Как пишется слово «светиться»?
Чтобы выяснить, как правильно пишется слово «светиться», определим его грамматическую форму в предложении:
Исследуемое слово обозначает действие и отвечает на вопрос:
звезда что начала делать?
Этот глагол находится в неопределённой форме, что подсказал заданный к нему вопрос
Обратим внимание, что вопрос и форма глагола совпадают окончанием -ть:
- делать — корень/суффикс/окончание;
- светиться — корень/суффикс/окончание/постфикс.
В русском языке большинство глаголов в неопределённой форме независимо от наличия постфикса -ся имеют типичное окончание -ть:
- отказать — отказаться;
- создавать — создаваться;
- лишить — лишиться.
Вопрос, заданный к этой форме глагола, является подсказкой в написании мягкого знака. Также такое слово можно узнать по его синтаксической функции в предложении. Обычно неопределённая форма глагола является смысловой частью составного глагольного сказуемого. Как правило, за вспомогательными словами «начать», «продолжать», «закончить», «желать», «любить» и пр., которые находятся в личной форме (начну, продолжим, закончишь), обязательно следует смысловой глагол в неопределённой форме. Убедимся в этом, если прочтем примеры предложений.
Как научиться правильно и красиво говорить
Для хорошего выступления или просто общения с друзьями потребуется исправить указанные выше проблемы: неуверенность в себе, убрать слова-паразиты, подобрать оптимальный темп беседы. Разберем по отдельности эти моменты.
Увеличение словарного запаса
Красивый разговор складывается из красивых слов. Если говорить только мат-перемат, как многие представители широкой общественности, то оратором точно стать не получится, если только не дождаться наступления полного постмодерна, там и это будет возможно. Словарный запас – залог красивой речи, повышается он только одним способом: регулярным чтением качественных книг.
Какие книги читать? Подойдет русская классика, хорошие переводы жемчужин мировой литературы, иногда можно читать научные статьи, в науке множество слов, не известных простым людям вообще. Их аккуратное использование будет усиливать речь, делать ее более «презентабельной». Словарный запас дополняется также фильмами, сериалами, поэтому надо смотреть хорошие картины. Регулярное общение с умными и начитанными людьми также помогает многое почерпнуть для себя.
Если Вас интересует грамотная речь, как научиться говорить красиво, то надо слушать выступления опытных ораторов. Такие есть среди публицистов, политиков, журналистов, даже блогеров.
Неуверенность в себе
Неуверенный человек не может красиво говорить. Он будет стесняться, скомкивать предложения, говорить тихо, краснеть и т.д. Вот упражнения для того, чтобы повысить уверенность в себе перед публикой:
- Чаще делайте то, что хорошо умеете. Получается чинить велосипеды, шить крестиком, ловить рыбу или настраивать ПК? – делайте это, так как каждый маленький успех кладет в копилку уверенности свой маленький вклад;
- Заставляйте себя говорить и выступать. Практика – важнейший стимул в развитии. Теоретические размышления о том, как начать уверенно говорить перед людьми ничего не дадут, надо только тренироваться, больше выступать, говорить, набираться опыта;
- Подкорректируйте проблемы с внешностью, они часто мешают говорить хорошо. Оденьте более приличную красивую одежду, аксессуары, вставьте наконец-то пломбу на передний зуб – эти мелочи могут быть даже определяющими в стеснительности.
Упражнения для избавления от слов-паразитов
Как избавиться от слов паразитов
Интересующимся, как научиться излагать мысли правильно и красиво говорить, надо обязательно избавляться от данной проблемы. Вот работающие техники для борьбы со словами-паразитами:
- Пересказывайте куски книг, заучивайте текст на память, скажем, страницу, и пересказывайте. Этому нас учили еще в школе, но ни учителя, ни ученики, не понимают зачем это надо. Когда мы пересказываем заученный текст, то в нем не может быть слов-паразитов. Они там звучат смешно. Пересказ поможет начать говорить четко, без нелепых вставок типа «нууууу», «эээээ» и прочего;
- Следите за своими словами. Не выдавайте бесконтрольный поток слов, а следите за каждым словом и предложением, наперед формируйте его в голове;
- Останавливайте, если вдруг почувствовали желание сказать слово-паразит. Заполните такие проблемы молчанием, они покажут нелепость использования посторонних слов и звуков, помогут перестроиться;
- Можно попросить посторонних проследить за словами-паразитами. В семье, с другом попросите останавливать Вас каждый раз, когда Вы говорите слово-паразит, делать замечание.
Важнейшее дело в борьбе со словами-паразитами – избавление от переживаний. Они часто появляются в эмоциональной быстрой речи, когда человека нервничает.
Получи удовольствие от прочтения
KGBT+
Пелевин Виктор Олегович
Эксмо: Единственный и неповторимый. Виктор Пелевин
К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя
Примаченко Ольга Викторовна
Бомбора: Психологический бестселлер
О чем молчит Ласточка
Сильванова Катерина, Малисова Елена
Popcorn Books
Мистер Вечный Канун. Город Полуночи
Торин Владимир Витальевич, Яковлев Олег Геннадьевич
Манн, Иванов и Фербер: Red Violet. Темные миры
Большое путешествие по телу человека
Фарндон Джон
Лабиринт: Детская познавательная литература
Как объяснять правописание слова «светится» в школе
Смотрите, если у нас глагол «светится», то в школе надо сказать, что это глагол в форме настоящего времени, поэтому мягкого знака в нем нет. Как понять, что время настоящее? По вопросу. Светлячок (что делает?) светится – он сейчас это делает, в настоящее время. Он не завтра это будет делать, то есть не в будущем. И не вчера он это делал, то есть не в прошлом.
А вот «светиться» – это инфинитив глагола, или его начальная форма. Инфинитив всегда отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?».
Идем дальше. Когда вы будете объяснять мягкий знак, вам надо будет указать, в какой морфеме, то есть в какой части слова он находится. И морфемы в этих двух словах будут чуть-чуть разные.
У глагола «светится» нет мягкого знака в окончании «ит». Как доказать учителю, что это правда окончание? Изменить слово. Светится – светятся. Меняется то, что между «свет» и «ся». Это и есть окончание.
У инфинитива же всегда окончанием будет «ть». Это просто надо запомнить.
Как выражаться мягко: правила написания Ь знака
Мы разобрались, что такое разделительный твёрдый и мягкий знаки, и посмотрели примеры.
Однако правила написания Ь знака не ограничиваются темой разделения, как у Ъ. Его могут употреблять в следующих случаях:
- в конце слов, чтобы смягчить согласный звук: пароль, боль, бронь, огонь;
- в середине слов, чтобы показать мягкость: ступенька, ходьба, детьми;
- в словах женского рода, оканчивающихся на шипящий: ветошь, ночь, блажь, рожь;
- в числительных от пяти до тридцати и их словоформах: пять, шесть, шестнадцать, двадцать девять;
- в середине числительных, которые обозначают десятки и сотни: восемьдесят, шестьсот;
- в начальной форме глаголов (инфинитивах): писать, мыслить, решать, улетать;
- в глагольной форме второго числа единственного числа: пишешь, мыслишь, решаешь, улетаешь;
- в наречиях, которые заканчиваются на шипящий: наотмашь, вскачь, настежь, НО уж замуж невтерпёж;
- в прилагательных, которые произошли от названий месяцев: июньский, ноябрьский, декабрьский, НО январский.
Мягкий знак не пишут между двумя «лл» и сочетаниями согласных, которые звучат мягко: «нн», «нч», «нщ», «рщ», «рч», «чк», «чн», «щн»: коллега, интеллигент, сварщик, вечно, венчик, пиарщик и так далее.
Совершенный вид глагола — это… в русском языке
Совершенный вид глагола — это постоянный грамматический признак, который указывает на завершенность действия, его конец или результат. Рассмотрим, как определить совершенный вид глагола в русском языке.
Прежде чем узнать, что такое совершенный вид глагола, напомним, какие слова принадлежат к этой части речи.
ОпределениеГлагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает их при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
В этом определении содержится указание на грамматическую категорию вида, которой обладает каждый глагол русского языка.
Вид — это постоянный грамматический признак глагола. С его помощью характеризуется действие, как оно протекает во времени, совершилось один раз и закончилось или повторяется и не имеет временных ограничений. С этой точки зрения различают совершенный и несовершенный вид глагола.
Узнаем, как понять, что глагол имеет совершенный вид.
Что еще нужно знать
Что еще можно рассказать о том, где ставить запятые в соответствии с правилами русского языка? С помощью этого знака препинания выделяются междометия, отрицательные, вопросительные и утвердительные слова. Скажем: «Жизнь, увы, не длится вечно, рано или поздно человек умирает», «Безусловно, Александр присоединится к нам за ужином сегодня, так как он обещал мне это сделать»; «Не правда ли, Виктория очень хороша собой? Ведь тебе эта девушка тоже нравится?», «Несомненно, Анатолий отправится в кругосветное путешествие на этой неделе. Я узнал об этом от него самого», «Надеюсь, Тимофей не затаил обиду».
Междометия нельзя путать с частицами ах, ох, ну, которые служат для усиления оттенка. Например: «Ах он какой!»; «Ну зачем Александр так плохо ведет себя!»; «Ох как я устал, весь день сегодня трудился без отдыха». Также необходимо уметь отличать частицу о, которая употребляется при обращении. Скажем: «О горы, горы!»; «О поля, поля бескрайние».
Молчание в религии и народной мудрости
Христиане считают, что в мире много празднословия. Люди передают недостоверную информацию, говорят много глупостей, болтают попусту.
Бог считает, что слово – это высший дар, использовать его нужно разумно и ответственно «кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2).
От того, какие слова человек произносил в своей жизни, злые или добрые, будет зависеть решение о его дальнейшей судьбе на Страшном Суде, ведь «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Притч. 15:28).
О молчании много говорили и наши предки, пословица и поговорки – яркое тому доказательство:
- «Молчание – золото».
- «Молчанье лучше пустого болтанья».
- «Молчаливый рот – золотой рот».
- «Не забывай, где должно сказать, а где надо промолчать».
- «Лучше промолчать, если нечего сказать».
Отбрасываем частицу
Рассмотрим такое предложение:
Мой сегодняшний день прошел так же, как и вчера.
Помня о том, что частица «же» придает лишь эффект усиления, попробуем ее отбросить. Что у нас получилось?
Мой сегодняшний день прошел так, как и вчера.
Предложение абсолютно не пострадало, значит, в данном случае «так же» следует написать раздельно.
Теперь другой пример:
Мой друг любит суши и роллы, я также люблю японскую кухню.
Попробуем снова отбросить «же». И вот что у нас получится:
Мой друг любит суши и роллы, я так люблю японскую кухню.
С предложением явно что-то не то! Еще бы, ведь в этом случае мы отбросили не частицу «же», а оторвали кусочек союза! Запоминаем: в такой ситуации наше слово пишется слитно.
В то же время, если заменить также на тоже – смысл не изменится. Это – убедительный повод для слитного написания.
Мой друг любит суши и роллы, я тоже люблю японскую кухню.
“МожЕте” или “можИте”, как правильно пишется?
Слово «можете» следует правильно писать с буквой «е» в личном окончании глагола «мочь» первого спряжения.
Узнаем, как правильно пишется и почему слово «мож е те» или «мож и те».
При произношении в этом слове безударным является личное окончание глагола:
мо́ж е те — корень/окончание.
Написание личного безударного окончания глагола настоящего времени изъявительного наклонения зависит от его принадлежности к первому или второму спряжению.
Правописание слова «можете»
Чтобы выбрать букву «е» или «и» в безударном личном окончании анализируемого слова, сначала выясним, что оно является формой второго лица множественного глагола «мочь».
Следующий шаг — определение спряжения глагола по его неопределенной форме.
Все глаголы с конечным -чь относятся к первому спряжению.
Убедимся в этом, спрягая глаголы «мочь», «печь», «стричь».
- 1 лицоя могу́, пеку, стригу — мы мо́ж е м, печём, стрижём,
- 2 лицоты мо́ж е шь, печёшь, стрижёшь — вы мо́ж е те, печёте, стрижёте,
- 3 лицоон мо́ж е т, печёт, стрижёт — они мо́гут, пекут, стригут.
Обратим внимание, что глаголы «печь» и «стричь» с конечным -чь в неопределенной форме имеют ударные личные окончания, что, несомненно, является прямым доказательством правильного написания личных окончаний глагола «мочь» с безударными личными окончаниями.
Значит, выберем написание анализируемой формы этого глагола с буквой «е» в окончании.
В безударном личном окончании формы глагола «мо́ж е те» пишется буква «е».
Русский медвежонок 2022 6-7 класс задания и ответы
- Какое из слов не обозначает волосы?
усы
бакенбарды
борода
лысина
коса
Кулответ: лысина - Дворник под окном зевал, Тихо голубь __ .
Вставьте вместо прочерка нужное слово.
ворковал
куковал
гоготал
завывал
толковал
Кулответ: ворковал - Кто нередко использует в работе зубило?
ветеринар
слесарь
зубной врач
менеджер по кадрам
полицейский
Кулответ: слесарь - Приехав в Лондон, Вася на _ английском спросил у полисмена, как пройти на Бейкер-стрит.
ломком
ломаном
ломовом
ломающемся
сломанном
Кулответ: ломаном - Вставьте пропущенное слово в этот анекдот :
Покупатель: — Мне хотелось бы купить какую-нибудь книжку.
Продавец: — Вам что-нибудь _?
Покупатель: — Это не имеет значения, я на машине!
новенькое
интересное
страшное
лёгкое
красивое
Кулответ: лёгкое - Когда маленького Васю спросили, кем работают его родители, он ответил :
«Моя мама — тракторист, а папа — карьерист» . Кем на самом деле работает папа Васи?
бизнесменом
специалистом по работе с молодёжью
тренером по боксу
добытчиком песка
продавцом
Кулответ: бизнесменом - В каком примере себе имеет не такое значение, как в остальных?
Злодеи построили себе шалаш и жили в нём.
Пастухи стояли себе кучкой и всё смотрели за реку.
Я накачал себе шины на велосипеде и катался весь день.
Вахмурка положил себе под голову пучок травы и уснул.
Он купил себе портфель и стал ходить с ним по городу.
Кулответ: Пастухи стояли себе кучкой и всё смотрели за реку. - Каким не может быть человек?
порывистым
дождливым
хмурым
ветреным
тучным.
Кулответ: дождливым - Какой пример устроен не совсем так, как остальные?
Может, тебе послеть?
Может, тебе повсть?
Может, тебе сесть?
Может, тебе позвонить?
Может, тебе отдохнуть?
Кулответ: Может, тебе позвонить? - Какого слова не существует в литературном языке?
никчёмный
никудышный
никогдашний
ничейный
ничтожный
Кулответ: никудышный -
Большинство логотипов метрополитенов выглядят однотипно. Например, №1 это логотип метро города Лилль (Франция), №2 — логотип метро города Ренн (Франция), а №3 — логотип метро города Форталеза (Бразилия). В каком городе находится метро, логотип которого изображён под №4?
в Афинах (Греция)
в Генуе (Италия)
в Филадельфии (США)
в Санто-Доминго (Доминиканская Республика)
в Малаге (Испания)
Кулответ: в Малаге (Испания) - Какое из этих словосочетаний почти не встречается в современном языке?
каштановая аллея
дубовая аллея
лиственничная аллея
яблочная аллея
берёзовая аллея.
Кулответ: каштановая аллея - Раньше в слове серчать писалась ещё одна буква, которая теперь не пишется, Какая?
п
т
в
д
б
Кулответ: д - В какой паре слова означают одно и то же?
образ — образец
правдолюб — правдолюбец
столб — столбец
кон конец
марафон — марафонец
Кулответ: правдолюб — правдолюбец - В повести Астрид Линдгрен «Эмиль из Лённеберги»
(перевод Лилианны Лунгиной) Альфред поёт такой куплет:
«В городе Экше на Реннской долине шведскую польку пляшут шутя,
и с хуторов на Хультсфредской равнине девицы в танцах кружат до утра».
С какими ударениями тут произносятся выделенные слова?
хУторов, дЕвицы, крУжат
хУторов, дЕвицы, кружАт
хУторов, девИцы, крУжат
хуторОв, девИцы, крУжат
хуторОв, дЕвицы, кружАт
Кулответ: хуторОв, дЕвицы, кружАт - Маленькая Аня заявляет, что мама не разрешает ей есть мокрые __ .
чипсы
бутерброды
яйца
конфеты
кексы
Кулответ: яйца - На табло железнодорожных станций Ochodпica (Оходница) и Solosпica (Солошница)
в Словакии Боря увидел надписи: odchod, ciel’ova staпica, kol’aj, meska.
А вот какую информацию о поездах они передают (в перепутанном порядке):
1 — куда едет, 2 — какой путь, 3 — во сколько отправляется, 4 — на сколько опаздывает .
Какой порядок цифр соответствует порядку надписей?»
3, 1, 2, 4
1, 3, 2, 4
2, 1, 4, 3
4, 1, 2, 3
3, 1, 4, 2
Кулответ: 3, 1, 2, 4 - Даны словосочетания, записанные по правилам дореволюционной (до реформы 1918 г.) орфографии : красивые глаза, быстрые ручьи, новыя перья, умныя собаки, суровыя горы.
Как по правилам дореволюционной орфографии могут выглядеть словосочетания умные слоны, длинные уши, новые банки?»
умныя слоны, длинныя уши, новыя банки
умные слоны, длинныя уши, новыя банки
умные слоны, длинные уши и длинныя уши, новые банки
умные слоны, длинныя уши, новые банки и новыя банки
умныя слоны, длинные уши и длинныя уши, новые банки и новыя банки
Кулответ: умныя слоны, длинныя уши, новыя банки - Есть редкий спортивный термин клэб — ‘клюшка для гольфа’ .
А со сколькими разными гласными буквами, помимо э, в русском языке есть слова из четырёх букв, начинающиеся на кл?»
с пятью
с шестью
с семью
с восемью
с девятью
Кулответ: с девятью
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора однокоренных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова |
---|
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной. Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила. |
В качестве проверочного слова может выступать:
-
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
-
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произнесении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
-
соло́ма;
-
украше́ние;
-
при́городный.
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
-
Приставки:
-
на́дпись
-
о́тсвет
-
вы́линять
-
-
Суффикса:
-
отпили́ть
-
свежо́
-
удивле́ние
-
-
Окончания:
-
золото́й
-
трава́
-
морско́й
-
Все эти слова объединяет то, что без ударения остались гласные корня, которые слышатся плохо. По этой причине могут возникать сомнения в выборе букв «о» или «а», «е» или «и».
Как правильно пишутся окончания -ться и -тся: какой вопрос задать, правило русского языка, правописание
В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.
Правило -тся, -ться можно считать одним из самых простых и логичных в русском языке. Однако, люди часто сомневаются, какое окончание правильно, и это является одной из самых распространённых орфографических ошибок.
В этой статье вам будет предложено подробно ознакомиться и понять, в чем же разница между -тся, -ться и как не ошибиться в постановке правильного окончания.
Что такое орфографический разбор?
Орфографический разбор состоит из нескольких способов определения правильности написания того или иного слова. Благодаря умению анализировать языковую единицу, у школьника формируется грамотная письменная речь без ошибок.
Орфографический разбор чаще всего делают письменно. Так визуально легче подбирать проверочные слова или выделить их составные части.
Лучше всего понять сущность орфографического разбора удается на практике. Допустим, дается слово с пропущенной буквой «г…ра». Младшеклассник не сразу поймет, что нужно писать «гора», так как в устной речи вместо «о» слышится «а».
В этом случае алгоритм орфографического разбора будет следующим:
- Записываем исходное слово;
- Вписываем пропущенную гласную букву «о» и подчеркиваем ее;
- Выбираем правило, которое позволяет доказать правильность выбора буквы. В данном случае указывается множественное число проверяемого слова – «гОры». Теперь на слух четко слышна буква «О», что обосновывает правильность ее выбора на письме.