Как писать неизменяемые приставки
Неизменяемые приставки пишутся всегда одинаково. Это морфемы, форма которых не зависит ни от чего.
Одна и та же приставка может иметь разное значение; допустим, приставка за- в слове «заречье» имеет значение «по ту сторону», а в слове «заплакать» – значение «начать».
Вот примеры неизменяемых приставок:
В- (во-) – вскочить;
Вне- – внедорожник;
Вы- – выбежать
До- – досказать;
За- – завертеться;
Меж- – межинститутский;
Между- – международный;
На- – намазать;
Над- – надстройка;
О- – осмотреться;
От- – отскочить;
Об- (обо-) – обойти;
По- – пошутить;
Под- (подо-) – подъем;
После- – послевкусие;
Пред- – предзнаменование;
Пере- – перепрыгнуть;
Про- – проснуться;
Пра- – прабабушка;
С- (со-) – сломать;
Сверх- – сверхъестественный;
У- – уловка.
Устройство приставки
Обычно игровая приставка состоит из нескольких основных элементов:
- Основной блок — корпус приставки, к которому подключаются остальные её элементы. Внутри корпуса располагается материнская плата, на которой установлен ряд микросхем, включая ОЗУ, ПЗУ и центральный процессор, крепится порт картриджа или привод оптических дисков.
- Блок питания — подключается к бытовой сети переменного тока и питает приставку постоянным током. В некоторых случаях блок питания встраивается в корпус приставки.
- Аудио-видеокабель, а также высокочастотный «антенный» кабель для подключения непосредственно к антенному гнезду телевизора — передаёт изображение с приставки на телевизор.
- Игровые контроллеры — устройство ввода информации (джойстик, геймпад, руль, клавиатура, мышь и т. п.), позволяющее пользователю управлять приставкой и объектами на экране.
- Носитель данных — большинство игровых приставок работает с играми, записанными на внешнем носителе, в качестве которого обычно выступает картридж или оптический диск, реже дискета.
- Карта памяти — некоторые приставки используют съёмные карты памяти, на которые записываются файлы, например, состояние игры (так называемые «сохранения»).
Какие бывают приставки?
Говоря о том, что такое приставки, следует отметить, что они подразделяются на несколько видов. От этого напрямую зависит написание данных морфем.
Довольно обширна в русском языке группа приставок, не имеющих вариативного написания. Они пишутся всегда одинаково, произношение или какие-либо другие факторы здесь роли не играют. Назовем самые распространенные из них: со- (сопротивление); в- (входить); до- (доследование); от-/ото- (отрыв, оторвать); под- (подберезовик); про- (проход); разо- (разорвать); с- (сделать).
Часть приставок русского языка имеет вариативное написание глухого или звонкого согласного на конце. К ним относятся: рас-/раз- (расчет, раздробленный); бес-/без- (бесприданница, безапелляционный); вс-/вз- (вскружить, взимать); воз-/вос- (возрастать, воссоздать); ис-/из- (исступленный, извергать); нис-/низ- (нисшествовать, низвергнуть); черес-/через- (чересчур, чрезмерный).
Особняком ото всех стоят префиксы пре-/при-. Они относятся к группе, в которой правописание приставки зависит от лексического ее значения.
Прохождение трудной темы «Состав слова» в начальных классах. Рекомендации по обучению разбору слова по составу
Для усвоения материала о частях речи и для выработки твердых навыков орфографии большое значение имеет изучение раздела «Состав слова». Изучение морфемного состава слова имеет большое значение еще и потому, что осознание структуры слова позволяет учащимся глубже понять его лексическое значение и точно употреблять слова в речи.
Известно, что каждая значимая часть слова (каждая морфема) выполняет в слове определенную роль. С корнем связано общее лексическое значение слова, свойственное целой группе родственных слов. Приставки и суффиксы уточняют смысловое значение слова. Окончания являются средством передачи грамматического значения слова.
Добавляя к одному и тому же корню разные приставки и суффиксы, мы изменяем смысл слова, т.е. образуем новые слова
Важно нацелить младших школьников на установление связи между лексическим значением слова и его морфемным составом
Целесообразно развивать у учащихся умение пользоваться морфемным анализом слова в целях раскрытия его смысла, т.е. подвести учащихся к осознанию связи, существующей в нашем языке, между лексическим значением слова с его структурой, вооружить способом действия, который позволяет детям понять смысл слова.
Решению этой задачи способствует систематическая словообразовательная работа, проводимая в течение всего учебного года.
Изучение морфемного состава слова важно и для формирования орфографических навыков. Известно, что осознание учащимися морфемного состава слова составляет основу формирования у школьников навыка правописания безударных гласных, глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корне слова
Второклассники подводятся к осознанию морфологического принципа русского правописания, сущность которого состоит в том, что значимые части слова (корни, приставки, суффиксы) сохраняют одинаковое написание в разных фонетических условиях, т.е. независимо от произношения.
Для формирования у школьников правописания гласных и согласных в корнях слов большое значение имеет осознание детьми единообразного написания корней в родственных словах. Поэтому при изучении темы «Корень» необходимо систематически работать над развитием у учащихся умения сопоставлять написание корней родственных слов в целях установления их сходства.
Понимание учащимися того, что корни в родственных словах пишутся одинаково, позволяет им сознательно проводить проверку при написании слов с безударной гласной, глухой и звонкой согласной, непроизносимой согласной в корне.
Намечая последовательность изучения темы «Состав слова», целесообразно руководствоваться следующим положением: в слове все его значимые части взаимосвязаны, поэтому в отдельности каждую часть слова можно изучать только после того, как учащиеся познакомятся в целом со структурой слова и всеми его частями.
Первые уроки по теме отводятся на то, чтобы расширить и уточнить знания учащихся о корне и однокоренных словах. У школьников формируется умение осознанно подбирать однокоренные слова, учитывая их два признака: смысловое родство и наличие общей части.
Одновременно учащиеся подготавливаются к правописанию корня, в частности, с этой целью проводятся наблюдения над единообразным написанием корня в родственных словах.
Затем следуют уроки, цель которых — раскрыть для учащихся роль окончаний, а также приставок и суффиксов.
Приставка или предлог?
Иногда за приставку можно принять похожий на нее предлог. Однако предлоги являются отдельной частью речи и пишутся отдельно от слов, к которым относятся: у дома, по причине, с другом (для сравнения: увидеть, подарок, сполна).
Помните, что с глаголами предлоги никогда не употребляются. Поэтому сомнений в том, что стоит перед глаголом, возникать не должно — это может быть только приставка.
Например: догадаться, прочитать, уберечь.
Подробнее о том, как отличать предлог от приставки, мы уже говорили на этом уроке.
Разберем на примерах.
Нарисовать — глагол, обозначающий «изобразить что-либо в виде рисунка».
Образован от слова рисовать. Подберем однокоренные слова с другими приставками: разрисовать, перерисовать, срисовать. Корень слова — —рис-, а вот изменяющая часть перед ним— это и есть приставка.
Значит, в слове нарисовать выделяем приставку на-.
Приземление — существительное, обозначающее «посадка на поверхность земли».
Образован от слова земля. Однокоренные слова с другой приставкой: заземление, подземелье. Корень — -земл- (чередуется с -земель-).
Делаем вывод, что в слове приземление нужно указать приставку при-.
Напоследок вспомним, как Ослик Иа говорил, что воздушный шарик и входит в подаренный ему Винни Пухом горшочек, и замечательно выходит из него. Эти два глагола являются однокоренными словами и различаются только приставками: в- и вы-. Первая указывает на действие, направленное внутрь (в нашем случае — внутрь горшочка), а вторая — на действие, направленное изнутри.
{"questions":,"answer":}}}]}
{"questions":,"answer":1},"fill_choice-2":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0},"fill_choice-3":{"type":"fill_choice","options":,"answer":2},"fill_choice-4":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0},"fill_choice-5":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0}}}]}
Приставки и их значения: таблица
Приставка |
Значение |
Пример |
в-, во-, у-, об- |
направление движения (у глаголов), указание на место и время у наречий |
въехать, войти, вглубь, уехать, услышать, усмотреть |
от- |
отстранение |
отбросить, оттиск, отрубить |
за- |
начало действия, направленность внутрь, нахождение по ту сторону |
заблистать, занести, заходить |
с- |
общность, движение сверху вниз |
скинуть, сгоряча, сбросить |
при- |
приближение, присоединение, неполное действие |
примчаться, приклеить, притихнуть |
пре- |
приставка близка по значению к слову очень |
пресмышленый, пресерьезный |
не-, ни- |
отрицание |
неприлично, некрасивый, непонятный, никак, никуда, никакой |
без- (бес-) |
лишенный чего-либо |
безмолвный, безразличие, бездорожный, бесстрастный, бессистемный, бестактный |
а- |
отрицание |
аморальный |
анти- |
противопоставление |
антифашист |
де- |
разрушение |
демобилизация |
интер- |
между |
интервенция |
контр- |
действие в противовес |
контратака |
пост- |
после |
постмодерн |
супер- |
проявление качества в высшей степени |
супергерой |
архи- |
очень |
архиглупый |
Смотри также:
- Правописание приставок
- Правописание приставок на «з» и «с»
- Правописание приставок пре- и при-
- Правописание Ы и И после приставок
Приставки второй группы
Если слова с приставкой не или слова с приставкой па уже понятны и не вызывают никаких затруднений, то слова с приставкой раз способны заставить задуматься. Где должна использоваться приставка раз, а где у нас слова с приставкой рас?
Оказывается, в русском языке существует вполне понятное правило. Буква «з» в конце приставки пишется в том случае, если первая буква слова после приставки относится к звонкому согласному. Если же перед нами глухая согласная, тогда пишется приставка «рас».
Кто-то из читателей может спросить как быть в том случае, если после приставки должна идти гласная? Например, слово «разодеть». В этом случае надо писать именно ту букву, которая слышится.
Запомнить правило может быть сложнее, чем просто выучить слова с приставкой пере или понять ее смысл. Но если выполнить несколько упражнений на закрепление материала, тогда все становится гораздо проще.
Как было видно из таблицы в начале материала, к приставкам второй группы относится довольно много частей слова. Однако, о какой бы приставке не велась речь, всегда сохраняется действие оговоренных выше правил
Трудный случай 2. Приставки при- и пре-
Приставка при— употребляется в словах со значением:
1) близости, нахождения около чего-либо: приморский, привокзальный;
2) приближения: прибыть, приехать, прилететь, приплыть;
3) присоединения, добавления, получения: пристроить, приделать, приписать, присвоить, принять, приобрести;
4) неполного действия: привстать, приуныть, приоткрыть;
5) доведения действия до конца: придумать, пристыдить.
Приставка пре— может быть близка по значению:
1) к слову очень: премилый, превосходный, пренеприятнейшее известие (то есть очень неприятное);
2) к приставке пере-: прервать, преградить, преобразовать, превозмочь.
Списки слов для запоминания
Существует целый ряд слов, начинающихся с пре— или при-, правописание которых надо запомнить.
Слова, в которых значение приставки определить трудно или приставка слилась с корнем
при | пре |
прибаутка прибор привереда привидение привычка пригодный придирчивый призвание приказ приключение примечать, достопримечательность принадлежать прискорбный прислушиваться присмотреть присниться приспособить пристрастный присудить, присуждение присяга притязание причастный причудливый |
беспрекословный преимущество преклонный прелестный пренебречь знаки препинания преподнести преподобный пререкания преследовать пресловутый пресмыкаться престарелый престол |
Заимствованные слова, в которых при- и пре- входят в состав корня
при | пре | ||||||||||||||||||||
приватизация приватный — частный привилегия примадонна примат примитивный принцип приоритет |
преамбула — вводная часть Слова, которые надо различать
Несмотря на возраст, главный врач не уходил на пенсию, потому что не мог найти себе достойного ________ . Трудный случай 3. Приставки раз— (рас-) и роз— (рос-)В этих приставках под ударением пишется о, а без ударения — а. россказни — рассказать, роспись — расписать, розыгрыш — разыграть Остальные приставкиОстальные приставки всегда пишутся одинаково. Как правило, приставки пишутся так же, как соответствующие предлоги.
д или т
|
Приставка в морфемной системе языка
Определения указывают на предкорневое расположение этой части слова. Также встречается утверждение о местоположении в начале слова, однако некорректность формулировки доказывается, например, возможностью употребления морфемы во второй части сложных слов (самовозгорание, купля-продажа).
Выделяются следующие отличительные характеристики, присущие приставкам:
- Образование слов той же части речи, что и исходные:
- бег (сущ.) – забег, разбег (сущ.);
- сидеть (глаг.) – посидеть, высидеть (глаг.);
- полезный (прил.) – бесполезный (прил.).
- Отсутствие закреплённости за конкретной частью речи:
поход (сущ.), подержать (глаг.), послушный (прил.).
- Способность в многосложных словах приобретать дополнительное ударение, выраженное слабее по сравнению с основным:
све́рхпроводи́мость.
- Наличие синонимичных и антонимичных вариантов:
- нелогичный – алогичный, изгонять – выгонять, изжарить – зажарить — поджарить (син.);
- подползти – отползти, вбежать – выбежать, надводный – подводный (ант.).
При словообразовании единовременно к слову присоединяется один префикс (касаться – прикасаться – соприкасаться). Количество их в словах варьируется от нуля до четырёх.
Формообразовательная функция у приставки ограничивается образованием степеней сравнения прилагательных и наречий (легкий – полегче, наилегчайший, быстро — побыстрее).
Правописание приставок на глухой и звонкий
Как уже было сказано выше, существует целая группа приставок с вариативностью написания согласного на конце. Это слова с приставкой «с-«. Вариант написания – окончание приставки на букву «з». От чего же следует отталкиваться в данном правиле? От первого звука корня. Если он звонкий – приставка должна быть с «з» на конце, если глухой – необходимо писать «с».
Приведем несколько примеров: разрыв, но рассказ. В первом слове следующий за корнем «р» звонкий (сонорный), поэтому требуется писать приставку раз-. Во втором же слове «с», с которой начинается корень, глухой, соответственно и приставка оканчивается на глухой «с».
Беззаботный – беспринципный. Корень слова «беззаботный» начинается со звонкого «з», поэтому правильно написать префикс «без-«, в то время как во втором слове корень начинается с глухого «п», что регламентирует написание «бес-» в качестве префикса.
Есть еще одно правило, касающееся приставок на з-/с-. Касается оно префиксов роз-/рос- и раз-/рас-. Правописание букв «а» или «о» в них зависит от ударения. В сильной позиции требуется писать «о», в слабой – «а». Например: роспись, росчерк, розыск; разувериться, раскаяться, раскраснеться.
От ударения также зависит написание букв «е» или «и» в префиксах местоимений: в сильной позиции необходима «е», в слабой – «и». Некто, но никто; нечего, но ничего; некуда, но никуда.
Исключения
Правила написания приставок ПРЕ- и ПРИ- неприменимы в следующих случаях:
- Если слово заимствовано из другого языка.
- Если в слове невозможно определить смысл приставки.
Такие случаи нужно запомнить или при необходимости сверяться с орфографическим словарем.
Примеры слов-исключений с приставкой ПРИ-
прибаутка, приличия, приказ, присяга, притеснять, притязание, приключение, примета, пригожий, прицел, привередливый, приватный, примитив, приоритет, примат, прискорбно, прическа, привилегия, причина, приволье.
Во многих из этих слов этимологическая приставка не выделяется как самостоятельная морфема, так как с течением времени она стала частью корня. В эту категорию можно еще добавить примеры: притворяться, пристойный, привет, природа, прикорнуть, причудливый, прибор.
Примеры слов-исключений с приставкой ПРЕ-
премьера, пренебрегать, престол, преклонный, пресловутый, претензия, превалировать, препоны, преисподняя, прелат, префект, прегрешение, прецедент, пресмыкаться, преамбула, презумпция, президиум, престиж, препарировать.
По аналогии с предыдущим случаем, многие заимствованные из старославянского языка или иностранные слова имеют в своем составе приставку ПРЕ-, которая является частью корня. Примеры старославянских слов: пресмыкаться, превращение, беспрекословный, преминуть, непреложная (истина), престол, (знаки) препинания. Примеры иностранных слов: прерогатива, престиж, преферанс, президент, препарат, претендент, примитивный, примадонна.
Упражнения Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
В каком слове пишется приставкапре-?
1) Пр_брежный, 2) пр_остановиться, 3) пр_прятать, 4) пр_увеличить.
В каком слове пишется приставкапри-?
1) Пр_успеть, 2) пр_вращать, 3) пр…жать, 4) пр_провождать.
Найдите вариант с орфографической ошибкой.
1) Президент
2) презирать
3) преоритет
4) президиум
В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр…морский
2) пр…землиться
3) пр…пятствие
4) пр…сесть
В каком слове пишется приставка при-?
1) Пр…умолкла
2) пр…рвали
3) пр…лестный
4) пр…клонить колени
В каком слове пишется приставка пре-?
1) Пр…бирать
2) пр…растать
3) пр…влекательный
4) пр…большой
В каком слове пишется приставка при-?
1) пр…возносить
2) пр…вратиться
3) пр…сесть
4) пр…уменьшить
В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?
1) Пр…хорошенький
2) пр…брежный
3) пр…стегнуть
4) пр…открыть
В каком слове приставка обозначает «приближение»?
1) Пр…хлынут
2) пр…лечь
3) пр..милый
4) пр…пятствие
В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?
1) Пр…слушиваться
2) пр…нахмурилась
3) пр…давать
4) пр…летел
Узнать ответ 1. — 4) 2. — 3) 3. — 3) 4. — 3) 5. — 1) 6. — 4) 7. — 3) 8. — 4) 9. — 1) 10. — 3)
Русский медвежонок 2022 2-3 класс задания и ответы
- Сегодня тепло и солнечно, Саша пошёл в школу без__. Какое слово не изменится, если вставить его в это предложение?»
шапка
куртка
шарф
пальто
свитер
Кулответ: пальто - В слове медвежонок Игорь обвёл кружочками все буквы, стоящие в русском алфавите на первых шести местах. Сколько кружочков он нарисовал?»
один
два
три
четыре
пять
Кулответ: четыре - Лебедь, лиса, свинья. Выберите самый подходящий вариант.
мех, щетина, пух
щетина, мех, пух
пух, мех, щетина
щетина, пух, мех
пух, щетина, мех
Кулответ: пух, мех, щетина - Вчера этот день был завтрашним, а сегодня он:
послезавтрашний
завтрашний
сегодняшний
вчерашний
позавчерашний
Кулответ: сегодняшний - Миша составлял пятибуквенные слова из букв слова парусник. С каким словом он ошибся?
парус
спина
санки
сурок
парик
Кулответ: сурок - У какой из этих букв письменная форма сильно отличается от печатной?
ф
н
с
г
ю
Кулответ: г - Сколько слогов в слове вскользь?
1
2
З
4
8
Кулответ: 1 - Гусь гуляет по дорожке. Гусь играет на гармошке. И гордится гармонист:
-Я _ -голосист!
Что пропущено три раза в последней строчке стихотворения Генриха Сапгира?
ба
ва
га
да
ква
Кулответ: га - Найдите лишнее по смыслу.
ландыш
лютик
цветок
подснежник
одуванчик
Кулответ: цветок - В словосочетании быстро катится «спрятано» слово строка. В четырёх из данных примеров спрятаны названия посуды, а в одном — название еды. В каком?
тысяча шкатулок
триста канареек
верблюд целёхонек
доска шахматиста
возьми скатерть
Кулответ: доска шахматиста - Сербский язык родствен русскому. Как переводятся на русский язык сербские названия профессий кројач, плесач, возач? (Буква j читается как русская буква й.)танцор, водитель, портной
водитель, танцор, портной
танцор, портной, водитель
портной, танцор, водитель
портной, водитель, танцор
Кулответ: портной, танцор, водитель - Догадайтесь, какое слово пропущено в загадке про ромашку: Стоит в поле сестричка — Жёлтый глазок, белые ________.
брючки
сапожки
рукавички
реснички
косички
Кулответ: реснички - В рассказе Андрея Усачёва «Новый год в зоопарке» упоминается ёжик Вовка, «который знал все магазины в округе как свои сто пятнадцать иголок». А как в таких случаях говорят о людях: знать как свои __________?
селезёнка
селезниха
селезня
утка
цесарка
Кулответ: пять пальцев - Закончите последнюю фразу:
А Анфиса свой рот не открывает. Держит на замке. Тогда папа рот открыл, Вера рот открыла и доктор рот открыл. Такой безмолвный __получился. (Э. Успенский)
хор
цирк
хоровод
карнавал
оркестр
Кулответ: хор - В сказке Виталия Бианки «Чей нос лучше?» у птиц разнообразные прозвища. Какое из них описывает птичий нос несколько иначе, чем остальные?»
Тонконос
Крестонос
Крючконос
Серпонос
Шилонос
Кулответ: Тонконос - Девочка Маша придумала сказку. В Машинам волшебном мире живут: чуткая тучка, солнечный слон, величественный лев, сильный лис, ловкий волк и——«
жёлтенький ёжик
быстрая рыба
умная пума
проворная корова
неторопливый енот
Кулответ: неторопливый енот - Первокласснице Насте купили компьютерный стул. Однажды Настя собиралась делать уроки и обнаружила, что со стулом кое-что не так. Она возмущённо спросила маму: _»
Кто обидел мой стул?
Кто оскорбил мой стул?
Кто унизил мой стул?
Кто обругал мой стул?
Кто ущемил мой стул?
Кулответ: Кто унизил мой стул?
Значение приставок
Каждая приставка обладает своим лексическим значением в слове:
от-обозначает удаление от предмета: отскочить, отбежать, отпрыгнуть, отъехать, отлететь;
под-может употребляться в значении или движения снизу вверх, или направление вниз: подняться, подлезть, подвернуть, подшить;
про-в значении двигаться мимо, сквозь что-то: пройти, пробежать, просмотреть, пролезть, проехать;
пра- употребляем, когда имеем в виду отдаленных родственников или предметы в первоначальном значении: прабабушка, прадедушка, праматерь;
над-обозначает действие сверху чего-то: надкусить, надломить, надписать;
за- обозначает предел чего-то, кратковременное или попутное действие: закричать, завершить, закрыть, забежать, задумать;
о-, об-, обо- в значении двигаться вокруг чего-то, двигаться мимо чего-то, охвата предмета: обойти, обдумать, обнять, объехать, очаровать.
с-, со- подразумевают законченность действия, движение в одну точку: сделать, срезать, сойти, сорвать, спрыгнуть.