщила, что согласовывать новые пакеты санкций внутри блока становится всё сложнее. «Аппетита убавилось. С каждым пакетом становилось всё труднее», — рассказал изданию высокопоставленный дипломат одной из стран — членов Евросоюза.
Ещё один европейский источник в беседе с изданием отверг любое обсуждение дальнейших санкций и предупредил, что вызванный ими рост цен может привести к недовольству среди граждан союза.
«Мы рискуем получить зиму, полную недовольства. Текущий энергетический кризис заставляет всех политических лидеров нервничать: они опасаются политических последствий. Во многих странах речь идёт о том, удержится ли их правительство», — подчеркнул чиновник.
Однако 6 октября ЕС согласовал восьмой пакет экономических ограничений в отношении России.
- Здание Европарламента
- Gettyimages.ru
Как отметил эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер в беседе с RT, Европа действительно неоднородна в своём отношении к санкциям против РФ, однако лишь отдельные страны могут открыто выражать недовольство.
Тем не менее, по его словам, у каждой страны Евросоюза всё-таки есть свои экономические и политические приоритеты.
«Государства Южной Европы, например Италия, Греция, Кипр, Мальта, в значительной степени зависели от туризма, торговли, логистики, связанной с Россией. Теперь они этого лишены, что скажется на экономике в долгосрочной перспективе. В свою очередь, Венгрия и Словакия зависели от торговли с Россией. Однако Западу удалось поменять власть в Словакии с умеренно пророссийской на умеренно антироссийскую. В то же время в Венгрии кабинет Орбана находится у власти довольно долго и поэтому может открыто возмущаться», — говорит Брутер.
Он также считает, что санкции против РФ и внутренние противоречия по этому вопросу в ЕС уже привели к серьёзным политическим последствиям для Брюсселя.
«Евросоюз, конечно, не распадётся официально, но реальность такова, что он стал очень слаб в политическом плане. Вашингтону легко удаётся вынуждать Брюссель принимать нужные США решения. ЕС стал политически бесперспективным и зависимым. Это происходило и до начала спецоперации, но сейчас этот процесс близится к своему логическому завершению», — полагает Брутер.
С точки зрения заведующего Центром глобальных исследований и международных отношений ИАМП Дипломатической академии МИД РФ Вадима Козюлина, позиция Венгрии демонстрирует, что среди «старых» и «новых» членов европейского сообщества сохраняются принципиально разные политические взгляды и принципы.
При этом вряд ли стоит ожидать, что руководство ЕС изменит свою позицию по ограничительным мерам в отношении РФ, считает Козюлин.
«Сохранение санкционного режима может привести к углублению социальных противоречий и даже столкновениям в ряде стран. Даже в Германии и во Франции, самых богатых странах ЕС, есть недовольные, которые требуют снижения уровня цен. Звучат и требования восстановить связи с Россией, от которых многие зависят. Однако в ближайшее время в Европе будут доминировать позиции бюрократов из Брюсселя, которые считают, что необходимо сохранять санкции в отношении РФ из принципа, несмотря ни на что», — спрогнозировал аналитик.
Что такое экономические санкции
Основные каратели на сегодня:
- Европейский союз.
- США.
- ООН.
На картинке ниже видно, кто и на кого накладывает санкции в современном мире.
Основные формы ограничений:
- запрет на поставки оружия;
- замораживание счетов;
- замораживание имущественных активов (движимого и недвижимого имущества);
- запрет на въезд определенных лиц;
- ограничение на торговлю;
- запрет на оказание финансовой помощи, инвестиции;
- запрет на ввоз определенных товаров (предметов роскоши, высокотехнологичной продукции, драгоценных металлов);
- запрет на проведение сделок;
- запрет на удовлетворение исков;
- запрет на экспорт/импорт товаров для определенных отраслей (энергетики, космической промышленности, добывающей и обрабатывающей отрасли, ядерной промышленности);
- запрет на экспорт технологий;
- запрет на воздушные перевозки.
Не будь бедным, учись управлять своими деньгами и преумножать их.
Подробнее о курсе
Причины введения ограничений
Причины введения ограничений разнятся в зависимости от субъекта:
- для США это защита собственных торговых интересов, национальной и международной безопасности, ответ на нарушение прав человека;
- Совет Безопасности ООН следит за соблюдением мира во всем мире, в случае угрозы вводит санкции;
- страны ЕС защищают национальную и международную безопасность, противодействуют терроризму, распространению оружия массового поражения, нарушению прав человека, незаконной аннексии территорий и защищают целостность независимого государства;
- Россия в соответствии с Федеральным законом № 281-ФЗ применяет специальные экономические меры в случае возникновения угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, нарушения прав и свобод ее граждан.
Санкции – один из инструментов внешней политики государств. Когда дипломатические усилия не привели к нужному результату, а военные действия рассматриваются только как крайний и нежелательный вариант, страны и международные организации прибегают к санкциям.
Это позволяет им в некоторых случаях достичь цели быстрее и дешевле, чем другие меры воздействия. Но не утихают споры по вопросам эффективности ограничительных мер. Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будем рассматривать последствия введения санкций.
Торгово-промышленная палата Дюссельдорфа (Германия) опубликовала пресс-релиз с результатами исследования, проведенного по ее заказу Институтом экономических исследований Ifo (Мюнхен). Согласно данным исследования, Германия ежегодно теряет 5,45 млрд евро, а Европейский союз – 21 млрд евро в связи с антироссийскими санкциями. Опрос компаний, проведенный в ходе исследования, показал, что такие отрасли, как химическая промышленность, машиностроение, автомобилестроение, обрабатывающая промышленность пострадали больше всего от введенных санкций.
Из истории экономических санкций
Экономические санкции, вводимые против отдельных стран, существуют уже очень давно. Первые упоминания о таких ограничениях относятся к 423 году до нашей эры, когда Афины запретили посещать свои порты и рынки представителям обрасти Мегара, и это привело к началу Пелопонесских войн.
Широко санкции начали использоваться в XX веке. Самый известный пример санкций – американское эмбарго в отношении Кубы. После того, как в 1960 году руководство этой страны конфисковало собственность американских граждан и организаций, в США был запрещен импорт кубинского сахара. Позднее был установлен почти абсолютный запрет на любое перемещение товаров, а также был запрещен въезд американских граждан на Кубу. Санкции затем все больше и больше ужесточались, и лишь в 2016 году США восстановили дипломатические отношения с Кубой.
Также известны санкции США в отношении Ирана, которые были введены после свержения шахского режима в результате Исламской революции. Основной запрет касался закупки иранской нефти, заморозки иранских вкладов в американских банках. Запрет на торговлю был отменен в 1980 году, остальные санкции затем корректировались. В 1987-1990 годах снова действовало ограничение импорта нефти из Ирана.
В истории СССР тоже были случаи введения санкций. Предпосылками этого были ограничения, которые ввели США на доступ к высокотехнологичной продукции для социалистических стран. В 1951 году во время Корейской войны США расторгают торговое соглашение с СССР, в результате чего таможенные тарифы на советские товары увеличиваются в 4 раза.
Но наиболее серьезными были последствия внесения в 1974 году в американское торговое законодательство поправки Джексона-Вэника. Поправка отменяла режим наибольшего благоприятствования в торговле для стран, которые нарушали права человека и ограничивали право на эмиграцию. Под действие этой поправки попал указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г., по которому выезжающие за рубеж на постоянное место жительства граждане с высшим образованием должны компенсировать государству расходы на обучение. Свободная эмиграция из СССР была разрешена в 1989 году, тогда поправка в отношении нашей страны перестала действовать.
Кроме поправки Джексона-Вэника США вводили и другие ограничительные меры. В 1980 году в качестве ответа на ввод советских войск в Афганистан США разрывают контракт на поставку 17 миллионов тонн зерна в СССР, запрещают продажу высокотехнологичных товаров, ограничивают культурные, экономические и спортивные (Олимпийские игры) мероприятия. Зерновое эмбарго было отменено в 1981 году, однако периодически вводились другие ограничения.
Как видно, история санкций в XX веке во многом перекликается с противостоянием между Востоком и Западом. Во второй половине 80-х годов с началом Перестройки большая часть ограничений была отменена.
Чего ждать дальше?
Несмотря на то, что санкционные списки на данный момент уже достаточно обширны, западные страны не намерены останавливаться на достигнутом. Так, в ближайшее время ожидается введение нового пакета мер против России. Поводом на этот раз стало отравление нескольких человек (в том числе Сергея Скрипаля) в британском Солсбери, в котором подозреваются российские спецслужбы.
Предположительно 22 августа вступит в силу первый блок санкций, которым будет полностью запрещен экспорт в Россию электронных устройств и комплектующих, связанных с национальной безопасностью. Через 90 дней будет понижен уровень дипломатических отношений США и России, отозвано разрешение на полеты в США для «Аэрофлота» и почти полностью заблокирован товарооборот между странами. По этому пакету санкций возможно избежать ограничительных мер, если российская сторона заверит Запад, что в будущем не будет применять химическое и биологическое оружие. Тот факт, что участие России в отравлении документально не подтверждено, не учитывается.
Снятие с России частично или полностью всех санкций США и стран ЕС зависит, в основном, от решения украинского вопроса (в том числе выполнения Минских соглашений).
Частично санкции могут быть сняты, если Россия «прекратит активность» в тех областях, которые затрагивают национальные интересы США. Снятие некоторых санкций (с крупных компаний) возможно при других условиях, например, для «РусАла» это возможно, когда собственник компании (Олег Дерипаска) откажется от контроля над ней. Поскольку российская сторона не признает никаких фактов вмешательств в указанные процессы, а доказательств предоставлено не было, надеяться на скорую отмену санкций не стоит.
Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль связывает поэтапное снятие санкций с России с отводом тяжелого вооружения из Донбасса. Аналогичного мнения придерживается канцлер Австрии Себастьян Курц, который заявляет о возможности снятия некоторых санкций с России в случае, если в Минских соглашениях наметится прогресс.
Поскольку отношения между Россией и странами Запада остаются напряженными, следует ожидать нового витка ограничительных мер. При этом, единой политики в отношении существующих и возможных санкций в России не существует. Учитывая, что информация о возможных новых санкциях США уже вызвала падение курса рубля, экономика не в полной мере готова к новым мерам.
В любом случае, несмотря на позитивные прогнозы Правительства относительно последствий новых санкций, экономика должна быть готова к новым ограничениям, которые ожидаются со стороны США в ближайшее время.
Санкции, уже введенные в отношении РФ с 01.01.2018
Если рассматривать все ограничения, имеющиеся по отношению к России начиная с момента их введения, а именно с 2013 года, на начало января в отношении страны присутствовали следующие санкции, введенные от западных и американских партнеров:
- Дело Магницкого. Начиная с 2013 года, многие страны Европы, ЕС, а также США предпочли озвучить персональные санкции, которые относились к ряду должностных лиц РФ, обвиняемых ими в растрате денежных средств из бюджета страны. Толчком к введению данных мер послужила гибель одного из консультантов инвестиционного фонда Британии Hermitage Capital Management Сергея Магницкого, на которую последовала очень неоднозначная реакция. Данный список лиц постоянно дополняется и на настоящий момент насчитывает 51 человек.
- В 2014 году после присоединения полуострова Крым, а также в результате обвинений в адрес России в оказании поддержки сепаратистам, воюющим и наводящим дестабилизацию на востоке Украины, были также введены определенные ограничения, которые касались не только физических лиц, но и государственных организаций и компаний, находящихся в частной собственности.
- Согласно санкционным документам, представленным США, данный список на начало 2018 года состоял из 300 компаний и более 140 человек. Подобный документ предоставил и ЕС, однако, их лист ограничился всего 37 компаниями и порядка 150 должностными лицами.
- В начале 2015 года Соединенные Штаты Америки также заявили о ряде санкций, связанных с игнорированием и нарушением закона, касающегося нераспространения ядерного оружия, что было связано с Сирией, Ираном и КНДР. В очередном списке стали присутствовать 5 крупных российских компаний, при этом к ним отнесли также все их дочерние предприятия и имеющиеся подразделения.