Влияние биржи на цену бензина
Российское правительство старается минимизировать влияние цен бензина на бирже на внутренний рынок топлива. Делается это при помощи демпфера, про который упоминалось выше.
Тем не менее, если цена бензина на бирже длительное время остается неизменной и не соответствует тому уровню цены, которые были установлены на внутреннем рынке, или же имеется длительная тенденция к увеличению или снижению цены, то рано или поздно это также отразиться и на ценах топлива на АЗС в стране.
То есть, биржевые цены могут быть нестабильны и значительно колебаться в ту или иную сторону. Благодаря демпферу на отечественном рынке изменения стоимости топлива происходит плавно. Иногда биржевые колебания и вовсе остаются незамеченными.
Демпфер представляет собой механизм, который позволяет компенсировать разницу между средне биржевыми ценами экспортируемого топлива и ценами, установленными в стране.
Получать компенсацию может как государство, так и компания, которая занимается переработкой нефти. Кому будет выплачиваться компенсация, зависит от того, поднялись цены на рынке или опустились.
Стоимость бензина в других странах
Бензин – это топливо, которое считается двигателем экономики в мире. Сегодня стоимость его в разных странах существенно отличается. Россия занимает второе место по стоимости бензина в мире. Это связано с тем, что Российская Федерация активно занимается добычей нефти, в стране работают нефтеперерабатывающие заводы.
Если брать статистику за 2021 год, то стоимость топлива колебалась с нескольких центов почти до 3 долларов США. Самые высокие цены на бензин были зафиксированы в Дании, Нидерландах и Норвегии.
Низкая стоимость топлива в Беларуси. Он составляет всего 0,721 у.е. В Азии цены на бензин растут и растут. Самый высокий показатель был зафиксирован в Гонконге. Там цена составила 2,442 у.е. Прогноз цен на 2023 год также не очень утешителен.
Сегодня стоимость топлива в разных странах во многом зависит от эпидемиологической ситуации, карантинными мерами. Как только ограничения немного снимаются, повышается спрос на бензин. Это в свою очередь создает скачок цен.
В Европе стоимость бензина постепенно растет, так как с 2020 года спрос на топливо стал резко и сильно снижаться. Трейдеры поспособствовали тому, чтобы сделать емкости с бензином пустыми, чтобы увеличить предложения.
В Америке за 2021 год бензин также подорожал, за год цена выросла почти на 16 процентов. На 2021 год составляет она уже 0,846 долларов. Повышение связано с тем, что спрос стал выше, в предложение меньше.
Прогноз
Что касается прогнозных данных, то, в ближайшие 5 лет ожидается дальнейший рост цен на бензин.
Так МинЭнерго дает следующие прогнозные показатели:
- Инфляция на 2022 год планируется порядка 4%. Поэтому, и цены на бензин вырастут приблизительно в этих отметках.
- В 2023 году прогнозная “вилка” будет находиться от 48,37 до 50,19 руб.
- К 2024 году от 48,67 до 51,41.
Как видно из прогнозных данных, не стоит ожидать даже незначительного замедления темпов роста. Стоимость горюче-смазочных материалов будет непрерывно повышаться, подтягивая за собой цены на все остальные группы продовольственных и непродовольственных товаров.
Будет ли подорожание бензина в 2023 году?
Российский топливный союз заверяет, что в 2022-2023 году повышение стоимости бензина на рынке будет заметно гражданам РФ, так как подорожание будет близко к уровню инфляции. Но власти собираются скорректировать демпферный механизм.
Если потребуются кардинальные меры, то может быть введен временный запрет на вывоз топлива из страны. Это поможет стабилизировать внутренний рынок топлива, уменьшить ее стоимость.
Нефтяные компании заключают договоры с государством, которые направлены на стабилизацию ситуации на рынке. Если все соглашения будут выполнены, то можно добиться положительной тенденции.
Из-за большой конкуренции автозаправочные станции также должны будут удерживать цены на бензин. Главная задача министерства топлива на 2022-2023 год стабилизировать оптовые цены на ресурс.
Росстат привел неутешительную статистику. Стоимость бензина за 2021 год увеличилась почти на 9 процентов. Это касается, как АИ-92, так и И-95. Первый имеет стоимость до 48 рублей, второй – до 51 рубля. А уровень инфляции на 2021 год составила 8,4%.
По прогнозам на 2022-2023 год данный показатель должен снизиться почти вдвое. Именно поэтому рост цен на бензин 2023 году должен быть чуть ниже, чем за 2021.
Формирование стоимости бензина
Стоимость бензина в большинстве стран мира формируется естественным образом, все зависит от рынка. В России действует немного другой механизм определения цены. Он имеет название «демпфер».
Цена бензина на экспорт, выше, чем внутрироссийская. При этом государство компенсирует разницу между средней экспортной ценой и ценами на бензин внутри страны. Это происходит автоматически. То есть, нефтеперерабатывающие заводы по данному механизму получают компенсацию.
В случае, если ситуация обратная – стоимость топлива в стране выше, чем на мировом рынке, то компенсацию получает государство от нефтеперерабатывающего завода. Демпфер также называют дополнительным акцизом.
Если стоимость бензина в мире будет постепенно снижаться, то демпфер будет «минусовым», что, соответственно, повышает уровень акциза. Пока в стране стоимость топлива будет понижаться, в России цены будут расти.
Но демпферный механизм формирования цен имеет и преимущества. Если в мире топливо резко начинает расти в цене, в стране будут оставаться более-менее стабильные показатели. Внедрена такая система формирования стоимости топлива была еще в 2018 году.
В 2021 году ее решили немного скорректировать. В Министерстве энергетики заявили, что такие изменения требуются из-за того, что стоимость топлива растет. Это связано с изменением индекса потребительских цен в 2021 году, а также спросом на бензин в холодное время года.
Формирование стоимости топлива во многом зависит от налогов, которые установлены государством. Их можно выделить несколько:
- налог на прибыль, если он зависит от использования бензина;
- акцизные сборы;
- НДС;
- налог на добычу полезных ископаемых.
Стоимость нефти – это всего 4-5% от общей стоимости топлива в России. Остальное – это:
- 7% – транспортировочные расходы;
- 13% – наценка от компаний, которые занимаются переработкой нефти;
- 16% – набавка от заправочной станции;
- 60% – выплаты, которые идут государству, акцизные сборы.
Исходя из этого, сложно определить, сколько будет стоить бензин в 2023 году. Многое зависит от сборов, установленных государством и компаний, которые занимаются предоставлением топлива.
Динамика
Теперь узнаем, как изменялась цена по годам, то есть как интенсивно она росла. Эти данные могут помочь при анализе влияющих факторов и изучении зависимости от региона России.
По годам
Если оценивать динамику стоимости дизтоплива и бензина в России в 2019 году и сравнивать с периодом в почти 20 лет, то есть начиная с 2000 года, то картина складывается по годам следующим образом:
- С 1996 по 2000 год выросла на 100%;
- Затем по пятилеткам с 2000 по 2005 год – возросла на 120%;
- С 2005 по 2010 год увеличилась приблизительно на 70%;
- К 2015 году опять же таки на 70%;
- А вот за период с 2015 по 2017 год на 20%.
Как видно из представленной статистики, стоимость непрерывно растет, что негативно сказывается на благосостоянии граждан. Если же сравнивать стоимость 1 л. бензина в разных странах мира, то например, в Соединенных Штатах Америки, к середине 2018 года она достигла в пересчете на российскую валюту 52,1. В Объединенных Арабских Эмиратах 1 л. бензина марки Super 98 стоит порядка 0,69$. В пересчете на валюту России это составило порядка 46 руб.
Эта отметка в США гораздо выше, чем в России, но здесь необходимо учитывать паритет доходов граждан. Не исключаем тот факт, что Америка является импортером, а не экспортером нефти. Только в последний год она стала нетто-экспортером впервые за период, начиная с 1940 года.
Если же рассматривать Объединенные Арабские Эмираты, то они также являются экспортером этого продукта. И цены у них приблизительно такие же, как и в РФ (Ситуация резко изменилась в 2020 году). Поэтому говорить о том, что стоимость любого вида топлива в обозримом будущем будет снижаться, не приходится. Ведь в других странах стоимость приблизительно такая же.
Если оценивать покупательскую способность граждан, то здесь Россия несомненно проигрывает. Поэтому ситуация не изменится до тех пор, пока доходы населения не вырастут и граждане не смогут приобретать большее количество топлива на имеющуюся среднюю зарплату.
Если с этой точки зрения рассмотреть период, который складывался в России начиная с 2000 года, то вот каким образом выглядит средняя покупательская способность граждан по отношению к бензину:
- В 2000 году на медианную зарплату гражданин мог приобрести 225,1 л по средней цене.
- К 2005 году покупательская способность увеличилось и составила уже 325,4 л.
- 2010 год отметил с еще более позитивной динамикой. Среднестатистический гражданин на медианную зарплату мог приобрести уже 592,4 л.
- 2015 календарный период еще сильнее повысил этот уровень, доведя его до 688,9 л.
- А 2016 год показал отметку уже в 706 л.
- В 2017 этот показатель составил приблизительно 722,4 л.
По городам
Рассматривая города и регионы с наибольшей стоимостью горюче-смазочных материалов, вот какие регионы стоит выделить на примере АИ-92 по результатам 2017 года:
- Чукотский автономный округ – 51,5.
- Якутия – 50,7.
- Магаданская область – 44,4 руб.
- Камчатский край – 44,9.
- Приморский край – 39,3.
Данные на 2019 год
Наименьшая цена оказалась в:
- Кемеровской области – 35,7 руб.
- В Томской области – 34,5.
- В Омской области – 35,6 руб.
- В Челябинской области – 35,5.
- В Чеченской республике – 35 руб. ровно.
Что касается Москвы и Московской области, то на 2017 год на марку топлива АИ-95 показатель был в среднем зафиксирован на отметке 40,33 руб. Если рассматривать динамику, то она повысилась на 3,2%.
Также стоит отметить, что во всех городах происходил в этот период рост цен. За исключением Самары, Кирова, Архангельска, Тамбова, Ульяновска, Владимира, Саранска, Пензы, Рязани, Екатеринбурга, Кургана, Костромы, где происходило небольшое снижение стоимости топлива. Стоит отметить, что цена понизилась в среднем на 0,5%.
Актуальные показатели
Рассматривая средний показатель цен на бензин по статистике за последние почти 20 лет становится очевидно, что его стоимость находится в постоянном росте. Такая же ситуация обстоит с дизельным топливом. Чтобы в этом убедиться, предлагаем посмотреть на данные от Федеральной службы государственной статистики.
Бензин
Цены на бензин автомобильной марки АИ 80 (А – 76) имеют следующую динамику, в соответствии с информацией официального сайта Росстат:
Год | Цена | Год | Цена |
2002 | 7,58 | 2012 | 26,56 |
2003 | 9,06 | 2013 | 27,91 |
2004 | 12,46 | 2014 | 40,41 |
2005 | 14,32 | 2015 | 32,23 |
2006 | 15,75 | 2016 | 33,59 |
2007 | 17,01 | 2017 | 35,22 |
2008 | 17,41 | 2018 | 37,74 |
2009 | 19,16 | 2019 | 39,42 |
2010 | 20,09 | 2020 | 40,13 |
2011 | 24,65 | 2021 | 42,84 |
Как видно, рост происходит регулярно, что не может не сказываться на остальных ценах. Причем, как отмечают специалисты, бензин дорожает независимо от стоимости на нефть. Даже в пиковые проседания котировок на баррель нефти, в РФ отмечается тенденция роста на все типы ГСМ. Также топливный рынок ведет себя и по отношению к АИ-92 бензину. Имеются следующие данные за 1 литр топлива:
- 2013 год – в среднем по регионам около 28 руб.
- В 2014 году выросла до 32,2.
- В 2015 составляла уже 33,3 руб.
- В 2016 поднялась до отметки в 34,7.
- В 2017 году – 36,5.
- И уже в 2021 – 44.
Точно такая же ситуация со всеми остальными марками бензина, включая АИ-95 и 98.
Дизель
Что же касается динамики розничных показателей на дизтопливо в России, то здесь ситуация за 10 лет точно такая же, как и с бензином:
- 2013 год – дизтопливо стоит 31,5 руб.
- 2014 год – взлетает до отметки 33,8.
- 2015 год – 34,9.
- 2016 год – 36,8.
- 2017 год – 38,7.
- 2018 год – 39,34.
- 2019 год – 44,14.
- 2020 год – 46,3.
- 2021 год – 49,4.
На графике отражена динамика роста на тот период времени.