Односоставные предложения

Инфинитивные предложения

Последняя категория односоставных предложений также имеет в своей грамматической основе только сказуемое, выраженное инфинитивом – начальной формой глагола. Инфинитив очень легко опознать — он отвечает на вопросы «что делать/что сделать?».

Такая часть речи не обладает ни числом, ни лицом, так как является неизменяемой.

  1. «Не нужно никого слушать!».
  2. «Зачем долго лежать на пляже под палящим солнцем?».
  3. «Почему бы не потанцевать на празднике?».

Чтобы легко запомнить типы односоставных предложений(таблицу с примерами), лучше всего выучить, какой главный член в них отсутствует. Если это сказуемое, то перед вами номинативное предложение и т.д.

Таким образом, односоставные предложения — особый вид синтаксических конструкций, грамматическая основа которых имеет только один главный член. Подлежащее или сказуемое. Кроме того, существуют несколько типов односоставных предложений. В каждом из них используется либо только подлежащее в именительном падеже, либо только сказуемое в разных лицах и числах.

Среди простых предложений по наличию главных членов различают двусоставные
и односоставные
. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из обоих главных членов — подлежащего и сказуемого, в односоставных — только из одного.

Важно, что главный член односоставных предложений не является ни подлежащим, ни сказуемым, потому что совмещает функции двух главных членов предложения. Выделяют следующие виды односоставных предложений:

Выделяют следующие виды односоставных предложений:

  • определенно-личные
  • неопределенно-личные
  • безличные
  • инфинитивные
  • номинативные

Определенно-личные
предложения — это такие односоставные предложения, в которых главный член и указывает на определенное действующее лицо и выражен личной формой глагола (1 или 2 лицо). Н-р: Люблю

грозу в начале мая
— здесь форма гл.-сказ. указывает на определенное лицо — на самого говорящего. Главные член опред.-личн. предл. чаще всего выражен гл.
. и 2л. ед.
или мн.ч
. наст. или буд. времени, а также гл. пов. накл., н-р: Иду

по дороге. Сидим
, думаем
, пишем
. Не остуди
свое сердце, сынок!
Такие односоставные предложения синонимичны двусоставным предложениям: Иду

по дороге
Я иду

по дороге.
Употребляются в официальной речи, в деловом стиле и в худ. литературе.

Неопределенно-личные
предложения — это такие односоставные предложения, в которых действие, выраженное формами сказуемого, относится к неопределенному лицу. Например: В дверь стучат

(кто-то неопределенный). Главный член чаще всего выражен формой 3 л. мн. ч.
наст. или буд. врем., гл. мн. ч. прош. врем., гл. в сослаг. наклонении. Напр.: Вас ждут
в аудитории. Тебе передали
книгу (передадут). Если бы меня спросили
, я бы ответил согласием.

Безличными
называются такие односоставные предложения, в которых главный член обозначает действие или состояние, существующее независимо от идеи лица, пример: Уже светало
. Было
морозно
и ясно

. В безличных предложениях называются явления природы (Морозит
), физические и психические состояния человека (Мне скучно
), состояние среды, оценка обстановки (Холодно. Хорошо думается на степных дорогах
), модальные отношения (Захотелось
есть
) и др. Сказуемое в безличн. предл выражается безличным глаголом (Светает
), личным глаголом в безличном значении (На чердаке застучало
), словами категории состояния (До чего же хорошо кругом!
), кратким страдательным причастием прош. врем. (Решено пойти на экскурсию
), отрицательным словом (Покоя нет
). Чаще всего употребляются в худ. лит. (точность, сжатость).

Инфинитивные
Тебе начинать!
Вам рассказать
об этом?
Вам следует
(нужно) рассказать
об этом?

Номинативные (назывные)
– это такие предложения, в которых главный член выражен именительным падежом имени и обозначает бытие предметов, явлений, состояний, н-р: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека
(Блок). Главный член совмещает значение субъекта и его бытия. Различают следующие типы предложений: номинативные бытийные: Ночь. Улица
; номинативные указательные: Вон звездочка
; номинативные эмоционально-оценочные: Ну что за шейка! Что за глазки!
(Крылов).

Отличия от прочих односоставных

Чтобы школьнику было проще разобраться с тем, что собой представляют определенно-личные конструкции и чем они отличаются от других типов предложений, следует воспользоваться такой таблицей:

Тип предложения Ключевые отличия Примеры
Двусоставные В синтаксической основе имеются подлежащее и сказуемое. Можно задать вопросы кто? (что?) что делает? Я люблю кошек. Мы смотрим фильмы. Мы будем делать уроки. Кристина ненавидит социальные сети.
Неопределенные личные Действие совершается неопределенным лицом. Способ выражения сказуемого — глагол 3 л. мн. ч. наст/буд.времени, либо же мн. ч. пр. вр. Тебе будут платить за труды. Говорят о творчестве. Мне предложили поехать за границу. Утром согласовали бы особенности украшения зала.
Обобщенно-личные Действие может быть совершено абсолютно любым лицом. Форма выражения сказуемого — глагол 3 лица ед./мн.числа. Пословицы: Цыплят по осени считают. Без меня меня женили. Слезами горю не поможешь. Дареному коню в зубы не смотрят.
Безличные Сказуемое выражает состояние или действие, которое совершается без действующего лица. В таких конструкциях нет и не подразумевается подлежащего, соответственно подставить личное местоимение невозможно. Нельзя постоянно врать. Кошке скучно сидеть в комнате одной. В помещении очень жарко. Хочется выпить шампанского за успех. Всем молчать! Нет правды в этом мире.
Назывные (субстантивные) Главным членом является подлежащее, сказуемого нет. Солнце. Ночь и романтика. Дым сигарет с ментолом.

Чтобы научиться находить искомые конструкции, следует воспользоваться следующим алгоритмом:

  1. Определить грамматическую основу. Если присутствуют подлежащее и сказуемое, то предложение является двусоставным. Если нет — следует перейти к следующему пункту.
  2. Разобрать, какой именно главный член присутствует. Если подлежащее, то речь идет о назывной конструкции, если же сказуемое — необходимо продолжить движение по пошаговой инструкции.
  3. Далее, следует работа со сказуемым. Необходимо выявить, какой именно глагольной формой оно выражено. Если это глагол действия или состояния, то речь идет о безличной конструкции. Глагол 3 л. ед./мн.ч — признак обобщенно-личного предложения. Прошедшее время мн. ч. — сигнал о том, что речь идет о неопределенно-личной конструкции. Наконец, 1 или 2 лицо — указание на искомый вариант.

https://youtube.com/watch?v=ZPbGMO-NAow

Примеры односоставных предложений

Вид предложения

Примеры

Назывные

  • Мерный шум колес, поле, ряд берез, много мутных грез.
  • Эта светлая ночь, эта тихая ночь, эти улицы, узкие, длинные.
  • Какие стройные стволы воздушно-вознесенных сосен!
  • Застывший зной. Пески. Извивы желтых линий.

Определенно-личные

  • Наполни кастрюлю снегом.
  • Брось туда же столовую ложку соли.
  • Размешай все это.
  • Едем в Субботино, на станцию, встречать гостей.
  • Спрыгиваю с саней, бросаюсь стремглав вниз, опускаюсь на одно колено в снег.

Неопределенно-личные

  • Косят сено над Байкалом.
  • Коллекционировать резные камни начали уже в эллинистическую эпоху.
  • Сферической системой координат обычно пользуются на аэродромах.

Обобщенно-личные

  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • Цыплят по осени считают.
  • Родителей не выбирают.
  • Не зная броду, не лезьте в воду.

Безличные

  • В доме было тихо.
  • Влагой и весенней прелью пахло у ручейка.
  • Запрещается снимать, повреждать или загораживать дорожные знаки.
  • Не имеется никаких данных о внутренней структуре электронов.
  • Без учета объективных условий нельзя в полной мере оценить роль, значение и место великих художников слова в истории культуры.

Безличные предложения

Эти предложения являются отдельным и очень интересным видом – в них нет и не может быть подлежащего, поэтому остается лишь одно сказуемое, которое может быть выражено различными категориями:

  • Глаголом без лица: «Светало». «Вечерело». «Смеркалось».
  • Глаголом, который раньше был личным, а потом перешел в безличную форму: «У меня чешется в носу». «Ему совсем не спится». «Вдали потемнело».
  • Категорией состояния, либо безлично-предикативным словом: «В саду было тихо». «Очень тоскливо на душе». «Душно и жарко».
  • Отрицательной частицей «ни» или словом-отрицанием «нет»: «У тебя нет совести!». «На небе ни звездочки».

Типы односоставных предложений

Все односоставные предложения делятся на две группы. В первой группе находятся предложения с подлежащим, во второй – со сказуемым.

С подлежащим

Начнем с первой группы. Бывает так, что надо просто что-то НАЗВАТЬ, например: «Утро», «Солнце». И для этого «называния» используется одно подлежащее, без сказуемого.

Если у вас односоставное предложение и в нем только подлежащее – значит оно назывное. Других типов нет.

Теперь разберем предложения, в которых есть только сказуемое.

Со сказуемым

Определенно-личные. По названию уже можно догадаться, что лицо в них известно – «определено». То есть мы точно знаем, кому приписывается действие. Например: «Потанцуй со мной» – парень это говорит не толпе, а какой-то конкретной девушке. Или: «Люблю смотреть на море» – понятно, что любит автор, который это говорит.

Неопределенно-личные. Это такое конструкции, в которых непонятно, кто является «лицом», производящим действие, например: «Звонят», «Стучат», «Вас там не обижают?», « их в Германии ждут».

Обобщенно-личные – вам надо запомнить, что к этой категории относятся пословицы и поговорки. В них может быть и третье лицо, и первое/второе: «Цыплят по осени считают», «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».

Безличные – в них лица вообще нет и быть не может. То есть действие происходит как-то само по себе. Смотрите: «Светает», «У меня нет денег», «Мне очень жаль», «Мне одиноко», «Мне весело». Кто виноват в том, что «весело», «нет денег», «жаль» и пр.? Никто. Нет «виновного лица». Предложения безличные.

Именной тип предложений

Они представлены только одним видом. Расскажем о нём более подробно.

Назывные предложения

Назывными называются такие конструкции, которые называют предмет, явление, находящиеся в настоящей действительности или на грани её.

Такие простые конструкции позволяют констатировать факт, что существует объективная действительность. Главный член здесь выражен обычно именем существительным. Существуют также виды, когда представлена спецконструкция в виде имени прилагательного, местоимения, причастия и других слов.

В этой роли разрешается использование согласованных, несогласованных и обособленных определений. Назывное предложение может быть распространено. В конструкциях нет и не может быть сказуемого как выраженного, так подразумеваемого.

Назывные односоставные предложения делятся на три типа. Они выражают:

  1. Бытийность или обыденность:
  2. Указывают (с включением указательных частиц):
  3. Бытийные картины и дают оценку:

Содержат только подлежащее, которое может распространяться лишь определениями:

Несогласованные определения могут иметь добавочное обстоятельственное и дополнительное значения:

  •   (какой? от кого?)
  • (какая? где?) (И.С.Тургенев)

Но подобные выражения встречаются редко. Обычно подобное свойственно неполным двусоставным конструкциям.

По наличию второстепенных членов назывные предложения делятся на нераспространенные и распространенные. Нераспространённое представляется исключительно подлежащим без каких-то других слов:

Часто находятся назывные конструкции в текстах художественных произведений, в разговорной речи, названиях, вывесках. В литературе назывными предложениями поэты передают свои чувства, иногда сознательно, иногда на уровне интуиции. Например, А.Блок в своём стихотворении рассказывает о своих чувствах назывными предложениями:

Кроме А.Блока, писали назывными конструкциями импрессионисты, символисты и многие другие. Встречаются они также в лирике А.Фета и Ф.И.Тютчева.

Примеры из литературы

В текстах художественных произведений известных писателей подобные синтаксические конструкции встречаются в диалогах, а также в определенном типе «Я»-повествования (то есть истории героев, рассказанной от первого лица).

Чтобы лучше понять структуру таких единиц текста, нужно проводить синтаксический разбор.

Например:

Приветствую тебя, пустынный уголок! (). В основу входит одно сказуемое в форме 1 л. ед. ч. (то есть подойдет к нему местоимение «я»). Данная конструкция является восклицательной, простой (всего одна основа), односоставной (нет одного главного члена предложения – подлежащего), определенно-личной (сказуемое в форме 1 л. ед. ч.). Кроме того, оно распространенное (помимо основы есть «тебя» – дополнение, выраженное личным местоимением, и обращение – «уголок», а также его определение «пустынный», выраженное относительным прилагательным). Далее в разборе будут употребляться сокращения.
Плывем пустынной Ладогой, //Под яркой аркой-радугой… (В.Я. Брюсов). В основу включено одно сказуемое в форме 1 л. мн. ч. (то есть к нему подходит местоимение «мы»). Данное законченное речевое высказывание является повеств. (в конце стоит многоточие), невоскл., прост. (всего одна грамматическая основа), односост. (нет одного главного члена предложения – подлежащего), определ.-лич. (сказуемое в форме 1л. мн. ч.), распр. (кроме основы есть дополнение «Ладогой», выраженное им. сущ. собственным, определение «пустынной», выраженное относительным прил., а также дополнение «аркой-радугой», выраженное сущ., и определение «яркой», выраженное прил.).
Ездили на Воробьевку, за березками? (И.С. Шмелев). Грамматическая основа состоит здесь из одного сказуемого в форме 2 л. мн. ч. (то есть к нему подходит местоимение «вы»). Это речевое высказывание является вопрос., невоскл., прост. (всего одна грамматическая основа), односост. (нет одного главного члена предложения – подлежащего), определ.-лич. (сказуемое в форме 2 л. мн. ч.), распр. (кроме основы есть обстоятельство места «на Воробьевку», выраженное сущ. собственным, а также уточняющее дополнение «за березками», выраженное сущ.).
Не торопись, не спеши, подождем.//Забудем на миг неотложное дело.//Смотри: ожила трава под дождем, //И старое дерево помолодело.(К. Симонов). Последнее четверостишие Константина Симонова является довольно интересным и самобытным примером введения определенно-личных синтаксических конструкций для усиления атмосферы стихотворения

Ясно, что лирический герой обращается к своей подруге, обращая ее внимание на такие «незначительные вещи», как сияющая росой трава после дождя, на старое дерево, ставшее вдруг молодым после спасительной влаги. Все это замечает первым только лирический герой, и главное здесь не конкретное обращение, а действия – не торопись, не спеши, подождем и т.д.

Рассматривая данное стихотворение, стоит для начала остановиться на самой первой строчке, являющейся законченным высказыванием.

Определение и примеры определенно-личных предложений

На первый взгляд, оно кажется простым, однако, обратившись к синтаксическому разбору, можно понять, что перед читателем: повествовательное (в конце стоит точка), невосклицательное, сложное (первая грамматическая основа – это однородные сказуемые «не торопись, не спеши» в форме 2 л. ед. ч., так как можно подставить местоимение «ты», а вторая – это сказуемое «подождем» в форме 1 л. мн. ч., так как легко «встраивается» «мы»).

Тогда получается, что первое и второе предложения – определенно-личные, нераспространенные (ввиду отсутствия второстепенных членов).

Вторая синтаксическая единица четверостишия по аналогии с предыдущими будет повест., невоскл., прост., односост., определ.-личн., распр.

А третье еще сложнее первого – повествовательное, невосклицательное, сложн.(в нем целых три предл.):

  1. Односоставное,определ.-личн., нераспр.
  2. Двусост., распр.
  3. Двусост., распр.

Определённо-личные предложения — это… (12 примеров)

В зави­си­мо­сти от фор­мы глагола-сказуемого сре­ди гла­голь­ных одно­со­став­ных пред­ло­же­ний выде­ля­ют определённо-личные пред­ло­же­ния.

В про­стом пред­ло­же­нии может быть толь­ко один член пред­ло­же­ния — ска­зу­е­мое. Такие пред­ло­же­ния явля­ют­ся одно­со­став­ны­ми в отли­чие от дву­со­став­ных, в кото­рых грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­став­ле­на дву­мя глав­ны­ми чле­на­ми — под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым.

Чтобы выяс­нить, что пред­ло­же­ние явля­ет­ся одно­со­став­ным определенно-личным, обра­ща­ем вни­ма­ние, в какой фор­ме пред­став­ле­но в нем ска­зу­е­мое.

Сказуемое в определенно-личных предложениях

Определенно-личные пред­ло­же­ния отли­ча­ют­ся от дру­гих видов одно­со­став­ных гла­голь­ных пред­ло­же­ний грам­ма­ти­че­ской фор­мой глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния.

Рассмотрим, как выра­жа­ет­ся ска­зу­е­мое в определённо-личных пред­ло­же­ни­ях.

В рас­смат­ри­ва­е­мых одно­со­став­ных пред­ло­же­ни­ях ска­зу­е­мое чаще все­го пред­став­ле­но фор­мой гла­го­ла пер­во­го или вто­ро­го лица един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го или буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, напри­мер:

В таких пред­ло­же­ни­ях под­ра­зу­ме­ва­ет­ся дей­ству­ю­щее лицо, кото­рое мож­но обо­зна­чить лич­ны­ми место­име­ни­я­ми пер­во­го или вто­ро­го лица:

  • я люблю;
  • мы пого­ворим.

Сказуемое в определённо-личном пред­ло­же­нии может быть выра­же­но фор­мой гла­го­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, так как извест­но, что гла­гол в таком слу­чае име­ет толь­ко фор­му вто­ро­го лица един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

  • ты не гля­ди;
  • вы забудь­те.

Как видим, осо­бен­но­стью определённо-личных пред­ло­же­ний явля­ет­ся то, что гла­голь­ное ска­зу­е­мое сво­ей лич­ной фор­мой, а имен­но окон­ча­ни­ем, ука­зы­ва­ет на опре­де­лён­ное лицо, на то, какое под­ле­жа­щее мог­ло бы быть, под­ра­зу­ме­ва­ет­ся при дан­ном ска­зу­е­мом.

Помним, что в определённо-личных пред­ло­же­ни­ях ска­зу­е­мое не может быть выра­же­но гла­го­лом в фор­ме тре­тье­го лица, так как это лицо не явля­ет­ся опре­де­лён­ным. Так же не может быть ска­зу­е­мое в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни из-за того, что гла­го­лы про­шед­ше­го вре­ме­ни не име­ют кате­го­рии лица, а толь­ко изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам:

посе­ять — посе­ял   , посе­яла, посе­яло, посе­яли.

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

Значение односоставных предложений

У большинства школьников при изучении данной темы возникают вопросы, касающиеся надобности данного вида предложений в русском языке. Многие задаются вопросами о роли и значении подобных конструкций. Ответ на эти вопросы достаточно простой

Использование односоставных предложений придает речи экспрессии, лаконичности, создает простые разговорные интонации, без которых невозможно было бы акцентировать внимание на каком-то определенном отрезке высказывания. Такая лаконичность при разговорной и письменной речи облегчает восприятие мысли автора, которому, в свою очередь, не приходится перегружать текст многочисленными местоимениями

Заключение

Таким образом, стилистическая роль односоставных предложений достаточно обширна. Односоставные личные предложения придают речи лаконизм, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений, а обобщенно-личные предложения подчеркивают типичность обозначаемого, придают сообщению характер сентенции. Использование в речи «самой пестрой», по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее употребительной группы односоставных предложений», безличных, позволяет дать выразительную характеристику физического и нравственного состояния человека, описать пейзаж, обстановку, где происходит событие, выразить различные оттенки – необходимости, возможности и т.д., сделать повествование более лиричным

Назывные предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными

Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

В течение последнего месяца я наблюдала, анализировала, как «работают» односоставные предложения в произведении Глеба Успенского. Он активно использует односоставные предложения. Наиболее употребительными оказались определенно-личные, неопределенно-личные и назывные, реже употреблялись безличные предложения. На мой взгляд, автору наиболее важны действия и состояния конкретного лица, персонажа произведения – доктора Хрипушина, Прохора Порфирыча, «темного богача» Дрыкина, сироты Алифана и многих других.

Произведение Г.Успенского было крупным вкладом писателя в демократическую литературу 60-х годов XIX века. Оно привлекает большим художественным мастерством, ярко и точно выписанными характерами, превосходным языком, многообразной интонацией авторской речи, по словам профессора Милонова, «то задушевно скорбной, то ироничной, то убийственно саркастичной». В «Нравах Растеряевой улицы» и мастерски выписанные портреты героев, и выразительные пейзажные зарисовки, и картины Растеряевой улицы в разные времена года. Но, пожалуй, особое значение для автора имеют речь его персонажей, исповедь героя (рассказ Прохора Порфирыча о начале своего жизненного пути), монолог, диалог.

17 стр., 8439 слов

Логика сценической речи

… в последние годы жизни Станиславский особенно упорно добивался точнейшего соблюдения правил логики сценической речи — расстановки логических пауз, ударений, верной передачи в звучании знаков препинания и … работы над текстом». 1. Речевые такты и логические паузы Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие …

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комфорт жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: