Нефть: в поисках клондайка

Мировая экономика и российская промышленность

Наращивать темпы добычи и осваивать прибыль от продажи сырьевых запасов позволяет:

  • привлечение иностранных инвесторов;
  • модернизация оборудования;
  • применение новых технологий.

Система налогообложения предусматривает возможность новых вложений от прибыли в:

  • освоение технологий;
  • разработку новых месторождений;
  • открытие новых и перспективных месторождений.

В этом свете положение отраслей нефтяной и газодобывающей промышленности становится приоритетным для государственной экономической системы и ее ТЭК.

Позволяет ей рассчитывать на ускорение принятия законодательных проектов Минтопэнерго РФ, и на рост финансирования научных структур, занятых разработкой месторождений, прогрессивных методик и оборудования для максимальной разработки уже открытых скважин и разработки новых.

Перспективы развития скважин в отдаленных и труднодоступных регионах тем более вероятны, что инвесторами в этих регионах могут стать Китай и Япония, а это крупный и многонаселенный рынок, расположенный в относительной близости от источников сырья.

Развитие мировой нефтеперерабатывающей промышленности на сегодняшний день позволяет делать оптимистические прогнозы, и надеяться на успешный сценарий грядущих событий.

Почему нефть не закончится

Артем Козинов называет 5 главных причин:

  • Мы до сих пор не знаем, как образуется нефть. На этот счет есть 2 теории: органическая и неорганическая. Сторонники первой считают, что углеводороды появились в древности из органического вещества и планктона под воздействием высоких температур и давления. Вторые полагают, что нефть образовалась на большой глубине в мантии Земли из-за сложных химических реакций. Но обе теории говорят о том, что нефть возобновляема;

  • Нефть не всегда зарождается там, где ее добывают. Это также следует из теорий ее происхождения и означает, что новейшие методы разработки позволят снова и снова добывать нефть в нужных количествах;

  • Человечество добывает меньше половины мировых запасов нефти. Даже при интенсивной добыче в нефтяных месторождениях мы извлекаем лишь меньшую часть углеводородов;

  • Нефть добывают далеко не из всех открытых месторождений. Многие из них пока плохо исследованы и не освоены;

  • Многие месторождения до сих пор не обнаружены.

Дополнительным фактором служит то, что добыча нефти ограничена международными организациями — такими, как ОПЕК и Международное энергетическое агентство.

Самотлорское

Самотлорское это крупнейшее месторождение, находящееся на седьмом месте в мировом рейтинге и самое крупное в России. Относится к Западно-Сибирской нефтяной провинции, расположено в Нижневартовском районе ХМАО в районе озера Самотлор. Находится под дном озера и получило свое название в его честь. 

  • Открытие: 1965 год, экспедиция Абазарова В.
  • Начало промышленной добычи: 1969 год.
  • Местонахождение: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
  • Площадь: более 3 тыс. км2.
  • Предполагаемые геологические запасы нефти: 7,1 млрд тонн.
  • Объем извлекаемых запасов: 2,7 млрд тонн.
  • Ежегодная добыча: 22 млн тонн.
  • Оператор: ПАО «НК «Роснефть».

Насчитывает около 18 пластов, между которыми также находится природный газ. По оценкам экспертов, Самотлор исчерпан более чем на 70%.

Значимость неизведанных месторождений

В азиатских странах отмечаются весьма низкие затраты на добычу этого полезного ископаемого. Наибольшие запасы нефти размещены в Саудовской Аравии. Здесь находится ¼ доля от общего мирового нефтяного запаса. На втором месте находится Ирак. На его территории размещено 9/10 мировых запасов.

Согласно проведенным научным исследованиям, российские запасы неразведанной нефти превышают известные на сегодняшний день, и разрабатываемые ресурсы.

Анализ предполагаемой качественной структуры еще не открытых месторождений показал, что основные перспективы добычи нефти приходятся на районы с низким уровнем изученности и проведенной разведки, и приходятся на Восточную и Западную Сибирь и шельфы северных и восточных морей.

Последний ресурс?

Континентальный шельф остается последним крупным нефтегазовым ресурсом на планете. Его освоение — это история постоянного испытания человеческих возможностей, эксперимента и риска. Даже несколько десятков метров воды над месторождением требуют принципиально иных технических решений и больших капиталовложений, а преимущество только одно — упрощается транспортировка сырья. По морю его удобно перевозить танкерами и не зависеть от наличия «трубы» и воли ее собственника.

Но и это преимущество исчезает, а усилия и затраты возрастают многократно, если речь идет о Северном Ледовитом океане и примыкающих к нему морях. Несмотря на уникальное богатство этого региона, рентабельность его освоения все еще под вопросом. И как знать, если наш северный шельф еще долго будет оставаться без буровых вышек, возможно, к тому времени найдут дешевые заменители жидких моторных топлив и потребность в ископаемом топливе существенно снизится. Промышленности будет хватать разработки тех месторождений, которые есть на суше или в теплых морях. В таком случае нефтегазовый потенциал ледовитых морей России вообще окажется невостребован. Будем ли мы об этом жалеть?

Автор благодарит за помощь в подготовке материала Александра Кондакова, заведующего сектором комплексных проблем ресурсообеспечения СОПС и сотрудников центра «Мировой океан»

Эффективное размещение перерабатывающих предприятий

Существенное увеличение перспектив развития и размещения нефтяной промышленности могло бы наблюдаться в случае, если нефтеперерабатывающие предприятия находились в непосредственной близости к источникам сырья, что позволит:

  • избежать расходов на транспортировку;
  • увеличить прибыль компаний;
  • уменьшить стоимость продукта для потребителя.

Смазочные масла, бензин, дизельное топливо, мазут и керосин стали бы конкретно ниже по себестоимости, если бы не возникало проблем с транспортировкой и хранением.

В регионах с суровыми климатическими условиями постройка нефтеперерабатывающих предприятий ненамного улучшит ожидаемые перспективы, так как придется изыскивать возможность раздельной доставки полученной продукции, в то время как для транспортировки нефти достаточно трубопровода.

Лимитирующим постройку нефтеперерабатывающих промышленных предприятий в непосредственной близости к местам добычи становится и кооперирование химических заводов, работающих с нефтью, и постройка их в непосредственной близости к центрам нефтяной переработки. Это обеспечивает:

  • в густонаселенных районах такие комплексы решают и кадровые проблемы;
  • вопросы поиска потребителя на произведенную продукцию;
  • затраты на постройку комплексов могут превысить удельную стоимость транспортировки.

Постройка капитальных предприятий, несомненно, приведет к развитию инфраструктуры региона, но это означает возведение капитальных строений у берегов временного источника.

§2. Проблемы разработки континентального шельфа

     Проблемы 
шельфа в России начали решать почти
100 лет тому назад, когда в 1916 году
Министерство иностранных дел Российской
империи определило статус земель и островов,
расположенных в арктической зоне, прилегающей
к Арктическому побережью России. Одним
из законодательных актов начала 20-х годов,
уже при советской власти, территорией
страны объявлялись все как открытые,
так и могущие быть открытыми в дальнейшем
земли и острова, не составлявшие к моменту
его опубликования территории каких-либо
иностранных государств, расположенные
в Северном Ледовитом океане к северу
от побережья России до Северного полюса.

     Принадлежность 
России этих территорий до сих пор 
еще официально не оспаривалась ни
одной из стран, — но тут есть
одно большое «но»: эта норма не
нашла подтверждения в Конвенции 
ООН по морскому праву 1982 года. В 
то же время принято, что линии, обозначающие
боковые пределы полярных секторов, не
признаются государственными границами.
Отсюда вывод: любое государство имеет
право на разработку полярных природных
ресурсов. Оно может подать в ООН и иные
международные организации заявку на
разработку ресурсов морского шельфа.
России же, как подписанту Конвенции по
морскому праву 1982 года, учитывая повышение
интереса других стран к ее арктическому
сектору, необходимо своевременно разработать
правовые обоснования претензий Российской
Федерации на свою арктическую зону.

     Конвенция
1982 года предусматривает 200-мильную 
зону континентального шельфа, исчисляемую 
от исходных линий, от которых ведется 
отсчет ширины территориальных вод 
лишь тогда, когда внешняя граница 
подводной окраины материка не простирается
на такое расстояние. Поэтому Россия должна
еще доказать, что шельф Северного Ледовитого
океана является продолжением Сибирской
континентальной платформы. Тогда можно
будет использовать нормы конвенции, предусматривающие
в данном случае выведение внешней границы
континентального шельфа за 200-мильную
зону. При таком варианте конвенция устанавливает
350-мильную зону. Затем нужно будет зарегистрировать
в ООН и международном органе по морскому
дну свою безусловную юрисдикцию над российским
арктическим пространством, права по его
использованию и освоению. Столь подробное
разъяснение сути казусов с континентальным
шельфом необходимо именно сейчас, когда
мы говорим и пишем о шельфе как о безусловной
части территории России. Но все это еще
предстоит доказать и юридически оформить.

     В
1997 году решением 132 стран была организована
Комиссия по границам континентального
шельфа, которая должна рассмотреть 
заявку относительно признания прав
России на 1,2 млн кв. км дна северных
морей. Можно не сомневаться, что процесс
этот окажется долгим и трудным. Только
в 2002 году создан прецедент и вопреки сопротивлению
ряда стран Россия подала-таки в соответствующую
комиссию ООН заявку о границах своего
континентального шельфа. Цена же вопроса
— будущее России, ее обеспеченность полезными
природными ископаемыми, топливом и энергией.

     России 
нужно ежегодно добывать 500—600 млн 
т нефти. Это в соответствии с 
сегодняшними потребностями, в том 
числе и экспортными. Известные 
нефтяные районы континентальной части 
страны в большинстве своем вступают
в стадию снижения добычи, и до тех пор,
пока не будут открыты и разработаны новые
нефтеносные провинции на континенте,
единственной перспективой остаются шельфы.
Потенциальные запасы нефти и газа на
российских континентальных шельфах несравнимы
с запасами на континенте и оцениваются
в 90—100 млрд т в переводе на нефтяной эквивалент.
На сегодня технически доступные ресурсы
нефти составляют чуть более 9 млрд т.,
примерно половина из них рентабельны,
а 20% — высокорентабельны. Это свыше 1 млрд
т. Напомним, что в настоящее время это
двухлетняя добыча на континенте России.
А дальше идут так называемые нормально
рентабельные ресурсы второго эшелона
освоения шельфов, которых насчитали вдвое
больше, до 2 млрд т. Нерентабельные запасы,
требующие принципиально новых технологических
решений добычи, определены в объеме 4
млрд т. Технически доступные ресурсы
газа оцениваются в 47 трлн куб. м. Около
половины из них рентабельны.

Предыстория

Поверхностные залежи нефти были известны человечеству с наиболее древних времен. Нефтепродукты использовались с 6000-го года до н.э, нефть, в основном из поверхностных источников, была добыта в Древнем Вавилоне, Древней Греции и Древнем Китае. Ипользование в  древние времена нефти было связано с его естественным качеством — способностью гореть. В российских хрониках во времена Бориса Годунова упомянута “горючая вода”, принесенная из Ухты. Промышленное использование началось только после изобретения метода дистилляции нефти в керосине на фабрике в России в целях замены освещения маслом. Первое развитие нефтяных месторождений было начато в Российской империи в 1848 в Биби-Эибэте в Баку. Нефтедобыча коммерчески началась с 1960. Рост современного потребления, обычно связывался с использыванием продуктов очистки нефти для двигателей внутреннего сгорания в авиационной и автомобильной промышленности.

В данный момент сумма разведываемых нефтяных месторождений мира состовляет 210 миллиардов тонн, не, у разведываемых областей максимальная сумма в 260 миллиардов тонн. По состоянию на 2010 лидеры в области нефтедобычи: Россия — 505 миллионов тонн/год, Саудовская Аравия — 480 миллионов тонн/год, США — 294 миллиона тонн/год. В результате интенсивного производства в течении полутора веков были значительно исчерпаны найденные континентальные запасы энергетических ресурсов. Помимо этого универсального извлечения нефти составляет 3,8 миллиарда тонн в год, мировые резервы нефти, включая не исследуемые запасы, согласно предварительным прогнозам специалистов, будут исчерпаны за 46 лет (Статистический отчет о мировых энергетических ресурсах, Бритиш Петролеум, 2011). Если рассмотреть нефтяные месторождения в нефтяных песках (сумма приблизительно 460 миллиардов тонн) расположенный в Канаде и Венесуэле, мировое развитие может быть расширено на 110 лет.
В ближайшем будущем в рамках современной научной технической процедуры не возможно найти энергетическую замену нефти. Выполнение трудных исследовательских работ в области нефтедобычи является большей частью перспективного направления в поисках новых нефтяных месторождений. Конечно, это о морских материально-технических ресурсах энергетических ресурсов. Предварительные исследования показали, что океанские залежи нефти и газа превышают все предварительные ожидания.

Рассчитывают на известные морские материально-технические ресурсы нефти, колеблется в пределе 240-300 миллиардов тонн, современное производство составляет только 25% процента известных областей. Общая сумма материально-технических ресурсов нефти определена по курсу разведываемых областей, только приблизительно 2% территории континентальных шельфов в данный момент исследуются. В данный момент на территории шельфов это – добыча нефти

Как будет развиваться энергетика дальше?

Центр энергетики «Сколково», совместно с Институтом энергетических исследований (ИНЭИ) РАН, представил свой прогноз до 2040 года. Из него следует, что мировая энергетика уже находится на пороге глобальной трансформации — «четвертого энергоперехода»: первый был связан с развитием добычи угля, второй — нефти, третий — газа. Это значит, что доля ВИЭ будет нарастать, вытесняя нефть и газ.

В прогнозе описаны 3 сценария:

Консервативный: технологии и потребление энергии останутся на текущем уровне или вырастут незначительно. Доля ВИЭ в мире составит 35%, в России — 15%;

Инновационный: ускорение развития технологий и перехода на ВИЭ. Распределение долей — 40% и 16% соответственно;

Энергопереход: еще большее ускорение технологий и особый акцент в политике государств на отказе от углеводородов. В этом случае в мире на ВИЭ будет приходиться 49%, в России — 21%.

По мнению авторов исследования, все три сценария для России будут негативными: первыми сократятся поставки именно российской нефти, что обернется для нас долгосрочной экономической стагнацией. В России уже готовятся к такому сценарию: действует госпрограмма поддержки развития ВИЭ до 2035 года. Она предполагает, что всем станциям на основе ВИЭ вернут инвестиции. Это поможет сделать «зеленую» энергию дешевле и доступнее, а ее доля в общей выработке вырастет до 3,3%.

Южный регион

Общая информация

ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями в российских акваториях Черного, Каспийского и Азовского морей: Темрюкско-Ахтарский участок и месторождение Новое в Азовском море, Северо-Каспийский участок и месторождение Западно-Ракушечное в Каспийском море, Туапсинский прогиб, Западно-Черноморская площадь и Южно-Черноморский участок на шельфе Черного моря.

Важнейшим принципом реализации шельфовых проектов ПАО «НК «Роснефть» является безусловное следование требованиям российского природоохранного законодательства и международных соглашений на всех этапах работ, с соблюдением всех норм экологической и промышленной безопасности. В период проведения морских операций осуществлялось постоянное наблюдение за морскими животными.

Выявление и предупреждение экологических рисков являются обязательной частью любого проекта ПАО «НК «Роснефть» в области разведки и добычи. В Компании разработаны стандарты экологической безопасности, основополагающим направлением которых является применение технологий снижающих негативное воздействие на окружающую среду.

Начиная с 2012 года Компания проводит изучение гидрометеорологических, ледовых, инженерно-геологических и экологических условий на лицензионных участках в Арктике. В 2021 г. Компанией при участии специалистов ООО «Арктический научный центр» (АНЦ) организованы очередные ежегодные комплексные научно-исследовательские экспедиции, в ходе которых проведены исследования в арктических морях.

В ходе научно-исследовательской экспедиции в Арктику «Кара-Лето 2021» выполнены гидрометеорологические исследования на шельфе арктических морей РФ с целью поддержания наблюдательной инфраструктуры Компании в Карском море.специалистами ООО «Арктический Научный Центр» успешно выполнены гидрометеорологические исследования на шельфе арктических морей РФ с целью поддержания наблюдательной инфраструктуры Компании в Карском море.

Выполнены экспедиционные исследования белого медведя в весенний период на о. Земля Александры (арх. Земля Франца-Иосифа). Проведен мониторинг животных в период выхода самок из родовых берлог. Общая протяженность маршрутов экспедиции составила более полутора тысяч километров. Ученые зафиксировали 15 особей белых медведей. Девять животных исследованы с использованием метода дистанционной иммобилизации, не представляющим угрозы их жизни и здоровью. Проведен комплекс морфометрических измерений параметров жизнедеятельности медведей, взвешивание, отбор проб крови и шерсти для генетического, биохимического и токсикологического анализов. В летний период группа учёных провела исследования белых медведей на мысе Желания архипелага Новая Земля.

Проведено обследование 34 островов архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новой Земли (территория Национального парка «Русская Арктика») с целью изучения атлантического моржа. Проведено 17 высадок для работы с животными, установлено 16 спутниковых меток на моржей. С помощью беспилотных летательных аппаратов выполнены масштабные обследования лежбищ атлантического моржа. По данным предварительного учета общая численность составила 7145 животных, что в два раза превосходит учеты прошлого года. На о. Ева-Лив была зафиксирована самая большая залёжка атлантического подвида моржа из когда-либо отмеченных.

Проведены исследования дикого северного оленя. Работы проводились в непосредственной близости от путей миграции и мест зимовки оленей таймыро-эвенкийской популяции – в окрестностях озер Ессей и Еромо Эвенкийского муниципального района. В ходе исследования был организован самый масштабный за всю историю проекта комплексный мониторинг животных. Во время наземных и авиационных учетов проведены фото- и видеосъемка с последующей идентификацией особей, регистрация мест антропогенного воздействия на стадо, сбор образцов биологического материала, съёмка со спутника и беспилотного летательного аппарата для детального обследования обнаруженных групп животных.

Отчисления и взносы в связи с разработкой континентального шельфа за пределами 200 морских миль.

В соответствии со ст. 82 Конвенции 1982 г. прибрежное государство производит отчисления или взносы натурой в связи с разработкой неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль.

Отчисления и взносы производятся ежегодно в отношении всей продукции на участке по истечении первых пяти лет добычи на этом участке. Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на данном участке. Этот размер увеличивается на 1% каждый последующий год до истечения 12-го года и затем сохраняется на уровне 7%. Развивающиеся страны – нетто-импортеры добываемого на континентальном шельфе продукта освобождаются от подобных отчислений.

Отчисления или взносы делаются через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами-участниками Конвенции на основе критериев справедливости, принимая во внимание интересы и потребности развивающихся государств, особенно тех из них, которые наименее развиты и не имеют выхода к морю

Проблемы, и все-таки перспективы

Одной из существенных проблем нефтяной отрасли России, как и аналогичной промышленности в мире, является осуществление транспортировки нефти.

Транспортировка нефти по государственному трубопроводу заставляет нефтедобывающие компании изыскивать альтернативные источники транспортных перевозок, и обращаться к транспортным и морским компаниям в надежде увеличить получаемую прибыль.

Нефтедобывающая промышленность во многом зависит от сырьевого фактора, который и обусловливает порядок введения месторождений в эксплуатацию, а сырьевой фактор во многом зависит от размещения нефтеперерабатывающих заводов, или перспективы их дальнейшей постройки.

Сырье, добываемое в районах трудного доступа, в необработанном виде доставляется в места, где находится массовый потребитель, а это существенно повышает стоимость производимых нефтепродуктов.

Формирование и развитие концепции континентального шельфа.

Стремительное развитие научно-технического прогресса и потребности экономического роста после Второй мировой войны актуализировали вопросы поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна. На этом фоне в США 28 сентября 1945 г. вышла в свет прокламация президента Трумэна, в которой заявлялось, что «правительство Соединенных Штатов рассматривает природные ресурсы недр и морского дна континентального шельфа на территории открытого моря, прилегающего к побережью Соединенных Штатов, как принадлежащие Соединенным Штатам, и находящиеся под их юрисдикцией и контролем».

Односторонние действия США были восприняты значительным числом государств как сигнал к разделу не только природных морских ресурсов шельфа, но и самого шельфа и покрывающих его вод. Прокламация вызвала цепную реакцию по принятию законодательных актов и распространению юрисдикции прибрежных государств на континентальный шельф.

В связи с такими акциями, которые могли привести к острым конфликтам между государствами, возникла необходимость в международно-правовой регламентации континентального шельфа. В начале 1950-х годов этой проблемой занялась Комиссия международного права ООН. С тех пор вопрос о статусе континентального шельфа не сходил с ее повестки дня.

Комиссией международного права был подготовлен проект Конвенции о континентальном шельфе (далее – Конвенция 1958 г.), который затем был рассмотрен на Конференции ООН по морскому праву, состоявшейся в 1958 году. Конференция одобрила проект Конвенции и открыла его для подписания. Данная конвенция и сегодня насчитывает более 50 государств-участников.

Согласно ст. 1 Конвенции 1958 г. термин континентальный шельф относится «к поверхности и недрам морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров, или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов».

Конвенция также определяет правовой статус континентального шельфа, признавая и закрепляя за всеми прибрежными государствами суверенные права над ним в целях разведки и разработки его естественных богатств, а также устанавливает правила делимитации континентального шельфа в случае, когда берега государств расположены один против другого, и в случае смежных берегов.

Правовой режим континентального шельфа получил дальнейшее развитие на третьей Конференции ООН по морскому праву (1973–1982). Ее работа завершилась подписанием 10 декабря 1982 г. всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.), которая вступила в силу 16 ноября 1994 г.; Россия — участница с 26 февраля 1997 г. В Части VI Конвенции 1982 г. предусматривается сложная система юридического определения внешней границы подводной окраины материка и регламентируются права и обязанности прибрежных и других государств-участников в отношении континентального шельфа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: